История развития медицины кратко. История развития медицины

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Медицина эпохи древнего мира

Гомель 2009

Составитель: Петрова, Н.П.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____

От «___»____________2009 года

для внутрикафедрального пользования

1. Тема: медицина эпохи древнего мира

2. Общее время занятий.

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй ― обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины. Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с состоянием медицины и гигиены Древнего мира.

5. Задачи занятия:

1. Рассмотреть основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.

2. Изучить особенности медицины и гигиены Древней Греции и Древнего Рима.

3. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины и гигиены в эпоху Древнего мира.

6. Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать:

― источники изучения медицины Древнего мира;

― особенности медицины и гигиены древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая);

― развитие медицины периода эллинизма.

Студент должен уметь:

― находить исторический источник;

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

― определять основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая;

― анализировать особенности медицины и гигиены периода эллинизма;

― оценить труды Гиппократа, К. Галена;

Студент должен иметь навыки:

― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Значение философии в эпоху Древнего мира для развития медицины (труды Демокрита, Платона, Аристотеля).

2. Мифология в государствах Древнего мира.

3. Санитарно-технические сооружения в государствах Древнего мира.

4. Архитектурные памятники Древних цивилизаций.

5. Древние законодательные акты.

6. Этические документы государств Древнего мира.

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Характеристика эпохи.

2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древняя Месопотамия Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

4. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.

5. Гиппократ, Гален, их значение для медицины.

9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Характеристика эпохи.

Обширная географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простиралась с запада на восток от современного Туниса - территории древнего Карфагена - до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современных Судана и Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря.

Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах Древ­него мира имело как общие черты, так и свои характерные особенности.

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира:

Изобретение письменности (с 4 - 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);

Формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теур­гического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;

Развитие представлений о происхождении болезней (связанных с приро­дой, морально-этических, религиозно-мистических);

Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие ги­гиенических навыков и традиций;

Развитие классового подхода к врачеванию;

Формирование основ врачебной этики;

Развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.

Народы и племена Древнего Востока ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Здесь же возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. Власть монарха в государствах Древнего мира не ограничивалась никакими правовыми нормами.

Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

Древняя Месопотамия: тексты выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической пе­чати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба).

Древний Египет: медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изоб­ражения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.

Древняя Индия: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения ― веды (вященные тексты ведийской религии) - «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: - «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Важным источником сведений по медицине древней Индии является Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к 9-3 векам до н. э.

Древний Китай: памятники медицинской письменности (с 3 века до н.э.) – летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. Многотомная история Древнего Китая «Ши цзи» - исторические записки, в которых говорится об успешном применении метода чжень-цзю и пульсовой диагностики; содержатся первые достоверные сведения о философских воззрениях: о гармонии между человеком и Вселенной, о тяти первоэлементах, из которых состоит Вселенная и человек.

Труды: «Трактат Желтого Императора о внутреннем», «Канон Желтого Императора о внутренней медицине» - автор не известен.

Древняя Греция: Письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.

Древний Рим: литературные памятники (труды вра­чей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум), этнография, вещественные и нумизматические источники.

Только в последние годы было дано удовлетворительное определение понятия медицины: «Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продолжения жизни 1 . В этой фразе для точности, нам кажется, следует после слова «мер» добавить слово «общества», так как по существу медицина является одной из форм деятельности общества по борьбе с заболеваниями.

Можно повторить, что врачебный опыт, медицинская наука и практика (или искусство) имеют социальное происхождение; они охватывают не только биологические знания, но и общественные проблемы. В человеческом существовании нетрудно заметить, что биологические закономерности уступают место социальным.

Обсуждение этого вопроса не является пустой схоластикой. Можно утверждать, что медицина в целом не только наука, но и практика (причем древнейшая), которая существовала задолго до развития наук, медицина как теория - не только биологическая, но и социальная наука; цели медицины - практические. Прав Б.Д. Петров (1954), утверждая, что медицинская практика и медицинская наука, возникшая в результате критического критического обобщения, неразрывно связаны.

Г.В. Плеханов подчеркивал, что влияние общества на человека, его характер и привычки бесконечно сильнее прямого влияния природы. То, что медицина и заболеваемость людей носят социальный характер, казалось бы, не вызывает сомнений. Так, Н.Н. Сиротинин (1957) указывает на тесную связь болезней человека с социальными условиями; А.И. Струков (1971) пишет, что болезнь человека - очень сложное социально-биологическое явление; а А.И. Германов (1974) считает ее «социально-биологической категорией».

Словом, социальный аспект болезней человека не вызывает сомнения, хотя каждый патологический процесс в отдельности - биологическое явление. Приведем еще высказывание С.С. Халатова (1933): «Животные реагируют на природу как чисто биологические существа. Влияние же природы на человека опосредовано социальными закономерностями». Тем не менее попытки биологизации болезни человека все еще находят защитников: например, Т.Е. Векуа (1968) отличие медицины от ветеринарии видит в «качественном отличии человеческого организма от организма животных».

Приводимые ссылки на мнения многих ученых уместны, потому что отношения пациента и доктора иногда могут создавать иллюзию, что врачевание - как бы совершенно частное дело; такое невольное заблуждение могло встречаться у нас до Великой Октябрьской социалистической революции и существует теперь в буржуазных государствах, в то время как знания и умение врача - целиком социального происхождения, так и болезнь человека обычно обусловлена образом жизни и влиянием различных факторов конкретной общественной среды; физическая среда в значительной степени также социально обусловлена.

Нельзя не напомнить о значении социалистического мировоззрения для врачебного дела и понимания болезни и понимания болезни человека. Н.А. Семашко (1928) писал, что взгляд на болезнь, как на социальное явление важен не только как правильная теоретическая установка, но и как плодотворная рабочая доктрина. От этого взгляда ведут свои научные корни теория и практика профилактики. Это учение делает из врача не ремесленника от молоточка и трубочки, а общественного работника: раз болезнь есть социальное явление, то и бороться с ней нужно не только лечебными, но и социально-профилактическими мероприятиями. Социальный характер болезни обязывает врача быть общественником.

Социально-гигиеническое исследование доказывает социальную обусловлен ность состояния здоровья людей. Достаточно вспомнить известный труд Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845) 2 . С помощью медико-биологического анализа устанавливается механизм действия факторов среды (климат, питание и т.п.) на биологические процессы в организме. Однако нельзя забывать о связи и единстве социальных и биологических условий жизни человека. Жилище, питание, производственная среда представляют собой факторы социальные по происхождению, но биологические по механизму воздействия на анатомо-физиологические особенности человека, т.е. речь идет об опосредовании организмом социальных условий. Чем выше социально-экономический уровень современного общества, тем эффективнее организация среды для условий жизни человека (даже в космосе). Поэтому метафизичны и ненаучны как биологизм, так и абстрактный социологизм при решении проблем медицины. В перечисленных фактах можно заметить решающее значение в понимании теории медицины и здравоохранения, общее мировоззрение, учет социально-экономических оснований, классовый подход.

Описание болезней в античное время и современная терминология. Практический опыт врачей накоплен в течение нескольких тысячелетий. Можно напомнить, что деятельность античных врачей совершалась уже на большом опыте предшественников. В 60 книгах Гиппократа, в которых, по-видимому, отразились и труды его учеников, обнаружено значительное число наименований внутренних болезней, которые, как предполагалось, были достаточно известны читателю. Гиппократ не описывал их симптоматологию, у него имелись только истории болезни конкретных больных и множество практических и теоретических замечаний. Отмечены, в частности, следующие, условно говоря, нозологические единицы: перипневмония (пневмония), плеврит, гнойный плеврит (эмпиема), астма, истощение (фтизис), ангины, афты, насморк, скрофулез, абсцессы различного вида (апостемы),рожа, цефалгия, френит, летаргия (лихорадка с сонливостью), апоплексия, эпилепсия, тетанус, судороги, мания, меланхолия, ишиас, кардиалгия (сердце или кардия?), желтуха, дизентерия, холера, непроходимость кишечника, нагноение живота, геморрой, артрит, подагра, камни, странгурия, отечность (асцит, отеки), лейкофлегмазия (анасарка), язвы, раки, «большая селезенка», бледность, жирная болезнь, лихорадки - непрерывная, ежедневная, терциана, квартана, жгучая лихорадка, тиф, эфемерная лихорадка.

До деятельности Гиппократа и его школы врачи различали не менее 50 проявлений внутренней патологии. Довольно длинное перечисление различных болезненных состояний и соответственно разных обозначений приведено для того, чтобы конкретнее представить большие успехи наблюдений, хотя и примитивных, врачей древних цивилизаций - более 2500 лет тому назад. Это полезно осознать и тем самым быть внимательным к тяжким трудам наших предшественников.

Положение медицины в обществе. Забота людей о лечении ранений и заболеваний существовала всегда и достигала некоторых успехов в разной степени в связи с развитием общества и культуры. В древнейших цивилизациях - за 2–3 тыс. лет до н.э. - уже существовали некоторые законодательства, регулирующие медицинскую практику, например кодекс Хаммурапи и др.

Довольно подробные сведения о древней медицине были обнаружены в папирусах Древнего Египта. Папирусы Эбертса и Эдвина Смита представляли сводку медицинских знаний. Характерным для медицины Древнего Египта была узкая специализация, существовали отдельные целители для лечения поражений глаз, зубов, головы, желудка, а также лечения невидимых болезней (!) (возможно, они относятся к внутренней патологии?). Эта крайняя специализация считается одной из причин, задержавших прогресс медицины в Египте.

В Древней Индии наряду со многими эмпирическими достижениями медицины хирургия достигла особенно высокого уровня (снятие катаракты, удаление камней из мочевого пузыря, пластика лица и т.д.); положение целителей, по-видимому, всегда было почетным. В Древнем Вавилоне (по кодексу Хаммурапи) была высокая специализация, а также были государственные школы целителей. В Древнем Китае существовал обширный опыт врачевания; китайцы были первыми фармакологами в мире, они уделяли большое внимание профилактике болезней, считая, что настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь; их целители различали около 200 видов пульса из них 26 для определения прогноза.

Повторяющиеся опустошительные эпидемии, как, например, чума, временами парализовали население страхом перед «божественным наказанием». «В древности медицина, по-видимому, была настолько высока и польза ее настолько очевидна, что врачебное искусство входило в религиозный культ, составляло принадлежность божества» (Боткин С.П., изд. 1912). В начале европейской цивилизации, со времени античного периода Древней Греции вместе с исключением религиозных воззрений на болезни медицина получила самую высокую оценку. Свидетельством этого было высказывание драматурга Эсхила (525–456 гг.) в трагедии «Прометей», в которой главный подвиг Прометея состоял в научении людей оказывать лечебную помощь.

Параллельно с храмовой медициной существовали врачебные школы достаточно высокой квалификации (Косская, Книдсская школы), помощь которых была особо очевидна в лечении травмированных или раненых людей.

Положение медицины и лечебной помощи, в частности в эпоху римского владычества, было очень низким. Рим был наводнен множеством самозванных целителей, часто мошенников, и выдающиеся ученые того времени, например Плиний старший, называли врачей отравителями римского народа. Следует отдать должное государственной организации Рима в попытках улучшения гигиенических условий (знаменитые водопроводы Рима, клоака Максима и т.п.).

Средние века в Европе по существу ничего не дали для теории и практики медицины. К этому еще следует отметить, что проповедь аскетизма, презрение к телу, забота главным образом о духе не могли способствовать развитию лечебных приемов, за исключением открытия отдельных домов призрения для больных и издания редких книг о лечебных растениях, например книги XI века М. Флоридуса «О свойствах трав» 3 .

Освоение медицинских знаний, как и всякое обучение, соответствовало общепринятому схоластическому методу. Студенты-медики обязаны были первые 3 года изучать логику, затем уже книги канонизированных авторов; врачебной практики не было в учебном плане. Такое положение, например, было даже официально установлено в XIII веке и в последующее время.

В начале эпохи Возрождения мало было изменений в учебе по сравнению со средними веками, занятия были почти исключительно книжные; схоластика, нескончаемые абстрактные словесные хитросплетения переполняли головы учащихся.

Необходимо, однако, отметить, что наряду с весьма повышенным интересом к рукописям древности начались усиленные научные изыскания вообще и изучение строения человеческого организма в частности. Первым исследователем в области анатомии был Леонардо да Винчи (его изыскания остались скрытыми несколько столетий). Можно отметить имя Франсуа Рабле - великого сатирика и врача. Он публично произвел вскрытие трупа и проповедовал необходимость изучения анатомии умерших за 150 лет до рождения «отца патологической анатомии» Г. Морганьи.

О государственной организации обучения и здравоохранения в эту эпоху мало известно, переход от мрачного средневековья к новой медицине совершался медленно.

Положение медицинской помощи в XVII–XVIII веках было довольно жалким, бедность знаний маскировалась заумными рассуждениями, париками и торжественными мантиями. Это положение врачевания достаточно правдиво изображено в комедиях Мольера. Существовавшие больницы давали скудную помощь больным.

Только во время Великой французской революции 1789 г. начинается государственная регламентация медицинского образования и помощи; так, например, с 1795 г. по декрету было введено обязательное обучение студентов у постели больных .

С возникновением и развитием капиталистического общества медицинское образование и положение практического врача приняли определенные формы. Обучение медицинскому искусству - платное, а в некоторых государствах - даже очень дорогое. Больной лично платит врачу, т.е. покупает его умение и знания для восстановления своего здоровья. Следует отметить, что большинство врачей руководствуются гуманными убеждениями , но в условиях буржуазной идеологии и быта они должны продавать свой труд пациентам (так называемый гонорар). Эта практика иногда приобретает отвратительные черты «чистогана» у врачей вследствие стремления к все большей наживе.

Положение целителя в первобытных общинах, среди племени, было почетным.

В полудиких условиях, не так уж давно, безуспешное лечение приводило к смерти и врача. Например, в царствование царя Ивана IV два зарубежных врача были казнены в связи со смертью леченных ими царевичей, они были зарезаны «аки овцы».

Позже, в период крепостничества, пережитков феодализма, отношение к врачу часто было пренебрежительное. Еще в конце XIX века В. Снегирев писал: «Кто не помнит, как врачи стояли у притолоки, не смея сесть…» Г.А. Захарьину принадлежит честь борьбы против унижения врачей.

Положение «купли-продажи» в медицинской практике было в дореволюционной России. Отклонение деятельности врача от правил гуманности (иногда и от элементарной честности) отмечено в сочинениях Д.И. Писарева, А.П. Чехова и др. Однако врачам и широкой общественности известны жизнь и идеальное поведение большинства врачей (например Ф.П. Гааза и др.), а также поступки врачей-ученых,подвергавших себя опасным для жизни экспериментам для развития науки, знакомы имена многочисленных врачей России, добросовестно работавших на селе. Однако практика буржуазных отношений всюду преобладала, особенно в городах.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала новые, самые гуманные правила медицинской практики. Все отношения врача и больного, искаженные буржуазной идеологией и практикой, круто изменились. Создание системы государственного здравоохранения, обеспечивающего бесплатную медицинскую помощь, установило новые отношения врача и больного.

Забота о здоровье населения у нас составляет одну из важнейших задач государства, а врач стал исполнителем этой серьезной задачи. В СССР врачи не являются людьми так называемой свободной профессии, а общественными деятелями, работающими в определенной социальной области. Соответственно изменились и взаимоотношения между врачом и пациентом.

В заключение, упоминая о высокой ценности врачебной профессии, следует напомнить начинающим врачам или учащимся, что эта деятельность трудна как по возможностям успеха, так и той обстановке, в которой придется жить врачу. О некоторых трудностях нашего труда красноречиво писал еще Гиппократ (изд. 1936): «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей - благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими - печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной. Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же, благодаря искусству, освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти, ибо против всего этого медицина является целительницей. Но слабые стороны этого искусства трудно узнать, а сильные - легко, и эти слабые стороны известны одним врачам…»

Почти все высказанное Гиппократом достойно внимания, тщательного продумывания, хотя эта речь, по-видимому, больше обращена к согражданам, чем к врачам. Тем не менее будущий врач должен взвесить свои возможности - естественное движение помощи страдающим, неизбежную обстановку тяжелых зрелищ и переживаний.

Трудности медицинской профессии ярко описали А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков; их переживания полезно продумать каждому врачу - они дополняют сухое изложение учебников. Знакомство с художественными описаниями медицинских тем совершенно необходимо для повышения культуры врача; Е.И. Лихтенштейн (1978) дал хорошую сводку высказываний писателей об этой стороне нашей жизни.

К счастью, в Советском Союзе врач не является «кустарем-одиночкой», зависимым от органов полиции или самодуров российских, а представляет собой труженика, достаточно почитаемого, участника государственной системы здравоохранения.

1 БСЭ, 3-е изд.- Т. 15.- 1974.- C. 562.

2 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-изд.- Т. 2.- C. 231–517.

3 Одо из Мена/ Под ред. В.Н. Терновского.- М.: Медицина, 1976.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Медицина — одна из важнейших наук в жизни человека и всего живого на Земле. Первые диагнозы ставили при помощи наблюдений за первыми симптомами заболевания. Эту информацию мы узнаем из источников, древнейших рукописей великих врачей тех времен, которые передавались тысячелетиями из поколения в поколение.

В древние, первобытные времена, люди не могли понять что такое болезнь, от чего она возникает и как ее побороть. Они страдали от холода, сырости, голода и очень рано погибали, пугались внезапной смерти. Люди не понимали естественных причин происходящего и считать это мистикой, проникновением в человека злых духов. При помощи магии, колдовства первобытные люди пытались:

  • устранить недуг;
  • связаться с потусторонними силами;
  • найти ответы на интересующие вопросы.

Этим занимались, так называемые, шаманы, колдуны и знахари, которые одурманиванием, плясками с бубном доводили себя до экстаза и устанавливали связь с потусторонним миром. Они пытались изгнать злых духов с помощью шумов, плясок, песнопений, даже меняли больному имя.

Зарождение предмета медицины

Затем первобытные люди стали наблюдать за ходом и течением заболевания, начинали понимать после чего возникает недуг и что становится его причиной, стали использовать случайные средства или приемы и понимали, что благодаря им устраняется боль, при помощи рвоты человеку становилось легче, и так далее. По такому принципу развивалось первое врачевание.

Пляски с бубном были методом лечения

Современные археологи обнаружили остатки костей людей с такими поражениями, как:

  • остеомиелит;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • переломы;
  • искривления;
  • деформации.

Это говорит о том, что в те времена уже существовали данные заболевания, но их не лечили, просто не зная как. В средние века медицина не стояла на месте, и к тому времени люди стали более или менее различать заболевания и изолировали заразных пациентов. В связи с Крестовыми походами люди стали эмигрировать, таким способом болезни распространялись, что способствовало образованию эпидемий. Открылись первые лазареты и госпитали при монастырях.

Первые врачи в истории медицины

Важнейший вклад в историю сделал Гиппократ, который жил в 460-377 году до н. э. Его учения состояли в том, что заболевания — это не воздействие злых духов, а скорее влияние природы на организм, образа жизни человека, привычек и характера, климата. Он научил докторов того времени ставить диагнозы после тщательного наблюдения за пациентом, осмотра, сбора анамнеза.


Первый врач и целитель

Это первый ученый, кто разделил человечество на всеми нам известные темпераменты, трактовал значение каждого:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • меланхолик;
  • флегматик.

Интересно! В те времена церковь имела огромное значение и влияние на науку. Она запретила вскрытие и исследование трупов, что значительно тормозило развитие медицины. Но это не мешало делать Гиппократу великие открытия и добиться народного звания: «Отец медицины».

Гиппократ лечил людей щадящими, гуманными методами, тем самым, давая шанс организму самостоятельно бороться с недугом. Он диагностировал огромное множество заболеваний разной сложности, благодаря своим наблюдениям. Методы его лечения используют и по сей день. Этот прекрасный специалист имеет полное право называться Первым Врачом в мире.

Гиппократ стал так же известен своей клятвой. В ней шла речь о нравственности, ответственности и главных правилах врачевания. В клятве, которую написал Великий Врач, он пообещал помочь каждому, кто попросит о помощи, ни в коем случае не дать смертельного лекарственного средства больному, если он того попросит и ни в коем случае умышленно не навредит ему, что и является главным правилом медицины и по сей день.

Существует великое множество теорий ее возникновения, по некоторым источникам известно, что клятва не принадлежала Великому Врачу, но в её основе лежат многие его заповеди, которые пользуются популярностью в наше время.

Медсестра Флоренс Найтинглейл

Наряду с великим Гиппократом можно поставить всеми известную медсестру, сделавшую большой вклад в историю медицины — Флоренс Найтинглейл, так званую «Женщину с лампой». За свой счет она открыла множество госпиталей и лечебниц, начиная от Шотландии, заканчивая Австралией. Флоренс черпала свои знания из разных уголков планеты, словно крупинки собирая каждый навык.

Она родилась в Италии, 13 мая в 1820 году в городе Флоренция, в честь которая и была названа. Флоренс отдавала всю себя профессии даже в своем преклонном возрасте. Не стало ее 1910 года в возрасте 90 лет. В дальнейшем день ее рождения был назван «Днем медицинской сестры». В Великобритании «Женщина с лампой» — является народной героиней и иконой доброты, милосердия и сострадания.

Хирург, который впервые провёл операцию с наркозом

Огромный вклад в развитие медицины сделал всеми известный врач Николай Иванович Пирогов. Русский естествовед, военно-полевой хирург, профессор и ученый.
Профессор прославился своей необычайной доброй и милосердием. Малоимущих студентов учил абсолютно безвозмездно. Он первый, кто осуществил первую операцию с эфирным наркозом.

Во время Крымской войны, было прооперировано свыше 300 больных. Это и стало одно из великих открытий в мировой хирургии. Перед тем, как практиковаться на людях, Николай Иванович провел достаточное количество опытов на животных. В 14-19 веках церковь осуждала наркоз, как метод обезболивания организма. Она считала, что все испытания, которые дает Бог свыше, люди должны выдержать, в том числе и боль. Обезболивание считалось нарушением Божьих законов.

Интересно! В Шотландии жену лорда приговорили к смертной казни, за то, что та во время родов попросила какой-нибудь успокаивающий препарат. Это было в 1591 году. Также в 1521 году в Гамбурге, казнили доктора за то, что он переоделся в акушерку и оказывал помощь роженице. Отношение церкви к обезболиванию было категоричным — это грех, за который нужно наказывать.

Поэтому изобретение Николая Ивановича Пирогова было спасением человечества от нестерпимой боли, которая зачастую и являлась причиной смерти. Великий хирург во время войны сделал уже современную гипсовую повязку. После окончания военных действий Пирогов открыл больницу, где не было частной практики, он лечил бесплатно всех, кто нуждался в его помощи. Николай Иванович вылечил множество больных с разными диагнозами, но единственную болезнь он так и не смог победить — свою собственную. Великий врач умер в 1881 году от рака легких.

Об истории медицины можно говорить вечно и перечислять великих первооткрывателей таких как:

  • Вильгельм Конрад Рентген;
  • Уильям Харви (первый ученый, который выяснил, что благодаря работе сердца, работает организм);
  • Фредерик Хопкинс (значение витаминов в организме, их вред и последствие их недостатка).

Все эти великие люди имеют прямое отношение к истории общей медицины.

Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.

История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.

Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.

В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.

Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.

На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.

Медицина — одна из важнейших наук в жизни человека и всего живого на Земле. Первые диагнозы ставили при помощи наблюдений за первыми симптомами заболевания. Эту информацию мы узнаем из источников, древнейших рукописей великих врачей тех времен, которые передавались тысячелетиями из поколения в поколение.

В древние, первобытные времена, люди не могли понять что такое болезнь, от чего она возникает и как ее побороть. Они страдали от холода, сырости, голода и очень рано погибали, пугались внезапной смерти. Люди не понимали естественных причин происходящего и считать это мистикой, проникновением в человека злых духов. При помощи магии, колдовства первобытные люди пытались:

  • устранить недуг;
  • связаться с потусторонними силами;
  • найти ответы на интересующие вопросы.

Этим занимались, так называемые, шаманы, колдуны и знахари, которые одурманиванием, плясками с бубном доводили себя до экстаза и устанавливали связь с потусторонним миром. Они пытались изгнать злых духов с помощью шумов, плясок, песнопений, даже меняли больному имя.

Зарождение предмета медицины

Затем первобытные люди стали наблюдать за ходом и течением заболевания, начинали понимать после чего возникает недуг и что становится его причиной, стали использовать случайные средства или приемы и понимали, что благодаря им устраняется боль, при помощи рвоты человеку становилось легче, и так далее. По такому принципу развивалось первое врачевание.

Пляски с бубном были методом лечения

Современные археологи обнаружили остатки костей людей с такими поражениями, как:

  • остеомиелит;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • переломы;
  • искривления;
  • деформации.

Это говорит о том, что в те времена уже существовали данные заболевания, но их не лечили, просто не зная как. В средние века медицина не стояла на месте, и к тому времени люди стали более или менее различать заболевания и изолировали заразных пациентов. В связи с Крестовыми походами люди стали эмигрировать, таким способом болезни распространялись, что способствовало образованию эпидемий. Открылись первые лазареты и госпитали при монастырях.

Первые врачи в истории медицины

Важнейший вклад в историю сделал Гиппократ, который жил в 460-377 году до н. э. Его учения состояли в том, что заболевания — это не воздействие злых духов, а скорее влияние природы на организм, образа жизни человека, привычек и характера, климата. Он научил докторов того времени ставить диагнозы после тщательного наблюдения за пациентом, осмотра, сбора анамнеза.

Первый врач и целитель

Это первый ученый, кто разделил человечество на всеми нам известные темпераменты, трактовал значение каждого:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • меланхолик;
  • флегматик.

Интересно! В те времена церковь имела огромное значение и влияние на науку. Она запретила вскрытие и исследование трупов, что значительно тормозило развитие медицины. Но это не мешало делать Гиппократу великие открытия и добиться народного звания: «Отец медицины».

Гиппократ лечил людей щадящими, гуманными методами, тем самым, давая шанс организму самостоятельно бороться с недугом. Он диагностировал огромное множество заболеваний разной сложности, благодаря своим наблюдениям. Методы его лечения используют и по сей день. Этот прекрасный специалист имеет полное право называться Первым Врачом в мире.

Гиппократ стал так же известен своей клятвой. В ней шла речь о нравственности, ответственности и главных правилах врачевания. В клятве, которую написал Великий Врач, он пообещал помочь каждому, кто попросит о помощи, ни в коем случае не дать смертельного лекарственного средства больному, если он того попросит и ни в коем случае умышленно не навредит ему, что и является главным правилом медицины и по сей день.

Существует великое множество теорий ее возникновения, по некоторым источникам известно, что клятва не принадлежала Великому Врачу, но в её основе лежат многие его заповеди, которые пользуются популярностью в наше время.

Медсестра Флоренс Найтинглейл

Наряду с великим Гиппократом можно поставить всеми известную медсестру, сделавшую большой вклад в историю медицины — Флоренс Найтинглейл, так званую «Женщину с лампой». За свой счет она открыла множество госпиталей и лечебниц, начиная от Шотландии, заканчивая Австралией. Флоренс черпала свои знания из разных уголков планеты, словно крупинки собирая каждый навык.

Она родилась в Италии, 13 мая в 1820 году в городе Флоренция, в честь которая и была названа. Флоренс отдавала всю себя профессии даже в своем преклонном возрасте. Не стало ее 1910 года в возрасте 90 лет. В дальнейшем день ее рождения был назван «Днем медицинской сестры». В Великобритании «Женщина с лампой» — является народной героиней и иконой доброты, милосердия и сострадания.

Хирург, который впервые провёл операцию с наркозом

Огромный вклад в развитие медицины сделал всеми известный врач Николай Иванович Пирогов. Русский естествовед, военно-полевой хирург, профессор и ученый.
Профессор прославился своей необычайной доброй и милосердием. Малоимущих студентов учил абсолютно безвозмездно. Он первый, кто осуществил первую операцию с эфирным наркозом.

Во время Крымской войны, было прооперировано свыше 300 больных. Это и стало одно из великих открытий в мировой хирургии. Перед тем, как практиковаться на людях, Николай Иванович провел достаточное количество опытов на животных. В 14-19 веках церковь осуждала наркоз, как метод обезболивания организма. Она считала, что все испытания, которые дает Бог свыше, люди должны выдержать, в том числе и боль. Обезболивание считалось нарушением Божьих законов.

Интересно! В Шотландии жену лорда приговорили к смертной казни, за то, что та во время родов попросила какой-нибудь успокаивающий препарат. Это было в 1591 году. Также в 1521 году в Гамбурге, казнили доктора за то, что он переоделся в акушерку и оказывал помощь роженице. Отношение церкви к обезболиванию было категоричным — это грех, за который нужно наказывать.

Поэтому изобретение Николая Ивановича Пирогова было спасением человечества от нестерпимой боли, которая зачастую и являлась причиной смерти. Великий хирург во время войны сделал уже современную гипсовую повязку. После окончания военных действий Пирогов открыл больницу, где не было частной практики, он лечил бесплатно всех, кто нуждался в его помощи. Николай Иванович вылечил множество больных с разными диагнозами, но единственную болезнь он так и не смог победить — свою собственную. Великий врач умер в 1881 году от рака легких.

Об истории медицины можно говорить вечно и перечислять великих первооткрывателей таких как:

  • Вильгельм Конрад Рентген;
  • Уильям Харви (первый ученый, который выяснил, что благодаря работе сердца, работает организм);
  • Фредерик Хопкинс (значение витаминов в организме, их вред и последствие их недостатка).

Все эти великие люди имеют прямое отношение к истории общей медицины.