Реабилитационные центры для детей с овз. Современные проблемы науки и образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

Реферат

по дисциплине «Социальная работа в учреждениях, органах и службах социального обслуживания»

на тему «Реабилитационные центры: содержание и особенности работы»

Выполнила:

Исмагилова Ю.Р.

Проверила:

Панова Л.А.

Уфа - 2015 г.

Введение

Глава 1. Общая характеристика реабилитационных центров

1.1 Определение понятий «реабилитация» и «реабилитационный центр»

1.2 Назначение и принципы реабилитации больных

1.3 Виды реабилитации и реабилитационных центров

Глава 2. Специфика деятельности реабилитационных центров на примере «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан

2.1 «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан

2.2 Структура реабилитационного центра

2.3 Реабилитационные центры города Уфы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.

Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. С целью повышения уровня адаптации и здоровья инвалидов, в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений.

Глава 1. Общая характеристика реабилитационных центров

1.1 Определение понятий «реабилитация» и «реабилитационный центр»

Реабилитационный центр -- это организация, занимающаяся физическим, психологическим, социальным и нравственно-духовным восстановлением людей (реабилитантов), перенесших инвалидизирующие болезни нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств и т.д., а также имеющих психические и поведенческие расстройства.

Реабилитация, или восстановительное лечение, - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью ежедневного ухода за больным. При восстановительном уходе необходимо помогать больным, но не делать ничего за них. Больной по возможности должен самостоятельно выполнять правила общей гигиены, принимать пищу. Возможен вариант, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни. Вовлечение больного в трудовую деятельность поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.

Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т. д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.

1.2 Назначение и принципы реабилитации больных

В реабилитационных центрах проводится комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

К частным задачам реабилитационных центров относятся:

Восстановление бытовых возможностей больного, т.е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

Восстановление трудоспособности, т.е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;

Предупреждение развития паталогических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т.е. осуществление мер вторичной профилактики.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников не запрещенных законодательством Российской Федерации (Закон РФ «О социальной защите инвалидов»).

Принципы осуществления реабилитации больных:

1. Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).

2. Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).

3. Непрерывность (восстановительное лечение проводится начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).

1.3 Виды реабилитации и реабилитационных центров

Виды реабилитации:

1. Медицинская реабилитация - восстановление здоровья больного при помощи комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных функций. Включает:

1) физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия);

2) механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия);

3) массаж;

4) традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия);

5) психотерапия;

6) логопедическая помощь;

7) лечебная физкультура;

8) реконструктивная хирургия;

9) протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь);

10) санаторно-курортное лечение;

11) технические средства реабилитации;

12) информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

2. Социальная реабилитация - это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

3. Социально-бытовая адаптация:

1) информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи;

2) обучение пациента самообслуживанию;

3) адаптационное обучение семьи пациента;

4) обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

5) организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида);

6) беспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента);

7) сурдотехника;

8) тифлотехника;

9) технические средства реабилитации.

4. Социально-средовая реабилитация:

1) проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

2) осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости);

3) содействие в решении личных проблем;

4) консультирование по правовым вопросам;

5) обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

5. Профессиональная реабилитация - разрешение вопросов трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения работоспособности больных.

1) профориентация (профинформирование, профконсультирование);

2) психологическая коррекция;

3) обучение (переобучение);

4) создание специального рабочего места инвалида;

5) профессионально-производственная адаптация.

Организации, в которых реализуется восстановительно-медицинская, психологическая, социально-психотерапевтическая помощь, можно разделить по профильному принципу:

Кардиореабилитационные центры;

Нейрореабилитационные центры;

Центры ортопедической реабилитации;

Реабилитационные центры для зависимых;

Военно-медицинские реабилитационные центры;

Центры медико-психологической реабилитации.

Глава 2. Специфика деятельности реабилитационных центров на примере «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан

2.1 «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан

Проблемы детской инвалидности являются в Республике Башкортостан делом государственной важности.

При активном участии администрации г. Уфы в 2004 году был открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитационный центр осуществляет мероприятия по комплексной медицинской реабилитации и интеграции детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения и до 18 лет.

Целью деятельности Реабилитационного центра является оказание медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления социального статуса ребенка-инвалида.

Директор - доктор Минибаев Равиль Кавсарович.

В своей работе Реабилитационный центр придерживается следующих положений: раннее начало, индивидуальный подход, непрерывный комплекс реабилитационных мероприятий.

Адрес: 450057 ул. Октябрьская революция, 73/1 тел. 273-16-78. Остановка транспорта "Завод горного оборудования".

Для поступления в РЦ необходимо предоставить следующие документы:

Для ребёнка:

1) Индивидуальная программа реабилитации

2) Амбулаторная карта

3) Справка МСЭ (розовая)

4) Страховой полис

5) Пенсионное удостоверение

6) Справка от врача-педиатра об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями (срок годности 21 день)

7) Общий анализ крови (сроком 2 недели)

8) Анализ кала на диз. группу (детям до 2 лет, срок годности 2 недели)

9) Анализ из зева и носа на дифтерийное носительство (ВL, действителен 1 год)

10) Флюорография детям старше 15 лет (действ. 1 год)

11) Анализ кала на яйца глист (срок годности 2 недели)

Для сопровождающего:

1. Анализ кала на диз. группу (срок годности 2 недели)

2. Флюорография (действительна 1 год)

3. Анализ из зева и носа на дифтерийное носительство (ВL, действителен 1 год).

2.2 Структура реабилитационного центра

Структура реабилитационного центра представлена работой пяти отделений:

1.Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;

2.Отделение медико-социальной реабилитации;

3.Отделение психолого-педагогической реабилитации;

4.Отделение дневного пребывания (23 койки);

5.Стационарное отделение с круглосуточным пребыванием (10 коек)

Оборудованы тренажерный, кружковой и актовый залы, физиокабинет, кабинет психолога, дефектолога, стоматолога, имеется столовая на 30 посадочных мест.реабилитация восстановительный ограниченный здоровье

Центр оснащен современным медицинским, физиотерапевтическим оборудованием:

1.Установка для гипокситерапии «Горный воздух»- предназначен для профилактики и лечения заболевания также для повышения защитных сил организма человека;

2.«Стабилан- 01» слабило- анализатор компьютер с биологически обработанной связью предназначенный для регистрации, обработки и анализа перемещения центра давления человека на плоскость опоры и ритмограмм сердца с целью выявления реабилитаций двигательно- координальных нарушений у взрослых и детей;

3.Рефлекторно- нагрузочное устройство «Гравистат». Метод заключается в воздействия на мозговые структуры импульсации возникающего при выполнений пациентом произвольных движении в устройстве «Гравистан»;

4.Адаптивный корректор движения «Аккорд»- комплекс разработан для многоканальной программируемой электростимуляции мышц при ходьбе, «метод искусственной коррекций движения и др.

Отделение диагностики и разработки программ медико-социальной реабилитации.

Целью деятельности отделения являются обеспечение непрерывного, эффективного процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями, обеспечение их максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду. Отделение предназначено для поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий.

Направления работы:

1.Выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проведение первичной социальной диагностики семей, сбор информации о семьях, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка.

2. Координация совместных действий медицинских, социальных, образовательных, спортивных и иных учреждений в целях обеспечения реализации индивидуальных программ реабилитации.

3. Информирование по социально-правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам.

Специалисты: врач-физиотерапевт, врач-педиатр, врач-педиатр, врач-фукциональной диагностики, врач-офтальмолог, врач-стоматолог, главная медицинская сестра, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра, медицинский регистратор, диет-сестра. В отделении работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, проводят специалисты по социальной работе.

Отделение медико-социальной реабилитации.

Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий.

В задачи отделения медико-социальной реабилитации входит своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг, с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния, детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями.

В комплекс восстановительной терапии входят: консультации врачей-специалистов, медикаментозное лечение, лечебная физкультура, медицинский массаж, гидромассаж, физиотерапия.

Зал лечебной физкультуры оборудован тренажерами, мягкими модулями, беговыми дорожками, сухим бассейном.

На базе кабинета лечебной физкультуры проводится немедикаментозная профилактика заболеваний ОРВИ, повышения иммунитета, с применением метода "Дыхательная гимнастика" и точечный массаж, которые проводятся с детьми в виде групповых занятий.

Физиотерапевтический кабинет оснащен современным оборудованием, позволяющим оказывать помощь детям со всеми заболеваниями. Имеются аппараты для проведения: гальванизации, амплипульстерапии, ультразвуковой терапии, магнитотерапии.

Специалисты: инструктор-методист ЛФК, медицинские специалисты по массажу, медицинская сестра по физиотерапии, врач-педиатр, невропатолог, травматолог-ортопед.

Отделение психолого-педагогической реабилитации.

Отделение психолого-педагогической реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ реабилитации детей и подростков в части психолого-социальных и социально - педагогических мероприятий.

Дети занимаются в специально оборудованных кабинетах: лечебно-трудовых мастерских, психо-эмоциональной разгрузки, дефектолога, логопеда, социального педагога.

Реабилитационным центром организовываются экскурсии, посещения культурно массовых мероприятии города Уфы.

Задачи специалистов центра обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной жизни.

Отделение проводит:

1.Организацию психолого-социальных, социально-педагогических мероприятий;

2.Проведение психолого-педагогической реабилитации;

3.Оказание консультативно - методической помощи, диагностики и психокоррекции.

4.Оказание психологической помощи семье инвалида; Психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно - психической напряженности у детей и подростков;

5.Разработка плана мероприятий по реабилитации совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями образования, культуры и спорта.

6.Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников отделения.

Специалисты: дефектолог, логопед, педагог-психолог, инструктор по труду;

социальный педагог, специалист по социальной работе.

1. Логопеды.

Направления работы:

Выявление и коррекция речевых нарушений по средствам специального коррекционного обучения;

Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

Формирование произношения, навыков дифференциации звуков;

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза слов;

Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

2. Учителя-дефектологи.

Направления деятельности:

Формирование и развитие сенсорных и сенсомоторных навыков;

Формирование пространственно-временных представлений;

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Формирование и развитие различных видов мышления.

С родителями: консультирование родителей, обучение их приёмам работы с детьми и пособиями;

Со специалистами: консультирование специалистов по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

С детьми: проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции отдельных сторон психической деятельности, по совершенствованию движений и сенсомоторных навыков.

Отделение дневного пребывания.

В отделении дневного пребывания еженедельно проводятся медико-педагогические консилиумы, в ходе которых активно используется рабочий материал специалистов, дневники наблюдений, результаты деятельности ребенка, осуществляется обсуждение хода выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка, поиски новых способов и средств совместной работы по реабилитации ребенка.

В отделении ведется работа по социально-культурной реабилитации детей: проводятся различные культурно-массовые мероприятия, конкурсы, концерты, с активным участием родителей.

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:

детская поликлиника;

детская библиотека;

дома детского творчества;

МГГУ им. Шолохова;

Уфимский авиационный техникум;

Школа-лицей №1;

Подростковый клуб «Яшлек»;

Студия детского творчества «Салям»;

Башкирский молодёжный театр;

Башкирский драматический театр;

Кинотеатр «Смена».

Специалисты:

Педагог. Направления деятельности:

1.Работа по защите прав ребенка.

2.Работа по социальному развитию личности ребенка.

3.Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации.

4.Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

5.Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

6.Работа с ближайшим окружением.

Формы работы.

С педагогами: консультации; работа в методическом объединении; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; работа в методобъединении.

С родителями: анкетирование; индивидуальные беседы и консультации; родительские собрания; «круглые столы» с родителями;

С детьми: занятия по правам ребенка; индивидуальные занятия на развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовке руки к письму; индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков самообслуживания; индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков социально-приемлемого поведения в обществе; театрализованные постановки совместно с детьми; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (поход в планетарий, кинотеатр, ботанический сад, зоопарк и т.д.).

Педагог-психолог. Направления деятельности:

1.Психологическое просвещение - повышение психологической культуры сотрудников и родителей. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки литературы, беседы, семинары, буклеты.

2.Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая работа психологов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в РЦ.

3.Психологическая диагностика - психологическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме обследования актуального уровня психического развития психики и психологического сопровождения ребенка во время пребывания ребенка в РЦ.

4.Психологическая коррекция - целенаправленная систематическая работа психологов с детьми по коррекции психических отклонений, осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, а также в форме тренингов для родителей и сотрудников.

5.Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Стационарное отделение.

В стационарном отделении реализуются программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической, психолого-педагогической направленности в условиях круглосуточного пятидневного пребывания детей в Реабилитационном центре. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков по состоянию здоровья, возрасту и полу. Численность детей и подростков в группе не превышает десяти человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации. В одном отделении образовано не более пяти реабилитационных групп. Сотрудники отделения обеспечивают учебную, лечебно-реабилитационную, познавательную, трудовую, игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей и подростков, а также процесс возможного самообслуживания. Занятия в отделении проводятся в групповой и в индивидуальной форме.

Специалисты:

Педагог - психолог.

Инструктор по труду. Направления работы:

1.Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки;

2.Учить способам изображения предметов; явлений, передавая форму, пропорцию и расположение частей;

3.Учить сочетать различные приемы при работе с различными материалами;

4. Использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Социальный педагог. Направления работы:

1.Работа по социальному развитию личности ребенка.

2.Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

3.Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

4.Работа с ближайшим окружением.

5.Оказание комплексной помощи в саморазвитии в процессе восприятия окружающего мира и адаптации в нем.

Форма работы: с педагогами (семинары; работа в методическом объединениях), с родителями (анкетирование; индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания; "круглые столы" с родителями), с детьми:

Занятия по правам ребенка;

Индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков самообслуживания;

Индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков социально-приемлемого поведения в обществе;

Театрализованные постановки совместно с детьми стационара;

Организация экскурсий по ознакомлению с социумом.

2. 3 Реа билитационные центры города Уфы

1. Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, ГБУ (г. Уфа). Адрес: Октября проспект, 133/2.

2.Путь преодоления, реабилитационный центр, Офис (г. Уфа). Адрес: Карла Маркса, 58

3. ВЭЛМ, реабилитационная клиника (г. Уфа). Адрес: Юрия Гагарина (Октябрьский), 56. 4.Журавушка, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (г. Уфа). Адрес: Кремлёвская, 29.

5.Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов (г. Уфа). Адрес: Авроры, 18 к1.

6. Луч, реабилитационный центр спортсменов-инвалидов по зрению (г. Уфа). Адрес: Менделеева, 155.

7. Барди, центр реабилитации и адаптации детей инвалидов (г. Уфа). Адрес: Фабричная, 22.

8. Городской реабилитационный центр (г. Уфа). Адрес: Октябрьской Революции, 73/1.

9. Дорожный центр восстановительной медицины и реабилитации, ОАО РЖД (г. Уфа). Адрес: Союзная, 35.

10. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (г. Уфа). Адрес: Рядовая, 14.

11. Реабилитационный центр, МУП (г. Уфа). Адрес: Карла Маркса, 51/1.

12. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Уфе (г. Уфа). Адрес: 50 лет СССР, 27/1.

13. Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, ГБУ (г. Уфа). Адрес: Георгия Мушникова, 20.

14. Путь преодоления, реабилитационный центр (г. Уфа). Адрес: Гончарная, 11.

15. Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, ГБУ (г. Уфа). Адрес: Коммунистическая, 107/109.

Заключение

Реабилитация является не роскошью или излишеством для лиц с ограниченными возможностями, а важной, необходимой задачей. Целенаправленный характер системы реабилитации служит прежде всего в интересах самого инвалида, его близких и всего общества. Количество инвалидов растёт, эта проблема актуальна и с экономической точки зрения.

Данные научно методической литературы показали, что индивидуальные реабилитационные программы включают мероприятия профессионального и социальный аспектов.

В работе изучены и отражены основы реабилитации инвалидов, в частности, закон о социальной защите инвалидов, основ физической и медицинской реабилитации, психолого-педагогических особенностей, физкультурно-оздоровительного направления (адаптивный спорт) и т.д.

В работу специалистов включаются также вопросы организации просветительной и массово-воспитательной работы с детьми-инвалидами, их родителями, учащимися, студентами, трудовыми коллективами.

Список использованной литературы

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.

2.Блохина С.И., Козлова В.П., Старишнова А.Л. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.

3.Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Издат. Центр «Академия», 2005. - 304с.

4. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. - 576с.

5. Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. - М. - 2012.

6.Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска// Работник социальной службы. 2002. № 3

7.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико- социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. - М.: Социально-технологический институт. - 2012.

8.Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации/ Т. Н. Поддубная,А. О. Поддубный; науч. ред. Н.Р.Чумичева. - Ростов н/Д: Феникс,2005. - 473с.

9.Ротовская И.Б., Четвергова Л.П. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра// Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 1.

10.Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Зайнышева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.

11.Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

12.Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. - 240с.

13.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, - 2002. - 340с.

14.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" - 2012.

15.Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами: Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.: Питер, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2017

    Обзор теоретических аспектов осуществления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате. Исследование индивидуальных потребностей клиентов Климковского интерната в рамках программы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2012

    Общая характеристика и основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с ними: нормативно-правовая база, задачи и технологии. Содержание общественной работы в Благовещенске и предложения по ее оптимизации.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Основные задачи психоневрологического учреждения. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с психическими заболеваниями различного генеза. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Значение индивидуальной программы.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2009

    Психофизические особенности, диагностика проблем и кризисных ситуаций в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы, анализ и интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2011

    Необходимость обеспечения социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценка социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам социологического исследования в психоневрологическом интернате.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Реализация проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: создание условий для реабилитации детей с ОВЗ» по развитию командно-игровых видов спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на создание устойчивой модели круглогодичной реабилитации детей с ОВЗ посредством внедрения инновационных методик терапевтического спорта по командно-игровым видам спорта, разработанных совместно с АНО «ЦСПА «Лыжи мечты» Сергея Белоголовцева». Участие в проекте поможет участникам - детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) развивать навыки, необходимые для повседневной жизни (внимание, уверенность в себе, независимость), обучит работе в команде, поможет социализации такой категории детей в обществе, повысит коммуникативный уровень каждого участника. Увлекательные занятия подарят детям с ОВЗ массу положительных эмоций и новых впечатлений и дадут возможность их родителям (лицам их замещающим) получать консультации специалистов по дальнейшей реабилитации и социализации их детей.
В течение проекта будет охвачено 30 детей с ОВЗ. Будет сформировано 3 группы по 10 человек в каждой. Группы будут заниматься в течение 1 календарного года, по 4 часа в неделю. Занятия будут проходить на открытых спортивных площадках, в спортивных залах. В каждую группу сформированную по возрастному принципу будут входить дети с различными диагнозами. Стать участником проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» может любой ребенок в возрасте 7 - 15 лет (диагнозы: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нарушение зрения, слуха и другими ОВЗ), который может стоять самостоятельно, либо с поддержкой.
Занятия терапевтическим спортом по специально разработанной методике с помощью обученных инструкторов (обучение будут проводить квалифицированные инструкторы, прошедшие курс специальной подготовки по работе с людьми с ОВЗ на базе АНО «ЦСПА «Лыжи мечты») позволят на порядок ускорить процесс реабилитации и социализации детей с ОВЗ. Эффективность использования авторской методики подтверждается ведущими реабилитационными центрами страны - статистика работы подобных проектов на территории РФ показывает, что эффективность реабилитации с помощью методики «Лыжи мечты» достаточно высока. Врачи, наблюдающие детей, отмечают заметное улучшение у больных ДЦП координации движений, общего физического и эмоционального состояния; у всех ребят, прошедших курсы, возрастает стойкость к простудным заболеваниям, повышается уверенность в своих силах.
Проект «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» нацелен на повышение качества жизни семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, помощь детям с ОВЗ, поддержку здорового и активного образа жизни.
В результате реализации проекта: у детей – участников проекта будет достигнуто:
улучшение физического здоровья детей - участников проекта; улучшение социально-психологического состояния детей - участников проекта и членов их семей;
привлечение к спорту члены семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
укрепление института семьи;
повышение успешности участников проекта.

Цели

  1. Создание условий для внедрения в реабилитационный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. Социализировать, реабилитировать детей с ОВЗ
  2. Создать условия для физической реабилитации, социализации детей с ОВЗ
  3. Привлечь внимание общества к проблеме реабилитации и социализации детей с ОВЗ
  4. Укрепить институт семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через вовлечение родителей к активному участию их детей в спорт, нацеливание их на успех, помощь в развитии уверенности в своих силах

Обоснование социальной значимости

В Калтанском городском округе 137 детей с ограниченными возможностями (по данным МКУ УСЗН администрации Калтанского ГО). Из них 57 в возрасте от 7 до 15 лет. Особенности физического развития таких детей не позволяют им не только в полной мере заниматься спортом, но и не всегда свободно передвигаться и ориентироваться без помощи посторонних.
В условиях Калтанского городского округа не созданы условия для реабилитации и социализации детей с ОВЗ (нет специалистов по физической реабилитации такой категории детей, нет материальной базы для занятий с ними). В связи с вышесказанным родители этих детей вынуждены обращаться к помощи специалистов других городов и регионов (г. Новокузнецк, г. Таштагол, Алтайский край, г. Челябинск и др.), но не у каждой семьи есть возможность выехать за пределы города. Кроме того особенностью физической реабилитации таких детей является индивидуальная программа реабилитации и поэтому такие дети не имеют возможности общаться как между собой, так и со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем.
Опрос родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 15 лет показал, что более 60% респондентов готовы принять участие с детьми в проекте «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» по развитию командных игр для детей с ОВЗ.
Анализ наличия спортивных площадок и спортивных залов показал, что в центре г. Калтан имеется 2 спортивных площадки (стадион «Энергетик» (300 м2), детский дом «Аистенок» (120 м2)), 2 спортивных зала (стадион «Энергетик» (50 м2), детский дом «Аистенок» (40м2)) на которых можно полноценно реализовать мероприятия проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ».
Реализация проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» поможет в социализации детей с ОВЗ – участников проекта, в развитии у них жизненно-важных навыков (внимание, мышечный контроль, уверенность в себе, социальное взаимодействие, коммуникативность), привлечет членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ, к спорту; позволит укрепить институт семьи и создать условия в Калтанском городском округе для физической реабилитации и занятий игровыми видами спорта детей с ОВЗ.

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО» в г. Калининграде

Кафедра дизайна


ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

РЕКОНСРУКЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Студентки 6-го курса

очной формы обучения

В.А. Дурмановой


Калининград 2014


2. Сравнительный анализ реабилитационных центров России и зарубежья

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение


Проблемы, которые связаны с инвалидностью являются частью социальной политики. В настоящее время число людей с ограниченными возможностями составляет около 10% населения. С каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов. В России за последние десять лет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте до 18 лет, увеличилось в два раза и составляет на данный момент 642 тысячи человек. Также отмечено, что за последние пять лет увеличилась общая заболеваемость новорожденных. "Заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 15%, а заболеваемость детей от 15 до 18 лет - на 20%" - сказала Шарапова, директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ. По данным того же Минздравсоцразвития, на сегодняшний день количество инвалидов в России продолжает увеличиваться и уже составляет 11 миллионов 400 тысяч человек.

Постановлением правительства была принята программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Данная программа заключается в формировании условий для безбарьерного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также повышение уровня жизни. Эта программа также предусматривает увеличение количества специализированных учреждений для инвалидов, количество рабочих мест, обеспечение техническими средствами и т.д. Государством принимаются законы и программы, в которых защищаются права инвалидов, но на деле выходит совершенно другое. Государство на данный момент времени не в силах поддерживать такую группу населения как инвалиды. К примеру, касаемо градостроительства, наши города не совсем предназначены для доступной жизни инвалидов. Планировка и строительство жилищных объектов не предусматривает потребностей людей с ограниченными возможностями, т.к. это должно повысить стоимость дополнительных работ. К сожалению, подобные «барьеры» инвалид встречает практически во всех сферах: моральной, медицинской, экономической, реабилитационной, трудовой и образовательной.

Многие из этих проблем могут решить центры, в которых бы оказывался комплекс медико-социально-педагогических реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями, отклонениями в физическом или (и) умственном развитии, где оказывалась бы помощь не только детям, но и их родителям. Быть родителем ребенка-инвалида это тяжелейший моральный и физический труд. Многие вынуждены постоянно носить на руках уже подросших детей, поэтому очень часто встречаются заболевания позвоночника, проблемы с нервной системой, связанные с моральными и эмоциональными перегрузками. Возможность отдохнуть, восстановиться, расслабиться и получить психологическую помощь - крайне важно для дальнейшей реабилитации детей. Восстановленный и отдохнувший родитель - это половина успеха!

В связи с этим, считаю выбранною мною тему в высшей степени актуальной. Такие реабилитационные центры существуют повсеместно: В Москве, Санкт- Петербурге, Ижевске, Екатеринбурге, Саратове, Калининграде; а также в городах Белоруссии, Украины, Германии, Польши, Греции, и т.д. Но, несмотря на это, их все равно не хватает и, зачастую, они не отвечают современным требованиям доступной среды.


Для создания комфортных условий пребывания детей-инвалидов, возможности приобретения ими наибольшей самостоятельности, достойного места в обществе, полной реализации их способностей необходимо формирование системы зданий для коррекционного воспитания, обучения и реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), включающей как специальные учебно-воспитательные здания, так и здания общего типа: школы, детские сады, дошкольные центры и другие учреждения, приспособленные для обучения детей с аномалиями развития.

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями являются учреждениями государственной системы социальной защиты населения, осуществляющими комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.

Реабилитационный центр должен включать необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждения, временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания) и предназначены для комплексной реабилитации в возрасте от 0 до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.

Цвет. Детская архитектура - это именно та архитектура, в которой должны присутствовать различные цвета. Цвет - это мощный инструмент воздействия, один из мощнейших факторов, влияющих на психику, настроение, самочувствие (здоровье), зрительное восприятие размеров помещения. Цвет - самый простой и действующий способ изменить восприятие пространства, позволяет корректировать состояние человека. Цвет - это то, что может заинтересовать ребенка.

Фактура. Хорошие результаты дает использование отделочного материала рядом с другим, контрастным ему по фактуре, по ощущению строительного веса: тяжелых (камня, бетона, штукатурки) и легких (стекла, керамической или стеклянной плитки и т. д.); сочетание теплых по зрительному ощущению материалов с холодными: дерево - стекло и т.д.

Центры создаются из расчета одно учреждение на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностями создается один центр.

Вместимость реабилитационного центра определяется числом мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коек может быть ориентировочно принято равным 20 % числа мест (пропускной способности) дневного стационара.

Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарным требованиям, санитарно-гигиеническим нормам и другим нормативным документам.

В составе реабилитационного центра в соответствии с «Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» следует предусмотреть:

) отделение медико-социальной реабилитации;

) отделение психолого-педагогической помощи;

) отделение дневного пребывания;

) стационарное отделение;

) административно-управленческую службу.

Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:

выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;

сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;

разработки индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;

координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;

создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.

Эргономические требования.

Дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет, пользующихся дополнительными приспособлениями при передвижении (палки, костыли, кресла-коляски и пр.)имеют специфические эргономические данные. Эти данные следует учитывать при проектировании коммуникационных связей в здании, помещений различного назначения, расстановки стационарных элементов оборудования и мебели (Приложение А).

Для проектирования комфортной среды в зданиях для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, необходимо учитывать габариты разворота коляски по трем возрастным группам: до 7 лет; от 7 до 13 лет, от 13 до 18 лет (Приложение Б).

Участки размещения.

Реабилитационные центры размещают на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума.

Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационного центра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:

при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее - 200 м2/место;

при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов - 160 м2/место.

Полный набор сооружений и элементов территории, которые могут размещаются на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:

групповые (прогулочные) площадки;

навесы при групповых площадках;

физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;

беговая дорожка (не менее 30 м);

яма для прыжков 2?4 м;

площадки для размещения гимнастических снарядов;

площадки для спортивных игр;

открытые бассейны;

хозяйственная площадка.

Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.

Эти площадки и прогулочные зоны представляют собой рекреационные пространства, свободные для передвижений и общения детей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в виде газона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок, построек и зданий на территории рассматриваемого центра.

Игровые площадки могут быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старших возрастов детей-инвалидов.

Игровые и прогулочные площадки оборудуются для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а также предусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.

Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо

устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.

По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.

На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:

брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или галька или трава);

манеж размером 2?3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;

надувной бассейн размером 2?3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.

Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.

Для детей-инвалидов старше 7 лет на территории детского реабилитационного центра реально могут быть размещены различные игровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить их необходимое число и достаточное разнообразие.

На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:

площадка для мини-волейбола общим размером 8*16 м (играют от 2 до 6 детей);

площадка для игры в бадминтон размером 8*15 м (играют от 2 до 4 детей);

площадка для мини-баскетбола общим размером 16*19 м (играют 10 детей);

городошная площадка размером 15*30 м (играют от 2 до 10 детей);

площадка для настольного тенниса размером 4,5*7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);

площадка для наземного бильярда размером 1,7*3,0 м, с бортами высотой 12 см и фунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);

площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18*25 м (играют до 12 детей).

Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.

На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.

На хозяйственной площадке размещают мусоросборники, складские постройки, гараж, конюшню и т. п.

Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию реабилитационного центра.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУСО МО

«Серпуховский ГСРЦН»

С.В. Ловчикова

« » 2017 г.

1. Общие положения

1.1. Отделение реабилитации для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Отделение) является структурным подразделением Государственного казённого учреждения Московской области «Серпуховский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее Центр), создаётся, реорганизуется и ликвидируется приказом директора ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» по согласованию с Министерством социального развития Московской области.

1.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый приказом директора Центра, и непосредственно ему подчиняется.

1.3.Сотрудники Отделения назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора Центра, по представлению заведующего Отделением.

1.4.На работу в отделение принимаются лица на основе действующего законодательства и имеющие соответствующее образование.

1.5.В своей деятельности Отделение руководствуется федеральными законами, приказами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области, Уставом Центра и настоящим положением.

1.6.Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра, а также с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

1.7.Приём детей и подростков на обслуживание, а также снятие с обслуживания оформляется приказом по Центру.

1.8.Комплектование кадров отделения производится в соответствии со штатным расписанием.

2.Цели и задачи отделения.

2.1. Целью деятельности отделения является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду, позволяющей преодолевать их социальную исключённость и способствующую полноценной интеграции в общество.

2.2. Основными задачами Отделения являются:

2.2.1 создание комфортной и доброжелательной доступной для жизни детей среды, обеспечивающей физическое и психическое здоровье несовершеннолетних.

2.2.2 обеспечение соблюдения прав детей, защиты их интересов.

2.2.3. Разработка индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

2.2.4. Использование в работе инновационных технологий, повышающих эффективность оздоровительных и реабилитационных мероприятий

2.2.5. Организация досуга и дополнительного образования несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в зависимости от возраста и состояния здоровья.

2.2.6. Обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения.

2.2.7. Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях

2.2.8. Работа с родителями данной категории несовершеннолетних в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье.

2.2.9. Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

2.2.10. Профилактика детской инвалидности

3. Порядок работы отделения

3.1 Заведующий Отделением несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отделение задач, распределяет обязанности и задания между сотрудниками Отделения.

3.2. В отсутствие заведующего Отделением (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и т.п.) его обязанности исполняет сотрудник Отделения, назначаемый приказом директора Центра.

3.3. Деятельность отделения организуется в соответствии с перспективным и календарным планами работы.

3.4. Контроль над выполнением предусмотренных планами работы мероприятий осуществляется заведующим отделением.

3.5. Индивидуальная или (и) групповая программа реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, зачисленного на социальное обслуживание в Отделение, разрабатывается Консилиумом с учётом рекомендаций лечащего врача, а для ребёнка-инвалида — на основании индивидуальной программы реабилитации, выданной учреждением медико-социальной экспертизы. Первичный консилиум проводится в течении 14 дней со дня поступления несовершеннолетнего в Центр. Последующие консилиумы проводятся ежемесячно.

3.6. Услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными физическими и умственными возможностями предоставляются в следующих формах:

— нахождение в условиях дневного пребывания;

— прохождение курса реабилитации на разовой основе без оформления в группы (курс массажа, лечебной физкультуры, психологической помощи и т.п.).

3.7. Дети с ограниченными умственным и физическими возможностями принимаются в отделение на определенное время от 1 часа до 4-х часов на период проведения занятий и процедур.

3.8. Отделение в пределах своей компетенции осуществляет:

3.8.1. Диагностику уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.

3.8.2. Разработку индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями

3.8.3. Организацию коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения с целью восстановления нарушенных функций организма.

3.8.4. Психокорекционную и психопрофилактическую работу с детьми.

3.8.5. Проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

3.8.6. Взаимодействие специалистов Отделения с родителями детей для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий социальной адаптации ребенка и семьи, обучения их основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

3.8.7. Обучение несовершеннолетних с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам социальной реабилитации.

3.8.8. Создание базы данных о несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

3.8.9. Использование инновационных методов реабилитации (психолого-педагогической, медико-социальной, социокультурной) с детьми и подростками в возрасте от 3 до 18 лет с физическими и психическими нарушениями.

3.8.10. Проведение совместно с другими отделениями Центра трудотерапии несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.

3.8.11 Создание единого реабилитационного пространства, всесторонний анализ проблем несовершеннолетнего и его семьи, разработка индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и его семьи осуществляется на социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме.

3.8.12.Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, учреждениями социальной защиты населения, внутренних дел, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

3.9.Социальное обслуживание в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями осуществляется в полустационарных условиях. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами социальной реабилитации.

3.10. В период нахождения в отделении несовершеннолетних возможно обеспечение их горячим питанием по социальным показаниям.

3.11. Сведения о поступивших в группу реабилитации заносятся в журнал учета лиц, находящихся в Отделении.

4. Условия нахождения несовершеннолетних в группах дневного пребывания

4.1. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и подростков от 3 до 18 лет в соответствии с медико-социальными показаниями, индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.

4.2. При оформлении детей и подростков на обслуживание в отделение должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: справка от врача из ЛПУ по месту жительства о состоянии здоровья несовершеннолетнего на момент поступления в учреждение

4.3. Сотрудники отделения обеспечивают реабилитационную, познавательную, трудо- и игротерапевтическую, досуговую, анимационную и иную деятельность детей и подростков, а также, при необходимости, организуют обучение навыкам самообслуживания и общения с окружающими людьми.

4.4. Зачисление (отчисление) в Отделение, производится приказом директора ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН», на основании договора об оказании услуг, заключенного с одним из родителей (законных представителей).

4.5. При постановке на обслуживание несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья либо с инвалидностью на каждую семью заводится личное дело, которое включает в себя следующие документы:

  • заявление о предоставлении социальных услуг;
  • договор о предоставлении социальных услуг;
  • индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
  • свидетельство о рождении/паспорт ребенка (копия);
  • паспорт родителей несовершеннолетнего, законного представителя (копия);
  • копия справки учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (для детей-инвалидов);
  • копия индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (при наличии);
  • справка от врача-педиатра, подтверждающая наличие ограниченных возможностей здоровья;
  • согласие на обработку персональных данных (приложение № 1).
  • а также документы, в которых отражаются индивидуальная или (и) групповая программа реабилитации, этапы её реализации, оценка эффективности индивидуальной программы реабилитации, рекомендации по ведению ребёнка после окончания курса.

4.6. Все социальные услуги несовершеннолетним оказываются бесплатно.

4.7. Основанием для отчисления из Отделения являются:

  • заявление родителей (законных представителей);
  • окончание срока пребывания ребёнка в Отделении, указанного в договоре между Учреждением и «Родителем» (законным представителем);
  • перевод ребёнка в иное учреждение социального обслуживания, образования, здравоохранения;
  • выявление у ребёнка в процессе получения услуг медицинских противопоказаний для пребывания в Отделении;
  • нарушение правил внутреннего распорядка отделения (приложение № 2)

4.8.Решение об отчислении из Отделения оформляется приказом директора Учреждения.

4.9. Противопоказаниями к принятию в Отделение являются:

Острые инфекционные заболевания;

— хронические заболевания в стадии обострения;

— карантинные кожные заболевания;

— активные формы туберкулёза;

— иные тяжёлые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

4.10. Повторное (в течение одного года) обслуживание ребёнка осуществляется при наличии показаний и свободных мест в Отделении в порядке очерёдности.

4.11.В случае отсутствия свободных мест в Отделении поданное родителем (законным представителем) заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений с присвоением порядкового номера. Зачисление детей осуществляется в порядке очерёдности поданных заявлений

5. Права Отделения

5.1. Отделение имеет право:

5.1.1.Запрашивать и получать от структурных подразделений ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности Отделения;

5.1.2. По вопросам, входящим в компетенцию Отделения, вносить на рассмотрение руководства ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» предложения по улучшению деятельности Учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности сотрудников Учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности Учреждения недостатков;

5.1.3.Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на Отделение.

5.1.4. Представлять в установленном порядке ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отделения.

5.1.5. Принимать меры при обнаружении нарушений законности в ГКУСО МО «СерпуховскийСРЦН» и докладывать об этих нарушениях директору Учреждения для привлечения виновных к ответственности.

5.2. Сотрудники Отделения пользуются правами, предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ГКУ СО МО «Серпуховский СРЦН».

6.Ответственность

6.1. Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение Отделением функций и задач, предусмотренных настоящим положением, несет заведующий Отделением, в соответствии с трудовым, гражданским и административным законодательством.

6.2. Ответственность сотрудников Отделения устанавливается их должностными инструкциями.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

по дисциплине «Социальная работа в учреждениях, органах и службах социального обслуживания»

на тему «Реабилитационные центры: содержание и особенности работы»

Выполнила:

студентка 4 курса очного отделения

факультета «Лечебного дела с отделением социальной работы»

СР-401 группы

Исмагилова Ю.Р.

Проверила:

к.и.н., доцент Панова Л.А.

Уфа – 2015 г.

Введение

      Определение понятий «реабилитация» и «реабилитационный центр».

      Назначение и принципы реабилитации больных.

      Виды реабилитации и реабилитационных центров.

Глава 2. Специфика деятельности реабилитационных центров на примере «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

2.1. «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

2.2. Структура реабилитационного центра.

2.3.Реабилитационные центры города Уфы.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.

Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. С целью повышения уровня адаптации и здоровья инвалидов, в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений.

Глава 1. Общая характеристика реабилитационных центров.

1.1. Определение понятий «реабилитация» и «реабилитационный центр»

Реабилитационный центр - это организация, занимающаяся физическим, психологическим, социальным и нравственно-духовным восстановлением людей (реабилитантов), перенесших инвалидизирующие болезни нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств и т.д., а также имеющих психические и поведенческие расстройства.

Реабилитация, или восстановительное лечение, – это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью ежедневного ухода за больным. При восстановительном уходе необходимо помогать больным, но не делать ничего за них. Больной по возможности должен самостоятельно выполнять правила общей гигиены, принимать пищу. Возможен вариант, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни. Вовлечение больного в трудовую деятельность поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.

Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т. д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.