Что такое абилитация ребенка инвалида. Тема: Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия

Лечебно-профилактические мероприятия - включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно-профилактического питания.

Здоровье - важнейшее свойство живого организма, применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и одновременно результатом нравственных уложений социальной политики государства.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.

При восстановительном уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.

Цель работы – рассмотреть лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.

Задачи исследования:

2. Дать оценку реабилитационным мероприятиям.

1. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.1. Основные элементы лечебно-профилактической деятельности

Основными тесно взаимодействующими друг с другом функциями лечебно-профилактической деятельности являются:

Оздоровительная (санаторно-курортное лечение);

Реабилитационная;

Превентивно-валеологическая (профилактика здорового образа жизни);

Рекреационно-анимационная.

Каждая функция требует своих специфических технологий, которые тем не менее должны применяться только комплексно. В лечебных функциях приоритет отдается природным лечебным факторам и нетрадиционным методам, направленным на расширение резервов здоровья; в рекреационных функциях - циклам занятий, повышающим духовное здоровье и нравственные ориентиры общества.

В санаторно-курортных учреждениях влияние лечебных процедур сочетается с мощным воздействием на организм всей суммы природных условий. Сюда относятся длительное пребывание на воздухе, положительное воздействие ландшафта, ароматов окружающих цветников, леса, активный двигательный режим (чередование покоя и дозированного движения, прогулки, экскурсии, походы).

Обязательными элементами санаторно-курортного лечения являются утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, подвижные спортивные игры. Как правило, больные и отдыхающие совершают прогулки и экскурсии, катаются на лодках. Организовывается и другие виды активного отдыха – большой теннис, подводное плавание, рыбалка, охота, рафтинг, походы в горы, джипинг, конные прогулки; на горноклиматических курортах – спуск с гор, катание на сноубордах и др.

Многочисленными работами установлено, что отсутствие необходимого минимума движения ведет к развитию ряда обменных заболеваний (ожирение, подагра, желчно- и почечнокаменная болезнь и др.), развиваются функциональные, а затем и органиче­ские нарушения сердечной деятельности.

Под влиянием же физических упражнений в организме развертываются психические, физиологические, биохимические процессы, положительно влияющие на функциональное состояние основных систем, органов. Комплекс процессов, возникающих в ответ на физические нагрузки, находится в зависимости от возраста, пола, тренированности, особенностей заболевания, объема и интенсивности упражнений. Приспособительные изменения при этом захватывают весь организм, обеспечивая более согласованное функционирование органов. В ходе занятий совершенствуются сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения в центральной нервной системе, снижается или снимается патогенное торможение, формируются новые системы временных связей, способствующие образованию двигательных навыков и реакций с более высоким уровнем функционирования физиологических систем. Наиболее значительному влиянию подвергается сердечнососудистая система. В мышце сердца возрастает интенсивность окислительных процессов, увеличивается использование источников энергии, приносимых кровью, повышается эластичность сосудов, усиливаются сокращения сердечной мышцы.

Под влиянием физических упражнений улучшается координация между вентиляцией легких и кровообращением, оптимальной становится частота дыхания, организм лучше обеспечивается кислородом. Глубокие изменения происходят и в других органах. В печени увеличиваются запасы гликогена, возрастает активность ферментов, укрепляется связочный аппарат, увеличиваются масса и объем мышц.

Таким образом, активный двигательный режим является важным фактором нормализации нарушенных или ослабленных в результате заболевания или нерационального образа жизни важнейших физиологических процессов, фактором восстановления нормальной их регуляции со стороны центральной нервной системы. В этом отношении физическая активность действует в том же направлении, что и тренировка механизмов регуляции обмена тепла в организме. Оба эти фактора способствуют подавлению патологических связей, создавшихся в результате заболевания, и восстановлению нормальной реактивности организма.

Прогулки - популярнейшая форма лечебной физкультуры, вырабатывает способность преодолевать большие расстояния без утомления. Прогулки не требуют особой подготовки и используются в любое время года.

Спортивные игры - наиболее трудный и ответственный раздел работы по лечебной физкультуре. Величина нагрузки здесь находится в зависимости от состояния здоровья, вида игры и количества действий.

Плавание - особая форма ЛФК, позволяющая широко варьировать величину нагрузки от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью. Объем измеряется длиной дистанции и продолжительностью плавания. Интенсивность - величиной и характером изменений со стороны основных систем организма и скоростью плавания. Больным с тренирующим режимом плавание рекомендуется при температуре воды 20°С и выше, щадящего - 24° С и выше.

Правильно построенный режим физической подвижности создает у больных и отдыхающих положительный эмоциональный настрой, уверенность в благоприятном исходе лечения.

Для путешествия пешком в горах характерны: большой объем физических нагрузок на организм при пониженном атмосферном давлении и высоком уровне солнечной радиации, необходимость преодолевать препятствия с применением разнообразных средств и приемов передвижения и страховки, специальная тактика прохождения маршрута.

Пешие походы проводятся практически во всех климатических зонах и географических регионах - от арктической тундры до пустынь и гор. Их привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку, независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия. При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий пеший поход может превратиться в комбинированный, например, пешеходно-водный, горно-пешеходный.

1.2.Управление лечебно-профилактической деятельностью

В России ответственным за организацию лечебно-профилактическойдеятельности является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в курортном деле, в соответствии с положением утверждаемым Правительством России. В субъектах Российской Федерации ответственными за организацию лечебно-профилактическойдеятельности являются органы исполнительной власти в области курортной сферы. Органы исполнительной власти в области субъектов Российской Федерации:

Осуществляют контроль за оказанием санаторно-оздоровительных услуг при осуществлении лечебно-профилактическойдеятельности;

Организуют изучение, разработку, рациональное использование лечебно-оздоровительных местностей;

Создают необходимые условия для функционирования организаций и учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическуюдеятельность;

Осуществляют контроль за соблюдением нормативов и отраслевых стандартов курортными организациями.

Выполнение работ и оказание услуг по специальностям санаторно-курортной медицинской помощи осуществляются в соответствии с пунктом 04.

2. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью Вашего ежедневного ухода за больным. Обычно при уходе Вы умываете, кормите больного, перестилаете ему постель и выполняете другие манипуляции, которые облегчают течение болезни. При восстановительном уходе Ваша главная цель состоит в том, чтобы помочь больному стать функционально полноценным и независимым от посторонней помощи насколько это возможно, несмотря на то, что он не может быть таким, как прежде.

Восстановительный уход уменьшает последствия болезни, а у людей с инвалидностью - последствия инвалидности. При восстановительном уходе помогайте своим больным, но не делайте ничего за них. По возможности старайтесь, чтобы больной самостоятельно выполнял правила общей гигиены, например, чистил зубы, умывался, причесывался, принимал пищу. Прежде, чем выполнять какие либо действия по уходу, узнайте у больного, что он может делать самостоятельно, и поощряйте его это делать. Не забывайте о том, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни. Вовлечение больного в занятия поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, Вам необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.

Правила работы с пациентом

· Используйте краткие, конкретные предложения.

· Больному следует давать ясные инструкции и просить его повторить Ваши инструкции, чтобы выяснить, понял ли он их.

· Иногда больному нужно продемонстрировать ту или иную процедуру, чтобы он смог ее воспроизвести.

· Будьте терпеливы к больному при обучении его навыкам.

· Всегда поощряйте его участие в освоении навыков.

· Поощряйте больного выполнять задание самостоятельно.

· Говорите больному о его способностях и удачах при выполнении задания; не заостряйте внимание на недостатках.

В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.

Принципы выполнения программы реабилитации

· Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).

· Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).

· Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).

Этапы определения реабилитационной программы

· Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.

· Определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.

· Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

Виды реабилитационных программ и условия проведения

· Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

· Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

· Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.

· Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

· Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация

· Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).

· Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).

· Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).

· Психотерапия.

· Логопедическая помощь.

· Лечебная физкультура.

· Реконструктивная хирургия.

· Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).

· Санаторно-курортное лечение.

· Технические средства реабилитации.

· Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

Социальная реабилитация

Социально-бытовая адаптация

· Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

· Обучение пациента самообслуживанию.

· Адаптационное обучение семьи пациента.

· Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

· Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

· Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).

· Сурдотехника.

· Тифлотехника.

· Технические средства реабилитации

Социально-средовая реабилитация

· Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).

· Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).

· Содействие в решении личных проблем.

· Консультирование по правовым вопросам.

· Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Программа профессиональной реабилитации

· Профориентация (профинформирование, профконсультирование).

· Психологическая коррекция.

· Обучение (переобучение).

· Создание специального рабочего места инвалида.

· Профессионально-производственная адаптация.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией

· Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.

· Реабилитолог.

· Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.

· Специалист по физиотерапии.

· Специалист по лечебной физкультуре.

· Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.

· Психолог.

· Социальный работник и другие специалисты.

Обучение навыкам самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих больных восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном уходе рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности больной может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает человеку возможность передвигаться и быть независимым от других. Для облегчения приема пищи можно использовать специальную посуду (тарелки, чашки), столовые приборы. Имеются также специальные приспособления, облегчающие больному прием ванны, посещение туалета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, функционирование оздоровительного комплекса непосредственно влияет на экономическое положение страны в целом, поскольку, восстанавливая трудоспособность работающего населения, снижает затраты на здравоохранение, социальное обеспечение.

К сожалению, большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность. В этой связи также очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.

Санаторно-курортный комплекс России - огромная индустрия здоровья, которая в материальном отношении представлена мощной сетью учреждений. Ведущую роль в ней занимают, безусловно, санатории, санатории-профилактории, бальнео - грязелечебницы, санаторно-оздоровительные лагеря. И все это - лечебно-профилактические учреждения, основным видом деятельности которых является, прежде всего, медицина, направленная на профилактику, а значит, и снижение заболеваемости и инвалидности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 23 февраля 2005г. №26-ФЗ "О природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

2. Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 №1426"Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения".

3. Постановление правительства РФ от 2 февраля 2006г. №101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения".

4. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 303с.

5. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: "Финансы и статистика",2008. С. 79

6. Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008. - 152 с.

7. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам. Туризм. Экономика и учет. - 2008. - № 3. - С. 70-98.

8. Сергиенко В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Курортные ведомости 2005г., №4 (31)

9. Серебряков С. Курорты сквозь призму социологии. Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2008. - № 2. - С. 62-65.

10. Справочник по курортологии и курортотерапии / Под ред. Ю.Е. Данилова, П.Г. Царфиса. - М.: "Медицина", 2007. - 648с.

11. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. - М.: "Большая российская энциклопедия", 2009. - 607с.

Реабилитация является целенаправленной комплексной системой медицинских, социальных, психологических и других мероприятии, направленных на предупреждение развития тяжелых последствий заболеваний и травм, восстановление или компенсацию наступивших функциональных дефектов, социальное и трудовое приспособление больных. Реабилитационное направление в медицине имеет свою историю, однако формирование его в самостоятельную науку, объединяющую биологические и социальные аспекты, осуществляется лишь за последние 30 лет. Этому способствовала необходимость восстановления и приспособления к труду и быту большой армии инвалидов второй мировой войны, получивших разнообразные и тяжелые увечья. Задача наиболее эффективного и полного восстановления больного в его прежнем социальном и профессиональном положении требует привлечения к решению этой проблемы представителей различных медицинских и смежных специальностей. При этом выделяют два основных компонента реабилитации - медико-биологический и медико-социальный, органически связанные и взаимодополняющие друг друга. В зависимости от характера и тяжести физического дефекта, клинических особенностей заболевания, на фоне которого он развился, разрабатывается система медико-биологических воздействий, направленных на преодоление дефекта, его восстановление или компенсацию. К решению этой конкретной задачи привлекаются работники самых различных медицинских специальностей (терапевты, хирурги, невропатологи, физиотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, ортопеды), а также смежных дисциплин (психологи, логопеды, педагоги и др.). В зависимости от степени восстановления нарушенных функций и уровня их компенсации медико-биологические воздействия дополняются системой медико-социальных мероприятий, которые обеспечивают наиболее адекватное приспособление больного к имеющемуся дефекту и возвращение его к труду.

Медико-биологический аспект реабилитации основывается на методах лечебного воздействия, объединяемых под названием биологической терапии. Как указывалось, сюда входит, в первую очередь, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, лекарственная терапия. При этом, исходя из задач реабилитации и клинического состояния больного, акцент с лекарственной терапии, используемой особенно интенсивно в остром периоде заболевания, перемещается на методы физического лечения, обладающие рефлекторным и активизирующим действием на основные жизненные системы организма (кровообращение, дыхание, обменные процессы). Они способствуют ликвидации последствий гиподинамии в остром периоде заболевания, когда строгое постельное содержание и покой, необходимые для стабилизации острого болезненного процесса, обусловливают вынужденное моторное голодание, имеющее свои неблагоприятные последствия.

Последовательное включение лечебной физкультуры, массажа, а позднее - физиотерапии создают условия для активизации больного, поднятия у него общего тонуса, а также возможности локального воздействия на развившиеся в остром периоде заболевания нарушения отдельных функций (двигательных, чувствительных, вегетативных и др.). Однако, как показывает опыт лечения больных с тяжелыми затяжными заболеваниями, для полноценного их восстановления одних биологических методов терапии оказывается недостаточно. Их эффективность увеличивается путем сочетания с методами психосоциального воздействия, к которым в первую очередь относится психотерапия. Метод этот чисто человеческий, основанный на воздействии словом на личность больного, опирающийся на ее сохранные качества, позволяет добиться поднятия эмоционального тонуса у вялых, астенизированных пациентов, подчас утративших веру в выздоровление, создать для них лечебную перспективу, наметить конкретный план возвращения к трудовой деятельности.

В этом аспекте важное значение имеет также применение трудовой терапии, которая, с одной стороны, оказывает активизирующее, тренирующее влияние, способствуя восстановлению утраченных или сниженных в результате болезни профессиональных навыков, с другой, - имеет психотерапевтическое значение, создавая у больного реальную перспективу возвращения к трудовой деятельности.

Таким образом, в программе реабилитационных мероприятий представляется органичным сочетание биологических и психосоциальных методов уже на ранних этапах восстановительного лечения. По мере улучшения физического состояния больного, перенесшего тяжелое заболевание или травму, оставивших последствия в форме тех или иных дефектных функций, возникает необходимость дальнейшего восстановления больных в окружающей социальной среде, в трудовом коллективе. Ведущее значение здесь приобретают медико-социальные формы реабилитации, при которых используются различные методы воздействия на личность больного с целью создания у него трезвого отношения к возникшему в результате болезни дефекту, снизившему его трудоспособность. Параллельно изыскиваются способы наиболее эффективной компенсации дефекта с целью приспособления к выполнению прежней работы, или освоения новых, более легких трудовых процессов. С точки зрения корригирующих дефект средств приобретает важное значение ортопедическая помощь больным, различные формы протезирования, в том числе создание рабочих протезов, позволяющих приспособить больных к прежней или другой доступной трудовой деятельности. Одновременно возникает целый комплекс разнообразных чисто социальных проблем - вопросы пенсионного обеспечения, снабжение специальными транспортными средствами больных с поражением нижних конечностей, бытовое устройство, в том числе и жилищное, забота о создании адекватного отношения к больному (инвалиду) в семье, в рабочем коллективе, организация досуга с целью поддержания необходимого эмоционального тонуса. Решение такой многоплановой проблемы, какой является реабилитация, требует от врача и всего медицинского персонала, занятого в этой сфере, изучения всех тех жизненных трудностей, которые могут возникнуть перед больным, перенесшим тяжелое заболевание. При этом, помимо физиологического, учитывается психологическое состояние больного, его социальные и экономические условия. Только при использовании всех возможностей воздействия на процессы восстановления и компенсации достигается конечная цель - возвращение больного в общество полноправным гражданином. Ограничение реабилитации ее первым звеном - восстановительным лечением - не достигает главной задачи этой проблемы и умаляет тот труд, который затрачивается на лечение больного в остром и раннем резидуальном периодах болезни.

Важным условием достижения полноценной реабилитации является соблюдение ее основных принципов при построении программы восстановительных мероприятий. Уже на самых ранних этапах реабилитации необходимо претворять в жизнь принцип партнерства между врачом и больным. Соблюдение этого принципа позволяет осуществить целенаправленную психологическую подготовку больного к восстановительному лечению, успех которого зависит в значительной мере от степени активности самого больного. Между тем больным, перенесшим тяжелое жизненное потрясение в.связи с болезнью или увечьем после длительного постельного режима в остром периоде болезни, часто трудно бывает перестроиться на необходимость перехода от пассивных к активным формам лечения. Включение таких тяжелых больных в активную борьбу с недугом возможно лишь при постоянной поддержке и направляющем совете со стороны врача, глубоко вникающего во все его жизненные проблемы и оказывающего ему действенную помощь в их преодолении. В осуществлении этого ответственного положения реабилитации важным звеном является средний медицинский персонал, который, непосредственно общаясь с больным, должен быть осведомлен о всех жизненных обстоятельствах больного и стремиться поддержать его волю к преодолению трудностей, возникших в связи с болезнью.

Принцип сотрудничества больного и медицинского персонала при руководящей и направляющей роли последнего содействует активному вовлечению больного в восстановительный процесс. Отмечена значительно более высокая продуктивность восстановительного лечения при наличии у больного осознанной установки на выздоровление, его активном сотрудничестве с персоналом и привлечении членов семьи, которые, получив соответствующие установки от врача, могут оказать действенное влияние на больного как в смысле его активизации в лечении, так и в дальнейшем создании благоприятных жизненных условий. Для осуществления принципа партнерства важным является изучение особенностей личности больного. При этом необходимо учитывать характеристику до-болезненного (преморбидного) состояния больного, что позволяет выявить степень тех изменений в структуре личности, которые развились вследствие болезни (или явились реакцией на болезнь) и оказывать на них соответствующее корригирующее воздействие. Изучение личности больных осуществляется методами клинического и экспериментально-психологического исследования. К клинико-психологическим относятся методы, основанные на информации, получаемой при непосредственном контакте врача, психолога, или среднего медицинского персонала с больным, его родственниками в ходе клинического наблюдения, бесед. Экспериментальные методы дополняют и подкрепляют данные клинико-психологического исследования, они осуществляются при помощи специальных методик. Наряду с врачом и психологом к проведению экспериментально-психологического исследования в реабилитационных учреждениях могут привлекаться медицинские сестры.

Психологический контакт, который устанавливается между больным и медицинским персоналом, позволяет, с одной стороны, наметить наиболее действенные пути восстановления, с другой, - разнообразить их с учетом индивидуальных особенностей больных. Принцип партнерства требует большого такта, выдержки, деликатности со стороны медицинского персонала. Только при установлении взаимного доверия между больным и медицинским персоналом можно добиться существенных успехов в восстановительном лечении и дальнейшей реабилитации больных.

В связи с необходимостью привлечения больного к активному участию в реабилитационных мероприятиях обязательным является установление тесного контакта между больными и обслуживающим персоналом восстановительного отделения, и в первую очередь - средними медицинскими работниками. Такой контакт достигается путем постоянного вдумчивого, внимательного отношения работников отделения ко всем актуальным для больного проблемам, причем не только чисто медицинским, но и в более широкой области социальных связей, включая семейные, профессиональные аспекты, вопросы переобучения, трудоустройства, контактов с сослуживцами и т. д. Такое глубокое проникновение в интересы больного предполагает более активную роль среднего медицинского персонала реабилитационного отделения по сравнению с функциями, выполняемыми медсестрами обычных стационаров или поликлиник: он перестает быть лишь пассивным исполнителем назначений лечащего врача и становится активным его помощником, принимающим участие в разработке и осуществлении конкретной программы восстановления социально-бытового положения пациента в обществе. Особенность подхода к больным в процессе восстановительного лечения требует специальной разносторонней подготовки среднего медицинского персонала. С этой целью в реабилитационных отделениях врачи организуют занятия по основам медицинской психологии, психотерапии, медицинской деонтологии. Это позволяет создать систему отношений между больным и персоналом, отвечающую основным принципам реабилитации и способствовать организации соответствующих режимов.

Для осуществления полноценной реабилитационной программы необходима реализация принципа разносторонности усилий, который предусматривает учет всех сторон проблемы реабилитации для каждого отдельного больного. Его основу составляет реализация медико-педагогических и лечебно-восстановительных задач при условии перестройки отношений личности больного в нужном для реабилитационных целей направлении.

Третьим принципом является единство психосоциальных и биологических методов воздействия. Направленное воздействие на личность больного не умаляет значения клинической стороны реабилитации. При этом одним из главных условий является комплексность применения лечебно-восстановительных мероприятий. Их выбор определяется клинической характеристикой основного заболевания, степенью выраженности нарушений различных функций, особенностями личности больного и характером реактивных переживаний. Понимание физиологической и патофизиологической сущности болезни и ее осложнений позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восстановления, адаптации и компенсации. Комплексность реабилитационных мероприятий, таким образом, предусматривает систему патогенетически обоснованного сочетанного воздействия различными лечебными методами не только на дефектную функцию, но и на лежащий в ее основе патологический процесс, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррекции патологических реакций на заболевание и сопутствующих нервно-психических нарушений.

Соблюдение основных принципов реабилитации в свою очередь выдвигает задачу индивидуализации лечебных программ, дифференцированных в соответствии с указанными выше критериями.

Для составления адекватных индивидуальных программ реабилитации важно правильно оценить физическое и психическое состояние больного, с учетом тех ограничений, которые накладывают на лечение основное заболевание и его последствия, а также сопутствующие болезни. При этом следует иметь в виду существующие противопоказания к активному восстановительному лечению. Важно составить такую программу, которая учитывала бы реальные возможности больного и способствовала наиболее быстрому наступлению определенных успехов, тем самым воодушевляя его к дальнейшему лечению, с соответствующим наращиванием нагрузки. Состав отдельных реабилитационных мероприятий варьирует в соответствии с клиническими проявлениями заболевания и психологическими особенностями больных.

Сочетания методов восстановительного лечения не могут быть стабильными и изменяются в соответствии с динамикой функционального состояния больного. Это положение является предпосылкой для поэтапного назначения восстановительных мероприятий, что формулируется в виде четвертого принципа - ступенчатости (переходности) проводимых воздействий.

Помимо постепенного перехода от одних методов лечения к другим, имеется в виду создание специальных переходных режимов. Принцип ступенчатости послужил основанием для разграничения системы реабилитационных мероприятий на 3 основных этапа.

Первый этап- восстановительная терапия - предполагает использование мероприятий, предупреждающих развитие дефекта, инвалидизации, а также устранение или уменьшение этих явлений. На первом этапе осуществляется психологическая подготовка больного к восстановительному лечению, составляется план мероприятий, отвечающий характеру заболевания, выраженности дефекта, учитывающий психологические особенности больного, его профессиональный опыт до болезни, его внутрисемейные отношения и пр. Больным, у которых имеются тяжелые физические дефекты, особенно двигательные, назначаются соответственно лечебные процедуры, направленные на восстановление элементарных движений. Вместе с тем, уже на этом этапе больной должен тренировать навыки самообслуживания и профессиональные, для того, чтобы с самого начального периода реабилитации воспитывать направленность на достижение ее конечных целей - приспособление к полноценной жизнедеятельности и активному труду. Учитывая незакончившийся патологический процесс, на фоне которого наступили те или иные нарушения функции, значительную выраженность последних, на первом этапе в восстановительном комплексе еще значительное место занимают биологические, в том числе лекарственные формы лечения. Подбор медикаментозных средств и других лечебных воздействий базируется на данных объективного исследования больного, которое должно носить всесторонний характер, осуществляется по определенной схеме и, помимо клинического, включает различные инструментальные методы и экспериментально-психологические исследования.

Второй этап, обозначаемый реадаптацией, предусматривает приспособление больного к условиям внешней среды. На этом этапе психосоциальные методы являются доминирующими. Психотерапия используется широко в качестве метода, опосредующего и потенцирующего все другие восстановительные мероприятия. По мере повышения активности больных групповые формы психотерапии становятся ведущими. У больных с наличием стойких нарушений тех или иных функций применяется целенаправленная аутогенная тренировка.

Проводится специальная воспитательная работа с больными и их родственниками с целью создания правильных внутрисемейных отношений после возвращения больного из стационара. Особенно важное место отводится трудовой терапии, которая в условиях реабилитационного стационара должна способствовать тренировке сохранных профессиональных навыков, воссозданию утраченных, трудовому обучению и переобучению при невозможности восполнить профессиональный дефект.

На этом этапе трудовая терапия преимущественно осуществляется в специально оборудованных трудовых мастерских. В комплекс занятий трудотерапией у больных со значительными двигательными расстройствами включается восстановление и тренировка навыков самообслуживания.

Второй этап характеризуется наращиванием объема и расширением задач других восстановительных мероприятии. Занятия лечебной физкультурой, по мере улучшения общей моторики включают тренировку сложных двигательных актов в дефектных конечностях, упражнения на координацию, обучение и тренировку навыков самообслуживания, позволяющих полностью освободить больных от ухода за ними после выписки. Помимо целенаправленных гимнастических упражнений в комплекс лечебной физкультуры включаются спортивные игры, плавание, прогулки на свежем воздухе, ходьба на лыжах. Групповые занятия лечебной физкультурой являются ведущей формой на втором этапе. Индивидуальные занятия проводятся с больными, у которых сохраняются значительные дефекты тех или иных функций. По мере оживления моторики и исправления локальных дефектов больные шире включаются в терапию занятостью и различные культурные мероприятия (просмотр кинофильмов, посещение концертов и др.). Физиотерапия и массаж используются в зависимости от клинических показаний. Лекарственная терапия носит преимущественно корригирующий характер.

Третий этап - реабилитация в прямом смысле этого слова. Задачами этого этапа являются бытовое приспособление больных, профессиональная ориентация и восстановление их доболезненного (преморбидного) социального положения в семье и обществе в целом. Мероприятия третьего этапа носят преимущественно социальный характер, осуществляются они после выписки больного из реабилитационного стационара.

Нетрудоспособные больные с тяжелыми физическими дефектами включаются в домашний труд, с менее тяжелыми нарушениями функций - выполняют общественно полезный труд на дому, в лечебно-производственных мастерских, в специальных цехах для инвалидов на производстве. Лица, хорошо восстановившие или компенсирующие дефектные функции, возвращаются к работе в прежней профессии. С целью поддержания общего и эмоционального тонуса больного, восстановления и тренировки нарушенных функций больные продолжают систематические занятия лечебной физкультурой на дому с периодическим проведением повторных курсов направленной лечебной гимнастики по показаниям в поликлинике. Лекарственная и физическая терапия - профилактическая и поддерживающая. На этом этапе важной составной частью реабилитационной программы является диспансерное наблюдение за больными, патронаж на дому, работа с родственниками. Ответственная роль во внебольничных формах реабилитации принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Внебольничная работа предусматривает посещение больных специальными патронажными медицинскими сестрами, на обязанности которых лежит установление тесного контакта с родственниками больного, оказание им помощи в правильной организации режима дня больного в домашних условиях. Медицинские сестры оказывают помощь в составлении распорядка дня, перечня поручаемых больному обязанностей, правильного распределения нагрузки. Патронажные медицинские сестры осуществляют также обследование больных в условиях производственной деятельности. Работа патронажной сестры является тем звеном в системе реабилитации, которое способствует восстановлению социальной и общественной ценности больного. В обязанность медицинского персонала реабилитационных учреждений на внебольничном этапе входит организация правильного отношения к больным со стороны окружающих не только в семье, но и в бывшем рабочем коллективе. Культуротерапия сохраняет свое значение и после выписки из стационара. На вне-больничном этапе следует разнообразить ее формы. Важное значение приобретает, в частности, клубная работа. В условиях клуба, организованного для больных, имеется возможность общения их друг с другом, организации активного отдыха, прогулок, различных форм внетрудовой занятости в виде кружковой работы, лекций, посещения театров, кинотеатров и пр. Клуб для больных целесообразно организовывать при поликлиническом реабилитационном отделении, где больные одновременно могли бы получить необходимую медицинскую консультацию.

Восстановительное лечение может проводиться всем больным, однако его уровень и степень допустимой нагрузки определяется клиническим состоянием больного. Поэтому при направлении больных в реабилитационный стационар и составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий следует учитывать факторы, влияющие на их эффективность. Возраст больных имеет значение для исхода восстановительного лечения, последнее протекает успешнее у лиц более молодого возраста, после 50 лет эффективность восстановительного лечения снижается. Имеет значение характер течения основного заболевания (сосудистого процесса, инфекции и др.) и тяжесть вызванного им поражения. При тяжелых формах сосудистых, травматических, воспалительных поражений показатели восстановительного лечения значительно ниже, чем у лиц с компенсированным течением основного заболевания. Восстановление дефектных функций находится в прямой зависимости от исходной их тяжести. Эффективность реабилитации снижается при наличии комбинированного нарушения различных функций: например, сочетании двигательных расстройств с речевыми, нарушением мышечно-сустав-ного чувства. Ухудшают прогноз реабилитации вторичные осложнения (артралгии, контрактуры, пролежни), психические нарушения, сопутствующие соматические заболевания. Давность сформировавшегося дефекта имеет меньшее значение для исхода реабилитации. На эффективность реабилитации оказывают влияние особенности личности больных и активность их участия в восстановительных мероприятиях, что должно учитываться при составлении плана лечения.

Таким образом, система лечебных мероприятий, основанная на главных принципах реабилитации, позволяет восстановить не только физическое здоровье, но и социальное и трудовое положение больных в обществе. В процессе комплексного, дифференцированного, индивидуально подобранного восстановительного лечения учитывается не только характер болезненного процесса и его последствий, но и особенности каждого больного, как личности, для которой заболевание создает новые жизненные проблемы, требующие содействия в их разрешении. Такой подход к составлению реабилитационной программы способствует наиболее полноценной функциональной компенсации, обеспечивающей возврат в трудовой строй даже людей с тяжелыми физическими дефектами.

Все описанные мероприятия имеют конечной целью восстановление социального и трудового статуса больного. Ограничение восстановительных мероприятий воздействием на дефектную функцию не решает главной задачи реабилитации и снижает ее эффективность.

Большая роль в организации и осуществлении лечебно-восстановительных мероприятий отводится среднему медицинскому персоналу. Правильное понимание и выполнение возложенных на него задач и обязанностей способствует более эффективной реабилитации больных.

Для обеспечения полноценной реабилитации работа медицинского персонала не ограничивается стационаром, она распространяется и на внебольничный участок. Содействие больному в приспособлении к труду и быту - ответственная и важная задача, обеспечивающая достижение конечной цели реабилитации.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Реабилитационные мероприятия при заболеваниях нервной системы" и другие

С 01.01.2016 г. в силу вступил закон, определяющий, что такое абилитация инвалидов, условия индивидуальных программ, а также устанавливающий ее различия с традиционным термином «реабилитация». Понятия эти созвучны, но между ними есть разница: реабилитация является комплексом действий, направленных на восстановление способностей по болезни или травме. Абилитация является первоначальным формированием каких-либо способностей. Преимущественно это понятие применяется к детям в раннем возрасте, которые имеют отклонения, нарушения в развитии.

Реабилитация и абилитация – есть ли различие?

Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.

Абилитация и реабилитация разницу имеют большую – в первом случае для инвалида способности формируются, а во втором создаются условия максимального восстановления утраченного функционала. Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г. будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности. С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11. Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально. Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е. Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Финансирование программы абилитации

После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования. Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2015 г. №2782-р, в 2016 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.

Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»). В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма. Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:

  • предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
  • предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).

Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.

Инвалиды составляют наиболее значительную в численном отношении группу, нуждающуюся в социальной помощи.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ от 07.08.1995. - № 32. - Ст. 3198.

Основная цель реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация для инвалидов включают профессиональное обучение и трудоустройство, обеспечение средствами передвижения, обеспечение транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Белоусов М.С. Право социального обеспечения / М.С. Белоусов. - М.: Окей-книга, 2009. - С. 77.

Главным механизмом осуществления реабилитации индивидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая разрабатывается на основе решения полномочного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведения экспертно-реабилитационной диагностики; оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза; определения перечня мероприятий, услуг и технических средств, позволяющих человеку восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

ИПР включает в себя комплекс мероприятий, состоящий из медицинских, профессиональных и иных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, и состоит из трех программ:

Медицинской реабилитации - процесс, осуществление которого направлено на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм. Состоит из амбулаторного, стационарного и санаторно-курортного этапов и осуществляется в соответствии с разработанными стандартами;

Профессиональной реабилитации - это процесс и система восстановления конкурентоспособности реабилитанта на рынке труда. Включает:

2) Медико-профессиональный этап - «медико-профессиональная реабилита-ция») - процесс восстановления трудоспособности, который объединяет медицин-скую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально-значимых функций, подбором профессии и адаптации к ней;

3) Профессиональный этап - система мер (в первую очередь образовательных), которые обеспечивают возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и перемещаться по службе (работе), содействуя тем самым его социальной интеграции и реинтеграции;

4) Трудовой этап - процесс трудоустройства и адаптации на конкретном рабочем месте;

Социальной реадаптации и реинтеграции - система мероприятий, которые обеспечивают улучшение уровня и качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества. Она осуществляется во всех фазах, ориентирована на обучение реабилитанта навыкам самообслуживания и обеспечение независимости техническими, педагогическими и др. средствами. Различают социально-бытовое, социально-средовое и социально-правовое направления в реадаптации и реинтеграции инвалидов.

ИПР обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм их собственности. Отказ инвалида от ИПР в целом или от отдельных ее частей освобождает указанные органы от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В то же время, эта программа имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от какого-либо вида, формы и объема реабилитационных мероприятий.

В соответствии с ИПР образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов; получение инвалидами среднего общего и профессионального образования.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 27.11.1995. - № 48.- Ст. 4563. закрепил положение о том, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9). Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях в соответствии с ИПР. Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентно-способными на рынках труда.

При поступлении в средние специальные или высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами - их зачисление производится независимо от плана приема. При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами могут быть использованы и заочная форма обучения, практика экстерната, а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Министерства социальной защиты населения.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться и непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производственной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготовки инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключается по состоянию их здоровья, то создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Такое обучение осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту жительства ребенка-инвалида. На время обучения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родителям, имеющим детей-инвалидов и осуществляющим их воспитание и обучение на дому самостоятельно, органы управления образованием компенсируют затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Конвенция МОТ «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Заключена в г. Женеве 20.06.1983): Конвенция № 159 Международной организации труда // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 2031-2035. закрепляет принципы профессиональной реабилитации инвалидов и политику в отношении их занятости. К числу таких принципов относится обязанность государства в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывать национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, направленную на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда.

В основу такой политики положен принцип равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом; соблюдение равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин, являющихся инвалидами; принятие специальных мер, направленных на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов, которые не должны считаться дискриминированными по отношению к другим трудящимся.

Трудоустройство инвалидов гарантируется системой гарантий. К их числу относятся:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

6) создание условий для предпринимательской деятельности;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Велби, 2007. - С. 158.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 22.04.1996. - № 17. - Ст. 1915. обязывает местные органы власти обеспечить создание дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий для применения труда инвалидов. Законодательно Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.06.2006 № 603 (ред. от 07.06.2013) // Собрание законодательства РФ от 19.06.2006. - № 25. - Ст. 2700. устанавливается и квоту для приема на работу инвалидов.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.

Ст. 223 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 ч в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от группы инвалидности, это устанавливает Постановление Министерства труда «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда: Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - № 11.

Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ от 07.08.1995. - № 32. - Ст. 3198.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 ч в день.

Еще одним важнейшим условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение их транспортными средствами и специальными средствами передвижения, возможности возвращения к активному образу жизни. ФЗ «О ветеранах» предусматривает право инвалидов войны на получение при наличии установленных медицинских показаний (инвалидам I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) бесплатно в пользование мотоколяски или легкового автомобиля.

Законодательство закрепляет также право инвалидов на приобретение легкового автомобиля с ручным управлением. Автомобили продаются инвалидам при наличии установленных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля, которые определяются МСЭК. Продажа осуществляется на основании разрешения соответствующего органа социального обеспечения специальными магазинами по месту постоянного жительства инвалидов.

В соответствии с ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства РФ от 10.07.1995 утвержден «Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание».

Действующее законодательство предусматривает обеспечение инвалидов не только транспортными средствами, но и в определенных случаях специальными средствами передвижения: велоколясками и креслами-колясками.

В настоящее время обеспечение указанных категорий граждан средствами, облегчающими жизнь инвалидов, осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240. О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями: Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (ред. от 21.05.2013) // Собрание законодательства РФ от 14.04.2008. - № 15. - Ст. 1550. В соответствии с данным постановлением инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р. О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р (ред. от 16.03.2013) // Собрание законодательства РФ от 23.01.2006. - № 4. - Ст. 453.

Важное значение для социальной реабилитации инвалидов имеет протезно-ортопедическая помощь. В настоящее время число граждан, нуждающихся в различных видах протезно-ортопедической помощи, составляет в Российской Федерации более 1 млн. человек.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепил право инвалидов и на бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями. Права инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплены в общей форме и в ст. 27 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.

Конкретный порядок обеспечения инвалидов всеми видами протезно-ортопедических изделий (протезами, ортопедическими аппаратами, ортопедической обувью, обувью на протезы, бандажными изделиями и т.д.) регулируется Инструкцией «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов». Об утверждении Инструкции «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов»: Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 15.02.1991 № 35. Пенсионеры и инвалиды, нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях, а также в средствах, облегчающих жизнь инвалидов, имеют право на бесплатное обеспечение протезами за счет средств, отпускаемых по бюджету на протезирование. При этом каждый инвалид в зависимости от медицинских показаний имеет право на обеспечение протезов рук, ног, а также на получение ортопедической обуви, ортопедических аппаратов, кожаных брюк бесплатно на 2 года; инвалиды войны, страдающие сосудистыми поражениями нижних конечностей, - одной пары ортопедической обуви в год; дети-инвалиды - двух пар обуви в год.

Многоаспектность профессиональной реабилитации, так же как медицинских и социальных реабилитационных аспектов, предполагает координацию мер.

Физиологические закономерности восстановительного процесса характеризуются тремя основными фазами или периодами реабилитации.

Первый период - период стабилизации, консолидации (фаза конвалесценции).

Второй - период мобилизации (фаза реконвалесценции).

Третий - период реактивации, или поддерживающий (фаза постконвалесценции).

Значимость того или иного аспекта реабилитационных мероприятий неоднозначна в различные периоды реабилитации. В фазах конвалесценции и реконвалесценции ведущими являются медицинские меры реабилитации, в фазе постконвалесценции на первый план выступают профессиональный и социальный аспекты реабилитации. Для инвалидов характерна третья фаза восстановительного процесса, в силу чего приоритетное направление приобретают профессиональные и социальные реабилитационные мероприятия.

Рациональное сочетание различных аспектов реабилитации позволяет добиться высокой эффективности проводимых мероприятий.