Лекции осипова о загробной жизни и мытарствах. Поиск истины - православный портал

Издание пятое, исправленное и дополненное.

А.И. Осипов. ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ. М.

По благословению Святейшего Патриарха

Московского и Всея Руси Алексия II

ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ.

Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность? Что такое мытарства? Может ли Бог-Любовь дать жизнь тому, кто, как Он знает, пойдет в вечные муки? Действуют ли в посмертье наши страсти? Есть ли реальные средства помощи усопшему? Каково действие молитвы на посмертное состояние души?

Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна человеческой жизни в двух измерениях – времени и Вечности. Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное, взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.

© А.И. Осипов


ПРЕДИСЛОВИЕ к четвертому изданию - - - -

Предисловие к пятому изданию - - - - -

О ТЕХ, КТО ЖИВ ИНОЙ ЖИЗНЬЮ - - - - 5

«ЕШЬ, ПЕЙ, ВЕСЕЛИСЬ», ДУША МОЯ? - - - 6

ПОНИМАНИЕ СМЕРТИ У ДРЕВНИХ НАРОДОВ - - - 6

А ЧТО ОБЩЕЕ? - - - - - 9

«Я В АДУ!..» - - - - - 11

БОГОЗДАННАЯ ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕКА - - - 12

ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХА ПРАРОДИТЕЛЕЙ - - - 15

ГДЕ ПРЕБЫВАЕТ ДУША ПО СМЕРТИ ТЕЛА - - - - 18

СООБЩЕНИЯ ОТТУДА - - - - - 19

«ЗЕМНЫЕ ВЕЩИ ПРИНИМАЙ ЗДЕСЬ ЗА САМОЕ СЛАБОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ» - - - - - - - 20

ПОСМЕРТНЫЙ ЭКЗАМЕН НА ДОБРО - - - - 22

И ЭКЗАМЕН НА ЗЛО - - - - - - 24

С ДУХОМ БОЖИИМ ИЛИ С ДЕМОНАМИ-МУЧИТЕЛЯМИ - - - 25

ПОДОБНОЕ СОЕДИНЯЕТСЯ С ПОДОБНЫМ. СИЛА ПОКАЯНИЯ - - - 27

«СТРАСТИ В ТЫСЯЧУ РАЗ БОЛЕЕ СИЛЬНЫЕ, ЧЕМ НА ЗЕМЛЕ…» - - 29

МЫ СВОБОДНЫ ТВОРИТЬ ДОБРО И ЗЛО - - - - 31

ЦЕРКОВЬ - - - - - - 32

КАК ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ ЗА УСОПШИХ - - - - 33

ПОБУДЬ ХОТЯ СОРОК ДНЕЙ ХРИСТИАНИНОМ - - - 36

ГЕЕННА - - - 37

ЧТО НАС ЖДЕТ НА СТРАШНОМ СУДЕ - - - 40

«СПАСИТЕЛЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ…» - - - 43

ЗАЧЕМ ХРИСТОС НИСХОДИЛ В АД? - - - - 46

О СМЕРТНОМ ГРЕХЕ И КТО ПРАВЕДНИК - - - 50

ВОПРОСЫ О ВЕЧНОСТИ - - - - - - 53

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Даниловский благовестник.

Посмертная жизнь души – всегда некая манящая к себе тайна. «Что и кактам» - вопрос, переходящий из поколения в поколение и порождающий массу ответов. Многие из них заимствуются не редко из источников сомнительных и не церковных: учений нехристианских религий, оккультных сочинений, рассказов «побывавших» на том свете, «откровений» в сновидениях, фантазий психически больных людей и т.п. Потому есть необходимость хотя бы частично раскрыть эту тему максимально приближенно к учению святых Отцов и авторитетных подвижников Православной Церкви.

Однако христианство совсем не имеет своей целью сделать эту тайну такой явью, которая ответила бы на все вопросы нашей бесконечно любопытствующей души. Для человека, живущего здесь – это и невозможно сделать, и, большей частью, не полезно.

Невозможно - поскольку тот мир совершенно иной, и его нельзя выразить нашим языком. Очень показателен в этом отношении опыт пребывания там апостола Павла, который единственно, чем поделился с братиями, это рассказом о том, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12,4).

Неполезно - так как знание будущего может полностью парализовать свободу человека в важнейшей стороне его жизни – духовно-нравственной. Легко представить себе, как изменилось бы наше поведение, если бы вдруг мы точно узнали, что умрем через столько-то дней в таком-то часу. Знание будущего налагает на поведение человека, не освободившегося от страстей и пристрастий, железные узы. Потому даже не всем угодникам Божьим открывался тот мир и время кончины. И, напротив, не имея прямого знания о той жизни, человек оказывается вполне свободным в своей духовной и нравственной жизни здесь , свободным в выборе одного из двух основных воззрений на проблему проблем: веры в Бога и вечную жизнь личности или веры в ее вечную смерть. Не случайно Христос сказал апостолу Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29). Ибо вера является самым верным показателем характера духовных запросов человека, их направленности и чистоты. И. В. Киреевский точно и ясно выразил эту мысль: «Человек – это его вера ».

Загробное состояние человека – прямой плод его стремлений и деяний в этой жизни. Но плод не по закону воздаяния, а по закону совести. Об этом прекрасно пишет в своих наставлениях преподобный Антоний Великий: «… мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним… грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют ». Ведь и будучи христианином, о Христе можно лишь рассуждать, развлекаясь богословствованием, фактически не веря Ему и исключая Его из всей своей жизни. Как верно подмечено: «О жизни мудрствуют, да жизнью не живут».

Духовное становление и совершенствование личности происходит перед лицом искушений, действия страстей, не редко, тяжких сомнений. Эти терния необходимы человеку в земной жизни, ибо они открывают ему самого себя, смиряют его, делают способным к познанию необходимости Христа Спасителя и через это получению царственного достоинства чада Божия. Не случайно Отцы говорили, что если бы не было бесов, то не было бы и святых. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12).

Выражаю сердечную благодарность Алле Алексеевне Добросоцких, без энергичной инициативы которой и кропотливой редакторской расшифровки аудиозаписей моих лекций эта книга едва ли смогла быть написана.


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТОМУ ИЗДАНИЮ

Издательский совет РПЦ.

Это издание включает в себя некоторые новые материалы, которые касаются главной темы человеческой жизни - ее перехода из времени в вечность. Человеческому сознанию непредставима вечность. Но и время непонятно. Апокалипсический ангел клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет (От. 10: 6). Как это времени уже не будет? - Не знаем. Древнегреческий философ Платон, пытаясь понять время - одно из самых загадочных явлений нашей жизни, в каком-то глубоко интуитивном его восприятии утверждал, что оно есть лишь движущийся образ вечности. Действительно, время само по себе для человека представляет нечто странное, алогичное. Народная мудрость выразила это в остроумном афоризме: часы идут, дни бегут, годы летят . Кажется, всё должно бы быть наоборот. Но нет, именно таково оно время - какое-то «ненормальное» по отношению к нашему бытию.

Когда человек понимает, что душа и жизнь после смерти существуют, то начинает думать, что его ждет в загробном мире? Какие испытания? Как уберечь себя и родных от вечных мучений? В видеоответе А. Осипова о душе в загробном мире и мытарствах есть много полезного для понимания посмертной участи человека.

Человек грешит и воспитывает страсти

Здесь есть много аспектов. Одни из них могут быть наиболее полезны для нас, есть которые мене полезны для нас: проблемы вечных мук, то есть теоретические вещи. А есть очень полезный аспект. Это тот аспект, который выражается в нашей не столько богословской литературе, сколько в церковно-благочестивой, житиях. Это вопрос о мытарствах.

Этот вопрос я считаю очень полезным. Особенно полезен тем, что те образные описания, которые даются нам, они не вскрывают сути дела. А мне представляется, что суть такова. Вот мы живем, грешим, делаем добро, делаем зло. Воспитываем в себе страсти, иногда такие, что им начинаем служить, они руководят нами. Возникают в нас разные чувства, очень сильные, но заснули — уже не помним. Проходит время — мы уже забыли и о любви, и о ненависти, и о других вещах. Здесь у нас так. Тело наше, плоть — довольно мощный буфер, который сглаживает.

А. Осипов о душе как о центре страстей

Там наступает ситуация совсем другая. Почему другая? Дело в том, что все страсти, даже те, которые мы называем страстями телесными, на самом деле имеют своим корнем, средоточием и центром душу. Все страсти коренятся в душе — таково святоотеческое учение. Тело для некоторых страстей является только инструментом выражения, инструментом действия, инструментом страдания или наслаждения. Сама же страсть коренится в душе.

И вот со смертью, когда тело отпадает, как последняя ступень у ракеты или спутника, вот здесь и происходит то, что все, что в нас есть, все добро и все зло, оно начинает действовать с полной силой. Никакого буфера нет. Ничего задерживающего.

Вот есть, например, зависть дикая. Как у Данте написано: « Так завистью кипела кровь моя, что если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я ». Там уже и зеленеть нечему — тела нет. Страсть бушует, никакого буфера нет и человек попадает в трагическую ситуацию, когда никто не может ему помочь. И он ничего не может сделать. Там уже отнимается свобода действий, поскольку тела нет. И страсти действуют.

А. Осипов о загробном мире, вечных муке и радости

А теперь понимаете, что такое мука вечная? Он [человек] впадает в сферу вечности, в отличие от сферы временности, в которой мы живем сейчас, и там начинается огнь неугасающий и червь неусыпающий. Нет ни сна, ничего, страсть.

Каждый из нас может составить картину действия страсти, мучающей человека: кто может — зависть, кто — злобу, кто — ненависть, кто — возмущение. Здесь это минутные вещи, там — постоянные. Вот что начинается по смерти.

Теперь мы можем понять, почему с такой силой Господь, апостолы, все настаивают: человек, пока ты жив, пока есть время, трудись над собой. Тот человек, который прилагал усилия и боролся с этим, положил начало процессу искоренения страстей, там уже легко с этим справится.

Тот, который не только не положил начало, а который культивировал эти страсти в себе, там он оказывается заложником этих пыток. При этом естественно, поскольку духи существуют, то с духом мы соединяемся духовным своим состоянием. Об этом великолепно пишет, например, Антоний Великий, что, делая зло, мы соединяемся с духами зла, и напротив, делая добро, мы вновь соединяемся с Богом.

Так что здесь еще происходит? Мало того, что эти страсти в нас действуют, еще эти прилипают и разжигают.

Так здесь еще происходит потрясающее усиление. Вот начинаются страдания посмертные. Или радость. В зависимости от общего направления моей жизни. Где были мои цели, каковы задачи, каковы стремления, какова моя жизнь? Вот оно начинается, что такое мытарства. С одной стороны, нам открывается сам Бог, с другой — дикая страсть. И вот здесь борьба: кто победит в человеке? Когда человек отдавался страсти, страсть здесь побеждает перед лицом самого Бога. Вот это называется сорвался с такой-то ступени мытарства. Вот, оказывается, перед лицом чего мы стоим, вот что такое загробная жизнь.

Молитвы об усопших

С самого начала своего бытия Церковь возносит молитвы об умерших. Следовательно, эти молитвы имеют огромнейшее вспомоществующее значение для личности. Могут помочь. Как в походе: кто-то подвернул ногу, мы берем его груз и распределяем, помогаем, берем его под руки, ведем. Так и здесь все-таки остается эта возможность.

Но нужно иметь в виду следующее. Иногда мы так: ну, молитвами Церкви мы как-нибудь спасемся. На счет этого Исаак Сирин говорит замечательно: хотя геенна и ограниченна, но страшен вкус пребывания в ней, и никто не знает, какие страдания придется ему перенести там.

Какой-то только сумасшедший может согласиться: вот обещают мне царство и славу, но говорят — если ты пойдешь таким путем, тебе придется попасть в руки садистов, которые, даже не представимо, что с тобой могут сделать. А нет ли какого-то другого пути, чтобы обойти их? Христианство и предлагает этот правильный путь, чтобы обойти этот садизм страстей. Вот почему так важно знать путь спасения, правильный духовный путь, что такое прелесть, то есть заблуждение.

А. Осипов указывает на важность понимания состояния души в загробном мире, прижизненном покаянии и посмертном поминании.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Человек смертен… И это залог того, что абсолютно каждый человек в своей жизни задумывается о своей будущей кончине и решает для себя, ждёт ли его что-нибудь там – за гробом.

Зачастую, от ответов на вопрос, которые человек определяет для себя верными в отношении будущей жизни, зависит и то, как он проживёт нынешний отмеренный ему Богом срок.

На девять вопросов православных христиан о феномене смерти и последующей загробной жизни очень хорошо ответил профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, слова которого мы сегодня публикуем:

  1. Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку - дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня - чувствующий и растительно-питающий - общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42-44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще - между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

  1. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

  1. Мытарства - что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке:

1) празднословие и сквернословие,

3) осуждение и клевета,

4) объядение и пьянство,

5) леность,

6) воровство,

7) сребролюбие и скупость,

8) лихоимство (взяточничество, лесть),

9) неправда и тщеславие,

10) зависть,

11) гордость,

13) злопамятство,

14) разбойничество (избиения, ударения, драки…),

15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…),

17) прелюбодеяние,

18) содомство,

19) идолослужение и ересь,

20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы - это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю - Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

  1. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы - тело Христово, а порознь - члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане - клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество - одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души. Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

  1. Что такое - Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, и возможности окончательного самоопределения человека - быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным.

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой - богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада - атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

  1. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

  1. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

  1. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

  1. Что такое - всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13-14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость - воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости - привести нас в бытие, когда мы не существовали».

Вконтакте

Спасибо за поднятую тему. Прослушала выступление А.И. Осипова. Он затронул немало важных впросов. О законе взаимоспасения, сравнение с клетками огранизма общества, только здоровая клекта сможет спасти больные - поэтому важна молитва за человека как живого, так и умершего. Бессилие человека в посмертном существовании, невозможность изменить ничего, только молитва за умершего человека может помочь изменится и преодолеть страсть.

О мытарствах души довольно четко сказано в Православии. Что это - проверка человека на его страсти. Вот интересно, что во снах, тех что логичны и имеют четкий сюжет действительно происходит проверка человека на страсти, на реакцию и действия. И это очень важно, жаль, что церковь ничего не говорит об этом. Не зная этого люди живут и не обращают внимание на такую ценную возможность. Не используют в своей физической жизни такую возможность.

Но вот в наши дни огромное количество информации для сравнения имеется и есть возможность подойти к пониманию того, что пытаясь осознать себя во сне, мы находимся в своего рода испытательном пространстве проверки. Осознавая себя там, принимая правильные решения, мы можем осознать в том числе и свои ошибки, раскаиваться в них меняя себя.

Не часто получается осознать себя во сне, да и не на долгое время, но считаю, что к этому необходимо стремиться. Как вспомню некоторые сны-кошмары, особенно из тех что повторялись, страшно было бы притянуться к подобному.
Сейчас могу предплагать и анализировать. Например, лет 6-8 назад снились повторяющеся сны с одним сюжетом. Это были бесконечно долгие блуждания по коридорам и помещениям однообразным, серым и унылым, когда выходила на улицу - местность была такой же - пожухлая бесцветная трава, пыль, чувство тяжести и одиночества, страдания от того, что не могу найти выход оттуда, не могу вернуться домой. Все люди, к которым обращалась, чтоб подсказали выход, не видели меня в упор. Это были тягостные сны, просыпалась с острым ощущением тоски. Много, много раз они повторялись, блуждания эти. В определенный момент жизни поняла, что живу бесцельно, просто прожигая жизнь, не стремясь ни к чему, сплю, ем, работаю, ничему особо не радуясь, в общении боясь открыться полностью, обкрадывая себя и других. Осознание этого было довольно резким и сильным по ощущениям, решила во что бы то ни стало поменять свою жизнь, вспомнила то, как могла радоваться жизни и намерилась вернуться в это состояние души. Начала предпринимать к этому действия и стараюсь предпринимать их и сейчас. В результате сны эти прекратились совсем и больше не снятся мне. Не знаю наверняка, но чувствую, что они были связаны с этим пониманием. Не хотелось бы, по смерти оказаться в этом месте и блуждать там до бесконечности, ну а если учесть, что сны лишь слабый отбеск того, что мы сможем испытать умерев (ведь без связи с телом эмоции и переживания, страдания во много крат сильнее), то уверена, что необходимо сознание себя во сне, пока ещё осталось время.

Был ещё один момент, который поразил. Примерно с год назад вышла из тела. Вышла и остановилась у кровати. Видела себя, дочь спящими. Начала движение в сторону двери, в ходе него и последующего прохождения сквозь дверь, поразило одно припоминание, оно очень внезапно появилось, так внезапно, что расстерялась и остановилась. Припоминание состояло в том, что появилось четкое ощущение, что жила уже вне тела и жизнь мне эта знакома, что я много раз так вот выходила и проходила сквозь ранее, будучи более уверенной. Далее попыталась ухватить это припоминание и раскрутить его, но меня вернуо обратно в тело. Жаль что проворонила и не смогла раскрутить его. Но сам факт того, что произошло это припоминание очень поразил тогда и при пробуждении. Не могу утверждать было ли оно о посмертном существовании или нет, но пытаюсь вернуть мысленно это ощущение, чтобы узнать больше.