Внеклассное занятие пословицы и поговорки. Внеклассное занятие по русскому языку "в мире пословиц и поговорок"

Внеклассное занятие

«Праздник пословиц и поговорок»

Цель: развивать познавательную активность детей; обобщить знания, полученные на уроках чтения; воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Подготовительная работа: участники праздника учили пословицы дома.
I.Вступление «Это интересно»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный праздник - «Праздник пословиц и поговорок» В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
II. О пословицах
Учитель Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки. Что же такое пословица?
Говорят ученики по – одному (везде, где символы)
    Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр. Пень не околица, глупая речь не пословица. Мудрость эта заключена в краткой лаконичной форме.
    Эта притча короче носа птичья.
Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения – басня, сказка, комедия. В самом деле – чем не басня:
    Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву. Звал волк овцу в кумы – не пошла.
А разве пословицы не похожи на сказку?

    Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину – заплакал.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение.
    Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером. С твоим умом только в горохе сидеть.
Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку
Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает: - Кто из вас грамотный? - Никто, оба безграмотные.
    К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся».
Один человек много про себя рассказывал и получилась пословица
    Кто бы дятла не знал, кабы носом не стучал.
Едко высмеивают пословицы и поговорки лень и ленивых людей.
Инсценирование пословиц (выходят два «старика» в русских национальных костюмах, садятся на скамейку и ведут беседу)
    Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт. Ленивый одну работу два раза делает. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду. Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята. У Федорки одни отговорки. Один пашет, а семеро руками машут. Лентяй сидя спит, лёжа работает. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. Если лошадь ленива, ей тяжела и грива. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.
Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.
III. Конкурс красноречия
Послушайте, как состязаются команды в красноречии с помощью пословиц. Одна команда говорит свою пословицу – другая команда отвечает пословицей. Кто назовёт пословицу последней, тот и победил. Готовы? Начали!
Бейся и на победу надейся. Не копьём побеждают, а умом. Опасение – половина спасения. Берегись бед, пока их нет. Осторожность – мать безопасности. Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт. Чем дальше в лес, тем больше дров. Это только цветочки, ягодки впереди. Хвастать - не косить, спина не болит. Глаза боятся – руки делают. Выше головы не прыгнешь. (дальше дети называют свои пословиц)
IV . Конкурс «Расскажи пословицу жестами»
Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Каждая команда получает пословицу, вам даётся на подготовку 3 мин. В этом конкурсе нужна сообразительность, смекалка, артистизм. Все хотят увидеть, на что вы способны. Поддержим участников аплодисментами. Итак, готовы? Одна команда показывает пословицу, другая отгадывает и называет пословицу.
Семь раз примерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Очень хорошо справились с заданием участники …. команды. Молодцы!
V. Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Праздник продолжается. Игру начинает команда, которая победила в предыдущем конкурсе. Команда говорит часть пословицы или поговорки, другая команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!
Не спеши языком …. спеши делом. Что посеешь …то и пожнёшь. Сам пропадай, а …. товарища выручай. С кем поведёшься , …. от того и наберёшься. Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше. Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж. С кем поведёшься …… от того и наберёшься. Готовь сани летом, …..а телегу зимой. Как аукнется, ….. так и откликнется. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. Сколько волка не корми , …… а он всё равно в лес смотрит. Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
VI. Вопросы для зрителей
Теперь ответьте на мои вопросы.
    Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую) Какая книга – лучший друг? (умная) Какой зверь далеко бежит? (трусливый) Какое слово, что весенний день? (ласковое) За какую спину не спрячешься? (чужую)
VII. Назови пословицу по предметам
Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором) VIII. «Подбери пословицу к тексту»Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.» (Поспешишь – людей насмешишь.) IX.Конкурс «Замени пословицу»У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.
1 .Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица). Старого воробья на мякине не проведёшь. 2 . Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица). Ищи ветра в поле. 3 . У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица). Язык мой - враг мой. 4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица). Язык до Киева доведёт. 5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица). Кто обжёгся на молоке, дует на воду. 6 . Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская пословица). Тише едешь – дальше будешь.
X. Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
    Ум хорошо, а два лучше. У семи нянек дитя без глазу. Старый друг лучше новых двух. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Один за всех и все за одного. Обещанного три года ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. За одного битого двух небитых дают. Двум смертям не бывать, а одной не миновать
XI.Подведение итогов
Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека. Говорят дети :
    Рождает зверя зверь, рождает птица птицу. От доброго добро, от злого зло родится. Когда нам ясно: человек – подлец. Не всё ль равно, кто у него отец. Хоть и открыты двери в дом, но погоди. Сначала постучи и лишь потом входи. Слишком хитроумная лисица попадёт в ловушку – дохитрится. Не делай зло, не то на зло нарвёшься. Не рой другому яму – сам попадёшься.
Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

5 Материал скачан с сайта

Внеклассное занятие по литературному чтению

«Праздник пословиц и поговорок»

Цель:

развивать познавательную активность детей; обобщить знания, полученные на уроках чтения; воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Подготовительная работа: участники праздника учили пословицы дома.

I .Вступление «Это интересно»

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный праздник - «Праздник пословиц и поговорок»

В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки.

Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего

ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой,

спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.

Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

II . О пословицах

Учитель

Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки.

Что же такое пословица?

Говорят ученики по – одному ( везде, где символы)

    Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

    Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр.

    Пень не околица, глупая речь не пословица.

    Мудрость эта заключена в краткой лаконичной форме.

    Эта притча короче носа птичья.

Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения – басня, сказка, комедия. В самом деле – чем не басня:

    Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.

    Звал волк овцу в кумы – не пошла.

А разве пословицы не похожи на сказку?

    Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину – заплакал.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение.

    Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно.

    Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.

    С твоим умом только в горохе сидеть.

Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку

Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает:

Кто из вас грамотный?

Никто, оба безграмотные.

    К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся».

Один человек много про себя рассказывал и получилась пословица

    Кто бы дятла не знал, кабы носом не стучал.

Едко высмеивают пословицы и поговорки лень и ленивых людей.

Инсценирование пословиц

(выходят два «старика» в русских национальных костюмах, садятся на скамейку и ведут беседу)

    Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

    Ленивый одну работу два раза делает.

    Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

    Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята.

    У Федорки одни отговорки.

    Один пашет, а семеро руками машут.

    Лентяй сидя спит, лёжа работает.

    У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

    Если лошадь ленива, ей тяжела и грива.

    Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.

III . Конкурс красноречия

Послушайте, как состязаются команды в красноречии с помощью пословиц.

Одна команда говорит свою пословицу – другая команда отвечает пословицей.

Кто назовёт пословицу последней, тот и победил. Готовы? Начали!

Бейся и на победу надейся.

Не копьём побеждают, а умом.

Опасение – половина спасения.

Берегись бед, пока их нет.

Осторожность – мать безопасности.

Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.

Это только цветочки, ягодки впереди.

Хвастать - не косить, спина не болит.

Глаза боятся – руки делают.

Выше головы не прыгнешь.

IV . Конкурс «Расскажи пословицу жестами»

Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Каждая команда получает пословицу, вам даётся на подготовку 3 мин. В этом конкурсе нужна сообразительность, смекалка, артистизм. Все хотят увидеть, на что вы способны. Поддержим участников аплодисментами.

Итак, готовы? Одна команда показывает пословицу, другая отгадывает и называет пословицу.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Очень хорошо справились с заданием участники …. команды. Молодцы!

V . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Игру начинает команда, которая победила в предыдущем конкурсе. Команда говорит часть пословицы или поговорки, другая команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

Не спеши языком …. спеши делом.

Что посеешь …то и пожнёшь.

Сам пропадай, а …. товарища выручай.

С кем поведёшься , …. от того и наберёшься.

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.

С кем поведёшься …… от того и наберёшься.

Готовь сани летом, …..а телегу зимой.

Как аукнется, ….. так и откликнется.

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Сколько волка не корми , …… а он всё равно в лес смотрит.

VI . Вопросы для зрителей

Теперь ответьте на мои вопросы.

    Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)

    Какая книга – лучший друг? (умная)

    Какой зверь далеко бежит? (трусливый)

    Какое слово, что весенний день? (ласковое)

    За какую спину не спрячешься? (чужую)

VII . Назови пословицу по предметам

Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!

ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)

КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)

ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)

ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)

ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)

КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)

ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)

VIII . «Подбери пословицу к тексту»

Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит . «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.» (Поспешишь – людей насмешишь.)

IX .Конкурс «Замени пословицу»

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1 .Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2 . Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3 . У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык мой - враг мой.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6 . Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

X . Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

    Ум хорошо, а два лучше.

    У семи нянек дитя без глазу.

    Старый друг лучше новых двух.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    Семеро одного не ждут.

    Один за всех и все за одного.

    Обещанного три года ждут.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    За о дного битого двух небитых дают.

    Двум смертям не бывать, а одной не миновать

XI .Подведение итогов

Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека.

Говорят дети :

    Рождает зверя зверь, рождает птица птицу. От доброго добро, от злого зло родится.

    Когда нам ясно: человек – подлец. Не всё ль равно, кто у него отец.

    Хоть и открыты двери в дом, но погоди. Сначала постучи и лишь потом входи.

    Слишком хитроумная лисица попадёт в ловушку – дохитрится.

    Не делай зло, не то на зло нарвёшься. Не рой другому яму – сам попадёшься.

Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости".

Конкурс знатоков пословиц и поговорок (1–4-й класс)

Цель:

    обобщение знания детей о пословицах и поговорках; расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры; формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Презентация I конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

8. Сани. (Любишь кататься-люби и саночки возить).

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Презентация II конкурс: вспомнить пословицы о труде.

4.В большом деле и маленькая помощь дорога.

4.Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

3.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

3.Работай до поту, поешь в охоту.

2.Терпение и труд всё перетрут.

2.Труд кормит, а лень портит.

1.Без труда не выловить и рыбку из пруда.

1.Поспешишь, людей насмешишь.

Учитель. к пословицам и поговоркам которые вы увидите на экране договорите окончание пословицы.

III конкурс: Презентация.

4.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

2. Зачем и клад, коли в семье лад?

1. Писать - не языком чесать.

3. Наукой люди кормятся.

2. Вражда не делает добра.

4. У нашего свата ни друга, ни брата.

4. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

3. Своя земля и в горсти мила.

2. Каков мастер, такова и работа.

1. Спящему коту мышь в рот не забежит.

IV конкурс: на карточках написаны пословицы. Задание – нарисовать пословицу на время. Например:

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Игра со зрителями: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

1. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

2. Беден тот, у кого друзей нет. (Английская пословица).

2. Господь помогает тем, кто сам себе помогает. (Американская пословица).

На Бога надейся, а сам не плошай.

3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

4. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

4.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякише не проведёшь.

V конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

VI конкурс: Презентация.

вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

1.Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

2. Один машет, а семеро руками машут.

3. У лодыря, что ни день, то лень.

4. Ленивый одну работу два раза делает.

5. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

6. Лентяй сидя спит, лёжа работает.

7. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

8. У Федорки всегда отговорки.

9. Хочется есть, да не хочется лезть.

10. Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Хоть сгорю, да не отворю.

11. Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

12. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

VI I . Вопросы для капитанов команд Теперь ответьте на мои вопросы.
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какая книга – лучший друг? (умная)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какое слово, что весенний день? (ласковое)
За какую спину не спрячешься? (чужую)

VIII . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Учитель говорит часть пословицы или поговорки, команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

1.Сделал дело … гуляй смело.
1.В гостях хорошо, ……а дома лучше.
1.За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

2.Не спеши языком …. спеши делом.
2.Что посеешь …то и пожнёшь.
2.Сам пропадай, а …. товарища выручай.

3.С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
3.Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
3.Как аукнется, ….. так и откликнется.

4.Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.
4.Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.
4.Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

«Подбери пословицу к тексту» Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика». (Поспешишь – людей насмешишь.)

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Творческий проект
«
Пословицы и поговорки »

3 «Б» класс

(руководитель Левченко З.Н.)

с. Головчино

Тема внеурочного занятия: « Пословицы и поговорки»

Цели:

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ход занятия:

этапа

Содержание этапа

Продолжительность

Организация работы : эмоциональный настрой

Делу время – потехе час.- Как это понимать?

1 мин.

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

Группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

Группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

Группа 3 – найти пословицы народов мира;

Группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

35 мин.

Ученики самостоятельно работают с информа цией ндивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала

Ученики выступают перед одноклассниками

Рефлексия

- Какая пословица подходит к нашему сегодняшнему занятию? Почему?

4 мин.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

  • Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Ко рова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

Цели: Ознакомление с пословицами и поговорками как с жанром устного народного творчества. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Продолжить формирование нравственных ценностей у детей, развивать литературный вкус и логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН

« Пословицы и поговорки»

Мероприятие составила и провела:

Учитель начальных классов МОУ СОШ №20 Миронова Галина Михайловна

С. Товарково, Богородицкий район,Тульская область


Подписи к слайдам:

Пословицы и поговорки Миронова Галина Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №20 2011 – 2012 учебный год

Пословица – это краткое изреченье, поученье в виде иносказанья или в виде житейского приговора. Пословица есть соль языка народной речи. Она не сочиняется, а рождается сама. Это ходячий ум народа. Пословица может переходить в поговорку или простой оборот речи. назад

«За битого двух небитых дают» Означает, что один бывалый человек стоит двух неопытных. Или один человек лучше берёт одного умного, чем двух дураков. назад Русская пословица

назад Если страшиться предстоящих трудностей, опасностей, то нечего и браться за дело. «Волков бояться- в лес не ходить» Русская пословица

Если делаешь всё без торопливости, скорей достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, если хочешь хорошо сделать дело. «Тише едешь- дальше будешь » назад Русская пословица

«Семь раз отмерь- один отрежь» Перед тем как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела. назад Русская пословица

« Хлеб - всему голова» назад Русская пословица Изо дня в день меняются кушанья на нашем столе, и только Хлеб остаётся неизменным. Сколько бы разных блюд стояло у нас на столе, без Хлеба он пуст. Это пища, которую ничем нельзя заменить.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд. назад Русская пословица

назад Говорится, чтобы подчеркнуть достоинства чего-либо маленького по размеру, кажущегося незначительным, но важного по существу, или кого-либо молодого, но перспективного. «Мал золотник, да дорог» Русская пословица

ВЫХОД РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА http://a-lapygin.livejournal.com/504966.html http://www.inletosun.info/index.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B