Внеклассное мероприятие - экономическая игра "бизнес-старт". Экономическая игра для школьников

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

Внеклассное занятие для младших школьников на тему «Социально-бытовая ориентация»

Экономическая игра для детей 7-8 лет

Цели : познакомить детей с понятиями: «экономика», «собственность», «товар», «деньги», «цена», «сделка», «партнеры», «бартер», «покупатель-продавец»; способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности.

Оборудование : карточки с экономическими терминами; схема кроссворда, красочно оформленное название темы.

Ход занятия

I. Введение.

Ознакомительная беседа.

Телеграмма! Телеграмма!

Я глазам не верю прямо!

Выезжает, вылетает,

Прибывает в гости к нам

Знаменитый Чтоядам!

Тут сбежалась вся квартира:

Дядя Боря, тетя Ира,

Мама, бабушка и дед,

В двери выглянул сосед:

Это правда или нет?!

Даже папа, слыша это,

Прибежал из кабинета:

Неужели Чтоядам

В самом деле едет к нам?

Да! - сказала мама. -

Вот же телеграмма!

Тут сосед, и дед, и дядя

Закричали, в окна глядя:

Самолет!..

Я взглянул, и в этот миг

С самолета кто-то - прыг!

Знаменитый Чтоядам

Прямо с неба прыгнул к нам.

И к нему наперегонки

Все мальчишки, все девчонки:

Чтоядам! Чтоядам!

Ты привез игрушки нам?

Мчался я, как на ракете,

Я привез вам все на свете!

В чемодане у меня

Три машины, два коня,

Самолет и самокат,

Шоколад и мармелад...

Подбегайте, подходите!

Выбирайте, что хотите!

Тут волшебник Чтоядам

Раскрывает чемодан.

Гладит каждому макушку,

Дарит каждому игрушку.

Подходите, хватит всем!

Все дарю вам насовсем!

Это замечательное стихотворение больше похоже на быль или на сказку?

Можем ли мы в реальной жизни приобрести что-либо, не заплатив за товар? (Нет)

Если нам необходим какой-либо предмет, как мы действуем в этом случае? (Идем в магазин, на рынок, покупаем необходимую вещь)

Вывод: так вот мы и поговорим с вами, что же такое товар, деньги, экономика, партнеры и партнерство, бартер и сделка, собственность и какая она бывает.

II. Основная часть занятия.

1. Терминологическая работа.

1) Экономика.

Люди всегда обменивались товаром - мебель на одежду, одежду на фрукты и овощи, фрукты и овощи на хлеб и т. д. Но не всегда

можно было найти нужный товар на обмен. Чтобы было легче менять, люди изобрели деньги. Теперь на них очень многое можно купить. А на свете так много полезных и красивых вещей! Где же сейчас можно взять деньги? Способов много. Читали Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? Что сказал Дядя Федор? (Пойдем искать клад)

Можно процитировать отрывок.

Клад - это, конечно, замечательно, но весьма несерьезно. Люди зарабатывают деньги своим талантом, знаниями, умением.

Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.

Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.

Итак, что же такое экономика? (От греческого «oikonomike», буквально - искусство ведения домашнего хозяйства)

Что, значит, заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)

Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.

2) Знакомство с понятием «собственность».

Что же это такое собственность? (Собственность - это то, что принадлежит одному человеку или группе людей)

Ребята назовите свои личные вещи. (Пальто, платье, обувь, книги, игрушки и т. д)

У каждого из вас есть личные вещи - они принадлежат только вам. Это ваша личная собственность. (На столе лежат различные вещи детей)

Ребята, разберите свои личные вещи, личную собственность.

(Дети разбирают)

Дом или квартира, машина, дача, гараж - это личная собственность ваших родителей, личная собственность вашей семьи.

А театры, дороги, вокзалы, школы - это принадлежит государству и является государственной собственностью.

Так какая же бывает собственность? (Собственность бывает личная и государственная)

3) Знакомство с понятием «товар».

Когда собственность становится товаром?

У вашей семьи есть машина, но родители решили ее продать, и машина из собственности превращается в товар.

Один предприниматель хочет купить в личную собственность у государства или другого лица, например, здание кинотеатра, это здание становится товаром.

Вы занимаетесь коллекционированием марок. У вас есть одинаковые марки, и вы захотели одинаковые поменять на новые. Ваши марки становятся товаром.

Что же такое товар?

Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

4) Деньги, партнеры, бартер, сделка.

Ваши родители решили продать машину. Что они хотят получить? (Деньги)

Что же такое деньги? (Деньги - это ценные бумаги)

Родители находят покупателя и договариваются о цене, о времени продажи, о сроке выплаты. Они заключили сделку и стали партнерами.

Вы решили поменять одни марки на другие, без участия денег. Обмен товара без участия денег называется бартер. А такой договор называется бартерной сделкой.

2. Ролевые игры.

1) Обыграть ситуации.

Покупатель - продавец

Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

Партнеры

Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.

Бартерная сделка

У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.

2) Разгадывание кроссворда.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

3) Чтение по ролям стихотворения A. Л. Барто «Копейкин».

В будний день и выходной

Раздается за стеной:

Брат. Ты возьмешь меня на пляж?

Сестра. Очини мне карандаш!

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Алексей пришел из школы,

Это он ведет торги.

Узнаю его шаги)

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату -

Взял с него за попеченье Полпеченья.

Дед. Подними очки, голубчик! -

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек.

Копейкин. Дашь десятку - подниму.

Алексей пришел из школы.

Он теперь придумал так.

Копейкин.

Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки.

В будний день и в выходной

Раздается за стеной.

Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Что можно сказать о поступке Алексея?

Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? (Экономика и жадность (скаредность) -разные понятия)

III. Итог занятия.

Учитель. Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо учиться. Успехов вам!

Экономическое казино

Крупье. Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем экономическом казино! Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только чур - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «эк-ум» - «экономический ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше... А их, «эк-умов», у вас, дорогие игроки, сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «эк-умственное состояние», так и стать банкротом. В игре вас ждут вопросы из разных областей экономики. Я называю область экономики и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны сделать ставку в один «эк-ум», поднимая руку или специальную табличку. В случае удачи ваша ставка удваивается, и вы зарабатываете еще один «эк-ум». Если же вы ошибаетесь, и тогда не отчаивайтесь - ваши «эк-умы» пополнят кассу нашего экономического казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей буквой: А, Б или В.

Раздаются таблички.

Крупье. Первый раунд. Я объявляю область экономики, вопрос с вариантами ответов, после чего слежу за первой поднятой рукой игрока.

1. Вопрос из области рынка ценных бумаг.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется...

а) акция (+);

б) облигация;

в) вексель.

Кто смелый? Делаем ставки!

2. Следующий вопрос из области банковского дела. Слушаем.

Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется...

а) инвестиционный;

б) ипотечный (+);

в) инновационный.

Делаем ставки, господа!

3. Вопрос из области экономической теории.

Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны увеличивается только благодаря внешней торговле, называется...

а) монетаристы;

б) меркантилисты (+);

в) утописты.

Итак, ваши ставки!

4. А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах.

Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется...

а) дистрибьютер;

б) риэлтер (+);

в) аудитор.

5. Вновь вопрос о ценных бумагах.

Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется...

а) обыкновенной;

б) именной;

в) привилегированной (+).

Делаем ставки!

6. Кто из вас в ладу с историей экономики?

Первую биржу в России основал...

а) Петр 1 (+);

б) Павел 1;

в) Александр I.

Ваши ставки!

7. Знаете ли денежные единицы зарубежных государств?

Денежная единица Вьетнама называется...

б) донг (+);

в) гуарени.

Делаем ставки!

8. Вопрос о денежных финансовых документах.

Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется...

б) сертификат;

9. Вновь история экономической теории.

Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется...

а) «Капитал» (+);

б) «Благосостояние для всех»;

в) «Теория несовершенной конкуренции».

Делайте ставки!

10. Вопрос о современных руководителях финансово-экономического аппарата страны.

Министерство, которое возглавляет господин Кудрин, называется...

а) Министерство по налогам и сборам;

б) Министерство финансов (+);

в) Министерство экономики и продовольствия.

Ваши ставки, господа!

Крупье. Второй раунд усложнится. Я буду называть только область экономики. Узнать формулировку вопроса вы сможете только после того, как кем-то (по первой поднятой руке) будет сделана ставка.

1. Формы собственности. Ваши ставки!

Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется...

а) государственная;

б) частная (+);

в) муниципальная.

2. Вопрос из области международных экономических отношений. Делаем ставки, господа!

Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется...

а) импорт (+);

б) экспорт;

в) лизинг.

3. Вопрос знатокам экономических санкций. Ставки!

Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется...

б) гонорар;

в) штраф (+).

4. Вопрос из области торговли. Делайте ставки:

Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется...

а) аукционная (+);

б) розничная;

в) оптовая.

5. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком.

Делайте ставки!

Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется...

а) на имущество;

б) на добавленную стоимость;

в) подоходный (+).

6. Вопрос, связанный с рыночной конкуренцией. Кто сделает ставки?

Рынок одного продавца, вытеснившего других, называется...

а) конкуренция;

б) олигополия;

в) монополия (+).

7. Вновь формы собственности. Ставки!

Процесс перехода государственной собственности в другие формы собственности называется...

в) индексация.

8. Вопрос из области биржевой деятельности. Ожидаю ваши ставки!

Торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли -продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцом и покупателем, называется...

б) брокер (+);

а) «Биттнерр, просто Биттнерр» (+);

б) «Просто майский чай»;

в) «Иммодиум».

10. Вопрос из области рыночной экономики. Ставки!

Деятельность по изучению рынка, разработке товаров, установлению на них цен и сбыту называется...

а) анализ;

б) менеджмент;

в) маркетинг (+).

Крупье . Третий раунд. Вы будете делать ставки вслепую, не зная ни область экономики, ни самого вопроса.

1. Кто делает ставку? Итак, есть ставка! Вам и достается этот вопрос!

Если бюджет государства показывает, что расходы равны доходам, то он называется...

а) равновесным;

б) сбалансированным (+);

в) дефицитным.

2. Ваши ставки!

Самую большую часть семейного бюджета составляют расходы на...

а) одежду;

б) оплату квартиры;

в) питание (+).

3. Принимаю ставки!

Источником дополнительных доходов не могут быть...

а) незаконные операции (+);

б) приусадебный участок;

в) сдача в аренду гаража.

4. Кто сделает ставку?

Коля получил двойку. За это мама не разрешила ему пойти в кино. Как бы это событие назвал знаток экономики?

а) санкция (+);

в) неустойка.

5. Играет ставка!..

Что относится к непредвиденным расходам в семье?

а) ремонт телевизора (+);

б) покупка дивана;

в) покупка гаража.

6. Жду ставки!

Индивидуальную трудовую деятельность школьник может осуществлять...

а) во время учебных занятий;

б) в каникулярное время (+);

в) уходя с уроков.

7. Принимаю ставки на следующий вопрос!

К ресурсам семьи не относятся...

а) технологии;

б) деньги на сберкнижке;

в) деньги, взятые в долг (+).

8. Ставки!

Техническое средство, обеспечивающее защиту, а иногда и рекламу изделий...

а) упаковка (+);

б) этикетка;

в) товарный знак.

9. Принимаю еще ставки!

а) значки (+);

б)витрины;

в) проспекты.

10. Последняя ставка!

Большим спросом на рынке пользуются товары...

б) высокого качества, но с высокой ценой;

в) низкого качества, но в красивой упаковке.

Крупье. Четвертый раунд называется «Черный ящик». На раздумье дается 30 секунд, после чего следуют ставки, выбор права ответа. Если ответ правильный, участник получает соответствующее количество «эк-умов». Внимание, «Черный ящик»!

1. В черном ящике лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки. (Контракт.)

2. Здесь находится ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия.)

3. В этом черном ящике лежит документ - свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности фирмы. (Устав.)

4. А здесь - допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их индивидуализации у покупателя. (Товарный знак.)

5. В этом черном ящике - денежная единица иностранного государства, столицей которого является Тель-Авив. (Шекель.)

Казино закрывается. Определяется победитель.

Экономическая дюжина

Название игры соответствует количеству участников - 13. После каждого тура выбывает один участник.

1-й тур «Что это?»

Играют 13 человек. Первый ответивший на вопрос, переходит в следующий тур. По окончании 1 тура остается 12 игроков, 1 выбывает.

Вопросы:

1. Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.)

2. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.)

3. Распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.)

4. Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.)

5. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

6. Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.)

7. Зарытые в землю ценности. (Клад.)

8. Взятые взаймы деньги. (Долг.)

9. Денежное выражение стоимости. (Цена.)

10. Официальная отметка на документе. (Виза.)

11. Должник по-другому. (Дебитор.)

12. Залог недвижимости. (Ипотека.)

2-й тур «Экономические загадки»

Игрок, угадавший ответ, переходит в следующий тур. В конце 2-го тура останется лишь 11 участников.

Загадки:

1. Возьми первую из нот

И к ней добавь ты слово «ход».

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает. (Доход.)

2. Тимофей носки вязал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки;

Получил одни... (Убытки.)

3. Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это... (Купить.)

4. Судно по морю плывет

И тяжелый фуз везет.

Но стоит букву заменить,

Там сможешь акции купить. (Биржа.)

5. Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

6. Догадайся без труда:

Банка и без буквы «А» (Банк.)

7. К первому слову, где деньги хранишь,

Слово второе добавь и получишь

Третье слово, легкое для запоминанья -

Бумажных денежек названье. (Банкнота.)

8. Угадай-ка, как зовется,

Что за деньги продается. (Товар.)

9. Найди ты слово, наконец,

Антоним слову «продавец». (Покупатель.)

10. Ни доллар, ни рубль, ни фунты,

А как называлась немецкая валюта? (Марка.)

11. Так повелось с начала века

Их очень много у человека.

Охота и есть, и пить, отдыхать.

Вам предстоит это слово узнать. (Потребности)

3-й тур «Экономические пословицы»

Игрок, называющий пословицу на тему «Деньги», переходит в 4-й тур. Останется всего 10 человек.

Варианты пословиц:

Деньги не в деньгах, а в делах.

Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.

Деньга деньгу достает.

Деньги - навоз: сегодня нет, а завтра - воз.

Деньги без глаз.

Деньги не грибы, можно и зимой найти.

Где денежкам счет - там добро не утечет.

Кто не бережет копейки, рубля не стоит.

Лишние деньги - лишняя забота.

4-й тур «Экономические подсчеты»

Примеры:

5-й тур «Орудия труда»

Отгадавший ответ - орудие труда - переходит в 6-й тур, остается 8 человек.

Вопросы:

1. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата)

2. Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок. (Рубанок.)

3. У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана. (Наперсток.)

4. Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

5. Зубы есть,

А хлеб не ест. (Пила.)

6. Сам худ,

А голова с пуд. (Молоток.)

7. Зубы имеют,

А зубной боли не знают. (Грабли.)

8. Два конца, два кольца,

Посередине - гвоздик. (Ножницы.)

6-й тур «Экономические ребусы»

Ведущий показывает по одной карточке с экономическими ребусами. Первый разгадавший игрок переходит в 7-й тур. В 7-м туре будут играть только 7 участников.

Ребусы:

Ребусы по экономике

7-й тур «Экономические термины»

Участникам за 1 минуту нужно написать наибольшее количество экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например «Р». Игрок, составивший меньшее число терминов, выбывает, только 6 человек переходят в 8-й тур.

8-й тур «Вербальная информация»

Участникам даются карточки с 15 парами слов и словосочетаний из области экономики и бизнеса. Нужно в течение 30 секунд посмотреть их и отметить пары, состоящие из одинаковых слов или словосочетаний. Выбывает тот игрок, кто отметит меньшее число пар. В следующий тур переходят 5 игроков.

1. АО «ИТК Олдинг» - АО «ИПК Олдинг».

2. Компания «Малти-Миксер» - Компания «Малти-Миксер» +.

3. Уставный капитал - Уставный фонд.

4. Идеология «Паблик рилейшнз» - Идеология «Паблик рилейшнз» +.

5. Абсолютная олигополия - Абсолютная олигопсония.

6. Современный маркетинг-Современный менеджмент.

7. Техническая реконструкция - Технологическая реконструкция.

8. Лайонз клуб «Москва - Север» - Лайонз клуб «Москва - Север» +.

9. Беспроцентная ссуда - Беспроцентный кредит.

10. Консультативный бизнес - Консультативный бизнес +.

11. Сервисное обслуживание - Сервисное обслуживание +.

12. Станкомехнромтехбанк - Станкомехпромтехбанк +.

14. Компьютеры фирмы ЭППЛ - Компьютеры центра ЭППЛ.

15. Эффективный мониторинг - Эффективный контролинг.

9-й тур «Объедини общим термином»

Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим. В 10-м туре будут играть только 4 игрока.

1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия. У них одна и та же валюта. (Крона.)

2. Товар, ввоз. (Импорт.)

4. Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.)

10-й тур «Экономический кроссворд»

Каждому из 4 игроков выдается кроссворд, который они должны разгадать. Последний из группы выбывает из борьбы.

Кроссворд: «Пирамида»

Разгадав все слова, расположенные по горизонтали, и поднявшись к самой вершине пирамиды, вы сможете прочитать новый экономический термин, расположенный в центре пирамиды по вертикали (сверху вниз).

Вопросы.

1. Метод оперативного контроля экономической деятельности.

2. Специфическое свойство, объективно присущее кредиту.

3. Передаточная подпись на ценной бумаге, векселе, чеке, удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу.

4. Документ о залоге должником недвижимого имущества (земли, строения), дающий кредитору права продажи заложенного имущества.

5. Ссуды в денежной форме, выданные на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

6. Вид платежей в бюджет.

7. Документ, которым оформляются результаты работы или обследования предприятий, фирм и т. п.

Ответы.

1. Регулирование. 2. Возвратность. 3. Индоссамент. 4. Закладная. 5. Кредиты. 6. Плата. 7. Акт.

Слово, расположенное вертикально, - КАДАСТР.

Кадастр - это: 1) реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности экономических объектов; 2) список лиц, подлежащих обложению подоходным налогом.

11-й тур «Составь диаграмму»

Представить в виде столбиковой диаграммы «Грузооборот железнодорожного транспорта за период 1997-1999 гг.», если указаны следующие данные:

В 1998 году фузооборот составил - 126 млн тонн

В 1997 году - 118,3

В 1999 году - 135,1

Ответ:

Грузооборот ж/д транспорта, млн т

12-й тур «Цепочка слов»

Два игрока по очереди произносят слова- экономические термины. Первый произносит экономический термин, следующий игрок должен назвать слово, которое будет начинаться с последней буквы первого слова. Получается цепочка. Называть только существительные в единственном числе.

Победит в туре тот и тогда, когда у другого игрока больше нет вариантов в течение 15 секунд.

Пример цепочки:

Экономика - АкциЯ - ЯрмаркА - АукциоН - НалоГ - т. д.

Оставшийся участник становится победителем «Экономической дюжины».

Деловая экономическая игра «Конкурент»

Игра формирует установку на активные самостоятельные действия в условиях рынка, умение выдвигать и отстаивать идею, которая могла бы быть конкурентоспособной; знакомит участников с основами рыночной психологии (инициативностью, самостоятельностью, предприимчивостью, ответственностью, разумным риском и т. д.); формирует у участников адекватное представление о взаимоотношениях в условиях рынка (о выгодах частного предпринимательства, взаимных обязательствах, ориентации на потребителя и т. д.).

В начале игры ребята инсценируют сказку «Муха-цокотуха - предпринимательница!».

Ведущий. Гляньте, Муха там идет.

Громко песенку поет.

Появляется Муха.

Муха.

Как-то раз по полю шла,

Там я денежку нашла.

А раз денежку нашла,

В дом доход я принесла.

Значит, бизнесом займусь -

Широко я развернусь!

Подсчитаю свой доход,

Не забуду и расход.

Чтоб работать без изъяна,

Я составлю бизнес-план.

Только чем же мне заняться?

Как бы прибыль получить?

Может, мне кафе открыть?

Еще нужен капитал,

А не то - крутой провал!

Деньги в банк свои вложу,

Депозит я «отворю»,

Накоплением займусь.

Ну а там уж развернусь!

Чтобы мне кафе открыть,

Лицензию надо получить,

Помещение арендовать,

Его оборудовать и бизнес начать.

Дело я свое начну,

Ряд работников найму.

Чтобы в кафе приходили к нам:

«Приходите, дорогие,

Я вас чаем угощу!»

Ведущий.

Посетители прибегали,

Все стаканы выпивали.

А пенсионеры - по три чашки

С молоком и крендельком.

Нынче Муха-Цокотуха -

Предпринимательница!

Ход игры

Подготовительный этап

В течение 5 минут все присутствующие на игре участники работают самостоятельно. Перед ними ставится задача: подумать и предложить залу идею молодежной фирмы, которая отвечала бы требованиям времени, была интересна молодым и, самое главное, была конкурентоспособной с другими идеями.

По истечении времени - заслушиваются все идеи и фиксируются на специальном стенде.

Самостоятельно участники выбирают фирму, идея которой им наиболее симпатична. При устройстве на работу они должны обосновать, почему именно эта фирма привлекла их, чем они могут быть полезны и пр. Директор фирмы вправе принять или отказать.

По истечении 15 минут проверяется степень комплектации фирм. В игру вступают только участники, набравшие 10 человек, остальные, вместе с теми, кто не успел устроиться на работу, обретают статус безработных (уже на начальном этапе они не смогли стать конкурентоспособными - привлечь внимание). На специальном стенде фиксируются названия фирм.

Начало игры - регистрация фирм

Каждой зарегистрированной фирме выдается первоначальный капитал в размере 2 вита. На каждом этапе ставится конкретная задача. Фирмы, спустя определенное время, предоставляют решение.

Все, кто остался вне игры, могут вступить в нее на любом этапе в качестве частного предпринимателя или сотрудников вновь созданной фирмы, но уже без начального капитала.

После каждого этапа осуществляется оценка деятельности фирмы путем голосования всех присутствующих в зале за наиболее понравившуюся идею. На каждом этапе можно голосовать только за одну команду, причем фирмы, чья идея оценивается в данный момент, в голосовании не участвуют.

Фирма, у которой не осталось ни одного вита, объявляется банкротом и выбывает из игры. Она не выдержала конкуренцию, не смогла представить свой товар, найти покупателя своей идеи.

1-й этап - решение организационных вопросов фирмы. Где в городе (конкретно) можно найти помещение, к кому обратиться за поддержкой, где взять первоначальный капитал;

2-й этап - наиболее действенная и доступная реклама фирмы;

3-й этап - конкретная программа деятельности фирмы. Бизнес-план;

4-й этап - изюминка, шарм, особенность фирмы;

5-й этап - проводится в случае, если к финалу игры подошли 2 или несколько фирм с одинаковым количеством витов;

6-й этап - дуэль. Представьте, что серьезная солидная фирма выделила п-сумму для осуществления только одного из заявленных проектов. Ваша задача доказать, что именно ваша фирма может рассчитывать на эти деньги в первую очередь.

Финал игры

После подведения итогов и награждения победителей слово предоставляется консультанту игры, который делает краткий анализ всех заявленных идей, определяет новизну и оригинальность, осуществимость в ближайшее время и в далеком будущем, степень удовлетворения интересов молодежи и т. д.

Деловая игра «Экономические карты»

Цели : способствует приобретению опыта коллективного обсуждения, расширению кругозора в области экономики, активизирует память, сплачивает коллектив.

Участники: 2, 3, 4, 6, 9, 12 или 13 команд (отрядов) средних и старших классов; количество в команде определяется общим числом присутствующих.

Оборудование : 3 карточные колоды по 36 карт в каждой; карточки с денежными единицами «кукареками»

Подготовительный этап игры, правила

1. Одна карточная колода остается у крупье-ведущего, а 2 колоды, вперемешку, раздаются отрядам (поровну между собой).

2. Вопросы игры подобраны по следующему принципу: каждая масть - конкретное направление в экономике:

ПИКИ - «Деньги. Валюта».

КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги».

БУБНИ - «Разные экономические вопросы».

3. Крупье достает из своей колоды карту и объявляет ее, например, семерка червей. Те команды, у которых оказывается семерка червей, играют на этом этапе. Всего в игре две семерки червей, следовательно, соревнуются только 2 команды, остальные пока зрители.

4. Стоимость одного вопроса - один кукарек.

5. Если команде повезло и у нее оказались обе семерки червей, то за правильный ответ ей дается уже 2 кукарека.

6. Игра идет до тех пор, пока у одной из присутствующих команд не кончатся карты. Побеждает команда, набравшая больше всех кукареков.

7. Есть в игре и своеобразный риск - это карта ДАМА ПИК. Если крупье вытянет ДАМУ ПИК, команда, у которой она оказалась, объявляется банкротом.

Вопросы по карточным мастям:

ПИКИ - «Деньги. Валюта»:

1. Сколько центов в одном долларе? (100.)

2. Денежные единицы иностранного государства. (Валюта)

3. Драгоценный металл, служивший международным стандартом для измерения стоимости валют. (Золото)

4. Металлический денежный знак. (Монета.)

5. Всеобщее средство расчета, платежа и накопления. (Деньги.)

6. Процесс повышения общего уровня цен в стране. (Инфляция)

7. Деньги, имущество, принадлежащие государству, организации. (Казна.)

8. Разговорное обозначение 1000000 денежных единиц. (Лимон)

9. Что было продано за 4 сольдо, которые продавец вложил в искусство? (Азбука.)

10. Латвийская денежная единица. (Лат.)

11. Как называется способность валюты свободно обмениваться на иностранные валюты в любой форме и во всех операциях без ограничения? (Конвертируемость.)

12. Какие монеты дороже: золотые или серебряные? (Золотые.)

13. Что общего между коровами, беличьими шкурками и ракушками кеори? (Это деньги.)

14. Что такое инвестиции? (Капиталовложения)

15. Что такое прибыль? (Это разница общей выручки и издержек.)

16. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

17. Как называется выпуск денег? (Эмиссия.)

18. Оборотная сторона монеты. (Реверс)

2. Обмен одного товара на другой. (Бартер.)

3. Продукт труда. (Товар.)

4. Разновидность косвенного налога. (Акциз.)

6. Греческий бог - покровитель торговли. (Гермес.)

7. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

8. Количество выпущенных экземпляров какого-либо издания. (Тираж.)

9. Сообщение о выходе товаров на рынок, введение новых услуг. (Анонс.)

10. Деятельность на рынке под девизом «Найти потребность и удовлетворить ее». (Маркетинг.)

11. Требование на товары со стороны покупателя. (Спрос.)

13. Какой товар называется «черным золотом»? (Нефть.)

14. Как называется цена на товар, продаваемый крупными партиями? (Оптовая.)

15. Что производит фирма «Адидас»? (Спортивную одежду и обувь.)

16. Недостаток, нехватка товаров. (Дефицит.)

17. Денежное выражение стоимости товара. (Цена.)

18. Почему первые помидоры стоят очень дорого, потом дешевеют? (Их становится больше.)

КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги»:

1. По каким из ценных бумаг получают дивиденды? (По акциям.)

2. Как называется выпуск банком денежных единиц и ценных бумаг? (Эмиссия.)

3. Разность между денежными доходами и расходами в бухгалтерском учете. (Сальдо.)

4. Финансовая несостоятельность банка. (Банкротство.)

5. Финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и дающее их в долг. (Банк.)

6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемыми банком. (Процент.)

7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата. (Кредит.)

8. Документ, где отражены все затраты. (Смета.)

9. Левая сторона бухгалтерского баланса. (Актив.)

10. Как называются ценные бумаги и денежные средства, помещенные для хранения в банк? (Депозит.)

11. Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, денежных знаках? (Номинал.)

12. Ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство. (Облигация.)

13. Откуда прибыль у банка? (Банковский процент.)

14. Что такое курс акций? (Цена, по которой акции продаются.)

15. Что происходит с ценой на рынке, если растет предложение товара? (Цена падает.)

16. Что продают на фондовой бирже? (Ценные бумаги, акции, облигации и др.)

17. В каком городе был подписан договор об образовании Европейского Экономического Сообщества? (В Риме.)

18. Что такое рентабельность? (Превышение доходов над расходами.)

БУБНИ - «Разные экономические вопросы»:

1. Кто основал первую биржу в России? (Петр I.)

2. Кто в России является лауреатом Нобелевской премии в области экономики? (Василий Леонтьев.)

3. Устройство для подключения компьютера к телефонной сети. (Модем.)

4. Сленговое обозначение деловой встречи. (Стрелка.)

5. Пользование чем-либо за деньги. (Аренда.)

6. Остров, известный как родина современной организованной преступности. (Сицилия.)

7. Официально зарегистрированная последняя воля человека. (Завещание.)

8. Форма организованной преступности. (Мафия)

9. Престижный аукцион произведений искусства. («Сотби».)

10. Получение предприятием официального статуса. (Регистрация.)

11. Документ о налогах, подаваемый в налоговую инспекцию. (Декларация.)

12. Мифологический хранитель подземных богатств. (Гном.)

13. Человек, имя которого стало нарицательным для обозначения воротил большого бизнеса. (Рокфеллер.)

14. Остров, являвшийся центральным местом сбора карибских пиратов. (Тортуга.)

15. Борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение доли на рынке. (Конкуренция.)

16. Основная часть экспорта Объединенных Арабских Эмиратов. (Нефть.)

17. На каком языке написан «Капитал» Карла Маркса? (На немецком.)

18. Назовите самую крупную авиакомпанию России. (Аэрофлот.)

Экономический звездный час «Валюта»

Игра смоделирована по телевизионной программе ОРТ, в ней участвуют шесть ифоков из средних и старших отрядов. Аудитория украшена иллюстрациями существующих валют, а также валют, придуманных детьми.

Первый тур

У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.

Ответы на табло

Вопросы:

Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло - названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:

«Малыш и Карлсон» (9)

«Три мушкетера» (7)

«ТиК| Талер, или Проданный смех» (1)

«Приключения Пинноккио» (2)

«Остров сокровищ» (3)

«Али-Баба и 40 разбойников» (6)

«Незнайка на Луне» (8).

После первого тура остаются четыре игрока, набравшие большее количество звезд, они переходят во второй тур. Если осталось 5 человек, ведущий должен сориентироваться и задать дополнительный вопрос.

Второй тур

Перед участниками табло с четырьмя графами, где даются варианты ответов. Вопросы этого тура имеют ответы с перечислениями. Участники должны обнаружить закономерность, логику в ответе и поднять номер по требованию ведущего. За правильный ответ - звезда. Время на обдумывание - 15 секунд.

Ответы на табло

Вопрос:

Все ли в приведенной схеме страны имели одинаковую валюту - франк? (Правильный ответ: 4 - валюта Эстонии - крона.)

Ответы на табло

Вопрос:

На банкнотах долларов разных достоинств в 1, 2, 5, 10$ изображены портреты известных личностей Америки. Нарушено ли соответствие купюр с номиналом в 1, 2, 5, 10 $ перечисленным портретам? (Правильный ответ: 3 и 4. На купюре с номиналом в 1 $ изображен Дж. Вашингтон, в 2 $ - Т. Джефферсон, в 5 $ - А. Линкольн, в 10 $ - А. Гамильтон).

Ответы на табло

Вопрос:

Какая из приведенных валют не принадлежит прибалтийским государствам? (Правильный о т в е т: 3 - Лей - денежная единица Молдавии).

По результатам тура выбывает один участник с наименьшим количеством звездочек.

Третий тур

Участники должны из набора букв НФРКЛИАН составить фамилию известного деятеля, которому принадлежат следующие строки: «Время - деньги». (Франклин)

Кто быстрее ответит, получает звездочку и выходит в финал.

Финал

Двум оставшимся финалистам за минуту нужно составить как можно большее количество слов из слова «СВОБОДНОКОНВЕРТИРУЕМЫЙ». (Примерные слова: тир, кон, дно, ритм, бидон и мн. др.)

По истечении установленного времени участники по очереди называют составленные слова. У кого их составлено больше, - тот победитель.