Эмоциональное состояние спортсмена в предстартовой апатии. Характеристика предстартовых состояний

Физиологическими исследованиями выявлено три разновидности предстартовых состояний:

  • 1) боевая готовность (оптимальный и желаемый результат), когда имеют место умеренные соматические и вегетативные реакции: повышаются возбудимость и лабильность (подвижность) двигательного аппарата, усиливается деятельность органов дыхания, кровообращения и ряда других физиологических систем, заинтересованных в успешном выполнении предстоящей физической нагрузки;
  • 2) предстартовая лихорадка характеризуется резко выраженными процессами возбуждения, снижающими способность к дифференцированию раздражителей и ухудшению процессов координации и управления движениями, приводящими к необоснованному повышению вегетативных сдвигов;
  • 3) предстартовая апатия, когда преобладают тормозные процессы (как правило, имеет место у недостаточно тренированных лиц, объективно неподготовленных к предстоящей мышечной деятельности). Проявление предстартовых реакций связано с уровнем тренированности и вполне может быть регулируемо.

Рассмотрим наиболее характерные предстартовые состояния.

Состояние предстартовой лихорадки. Проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствуют резко выраженные вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышенное кровяное давление, значительное увеличение тремора конечностей, и.т.д.). Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения, возбудимость мозга чрезмерно повышена. Нарушение координации, излишние энерготраты и преждевременный расход углеводов. Повышенная нервозность, движения в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований. Отрицательное влияние предстартовой лихорадки проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встает несвежий, не отдохнувший.

Стартовая апатия. Относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения. Этому состоянию соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед противником, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности. Предстартовая апатия характеризуется недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции. Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, деятельность осуществляется на пониженном функциональном уровне, спортсмен при стартовой апатии не в состоянии «выложиться».

Боевая готовность. Характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам. Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Повышенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная величина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС, укорочение двигательных реакций. Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсмена в соревнованиях, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности. Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям. На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип нервной системы: у сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка, у меланхоликов - предстартовая апатия.

Для оптимизации предстартовых состояний тренер должен провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности. Используют и массаж. Наибольшее регулирующее воздействие оказывает правильно проведенная разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляцию), т.к. дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии разминку проводят в быстром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок - не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.

Психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях. Поэтому на тренировках необходимо некоторые схватки проводить в соревновательном режиме. Применение соревновательных методов в подготовке поможет спортсменам приобрести чувство уверенности в своих силах, что является важным условием для спортивной деятельности.

Психологическая подготовка спортсмена во многом зависит от тренера. Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Перед соревнованиями тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом. Однако нельзя ограничиваться только беседой. Необходимо, чтобы спортсмен научился сам снижать или даже полностью снимать отрицательную предстартовую напряженность.

Разновидность предстартового состояния и выраженность возникающих при этом реакций зависят от уровня тренированности спортсмена. У тренированных вегетативные сдвиги могут быть даже более выраженными, чем у нетренированных, но эти сдвиги сочетаются у первых с лучшей уравновешенностью нервных процессов, что играет большую роль в поддержании высокой работоспособности.

В последнее время некоторые психологи выделяют еще две формы предстартовых состояний: «состояние самоуспокоенности» и «состояние спокойной уверенности». Для состояния самоуспокоенности характерно недооценка предстоящих в соревнованиях трудностей и силы соперников и переоценка собственных возможностей.

Спортсмен перед стартом доволен собой, самоуверен и пассивен. Наблюдается снижение интенсивности внимания, ухудшение процессов восприятия и мышления.

При спокойной уверенности имеет место активное деловое отношение спортсмена к соревнованию. Он хорошо мобилизован, но спокоен и уверен в своем успехе. Все психические процессы характеризуются оптимальными параметрами. Такое состояние чаще возникает, когда предстоит состязание с заведомо слабым соперником и есть очевидная гарантия победы.

Предстартовое состояние боевой готовности и спокойной уверенности является признаком состояния психической готовности и наиболее благоприятны для успешного участия в соревнованиях. Три других формы нередко оказывают неблагоприятное влияние на выступление спортсмена. В частности, стартовая лихорадка приводит к слишком быстрому темпу, потере плавности и ритмичности исполнения упражнений в начале соревнования, вызывает быстрый упадок сил, отрицательно сказывается на координации движений и дифференцировке усилий, дезорганизует поведение и приводит к потере самоконтроля. Предстартовая апатия наблюдаются аналогичные изменения в действиях спортсменов, но с другими, если можно так сказать, отрицательным знаком (вялость, пассивность) - потеря темпа в сторону замедления, сбои в ритме, отсутствие четкости. В этом состоянии спортсмен начинает соревнования на общем сниженном уровне активности, но не может мобилизовать все свои резервы.

Предстартовые реакции можно регулировать. В процессе тренировки спортсмена следует обучать управлению эмоциями. Кроме того, необходима правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие спортивному соревнованию. Длительное пребывание перед стартом в обстановке соревнований (непосредственно в зале, на стадионе) может оказывать отрицательное воздействие. В этих случаях для поддержания высокой работоспособности следует переключить внимание спортсмена на иную деятельность.

Одним из важных приемов, регулирующих предстартовые реакции, является разминка. При подборе упражнений, выполняемых при разминке, необходимо учитывать особенности предстартовых реакций. Эффект разминки обусловлен следующим. Если в предстартовом состоянии преобладают тормозные процессы, то разминка может уменьшить или совсем снять это торможение. При преобладании же возбудительных процессов разминка, усиливая возбуждение в двигательном анализаторе, способствует снижению его в других центрах, таким образом, благоприятное воздействие ее при всех формах предстартовых реакций связано с установлением оптимальных соотношений между возбудительными и тормозными процессами в ЦНС.

Регуляция предстартовых реакций может осуществляться путем словесных воздействий на вторую сигнальную спортсмена. Анализ предстоящей борьбы, оценка своих возможностей и сил соперников способствуют оптимизации возбудительных процессов в предстартовом состоянии.

Некоторое значение для регуляции предстартовых реакций имеет массаж незадолго до старта. Усиливая поток афферентных импульсов от двигательного аппарата и кожи, он действует аналогично разминке.

Предстартовые состояния возникает у спортсменов в связи с предстоящими выступлениями на соревнованиях. Оно является эмоциональным состоянием и связано с особенностями переживания спортсменов своего будущего участия в соревнованиях. Предстоящее соревнование на основе прошлого опыта спортсменов может по-разному отражаться в его голове. В одних случаях он может опасаться за исход своего выступления, в других же радостно его ожидать. В том и другом случае это будет переживаться спортсменом по-разному.

Но без основания высказывается предложение, что эмоциональное состояние перед стартом, как и всякое эмоциональное состояние, тесно связано не только онтогенетический, но и филогенетически с мышечной деятельностью. Оно связано с подкреплением функциональными изменениями в организме, которые возникают при спортивных упражнений, т.е. при мышечной работе. При этом данные изменения постоянно подкрепляются также сложной совокупностью сигналов из внешней, прежде всего общественной, среды - взаимодействием первых и вторых сигналов действительности.

В психологии спорта проблема предстартовых состояний привлекала внимание исследователей прежде всего в связи с практическим ее значением. Изучение ее позволило установить, что предстартовое состояние неоднородно. О. А. Черникова, например, выделила две его разновидности.

Исследования автора и его сотрудников, проведенные более чем 400 спортсменах различной квалификации, позволили еще более дифференцировать предстартовое состояние. Установлено и в настоящее время является признанным фактом, что оно может проявляться в трех основных формах, каждая из которых характеризуется определенными особенностями протекания корковых процессов, вегетативных функций и хорошо выраженными психологическими симптомами.

Первая форма характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических процессов. Психологические ее симптомы: напряженное ожидание, возрастающее нетерпение («скорей бы бежать, плыть, начать бой»), легкое возбуждение; мысли о прохождении дистанции или предстоящем бое (темп, тактика), забота об экономии сил, о максимальной готовности к старту.

Вторая форма характеризуется широкой иррадиацией и высокой степенью интенсивности процесса возбуждения в коре головного мозга, резко выраженными вегетативным сдвигами (учащение пульса, дыхания, потливость, дрожание конечностей, иногда дрожь во всем теле, резкое усиление диуреза и др.). Психологические симптомы: волнение, достигающее степени подавляющего, нервозность, неустойчивое настроение (от бурного веселья до слез), забывчивость, рассеянность, беспричинная суетливость и т.д.

Третья форма характеризуется преобладанием в коре запредельного охранительного торможения. Типичными внешними реакциями являются малая подвижность, зевота. Психологические симптомы: вялость, инертность, апатия, нежелание участвовать в соревнованиях, плохое настроение, сонливость.

Исходя из особенностей проявления каждой из указанных форм предстартового состояния, автор назвал первую из них состоянием боевой готовности, вторую - состоянием «стартовой лихорадки» и третью- состоянием «стартовой апатии».

То или иное предстартовое состояние оказывает определенное влияние на протекание деятельности спортсмена во время соревнования и на достижение им того или иного спортивного результата.

Возникновение того или иного предстартового состояния всегда детерминировано. Число факторов, их детерминирующих, весьма значительно. Но среди этих факторов наибольшее значение, с точки зрения обеспечения благоприятного предстартового состояния и предотвращения неблагоприятных форм, имеет хорошая тренированность спортсмена, его отличительная, так называемая спортивная форма.

На состояние спортсмена перед стартом могут оказать влияние и другие факторы: характер, масштаб и значение соревнований, состав участников и силы «противников», организованность, спаянность и дисциплина в спортивном коллективе, опыт прошлых соревнований, состав и поведение зрителей, и ряд других.

В последнее время со стороны некоторых авторов имеются попытки различать предстартовое и стартовое состояние спортсмена. Я. В. Лехтман же выделяет собственно стартовое состояние, возникающее непосредственно перед стартом, предстартовое состояние, возникающее с момента приезда к месту соревнований («попадание в спортивную обстановку», как пишет Я. Б. Лехтман) и раннее предстартовое (или предсоревновательное) состояние, возникающее задолго до соревнований. Такая градация состояний спортсмена перед соревнованиями лишена каких бы то ни было оснований, поскольку совершенно отсутствует научные факты, свидетельствующие о наличии каких-то существенных, принципиальных различий как в механизме, так и во внешних проявлениях этого состояния, зависящих только от большей или меньшей временной и пространственной близости спортсмена к моменту и месту начала соревнований.

Предстартовые состояния возникают задолго до выступления. Возникает мысленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина. Эти проявления усиливаются перед началом работы. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов.

Физиологические изменения возникают на условные сигналы, которыми являются такие раздражители, как вид стадиона, спортивного зала, наличие соперников, спортивная форма и др.

В коре головного мозга человека перед выполнением произвольного действия появляются определенные сдвиги. Возникает замысел и план предстоящего действия. Происходят изменения электрической активности в коре больших полушарий - усиливаются межцентральные взаимосвязи, изменяется амплитуда потенциалов. Эти изменения отражают подготовку мозга к предстоящему действию и вызывают сопутствующие вегетативные сдвиги и изменения моторной системы, т. е. происходит актуализация рабочей доминанты со всеми ее моторными и вегетативными компонентами. Наличие у человека второй сигнальной системы, умение абстрагироваться от действительности и предвидеть предстоящее делает человека психологическим заложником будущего, заставляет его ждать. Само же ожидание у разных людей протекает по-разному, что обусловлено их психолого - и физиолого-типологическими особенностями. Различают предстартовые изменения двух видов - неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений). К числу неспецифических изменений относят три формы предстартовых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и апатию.

Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов - повышенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная величина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакций.

В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

В противоположность этому, состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена. В процессе длительной работы негативные сдвиги состояний в результате лихорадки и апатии могут преодолеваться, но при кратковременных упражнениях такой возможности нет.

Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы. Например, функциональные изменения в организме выше перед бегом на короткие дистанции по сравнению с предстоящим бегом на длинные дистанции; они больше перед соревнованиями по сравнению с обычной тренировкой.

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстартовой апатии.

Умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности, способствует оптимизации предстартовых состояний. Наибольшее регулирующее воздействие оказывает правильно проведенная разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При предстартовой апатии, наоборот, необходимо повышение возбудимости в нервной и мышечной системе, а это требует провести разминку в быстром темпе.

2. 3. Разминка, врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание»

Роль разминки, в подготовке организма к предстоящей работе велика, т. к. к условно - рефлекторным механизмам предстартовых состояний присоединяются, безусловно - рефлекторные реакции, вызываемые работой мышц.

Разминка – комплекс общих и специальных упражнений, выполняемых перед тренировкой или соревнованием и, способствующих ускорению процесса врабатывания, и повышению работоспособности.

Физиологические эффекты разминки разнообразны. Разминка повышает возбудимость и активность сенсорных, моторных и вегетативных центров, усиливает деятельность эндокринных желез, создавая тем самым условия для более эффективной регуляции вегетативных и моторных функций при последующей работе. Повышенная температура тела и работающих мышц, увеличивает активность ферментов и скорость биохимических реакций в мышечных волокнах, усиливает возбудимость и лабильность мышц, и скорость их сокращения.



Разминка усиливает работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, МОК, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат, повышается (благодаря увеличению температуры тела) интенсивность диссоциации оксигемоглобина в тканях.

Разминка бывает общей и специальной.

Общая разминка представляет собой ряд однотипных упражнений, решающих следующие задачи:

Нормализацию психомоторного состояния;

Постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

Общая разминка должна заканчиваться не ранее потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличивается. В то же время, при повышении температуры тела, более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения работающих тканей.

Специальная разминка решает следующие задачи:
- восстановление двигательного динамического стереотипа:

Подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.

В специальной разминке применяются упражнения, специфичные для данного вида спорта (бег – для бегуна, работа с мячом – для волейболиста, работа на снарядах – для гимнаста). В такой работе оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Так как при выполнении специальных упражнений, в работу будут включаться те отделы опорно-двигательного аппарата, на которые приходится основная нагрузка, то их состояние в большей степени будет приближаться к более эффективному выполнению упражнений. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало

Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными особенностями, погодой, предстартовым состоянием и т.д.

После окончания разминки до начала основной работы походит некоторое время. Период этого времени не должен снижать физиологические функции, но должен сохранять высокую активность терморегуляции и двигательного динамического стереотипа. Этим требованиям соответствует период от 5 до 8 минут (это сугубо индивидуально, зависит от погоды и состояния).

Периоды покоя и работы характеризуются относительно устойчивым состоянием функций организма, с отлаженной их регуляцией. Между ними имеются два переходных периода врабатывания (от покоя к работе) и восстановления (от работы к покою). Постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения спортивных упражнений называется врабатыванием . В это время происходят перестройки нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый, более напряженный, режим деятельности и улучшение координации движений.

Врабатываемость различных функций отличается гетерохронностью, т.е. разновременностью, и увеличением вариативности их показателей. Скорость усиления деятельности физиологических систем во время врабатывания неодинакова. Двигательный аппарат, обладающий высокой возбудимостью и лабильностью, на новый рабочий уровень настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Сначала быстро врабатываются двигательные функции, а затем более инертные вегетативные. Из вегетативных показателей быстрее всего нарастают до рабочего уровня частотные параметры - частота сердечных сокращений и дыхания, затем объемные характеристики - ударный и минутный объемы крови, глубина вдоха и минутный объем дыхания. Так, например, во время интенсивного бега максимальная скорость движения достигается к 5-6 секунде. Расширение артериальных сосудов мышц происходит за 60-90 секунд, а ЧСС, СО и МОК достигают максимальных величин только через 1,5-2 минуты. В связи с тем, что транспорт кислорода усиливается постепенно, в начале любой работы сокращение мышц осуществляется в основном в анаэробных условиях. Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При нетяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается во время самой работы. При выполнении субмаксимальных и максимальных физических упражнений, возникающий дефицит кислорода ликвидируется после завершения работы, составляя часть общего кислородного долга. Скорость изменения физиологических функций во время врабатывания зависит от интенсивности (мощности) выполняемой работы. Чем больше мощность, тем быстрее происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При одинаковых по характеру и мощности упражнениях врабатывание происходит тем быстрее, чем выше уровень тренированности человека. Период врабатывания может завершаться появлением «мертвой точки». Она возникает у недостаточно подготовленных спортсменов в результате дискоординации двигательных и вегетативных функций. При слишком интенсивных движениях и замедленной перестройке вегетативных процессов нарастает заметный кислородный долг, возникает тяжелое субъективное состояние. Происходит рост содержания лактата в крови, рН крови снижается до 7,2 и менее. У спортсмена наблюдаются одышка и нарушение сердечного ритма (аритмия, экстрасистолия), уменьшается жизненная емкость легких. В этот период работоспособность резко падает. Она возрастает лишь после волевого преодоления «мертвой точки», когда открывается «второе дыхание», или в результате снижения интенсивности работы. Подобное состояние может неоднократно повторяться во время длительной работы при повышениях ее мощности, неадекватных возможностям спортсмена.

Предстартовое состояние объединяет комплексных изменений, возникающих в организме спортсмена до начала упражнений. В нем различают ранее предстартовое и собственно стартовое состояния. Первое возникает за несколько часов и даже дней до начала работы, а собственно стартовое состояние – за несколько минут до старта.

Предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными реакциями. Они готовят организм к предстоящей работе и ускоряют процессы врабатывания.

Предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными реакциями. Физиологические изменения возникают на условные сигналы, которыми являются раздражители сопутствующие предшествующим занятиям (вид стадиона, спортивного зала и др.). Они готовят организм к предстоящей работе и ускоряют процессы врабатывания.

Предстартовое состояние характеризуется повышением возбудимости нервных центров, усилением обмена веществ, учащением пульса, повышением артериального давления, учащением и углублением дыхания, повышением t 0 тела, увеличением содержания глюкозы и молочной кислоты в крови, адреналина. В предстартовом состоянии все изменения выражены слабее, чем в собственно стартовом состоянии. Эти изменения зависят от характера предстоящей нагрузки, отношения к ней спортсмена, степени тренированности, значимости соревнований и других факторов.

Различают предстартовые изменения двух видов – неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений).

К числу неспецифических изменений относят 3 формы предстартовых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию.

Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов: повы­шенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адек­ватная величина поступления глюкозы в кровь, из печени, благопри­ятное превышение концентрации адреналина, оптимальный усиление частоты и глубины: дыхания и частоты серд­цебиений, укорочение времени двигательные реакций.

В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышёчной координации, излишние энерготраты и преждевременной дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начи­наются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истоще­нию ресурсов организма.



В противоположность этому, состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы, увеличением времени двига­тельной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверен­ностью в своих силах спортсмена. В процесс длительной работы негативные сдвиги состояний в результате лихорадки и апатии мо­гут преодолеваться, но при кратковременный упражнениях такой возможности нет.

Способы управления предстартовыми состояниями зависят от их характера. Предстартовая лихорадка требует проведение разминки в невысоком темпе, подключение глубокого ритмичного дыхания, которое через дыхательный центр оказывает нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии, наоборот, разминка должна проводиться в быстром темпе. Беседа тренера и массаж также способствуют оптимизации предстартового состояния.

2. Физиологические эффекты и характеристика разминки.

Разминка – это комплекс упражнений, выполняемых перед тренировкой или соревнованием и способствующих ускорению процесса врабатывания и повышения работоспособности.

Физиологические эффекты разминки разнообразны: 1) повышение возбудимости и активности сенсорных, двигательных и вегетативных центров; 2) усиление деятельности эндокринных желез; 3) повышение температуры тела и особенно работающих мышц, что обеспечивает увеличение активности ферментов, а также скорости биохимических реакций в мышечных волокнах, возбудимости мышц и скорости их расслабления и сокращения; 4) усиление кожного кровотока, что облегчает теплоотдачу и предотвращает чрезмерное перегревание тела.

Разминка усиливает также работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам: повышается легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, увеличивается минутный объем крови, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, повышается артериальное давление.



Разминка состоит из общей и специальной части. Общая разминка включает упражнения, способные повысить возбудимость ЦНС, активизировать систему транспорта кислорода, усилить обмен веществ в мышцах и других органах. Эта часть разминки не должна вызывать утомления и повышать температуру тела выше 38 С. Специальная разминка по своей структуре должна соответствовать характеру предстоящей работе. Она включает сложные в координационном отношении упражнения, обеспечивающие необходимую настройку ЦНС, то есть «оживление» двигательного динамического стереотипа.

Длительность разминки от 10 до 30 минут, сигналом к ее прекращению может быть начало потоотделения, свидетельствующее о готовности терморегуляционных механизмов к предстоящей работе. Разминка не должна вызывать утомления, поэтому она строится строго индивидуально. Также следует нагружать мышцы, которые не будут участвовать в предстоящей основной работе. Физиологические эффекты разминки могут сохраняться в течение 15 минут. Затем эффект разминки начинает утрачиваться и после 45 минут перерыва ее следует повторить.

Роль разминки в различных видах спорта при разных внешних условиях неодинакова. Ее положительное влияние наиболее заметно при скоростно-силовых упражнениях относительно небольшой продолжительности. Перед бегом на длинные дистанции оно выражено значительно меньше, чем при беге на средние и короткие дистанции. При высокой температуре воздуха обнаружено отрицательное влияние разминки на терморегуляции во время бега на длинные дистанции.

Предстоящие футбольные состязания могут по-разному отражаться в сознании игроков и вызывать у них различное отношение как к процессу подготовки к матчу, так и к выступлению в нем.
Кому из футболистов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, когда кожа становится «гусиной», беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о противнике, вкрадываются сомнения за исход матча. Это так называемое предстартовое состояние. Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его футболист теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

В обоих случаях нарушается правильная оценка игровой обстановки, тактическое мышление ослабевает и даже технические приемы выполняются футболистом с меньшей четкостью, как бы они ни были прочно усвоены. Особенно это дает себя знать в первые минуты матча. Затем футболист свыкается с обстановкой и чувствует себя на поле намного увереннее.
Сильнее всего ощущается предстартовое состояние непосредственно перед началом игры. Но в известных границах оно дает о себе знать намного раньше. Принято различать: раннее предстартовое состояние (за сутки и более до начала матча), предстартовое состояние (за несколько часов до начала матча) и стартовое состояние (непосредственно перед началом матча).
В некоторых случаях раннее предстартовое состояние может отличаться не положительными реакциями приспособительного характера, а, наоборот, отрицательными явлениями: расстройством сна, уменьшением аппетита, нарушением регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и др.
Предстартовое состояние начинается за несколько часов до начала игры, когда футболист начинает собирать спортивную форму перед выездом на игру, садится в машину или когда приходит на стадион, т. е. попадает в обстановку, которая напоминает ему о предстоящем состязании.
И, наконец, стартовое состояние возникает непосредственно перед самой игрой.
Раннее предстартовое, предстартовое и стартовое состояния тесно связаны между собой.
Предстартовое и стартовое состояния, как проявления высшей нервной деятельности человека, возникают в связи с раздражением как первой, так и второй сигнальной системы. Подтверждается это тем, что словесная команда о выходе на футбольное поле или свисток судьи о вызове на поле являются сигналами предстоящей мышечной работы, т. е. условными раздражителями, вызывающими в организме комплекс физиологических сдвигов, а в сознании футболиста - соответствующие двигательные представления.
Двигательные представления следует считать одним из проявлений условно-рефлекторной реакции, поэтому они могут быть правильно проанализированы только в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Исследования показали, что двигательные представления сочетаются с теми же изменениями функций в организме (выраженными только в меньшей степени), что и действительные движения.
Создание определенных двигательных представлений вызывает у футболистов изменение функционального состояния различных органов и систем. С представлением связано как бы настраивание нервных центров на предстоящую работу. Говоря словами известного русского физиолога И. М. Сеченова, в центральной нервной системе оживает ряд «нот», по которым в следующее мгновение будет разыгрываться соответствующая «двигательная пьеса». Футболисты как бы «проделывают» свои движения с мячом мысленно. Предстартовое и стартовое состояния - это как бы заблаговременная функциональная подготовка организма к совершению двигательных актов. Физиологические реакции, характеризующие предстартовое и стартовое состояния, могут рассматриваться как процессы известного приспособления организма к предстоящей мышечной работе.
Усиление кровообращения и дыхания в стартовом состоянии связано с условно-рефлекторным возбуждением вегетативных центров. Повышение частоты пульса, кровяного давления и легочной вентиляции у футболиста перед началом игры является одним из характерных признаков стартового состояния. В некоторых случаях перед игрой у футболистов отмечается повышение температуры тела (до 38° и более), что является отражением роста теплопродукции в связи с усилением обменных процессов.
Профессор А. Ц. Пуни на основании специальных психологических наблюдений считает возможным все многообразные формы предстартовых реакций разделить на три типичные разновидности.
Первая из них, условно называемая состоянием «боевой готовности», характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических функций, что обеспечивает наиболее быстрое вхождение в работу после начала игры и наиболее эффективное выполнение игровой деятельности. Психологические симптомы этой формы предстартовых реакций: напряженное состояние, возрастающее нетерпение (скорей бы играть), легкое возбуждение. Физиологические реакции: учащение пульса и дыхания, потливость, иногда дрожь, усиление диуреза (выделение мочи).
Вторая разновидность предстартового состояния называется «стартовой лихорадкой», для которой характерны резко выраженные, широко иррадиированные процессы возбуждения в коре больших полушарий, обусловливающие значительные изменения вегетативных функций.
Возбуждение в коре больших полушарий при этом настолько сильное и настолько преобладает над тормозными процессами, что затрудняет футболисту решение даже самых несложных задач, предъявляемых к его нервной деятельности. Вследствие этого футболист в начале игры может допустить ряд грубейших ошибок.
Психологические симптомы «стартовой лихорадки»: волнение (до степени подавляющего), нервозность, неустойчивое состояние и настроение, забывчивость, рассеянность. Физиологические реакции: резкое учащение пульса и дыхания, потливость, дрожание рук, ног, всего тела, похолодание конечностей, а иногда и целиком определенной поверхности тела, усиление диуреза и других выделительных процессов.
Третья разновидность предстартового состояния называется «стартовой апатией». Она сопровождается преобладанием тормозных процессов: ее психологические симптомы: вялость, апатия, нежелание играть, плохое настроение, сонливость. Из физиологических реакций отмечается только зевота, потливость конечностей, усиление выделительных процессов.
От чего же зависит различное отношение футболиста к игре, выражающееся в разнообразных формах предстартового состояния?
Главным образом отражение в сознании футболиста предстоящей игры, а следовательно, и отношение к ней связано со степенью тренированности, с так называемой «спортивной формой».
Экспериментально установлено, что уровень предстартовых вегетативных сдвигов относительно высок у более тренированных футболистов, что может быть обусловлено систематическими подкреплениями условнорефлекторных связей в процессе тренировок и игр. Именно у хорошо тренированных футболистов в предстартовом состоянии чаще всего наблюдается состояние «боевой готовности».
По-видимому, спортивная тренировка увеличивает работоспособность корковых клеток, повышает их устойчивость к условнорефлекторным раздражителям, действующим на организм. В процессе тренировки футболист должен научиться владеть собой, ожидая начала игры, управлять предстартовым состоянием, давать себе необходимые самоустановки. Огромное значение имеет авторитет тренера, слово которого, воздействуя на вторую сигнальную систему футболиста, может коренным образом изменить характер предстартового состояния, повысить боевую готовность футболиста к предстоящей игре. Но в связи с тем, что тренер далеко не всегда может быть рядом с футболистами, они должны уметь самостоятельно регулировать свои предстартовые реакции, создавать определенные установки, благоприятствующие успешному исходу игры. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы футболистов, степень их мастерства, частоту выступлений, спортивную форму.
Исключительное значение имеет организующая идея, которая руководит футболистами в ответственных играх.
Важную роль в характере предстартовых реакций играет опыт футболиста, накопленный в процессе многократных выступлений и позволяющий ему более правильно оценивать как свои силы, так и силы противника.
Немалое влияние на возникновение и протекание предстартовых реакций оказывает и общая обстановка игры, количество зрителей, их настроенность и реакция на ход игры. Общеизвестно, что многие футбольные команды намного успешнее выступают в родном городе, в знакомой обстановке, где обычно зрители оказывают им большую поддержку.
Из всех мероприятий в плане регуляции предстартового состояния наибольшее значение имеет систематическое идейно-политическое воспитание и психологическая подготовка футболистов.
Очень важна также в создании наиболее оптимальной формы предстартового состояния правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие игре. Многие футболисты стремятся в это время переключиться на другую деятельность, провести время в обстановке, далекой от игры: они посещают музеи, кино, театры, играют в шахматы, шашки, гуляют по лесу, слушают музыку, читают книги, беседуют на темы, не относящиеся к футболу, смотрят соревнования по другим видам спорта и т. д. Такой отдых способствует сохранению полной работоспособности футболиста к моменту состязания.
Наоборот, длительное пребывание футболиста в обстановке, приближенной к игре, связанное с непрерывным воздействием резко выраженных условных раздражителей на его нервную систему (вызов всей команды для «накачки» к различным «руководителям», длительная установка на игру), нельзя расценивать как благоприятную форму подготовки к предстоящей игре. В то же время небольшая по времени предыгровая установка (25-35 мин.) с целеустремленными, ясными и доступными задачами является основой для управления футболистом своим поведением в процессе матча.
Готовясь к состязанию, футболист осмысливает установку и еще раз продумывает все свои действия во время игры. Это как бы период «предстартовой настройки» футболиста, который необходим для его волевой подготовки к предстоящему матчу и создания чувства «боевого возбуждения».
Если тренер имеет правильное представление о механизмах возникновения предстартовых реакций и учитывает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности футболистов, то создается возможность сознательно регулировать предстартовое состояние, изменять характер и степень стартовых реакций в желаемую сторону.
Систематические тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у игроков способность «управлять» своим предстартовым состоянием: в одних случаях умерять его, в других, напротив, усиливать.
Одним из основных, наиболее эффективных, приемов, регулирующих предстартовые реакции, следует считать разминку, которая вызывает поступление в кору больших полушарий потоков импульсов от проприорецепторов и интеро-рецепторов и усиливает возбуждение в области двигательного анализатора, индуцирующее торможение в другие области коры. Этим самым обеспечивается повышение работоспособности футболиста.
С этой же точки зрения важен и спортивный массаж, который, так же как и разминка, может обеспечить возникновение оптимальных соотношений возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга.
Наконец, в предстартовом состоянии, особенно в последние минуты перед началом игры, целесообразно рекомендовать футболисту повторные глубокие дыхательные движения.. Глубокое дыхание, сопровождаясь импульсами от проприорецепторов дыхательных мышц и изменениями в газовом составе крови, может изменять корковую мозаику в направлении, способствующем увеличению работоспособности футболиста.
Какова же конкретная роль разминки в успешном преодолении предстартовых состояний?
Хорошо известно, что работоспособность человека при начале работы, в первые ее минуты, а иногда и десятки минут, не является максимально производительной. Причина такого явления лежит в том, что организм человека не может «внезапно», сразу из состояния покоя перейти в состояние наибольшей работоспособности. Необходим определенный промежуток времени, чтобы организм человека втянулся в работу. Подобное явление наблюдается при выполнении любой работы, в том числе и при игре в футбол.
Во время игры возникает изменение функционального состояния всех органов и систем, и в первую очередь центральной нервной системы. В ее высшем отделе - коре головного мозга - происходят изменения во взаимоотношениях между процессами возбуждения и торможения в сторону преобладания процесса возбуждения.
Для того чтобы заблаговременно подготовить организм к напряженной мышечной работе, к игре или тренировке, нужно мобилизовать физиологические функции организма при помощи разминки, т. е. небольшого комплекса разнообразных физических упражнений (гимнастических, легкоатлетических и др.), имеющих целью поднять возбудимость нервных центров коры больших полушарий и других отделов центральной нервной системы.
Обычно разминка рассматривалась в отрыве от всего предстартового состояния, и ее благотворное влияние объяснялось скорее местными изменениями в мышцах или механизмах безусловных рефлексов. Это объяснение надо считать неверным. Под влиянием разминки безусловно наступают положительные изменения в мышцах в виде улучшения кровообращения, согревания, повышения возбудимости и т. д., что благотворно влияет на их последующую работу во время игры и предотвращает возможные травмы. Но эти сдвиги не могут определить всего эффекта разминки и не являются основными.
Главным образом разминка направлена на поддержание коры больших полушарий в состоянии оптимальной возбудимости. Футболист разминкой «настраивает» на игру весь организм, и в первую очередь корковую деятельность.
Характер физиологических сдвигов, вызываемых разминкой, и физиологических сдвигов при предстартовом состоянии имеет черты сходства. В значительной степени сходен также эффект приспособления к предстоящей работе.
Однако есть существенная разница в механизме возникновения физиологических сдвигов. В предстартовом состоянии он только условнорефлекторный, причем большую роль играет вторая сигнальная система. В разминке же возникновение физиологических сдвигов связано с непосредственным выполнением реальных движений, реальной мышечной работы.
Разминка оказывает большое влияние на состояние центральной нервной системы и на вегетативные процессы. С помощью разминки достигается та оптимальная повышенная возбудимость центральной нервной системы, которая является необходимой для завершения работы.
Лабильность тканей, в частности нервов и мышц, и ее изменения регулируются центральной нервной системой. Изменчивость лабильности тканей по ходу реакции имеет огромное значение для деятельности всего организма. Благодаря изменчивости лабильности тканей происходит, как это установил А. А. Ухтомский, явление усвоения ритма. Лабильность отстающих звеньев повышается под влиянием текущих импульсов, они усваивают в связи с этим ритм возбуждений, посылаемых более лабильными образованиями. Движения при этом становятся более слаженными, гармоничными. Таким образом, явления усвоения ритма наряду с другими процессами лежат в основе так называемого «вхождения в работу» (врабатываемости) при мышечной деятельности.
Особо необходим период «врабатываемости» для деятельности систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, так как лабильность систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, значительно ниже лабильности опорно-двигательного аппарата. Например, двигательные нервы, иннервирующие скелетные мышцы, проводят возбуждение со скоростью около 100 м в секунду, а вегетативные волокна проводят возбуждения со скоростью от 0,5 до 2 м в секунду.
Во время разминки мышечные движения обусловливают поступление от рецепторов двигательных и других анализаторов потока импульсов в центральную нервную систему, рефлекторно изменяют характер регуляции со стороны последней не только деятельности двигательного аппарата, но и всех других органов и тканей.
Небольшое повышение температуры тела до 1 градуса во время мышечной работы улучшает работоспособность организма, вызывает повышение возбудимости центральной нервной системы.
Мышечная нагрузка вызывает усиление вегетативных процессов: повышается легочная вентиляция и поглощение кислорода, ускоряются окислительные процессы в тканях и отдача кислорода оксигемоглобином, увеличивается артериальное давление и минутный объем крови, сердце сокращается чаще, усиливается кровообращение.
Таким образом, работа больших мышечных групп приводит к перестройке регуляторных функций нервной системы и к изменению деятельности всего организма, приспосабливая его к работе и укорачивая период вхождения в работу.
Помимо общего влияния на весь организм, разминка оказывает также местное воздействие на мышечно-двигательный аппарат. Повышение температуры работающих мышц ускоряет течение химических процессов в них и уменьшает вязкость мышечной ткани, что способствует более быстрому сокращению мышц.
Специальные упражнения на растягивание мышц во время разминки увеличивают подвижность суставов.
Разминка имеет и профилактическое значение. Чем лучше футболист подготовит свой мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее он будет выполнять движения и тем меньше будет у него риска получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т. д.
Лучшая подготовка достигается чередованием упражнений «на растягивание» с упражнениями «на расслабление» и упражнений для рук с упражнениями для ног. Последнее значительно повышает работоспособность как верхних, так и нижних конечностей.
Что касается формы разминки, то наблюдается большое разнообразие применения упражнений.
Прежде всего следует учитывать время игр (ранняя весна, основной период, конец сезона), спортивную форму игрока, перерыв в игре и т. д.
Нередко игроки злоупотребляют количеством, длительностью и темпом упражнений в разминке, полагая, что чем больше и дольше они будут «разминаться», тем лучше подготовят себя к предстоящей игре. Это неправильно, после длительной разминки нередко отмечается утомление, выражающееся в понижении силы и эластичности нервно-мышечного аппарата.
Разминка должна не утомлять организм, а лишь содействовать созданию оптимального (наилучшего) функционального состояния организма к предстоящей игре.
Лабораторные исследования, а также и некоторые эксперименты при выполнении гимнастических и легкоатлетаческих упражнений устанавливают, что оптимальное состояние возбудимости после применения физических упражнений наступает в пределах 2-3 мин.
Разминка должна состоять из общей части и частной, специфической. Цель общей разминки - поднятие общего функционального состояния организма в целом на оптимальный уровень работоспособности игрока. Цель частной специфической разминки - установление взаимоотношений между структурой предстоящего движения в игре и теми нервными процессами, которые лежат в основе его, т. е. заблаговременная «настройка» нервных координационных механизмов на выполнение основной работы в футболе.
Вот три вида примерной разминки в разное время сезона.
Примерная разминка перед игрой в начале сезона (апрель-май)-20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические) упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -7 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -3 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Жонглирование мячом, передачи мяча, ведение с обводкой
(в парах) около углового флага -2 мин.
2. Игра в квадрате 3X1 в одно касание-3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -5 мин.
Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря: один удар низом, другой поверху, постепенно увеличивая частоту и силу ударов, а также увеличивая дистанцию и меняя направления ударов, -5 мин.
2. Жонглирование мячом, передача мяча головой на месте и в прыжке, передача мяча на средние и длинные дистанции, ведение мяча -5 мин.
Защитники
1. Передача мяча на короткие дистанции ногами, головой в
прыжке, жонглирование -5 мин.
2. Всевозможные удары по мячу с хода на средние и длинные
дистанции - 5 мин.
Примерная разминка в середине сезона (июль-август)-16 мин.
Общая часть -7 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические), упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -4 мин.
2. Пробежки 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх - 3 мин,
Специальная часть - 9 мин.
Нападающие, вратарь
1. Передвижения в разных направлених в небольшом квадра
те около углового флага, передавая мяч друг другу в одно - два
касания (можно с двумя мячами) - 2 мин.
2. Жонглирование в парах. Ведение и передача мяча друг дру
гу на короткие и средние дистанции -3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -4 мин.

Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря, по
степенно увеличивая дистанцию и силу ударов, -5 мин.
2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии и остановка мяча в
движении. Ведение мяча на партнера с отдачей мяча назад пяткой
(расстояние между партнерами 10-15 м). Жонглирование мячом,
передача мяча друг другу ногами и головой, то сокращая, то суживая дистанцию, -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах, передачи мяча головой в прыжке,
передачи мяча на короткие и средние дистанции в одно каса-ние -
4 мин.
2. Удары с хода с расстановкой мяча на средние дистанции (в
парах). Удары на длинные дистанции. Ведение мяча, проходы по
флангу и передачи мяча партнеру -5 мин.
Примерная разминка в конце сезона (сентябрь - октябрь)- 20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические)
упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для
рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивания с уп
ражнениями на расслабление мышц, -6 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -4 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Ведение мяча, ускорения с мячом и удары по воротам -
3 мин.
2. Проходы крайних нападающих по флангу и прострелы вдоль
ворот на центральных нападающих, которые производят удары с
хода, -3 мин.
3. Передачи мяча партнерам на ход для удара по воротам -
4 мин.
Полузащитники
1. Ведение мяча с передачей партнеру -3 мин.
2. Жонглирование мячом в движении, ведение и передача мяча
на короткие и средние дистанции в одно и два касания - 3 мин.
3. Игра головой и удары ногами на средние и длинные дистан
ции. Удары в цель запасному вратарю в середине поля -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах. Передачи мяча головой -3 мин.
2. Удары на средние дистанции в одно касание -3 мин.
3. Передачи мяча партнеру на свободное место с последующей
отдачей_мяча. Проходы по флангу и передачи мяча партнеру -
4 мин.
В перерыве между таймами (10 мин.) футболисты отдыхают. В это время тренер делает общие замечания по ходу игры и нацеливает игроков на вторую половину. Как правило, на это уходит 6-7 мин. Оставшиеся 3-4 мин. лучше всего посвятить общей разминке: бегу на месте, всевозможным прыжкам, пробежкам. Если есть возможность, можно поработать с мячом: жонглирование, передача мяча партнеру.
Примерная разминка может быть видоизменена как по времени, так и по интенсивности, а также дополнена различными упражнениями в зависимости от климатических условий, времени года и др. Полевые игроки должны больше уделять внимания упражнениям для мышц и суставов нижних конечностей, а вратари - упражнениям для мышц и суставов верхних конечностей.
Характер разминки должен определяться индивидуальными особенностями игроков, в частности степенью возбудимости их нервной системы.
При проведении разминки необходимо учитывать и характер предстартового состояния игрока. Если предстартовое состояние отличается резкими функциональными сдвигами, целесообразна более «спокойная» по интенсивности разминка, и, наоборот, при незначительных функциональных сдвигах выгодна более активная, возбуждающая разминка.
Тренер должен хорошо знать каждого игрока и предлагать некоторым игрокам разминаться по индивидуальным планам.
Разминка в сочетании с массажем создает необходимое для предстоящей игры эмоциональное состояние, она может отвлечь и несколько успокоить излишне возбужденного игрока и подбодрить и вызвать повышенное настроение у слишком вялого игрока.