Собор в крыму память александра 3. В крыму восстанавливают храм, разрушенный землетрясением сто лет назад

Крым - одно из самых великолепных мест для туристов. Каждый человек выбирает его для отдыха по разным причинам. Сюда приезжают ради красивой природы, отдыха на море, в лечебных целях. Но есть люди, которые хотят посетить Святые места Крыма. Паломничество сюда достаточно частое явление. Причем полуостров имеет такую богатую и древнюю историю, что здесь могут найти для себя святые места представители различных религий.

Собор в Херсонесе

И начать изучение их, наверное, стоило бы с посещения Древнего Херсонеса. Рождение его относят к шестому веку до нашей эры, в течение двух тысячелетий, во времена Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи он являлся большим культурным центром. Город сыграл большую роль в распространении христианства на Руси и других землях восточных славян.

Свято-Владимирский кафедральный Собор в Херсонесе - один из самых первых христианский центров на Руси. Есть предположение, что здесь Князь Владимир принимал святое крещение, и на месте, где сейчас расположен Собор, когда-то была крещена Русь. Об этом говорится в одном из самых древних литературных источников «Повесть временных лет». Впервые руины трех христианских храмов обнаружили в первой четверти девятнадцатого века. Крестообразная базилика, по мнению историков того времени, и была тем храмом Рождества Божьей матери, в которой произошло событие, изменившее историю Руси.

Александр II утвердил проект восстановления собора, и в 1861 году заложили первый камень его. Стены храма возвели вокруг руин древнего здания. На месте древних остатков сделали купель и поместили которые перевезли из Малой церкви, находящейся в Зимнем дворце. В соборе хранился список чудотворной В советские времена храм закрыли и передали Херсонесскому музею, так же, как и всю ее утварь. Только в 1992 году собор открыли вновь.

Храм Святого Иоанна

Продолжить посещать святые места Крыма можно в Керчи. Говорят, что здесь находится самый Он называется Храм Святого Иоанна Предтечи. По мнению историков, его построили примерно в восьмом или одиннадцатом веке. Это единственный византийский храм, сохранившийся до нашего времени. Самое интересное, что он был в какой-то период даже мечетью. В советские времена в нем разместили музей искусства античности, а в девяностые годы вновь открыли.

Храм Вознесения Христова

Еще один удивительный храм, в который стоит зайти, - Форосская церковь, или Храм Вознесения Христова. Этот собор уникален — его построили на отвес-ной скале. Алтарь в нем смотрит не на восток, а на море.

Это свойственно именно храмам на С моря церковь хорошо видна и является маяком для кораблей.

В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году император Александр III попал в железнодорожную катастрофу и чудом спасся. В честь этого и было решено возвести храм Вознесения Христова.

В советские времена Форосская церковь не действовала. В годы войны в ней скрывались пограничники, ее обстреливали фашисты. В девяностые годы храм вновь отдали верующим, и он стал действующим.

Свято-Успенский монастырь

Какие еще есть Крыма? Каждый год огромное количество паломников посещает Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Уникальность его и еще одиннадцати монастырей заключается в том, что все они - пещерные. Располагаются на скалах среди первозданной природы, и только руины и древние крепостные стены иногда находятся рядом.

Среди таковых можно, например, назвать «Челтер-Мармара». Предполагается, что монастырь, скорее всего, существовал здесь примерно с двенадцатого и до пятнадцатого века. Об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся в пещерах. Но это не точные данные. Ученые так и не пришли к единому мнению. Некоторые указывали на девятый век, что подвергается критике со стороны других археологов.

«Челтер-Коба»

Еще один интересный с религиозной и с археологической точки зрения комплекс помещений - «Челтер-Коба». Считается, что монастырь существовал и действовал, по мнению В. Даниленко, с восьмого по девятый века. Ю. Могарычев же считает, что это утверждение ошибочное. Они относит существование собора к периоду с четырнадцатого по пятнадцатый века.

«Шулдан»

Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен в Севастополе. Состоит из двух пещерных храмов и множества хозяйственных помещений. Датируют сей монастырь восьмым веком. Основали его монахи, бежавшие из Византии из-за гонений. Предполагается, что они были с Афона. Монастырь существовал, скорее всего, до пятнадцатого или шестнадцатого века до прихода в эти места османов.

Город Дорос (Феодоро)

Необычайно богата историческими и религиозными памятниками и гора под названием Мангуп. Самые древние археологические находки относятся к эпохе энеолита. Еще в третьем веке нашей эры здесь были расположены поселения, уже укрепленные. Затем население только прибывало. В пятом веке, в период правления Юстиниана I, здесь воздвигли крепость и основали город Дорос. В окрестностях располагалась страна Дори. В десятом веке город пришел в упадок. Ученые связывают это с землетрясением, которое произошло в тот период. Затем страну вокруг и сам город называли Феодоро.

Также интересен здесь комплекс пещерного монастыря. На вид это грот, где с разных сторон находятся кельи и храм. Там же, на мысе Тешкли-Бурун, расположена Цитадель мунгупских князей, а за ней октагональный храм. Позже турки превратили его в мечеть. Там же недалеко находятся церковь Святого Георгия и собор Святого Константина. Ученые предполагают, что они существовали вплоть до семнадцатого века. Османы перестроили и переименовали город. До конца восемнадцатого века здесь проживала община караимов. Кто бы ни занимал пещеры, расположенные на территории полуострова, одно, несомненно, можно сказать: это святые места Крыма.

Благовещенский собор

В конце двадцатого века Южный монастырский комплекс вновь стали обживать иноки. Сейчас здесь действует Благовещенский собор. Здесь, как и много веков назад, совершаются богослужения. Это место очень почитается верующими, и ежегодно сюда приезжает множество паломников.

Кстати, здесь находится чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы, которая помогает бороться с различными болезнями. Так что сюда могут приехать те, кто хочет посетить святые места Крыма, исцеляющие людей.

Одним из самых почитаемых верующими мест является скит Узорешительницы. Он особенно известно потому, что здесь находился целительный источник. Говорят, что даже многие крымские татары, исцелившиеся в этом месте, перешли в христианскую веру.

Храм Св. Пантелеймона

Продолжая путешествие по святым местам, исцеляющим людей, можно посетить храм Св. великомученика и Этот собор находится на территории детского санатория имени А. А. Боброва. Построен он был в тысяча девятьсот первом году. В 1923, с приходом революции, его закрыли. В 1991 году его вновь открыли. Теперь больные вновь могут обращаться к святым с просьбой об исцелении.

Собор Святой троицы и Генуэзская крепость

Это один из храмов, которому посчастливилось остаться действующим в советские годы. Собор является кафедральным. Особую известность и почитаемость он приобрел благодаря святителю Луке, профессору медицины, врачу, в последние годы отдавшему себя религии. Когда-то удостоенный Сталинской премии за свои научные труды, впоследствии он провел 11 лет в тюрьмах и ссылках за свое отношение к религии. В последние годы жизни был архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас при соборе располагается женский монастырь, обитательницы которого открыли музей святителя Луки. Принято считать, что именно Святитель Лука исполняет желание бесплодных женщин забеременеть.

Кроме того, бытует мнение, что эти девушки должны завязать ленточку на дереве желаний в Генуэзской крепости и посетить сталактит, по форме похожий на сердце, который можно найти в Красных пещерах.

Не менее интересен для верующих храм в пещере Иограф. Он находится в Ялте. Вместо разрушенного храма Святого мученика Евграфия решили построить новый. И его решили возвести на другом месте. Построили его в Ялте. Назвали его Храм Святого Иоанна Златоуста. Он имеет высокую и стройную колокольню белого цвета с золотистым куполом. В настоящее время пещера Иограф вновь стала храмом.

Церковь во имя Святых Константина и Елены. Александро-Невский собор

Посещая Святые места Крыма, можно вспомнить и другие храмы, которые находятся в Симферополе. Например, церковь во имя Святых Константина и Елены. Она была открыта в доме, который купил командир русских войск у крымского татарина. Все время, пока русские войска там квартировали, церковь работала. Интерес представляет то, что храм по архитектуре совершенно не похож на другие. Говорят, что здесь молилась посетившая в то время Крым Екатерина II. Видимо именно это и подало ей идею о строительстве Александро-Невского собора. Это еще одно интересное место в Крыму. Храм построили лишь к 1829 году. Прослужил он ровно сто лет, после чего был, как и множество храмов советских времен, закрыт. В тысяча девятьсот тридцатом году его взорвали и на его месте разбили сквер. Лишь в начале двадцать первого века начали строительство по его восстановлению. В настоящее время храм практически закончен.

Другие соборы

Одним из главных храмов Симферополя также являлся и Петропавловский, построенный в начале девятнадцатого века. Он, как и большинство соборов был закрыт в советские времена. В настоящее время храм вновь действует.

На месте бывшей греческой гимназии с небольшой церковью в наше время открыли Свято-Троицкий женский монастырь. Внутри храм украшен изображением евангелистов и образа господа.

Церковь трех Святителей интересна тем, что здесь в девятнадцатом веке была открыта и работала духовная семинария. В учебном заведении преподавали не только богословие, но и множество научных знаний.

Самым высоким храмом Крыма является церковь Святого Николая Чудотворца. Она расположена на территории села Малореченское. Это действующий храм. Является храмом-маяком. Так как его видно далеко с моря. Он является частью мемориала, посвященного всем погибшим на море. Высота храма - шестьдесят пять метров, и в башне расположен маячный фонарь. Цокольный этаж занимает музей катастроф на водах. На стендах его размещена информация о наиболее крупных и резонансных катастрофах.

Заключение

Теперь вам известны святые места Крыма. Кроме христианских и православных, на полуострове огромное количество центров других религий, не менее интересных. Они принадлежат мусульманам, караимам, евреям и представителям других вероисповеданий.

Храм-маяк Святителя Николая Мирликийского является самым высоким храмом в Крыму (65 метров). Он возведен в память о всех погибших моряках. Строительство началось в 2004 году, освящение храма состоялось 15 мая 2007 года. В нижней части храма находится Музей морских катастроф, а под куполом установлен прожектор, свет которого виден далеко в море. Также на территории расположены якоря, якорные цепи, кнехты и другие предметы, связанные с кораблями.

Координаты: г. Алушта, с. Малореченское, ул. Дижа, 17

Потерянный в горах

Белоснежным храм Святого апостола и евангелиста Луки стал совсем недавно. До этого сооружение, построенное еще в 1904 году, долгое время находилось в плачевном состоянии. Расположен храм в Бахчисарайском районе, в исчезнувшем селе Лаки (в переводе с греческого означает «долина, окруженная со всех сторон горами»). История этого села весьма трагична. В годы Великой Отечественной войны в течении получаса оно было полностью уничтожено немцами. Каждый сгоревший дом (всего было 87 дворов) стал семейной могилой. Священника расстреляли прямо в церкви. Восстановление православного монастыря в Лаки - это вечная память всем тем, кто жил и погиб, защищая родину.

Координаты: Бахчисарайский район, долина реки Кача, между селами Баштановка и Машино поворот по указателю - «Лаки 8 км». ​

Колыбель православия

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе известен далеко за пределами полуострова, так как это не просто храм, а православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром Великим. Собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в его основание заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.

В период Великой Отечественной войны здание сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. Реконструкция началась в 1998 году. На данный момент в соборе действуют два храма: нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира).

Координаты: г. Севастополь, ул. Древняя, 1 (территория музея-заповедника "Херсонес Таврический")

Бисерный храм

Скит св. Анастасии Узорешительницы. Фото: АиФ-Крым

Заселение пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в началось, по мнению ученых, в VIII веке. Всё внутреннее убранство храма (стены, иконы, церковная утварь, паникадило, лампадки) сейчас обшито и украшено бисером и бусинками. Рядом находится источник св. Анастасии - просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливается в круглой купели. За сравнительно непродолжительную историю существования обители есть свидетельства об исцелениях верующих от воды из этого святого источника.

Координаты: Бахчисарайский район. с. Баштановка, пещерный город "Качи-Кальон"

Царская церковь

Церковь Воскресения Христова. Фото: www.globallookpress.com

Знаменитая церковь Воскресения Христова была построена на 400-метровом утесе в 1892 году в честь чудесного спасения царской семьи. 17 октября 1888 году, когда император Александр III с семьей следовал по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, поезд потерпел крушение. Император Александр, обладавший огромной физической силой, удержал обваливавшийся потолок, и вся семья успела выбраться из искореженного вагона невредимой.

Координаты: Большая Ялта, пгт Форос, ул. Терлецкого, 3

Самый древний

Храм Святого Иоанна Предтечи. Фото: www.globallookpress.com

Храм Святого Иоанна Предтечи, расположенный в центре Керчи, является одним из древнейших в Крыму. Предположительное время постройки — между VIII и IX веками, но споры ученые ведут до сих пор. Существует предание, что строительство церкви было начато с благословения Андрея Первозванного. Под куполом храма обнаружены фрески, написанные учениками Феофана Грека. Сейчас святыня состоит из двух частей: древней церкви и пристройки, сделанной в XIX веке.

Координаты: г.Керчь, ул. Дмитрова, 2

Храм-пирамида

Свято-Никольский храм. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Никольский храм-памятник на Братском мемориальном кладбище - один из главных архитектурных символов Севастополя.

Имеет уникальную пирамидальную форму. По задумке автора, она символизирует вечность. Пирамиду венчает массивный 16-тонный крест.

Изнутри церковь была расписана в византийском стиле. Однако фресковую живопись заменили мозаикой.

В годы Великой Отечественной войны храм-памятник сильно пострадал: верхушка здания была разрушена, огромный крест рухнул на землю, часть его откололась. Но церковь была восстановлена в прежнем виде.

Координаты: г. Севастополь, ул. Богданова, 43

Акустика гор

Храм Святого архистратига Михаила. Фото: www.globallookpress.com

Храм Святого архистратига Михаила построен в 2006 году над посёлком Ореанда у подножия горы Ай-Никола по проекту известного ялтинского архитектора Вячеслава Бондаренко. Церковь возведена возле места, на котором располагался древний христианский монастырь, остатки которого были найдены археологами.

Горы, расположенные вокруг церкви, создают необычную акустику. Многократно отражаясь от скал, пение мужского церковного хора приобретает монументальное звучание, которое можно достичь лишь в специальных концертных залах. В храме путешественники могут помолиться архистратигу Михаилу о покровительстве и заступничестве.

Координаты: Большая Ялта, пос. Ореанда, Севастопольское шоссе

Возрождение под патронатом президента

Собор Александра Невского. Фото: АиФ-Крым

Восстановление Александро-Невского кафедрального собора в Симферополе подходит к концу. Вот-вот состоится открытие этого величественного храма, который был уничтожен в ночь с 26 на 27 сентября 1930 г.

Первой построить собор в центре крымской столицы предложила императрица Екатерина II. Однако строительство задержалось. Торжественное освящение храма состоялось лишь в 1829 году. Спустя 100 лет собор был взорван, а на его месте разбили сквер, в котором позже установили танк-памятник освободителям Симферополя. Работы по воссозданию храма ведутся с 2003 года.

Здание Александро-Невского собора связано с историей рождения губернского центра начала его застройки и являлось одним из первых монументальных сооружений города Симферополя.

Храм был любимым местом посещения горожан - здесь располагалась кафедра архиепископа. Современники отмечали, что Александро-Невский собор отличался святителями, восседавшими на кафедре, их причисляли к лицам первой величины в Российской церковной иерархии. Проповеди архипастырей Иннокентия, Алексия, Гурия, Гермогена, Пуки и др. известных епископов воодушевляли прихожан на добрые дела и были образцом духовного ораторского искусства.

Идея возведения в Симферополе соборного храма восходит к 1787 году - времени посещения Екатериной II губернского города. Бедность и теснота приспособленного под храм татарского домика поразили императрицу, и она изволила выразить князю Потемкину свою волю о построении в Ак-Мечети соборного храма для постоянных жителей и приезжих греков. Однако смерть Потемкина (1791 г.), затем Екатерины (1796 г.), отложили строительство собора надолго. Дело сдвинулось с мертвой точки в августе 1804 года. Протопоп Никита Петровский, известный своей храбростью во время взятия Измаила, обратился к Таврическому губернатору Мертваго с просьбой о постройке храма. Аналогичное прошение Мертваго к императору Александру I было удовлетворено, и губернским архитектором Карасевым был разработан проект будущего собора, сметная стоимость которого определялась в 81 тыс. 529 руб.


Предполагалось построить храм «во имя Св. Благоверного великого князя Александра Невского на новом месте близ присутственных мест». По преданию, это место определил Петр Симон Паллас. Однако проект Карасева признан министром внутренних дел Кочубеем посредственным, и в основу сооружения храма лег проект петербургского архитектора П.И. Руска, разработанный зодчим в классических формах. Простота композиции, главенствующая роль ордера, торжественность, изысканность пропорций характерны были для этого церковного здания, оформленного с четырех фасадов шестиколонным портиком. В начале мая 1810 года при многочисленном стечении народа состоялись освящение места и закладка храма. Его возводили на берегу Салгира, в Александровском редуте, укрепленном крепостными стенами лагере, «сооруженном во время военных действий генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским, бывшим тогда командующим в Крыму генералом». Как впоследствии оказалось, месторасположение храма выбрано не совсем удачно - на косогоре, окруженном рвами, с обрывами в южной своей части.

Строить собор подрядились иностранные мастера - французы П. Николаи, И. Ферри, Б. Латти, оказавшиеся самыми заурядными «шабашниками». По контракту подрядчики обязались построить храм, изготовить иконостас, алтарное устройство и одновременно провести ремонтные работы по укреплению Суворовского редута (вала, рвов, каменных мостов с воротами). За постройкой храма надзор осуществлял губернский архитектор Мартьянов, а городничий Касанчич информировал МВД Санкт-Петербурга о ходе строительства. Одновременно В Петербургский иконописный цех К. Венедиктова был направлен заказ на написание икон Христа Спасителя, Богоматери, св. Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова; на северные и южные дверные полотна - св. Архангела Гавриила и св. Архангела Михаила. Всего за 2 месяца работы К. Венедиктов выполнил 30 икон стоимостью 2100 руб, они были признаны отличного качества и отправлены в Симферополь.

Строительство собора продвигалось крайне медленно - не хватало средств. За 1811 год стены были возведены вчерне только до капителей. В 1812 году из-за начавшейся Отечественной войны постройка храма была законсервирована. Через год здание имело крайне неприглядный вид: сильная буря снесла всю кровлю, стройматериалы расхищены, песок и известь развеяны ветром. В таком состоянии храм простоял еще 4 года. В 1816 году Высочайше созданная комиссия сделала заключение - храм необходимо разобрать до основания «в виду глубоких трещин и ослабленных конструкций». В Симферополь был командирован губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов, который подтвердил выводы комиссии о сносе храма и переносе строения на удобное и отдаленное от Салгира место. Карательные меры последовали незамедлительно. Все члены Симферопольской строительной экспедиции отданы под суд, дело же передано в Сенат для взыскания с виновных всех казенных убытков. На имения губернатора А.М. Бороздина наложен арест.


В 1817-1819 годах храм дал новую трещину, а южная стена здания на обрыве к реке Салгир угрожала скорым падением. Первый этап сооружения собора закончился. Впереди были новые предложения.

Нужно отметить, что Симферополь, заложенный на свободных землях в 1784 году как административный центр

Таврической губернии, должен был развиваться по «регулярному» плану и своим архитектурным обликом отражать соответствующий уровень русской градостроительной культуры конца XVIII - начала XIX века. Утвержденный план города являл собой пример логически разумной, парадной и торжественной архитектурно-пространственной организации. Роль композиционного акцента отводилась полуциркульной площади, в центре которой намечалось место собора. Условия вновь строящегося города с просторными участками предполагали проект нового здания церкви со свободной посадкой. Проект соборной церкви был разработан в строительном комитете МВД Санкт-Петербурга после долгих раздумий о судьбе первого храма в Александровском редуте. Строительный комитет полагал, что возвести церковь необходимо на обширной площади перед редутом, между зданиями присутственных мест и полицейским управлением. Задача строителей Александро-Невского храма была такова - воздвигнуть в центральной точке нового города Симферополя мощный архитектурный объем, который служил бы главной объемной осью по отношению ко всей застройке.


В разработке проекта участвовали два талантливых архитектора - член строительного комитета МВД, титулярный советник И. Шарлеман и известный зодчий, титулярный советник И.Ф. Колодин. По смете первого проекта на постройку требовалось 237 185 руб. 95 коп., второго - 198 2 10 руб. 10 коп. Проект Шарлемана отвечал всем требованиям архитектуры зрелого классицизма, к первой половине XIX века достигнувшего своего наивысшего расцвета. Торжественностью, изысканностью пропорций, главенствующей ролью ордера отличался проект И. Шарлемана, утвержденный государем в 1821 году. Император Александр I пожертвовал на строительство храма большую сумму, да и место будущей постройки, по преданию, тоже указано им.

Уточнения и корректировка проекта Шарлемана на месте предполагались министерским архитектором МВД в лице И.Ф. Колодина, направленного в Симферополь для архитектурного надзора. Еще два года потребовались для разрешения всех задач сооружения собора в Симферополе, и уже в 1822 году граф Кочубей сообщал Таврическому губернатору Н.И. Перовскому о высочайше утвержденном проекте, составленной смете (с употреблением старого материала из разобранной церкви) на сумму 2 18 тыс. 965 руб. и о выборе архитектора И.Ф. Колодина для архитектурного надзора за строительством Александро-Невского собора, присутственных мест и других построек Симферополя. И.Ф. Колодин вместе с помощником Я. Колодиным, техником Абрамовым прибыли в Симферополь. В присутствии Таврического губернатора А.Н. Баранова, всех членов строительной экспедиции, губернского архитектора Лиммермана и понятых граждан был составлен акт о несостоятельности прежней постройки - непрочности стен храма, колонн, отсутствии «железных связей» и необходимости разборки сооружения. Участок первого храма был приобретен предводителем дворянства С.Е. Нотарой и протоиереем Василием Чернявским (впоследствии их дома принадлежали духовному ведомству, в первом - помещалось архиерейское подворье, во втором - духовная консистория; ныне на этом месте располагается гостиничный комплекс «Украина»).

В Симферополе архитектору Колодину предстояло строить Александро-Невский собор (1829), губернские присутственные места, заканчивать возведение странноприимного дома Таранова-Белозерова (1827), перестроить Свято-Троицкую церковь (1865), проектировать и возводить дом гражданского губернатора (1835).


Члены строительного комитета в составе архитектора И.Ф. Колодина, губернского архитектора Лиммермана обследовали новое место посадки собора. В результате осмотра оказалось, что здесь остались следы Суворовского редута, тайные подземные ходы, потому пришлось закладывать фундаменты гораздо глубже положенного по смете. Колодин на месте разработал план фундаментов и привлек для работы рядовых Таврического гарнизонного батальона. Первоочередной своей задачей Колодин считал набор опытных рабочих - специалистов разных профессий. С этой целью приглашали мастеровых людей из различных губерний России: 10 каменщиков прибыли из Санкт-Петербурга, плотники - от петербургского купца Терехова. Из Курской губернии также привлекли каменщиков и плотников. Сняли 10 лучших каменщиков-реставраторов из Бахчисарайского Ханского дворца. В строительстве участвовали и рядовые Таврического гарнизонного батальона. История сохранила имена квалифицированных плотников Курской губернии Степана Никифорова, Корнея Сомова, Ивана Анохина и других.

И.Ф. Колодин вел дневник строительных работ и постоянно информировал гражданского губернатора о ходе сооружения храма (дневник работ сохранился в госархиве АРК). Так, в декабре 1822 года Колодин сделал следующую запись в журнале за два месяца (с 1/XI по 1/I 1823 года) выполненных подрядных работ:

1. Поставлены наружные леса для сломки старой церкви.

2. С 3-х порталов храма сняты каменные колонны с базами.

3. Вчерне закончена квартира для рабочих и построен сарай для складирования материалов.

12 марта 1823 года, в годовщину восшествия на престол императора Александра I, после совершения Божественной Литургии в Петропавловской церкви процессия с крестным ходом прибыла на место закладки храма, и преосвященный Иов освятил место. Губернатор Перовский пополнил выгравированную медаль с планом и фасадом церкви в специально подготовленный камень, затем принял от архитектора инструменты, раствор и собственноручно исполнил ритуал закладки кирпича, после чего мастера приступили к работе.

Александро-Невский собор строили всем миром. Татары деревень Карагач, Мангуш, Чокурча и Балточекрак возили бутовый камень. П. Михайлов и турецкоподданные греки Константин Сава, Георгий Сава, Ени Тодора-Салюс и Ени Апостол заключили контракт по доставке камня для капителей, колонн, пилястр, архитрава, фриза, карнизов и др. деталей, которые Колодин предложил выполнить в технике тески, без оштукатуривания, как предполагал проект Шарлемана. В 1825 году на контрактной основе договорились с искусным кровельщиком из Карасубазара - мещанином Петром Бобровским и Карлом Ритером - о покрытии крыши храма листовым железом с последующей окраской кровли в зеленый цвет. Эти мастера обязались изготовить 5 металлических крестов из железа и 5 подкрестовых яблок, покрыть их медью и вызолотить червонным золотом. На 4-х малых куполах были сделаны тумбы - подставки под кресты. В течение 1824, 1825 и 1826 годов строительство собора шло успешно. Возведение монументального здания требовало большого количества опытных рабочих, которых продолжали брать «по найму и подрядом с выгодными ценами». В конце 1826 года архитектор Колодин сделал письменное заявление о дополнительном финансировании, и министр Панской исходатайствовал у императора на окончание храма еще 40 697 рублей 12 коп. Передержки сметы, естественно, были. Колодин мотивировал это следующими причинами: при разборке старой церкви из-за ветхости использовано меньше стройматериалов, чем предполагалось, фундаменты требовали больших затрат, все декоративные детали (карнизы, пояски, дентикулы и др.) выполнялись из тесаного камня, в конструкции корпуса храма Колодин ввел «железные связи», кирпич и штучный камень. Колонны с базами и капителями вытесаны из камня. Барабан основного купола стянут железными кольцами со скобами, для малых 4-х куполов использованы железные кольца на продольные связи, на фронтоны - под перемычки.


Колодин ввел железо в колонны, арки, применил пироны на всю высоту антаблемента. Модули, кронштейны тоже были сделаны из листового железа. На аттике фасадов церкви Колодин предложил сделать сечение не из камня, а из листового железа. Все это оправдало себя в будущем (так, в 1927 году во время сильного землетрясения здание собора не пострадало).

Нужно было позаботиться об оснащении храма колоколами и церковной утварью. Екатеринославская Духовная Консистория решила упразднить Петропавловский собор с тем, чтобы ризницу, утварь, колокола перенести в новый храм. В 1829 году из старого Петропавловского городского собора перенесены 7 колоколов, весом 193 пуда, оцененных в 9625 руб. Больший из колоколов имел 104 п., самый малый - 20 ф. В 1886 году на пожертвования Таврического духовенства приобретен новый колокол весом в 470 пудов. Вместе с этим колоколом московский фабрикант П.Н. Финляндский пожертвовал от себя еще два малых колокола весом по 10 пудов. Эти 3 колокола стоимостью до 90 тысяч рублей серебром были подняты на колокольню 17 августа 1886 года.

3 июня 1829 года в день Сошествия св. Духа при многочисленном стечении народа соборный однопрестольный храм во имя Благоверного князя Александра Невского был освящен преосвященным Гавриилом. Протоиерей Василий Чернявский ходатайствовал у генерала Канцевича о предоставлении военной стражи или караульных часовых для охраны собора от грабителей - близ храма еще не было никакой застройки. Таким образом, соборный храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями, строительство было начато в 1810 году, закончено в июне 1829 года, строительная эпопея длилась 20 лет.

Духовная консистория заказала Колодину проект благоустройства территории храма. В 1831 году Колодин представил консистории три варианта каменной ограды - «круглой, овальной и четырехугольной». Выбор пал на проект с квадратной планировкой. Это был хорошо организованный комплекс, с глубоко продуманными всеми сторонами композиционного решения.

Планировка территории, на спокойном рельефе, преимущественно пейзажная, была подчинена главной архитектурной доминанте - храму. Перед тремя фасадами сформирован парадный партер, в композицию которого включены аллеи со стрижеными кустарниками, деревьями, газонами с цветами. По всему периметру квадратного в плане участка на каменном цоколе покоилась оградная решетка, в угловых звеньях которой размещалась архитектура малых форм в виде павильонов - караульни, помещения для причта, комнаты для изготовления свеч. С восточной стороны автор предусмотрел часовню и свечную лавку. Предполагалось возвести ограду на средства Синода (3 тыс.), кружного сбора (2 тыс.). Екатеринославский епископ Гавриил в письме к Новороссийскому генерал-губернатору просил о выделении средств, необходимых для последнего этапа планировки территории, разбивки аллей (всего 5901 руб.). И.Ф. Колодин так оценил свою работу: «Я с радостью усматриваю красу будущую окрест храма». И уже в 1891 году главный собор имел хорошо организованную планировочную структуру.

Александро-Невский кафедральный собор имел высокую художественную ценность, в его сооружении использованы традиции русской классической школы периода ее расцвета. В проектировании и строительстве принимали участие видные петербургские архитекторы: И.И. Шарлеман, известный как создатель дворцов петербургской знати по перестройке Введенского монастыря и др. памятников архитектуры, и ученик А.Н. Воронихина, бывший крепостной, И.Ф. Колодин, автор многих загородных ансамблей Петербурга, в том числе дворцового комплекса президента Академии Художеств в Марьино, на берегу реки Тосно.

Место посадки Александро-Невского собора на обширной площади к востоку от редута, между будущими улицами Полицейской, Серова, Долгоруковской и Александро-Невской, определило изначально его доминирующее положение над окружающей застройкой. Пятиглавый храм имел охристую окраску фасадов («кирпичную») с тонировкой деталей в цвет беж. Северную, южную, западную ветви креста замыкали шестиколонные портики ионического ордера с треугольными профилированными фронтонами, тимпан которых не имел заполнений. Собор венчал центральный полусферический купол с главкой наверху, на которой был водружен православный крест. Купол покоился на световом круглом в плане барабане, прорезанном десятью стройными полуциркульными световыми проемами с выразительными наличниками. Многопрофильный карниз с мелкодробленными сухариками дополнял художественный образ здания. В угловых звеньях храма с 4-х сторон располагались купола луковичной формы с крестами наверху, покоившиеся на стройном восьмигранном световом барабане, с идентичными полуциркульной формы окнами. Изящный поясок «сухариков» и мотив треугольных фронтонов повторялись в художественном облике главок. Трехярусная колокольня имела в нижней части массивный объем, увенчанный четвериком с арками звона. Верхний ярус колокольни прорезан высокими арками, его срезанные углы подчеркнуты пилястрами. Здание выделялось отточенностью ордерных форм, гармоничностью и пропорциональностью.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства храма и его лучшим украшением являлся иконостас, созданный по проекту архитектора Шарлемана. Первый иконостас Александро-Невской церкви, исполненный талантливыми петербургскими мастерами, представлял своего рода образец декоративного искусства 20-х годов XIX в. Он вошел в альбом иконостасов как одно из лучших произведений классического направления. Общий замысел первого иконостаса не сложен. Композиция одноярусная, строго симметричная. Несмотря на камерность, смотрелась монументально, благодаря своеобразным пропорциональным соотношениям и укрупненным формам деталей и элементов. Характерно также гармоничное сочетание прямоугольных очертаний крупного иконного ряда («местный ряд») по обе стороны царских врат и округленность полуциркулярных линий навершия иконостаса, куда вписывался сюжет «Тайной вечери». Художники В.И. Грязнов и А.П. Никитин выполняли этот заказ. Главный алтарь был расписан С. Лапиным, классным художником, имевшим в Симферополе иконописную мастерскую. Строительный комитет предложил известным живописцам профессорам Академии Художеств Шебуеву, Егорову и академику Антонелли участвовать в росписи храма. Антонелли назвал сумму в 4650 руб., и ее приняли за основу.

В апреле 1828 года начались отделочные работы интерьера храма. Был оформлен контракт с талантливым крепостным художником Н.Ф. Нарышкиной Федором Яковлевым (не он ли расписывал гостиную в доме Воронцова?). В его задачу входило выполнение живописи в алтарной апсиде (изображение Господа Саваофа), в подкупольных парусах (четыре евангелиста) и стеновая роспись храма. Интерьер храма украшали следующие образа: Арх. Михаила и Арх. Гавриила, Тайной вечери, Плащаницы, 4 евангелистов на царских вратах, Богоматери, Успения Пресвятые Богородицы и Благовещание Господне, 2 хоругви с изображением образов Богоматери Казанской Божьей матери, Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Этот иконостас просуществовал до 1845 года. В 1845 году на средства прихожан - коллежского советника Матвея Ивановича Кашкадамова и полковника Дмитрия Федоровича Касинского, Александры Андреевны Бражниковой - устроены два новых иконостаса с престолом во имя Покрова Богоматери и во имя Успения св. Праведныя Анны.

В 1846 г. настоятель доложил архиепископу Гавриилу, что старый иконостас от времени потемнел, позолота сошла, что явно не соответствовало общему благолепию храма, и просил: «Для единообразия и изящества соответственно двум иконостасам, устроить третий новый иконостас, оставить только иконы Санкт-Петербургской живописи». На рапорте архиепископа сохранилась резолюция: «Рисунок смотрен и дав дозволение строить новый иконостас в Симферопольском соборе, рисунок возвратить при указе с тем, чтобы строители не подверглись ошибке относительно тех мастеров, коим дело препоручено будет». Третий иконостас мастера Пантелеймона Ивановича Бочерова устроен 30 августа 1847 года и освящен.

Этот иконостас в 1864 году при расширении алтаря в соборе снят и передан в Симферопольский тюремный замок в церковь св. Петра, а на место отданного выписан из Москвы новый, сообразный размерам нового алтаря. Его выполнял иконостасный мастер московский 2-й гильдии купец Никифор Сафронов. Иконостас сделан из соснового дерева, а резьбу и доски для икон выполнили из липового сухого дерева. Проект иконостаса разработал петербургский архитектор IV округа путей сообщения и публичных зданий Козловский. В его план входило «весь иконостас вызолотить сплошь червонным полузолотниковым золотом, на полименте резьбу, а столярство на мардане». 25 икон на досках украшали иконостас и одна большая, квадратная в шесть аршин икона «Тайной вечери» на полотне,» писаны мастерами Семена Борисова. Высокохудожественные иконы получили хорошую оценку - Сафронов отмечен похвальным листом. В августе 1864 года Преосвященный Алексий освятил иконостас. На иконостасе размещены следующие иконы: Арх. Гавриила Благославляющего, Пресвятой Девы, Евангелистов Иоанна, Марка, Матвея, Пуки, Арона, Мелхисидек с хлебом, Преображения, Вознесения, Введения, Исцеления слепорожденного, Сретения, Успения Богоматери, Голубя парящего, Святителей Василия, Владимира, Папы Климента, Стефана Сурожского, св. Великомученика Георгия, Дмитрия, Иоанна Крестителя, Богоматери Предстоящей, Спасителя на престоле.

Как и наружный фасад, окраска интерьера первоначально имела охристый цвет. Охристая окраска интерьера и экстерьера храма создавали цветовую гамму, мягкую, мерцающе-глуховатую. Общий фон молельного зала собора - золотистый в сочетании с позолотой риз, иконостаса, кессонированных потолков, паркетного пола из дубовых квадр в «елочку» оставлял впечатление роскошное, потрясающее благолепием и красотой, что позволило горожанам называть собор любовно своим «Исаакиевским».

За 100-летие своего существования собор претерпел значительные изменения, объемно-пространственная композиция усложнилась в связи с его расширением и возведением колокольни.

В 1842 году западный фасад храма обогатился часами, устроенными справа от входа на одном из четырех малых куполов. Эти часы - реликвия города со времени основания губернского центра - находились на каланче полицейского дома. В 1842 году по причине ее ветхости, грозившей падением, часы вместе с двумя колоколами перенесены на купол собора.

В 1844 году произведена капитальная перестройка храма. На западном фасаде были построены трапезная и притвор с колокольней, с правой стороны притвора устроено помещение для сторожа, с левой - вход в ризницу и на колокольню. Средства на капитальную перестройку храма отпущены из сумм Синода.

Первоначально собору был определен статус городского, и только в 1860 году в связи с увеличением численности населения он был переименован в кафедральный.

В 1869 году одноапсидный, однопрестольный храм перестраивается - он расширяется пристройкой трех алтарей. Устроена галерея на западном фасаде. Вместимость собора увеличилась на 500 человек.

В 1881 году по ходатайству Таврического архиепископа Гурия Карпова (1867-1882) отпущено из сумм Синода 37 727 рублей для удлинения собора и постройки колокольни. Строительные работы велись 3 года. В 1884 году собор предстал во всем своем величии и красоте, казалось, надолго. Но во второй половине 1890 года была проведена замена четырех башенок новыми, с арочными проемами, красивыми куполами луковичной формы, завершенными позолоченными крестами и установленными на восьмигранном барабане. Из-за отсутствия средств сначала заменили две башенки на восточном фасаде, а в октябре 1890 года реконструкции подверглись башенки западного фасада, Инженер Славинский разработал проект установки часов на правом от главного входа куполе западного фасада, как было предусмотрено раньше. О восстановлении часов писали в газетах в начале XX века, горожане требовали их реставрации. Но установка не состоялась к большому огорчению горожан, привыкших к бою часов в интервале получаса, из-за отсутствия входа на купола. В это же время установлена железная ограда, выполненная по контракту на чугунно-литейном заводе Я.М. Тосунова в Симферополе.

Значительные изменения произошли в интерьере храма. Первоначально собор был вымощен каменными квадратными плитами. В 1842 году по настоянию священника и церковного старосты Санютина устроен деревянный пол, в 1862 году при расширении алтарей паркетный пол вновь перестлан и исправлен во всем интерьере церкви, кроме притвора, где пол оставался каменным.


После всех перестроек храм имел следующую внутреннюю организацию (по архивному документу 1927 года): притвор, прямоугольный в плане, трапезная, квадратное в плане помещение, в ней находились свечные кассы, молитвенный зал, средний храм длиной 26 м 40 см, шириной 20 м 40 см, имел левый придел, за ним располагалась пономарня, и правый придел с ризницей, главный придел располагался в полукруглой апсиде с 4 оконными проемами. Высота собора главного купола составляла 24 м. Освещение электрическое.

В ризнице, иконостасе и киотах было немало священных и исторических реликвий, связанных с историей полуострова. В главном алтаре находился крест 1782 года, присланный, по преданию, Екатериной II. На святом престоле хранились икона-копия чудотворного образа Божьей матери Каспировской, подаренная архиепископом Иннокентием в 1857 году во время последнего посещения Крыма. К особо ценным предметам из золота относились дары Екатерины II, присланные в 1794 году (потир, дароносица, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца и звездница).

Важным документом, сохранившимся в соборе, была грамота, подписанная императором Александром II после окончания Крымской войны 1853-1856 гг. - благодарность «за оказание Таврической губернией Отечеству услуг». Грамота была на пергаменте, с печатью и подписью императора Александра II. Современники отмечали необыкновенное оформление грамоты - «края пергамента украшены государственными и губернскими гербами, символическом изображении в виде ветвей оливкового дерева и обвиты дубовой гирляндой, среди которой виднеются на золотом фоне имена 16 городов».


В соборе хранилась бронзовая вызолоченная доска, присланная в 1842 году из Санкт-Петербурга от шталмейстера Императорского Двора В.В. Долгорукова, внука генерал-аншефа В.М. Долгорукова. На доске вырезана надпись: «Надпись, снятая с артиллерийских орудий, пожалованных императрицей Екатериной II-ю генерал-аншефу князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому за знаменитую победу, одержанную им в 1771 году при городу Кефе в Крыму».

Собор сохранял в склепе (за правым клиросом) останки святителя Гурия.

К Александро-Невскому собору приписаны были следующие храмы: церковь во имя Успения св. Праведной Анны на новом городском кладбище (освящена 14 июня 1864 года, устроена на средства купца В.Б. Масленникова); часовня во имя св. Александра Невского (устроена в 1866 г. над могилами воинов, погибших во время Крымской войны); часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского на площади возле фонтана; часовня во имя св. Николая в соборной ограде (построена в 1892 году по проекту архитектора Беккера в честь помолвки будущего императора Николая II с Александрой Федоровной); греческая церковь во славу Пресвятыя Троицы (1865 г.); церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла (1870 г.).


Сословный состав прихожан Александро-Невского собора на 1909-1910 гг. был следующим: духовных лиц - 36 человек, военных - 586, статских - 176, купцов, мещан, обывателей - 416, государственных крестьян - 6 1, общественных крестьян - 92.

Жизнь Симферополя была тесно связана с Александро-Невским собором. Здесь проходили торжественные встречи царственных особ, отсюда отправляли воинов на защиту Отечества, здесь проводили церковные праздники.

В годы антирелигиозного террора Александро-Невский собор разделил участь многих христианских святынь России, Крыма. В ночь с 4 на 5 октября 1917 года произошло кощунственное ограбление собора. Воры, взломав решетку, влезли в храм, убили сторожа, похитили деньги сбросили на пол церковные сосуды. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад имущества, изъятого властями из закрытых крымских храмов. С начала 1929 года развернулась настоящая война против его существования: были сняты колокола и переданы Симферопольскому отделению Рудметаллоторга. 30 мая 1930 года Крымский ЦИК принял решение - снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести из собора на новое кладбище прах архиепископа Гурия (Карпова) и 4-х священников. Могилы их находятся у Всесвятской церкви на городском кладбище. В сентябре 1930 года под храм был заложен динамит. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года в результате варварского взрыва собор прекратил существование. Впоследствии камень бывшего здания собора использовали для строительства так называемого «Дома 1905 года» на улице Павленко, предназначенного для проживания ветеранов и активистов революционного движения. Часть красивой металлической ограды бывшего собора ныне ограждает Детский парк со стороны улицы Шмидта. Соборный сквер именовался сначала Комсомольским, затем Пионерским, а со второй половины 60-х годов он называется сквером Победы.

Весной 1944 года в сквере, в братской могиле, были похоронены советские воины, погибшие при освобождении Симферополя. Тогда же на месте соборного храма установлен танк Т-34. Позже останки героев-освободителей перенесены на воинское кладбище, а постамент под танком реконструирован. Надпись на его лицевой стороне сообщает, что: «Этот танк, входивший в состав 19-го танкового корпуса, один из первых ворвался в город». Далее идут наименования частей и соединений, которые освобождали Симферополь.

Так тесно переплелись судьбы защитников Родины на разных этапах истории Симферополя.

В настоящее время, через 70 лет после уничтожения симферопольской святыни, появилась возможность и желание горожан возродить храм. Возрождение Александро-Невского собора в Симферополе будет покаянием поколений за содеянное. Его величественная архитектура станет образцом культовой постройки эпохи классицизма. А звон колоколов восстановленного собора будет призывать новые поколения горожан к духовному возрождению.

О храмах Крыма можно говорить бесконечно. Это святые места, к которым вьется бесконечный поток верующих христиан.
Крым - уникальный полуостров, имеющий собственную историю. Кроме курортного здесь можно получить истинное удовольствие от посещения святынь - православных храмов, которые сохранились частично или полностью, и с давних времен являются символом бесконечной человеческой веры.

Христианство пришло на полуостров еще в 101 году нашей эры. С тех пор началось проповедническое движение приверженцев данной религии и прошло множество перипетий. Христиане подвергались гонениям, созданные ими храмы то и дело разрушались или отдавались под общественные учреждения. Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась и люди научились беречь и чтить свою веру. Прошло глобальное восстановление разрушенных святынь, к которым сегодня направляются тысячи паломников.

Космо-Дамиановский монастырь

У подножья горы Чатыр-Даг находится действующий мужской монастырь. Он расположен на территории Крымского заповедника. Легенда гласит, что очень давно здесь жили два брата, которые слыли чудотворцами - они бескорыстно исцеляли всех страждущих от недугов. Их молитвами из земли забил источник, к которому и сегодня приходят паломники, чтобы напиться» здоровой воды». Косьма и Дамиан проповедовали христианство, но были убиты и захоронены недалеко от построенного много лет спустя храма.

Храм Святого Архистратига Михаила в Алупке

Недалеко от Воронцовского дворца в Алупке расположена уникальная церковь - Храм Святого Архистратига Михаила. Святыня на этом месте была возведена еще в 1820 году графом Воронцовым. Она представляла собой трехметровый крест на алтаре, что напоминало традиции язычества. Однако до нашего времени храм не сохранился - он был разрушен оползнем, накрывшим часть полуострова в 1908 году.
Город не мог существовать без святого места, куда могли прийти христиане, поэтому Таврическая Духовная консистория решилась на возведение нового храма в менее опасном месте. Была выбрана территория в центре Алупки рядом с кладбищем. На постройку выделили деньги известные дворянские семьи.
Названа святыня в честь Архистратига Михаила, которому молятся от порчи, наваждения и всякого воздействия темных сил.

Покровский собор

Главным православным храмом Севастополя считается Покровский собор Пресвятой Богородицы. Он имеет 6 приделов, три верхних и три нижних, освященных в честь нескольких святых великомучеников.
Храм поражает своей красотой и величием. Его венчают 12 золоченых куполов, а от белоснежных стен веет благодатью.
Внутреннее убранство Покровского собора впечатляет. Стены украшены надписями из библии, яркими фресками с изображениями святых и библейскими сюжетами. В годы войны южный предел был полностью разрушен, а в стенах храма прятались местные жители.

Поделиться с друзьями: