Карцев главный конструктор. Смотреть что такое "Карцев, Леонид Николаевич" в других словарях

От редакции

С этого номера мы начинаем публикацию воспоминаний бывшего главного конструктора отдела 520 Уралвагонзавода (УКБТМ), лауреата Государственной премии СССР, кандидата технических наук, генерал-майора инженерно-технической службы Леонида Николаевича Карцева, которому 21 июля 2007 г. исполнилось 85 лет.

Леонид Николаевич занимал должность главного конструктора танкового КБ Уралвагонзавода с 1953 по 15 августа 1969 г. Под его руководством было создано большое количество образцов бронетанковой техники, включая такие прославленные боевые машины как танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62 и Т-62А, получившие мировое признание и известность. Он заложил основы конструкции Т-72, признанного лучшим танком мира второй половины XX века.

Не вызывает сомнений тот факт, что уральская школа танкостроения, созданная в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., окрепшая в трудные послевоенные годы, в наши дни является лидирующей в отечественном и мировом танкостроении. И в этом огромная заслуга Леонида Николаевича Карцева и его преемников.

Редакция выражает глубокую признательность специалистам ФГУП «УКБТМ» и музея Уралвагонзавода за помощь и содействие при подготовке этой публикации и сделанные ими существенные замечания и комментарии, позволившие более полно и объективно показать особенности работы танкового КБ в описываемый период. Здесь необходимо отметить вклад заместителя директора ФГУП «УКБТМ» И. Н. Баранова, ветерана УКБТМ Э.Б. Вавилонского и начальника музейного комплекса Уралвагонзавода А. В. Пислегиной.

Особая благодарность ветеранам ГБТУ П. И. Кириченко, Г. Б. Пастернаку и М.М.Усову, которые работали с Леонидом Николаевичем Карцевым много лет. Без них эти воспоминания вряд ли увидели бы свет.


Вместо пролога

Конструкторское бюро, создавшее танк Т-34, вместе с коллективом Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) осенью 1941 г. было эвакуировано из Харькова в Нижний Тагил на Уралвагонзавод, где в короткие сроки было организовано и развернуто производство этого знаменитого танка. Вскоре Уралвагонзавод стал основным поставщиком танков. Только за военные годы завод выпустил около 26 тыс. «тридцатьчетверок».

Конструкторское бюро, возглавляемое Александром Александровичем Морозовым, проделало огромную работу по упрощению узлов и механизмов танка, повышению технологичности и снижению массы деталей, приспособлению конструкции танка к массовому производству.

В ходе производства Т-34 непрерывно совершенствовался с учетом замечаний, поступающих из войск. Была увеличена толщина брони башни, ускорено ее вращение, установлен более совершенный прицел, четырехскоростная коробка передач заменена на пятискоростную, увеличена эффективность очистки поступающего в двигатель воздуха, внедрен всережимный регулятор подачи топлива и пр. В начале 1944 г. была проведена крупная модернизация танка: вместо 76-мм орудия установили пушку калибра 85 мм. В результате этой модернизации танк получил наименование Т-34-85.

К концу войны КБ приступило к разработке танка Т-44, ставшего прообразом танка Т-54, который был разработан и запущен в серийное производство уже после окончания войны.

К сожалению, начало серийного производства танка Т-54 показало, что в его конструкции были серьезные недоработки, особенно в аспекте надежности. Из Белорусского военного округа, куда направили первые серийные танки Т-54, посыпались жалобы во все инстанции, вплоть до Политбюро ЦК КПСС.

Для обеспечения полноценной доработки конструкции танка Т-54 Политбюро приняло решение о задержке серийного выпуска этих танков на один год. Весь 1949 г. танковое производство на трех ведущих заводах страны было остановлено.

Одной из основных причин несовершенства конструкции танка Т-54 была малочисленность конструкторского бюро Уралвагонзавода. Дело в том, что после освобождения Харькова в 1943 г. многие специалисты завода им. Коминтерна, эвакуированные в Нижний Тагил, стали возвращаться на родину. В результате и без того небольшое конструкторское бюро стало быстро терять кадры.

В этой обстановке в 1949 г. вышло постановление Совета Министров СССР о прикомандировании к Уралвагонзаводу группы из пятнадцати выпускников инженерных факультетов Военной академии бронетанковых и механизированных войск Советской Армии, в число которых попал и я.

В эту группу включили лучших выпускников. Основную часть составляли офицеры в звании капитанов. Самому молодому из нас было всего 25 лет, самому старшему – 35. Почти все участвовали в Великой Отечественной войне, в основном, на технических должностях. Все бы хорошо, но уже через год в нашей группе осталось только десять человек. Двоим не дали допуска к секретной работе и отправили в войска, где они дослужились: один до генерал-майора, а другой до генерал-полковника. Трое коренных москвичей попали в Нижний Тагил по недоразумению: при распределении им сказали, что КБ, куда они назначаются, находится в Москве, на Садово-Сухаревской улице. На самом деле это был адрес Министерства транспортного машиностроения, которому в то время подчинялся Уралвагонзавод. Поэтому двое из них, не желая покидать столицу, тут же поступили в адъюнктуру при Академии, а третий устроился работать в отдел испытаний Минтрансмаша.


В Нижнем Тагиле

По прибытии в Нижний Тагил большинство из нас были распределены по конструкторским группам КБ и только двое – в исследовательское бюро. Я попал в группу трансмиссии, руководителем которой был один из основных разработчиков трансмиссии танка Т-34, лауреат Сталинской премии Абрам Иосифович Шпайхлер.

Для начала нам всем поручили провести расчеты основных узлов и механизмов танка Т-54, поскольку до нас никто в КБ таких расчетов не делал. Мне достался расчет планетарного механизма поворота танка (ПМП), который я выполнил за две недели. Руководитель группы остался доволен результатом моей работы. Это окрылило меня и, закончив расчеты, я решился подать рацпредложение. Суть его была в том, чтобы уменьшить число сателлитов планетарного ряда. В результате оказались лишними четыре шарикоподшипника, два сателлита, две оси и несколько более мелких деталей, снижалась трудоемкость изготовления ПМП. Экономическая эффективность этого предложения была бесспорной, и оно было принято для испытаний.

В сравнительно короткое время, увлекшись работой, я завершил новую конструкцию сапуна гитары, усиленного привода к генератору, улучшенного уплотнения выключающего механизма ПМП и другие работы по совершенствованию отдельных узлов трансмиссии.

Мне, тогда начинающему конструктору, в охотку была любая работа. Работать было интересно еще и потому, что в нашем КБ удивительно гармонично сочетались опыт бывалых и задор молодых. Быстрому достижению хороших результатов способствовала также живая связь между различными конструкторскими группами.

Вспоминаю, как в 1950 г. КБ получило задание разработать на базе танка Т-54 бронетягач-эвакуатор, который впоследствии получил название БТС-2. В этом тягаче предусматривалась лебедка для намотки и укладки троса, которую разрабатывала группа ходовой части. В задачу нашей группы входила разработка привода к этой лебедке.

Привод состоял из гитары, понижающего редуктора и предохранительного фрикциона. Гитару поручили разрабатывать опытному конструктору И.З. Ставцеву, редуктор – опытному конструктору А.И. Шеру и моему однокашнику Ф.М. Кожухарю, а фрикцион – двум молодым: В.И. Мазо и мне.

Конечно же, случалось и так, что завод выполнял задания, мягко говоря, неспецифичные, непрофильные. В таких случаях стимулировать работу конструкторов и производственных цехов приходилось также «нештатными» средствами. В 1951 г. завод получил задание на изготовление двух силовых агрегатов для бурения скважин: силового агрегата лебедки и силового агрегата насоса. Сами лебедка и насос изготовлялись другими предприятиями. В задачу нашего завода входило смонтировать на раме моторную установку с двигателем и приводы к силовым агрегатам лебедки и насоса. Это поручили мне и В.Н. Бенедиктову из моторной группы. С этой работой мы справились в относительно короткие сроки.

Сборку агрегатов вели в вагоносборочном цехе, для которого подобное задание было, конечно же, непрофильным. Несмотря на это, трудились быстро и качественно. Я долго не мог понять, что же стимулировало ударную работу. Уже после сдачи заказа начальник цеха К. С. Журавский раскрыл секрет: кто-то из технологов записал в карту сборки расход 25 литров спирта на каждый агрегат. По технологии в этом не было никакой необходимости, и спирт расходился для личной потребности. Вот, что оказалось стимулом...

В КБ активно занялись и рационализаторской деятельностью. Я задался целью охватить ею все моторно-трансмиссионное отделение, в котором наиболее близким мне по духу был В.Н. Венедиктов. Ходили по заводу мы, как правило, вместе, и нас вскоре прозвали «молочными братьями». Наше увлечение рационализацией стало давать ощутимые результаты. Вот несколько запомнившихся примеров.

Гражданство:

СССР СССР →Россия Россия

Дата смерти: Награды и премии:

Леони́д Никола́евич Ка́рцев (21 июля (19220721 ) - 13 апреля ) - генерал-майор в отставке, кандидат технических наук (). С 1953 по 1969 год - Главный конструктор Уральского вагоностроительного завода . Лауреат Государственной премии СССР (1969 год).

Биография

Затем работал в Москве в аппарате Министерства обороны, научно-исследовательском институте двигателей.

Награды и премии

Лауреат Государственной премии СССР (1968). Награждён орденами Ленина (1966), Красной Звезды (), медалями.

Мемуары

  • Карцев Л.Н. . - Техника и вооружение. - 2008, №№ 1-5, 8, 9, 11.

Напишите отзыв о статье "Карцев, Леонид Николаевич"

Литература

  • К 90-летию главного конструктора танков (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. - 2012. - Август (№ 08 ). - С. 48 .

Ссылки

  • pro-tank.ru/blog/966-designer-tanks-leonid-kartsev

Примечания

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Карцев, Леонид Николаевич

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.

Карцев фамилия и топоним. Карцевы русский дворянский род. Известные носители: Карцев, Александр Иванович (род. 1964) российский писатель. Карцев, Василий Михайлович (1920 1987) футболист. Карцев, Леонид Николаевич (род.… … Википедия

Леонид Карцев - Биография Леонида Карцева Леонид Николаевич Карцев родился 21 июля 1922 года в селе Скомово Ивановской области. В 1939 году поступил в Ивановский энергетический институт. 13 августа 1941 года был мобилизован в Красную армию в 3‑е Саратовское… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения - Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1980-1991) - Содержание 1 1980 2 1981 3 1982 4 1983 5 1984 6 1985 … Википедия

Госпремия РФ

Госпремия России - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия РФ - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия Российской федерации - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Танков Карцева нет только в Антарктиде!

Леонид Николаевич Карцев - главный конструктор семейства советских танков, один из немногих наших современников, чей вклад в развитие и укрепление нашей страны переоценить невозможно. Под его руководством были созданы танки, получившие признание не только в нашей стране, но и за рубежом - Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А. Он стоял у закладывания основ технические решения танка Т-72, самого массового за всю историю мирового танкостроения и признанного лучшим танком мира второй половины XX века. В июле 2012 года Леониду Николаевичу исполнилось 90 лет . Однако, никаких почестей на высшем уровне он не удостоен не был. В декабре в деревне Скомово Ивановской области ему все же был установлен прижизненный памятник - танк Т-62 - благодаря стараниям его бывших коллег. Сам Леонид Николаевич из-за плохого самочувствия не смог присутствовать при его открытии, на которое прибыли губернатор Ивановской области Михаил Мень, председатель совета ветеранов ГАБТУ генерал-полковник Сергей Маев, представители "Уралвагонзавода", его сослуживцы, ветераны танкостроения. Выступавшие говорили о вкладе Карцева в развитие и укрепление мощи нашего государства, восхищались его конструкторским гением, талантом организатора, вежливостью с подчиненными. Однако, существовала некая недосказанность. Ведь все понимают, что танк в деревне Скомово - это правильно и хорошо, но Л. Н. Карцев заслуживает большего.

"Московский Комсомолец" пишет: "Награды в нашей стране далеко не всегда соответствуют заслугам награжденного. Поэтому никто не удивляется, когда звезде шоу-бизнеса, например, вручают орден "За заслуги перед Отечеством", хотя все ее заслуги состоят лишь в продвижении пошлости и безвкусия. А когда государственное признание, наоборот, обходит человека, заслуги которого перед страной действительно огромны - тогда удивляются только те, кто в курсе этих заслуг. Потому что другие люди о них просто не знают".

Так же, как сообщает "МК", 90-летний юбилей такого человека не заметить трудно. Но наша страна его фактически не заметила, несмотря на все усилия ветеранов танкостроения. Весною этого года один из них - бывший сотрудник карцевского КБ, написал нашему президенту, что нужно достойно отметить юбилей выдающегося конструктора. Спустя месяц после юбилея администрация президента ответила, что Карцев награжден Орденом Почета. Однако никаких объявлений, указов о награждении Карцева опубликовано не было. Кто его наградил или от имени кого - до сих пор неизвестно. До сего времени эта награда ему не вручена. Руководство Ивановской области приглашало представителя администрации президента вручать орден в Скомово на открытии мемориала. Но он не прибыл.

Чтобы понимать, насколько диким является такое отношение к людям масштаба Карцева, нужно, конечно, знать, ЧТО он в своей жизни сделал, - говорится в статье "Московского Комсомольца".

Леонид Николаевич Карцев родился 21 июля 1922 года года в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Закончил среднюю школу в 1939 году и поступил в Ивановский энергетический институт. После второго курса его призвали в армию и в августе 1941 года он стал курсантом танкового училища в Саратове, которое с отличием окончил в 1942-м году и работал в военной приемке на Горьковском автозаводе. Вскоре Леонид Николаевич был направлен на фронт. Воевал в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии под командованием М. Катукова, которая принимала участие в Проскурово-Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. Победу Л.Н. Карцев встретил под Берлином в должности командира роты технического обеспечения.

Боевые заслуги Карцева были отмечены в том числе Орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу ", "За взятие Берлина".

В августе 1945 года Леонид Николаевич поступил на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск (которую окончил с золотой медалью в 1949 году), где изучал дисциплины по теории, конструкции и расчету танков и их механизмов. После этого Леонид Николаевич в составе группы из пятнадцати выпускников получил назначение в конструкторское бюро (КБ) Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле (завод № 183), попал в группу трансмиссии, руководителем которой тогда был один из основных разработчиков трансмиссии танка Т-34, лауреат Сталинской премии Абрам Иосифович Шпайхлер, а главным конструктором завода - один из создателей легендарного танка Т-34 Герой Социалистического труда А.А. Морозов. В марте 1953 года Леонид Николаевич, которому было 30 лет, назначен главным конструктором Уральского танкового завода. Как уже было сказано выше, под его руководством создан ряд образцов отечественной бронетанковой техники, а именно танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1 , а также получен научно-технический задел по созданию танка Т-72, получившего признание в нашей стране, и за ее пределами.

Первая серия танков Т-54 была выпущена еще в 1946 году и направлена в части 5-й гвардейской танковой армии, после этого были проведены работы по улучшению конструкции и повышению технологичности производства танка. Производство танков Т-54 начало нарастать с каждым месяцем, и Советская Армия получила на вооружение танк, прослуживший 40 лет. Т-54 образца 1951 года также производился по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае.

Люди, знающие Леонида Николаевича, говорят, что обладая прекрасным чувством юмора, Леонид Николаевич очень любил розыгрыши и сам нередко шутил над своими подчиненными. При этом, занимая высокий пост, был очень скромным человеком. На любое выездное мероприятие мог приехать на электричке, в то время как другие главные конструкторы - только на машинах. Очень любил заводской хоккей и футбол. Не пропускал ни одного матча. О том, что Карцев был самым демократичным главным конструктором, знали все, и каждый из подчиненных мог обратиться к нему за помощью. Он был единственным конструктором, который не боялся наличия рядом с собой в КБ талантливых людей. При этом обладал ярким независимым характером. Не боялся спорить даже с лицами высшего партийно-государственного руководства страны. Особенно в тех случаях, когда руководящее лицо позволяло себе давать указания конструкторского плана. Был случай, когда Карцев вступил в спор даже с Н. С. Хрущевым.

При создании Т-55 Карцев впервые в мире подошел к созданию танка как к комплексной многофункциональной боевой машине. Ему удалось найти "золотое сечение" в связке: двигатель, силовая передача, ходовая часть . Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в развитии советских танковых войск на десятилетия вперед. Поэтому и в настоящее время танки Т-55 состоят на вооружении армий многих стран мира. Леонид Николаевич всегда старался быть на самых передовых рубежах науки и техники. Это он выступил инициатором создания 115-мм гладкоствольной танковой пушки и установки ее в танк Т-62. Нужно также вспомнить, что в 1962 году на одном из опытных танков вместо дизеля в КБ Уралвагонзавода был применен газотурбинный двигатель. Это был первый в мире танк с такой моторно-трансмиссионной установкой, позволивший практически оценить некоторые свойства этого типа двигателей при их установке в танк. Опытный образец танка получил обозначение "Объект 167Т", ставший прообразом известного сегодня танка Т-80 .

Следующий танк, над которым работал Карцев, Т-72, конкурировал с Т-64, который разрабатывался на Харьковском танкостроительном заводе. Карцев доказывал, что его машина лучше. В итоге в 1969 году тогдашний директор Уралвагонзавода Крутяков, сам ярый противник Т-72, отстранил Карцева от должности. Отстранил, когда все уже было сделано - остались только госиспытания. Но все же танк был принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Генерал-майор Карцев в 55 лет был уволен из армии и отправлен на пенсию. После этого государственные премии и награды за разработку и внедрение в производство танка Т-72 получили многие вчерашние его противники. Леониду Николаевичу не дали "на гражданке" работать по его главной специальности, связанной с танками; не отмечались на государственном уровне его юбилеи, хотя ветераны-танкисты и танкостроители на этом настаивали. 90-летний юбилей Карцева в этом ряду не стал исключением.

Как сообщает "МК": "Из-за бюрократических склок и обид, суть которых никто уже даже не помнит, великий конструктор оказался вычеркнут из официальных списков "заслуженных". И теперь власть виляет, не зная, как ей с ним быть и чем награждать - по высшему рангу, среднему, низшему или вообще не награждать, поскольку бюрократам нынешним непонятен его статус, а разбираться в таком сложном вопросе они не будут ".