Кто такой платон. Платон - биография, история жизни

Инструкция

По Трудовому работодатель обязан предупредить вас о предстоящем за два месяца. Если этот срок нарушен, вы смело можете обращаться за защитой своих интересов в трудовую инспекцию и суд.Суды к тому же не взимают госпошлину при принятии исковых заявлений по трудовым , а при рассмотрении таких дел чаще всего принимают сторону работника.Не исключено, что вы можете получить бесплатную правовую помощь. В Москве ее предоставляет центр «Защита» при столичной Федерации независимых профсоюзов. Он представлен в каждом административном округе, как правило, располагается в том же помещении, что и окружное отделение ФНПР.Не исключено, что аналогичные структуры есть и в других регионах.

При увольнении работодатель также обязан выплатить вам выходное пособие в размере среднего заработка за два месяца (при этом высчитывается среднемесячный заработок за год: годовой доход делится на двенадцать, и получившаяся сумма умножается на два). В среднемесячный заработок входит не только оклад, но и остальные выплаты: доплаты, зависящие от , премии и др. Если вы не успели отгулять полагающийся за отработанный период отпуск или его часть, вам должны также выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.Если же вы не найдете новую работу за два месяца, работодатель обязан выплатить вам еще один месячный оклад, но для этого вы должны состоять на учете как безработный в центре занятости населения.Уволенные по штатов вправе рассчитывать на максимальное пособие по безработице.

На практике различные предусмотренные законодательством постепенные уменьшения пособия не отражаются на его размере, особенно в Москве. Предельная его величина обычно значительно ниже той части зарплаты, которую не может превышать максимальная сумма пособия.Для постановки на учет в центре занятости понадобится справка о доходе по форме службы занятости. Лучше всего взять ее бланк в центре и отнести в бухгалтерию работодателя. Справка по форме 2-НДФЛ для этих целей не годится, но возьмите и ее: мало ли для чего понадобится.

Соберите также как можно больше рекомендаций: от руководителя организации, непосредственного начальника, коллег. Постарайтесь, чтобы в них были указаны не только рабочие, но и мобильные телефоны (безусловно, с согласия рекомендателя): любой из авторов рекомендательных писем может однажды сменить работу.Искать новую работу вы можете начинать с того момента, как узнали о предстоящем сокращении. Уходить ли сразу на новую работу, увольняясь по собственному желанию, или дождаться сокращения с положенными выплатами, решать вам. В некоторых случаях вариант новой работы может быть выгоднее.

Спорный вопрос, как отражается запись в трудовой книжке о сокращении на дальнейших карьерных перспективах. Считается, что многие кадровики и работодатели с подозрением смотрят на кандидатов, в трудовых книжках которых имеется хоть одна формулировка о причинах увольнения, отличающаяся от варианта «по собственному желанию».Тем не менее практика показывает, что попавшие под сокращение нередко без проблем находят новую работу - и порой не хуже, а то и лучше прежней.

Видео по теме

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ

Каждый руководитель стыкался с ситуацией, когда ему нужно по той или иной причине сократить штат. Причины могут быть разные, от указания руководства «свыше», вплоть до кризиса в жизни фирмы. От этого суть не меняется. Нужно уволить работника, но сэкономив при этом на разных видах компенсации.

Вам понадобится

  • ПК, трудовой кодекс, предприимчивость

Инструкция

Увольнение работника. Находим подходящую , подготавливаем необходимые документы и увольняем работника. Подходящие статьи:Если работник не соответствует занимаемой должности или выполняемой – необходимо подтверждение о недостаточно квалификации. Подтверждение – результаты . Просто нужно придумать такую внеплановую проверку, которую работник точно не сможет пройти. Но, работник может потребовать другую должность, вплоть до уборщика.Если без уважительных причин работник неоднократно не исполняет свои трудовые обязанности. Работника можно уволить, если у него уже есть дисциплинарное взыскание. Для этого накладываем выговор (дисциплинарное взыскание) за невыполнение данного вами “невыполнимого” задания или за банальное опоздание. После этого требуете, что была написана объяснительная записка. Далее нужно ознакомить его с приказом о взыскании и взять с него роспись. Через какое-то время повторяем в точности эту процедуру и можно легко работника увольнять.Если работник грубо нарушил свои трудовые обязанности. Это прогул, алкогольное или наркотическое опьянение и т.п. Здесь достаточно и одного раза.

Видео по теме

Обратите внимание

Некоторые работники могут отказываться писать объяснительную записку. В этом случае быстренько составляйте соответствующий акт и приказ о взыскании.

Полезный совет

Взыскание можно наложить не позже одного месяца от момента нарушения. Также нужно отметить, что время болезни и отпуска не учитываются. Запомните, месяц отсчитывается с момента обнаружения нарушения, а не с момента самого нарушения. Объяснительную записку нужно написать не позднее нескольких дней после обнаружения нарушения.

Если вы чувствуете, что уже переросли свою должность, если вы справляетесь со всеми своими обязанностями легко, то вам пора просить у руководства повышения. Однако руководство бывает разным, и получить повышение не всегда легко. Каким сотрудником нужно стремиться быть, чтобы наверняка получить повышение?

Инструкция

Если человек хорошо справляется со своими обязанностями на определенной , это не всегда означает, что он будет так же хорошо справляться с ними на более высокой должности. У каждого есть некий предел, который достаточно трудно перейти. Если ваше руководство уверено в том, что ваш предел - это та должность, которую вы занимаете в данный момент, то переубедить его будет трудно. В таком случае лучше искать новую . Признаком того, что руководство придерживается именно такого мнения, является ситуация, при которой в течение нескольких лет повышение получали в вашем отделе почти все сотрудники, кроме вас, хотя работали вы на одном уровне.

Повышение необходимо заслужить. Поэтому просить его выгоднее после недавно завершенного успешного проекта, нежели "на пустом месте". Если вы сможете грамотно обосновать свое участие в том или ином проекте, указать на важность своей роли в нем, дать понять, что подобные и еще более сложные проекты вам уже по , то повышение вы сможете получить наверняка.

Не забывайте о том, что трудно добиться повышения, просто "плывя по течению". Повышение обычно получают самые инициативные и активные , часто эти качества бывают даже более , нежели высокая квалификация. Покажите руководству, что вы не просто исполнитель, а сотрудник, умеющий решать проблемы, предлагать неординарные ходы. Это можно продемонстрировать даже на небольших должностях. Кроме того, инициативность и активность будут расценены как лояльность к компании, желание работать в ней и приносить ей пользу, что также котируется.

Просить повышения необходимо грамотно, подготовившись к этому заранее. Ели вы волнуетесь перед разговором с руководством, то попробуйте написать то, что вы скажете, прочитайте, подумайте, как может быть воспринята та или иная фраза. Составьте небольшую речь. Обязательно разговаривайте о повышении с руководством лично, не по телефону. При отрицательном ответе или неопределенном "подумаем" не расстраивайтесь и тем более не обещайте тут же уволиться: иногда руководство может быть готово к такому повороту событий. Кроме того, вам ничего не помешает повторить попытку разговора месяца через три.

Расторжение трудового договора – вполне нормальное и частое явление в процессе трудовой деятельности. Порядок и обязанности сторон при таких ситуациях прописаны в Трудовом кодексе РФ (глава 13 ТК РФ). Существует ряд оснований, по которым происходит расторжение отношений между работодателем и нанимателем.

Инструкция

Увольнение сотрудника может происходить по его инициативе. Для этого работник должен написать на ваше имя заявление об увольнении. В нем он должен указать, что это происходит по собственному желанию. Заявление регистрируется в журнале входящей корреспонденции, после чего попадает вам на руки. Со дня подписания заявления работник должен проработать в компании еще 14 дней.

Если вы заключили с сотрудником срочный договор, то есть на определенное время, срок окончания документа и будет считаться увольнением. Но вы как работодатель должны уведомить сотрудника о прекращении трудовых отношений за три дня.

В том случае, если срочный трудовой договор был заключен на время отсутствия основного работника, увольнением будет считаться дата выхода основного специалиста на работу.

Увольнение может происходить и по инициативе самого работодателя, но для этого нужны веские причины. Например, если вы планируете сокращение штата в связи с финансовым состоянием компании, уведомите об этом работника за два месяца до вступления приказа в силу. Расторжения трудового договора должна осуществляться только в том случае, если сокращение фактически подтверждено. Для этого составьте приказ, утвердите новое штатное расписание. Заметьте, что существуют категории работников, к которым сокращение не может быть применено, например, в отношении беременных женщин и мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Вы можете уволить сотрудника вследствие нарушения условий договора или другого локального акта. Например, работник систематично не является на работу. В этом случае вам нужно составить акт о нарушении трудовой дисциплины и подписать его у сотрудника. Если он отказывается, зафиксируйте это.

Увольнение тяжело переживают многие. Но в кризис сокращение на работе — настоящий удар. О том, что во время кризиса сокращение доходов рабочего класса идёт не только за счёт понижения заработной платы, но и за счёт сокращения числа работающих, говорилось еще в теории марксизма. Как справиться со стрессом, если вас сократили и что делать после?

Сокращение, увольнение с работы – это стресс, кризис для человека. Стресс все переносят по-разному. Как и кризис, стресс проявляет устойчивые требования к адаптации. Включаются механизмы мобилизации, тревожности. Это общая напряженность, которая сказывается на психической, эмоциональной сфере. Естественно, человек начинает метаться, он чувствует себя неуверенно. Если это мужчина, то неуверенность может вылиться в глобальные масштабы: мужчины такие кризисы переживают гораздо тяжелее женщин. Дело в том, что в нашей культуре сформирован стереотип мужчины-кормильца, и если он перестает приносить в дом деньги, то внутри семьи могут начаться проблемы.

Что же происходит с человеком, его внутренним миром, после сокращения? После сокращения человек, который не был адаптирован к жизни вообще, неизбежно вынужден столкнуться с непривычными для себя проблемами, - рассуждает Татьяна. - Представим, что он проработал 10-15 лет в одной сфере, на одном месте, является узким специалистом. Соблюдение устава, конкретные правила, конкретные нормы. Если человек долго находится в каких-то определенных условиях, определенных рамках, он не развивается творчески, не становится гибким. Когда это происходит, человек «закостеневает» в обозначенных рамках. И такому человеку будет очень трудно, к примеру, уйти на пенсию, или, тем более быть сокращенным. Если у человека есть «ген зависимости», то как раз в это время он может реализоваться. С одной стороны, стресс мобилизует, но ведь мышление такого человека - тугоподвижное, и часто мобилизоваться нечему - ведь человек закостенел в привычных рамках.

Главное после увольнения — не впадать в панику или истерику. В этих условиях над развитием личности должен работать сам человек. Когда нет такой потребности или желания, появляются проблемы. Человека сокращают, и он, неприспособленный, не адаптированный, просто не знает, что ему делать. На почве этого стресса могут развиться даже серьезные депрессивные состояния.

Тебя увольняют, и кажется, что ты самый худший. Как справиться с этим чувством?

Когда человека увольняют, у него происходит обесценивание своих качеств. Ему кажется, что он больше ни на что не способен и никому не нужен. Но это совсем не так. Человек уходит с работы уже не такой процветающей и успешной, иначе бы там не было сокращений. Да и какие перспективы вам может предложить начальство, если оно не в силах выплачивать вам зарплату? Подумайте, что у вас есть шанс найти лучшую работу. У каждого человека есть сильные качества, которые можно проявить с большей пользой в другом месте.

— Что же делать тем, кто проработал на одном месте много лет, а его увольняют? Коллектив, в которым ты работаешь не один год, является для тебя второй семьей, и оставить ее очень тяжело, - продолжает Татьяна. - После ухода с работы нужно постараться сохранить отношения с коллегами: встречаться, созваниваться с ними. Это позволит ощущать, что ты не зря проработал эти десять-двадцать лет с тем коллективом. Постарайтесь взять тот позитивный опыт, что вы получили на прежней работе: упорство, умение находить общий язык с людьми.

Если увольняют вашего коллегу, скажите ему, что всегда ценили и уважали его работу и будете и дальше поддерживать с ним отношения. Зачастую увольнение дает человеку отличный толчок для развития карьеры. Главное, не жалеть о прошлой работе и идти дальше.

Что конкретно можно посоветовать человеку, которого сократили? Самое главное, когда тебя увольняют, - постараться сдержать свои эмоции. Очень часто в такой ситуации у человека появляется желание обвинить в этом всех: работодателя, коллег, знакомых… Но это неправильный путь защиты, который ни к чему не приведет. Нужно остановиться и подумать, как жить дальше. Увольнение это и повод задуматься тем людям, которым не нравится своя работа. А таких работников примерно 10%. Они находятся не на своем месте, но из-за своих комплексов боятся его потерять: “А вдруг меня не оценят другие?”, “А как я прокормлю семью?” Им нужно собраться с мыслями и понять, что пришло время принятия кардинальных решений. Остальным 90%, которые были сокращены по причине финансовых проблем, нужно постараться успокоиться и понять три важные вещи. Первое — поставьте себе цель найти работу. Второе — поверьте в себя. Каждый человек должен знать себе цену, ведь на работу его брали не просто так, а за определенные знания и заслуги. И третье — прекратите пугать себя препятствиями. Если первая попытка найти работу закончилась неудачно, то это совсем не значит, что такой работник больше нигде не нужен.

Ни в коем случае нельзя паниковать, считать, что вместе с трудовым стажем на прежнем месте работы заканчивается жизнь. Здесь нужно придерживаться позитивного настроя, верить в лучшее: сейчас нет денег, но они скоро появятся; нет работы – буду искать и найду. Второе: нужно вспомнить, какие занятия нравились когда-то давно, может быть, в юности или даже в детстве. Возможно, забытое увлечение станет основой для прибыльного бизнеса. Нужно поставить себе цель – делать что-то «на пять» — просто из принципа.

Сегодня существуют биржи труда. Часто сокращенный работник, приходя на биржу труда, ждет, что ему дадут то же самое – тот же статус, тот же доход. Учиться чему-то новому захочет не каждый. Здесь важно не бояться низкого положения, «непрестижности» работы, не бояться начать с малого, с азов. А это – большая проблема для очень многих людей. Когда человек считает неприемлемой для себя какую-то весьма скромную, не статусную работу, он продолжает тормозить свое личностное развитие. А ведь духовную развитость личности как раз характеризует умение преодолевать сложности, переносить удары судьбы, личность развивается в состоянии кризиса.

др.-греч. Πλάτων ; имя при рождении Аристокл

древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля

428 или 427 - 348 или 347 до н. э.

Краткая биография

Выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту .

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом. Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора . Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

Биография из Википедии

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона - Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Прозвище Платон (от греческого слова «plato» - широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое ему дал борец Аристон из Аргоса, его учитель гимнастики, за крепкое сложение Платона. Некоторые полагают, что он так прозван за широту своего слова, а Неанф – что за широкий лоб. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери, Периктионы, был афинский реформатор Солон . Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.

Периктиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны. Она была писательницей, известны её труды «О гармонии в женщине» и «О мудрости». Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына - Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с «мудрейшим из эллинов» Сократом, он стал одним из его учеников философии; до этого он изучал стихотворчество. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. Во время суда над Сократом, Платон был в числе его учеников предложивших за него денежный залог. После приговора Платон заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон с некоторыми другими учениками, переселяется в Мегару, к предыдущему студенту Сократа, Евклиду. Там Платон отдается диалектическим вопросам об основах бытья и познания. Из Мегары, по всей вероятности, он предпринимает свои первые путешествия, между которыми более достоверны поездки в Кирену к математику Феодору и в Египет-предполагаемый очаг всякой мудрости. Есть указания на возвращение его в Афины в 394 году. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузкого основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления». Принятый сначала хорошо, философ скоро отсылается с безчестием и даже, по некоторым свидетельствам, продается в рабство, из которого позже освобождается. В 387 или 386 году Платон возвращается в Афины, где начинает собирать вокруг себя кружок учеников, с которыми беседует о философии в пригородном публичном саде (примерно в километре от Афин), и устанавливает Академию.

В 367 или 366 г. до н. э., после смерти Дионисия Старшего, его сын и преемник Дионисий Младший, под влиянием своего дяди Диона (с которым Платон подружился еще в первое свое посещение в Сиракузы Сицилии), приглашает философа, обещаясь стать его верным учеником. Сперва мечта Платона о юном тиране, управляющему общество, руководством истинного философа, как будто сбывается. Но скоро Дионисию надоедает философское наблюдение; после своего разрыва с Дионом он начинает негативно относится к Платону и выгоняет его ни с чем. В 361 году, через пифагорейца Архита, Дионисий Младший снова призывает Платона, обещаясь ему помириться с Дионом, и снова его обманывает, так что 70-летний Платон принужден бежать из Сиракуз. Предполагается, что Аристотель вошел в Академию до возвращения Платона.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. (13-й год правления македонского царя Филиппа). Его похоронили в Академии.Считается что он был погребен под именем Аристокл.

Произведения

Платоновский корпус (Corpus Platonicum) - то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона и значительная часть которых представляет собой диалоги, - формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.

Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.

Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись «Государство», «Тимей» и «Критий», в другой - «Законы», «Минос» и «Послезаконие», в третьей - «Критон», «Федон» и «Письма», что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далёких друг от друга по объёму, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.

Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Трасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. В его собрании, всего 36 работ, разделенных на 9 тетралогий (34 диалога, защитительная речь Сократа и небольшое собрание писем).

Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием Анри Этьенна, выдающегося французского филолога-эллиниста XVI века. В научной литературе цитирование платоновских текстов производится с указанием пагинации этого стефановского издания, которая сохраняется на полях любого новейшего издания сочинений Платона, как по-гречески, так и в переводах, независимо от принятого в том или ином издании порядка их расположения.

Хронология

Согласно А. Ф. Лосеву, творчество Платона можно разделить на четыре периода. Авторство «Иона», «Гиппия большого», «Менексена», а также «Послезакония» спорно.

Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)

  • «Апология Сократа»
  • «Критон»
  • «Евтифрон»
  • «Лахет»
  • «Лисид»
  • «Хармид»
  • «Протагор»
  • 1-я книга «Государства»

Переходный период (80-е гг.)

  • «Горгий»
  • «Менон»
  • «Эвтидем»
  • «Кратил»
  • «Гиппий меньший»
  • «Ион»
  • «Гиппий больший»
  • «Менексен»

Зрелый период (70-60-е гг.)

  • «Федон»
  • «Пир»
  • II-X книги «Государства» (учение об идеях)
  • «Теэтет»
  • «Парменид»
  • «Софист»
  • «Политик»
  • «Филеб»
  • «Тимей»
  • «Критий»

Поздний период

  • «Законы» (50-е гг.)
  • Послезаконие (редактор и вероятный автор - Филипп Опунтский)

Онтология Платона

Основные положения онтологии Платона

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Теория идей Платона

В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего - вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи:

Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

Проблемы, связанные с теорией идей

Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида, берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях Аристотеля.

Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестаёт быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет».

Идея Блага

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона - это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины».

Учение о душе

Дуализм души и тела

В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол - ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно».

Три части души

В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него - один прекрасен, благороден и рождён от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное». Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а дурной конь - страстную или эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души - пастырю стада, волевую или яростную часть души - сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого - подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:

1. Разумное начало , обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало , стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нём насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идёт словно лишь между двумя сторонами». Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка».

3. Страстное начало , выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовём началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».

Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

Первый аргумент в пользу бессмертия души

Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга - так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, - таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия. Как говорит в этом диалоге Сократ: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, - разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.

Второй аргумент в пользу бессмертия души

Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мёртвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова».

Третий аргумент в пользу бессмертия души

Третий аргумент «Федона» связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму - безвидное, то есть недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело - сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

Далее по ходу рассуждения Платон замечает «Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе - властвовать и быть госпожою. Приняв это в соображение, скажи, что из них, по-твоему, ближе божественному и что смертному? Не кажется ли тебе, что божественное создано для власти и руководительства, а смертное - для подчинения и рабства? - Да, кажется, отвечает его собеседник . - Так с чем же схожа душа? - Ясно, Сократ: душа схожа с божественным, а тело со смертным». Значит, раз уж смертное тело с помощью, например, бальзамирования, способно сохраняться длительное время в нетлении, то душа, причастная божественному началу, тем более должна быть признана бессмертной.

В своём диалоге Платон воспроизводит ряд контраргументов противников учения о бессмертии души. Так, если душа такова, какой её рисует Сократ в диалоге, то она подобна форме кувшина или налаженности струн лиры. Если разбить кувшин или разломать лиру, то и форма кувшина погибнет, и гармония звуков лиры исчезнет. С другой стороны - если душа и более прочна, чем тело, и способна жить вовсе без него или перевоплощаться в разные тела, то почему не предположить, что настанет момент, когда душа износится и наконец погибнет.

Против первого контраргумента находятся следующие возражения - душа не просто «настроенность» тела, не его внутренняя гармония, но нечто существующее до самого тела. Как резюмирует доводы, приводимые здесь в пользу бессмертия души, Алексей Федорович Лосев: «душа не есть гармония, строй, подобный тому, который создается лирой, но существует, как сказано выше, до тела в виде сущности (ουσία), именуемой бытием (δ εστίν); поэтому, прежде чем быть строем или настроением тела, душа есть сама же она, и быть душой свойственно всем душам совершенно одинаково; а так как для того, чтобы настроить лиру, уже надо иметь представление о желательном строе, то и душа, прежде чем быть гармонией тела, должна не зависеть от этой телесной гармонии и отдельных её моментов, а, наоборот, сама настраивать или расстраивать лиру».

Четвёртый аргумент в пользу бессмертия души

Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.

Поэтому душа как «идея жизни» не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души, иллюстрацией которому у Платона в «Федоне» служит следующий диалог Сократа и Кебета: «-Что должно появиться в теле, чтобы оно было живым? - Душа, - сказал Кебет . - И так бывает всегда? - А как может быть иначе? - спросил тот. - Значит, чем бы душа ни овладела, она всегда привносит в это жизнь? - Да, верно. - А есть ли что-нибудь противоположное жизни или нет? - Есть. - Что же это? - Смерть. - Но - в этом мы уже согласились - душа никогда не примет противоположного тому, что всегда привносит сама? - Без всякого сомнения! - отвечал Кебет . - Что же выходит? Как мы сейчас назвали то, что не принимает идеи чётного? - Нечётным. - А не принимающее справедливости и то, что никогда не примет искусности? - Одно - неискусным, другое - несправедливым. - Прекрасно. А то, что не примет смерти, как мы назовем? - Бессмертным. - Но ведь душа не принимает смерти? - Нет. - Значит, душа бессмертна? - Бессмертна, - сказал Кебет ».

Судьба души человека

В диалоге «Федр» дана мифологическая иллюстрация, изображающая существование бессмертной души. Она изначально обитает в сфере «чистого бытия», не причастного ничему временному и меняющемуся, созерцая чистые формы, идеи или эйдосы. Человеческие души иногда имеют даже возможность заглянуть в «занебесное» поле сверхсущностного бытия или «идеи Блага», но это даётся с большим трудом и далеко не все они способны на это. Души людей из-за своего несовершенства часто падают из сферы чистых форм и вынуждены проводить время на Земле, вселившись в то или иное тело.

Платон вводит этические и религиозные моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за её земные свершения. В диалоге «Государство» он приводит мифологическое сказание о посмертных судьбах человеческих душ, якобы известное со слов некоего памфилийца Эра, который «как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли ещё целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел».

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

  • Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым - уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
  • Сфера умопостигаемого также делится на два рода - это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Диалектика Платона

Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать… посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошёл на вершину зримого».

В обыденном понимании диалектика - это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

Политико-правовое учение Платона

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Политические идеи в «Государстве»

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм - аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона - это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу - это справедливо. Неравенство сословий - это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Политические идеи в «Законах»

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй - аристократическая республика или аристократическая монархия.

  • 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
  • 5040 граждан и сложнейшая система управления.
  • допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.
  • значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  • над всеми стоят правители.
  • все подчиняются законам.

На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестаёт быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим , если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

Этические взгляды

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества.Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни.

Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»).Платону характерна и примиряющая эвдемоническая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».

Во всех произведениях Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Человек

Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека.