Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания. ПМП при поражении органов дыхания план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему Первая помощь при поражении органов дыхания кратко

Разделы: Биология

Цель урока: познакомить учащихся с гигиеной воздушной среды;, возможными нарушениями дыхания; разъяснить необходимость проветривания жилых и учебных помещений; выяснить приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию.

Оборудование: таблица «Оказание первой помощи при остановки дыхания», «Вред курения», Фильм «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Гигиена дыхания».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний:

Проверочный тест.

  1. Ппри вдохе воздух из гортани попадает:
    А-в бронхи,
    Б-в носоглотку,
    В-в трахею,
    Г-в ротовую полость.
  2. Голосовые связки расположены в:
    А-гортани
    Б-носоглотке,
    В-трахее,
    Г-бронхах.
  3. В каком органе воздух согревается и очищается от пыли и микробов?
    А-в легких,
    Б-в носовой полости,
    В-трахеях,
    Г-бронхах.
  4. Какова функция надгортанника в организме?
    А-участвует в образовании голоса,
    Б-не пропускает пищу в гортань,
    В-защищает органы дыхания от микробов,
    Г-защищает органы пищеварения от микробов и вирусов.
  5. Как регулируются дыхательные движения?
    А-только нервным путем,
    Б-только гуморальным путем,
    В-никак не регулируется,
    Г-нервным и гуморальным путем.
  6. В легких кровь насыщается:
    А-кислородом,
    Б-углекислым газом,
    В-азотом инертными газами.
  7. Куда попадает воздух из носовой полости при вдохе?
    А-в трахею
    Б-в легкие
    В-в бронхи,
    Г-в гортань.
  8. Частота дыхания регулируется дыхательным центром, Возбуждение в нем усиливается,
    А-при увеличении в крови концентрации кислорода,
    Б-при уменьшении в крови концентрации кислорода,
    В-при увеличении в крови концентрации углекислого газа,
    Г-при уменьшении в крови концентрации углекислого газа
  9. Газообмен совершается в:
    А-легочных альвеолах,
    Б-носовой и ротовой полостях,
    В-гортани и трахее,
    Г-бронхах.
  10. Тканевым дыханием называют газообмен между:
    А-Наружным воздухом и воздухом альвеол,
    Б-кровью и клетками тела,
    В-капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол,
    Г-эритроцитами и плазмой крови в легочных капиллярах,
  11. Трахея имеет хрящевые полукольца, а не кольца чтобы:
    А-не спадаться при вдохе и не препятствовать прохождению пищи по пищеводу,
    Б-не спадаться при вдохе,
    В-защищать трахею спереди,
    Г-соединяться с гортанью и бронхами,
  12. Легкие с наружи покрыты:
    А-легочной плеврой,
    Б-сердечной сумкой,
    В-кожей
    Г-пристеночной плеврой,
  13. Жизненная емкость легких –это объём воздуха который:
    А-находится в легких,
    Б-мы вдыхаем после спокойного вдоха,
    В-остается в легких после глубокого вдоха,
    Г-можно выдохнуть после глубокого вдоха.
  14. У кого голосовые связки длиннее и толще:
    А- у детей,
    Б-у детей и женщин,
    В-у мужчин,
    Г-у женщин.
  15. Чихание происходит при раздражении стенок:
    А-трахеи,
    Б-бронхов,
    В-гортани,
    Г-носовой полости,
  16. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в:
    А-в промежуточном мозге,
    Б-в спинном мозге,
    В-в продолговатом мозге,
    Г-в среднем мозге,

Изучение новой темы «Это нам нужно как воздух»

Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух,пастбищем жизни,.Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. Экспериментальным путем было установлено, что для дыхания одного человека в течении одного часа в герметически закрытом помещении требуется не менее 2м воздуха. Еще в древности люди говорили о трех воротах смерти.Они имели в виду прекращение кровообращения, дыхания и угасания сознания. Но организм погибнет не сразу. Наукой установлено, что смерть это процесс, который не наступает мгновенно. Даже при скоропостижной смерти клетки и ткани организма не погибают одновременно. Одни умирают быстро другие медленнее. Раньше всех прекращает работу кора больших полушарий головного мозга. Предельный срок 5-6минут.Затем наступают необратимые изменения, и если даже удастся оживить человека, он не может быть работоспособным и полноценным. Этот процесс при остановке дыхания и кровообращения называют клинической смертью. В это время не работает сердце, дыхание отсутствует, но органы еще не умерли, После 5-6минут клинической смерти наступает биологическая смерть – полный распад клеток и тканей.

Очень важно оказать пострадавшему первую помощь при остановке дыхания.

Показ фильма «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» /по ходу сообщения учащихся/.

К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день, так как на здоровье влияют: образ жизни, условия труда и проживание, привычки и поведение/45-53%/.

Слайд №6 (приложение) «Вентиляция-замещение загрязненного воздуха более чистым»

Углекислота-мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Повышает артериальное давление, вызывает головную боль, дискомфорт, утомляемость.

При повышенном содержании Со, приводит к кислородной недостаточности-Гипоксии.

Метан, аммиак, альдегид, кетоны, поступают из легких в воздух, а также с поверхности кожи с испарением пота.

Аммиак вызывает отравление.

Помещение, в котором мы живем, работаем, отдыхаем надо тщательно и систематически проветривать.

Слайд №7 (приложение) «Курение и органы дыхания»

Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений.

Слайд №8 (приложение) «Схема состава табачного дыма»

Никотин вызывает отравление организма.

Табачный кашель, содержание дегтя в легких.

Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье,но и здоровье окружающих людей.

Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта.

Заключение.

Слайд №9 (приложение) «Общие выводы урока»

Дыхание должно быть правильным.

Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.

Курение вредно для органов дыхания.

К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез.

К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:

  • Борьба с пылью,
  • Влажная уборка,
  • Проветривание помещений.

При оказании первой помощи нужно:

  • Обеспечить подачу кислорода в легкие,
  • Знать приемы искусственного дыхания,
  • Сообщить 03.

Домашнее задание: параграф №28 /учебник Биология А.С. Батуев/

Литература :

  1. БатуевА.С. Биология:словарь-справочник к учебнику, 2002.
  2. Медицинский справочник «Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях» 1995 изд. «Герион, Санкт-петербург»

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Тема урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с возможными нарушениями дыхания; разъяснить приемы первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения.

Оборудование: мультимедийный проектор, куклы для оказания первой помощи, листы контроля.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Опрос.

1. Грипп 2. Бронхит 3. Бронхиальная астма 4. ОРЗ 5. Туберкулез 6. Рак легких

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Тема урока слайд 1

2. Цели урока слайд 2

Как вы думаете, что может привести к нарушению дыхания? Ответы учащихся

3. Причины нарушения дыхания слайд 3

4. ПМП

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха слайд 4,5

слайд 6,7,8,9

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких слайд 10

Нужно помнить! Слайд 11

  • Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании.
  • Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

III. Практическая работа (10 мин)

Работа в группах. слайд 12

Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Карточка №1.

У Пети перестал работать светильник, он решил его самостоятельно починить. При этом забыл отключить светильник из розетки. Он вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Петя потерял сознание. Пульс еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Карточка №2.

Маленькая Оля играла с конструктором. Вдруг внезапно девочка стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка №3.

Друг Олег ел вишни при этом, он рассказывал анекдот и хохотал. Внезапно он стал задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 4

Подростки пошли купаться на речку. Вдруг Вася исчез под водой. Его вытащили на берег, он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 5

Во время грозы в люду попала молния. Девочка упала без чувств.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

IV. Самоанализ работы в группах. (5 мин)

Выставление оценок.

Закрепление. (3 мин)

Рефлексия. что полезного сегодня на уроке получили?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание (1 мин): Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая помощь при поражении органов дыхания

Изучить приемы оказания первой помощи при поражении дыхания Выяснить причины нарушения проходимости дыхательных путей; Выяснить значение и приемы оказания первой доврачебной неотложной помощи; Познакомиться с техниками наружного массажа сердца и искусственного дыхания Цель урока: Задачи урока:

Причины нарушения дыхания Язык (в бессознательном состоянии) Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей Травма - нарушение анатомии, кровь и тд. Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание. Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки. Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положи основание ладони на точку компрессии. Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту. - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию. Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий). Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

первая помощь при поражении электрическим током Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами. Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию. Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца

Нужно помнить! Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

Работа в группах. Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал сайта http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html


Доврачебная помощь при ушибах грудной клетки заключается в следующем; необходимо создать полный покой, полусидячее положение пострадавшему, при резкой боли во время дыхания следует наложить круговую повязку бинтом на выдохе или полотенцем, простыней хорошо стянуть ребра (чтобы повязка не сползла вниз, перед ее наложением надо через плечо повесить кусок бита, концы которого потом завязать на втором плече) и вызвать врача.

Не исключено развитие пневмоторакса . При открытом пневмотораксе накладывается герметичная повязка;1 необходимо вызвать врача.

2.5. Оказание первой помощи при несчастных случаях на воде

Извлечение из воды. Основное правило при спасении то­нущего - действовать обдуманно, спокойно и осторожно.

Если услышан призыв тонущего о спасении, надо ему обязательно ответить, что его положение замечено, и помощь будет оказана. Это обод­ряет и придает силы тонущему.

Если возможно, то нужно подать тонущему или уставшему при плавании человеку шест или конец одежды, с помощью которых при­тянуть его к берегу, лодке, или же бросить ему подручный плавающий предмет, специальную спасательную принадлежность. Бросать спаса­тельный предмет следует так, чтобы не ударить спасаемого. Если этихпредметов нет или применение их не обеспечивает спасение тонущего, необходимо плыть к нему на помощь.

Оказывающий помощь должен сам не только хорошо плавать и ны­рять, но и знать приемы транспортировки пострадавшего, уметь освобо­ждаться от его захватов.

При массовых несчастных случаях нужно стараться помочь каждо­му тонущему в отдельности. Спасать вплавь одновременно нескольких человек невозможно.

Если нужно срочно прыгнуть в воду для оказания помощи, то сле­дует снять одежду и обувь. Нельзя нырять в воду вниз головой в мес­тах, где неизвестны состояние дна водоема и глубина. Место для прыж­ка в воду следует выбрать так, чтобы, используя силу течения, скорее приплыть к месту происшествия.

При низкой температуре воды или от переутомления у плывущего могут начаться судороги в икроножных, бедренных мышцах или мыш­цах пальцев. При судорогах в икроножных мышцах рекомендуется, плы­вя на спине, вытянуть ногу, которую свела судорога, и потянуть на се­бя ее пальцы. При судороге мышц бедра помогает сильное сгибание но­ги в колене, причем следует прижимать ступню руками к тыльной сто­роне бедра. При судороге мышц пальцев руки нужно сжать руку в ку­лак и, вытянув ее из воды, сильно встряхнуть.

Помощь уставшему при плавании человеку можно оказать следую­щим образом. Оказывающий помощь должен подставить свои плечи подкисти вытянутых рук уставшего человека и транспортировать его, плы­вя стилем «брасс». Хорошо, если уставший человек сможетгрести ногами в такт движениям оказывающего помощь. Нужно следить, чтобы руки уставшего не соскользнули с плеч оказывающего помощь.

Помощь тонущему необходимо оказывать сзади, защищаясь от его захватов. Отчаяние и смертельный страх часто придают тонущему ог­ромные силы, и захват может угрожать жизни оказывающего помощь.

Если тонущий все же схватил оказывающего помощь, то нужно сделать вдох и погрузиться под воду. Тогда тонущий, стараясь остать­ся у поверхности воды, отпустит спасающего его человека.

Для освобождения от захватов тонущего есть еще несколько прие­мов: если тонущий схватил оказывающего помощь за туловище или за шею спереди, нужно, одной рукой удерживая его за поясницу, ладонью другой руки упереться в подбородок тонущего, зажав пальцами ему нос, и сильно толкнуть в подбородок. В крайнем случае оказывающему помощь нужно упереться коленом в низ живота тонущего и с силой от­толкнуться от него (рис.2.8); если тонущий схватил оказывающего помощь за шею сзади, нужноодной рукой захватить кисть руки тонущего, а другой подтолкнуть ло­коть этой же руки, затем резко перебросить руку тонущего толчком че­рез свою голову и, не освобождая руки, повернуть его к себе спиной и буксировать к берегу (рис.2.12);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за кисти рук, нужно сжать их в кулаки и сделать сильный рывок наружу, одновременно, подтянув ноги к животу, упереться в грудь тонущего и оттолкнуться от него (рис.2.10);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за ноги, то для ос­вобождения нужно одной рукой прижать его голову к себе, а другой захватить его подбородок и повернуть от себя (рис.2.11). Если тонущий скрылся под водой, следует нырнуть за ним. Не най­дя его сразу, нужно сделать несколько параллельных ныряний.

Если подплыть к тонущему сзади не удается, лучше всего в несколь­ких метрах от него нырнуть и, подплыв сбоку, одной рукой оттолкнуть его колено, а другой захватить другую ногу, рывком повернуть его спи­ной к себе и буксировать к берегу (рис. 2.9).

Если пострадавший лежит на дне водоема лицом вверх, оказыва­ющий помощь должен нырнуть и подплыть к нему со стороны головы, а если он лежит лицом вниз - подплыть к нему со стороны ног. И в том, и в другом случае оказывающий помощь должен взять пострадавшего подмышки, приподнять, затем сильно оттолкнуться ногами от грунта, всплыть с тонущим на поверхность и буксировать к берегу.

Буксировать тонущего можно несколькими способами:

за голову (рис. 2.12). Для этого оказывающий помощь должен пере­вести тонущего в положение на спину, поддерживая его в таком поло­жении, обхватить его лицо ладонями (большими пальцами за щеки, а мизинцами под нижнюю челюсть, закрывая уши ладонями) и, держа над водой, транспортировать его к берегу. Плыть нужно на спине;

за руки (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижимая его к себе, плыть к берегу вольным стилем;

Рис.2.8. Освобождение от захвата спереди

Рис.2.9. Освобождение от захвата за ноги

Рис. 2.11.Освобождение от захвата сзади

Рис.2.10. Освобождение от захва­та за кисти рук

Рис. 2.13. Буксировка тонущего

а)«под руку» через грудь;

б) под спину

Рис. 2.12. Поворот тонущего

к себе спиной

Буксировка тонущего за голову

под руку (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен под­плыть к тонущему сзади, быстро подсунуть свою правую (левую) ру­ку под его правую (левую) руку, взять тонущего за другую руку выше локтя, прижать его к себе и плыть к берегу на боку.

Для буксировки человека, находящегося без сознания, оказываю­щий помощь должен плыть на боку и тянуть пострадавшего за волосы или воротник одежды. При всех способах буксировки тонущего необходимо, чтобы его нос и рот находились над поверхностью воды.

Спасение тонущего с помощью лодки. Отправляясь на лодке спасать утопающего без специальных спасательных принадлежностей, следует захватить с собой шест, палку и т. п., чтобы подать тонущему, если он не потерял сознание. Если в лодке находится только один человек, ему лучше не прыгать в воду, иначе неуправляемую лодку легко может отнести. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом. Брать тонущего в лодку следует всегда с кормы или носа, так как при втаскивании через борт лодка может опрокинуться. Если второй человек, оказывающий помощь, может удержать тонущего в воде с кормы, то его можно не брать в лодку.

У большинства тонущих вода попадает в легкие и быстро всасывается в кровь; кожа у них синеет, вены набухают, изо рта и носа выделяется пена, иногда окрашенная кровью. Через 3-5 мин после утопление в организме возникают необратимые изменения. Поэтому из желудка и легких надо быстро удалить воду, очистить рот от тины и пены. Для этого пострадавшего кладут на согнутое колено спасающего так, чтобы грудь свеши­валась, и слегка нажимают на спину между лопатками. После этого его кладут на спину и делают искусственное дыхание в сочетании с массажем сердца (если нет пульса).

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ( флипчарт, страница 60- документ Microsoft Office Word ).

Цели урока: сформировать понятие « жизненная емкость легких», познакомить с дыхательной гимнастикой Стрельниковой, с приемами оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

За дачи урока (флипчарт, страница 61) :

Образовательные: познакомить школьников с одним из основных показателей состояния внешнего дыхания – ЖЕЛ, спирометром – прибором для измерения ЖЕЛ, обратить внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первую доврачебную помощь при поражении органов дыхания;

Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы, применять полученные знания на практике; формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, удушение, заваливание землей;

Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой доврачебной помощи пострадавшему.

Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий.

Методы урока: словесные (частично-поисковая, беседа, объяснение), проблемный, самостоятельная работа с дополнительным материалом, наглядные, практические (постановка опыта).

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Оборудование: флипчарт, торс человека с внутренними органами, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер, видеоролик « Определение ЖЕЛ при помощи спирометра и GLX ", т аблицы «Искусственное дыхание и непрямом массаже сердца», «Органы дыхания», «Приемы искусственного дыхания», тетрадь с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой, раздаточный материал.

Ход урока .

Вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть , которые - задыхаются.

К.Бальмонт

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

Коллект

II . Актуализация знаний:

А). Устно:

    Какие изменения химического состава воздуха и физических свойств воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытых помещениях?

    Каковы основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях?

    Какими болезнями можно заразиться через воздух?

    Какие меры по предупреждению туберкулеза проводят в Казахстане?

    Как вы боретесь с пылью в быту?

    Что вам известно о гриппе?

Б). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой по вариантам:

1 вариант:

Выполните задания 1 на странице 8 и задание 3 на странице 10.

2 вариант:

Выполните задания 2 на странице 8 и задание 4 на странице 10.

Фронтал

Индивид

III .

Мотивация

Современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, не соблюдением элементарных правил при купании на пляжах в летний сезон, употреблении пищи.

По словам медиков, на месте происшествия пострадавшим оказывают доврачебную помощь в одном случае из ста.

Люди просто не знают, что надо делать. А практика показывает, что жизнь пострадавшего нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь

в первые минуты.

Известно ли Вам, что …

по мнению японских специалистов:

    если пострадавший находился в состоянии клинической смерти не более

3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%;

    при увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%;

    по прошествии 10 минут человека спасти не удаётся..

Как вы считаете: Каким образом можно уменьшить количество жертв и помочь пострадавшим? (оказанием первой доврачебной помощи).

Правильно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Мы с вами познакомились на прошлых уроках со строением и функциями органов дыхания, способами регуляции дыхательной системы.

Как Вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?

Запишите тему урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Проблемный вопрос:

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

ПП

Коллект

IV .

Изучение н/м:

А). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и её измерение флипчарт, страница 62) :

Какие показатели здоровья вы знаете? (анализ крови, пульс, артериальное давление, плоскостопие, осанка). Сегодня мы познакомимся еще с одним показателем здоровья – ЖЕЛ - жизненной емкостью легких.

ЖЕЛ – это объем воздуха, который может вдохнуть человек после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, состояния здоровья человека и других факторов.

Известно ли Вам, что …

    в среднем у женщин ЖЁЛ составляет 2,7л, а у мужчин – 3,5л;

    во время сна человек за 1 час поглощает от 15 до 20 л О 2 ;

    когда он бодрствует, но лежит, потребление О 2 увеличивается на 1/3;

    при ходьбе – вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой в шесть и более раз.

Интенсивность вентиляции зависит от физической нагрузки, т. к. работающая ткань быстрее поглощает кислород.

Работа в парах по заданиям:

Используя данные таблицы (приложение № 1), проанализируйте средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта и ответьте на вопросы:

    Почему отличаются средние показатели ЖЕЛ у спортсменов?

    Объясните, почему у спортсменов не возникает одышка при выполнении тяжелой физической работы?

(примерный ответ: в процессе физической тренировки ЖЕМ может увеличиваться на 1- 2 л, поэтому у спортсмена не возникает одышки даже при выполнении тяжелой работы. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания).

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью прибора – спирометра (флипчарт, страница 62).

(провести измерение)

Определение ЖЕЛ у школьников при помощи Xplorer GLX, датчика спирометра, лабораторного оборудования «Дыхательная система» .

(Описание дается в биологии с Xplorer GLX на стр. 151-157). Видеоролик.

При тяжелой физической работе, вентиляция легких достигается за счет большей глубины дыхания. Человеку, у которого ЖЕЛ небольшая, да еще и дыхательные мышцы слабы, приходится дышать часто и поверхностно. Это приводит к тому, что свежий воздух остается в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до легких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжать работу.

Проблемный вопрос:

Но не каждый человек занимается спортом, есть ли другие пути повышения ЖЕЛ?(например, дыхательной гимнастикой).

Б). Дыхательная гимнастика (флипчарт, страница 63).

Познакомимся с гимнастикой Стрельниковой (приложение № 2) показ двух упражнений, школьники повторяют за учителем.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

    помогает в лечении хронических заболеваний носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмонии и астмы;

    при выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма;

    гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц;

    активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

В). Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей.

При некоторых заболеваниях происходит нарушение дыхания.

Известно ли Вам, что

остановка дыхания на 4- 5 минут и более неизбежно приводит к смерти.

Поэтому каждый человек должен уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания вследствие заболевания органов дыхания или в результате несчастного случая.

Используя приложение № 2, в виде кластера выпишите причины нарушения проходимости дыхательных путей:

1.​ Язык (в бессознательном состоянии).

2.​ Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей.

3.​ Травма - нарушение анатомии, кровь, обломки зубов.

4.​ Отравление угарным газом.

5.​ Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье.

6.​ Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Работа в группах по заданию (флипчарт, страница 64) :

Используя приложение № 2, изучите материал, обсудите в группах, перепишите из таблицы о предложенном нарушении проходимости дыхательных путей и выступите перед классом:

1 группа:

Причины и первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути и удушье.

2 группа:

Причины и первая помощь при утоплении или заваливании землей.

3 группа:

Причины и первая помощь при электротравмах (флипчарт, страница 66) .

Г). Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (флипчарт, страница 65) :

(Объяснение учителя)

  1. Причина проведения искусственного дыхания - дыхание отсутствует или

нарушено в такой степени, что это угрожает жизни пострадавшего.

2. Искусственное дыхание - неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах, при некоторых отравлениях .

В случае клинической смерти, то есть при отсутствии самостоятельного дыхания и сердцебиения, искусственное дыхание проводят одновременно с массажем сердца. Длительность искусственного дыхания зависит от тяжести дыхательных расстройств, причем оно должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится полностью самостоятельное дыхание. При появлении первых признаков смерти, например, трупных пятен, искусственное дыхание следует прекратить.

Из всех известных способов искусственного дыхания, не требующих специальных приспособлений, наиболее эффективным и доступным в настоящее время признан способ «изо рта в рот» или «рот в нос».

3. Подготовка к искусственному дыханию:

    пострадавшего необходимо уложить на спину, расстегнуть затрудняющую дыхание и кровообращение одежду, под лопатки подкладывают валик из одежды;

    встать справа от пострадавшего, подвести правую руку под его шею, левую наложить на лоб и запрокинуть голову назад так, чтобы шея с подбородком оказались на одной линии (обычно при запрокидывании головы рот самопроизвольно открывается);

    если челюсти пострадавшего крепко сжаты - выдвинуть нижнюю челюсть большими пальцами обеих рук так, чтобы нижние резцы оказались впереди верхних, или разжать челюсти плоским предметом (черенком ложки и пр.);

    пальцем, обернутым платком, марлей или тонкой материей, освободить рот пострадавшего от слизи, рвотных масс, зубных протезов;

4. Выполнение искусственного дыхания.

для выполнения искусственного дыхания

    рот или нос пострадавшего можно прикрыть чистым платком или марлей;

    спасатель делает глубокий вдох (около 1 с);

    охватывает своими губами полуоткрытый рот пострадавшего;

    сжав пальцами его нос, делает энергичный выдох 9около 2 с), вдувая воздух в дыхательные пути и легкие пострадавшего. В минуту следует делать 12-15 вдуваний; объем вдуваемого за 1 раз воздуха 1 - 1,5 л, достаточного для стимуляции дыхательного центр легких проводят до появления ритмичного и достаточно глубокого дыхания или до прибытия медицинских работников, которые переводят пострадавшего на аппаратно-ручное или аппаратно-автоматическое дыхание.

5. Непрямой массаж сердца.

Непрямой массаж сердца производят при остановке сердечной деятельности , характеризующейся:

    бледностью или синюшностью кожных покровов;

    отсутствием пульса на сонных артериях;

    потерей сознания;

    прекращением или нарушением дыхания (судорожные вдохи).

Выполнение непрямого массажа сердца:

    спасатель кладет ладонь правой руки на нижнюю половину грудины, (отступив на два пальца выше от её нижнего края), при этом пальцы приподнимают;

    ладонь левой руки он кладет поверх правой поперек и надавливает, помогая наклоном своего корпуса;

    надавливание производят быстрыми толчками продолжительностью не более 0,5 с. За 1 мин необходимо сделать 72 надавливаний.

Если оказывают помощь два человека, то один из них делает непрямой массаж сердца, а другой - искусственное дыхание. Соотношение «дыхание – массаж» должно составлять 1: 5 и делать поочередно, чтобы не создавать при надавливании на грудную клетку дополнительного сопротивления вдуваемому воздуху. Во время вдувания воздуха попеременно: 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

В случае если помощь оказывает один человек, что чрезвычайно утомительно, то очередность манипуляций несколько изменяется - через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 надавливаний на грудную клетку. В любом случае необходимо, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени.

Таким образом,

надо помнить:

    Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии его.

    Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

ЧП

Р
НО

МК

ИП

ИП

НО

Р
ИП

ПП

МК

ИП

МК

НО

Коллект

Работа в парах

Индивид

Индивид

Работа в парах

Работа в группах

Коллект

V .

Закрепление

А). Устно (флипчарт, страница 67) :

1.​ Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад? (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2.​ Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания? (Нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3.​ Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания «рот в рот» или «рот в нос»?

4.​ Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5.​ Сколько спасателей нужно задействовать, делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6.​ На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

Так сможешь ты или нет оказать первую помощь при остановке дыхания?

Б). Практическая часть (флипчарт, страница 68) :

Ситуации по отработке навыков спасения пострадавших:

Работа в группах:

1 группа:

У Саши перестала работать настольная лампа, он решил её самостоятельно починить, но забыл отключить лампу из розетки. Мальчик вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Саша потерял сознание. Пульс у него еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

2 группа:

Петя вместе с друзьями пошел купаться на речку. Вдруг Петя исчез под водой. Ребята вытащили его на берег, но он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

3 группа:

Маша ела яблоко и смеясь рассказывала подруге смешную историю из школьной жизни. Внезапно она стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

ПП
ЧП

Фронтал

Работа в группах

VI .

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

Оценивание работы групп.

Я думаю, что главным итогом нашего урока являются не оценки, которые вы получили, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Индивид

VII.

Домашнее

задание

(флипчарт, страница 69) :

выучить конспект,

ответьте письменно на вопрос:

Почему необходимо проводить обучение всего населения приемам оказания

первой доврачебной помощи пострадавшим?

Индивид

VIII.

Рефлексия

(флипчарт, страницы 70 -72) :

    Сегодня на уроке я научился…

    Своей работой на уроке я …

    Урок заставил меня задуматься о …

    А особенно мне удалось …

    Я понял, что …

Закончить блок уроков о дыхательной системе я хочу словами Д.Дьюи:

Человек, по - настоящему

мыслящий, черпает из

своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Индивид

Литература и Интернет – источники (флипчарт, страница 73) : :

    Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

    Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

    Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

    Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

    «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

    www . yandex . ru -поиск –картинки

    www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

    www . kiwi . kz < http :// www . :// Спортсмен

    Показатели ЖЕЛ, мл

    Штангист

    4000

    Футболист

    4200

    Гимнаст

    4300

    Пловец

    4900

    Гребец

    5500

    Приложение № 2:

    Базовые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой:

    1. «Ладошки» (упражнение для разминки).

    Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

    При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

    Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

    «Погончики»

    Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

    Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    «Насос »

    Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

    Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    Приложение № 3:

    Нарушения дыхания

    Первая доврачебная помощь

    Попадание инородных тел в дыхательные пути:

      попадание предмета (например, гороха, камешка) в нос;

      попадание постороннего предмета в гортань

    Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.

    Попадание постороннего предмета в гортань сопровождается сильным кашлем.

    Если кашель не помогает, можно несколько раз хлопнуть по спине.

    Удушье

    при западании языка (чаще при обмороках)

    Открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы.

    Полезно дать понюхать нашатырный спирт – это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

    3.

    Заваливание землей

    После извлечения из завала необходимо восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

    4 .

    Утопление

    Осмотреть полость носа и рта.

    Удалить песок и инородные предметы.

    Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

    Сильно и ритмично давить на спину пострадавшего.

    После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

    Маленьких детей поднимают за ноги.

    5.

    Электротравма:

    а) током

    б) молнией

    Отключить источник тока.

    Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.