Разделы педиатрии. Профессия «педиатр» - забота о ребенке с первых дней его жизни! До какой степени педиатрическая практика базируется на правильной доказательной медицине

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.

План изложения материала:

1. Педиатрия, как наука. Цели и задачи.

2. История развития педиатрии. Вклад отечественных ученых.

3. Структура педиатрической службы. Профилактическая педиатрия.

4. Демографические показатели в РФ. Современные достижения педиатрии.

5. Медицинская этика и деонтология в педиатрии.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по этапам развития педиатрии, вкладу отечественных ученых в развитие науки, структуре педиатрической службы, особенностям сестринского процесса при уходе за здоровым и больным ребенком, современным достижениям педиатрической науки, особенностям этики и деонтологии в педиатрии.

Педиатрия, как наука. Этапы развития, цели и задачи. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (С.Ф. Хотовицкий, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов,М.С. Маслов, А.Ф. Тур и другие). Структура педиатрической службы в Российской Федерации. Проблемы профилактической педиатрии (планирование семьи, безопасное материнство, воспитание здорового образа жизни, вакцинопрофилактика, совершенствование диабетической службы). Медицинская этика и деонтология.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать :

1. Структуру педиатрической службы в Санкт-Петербурге.

2. Роль медицинской сестры в воспитании здорового ребенка, в профилактике различных заболеваний у детей разного возраста.

3. Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

4. Роль медицинской сестры в оказании помощи детям в условиях стационарного и амбулаторного лечения.

Знать :

1. Демографические показатели в Российской Федерации:

Рождаемость

Заболеваемость детей и подростков

Младенческая и детская смертность

2. Вклад отечественных ученых в развитие педиатрии. Современные достижения педиатрии.

3. Проблемы профилактической педиатрии.

4. Обязанности медицинской сестры на этапах сестринского процесса при уходе за здоровым и больным ребенком.

Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век).

Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.


В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите , вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии.

2. Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.

3. Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их пе-реживания.

4. Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуа-циях, своевременно снимать психоэмоциональное на-пряжение.

5. Одинаково ровно относится ко всем детям.

6. Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Контрольные вопросы :

1. Что такое «педиатрия»?

2. Когда началось развитие педиатрии в России?

3. Кто считается основателем педиатрической школы в России?

4. Какой вклад в развитие педиатрии внес Н.Ф.Филатов?

5. Как развивалась педиатрия в годы Советской власти?

6. Какие главные направления деятельности среднего медицинского персонала выделены на I съезде медицинских сестер?

7. Какие деонтологические проблемы возникли в России в последние годы?

8. Что включает государственная программа улучшения здоровья детей?

9. Что такое этика и медицинская этика?

10. Что такое мораль и профессиональная медицинская мораль?

11. Какие этические принципы включает «Кодекс медицинской сестры»?

12. Что такое деонтология и медицинская деонтология?

13. В чем состоит долг медицинского работника?

14. Какие правила регулируют поведение медицинской сестры и взаимоотношения с окружающими?

15. Каковы основные принципы взаимоотношения медицинской сестры с больным ребенком и его родителями?

Источники информации:

Учебник Святкиной К.А., стр. 4 - 15.

Учебник Ежовой Н.В., стр. 5 - 16.

Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр. 5 -35.

Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 3 -7.

- припухлости глаз и щек , а также в области половых органов, особенно у мальчиков, может наблюдаться водянка в области мошонки с одной или двух сторон.

- головка может быть повернута набок . Необходимы упражнения и массаж: положить на живот, голову в одну сторону, в другую.

- выворот стоп : нажимать пальцами у основания пальчиков; круговые движения всей стопы; вращение стопой ноги. С помощью массажа все можно исправить, необходимы упражнения и массаж игольчатыми шариками.

В первые минуты жизни врач оценивает ребенка по шкале Апгар. Норма 8-10 баллов.

В первые сутки обследуют более полно:

Проверяют рефлексы (их более 30)

Определяют нервно-рефлекторный статус (есть или нет возбудимость)

Полное ли разведение бедер

Симметричны ли ягодичные складочки

Наличие родничков на голове и их размеры. Родничков два: малый и большой.

Малый родничок на затылке. Хорошо, когда он открыт к моменту рождения. Размер: 1х1см. Закрывается к 2-3 месяцам.

Большой родничок на темечке. Размер: 2х2см (диагонали), может быть и больше. Иногда могут быть приоткрыты швы от большого родничка к малому. Размеры могут быть и меньше (тогда нельзя есть кальций).Как минимум до 6 месяцев родничок должен быть открыт (иногда остается открытым до 16-18 месяцев). Переживать поэтому поводу не стоит, гораздо опаснее, когда родничок быстро закрывается.

Меряем родничок пальцами: ищем углы ромба. Если в 1 месяц закрылся на 1-2мм – хорошо. На 1см – много, исключаем кальций из рациона.

У здорового ребенка в состоянии покоя родничок «дышит». При этом он остается на одном уровне с костями черепа (не выпуклый, не втянутый). Во время крика родничок напряжен. Когда ребенок успокаивается – родничок расслабляется.

При патологии родничок сильно пульсирует. Может быть выпуклым или втянутым. При этом необходима консультация невропатолога, необходимо УЗИ головного мозга через родничок, исключающее патологию и повышенное внутричерепное давление.

Мы должны знать, какие препараты вводились ребенку в родильном зале, в послеродовой палате. В настоящее время вводят витамин К . Он предотвращает возникновение гемангиом, внутреннего кровотечения различных органов. Если роды прошли хорошо -не нужен. Если были стремительные или же сильно затяжные роды – лучше ввести.

Педиатр и акушерка проводят осмотр каждый день. Мы должны контактировать с ними, задавать вопросы.

При выписке из родильного дома выдадут следующие документы:

Обменная карта (сделать ксерокс)

Справка для ЗАГСА для оформления свидетельства о рождении ребенка и для получения в детской поликлинике страхового полиса обязательного медицинского страхования

При выписке будут предложены исследования и прививки :

- ФКУ (фенилкетонурия и гипотиреоз). Попросить взять во время родов из пуповинной крови. А так берут из пятки ребенка. (Отражается на развитии головного мозга).

- БЦЖ (противотуберкулезная вакцина, живая). Делается по желанию в полные 3 суток на 4 сутки. Живую вакцину вводят только в России. Как отразиться на ребенке – сложно сказать. Делать обязательно, если кто-то в квартире болеет открытой формой туберкулеза (и то, подумать).

- против гепатита В . Делать, если на момент кто-то болеет. Проконсультироваться с врачом. Очень тяжелая вакцина, дает много осложнений. Делают в первые 12 часов.

  1. Пограничные состояния.

- физиологическая потеря массы тела (норма от 3 до 10%). Ребенок теряет вес по нескольким причинам:

~ в течение первых суток отходит первородный кал (100 грамм)

~ в первые сутки мама кормит только молозивом, молоко приходит только на 2-ые или на 3-5-ые. Кормить молозивом хоть каждые 5 минут, смотреть на реакцию ребенка.

~ ребенок вышел из воды, здесь сухо, поэтому надо соблюдать водный баланс, чтобы не получить дополнительных пограничных состояний (купаем в ванночке 2-4 раза в день, допаиваем водой при необходимости из ложечки). Воды давать столько, сколько выпьет. Не пьет, пробуем дать через час-два. А вообще вода содержится в молоке!

- транзиторная лихорадка – недостаток терморегуляции: дети быстро остывают и быстро перегреваются. Поэтому необходимо:

~ одевать ребенка правильно – первые 2-4 часа идет адаптация к новой среде: одеваем тепло (теплый трикотажный костюмчик, чепец, шерстяная шапка и под одеяло). Раздеть, как согреется (порозовеет, спинка теплая).

~ воздушные ванны и купание (5-15 минут)

~ допаивать

- эритема – пятнистые высыпания на коже с белыми головками

Причины: нехватка воды в организме; аллергическая реакция на продукты, которые ела мама в течение последних 2-3 недель до родов. Поэтому, ведем дневник питания за месяц до родов.

Что делать:

~ купаем

~ смазывать кремом или бальзамом «Инфарма» (берем в роддом)

~ Сан-Актив на солях мертвого моря (берем в роддом)

~ бифи - и лактобактерии ребенку (Пробиотик-комплекс: ¼ пакета на 1-2 столовые ложки воды)

~ хлористый кальций (у медперсонала) ребенку

~ обмыть ребенка димедролом (в крайнем случае)

- физиологическое шелушение кожи

Что делать:

~ после купания смазываем тело кремом, а в складки (между пальцами, за ушками, …) вазелиновое масло.

- желтуха новорожденных бывает:

физиологическая – возникает во II половине 2 суток и далее и держится в течение 1-2 недель и исчезает. Начинается желтизна со склер глаз.

Что делать?

~ чаще держать на свету

~ при недостатке молозива (молока) обязательно поить водой

~ находясь дома, чаще гулять

~ использовать УФО: расстояние от лампы до ребенка 1,5 метра. Начинать от15 секунд до 1-1,5минут. Обязательны защитные очки. 5-7 секунд перед, 5-7 секунд спина, 1-2 раза в день. Идет также профилактика рахита.

токсическая – возникает на 1 сутки, максимум в I половине 2 суток при конфликтных ситуациях по группам и резусам.

Что делать?

Немедленно обращаться к медперсоналу. Под УФО лампу в роддоме + отпаивать водой. Принести свою бутылку и соску. Могут дать воду с глюкозой (! по строгим показаниям). Капельница – в тяжелых случаях.

- гормональный половой криз – увеличение и уплотнение (набухание) грудных желез у девочек и у мальчиков; десквамативный вульвовагенит – обильные выделения (от бело-сероватых до кровянистых) из половых путей у девочек.Возникает половой криз от 4 до 10 суток после рождения из-за проникновения гормонов через молозиво, пуповинную кровь, которые достигают своей критической отметки по уровню на 6-7 сутки. Далее все спадает и исчезает самостоятельно.

Что делать?

~ при уплотнении грудных желез НЕ давить, НЕ трогать! Если уплотнения усиливаются – массаж груди с мазью Арника. Если возникает покраснение – компресс с мазью Вишневского.

~ при кровянистых выделениях из половых путей – слабый раствор марганцовки.

- образование кристаллов солей на головке полового члена у мальчиков. Цвет – розовый. Возникает при малом количестве молозива (молока) в первые дни. Опасности не представляет.

Что делать?

Во время смыть! Ватной палочкой в растворе марганцовки.

Раствор: 1-2 кристалла на ½ стакана воды.

  1. Половые органы.

Начиная со 2-ых суток, требуют определенного ухода.

Девочки . У девочек смазка сероватого цвета. Убирать ее нельзя! Подмывая девочку, надо убирать только верхний слой 1 раз в сутки. Если этого не делать, смазка меняет цвет на желтый, бежевый, коричневый. Далее затвердевает. Убирается в этом случае только с помощью ватных палочек с маслянистым бальзамом или маслом. Подмывание проводится таким образом…

Мальчики . У мальчиков наблюдается фимоз – ткани крайней плоти плотно прижаты к головке полового члена. Мягким движением 1 раз в день гнать ткани от головки вниз к мошонке. Аккуратно, чтобы не было надрывов. Смазку беловато-сероватую ватной палочкой, смоченной водой, лучше с легким раствором марганцовки, надо удалять, чтобы не вызвать покраснение тканей. Головка полового члена открывается к 5 годам. Надо научить промывать ее.

Задача родителей: учить детей гигиеническим правилам и прививать с раннего детства.

  1. На коже ребенка можем увидеть:

- акроцианоз – синюшность в области кистей и стоп – недостаток кровообращения в периферийных частях тела. Чаще, если масса тела ребенка до 3500г.

* в области носогубного треугольника – это может быть в первые часы и сутки, т.к. система кровообращения у ребенка внутриутробно функционирует с особенностями. После рождения все особенности ликвидируются.

- петехиальные кровоизлияния – мельчайшие сосудики на веках

- сосудистые пятна на затылке и лбу от родов (рассосутся)

- гемангиома – подкожное кровоизлияние. Могут быть множественные точечные гемангиомы – мельчайшие точечки красно-коричневого цвета на всем теле. Могут быть однократные точечные гемангиомы. В большинстве случаев рассасываются сами. Если увеличивается в размерах – к хирургу.

- родимое пятно как родинка. Но процесс пигментации у детей до 6-7 месяцев отсутствует. Не увеличивается, не уменьшается. При увеличении необходима консультация хирурга.

- миллии – желтовато-беловатые узелки размером 1-2мм, возвышающиеся над уровнем кожи, чаще на носу, щеках, подбородке, лбу. Сальные железы в период новорожденности не работают, а обильный секрет и закупоренные протоки встречаются у 40% новорожденных и не требуют лечения. Просто умываем, купаем ребенка. Все само проходит.

  1. Заболевания, связанные с кожей.

Потница – мелкие точечные высыпания от розового до красного цвета, возникают в месте, где перепарили ребенка.

Что делать?

Воздушные ванны, проветриваем кожу (комфортная температура та, к которой приучили)

Теплая струя воздуха из фена (искупали ребенка, ручку подняли – просушили 3 секунды)

УФО лампа. Расстояние до ребенка 1,5-2 метра, защитные очки. Время по схеме в инструкции, обычно с 10-15 секунд до 2-5 минут. Курс 10-140 дней.

Опрелость - потертость, шероховатость, сыпь на щеках, теле, чаще в области ягодиц, внутренней и наружной стороне бедер, на локтевой поверхности и сгибе.

Что делать?

~ исключить аллергенные продукты

~ ванны и умывания травяными растворами

Состав трав при аллергии : череда с ромашкой; череда, чистотел и ромашка. Способ приготовления:

По 1 чайной ложке на 250мл воды, довести до кипения троекратно, процедить в полную ванну (взрослую) воды.

~ использовать крема Инфарма, Календула, с витамином F

~ хлористый кальций ребенку

~ активированный уголь ребенку и себе через день. Для детей в капсулах «Ультра Арсоль» (Америка). Порошок из капсулы – в ложку, добавить 2-3 капли воды и сразу запить молоком.

~ супер хлорофилл – капсулы. Разрезать 4-5 капсул на стакан воды, вылить в ванну.

Ванна.

Моем ванну средством без хлора и фосфатов. Сегодня – это Amway . Смыть горячей водой из-под крана. Налить полную ванну воды.

Пока не зажила пуповина – в воду добавлять марганцовку. Кристаллы марганца разводятся на 0,5л воды, так чтобы вода была чуть розоватая. Состав вливается в полную ванну воды. Вместо марганцовки можно через раз использовать бактерицидные травы – ромашка, шалфей.

5-7 дней моем в марганцовке. Затем чередуем: 1 раз в марганцовке, 2-ой раз в траве. Так 2 недели. Затем перешли на травы. Когда пупок становится как у взрослых (3-4 неделя после рождения), можно купать в обычной воде.

Состав трав при возбуждении : морская соль мертвого моря, хвоя,морская соль мертвого моря и хвоя, корень валерианы. При возбуждении хорошо использовать ароматерапию: апельсиновое масло, масло лаванды, лимон и апельсин.

Для смягчения воды (обычно осень, весна) : ромашка (у некоторых бывает аллергия), лавровый лист (3-4 листа на 0,5л воды вскипятить и в ванну), редко крахмал.

Пеленочный дерматит – раздражение кожи на ягодицах, животе, верхней части бедра, где идет соприкосновение с подгузником.

Что делать:

~ хорошие подгузники (их можно и без крема под подгузник)

~ бальзамы плюс маслянистые

~ крема на солях мертвого моря с цинком

Кандидоз новорожденных – возникает, если у мамы в период беременности был кандидоз. Это творожистые серовато-беловатого цвета скопления в области складок – паховые, подмышечные, реже за ушами.

Что делать:

Однократно обработка марганцовкой складок при помощи ватной палочки. Для каждой складки своя палочка.

Следующие 4 дня подряд – обработка складок раствором фукорцина 3 раза в день

Следующие 4 дня подряд – обработка складок мазью «Нистатин» 3 раза в день

При необходимости лечение повторяют.

Как сделать раствор марганцовки? (Для обработки пуповины в том числе).

Кристаллы марганца на кончике чайной ложки помещают в стеклянную мензурку, разводят в 10мл воды (1ст.л.). Раствор процедить через 2 слоя марли или бинта. Попробовать на себе, проведя ватной палочкой с раствором по коже руки. Должна остаться коричневая полоска. Раствором такой концентрации обрабатывается пуповина, пупочная рана и складки при кандидозе.

Себорейный дерматит – корочка на голове и бровях беловато-желтоватого цвета, постепенно превращается в коричневый. Это может быть продолжением кандидоза, а может быть аллергия.

Что делать:

~ мыть голову ребенка с шампунем без слез с 1 - 1,5 недель 1 раз в неделю. После купания причесать щеточкой.

~ если корка уже появилась, то 1-2 раза в неделю пока не сойдет после общего купания на ночь намазать кожу головы вазелиновым маслом или растительным (прокипяченным) маслом, втереть в голову, надеть чепец. Утром вымыть голову с шампунем и вычесать при помощи расчески корочку на голове. При общем кандидозе использовать мазь «Нистатин».

Молочница во рту – сероватый налет на языке.

Причины:

~ нарушение микрофлоры ЖКТ из-за незрелости кишечника, т.е. не хватает бифи- и лактобактерий. Для этого: разводим Пробиотик водой. Зубной щеткой с резиновыми зубчиками чистим язык и бока раствором. (Каждый раз, перед тем как окунуть щетку в раствор – промываем ее). Повторять 4-6 раз в день. Либо окунуть соску в раствор.

~ молочница-кандидоз

Для этого: 1 ч.л. пищевой соды развести в 150мл воды и промывать рот 2-3 раза в день. (При этом ребенок все равно глотает). Либо раствором тетрабората натрия в глицерине 20% (или бура в глицерине) обработать язык и бока не более 1-2 раза в день.

  1. Стул.

Меконий – первородный кал стерильный, черно-зелено-коричневого цвета, тягучий, смолянистый, выделяется в течение 24 часов порциями или сразу в количестве 100 граммов.

Если в первые 12 часов меконий не отходит, нужна клизма. Проверять подгузник нужно каждые 3-4 часа, т.к. меконий отмывается плохо для его удаления нужно жидкое детское мыло и влажные салфетки.

Переходный кал – зеленый, жидкий, с 3 дня с желтыми вкраплениями.

Нормальный кал – на 4-5 день. Цвет желтый, слабокислый запах, могут быть желтые и белые комочки, что говорит о том, что кишечник ребенка незрелый, и даже мамино молоко с трудом переваривает.

В первые дни и месяцы стул после каждого кормления (от 10 до 16 раз). Но на грудном вскармливании может быть и три раза. Только к 1 году – 1-2 раза в сутки – норма для ребенка.

Если живот мягкий, скопления газов нет, ребенок спокоен – повода для беспокойства нет. Но если стула при этом нет более 1,5 суток – нужна клизма.

Как сделать клизму?

Спринцовка на 50мл воды (№1), температура воды не более 22°. Ребенок лежит на боку, после введения воды в кишку, выньте спринцовку и зажмите ягодички, а через 3-5 минут – высадите над тазиком.

Боли в животе, колики, скопление газов .

Что делать:

~ до 3-5 месяцев это может быть.

~ питание мамы имеет большое значение:

o продукты, дающие брожение ребенку – виноград, виноградный сок, яблочный сок, сырая и даже вареная в большом количестве белокочанная капуста, помидоры, черный хлеб, бобовые.

o продукты, которые крепят – рис, орехи, груши, черника, черная смородина, гранат, вишня (они должны быть нейтрализованы)

o продукты, которые слабят – чернослив, слива, морковь, свекла, жидкий геркулес

~ препараты, содержащие бифи- и лактобактерии до наступления родов за 1,5 – 2месяца и после в течение не менее 3 месяцев, постепенно снимая их. Про- и пребиотики пить через месяц через день.

~ носим ребенка правильно : животом на руке: рука проходит по животу, большой палец на плече, ножки поддерживаем. Можно повесить на бедре. Можно прижать спиной к себе: голова на груди, от мизинца снизу вверх в правом боку перебирать пальцы; поменяли руки – сверху вниз.

~ массаж живота с «0» до кормления и после через 15-20 минут, 1 раз – глубокий и 5-6 раз – обычный.

а) обычный: по часовой стрелке поглаживающим движением до, во время и после кормления.

б) глубокий: с проминанием, уходя вглубь тканей, начиная с правого нижнего угла по часовой стрелке. До кормления: 1 раз глубокий и 3-5 раз обычный.

~ гимнастика для живота с «0»

а) левой рукой взять правую ножку ребенка и, сгибая в колене, надавить каленом на живот, при этом левую ногу, потряхивая разгибать; затем наоборот (3-4 раза каждой ногой)

б) две ноги взять двумя руками и, сгибая в коленях, надавить ими на живот, затем выпрямить (3-4 раза)

в) взяться руками за щиколотки малыша, соединить стопы друг с другом, колени смотрят наружу. Произнося ритмично любое стихотворение, промните живот своими большими пальцами, совершая надавливание ими попеременно

г)взяться руками за щиколотки малыша, соединить стопы друг с другом, колени смотрят наружу. Одну ножку прижмите, а другой, выпрямляя ее потряхивающими движениями, постарайтесь достать до уха, носа, лба малыша. Затем другой ногой.

д) взяться руками за щиколотки малыша, соединить стопы друг с другом, колени смотрят наружу. Расслабляя ножки потряхивающим движением, проделайте упражнение «плуг»: на пеленальнике закидываем ноги за голову.

~ напиток «Артишок» или тмин в питание маме – профилактика газообразования у ребенка.

«Артишок» по 1 ст.л., разводя водой 1-3 раза в день. Тмин в перемолотом состоянии на кончике чайной ложки добавлять в еду 1 раз в день.

~ чаи и напитки ребенку:

а) Нутриция, HIPP , Плантекс – могут дать реакцию газообразования путем накопления – в них много добавок.

б) настой семян фенхеля, укропа – делается – ½ ч.л. семян на 175мл кипятка, под крышку – настоять 15-20минут

в) «Артишок» ребенку: 1-2 капли на 5мл воды (1ч.л.) – 5-6 раз в день

г) капли «симплекс» 15 капель перед едой в неразбавленном виде

д) гомеопатия (при сильных коликах!): «спас-купрель» ¼ растолочь в порошок либо всыпать в рот, либо растворить в воде.

~ активированный уголь в толченом виде: 1ч.л. + 2-3 капли воды – перед едой всыпать в рот

~ искупать в теплой воде 2 раза в день. Теплая вода расслабляет мышцы.

~ расслабить мышцы ануса кончиком спринцовки (смазать кремом) – вставить в попу и чуть-чуть пошевелить

~ газоотводная трубка (уже в последний момент, если ничего не помогает): спринцовку №1 с резиновым наконечником разрезать по шву – получится воронка. Кончик спринцовки обильно смазать кремом или маслом и вставить в попу. Колени прижать к животу и держать так 1-3 минуты. После процедуры воронку сразу же промыть.

Прожилки крови в кале иногда возникают из-за потуг малыша. Нельзя, чтобы у ребенка были запоры и газы.

Срыгивания . Имеют право быть у детей в первые месяцы. Возникают из-за образования в пищеводе воздушных пробок, а также из-за незрелости кишечника. Если ребенок срыгивает очень много, но при этом прибавляет в весе – нет поводов для беспокойства.

А если срыгивает фонтаном и худеет или не прибавляет – срочная консультация хирурга (Центр педиатрии, Филатовская).

Это может быть:

Пилороспазм – сужение (спазм) пилорического канала (выхода из желудка в кишечник). В этом случае с возрастом отверстие расширяется и нужны только наблюдения.

Либо пилоростеноз – анатомическое сужение. В этом случае – быстрое хирургическое вмешательство. Его можно заметить уже внутриутробно на сроке 34 недели (смотрят все ли доразвито).

  1. Прибавка в весе.

Прибавка в весе рассчитывается от минимального веса, т.е. того веса, который получился при физиологической потере.

По общей статистике прибавка в среднем составляет:

В первые 3 месяца 600-800граммов ежемесячно

С 4 по 6 месяц 700-800 граммов ежемесячно

6 месяца до 1 годапо 400 граммов ежемесячно

Возраст

Прибавка длины тела за 1 месяц

Прибавка длины тела за истекший период

Прибавка массы тела за 1 месяц

Прибавка массы тела за истекший период

месяц

см

см

грамм

грамм

1400

2200

2950

3650

4300

4900

5450

20,5

5950

6400

23,5

6800

7150

По статистике семейного центра Островской:

За 1-ый месяц ребенок может прибавить 1000 граммов на грудном вскармливании. И 1200-1600 граммов, если молоко жирное.

За 2-ой месяц – тоже самое

За 3-ий месяц, набрав большое количество веса – останавливается. Прибавляет 300-400 граммов.

Бывает по-другому, при нехватке молока в первые недели, при дисбактериозе ребенка:

За 1 месяц прибавляет 300-400 граммов от того веса, который потерял - за 2 месяц выходит на норму и даже перегоняет

Т.е. первый месяц при маленькой прибавке может быть не показатель.

  1. Как узнать хватает ли ребенку молока?

1) прибавка в весе – см. выше

2) ребенок во время еды сосет и все мышцы лица работают

3) после кормления малыш доволен и умиротворен, дети в первые месяцы обычно у груди засыпают

4) тест на мокрые пеленки:

Число мочеиспусканий – нижняя граница нормы:

Первые 3 суток: если было 2раза в сутки – уже неплохо

С 3 по 6 сутки: 4 раза в сутки – уже еды хватает

С 6 суток: не менее 6 раз в сутки

5) контрольное взвешивание (весы лучше брать напрокат)

При серьезных обстоятельствах – ребенок худой, не поправляется и не растет

В течение нескольких дней взвешивать до и после кормления, записывая данные

До 2 месяцев: 1/5 массы тела

От 2 до 4 месяцев: 1/6 веса

От 4 до 6 месяцев: 1/7 веса

От 6 до 9 месяцев: 1/8 веса

К году: 1/9 веса

7) при недостатке молока стимулировать выработку молока

8) докорм вводить, когда ребенок не выдерживает ситуацию малого количества молозива и прихода молока; при потере веса 8-10%; при вялости и апатичности.

9) Если требуется докорм – использовать ложку, пипетку или бутылку с соской, принимающей форму соска (не обычную, иначе можно перебить рефлекс сосания). Докорм не должен составлять более 20-30мл. При этом надо начинать кормить ребенка грудью, в середине – докорм, заканчивать кормление надо грудью.

Другой вариант: идем к соседней маме (знаем, что хорошо питается): прикладываем сначала к себе, потом к той маме, в конце опять к себе.

  1. Снижение гемоглобина

У детей на грудном вскармливании снижен также как и у мамы. Детям ничего не даем, а себе с 2-3 месячного возраста ребенка:

1) Boost Iron в дозировке 2 капсулы х 3 раза в день - 10-14 дней. Перерыв 2-3 недели.

2) Напиток «Черника» по 1ч.л. 2 раза в день

3) Напиток «Феррофорте» по 1ч.л. 1-2 раза в день.

  1. Обработка пуповины.

Пупочный отросток пережат пластиковой скобой. Кожная часть отростка в итоге втянется внутрь, сосудистая часть (там, где скоба) – истончится и отвалится вместе со скобой.

Обработка пупочного отростка :

Марганцовкой и 1% раствором хлорофиллипта через раз. Количество раз в день: 4-6 раз. Обрабатывается отросток под скобой (отодвинуть), пупочное кольцо и над скобой. В роддоме: сказать врачу – я обрабатываю – вы смотрите.

Как правило: тонкая пуповина отваливается на 2-3 сутки; средней толщины – на 3-5 сутки; толстая и мясистая пересыхает долго и отваливается на 8-10-15 сутки, если не отсекать.

Пуповина отвалилась, осталась пупочная рана.

Обработка пупочной раны :

В течение 3-4 недель. Утром и вечером обрабатывать марганцовкой; в течение дня (2-3 раза) – спиртовым раствором хлорофиллипта (или 1% раствором бриллиантовой зелени).

Если рана кровит : обработать перекисью водорода, насухо вытереть ватной палочкой, затем обработать антисептиком. Сначала внутри раны, затем вокруг кольца. Рана мокнущей быть не должна (проверяем сухой ватной палочкой).

  1. Конъюнктивит новорожденных – гнойное отделяемое из глаз.

Причины:

1) заражение во время прохода по родовому каналу

2) слизистая зародышевая пробка закрывает слезный канал – возникает непроходимость слезного или слезно-носового канала – дакриоцистит. Если ничего не делать, то вследствие непроходимости, может развиться воспаление слезного мешка. Слеза стоит в глазу, НО слез у новорожденных быть НЕ должно!

3) Попадание грязи в глаз через пыльные, грязные руки в более старшем возрасте.

Что делать:

1) промывание глаз: теплым раствором крепкого чая (ромашки, фурацилина) с помощью ватных дисков от внешнего угла глаза к носу (для каждого глаза свой ватный тампон).

2) Массаж снизу вверх по нижнему веку

3) Закапывание в глаза капель альбуцид, по назначению врача-окулиста другие капли, внимание на количество раз в день

4) Зондирование слезного канала – амбулаторно в условиях детских больниц

5) Выходя на улицу – иметь салфетки; приходя домой, мыть руки.

  1. Температура тела.

У детей раннего возраста может быть повышена температура тела до 37.0 – 37.5 ° при крике, после еды, при перегреве. Для измерения температуры тела ребенка используйте электронный термометр.

Снижать температуру надо при повышении ее свыше 38,5° при нервно-рефлектроной возбудимости ребенка (может дать судорожный эффект) или если ребенок плохо переносит температуру (вялый. Апатичный, плаксивый, заторможенный, не хочет есть, лежит пластом с отсутствующим взглядом).

Если ребенок чувствует себя бодряком, наблюдаем за ним, отпаиваем, снижаем температуру щадящими средствами.

На 1 году жизни дети болеть не должны!

Как снизить температуру?

Отпаивать – до 5-6 месяцев водой или слабым настоем потогонных трав (сухая малина – листья и стебли, липовый цвет) - 1/4 от взрослой дозировки; после 6 месяцев – более насыщенный настой в дозировке ½ от взрослой.

Обтирание прохладной водой всего тела, накладывание мокрых прохладных салфеток на лоб и все сгибы (локтевые, шея, паховые складки, под колени), раствор с уксусом (1ст.л. уксуса на 1л воды до 5-6 ложек).

Смочить х/б носки в столовом уксусе (7-9%) и надеть (действие через пяточную область)

Очистительная клизма (1ч.л. соли на 200мл воды или настой ромашки): от 0 до 3 месяцев – 30мл; от 3 до 6 месяцев – 50-60мл; от 6 до 9 месяцев – 70-80мл; с 9 до 1 года – 100мл. Далее используется спринцовка №2.

Жаропонижающие свечи – «Вибуркол», если не действует – «Эффералган», после очищения кишечника действуют быстрее и эффективнее. С осторожностью используйте свечи с парацетамолом.

Гомеопатические противовоспалительные шарики (оциллококцинум) и капли. Шарики растворяются в воде по 1-2 шарика на 4-5 капель воды, вливаются под язык каждые 2 часа. Капли капаются под язык.

Внимание: не применять детям раннего и более старшего возраста препараты с парацетамолом – Калпол, Панадол, Тейленол и т.д.

Когда возникает высокая температура ?

1) Если кто-то принес заразу в дом. Проводим профилактику простудных и вирусных заболеваний:

Взрослым для профилактики: эхинацея, ацерола, еловый сироп, иммун-гуард (нельзя во время лактации)

Закаливание

Аромотерапия: лимон, тимьян, 31 трава; эукасол до 1,5 года близко к ребенку распылять нельзя.

Чеснок у изголовья, плавание и ныряние, с 4-5 месяцев – бассейн и сауна

Грудное вскармливание

В любую погоду гулять на улице минимум 2 раза в день

2) Зубы начинают прорезываться самое раннее в 3,5-4 месяца, самое позднее в 1год и 2 месяца. Зависит от наследственности. Воспалительный процесс во рту дает повышение температуры, особенно если сразу прорезываются несколько зубов.

Перед тем, как набухнут десны, начинают течь слюни . Слюни появляются задолго до прорезывания зубов. Их активная работа начинается с 2-х недельного возраста – к зубам не имеют отношения. Во время набухания десен – слюней становится очень много, нескончаемый поток. Необходимы слюнявчики. Одновременно начинается расстройство кишечника – в начале может быть запор, но чаще сразу начинается понос . От боли во рту ребенок становится плаксивым, висит все время на руках, слезы катятся из глаз. А также жидкие сопли текут ручьем.

Как облегчить боль во рту ?

1) массажная щеточка на палец или щеточка с резиновыми зубчиками окунается в раствор ромашки, в растворы с эфирными маслами (чайное дерево – 1-2 капли в 1ч.л. воды; травное масло 31 трава – 1-2 капли в 1 стакан теплой воды), и делается массаж десен;

2) прорезыватель с водой кладется в холодильник на 10-20минут (прохлада облегчает боль, выпуклости делают массаж); вариантов прорезывателей много: с поперечным диском, цветочек, щеточка с резиновыми зубчиками (Pigeon ); жестко-мягкие прорезыватели – смотреть, чтобы не прогрыз;

3) гели с лидокаином и хлоргексидином – при ЧС.

В момент набухания десен и прорезывания зубов, помимо прочего, текут жидкие сопли - насморк . Т.к. малыш не умеет хорошо сморкаться, то слизь попадает в верхние дыхательные пути – может присоединиться кашель .

  1. Насморк.

Что делать?

Капли Аква Марис (для промывания и лечения) залить в нос и с помощью аспиратора отсосать

Капли для остановки насморка – грудное молоко, интерферон, свекольный сок: происходит подсушивание секрета, образуются корочки. Корочки вынимаются либо ватными фитильками с маслом Витаон (наматываем вату на спичку, снимаем, раскатываем в руке); либо детским пинцетом для козявок.

Маслом «Чайное дерево» натираются запястья, стопы, икроножные мышцы

Крем «Тимьян» разбавить 1:1 с детским кремом или масло «Тимьян» 4-5 капель в ½ ч.л. детского крема – лоб, переносица, крылья носа. Крем «Тимьян» неразбавленный на пятки и стопы

- «Эукасол» - травный спрей распыляется на занавески; на пеленки – развешиваются вдалеке от головы; детям до 1,5 лет не распылять на подушку или одежду. (Эукасол также отгоняет комаров)

Оциллококцинум

Свечи «Виферон» - 250 (I ) курс 10 дней

  1. Кашель.

1) прогревание ступней и рук (от кисти до локтя): ставим ребенка в раковину, включаем воду, погрелись, спускаем – делаем горячее (до 40-42°). Растираем полотенцем, на ноги надеваем шерстяные носки.

2) вибрационные массажи:

Для профилактики ежедневно простукивание спины легкими движениями пальцев;

Для лечения по необходимости сжатие грудной клетки на выдохе (1 – держим ребенка спиной к себе, руки на грудке – прижимаем на выдохе к себе; 2 – держим ребенка руками с боков на ребрах – сжимаем грудную клетку внутрь), ребенок может закашляться – перевернуть малыша лицом вниз, похлопать по спинке, дать откашляться

3) сиропы и напитки от кашля – слабые – аптечные (без сахара) или приготовить самим; травы – солодка, анис, фиалка, мать-и-мачеха, подорожник и т.д. Для ребенка ¼ или ½ от взрослой дозировки

4) растирание грудки и спинки разогревающими мазями и кремами: Тимьян, Можжевельник

5) компресс с творогом замотать на грудь и спину на 2-3 часа

6) гомеопатия

7) вызов врача и прослушивание легких каждый день

8) свечи «Виферон»

  1. Препараты.

А) бифидум-бактерин ребенку необходим при условии, что маме после родов была проведена антибиотикотерапия, илиребенку были применены антибактериальные или противовоспалительные препараты; лучше более сильный препарат «Пробиотик-Комплекс»

Б) пре- и пробиотики маме при тех же условиях (см. п. А) - «Пробиотик-Комплекс» или «Лактоацидофилус»

В) препараты, корректирующие флору кишечника (примадофилус, лактобактерин, бактериофаги) применяются только после анализа кала на микрофлору.

Сдавать анализы (предварительно уточнить по телефону, в каком виде принимают анализ) надо в крупных и надежных институтах г. Москвы (им. Габричевского или Гамалея) – там же получать консультацию по результатам анализов.

Г) при лактазной недостаточности – недостаток фермента лактазы, который переваривает молочный сахар – зеленый, жидкий, пенистый стул, могут быть высыпания на коже в виде крапивницы, которая начинается с лица. НЕ отказывайтесь от грудного вскармливания, надо давать ребенку фермент лактаза, пока малыш сам не начнет его вырабатывать. Сдавать анализ кала, молоко – на углеводы.

Д) витамин Д3 – аквадетрим – как и когда давать?

Витамин Д3 дают для профилактики и лечения рахита. (Д2 не переваривается – не давать!)

Симптомы : влажные ладони и ступни постоянно, а дети до 4-5 месяцев не потеют.

Профилактика рахита :

В период беременности – загорать, лампа УФО

Ребенку в холодное морозное время включительно сеансы УФО 10-14 дней с разницей в месяц (см. выше п.4-1), при возникновении вышеперечисленных симптомов – витамин Д3 капельно в рот по инструкции.

Не применять Д3 в солнечное время (с апреля по октябрь).

Летом обязательно загорать : в нашей полосе безопасное время для загара – до 12 дня и после 16-00; на юге – до 11-00 и после 17-00. Использовать крем от загара с фактором защиты 30-35-60 в зависимости от крема после каждого купания в море (океане).Сначала ребенка купаем, потом даем согреться, а не наоборот как у взрослых. С 2-3 месячного возраста можно ехать на юг, но резко климат менять нельзя! Если внутричерепное давление повышено – летать нельзя, если с этим все ОК – можно.

  1. Пупочная и паховая грыжи.

Почему может появиться пупочная грыжа?

- слабость мышц , которые окружают пупочное кольцо: если поставить палец около кольца (не доходя до него) – палец проваливается

- запоры способствуют развитию грыжи

- сильный и частый крик дает излишнее напряжение мышц, что способствует развитию грыжи

Что делать?

1) не допускать запоров – правильно кушать маме (Артишок, Стимусан)

2) не допускать криков ребенка

3) делать массаж , заворачивая пупок по часовой стрелке (пупок в центре ладони)

4) после массажа накладываем на пупок медную монету и закрепляем тканевым пластырем. Снимать во время купания

5) делать упражнения для улучшения работы ЖКТ

6) укреплять пресс : с 2 – 2,5 недельного возраста ребенка спиной прижимаем к своей груди, крепко держим выпрямленные ноги, а также под руку. Наклоняем малыша вперед; рукой, которая держала под руку ребенка, помогаем подняться и выпрямиться малышу, подхватывая и придерживая теперь под грудку. Малыш выпрямился, отдохнул и опять. Так 3-5 раз за один прием. Делаем 3 недели через 20-30 минут после кормления.

Паховая грыжа появляется у незрелых детей, рожденных намного раньше срока – в 33-35 недель. Лечится только хирургическим путем. Вывод – не рожать раньше времени.

  1. СВСМ – синдром внезапной смертности младенца.

Только что родившийся ребенок спит 16-18 часов в сутки. Тренированные дети – меньше.

В 6 месяцев время сна 14-15 часов, но может быть и меньше: от 10 до 14 часов.

В 1 год 10-12 часов.

Сразу после рождения ребенок делает первый самостоятельный вдох, легкие начинают работать. Полностью легкие формируются только к 12 месяцев. Если тренировать ребенка физически, делать массажи, зарядки, плавать, нырять, задерживать дыхание – легкие развиваются быстрее, система кровообращения становится совершеннее (к 6-8 месяцам).

Вернемся к новорожденным: дети до года делают регулярные задержки дыхания (апноэ). Малыши делают только вдох и замирают. Физиологическое апноэ бывает у всех детей. Задержка дыхания на 12-15 секунд не чаще 1 раза в час – это норма.

Кто в группе риска ?

Материнские факторы :

1) отягощенное течение беременности – токсикозы

2) курение и употребление алкоголя, наркотиков

3) многоплодная беременность

4) повторная беременность с интервалом меньше 14 месяцев

5) юный возраст матери – менее 17 лет

Детские факторы :

1) недоношенные дети (м < 2000 граммов)

2) дети, рожденные с помощью кесарева сечения

3) дети с врожденными патологиями

4) дети, находящиеся на искусственном вскармливании

5) дети с ослабленным иммунитетом вследствие перенесенных инфекционных заболеваний или проведенной вакцинации

Если вдруг возникли сомнения, дышит ли ребенок, постарайтесь:

Уловить дыхание грудной клетки, если не на животе – поднести палец к ноздрям

Поднести маленькое зеркальце к ноздрям

Посмотреть на цвет ребенка

Если нужно помощь, то необходимо: резко тормошить, будить, щекотать, раздевать, массировать ручки, пятки, мочки ушей и раковины.

1) подстегивайте иммунитет свой и ребенка, особенно в осеннее-зимне-весеннее время: Эхинацея, гомеопатия, увеличение витамина С, еловый сироп (препараты чередовать каждые 2 месяца).

2) выбирайте жесткий матрац ребенку, не используйте подушки, сложенные пеленки под голову, чтобы не уткнулся. Ребенок с рождения спит на животе.

3) детям с патологией дыхательных путей и сердца нельзя спать на животе

4) класть набок детей, часто срыгивающих

5) проветривать помещение; ребенка можно приучить спать хоть с открытой форточкой

6) при невключении отопления греть не 1 комнату, а уж тогда всю квартиру

7) не пеленать туго детей

  1. Прививки.

С 3 месяцев по календарю профилактических прививок в России наступает время делать прививки. Можно ли отложить? ДА! При условии, что вы долго и полноценно (не менее 1,5-2 лет) кормите своего малыша грудным молоком, осуществляя пассивную иммунизацию. При этом, чем дольше вы кормите, тем лучше.

На основании федерального закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней, который принят Гос. Думой 17 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 4 сентября 1998 года, вы – родители выбираете: когда, какими вакцинами вы будете прививать ребенка, или вы отказываетесь от вакцинации, написав заявление . Также вы должны знать, что 2 ноября 2000 года вышло постановление об отмене постановления №33 от 13 августа 1992 года «О запрещении приема в детские дошкольные учреждения и школы детей, не привитых против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори, столбняка».

Важно знать, что существует иммунитет природный и искусственный. Важно не повредить, не сбить природный иммунитет, а если на то или другое заболевание нет природного иммунитета, создать и поддерживать искусственный, т.е. делать прививки.

Перед тем, как начать делать прививки надо сделать необходимые исследования и анализы:

1) определить антительный статус ребенка (не ранее 1 года). Антительный статус определяется иммунно-ферментным методом. Проводится такое исследование в институте иммунологии (ул. Новогиреевская, д.3а; тел: 105-05-43). Для проведения такого исследования необходимо взять из детской поликлиники или от педиатра от страховой компании, который нас наблюдает направление на исследование по конкретной инфекции. (от проф. Островской и Червонской).

2) если ребенок в течение первого года болел простудным или вирусным заболеванием, страдал аллергиями или ЖК заболеваниями, то необходимо выяснить иммунный статус ребенка – почему он болел, какой у него иммунитет в общем. Делается в любом институте иммунологии.

3) решив сделать прививку, важно чтобы перед ней в течение месяца ребенок не болел, не менял места пребывания

4) общий анализ крови и мочи (получить результат), вызвать на дом врача и провести общий осмотр

5) после введения последней вакцины, а ввод обычно осуществляется троекратно с разницей в месяц, необходим анализ определения титров антител в любой поликлинике

6) вместо реакции Манту можно сдать анализ крови на антитела к туберкулезу (старше 2 лет). Это делается в институте туберкулеза по адресу: Яузская аллея, 2; тел: 268-48-10 Ткачева Лариса Вячеславовна.

Вакцина против полиомиелита капли в рот (Россия) или инъекция (Франция). Делается троекратно с разницей в 30 дней. Должно пройти не более 60 дней до следующей ревакцинации, иначе все теряется. Сроки надо соблюдать! Туры противополиомиелитные охватывают детей от 3 месяцев до 3 лет – главное не сделать передозировку. Должна быть индивидуальная пипетка. При каплях ребенок опасен до 7 дней, лучше импортная инъекция.

АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина. Коклюшный компонент – живой. Довольно часто дает осложнения: подъем температуры, гиперемия и отек в месте укола. Делается троекратно с разницей в 30 дней. Должно пройти не более 60 дней до следующей ревакцинации, иначе все теряется. Сроки надо соблюдать! Если после первого ввода вакцины поднялась высокая температура, депрессивное состояние – ревакцинацию надо делать без коклюшного компонента – АДС или АДС-М (слабее).

Отечественные вакцины лучше не соединять, через полгода. Импортные вакцины – лучше.

Еще совет: в первые годы жизни малыша, если вы узнаете, что кто-то болеет краснухой, корью, ветрянкой, свинкой – сразу туда. Лучше переболеть в дошкольном периоде.

Вакцины: краснушная, от кори, паротит, и т.д. можно отложить на 5-6 лет. Перед школой обязательно определяйте антительный статус, и вы точно будете знать, что ваш малыш от большинства инфекций защищен.

Червонская Галина – вирусолог, член Российского национального комитета по биоэтике (РНКБ) РАН и Международного общества прав человека (МОПЧ) – посетите ее семинары.

  • 5.Лактация. Фазы развития молочной железы. Регуляция лактогенеза и галактопоэза.
  • Основными периодами естественного вскармливания являются: подготовительный период, период взаимной адаптации, основной, прикормов и отлучения от груди.
  • 6.Режим и диета кормящей матери. Факторы становления и поддержки лактации: раннее
  • 7.Сроки первого прикладывания ребенка к груди матери, техника кормления ребенка
  • Техника кормления ребенка грудью
  • Противопоказания к грудному вскармливанию
  • 1. Со стороны матери:
  • 2. Со стороны ребенка:
  • 8.Смешанное и искусственное вскармливание: определения, показания к назначению.
  • 10.Способы расчета разового и суточного объема для детей первых 10 дней жизни.
  • 12. Понятие о диетических столах. Классификация лечебных столов по Певзнеру, показания
  • 13. Кожа и ее придатки. Особенности развития кожи и ее дериватов у детей: волосяного
  • 20.Обмен железа в организме на разных этапах онтогенеза.
  • 21.Афо системы костно-суставной системы у детей. Краткие сведения об образовании
  • 22.Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Семиотика наиболее
  • 23.Современный взгляд на проблему рахита. Распространенность, этиология, основные звенья патогенеза. Особенности клинических проявлений и течения рахита в
  • 25.Причины развития гипервитаминоза д. Основные звенья патогенеза острого и
  • 27. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Структура детской
  • 28.Схема диспансерного наблюдения за здоровыми детьми на педиатрическом участке.
  • 29.Принципы организации работы, санэпид. Режим отделения новорожденных.
  • 30.Неонатальный скрининг. Организация и правила проведения неонатального скрининга
  • 31.Эмбриональная (до 2-3 мес) и плацентарная фаза (с 3 мес) развития плода. Факторы, влияющие на развитие плода. Необходимость государственных мероприятий в области охраны материнства и
  • 33.Асфиксия новорожденных. Причины. Особенности течения в первые часы и дни жизни в
  • I. Социально-экономические:
  • II. Биологические:
  • III. Клинические:
  • 37.Синдром дыхательных расстройств у новорожденных (сдр 1 типа). Этиология, клиника,
  • 38.Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез, клинические формы,
  • 40.Сепсис новорожденных. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика,
  • 41.Афо системы дыхания у детей, связь с патологией. Механизм первого вдоха.
  • 42.Афо органов пищеварения у детей, связь с патологией. Эмбриогенез органов
  • 43.Основные синдромы поражения органов пищеварения у детей: болевой абдоминальный,
  • 44.Афо органов мочеобразования и мочеотделения у детей, связь с патологией.
  • 45.Функциональные и инструментальные методы исследования мочевыделительной
  • 46.Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей (мочевой,
  • 47.Возрастные особенности гемостаза у детей. Лабораторные и инструментальные
  • 1. Синдром мальабсорбции (целиакия, экссудативная энтеропатия, дисахаридазная недостаточность). Клиника, диагностика, лечение. Лекции, есть в содержании
  • 2. Дискинезия билиарной системы, этиология, классификация, клиническая картина и
  • 3. Хронический холецистит у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
  • 7. Синдром раздраженного кишечника у детей. Клиника, диагностика, лечение. Учебник, глава 16
  • 1.Бронхиты у детей раннего возраста. Этиология, патогенез, клиника простого бронхита,
  • 1.Хронический бронхит у детей и подростков. Этиология, клиника, методы диагностики. Этапное комплексное лечение. Лекции 2
  • 2.Муковисцидоз. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение. Лекции
  • 5.Рецидивирующий бронхит. Этиология, патогенез, клиника, критерии диагностики,
  • 6.Первичная и вторичная цилиарная дискинезия, клиника, диагностика, терапия. Синдром
  • 1.Пиелонефрит у детей. Этиология, классификация. Особенности клинической картины в
  • 4. Дизметаболическая нефропатия с оксалатной кристаллурией, клиника, диагностика,
  • 5. Тубулоинтерстициальный нефрит. Этиология, патогенез, классификация, клиника,
  • 6. Острый гломерулонефрит. Этиология, патогенез, классификация. Клиника и терапия
  • 8. Тубулопатии у детей: фосфат-диабет, синдром Де Тони-Дебре-Фанкони, почечный
  • 1. Неревматические кардитыу детей. Этиология, классификация. Клиника и диагностика
  • 2.Ревматизм у детей. Классификация, клиника, диагностические критерии, этапное лечение.
  • 4. Юиа. Этиология, дифференциальный диагноз.
  • 5. Системная красная волчанка. Клиника, диагностика, лечение.
  • 1. Сахарный диабет, особенности течения заболевания у детей. Клинико-лабораторная
  • 2. Гипер-и гипогликемические комы. Дифференциальная диагностика, неотложная помощь.
  • 3. Заболевания щитовидной железы у детей. Гипотиреоз. Гипертиреоз. Клиника, диагностика,
  • 1. Гемофилия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, терапия.
  • 2. Геморрагический васкулит. Классификация, клинические формы, диагностика, лечение.
  • 2.5. Особенности гэмопоэза во внутриутробном. Знать перекресты. 5 дней 5 лет.
  • 1. Гипертермический синдром у детей, неотложная помощь.
  • 1.Предмет педиатрии, цели и задачи. Основные этапы развития и становления

    отечественной педиатрии. Периоды детского возраста. Связь периодов детства и

    возрастной патологии. ЛЕКЦИИ (САМАЯ ПЕРВАЯ)

    АФО ребенка, методич приемы обследования и семиотику поражения органов изучает пропедевтика.

    Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Целью педиатрии является обеспечение всем детям благоприятных условий для достижения заложенного в них природного потенциала развития, а в случае возникновения заболевания – сохранение и возвращение состояния здоровья.

    Условно педиатрию можно подразделить:

    Профилактическая педиатрия – это система мероприятий для предупреждения заболеваний и инвалидизации.

    Клиническая педиатрия предполагает диагностику, лечение и этапную реабилитацию больного ребенка.

    Социальная педиатрия нацелена на предупреждение патологии роста и развития ребенка.

    Экологическая педиатрия – относительно новая развивающаяся наука, изучающая влияние на детский организм антропогенных экологических воздействий.

    Педиатрия как самостоятельная дисциплина в России взникла в 19веке. Первой больницей была Николаевская больница в СПБ в 1834 г, позднее стала имени Филатова. Вторая в 1842 в Москве, тоже имени Филатова позднее. В 1844 в СПБ Елизаветинская больница, позже имени Пастера.

    В 1869 была построега больница по спец программе имени принца Ольденбургского, ныне Раухфуса. К 20веку было 25 больниц. В 1876 больница имени Владимира.

    Основоположник педиатрии в России - Хотовицкий Степан Фомич. Первое руководство - 1847, Педиатрика. Первый курс детских болезней был в 1836 году по физиологии, патологии и детским инфекциям. "Единение теорет. и практ. обучения студентов у постели больного".

    Периоды детского возраста: 1 подготовительный - формир наследств, здоровья гамет и предконцепционный период (2-4мес), 2 внутриутробный - собственно зародышевый (8 дней) где проявлятся разные аномалии генов и хромосом, период имплантации (2дня) где могут проскочить пороки развития, аплазии и гипоплазии, эмбриональный ериод (5-6 недель) где возникают эмбриопатии или уродства, эмбриофетальный период (2 недели), пр-т формирование вн.органов, кроме цнс и эндокринки, форм плаценты, могут произойти нарущения плацентарного кровообращения и возникнуть аномалии вн.органов, фетальный период с 9 недели, ранный и поздний, в раннем может возникнуть задержка роста, в позднем преждевременные роды. Интранатальный период - от схваток до перевязки пуповины. Можно травмиовать НС, нарушить пуповинное кровообр, расстр.дыхания. 3 постнатальный - неонатальный ранний (до 7 суток) и неонатальный поздний до 28 дня. Грудной возраст до 12 месяцев. Преддошкольный 1-3 года, риск респираторных инфекций, отравлений, травматизации, тонзиллиты адоноидиты и др. Дошкольный - до 6 лет, первые нарушения осанки при нагрузках, травмы, аллергии, инфекции. Младший школьный - 7-11, соверш. моторика, форм прикус, половой деморфизм могут быть хронич инфекции, наруш зрения, физ развития. Старший школьный - 12-18 - половое созревание, ростовой скачок, н-я обмена веществ, эндокринки, созревания, вегетатики, ъронич соматич патологии.

    Классификация Аршавского И.А.

    Неонатальный этап развития – от рождения до окончания вскармливания молозивным молоком

    2. Период лактотрофного питания – до введения густого прикорма

    3. Период сочетания молочного питания и прикорма – до реализации позы стояния

    4. Преддошкольный возраст – освоение локомоторных актов, формирование ходьбы и бега

    5. Дошкольный возраст –до появления первых постоянных зубов

    6. Младший школьный – до первых признаков полового созревания

    7. Старший школьный – до завершения полового созревания

    2.Физическое развитие –определение. Основные законы роста детей. Изменение длины и массы в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной системы и др.). Особенности физического развития подростков, возникающие под влиянием перестройки эндокринной системы. Понятие об акселерации и ретардации развития детей. ЗДЕСЬ

    Под термином «физическое развитие» подразумевают динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

    К показателям физического развития относятся:

      Окружность головы

      Окружность ГК

      Половое созревание

    Морфо-функциональный статус - масса

    Оценка физического статуса ребенка включает в себя такие критерии, как рост и развитие. Понятие «рост» характеризует количественные показатели – увеличение массы, длины тела, объема органов. В свою очередь, под «развитием» понимают качественные показатели, то есть морфологические и функциональные изменения в организме, его органах и системах.

    Законы роста:

    уменьшение скорости роста со временем

    неравномерность изменения скорости роста

    Период первой «полноты» или первого «округления» происходит с 1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы над длиной тела;

    Период первого «вытягивания» наблюдается с 5-го по 7-й годы жизни. Рост длины тела преобладает над массой;

    Период второй «полноты» или второго «округления» наступает с 8-го по 10-й годы жизни;

    Период второго «вытягивания» отмечается с 11 до 15 лет;

    Период очень замедленного роста – с 15 до 20 лет.

    изменение пропорций тела с возрастом или краниокаудальный градиент

    Происходит уменьшение высоты головы, составляющей у плода 8 недель гестации 1/2 длины тела, в 20 недель – 1/3, у новорожденного и грудного ребенка 1/4, от 1 до 4 лет – 1/5, от 5 до 7 лет – 1/6, от 8 до 10 лет – 1/7, старше 10 лет – 1/8 длины тела. При относительном постоянстве длины туловища (40% длины тела) отмечается относительно превалирующий рост конечностей. В процессе роста смещается средняя точка тела, а также соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

    Половая специфичность роста

    мальчики выше, девочки раньше

    Динамика показателей массы и длины тела у детей первого года жизни

      в 4 месяца масса тела удваивается

      в 1 год масса тела утраивается

      Длина в первый год – 1мес – 3, 2 мес – 3, 3 мес – 2,5, 4 мес – 2,5. 5,6,7,8 – по 2 см, далее по 1,5. За год длина тела на 25 см

      в 1 год масса тела =10,5 кг

    длина тела =75 см

      За второй год жизни длина тела увеличивается на 1/2 от прибавки за первый год (на 12-13 см)

      За третий год – на 1/3 (на 7-8 см)

      За четвертый год – на 1/4 (на 5-6 см)

      В 4 года рост в среднем 100 см

      Старше 4 лет прибавка в росте – 6 см в год

      Окружность головы при рождении – 34-36см, к 1 году – 46 см, к 5 годам – 50 см, к 10 годам – 55см. При рождении окружность головы больше окружности грудной клетки, к 1 году – наоборот

      Масса в первый год – 1мес 600, 2 мес – 800, 3 мес – 800, 4 мес- 750, 5 мес – 700, за год – 7150г

    Рост и развитие ребенка регулируются генетическими и нейроэндокринными факторами.

    инсулин, эпидермальный фактор роста, тироксин, гены, плацентарный лактоген, гормоны плаценты, маточный кровоток, тиреоидные гормоны, СТГ, адрогены.

    В первые 5 проявляется наибольший ростовой эффект тиреоидных гормонов, способствующих остеогенезу и скелетному созреванию. После 2-х лет усиливается активность доли гипофиза, повышается выделение СТГ. В пубертатном периоде половые гормоны. Андрогены обладают анаболическим действием, ускоряют рост и усиливают развитие мышечной ткани. Эстрогены в физиологических дозах ускоряют рост в пубертатном периоде, а в больших количествах тормозят и прекращают линейный рост.

    Из факторов, угнетающих процессы роста, следует отметить соматостатины, которые подавляют выработку гипоталамического рилизинг-гормона. Глюкокортикоиды также подавляют процессы роста посредством угнетения синтеза белка, а так же проблемы во время беременности.

    Центильные таблицы

    МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

      Измерение длины тела

    Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой (рис. 2-7 на вклейке). Макушку ребёнка необходимо плотно прижать к неподвижной поперечной планке ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребёнка распрямляют лёгким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам (пальцы ребёнка расположены вертикально вверх).

      Измерение массы тела

    Массу тела грудного ребёнка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 г. Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.

      Измерение окружности головы и груди

    Окружность головы и груди измеряют с помощью мягкой сантиметровой ленты. Для определения окружности головы ленту накладывают сзади на наружный затылочный выступ, спереди проводят по надбровным дугам (рис. 2-8 на вклейке). Ленту слегка сдавливают, чтобы прижать волосы. Для измерения окружности груди ленту помещают сзади под нижние углы лопаток при отведённых в сторону руках, а спереди проводят над сосками. Разница не больше 2 см!

    Нормальное физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (?5-10%), а масса соответствует длине.

    Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%.

    К сожалению, даже самые маленькие представители нашего общества не защищены от болезней. Можно сказать даже то, что они уязвимее к ним, нежели взрослые, а, следовательно, кто-то должен разбираться во всех патологиях наших детей.

    Педиатрия - это отдельная область медицины, которая основывается на исследовании ребенка, анализирует клинические проявления, патогенез, причины и профилактика заболеваний детского периода. Это наука, представители которой наблюдают за развитием человека от самого рождения до подросткового периода.

    История

    Еще с древних времен мы видим на бумагах начало развития педиатрии. Основные сведения о больном, а также здоровом малыше появились в учениях Китая, Индии и Древнего Египта. Они содержали данные по уходу и вскармливанию детей, а также лечению определенных заболеваний. В дальнейшем, учение о ребенке получило свое развитие в трудах Абу Али ибн Си-ны и Галена. В «Каноне врачебной науки» имеется информация о медицине того времени. Авиценна написал о патологии и физиологии человека в детском возрасте. В 1650 году был опубликован труд Ф. Глиссона о профилактике, происхождения, а также лечения рахита. По этой причине из-за огромной смертностью и заболеваемости детского населения ученые начали стремительно изучать патологию в детском возрасте. Были изданы уже в то время различные научные работы.

    Направление деятельности педиатрии

    Основные задачи педиатрии являются - повышение здоровья у людей малого возраста и подростков, уменьшение смертности, а также болезней, контроль инфекционных заболеваний, повышение качества жизни детей, которые страдают хроническими заболеваниями. Область практических и научных интересов педиатрии обладают тесной взаимосвязью с биологическими (анатомия человека, возрастная физиология, генетика, гигиена, вирусология), а также с педагогическими исследованиями: детская и общая специальная психология, дефектология, логопедия.

    Периоды возрастного развития

    В каждом подобном периоде дети отличаются между собой по умственным способностям, включая физиологические или психологические. Выделяются определенные возрастные группы.

    Пренатальным временем считается тот момент, когда плод еще находится в утробе матери и там созревает. Это важный период в жизни практически каждого малыша, независимо от того, что у неспециалистов считается тот факт, что детство человека начинается с самого рождения. На протяжении нескольких месяцев развития в организме малыш очень чувствителен к посторонним факторам - вирусная или иная интоксикации, недостаток кислорода, физические травмы, облучение. Любой из таких факторов может вызвать патологическое развитие органов. В дальнейшем в течение 7 месяцев развиваются органы и рост для той стадии, которая позволит в утробе матери выжить ребенку. В такие дни беременная женщина должна качественно питаться, чтобы в организме физиологические процессы обеспечивали высокую потребность плода и нормализовали его состояние.

    Постнатальное развитие, специалисты разделяют:

    • Когда малышу всего один месяц отроду;
    • Грудной возраст (от 2-х месяцев до 1-го года);
    • Переходный период (начиная с 1-го года по достижению 2-х лет);
    • Младший возраст у детей - от двух до шести лет;
    • Старший возраст у детей - от шести до десяти лет. В случае мальчиков - от шести до двенадцати лет;
    • Подростковый возраст для мальчиков и девочек - от десяти до восемнадцати лет, для мальчиков от двенадцати до двадцати лет. Половые различия у девочек наступают двумя годами ранее. Основной особенностью такого возраста считается формирование характера, личности взрослого человека, быстрый рост всего тела и организма, а также половое созревание.

    При достижении зрелости множество людей с легкостью адаптируются к параметрам окружающей атмосферы, а уровень здоровья малыша по отношению к таким изменениям зависит чрезмерно сильно. Трудно оценить важность определенных факторов, однако специалисты выделяют различные признаки у тех людей, кто обитает в неблагоприятной окружающей среде. Кроме того, у детей младшего возраста, состояние здоровья имеет сезонную зависимость. Не стоит пренебрегать сложившейся в семье обстановкой: она может быть нестабильная, неблагополучная. По этой причине у детей возникают психические расстройства.

    Как протекают детские болезни

    В отличие от взрослых людей, применение способов при лечении детских болезней существенно отличаются. Ребенок - это не только человек младшего возраста. Он обладает уникальной особенностью физиологического, иммунологического, анатомического и эмоционального плана. У детей младшего возраста могут быть разнообразные заболевания, которые редко встречаются у взрослых пациентов, а симптомы, течение и результат заболеваний напрямую зависит от того, насколько развит детский организм.

    Организм малыша находится на непрерывном этапе развития и роста. И если эти процессы нарушаются, ребенок заболевает такими болезнями, которыми взрослые никогда не болеют. Например, только малыш и только в самые первые года своей жизни может заболеть рахитом. Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого человека, однако у детей разных возрастных категорий тоже существуют значимые особенности. Потребности в пище, реакция на среду обитания, способность защищаться от различных вирусных заболеваний, где с возрастом иммунитет значимо укрепляется. Чтобы лекарство, назначенное педиатром, действовало эффективно, он должен знать не только количество дозировки определенных препаратов в зависимости от возрастных ограничений, но и учитывать переносимость организма на определенные виды лекарств.

    Современная педиатрия

    Сегодня педиатрия с научной и практической точки зрения весьма отличается от той науки, которая была еще в XX веке. Сильная диарея в древние времена - это одна из причин смертности у детей. Сегодня же если дети лишены грудного вскармливания, они обеспечены безопасным молоком, а также качественными смесями, которые имеют сбалансированный состав. Благодаря большому наличию витаминов, наша медицина практически полностью избавилась от рахита и цинги. Однако такие заболевания малышей, как болезни дыхательных органов и острые инфекции до сегодняшнего времени занимают лидирующие места, но уже обычно не приводят к летальному исходу. Это удалось добиться в результате создания вакцин против полиомиелита, краснухи и некоторых особых болезней.

    Детские заболевания, встречающиеся в педиатрии

    Среди специфических для детского возраста заболеваний особенно выделяют такие патологии:

    Узнайте больше о детской ветрянке