Наставления матушки феодосии скопинской. «Благослови нас, Матушка…»

Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.

Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)

Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.

У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)

В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно... Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям...»

Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиан а заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.

Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.

Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.

Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.

В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)

Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.

Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)

Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придет время, к тебе весь мир придет...» Пророчество сбылось.

В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.

Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.

В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.

Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.

Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.

27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)

По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать...»

Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.

Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом...» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».

Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.

Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.

По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.

Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.

После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.

Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»

Есть, но очень мало, – ответил я.

Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.

Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?

Матушка задумалась, видимо, молилась.

Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.

Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»

Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.

Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!

Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.

Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.

8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.

Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»

Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».

Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татиан ы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.

На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…

По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.

На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…

Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.

Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.

Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.

Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».

Посвящается блаженной памяти схимонахини Феодосии, Скопинской старицы.
Несколько дней назад Валентину Басову, наша общая знакомая, попросила написать стих о Матушке, но Валентина сказала, что лучше пусть это сделает Алексей.
Когда мне сообщили, я ответил, что скорее всего будет песня, а не стих, потому как я стихи пишу редко. А если они и рождаются, то с музыкой.
Валентина ответила: - А вот пусть будет песня о Матушке.
Поговорив, я сел за свой рабочий стол, над ним иконы и две книги о Матушке стоят. Матушка улыбается с них, а я не знаю что писать. С чего начать?
Обращаюсь к матушке: - Матушка, я не был твоим чадом, не приезжал, потому как не знал о чем спрашивать, а любопытствовать не хотелось, но ты так устроила, что мне довелось было быть в храме два дня на твоих похоронах. Помолись, чтобы песня родилась, если она нужна.
Днем ранее, когда я открыл книгу Игоря Евсина о Матушке Феодосии, первое что мне кинулось в глаза, то как называли матушку - наше солнышко. Еще тогда промелькнула мысль, вот бы песню написать... Но то, что это будет вот-вот накануне и мысли не было. Может быть через год или два, а то и три...
Помолившись, родился только припев. Что писать в куплетах я не знал, но все же матушкиными молитвами появилась хоровая партия в самом начале, а потом и куплеты со словами, которые сама Матушка говорила своим чадам.
Признаюсь честно, я впервые почувствовал, как писалась песня не мной, а кем-то невидимым... Это просто чудо.
В субботу, 9 июля, съездили на могилку, попросил благословения у матушки.
Месяц назад, когда я читал книгу о Матушке, у меня на протяжении всего прочтения за 5 часов не переставали течь слезы.
Матушкины молитвами теперь родилась песня и пусть она будет всем чадам в утешение и в напоминание, что с нами Бог!
Еще одним чудом стало, что деньги на песню собрали за один день. Сбор организовала мой друг и поэтесса Валентина Басова. За один день была сделана аранжировка и сегодня записана песня.
Матушка Феодосия, моли Бога о нас грешных!

Благодрю за материальную поддержку, оказанную на запись песни:
Басову Валентину,
Басова Сергея,
Паршину Елену,
Гусеву Людмилу,
Корнееву Людмилу,
Нестерову Татьяну,
Позднякова Юрия,
Позднякову Зинаиду
и Сукачеву Марину.

Храни Вас Господь!

Слова, музыка, исполнение - Алексей Фадеев
Аранжировщик и звукорежиссер - Илья Конюхов
Официальный сайт -

Ровно 18 лет после чудовищной автомобильной аварии провела в летаргическом сне простая 18-летняя девушка.

Очнувшись спустя годы полностью парализованной и больной, она внезапно обрела великий мощный дар предвидения!

Те, кто хорошо знает старицу Феодосию, зовут ее русской Вангой. А все потому, что и сейчас 86-летняя схимонахиня матушка Феодосия, вот уже 68 лет прикованная к постели, помогает женщинам устроить самую завидную женскую судьбу, давая бесценно точные подсказки, кого из поклонников выбрать, чтобы всю жизнь прожить в любви, мире и радости, кому рожать детей, как пережить трудные времена в отношениях с мужьями. И не только это…

— Мы без нашей матушки Феодосии даже огород не садим! — добродушно улыбаются щербатыми ртами местные бабки, жительницы поселка Октябрьский, что на Рязанщине. — Она для нас все! Знает всю подноготную — ничего от нее не скроешь! Ее молитвами мы до сих пор живы!

О ней стараются не рассказывать вслух, к ней за километр не подпускают журналистов, но это все равно не помогает. Сохранить в тайне удивительное чудо — дар прозорливости, — посланное матушке Богом, невозможно. А потому к старенькой монахине, живущей в полном одиночестве и неподвижности в деревенской, потемневшей от времени избе, со всего света съезжаются паломники — из Иерусалима и с Афона, из Сибири и с Кавказа, из Украины и Грузии.

— Сила Божия в немощи совершается, — задумчиво говорит батюшка Константин, настоятель местного храма страстотерпцев Бориса и Глеба. — За ее величайшее терпение и смирение Господь послал ей удивительный дар! И она терпеливо отдает его людям…

Чудеса

…Каждый вечер возле ее неказистого дома собирается разномастная очередь. Сегодня — тоже. Бритоголовые парни в кожаных куртках коротают время в своих машинах, мрачно считая часы. Женщина с азиатским разрезом глаз, светло улыбаясь, опирается на руку мужа. Молодые девчушки стоят в сторонке, о чем-то яростно шушукаясь. Бабушки в платочках истово крестятся перед тем, как войти во двор…

— Когда слава о даре матушки Феодосии вышла за пределы нашего райцентра Скопина и к ней стали приезжать отовсюду, местные дамы-соседки насторожились, — вспоминает отец Константин. — И две женщины из соседнего с матушкой села, знавшие ее с младых ногтей, отправясь к Феодосии, громко обсуждали: «Да что эта Наташа знает?!» Прежде, в миру, матушку звали Натальей. Ну что ж, пришли. Отстояли очередь. Зашла та, что возмущалась, и с ходу получила от матушки звонкую отповедь: «Да ничего эта Наташа не знает. Иди себе с Богом!»

Впрочем, мало кто уходит от матушки несолоно хлебавши. Гораздо чаще люди выходят с просветленными лицами, получив четкие ответы на свои вопросы.

— Поначалу матушка говорила притчами, и не все понимали вложенный в них смысл, приходилось додумывать, — говорит батюшка. — Но в последние годы матушка Феодосия говорит предельно четко и ясно — разных толкований даже и быть не может! И ее молитвами живы люди. На клиросе в церкви есть певчая Анна, ей лет под 60. Два года назад поставили ей тяжелый диагноз — рак. Метастазы проросли уже в кости. И только матушкиными молитвами до сих пор Анна жива, ходит в церковь и по-прежнему поет в хоре. Говорит: «Я чувствую, когда матушка Феодосия за меня молится: с души словно камень падает, и так легко-легко становится». Да мне самому лет 13 было, когда матушка Феодосия сказала: «Священником будешь!» А я — простой советский школьник — тогда и предположить такого не мог! А моей супруге лет 5-6 было, когда она сказала: «Замуж, деточка, за священника выйдешь!» Через нее сам Господь открывает будущее людям…

Одну историю, свидетельствующую о великом даре прозорливости, знают все — подтверждения смотрят на нас строгими глазами со стен местного храма.

— В годы безбожия коммунисты разрушили местный деревянный храм, растащили часть на бревна, выломали окна и забили их иконами — образами наружу, — с горечью говорит батюшка Константин. — А в 70-х годах выбросили иконы в близлежащий ров. Ну откуда полуслепая матушка, лежавшая в неподвижности дома, могла узнать об этом самой первой? Она попросила на словах передать местной женщине: «Аленка! Во рву рядом с церковью иконы лежат в небрежении! А ты придумаешь, как их спасти!»

— Мне тогда было 40 лет, я дояркой работала, — рассказала «Жизни» постаревшая 86-летняя Аленка — ныне уже баба Лена. — Прибежала однажды ко мне младшая сестра матушки Феодосии Оля: «Матушка Феодосия наказала тебе передать, что Аленушка и вся ее семья будет сыта, им и хлеб не будет нужен — только спаси иконы!» Я подивилась — почему я? Но пошла к церкви в деревню Пупки, смотрю — во рву иконы лежат все-все! У меня аж мурашки по телу — церковь-то ведь наша была! А как же мне их спасти-то? Ведь у меня ни мужа нет — вдова я, ни лошади, трое детей выросли да разъехались, а иконы-то огромные, тяжелые… У нас в селе только два мужика тогда лошадей держали. Я пришла к одному из них — Семену Рыжову: «Запряги мне лошадь!» — «Зачем?» — «Мне в церковь!»

Тот долго не соглашался. В советские времена за иконы по головке не погладили бы. Я его уламываю, аж плачу: «Так я ж заплачу тебе! И бутылку еще поставлю!» Семен покочевряжился, а потом — так и быть — согласился. Запряг лошадь да и привез к церкви. Вдвоем мы сложили тяжелые иконы в телегу — их штук 11 или даже 15 было: Николай Угодник, Иоанн Богослов, Исаакий Далмацкий… Привезли ко мне домой и сложили их на терраску. А они потрескались. Я бегом к брату Сашке, он у меня художником был: «Сашка, отреставрировать бы иконы надо, сделай!» — «Ладно, ты не беспокойся, они еще заблестят!» И говорит: «Купи краску и яйца!» Все образа обмазал яйцами, а потом начал красить. Я ему покушать, а когда и водочки подносила — лишь бы работал соколик. Закончил Сашка и говорит: «Пусть теперь стоят и сохнут, не хватайте их руками». Под иконы я комнату выделила, тюль купила, занавесила их. Вхожу туда — и не нарадуюсь! Душа поет. Поначалу, как дети поразъехались, спать одна боялась. А тут — ничего не страшно! Стали ко мне старухи со всего села приходить, я священника отца Ивана позвала, он нас причащал. А потом стали восстанавливать церкви, тогда отец Иван и выпросил у меня для новой церкви иконы для иконостаса, в том числе и Николая Угодника, и Иоанна Богослова. А потом Семен Рыжов тоже выпросил у меня одну икону — Исаакия Далмацкого — мол, за работу. Да только распорядился ею не по-христиански — сделал ее дверью от сарая… Наказал его Господь. Нехорошо Семен жизнь кончил — повесился…

Летаргия

Судьба матушки Феодосии потрясает — мало кто из смертных смиренно перенесет такие тяготы и жизненные испытания, не пошатнувшись в вере, ни разу не проявив гнева на судьбу.

— Она никогда не стремилась стать монахиней, — признался отец Константин. — Схиархимандрит отец Авель постриг ее в монахини, так сказать, «по факту». Ее смирение, терпение и истинная вера в Бога дали ей это право. Она никогда не жила в монастыре — ей это не по силам. Но когда люди подходят к ее дому — все крестятся…

Глядя на живую ясноглазую девчушку, росшую в многодетной семье колхозников Никифора и Ефросиньи Косоротихиных из рязанской деревеньки Велемья, никто и не подумал бы, что по селу бегает будущая провидица и великая русская старица…

Деревенька давно пришла в упадок — молодежь разъехалась, дома осиротели и обветшали, здесь нет ни магазина, ни больницы — лишь древние старушки доживают свой век. Но на место, где когда-то стоял шумный дом Косоротихиных, уже началось настоящее паломничество. Люди установили здесь крестик, поставили иконку. А неподалеку Гена — внук той самой Аленки — в пустующей избе устроил часовенку, и туда не зарастает людская тропа…

— Когда матушку Феодосию звали просто Наташей, она работала в колхозе грузчицей, — рассказали об удивительной судьбе односельчане. — Ей было всего 18 лет, когда она попала в страшную аварию — бортовой грузовик перевернулся, и удар пришелся матушке Феодосии по позвоночнику. Но тогда вроде ничего, оклемалась. А вот после второй аварии — уже все. Матушка впала в летаргический сон на целых 18 лет. За ней ухаживали сестры Ольга и Анна, молились о пробуждении, но Наталья никак не просыпалась. А однажды открыла глаза и сказала «Мама!» А потом вдруг тихо запела библейские псалмы, которые никогда прежде не заучивала. К ней бросилась младшая сестра Ольга: «Наташа, да откуда ж ты их знаешь?» — «Ну как же, — ответила будущая матушка Феодосия. — Нас ведь «там» учили»… Но о том, что «там» происходило и как, отвечать наотрез отказывалась. Жизнь продолжалась своим чередом, пока в гости к сестрам не пришла знакомая. Они сидели в другой комнате, чтобы не тревожить Наталью, и уже собирались уходить, как лежащая женщина с грустью посмотрела на гостью: «Ой, какое горе вы пережили полгода назад». Та так и села. Полгода назад она потеряла близкого человека. А матушка Феодосия сказала, что в будущем у нее все наладится. Так и вышло.

И все 50 лет, что прошли с того дня, в любые лихолетья и любую погоду к матушке Феодосии нескончаемой рекой текут люди с бедами и болью, болезнями и просьбами о молитвенной помощи. Потому что матушка-провидица помогает им — всей душой, всеми силами. А ее молитва творит чудеса…

Матушка

Крохотная квадратная комнатка с высоким потолком, вся увешанная иконами, — земная обитель матушки Феодосии. Она лежит на боку, укрытая легким одеялом, в белоснежном платочке, отстраненно смотрит куда-то вдаль. Маленькая и сухонькая. Несколько лет назад она практически ослепла. Рядом с ней всегда племянница Ольга и помощница из местных. Они переворачивают ее, когда нужно, подносят попить, а если матушка не расслышит вопрос, ей его повторят.

Услышав вопрос «Чего ждать россиянам?», сухонькая невесомая старушка мгновенно преображается и четко говорит: «Российским людям ничего бояться не надо — ни землетрясений, ни войн — Россию Бог хранит! Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает — кто Богу молится, не грешит, причащается. Скоро для России наступит пора процветания — и еды хватит всем, и работа будет, и жизнь наладится. А если у кого по судьбе не складывается, любимого человека все не найдет — пусть запомни, что если захочет — встретит!» Поняли? Захочет — тогда и встретит.

Напоследок она благословляет пришедших к ней — при этом ее лицо озаряется светом. После таких коротких минут рядом с матушкой у тысяч людей менялись судьбы — прекращалась череда неудач, рождались дети, создавались семьи. Все человеческое счастье, недоданное ей самой, щедрыми лучами льется на приходящих к ней людей…

18 февраля, в день памяти Феодосия Черниговского, день ангела схимонахини Феодосии - старицы, к которой за советом и утешением едут люди со всей страны. Ездила к ней и я - это знакомство меня по-настоящему “перевернуло”.

СПРАВКА: Схимонахиня Феодосия (в миру – Наталья Косоротихина) живет в поселке Октябрьский Рязанской области. Сейчас ей 88 лет, из которых 68 лет матушка прикована к постели. В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов), однако по состоянию здоровья она никогда не жила в монастыре. К старенькой монахине, живущей неподвижно в сельском домике, съезжаются люди со всей России. В том числе, ее навещают насельники московского подворья монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Михаил Нестеров. Зима в монастыре, 1904.

На душе мерзко и пусто. Ни на минуту не покидает мучительное чувство тоски. Зашла в церковь. Сердце как камень. Безмолвные лики святых… А как же хочется, чтобы они утешили…

Вышла на улицу, села на лавочку и случайно услышала разговор двух девушек о некоей схимонахине Феодосии. Судя по всему, многие едут к ней как раз за утешением. А еще - за советом, как пережить трудные времена, справиться с жизненными обстоятельствами, кого из поклонников выбрать, чтобы прожить с ним жизнь в любви, мире и радости; какую профессию освоить… Я попросила рассказать об этой монахине подробнее - и вот что узнала.

В 18 летнем возрасте девушка по имени Наталья попала в жуткую автомобильную аварию, впала в летаргический сон, очнулась больной и парализованной, но - не проявила ни капли ропота или гнева на судьбу. Она просто приняла свой жизненный жребий - с мужеством и терпением. Ее веру в Бога не поколебали даже такие тяжелые испытания. Прикованная к постели, она непрестанно молилась - о родственниках, близких людях и всех знакомых. Жизнь шла своим чередом.

Наталья жила с сестрами. Однажды к ним в гости пришла какая-то знакомая. Они расположились в соседней комнате, чтобы не тревожить болящую. Гостья уже собирались уходить, когда Наталья вдруг окликнула ее: «Какое горе вы пережили полгода назад!» Женщина застыла от удивления: полгода назад она потеряла близкого человека, но никому никогда об этом не рассказывала. А Наталья продолжила: «Но у вас скоро все наладится!» Эти слова сбылись.

Так впервые проявилась прозорливость будущей монахини. За величайшее терпение и смирение Бог послал ей этот дар. А она бескорыстно отдает людям.

Наталья никогда не жила в монастыре – ей это не под силу, но знавшие ее духовники решили, что терпение и истинная вера в Бога дают ей право на постриг. В монахини ее постригли, так сказать, «по факту».

Рассказ о матушке заставил сердце запрыгать, не осталось сомнений – надо ехать!

Пять часов на автобусе по осеннему туману в Рязанскую область. Матушка принимает всегда ночью с девяти вечера до пяти утра. Ехала в ночь с воскресенья на понедельник, и при этом нужно было каким-то чудом успеть вернуться в Москву к понедельнику и не опоздать на работу к десяти. Но было какое-то внутреннее ощущение, что не стоит волноваться - все получится так, как должно.

Я оказалась перед маленьким сельским домиком, напротив входа в который выстроилась очередь. В начале десятого вечера на крыльцо вышла пожилая женщина, которая, как я поняла, ухаживала за матушкой. Затем мы вошли в небольшой коридор, в нем уже толпилось человек двадцать - каждому хотелось поскорее попасть к матушке. Она принимала в комнате, куда ее помощница приглашала посетителей. Ожидание томило…

К часу ночи внутреннее спокойствие сменилось нервозностью. Успею ли поговорить? Мне же так нужно! Еще и на работу надо успеть… Все это время я внутренне молилась: «Господи, помоги… Ну я на минуточку… Ну мне хоть словечко услышать, так тяжело на душе. Не разберусь сама!»

Тем временем люди выходили из комнаты матушки радостными, с улыбкой и спокойствием. Кто-то проводил у нее полчаса, кто-то – минут пять-десять. Время поджимало, скоро нужно было возвращаться в Москву, билета я до сих не купила и даже не знала, во сколько ближайший поезд.

Когда в очередной раз помощница вышла приглашать следующего, я собралась с силами и попросила, нельзя ли мне зайти без очереди… Она очень нахмурилась и отрезала: «Здесь все хотят попасть, жди!». По очереди прокатилась волна возмущения: «Какая деловая, я уже третий день попасть не могу, а она лезет!» Сердце пронзило отчаяние.

Все, что оставалось - мысленно обратиться к матушке.

Я представила, будто стен нет, будто я уже у нее в комнате. Накануне я читала житие святой блаженной Матроны Московской. И обстановка, и образ матушки Феодосии невольно ассоциировались у меня с этой святой. Я решила, что люди, которым Бог открывает будущее, вполне могут услышать мои мысли. Я начала ее просить: «Матушка, прими меня на минуточку, утешь словом, мне очень тяжело – помоги!» Обычно в такие моменты, как написано в православных книжках, случались чудеса, и просящий получал просимое. А я и верила, и нет. И думала: «Ну, со мной-то уж вряд ли такое произойдет!» Но просила все равно. Не прошло и пяти минут, как помощница вышла и позвала меня.

Ноги не слушались, я вся дрожала от волнения. Вошла в комнату. Все стены в комнате увешаны иконами – это первое, на что я обратила внимание. В углу стояла узкая кровать, на которой лежала маленькая, худенькая старушка в белом платочке и белой хлопковой рубашечке. Она могла двигать только правой рукой, которой и благословляла входящего.

Удивительно, как исцеляет уже то, что просто стоишь рядом с таким человеком… Все мои проблемы и горести сразу стали какими-то мелкими, неважными что ли… Я села на стул напротив кровати, попросила ее молитв о себе и своей семье и все-таки решилась - задала вопрос: «Матушка, хочется иметь семью – мужа и детей, повенчаться, но мужчины совсем не хотят обязательств. Мне очень одиноко, как же быть?» Она помолилась, плохо видящими глазами посмотрела в мою сторону и тихо сказала: «Все у тебя будет, и венчание тоже, но не сразу. Ты сходись с мужчинами - и все будет. А работаешь ты где?» Меня удивило, почему она вдруг спросила о месте работы. Я ответила, на что она сказала: «Работай там, где работаешь. Никуда оттуда не уходи!» Я будто потерялась во времени и пространстве. Сколько всего сразу захотелось спросить! Я, как человек, не имеющий ни капли терпения, как будто воспламенилась: ну а когда же и где я встречу «свою половинку»?! Но строгая помощница - хранитель спокойствия матушки и контролер очереди - подала мне знак, что пора выходить. Я попрощалась и вышла.

…Я испытывала радость. Отчего? Может, оттого, что молитва такого человека в реальности меняет жизнь…

На вокзал я успела строго ко времени. В кассе сказали: «Берите скорее билет, поезд ждет вас на перроне!» Через 4 часа я была дома, на работу не опоздала, и даже удалось немного поспать. Я точно знала - просто чувствовала! - что такая легкая дорога получилась по молитве матушки. «Раз в таком малом есть помощь, то будет и в большом» - подумалось тогда.

И тут бы мне написать: «По возвращении в Москву жизнь моментально перевернулась, на следующий день я нашла мужа и т.д.» Но нет. Мой «прекрасный принц» почему-то все медлил. Вопрос матушки о месте работы я восприняла как некую подсказку, что именно там встречу своего избранника, но оглядываясь по сторонам, не находила никого «подходящего» моим требованиям: старше меня, умный, серьезный, но с веселым нравом, любящий, заботливый… Вполне стандартные женские мечты, но кажущиеся несбыточными. Да и на работу каждый день я шла, как на каторгу, отношения с начальницей обострялись, а я по-прежнему ждала, что я когда-нибудь влюблюсь, уволюсь и уеду к морю. Словом, серые привычные дни текли своим чередом.

И все же, была одна принципиальная разница. Изменилось мое отношение. После встречи с матушкой все эти дни я переживала… с надеждой. А это, возможно, самое главное, что спасает человека. И пускай эти дни были по-прежнему серыми, теперь они точно не были бессмысленными. Я верила, что матушка не ошиблась. Она ведь неслучайно сказала: «Все будет, но не сразу ».

Все произошло через 4 месяца на праздник Сретения Господня. Неслучайно слово «сретение» на современные русский переводится как «встреча». В кафе, куда приходили обедать люди из всех соседних офисов, я познакомилась со своим будущим мужем. Примечательно то, что это был мой последний рабочий день в этой компании. И мой последний обед. И моя новая жизнь.

Под таким именем сегодня знают скопинскую схимонахиню Феодосию спешащие к нам отовсюду вездесущие паломники. Благодаря народной молве и своему уникальному дару более десяти лет скромная православная старица молитвенно окормляет страждущих и нуждающихся в разрешении жизненных вопросов соотечественников со всех концов РФ, независимо от их рангов и социального положения в обществе. Нельзя сказать, что известное выражение «несть пророка в своём отечестве» напрямую как-то соотносится с матушкой, но получается, что не смотря на уважение со стороны властей, почитание земляков, пиетет служителей церкви, до сих пор не было сделано ни одного правдивого фильма, не выпущено ни одной книги и даже туристического буклета с описанием всех правил приёма и подробностей посещения популярного дома в посёлке Октябрьский. Согласимся, что в наше время информационного достатка это является нонсенсом, поводом для порождения журналистских сенсаций и инсинуаций столичными масс-медиа на ровном месте.

Прежде нам хочется рассказать о ней самой, как это принято у близких людей, далёких от меркантильных и мистических интересов, помочь знать всё самое необходимое и быть готовым к специфике визита.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стало возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар – дар Божий окружающим людям.

Феномен откровений и пророчеств долгое время оставался в рамках церковного умалчивания, так как не был вынесен официальный вердикт митрополита и патриарха. Нет его и по сей день, несмотря на то, что создана отдельная комиссия при митрополите, которая готовит своё экспертное решение. Но вместе с тем, как это бывает в РПЦ, к новоявленной дароносящей монахине поспешили отовсюду батюшки и матушки. Зачастую, если встречи выпадали на церковные праздники, служба и прославление Бога стали происходить на пороге дома. Стихийно потянулись и простые прихожане. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, процедуру перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. А матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Сейчас это установившийся ритуал. Выглядит он так. Приезжающие занимают место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовят свои вопросы. Иногда согласовывают детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Иногда им помогает местный батюшка. Время посещения не превышает пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывает, что некоторые проблемы требуют более продолжительного течения. К самой кровати, на которой находится матушка, посетителя проводят без верхней одежды и без обуви и усаживают на скамейку. Так как матушка плохо слышит, то вопрос дублируется постельничьей. Ответ получает из уст матушки Феодосии. Говорит она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность. Аккуратно переведут в первую террасу и дадут святой воды. Когда визит завершается, посетитель выходит во вторую террасу, где уже находятся новые визитёры. Каждый приходящий, как правило, что-то приносит с собой в дар матушке и её помощникам. Это могут быть кондитерские изделия, лечебные травы, мёд, дары огородов и лесов, дрова, поделки.

Когда посетители занимают очередь и терпеливо ждут заветного знака войти в первую терраску, то нередко случается и обмен мнениями, воспоминаниями. Выясняется, что большая часть паломников уже посещают матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выясняется, что после встречи с матушкой и получения некоего импульса к выздоровлению, подопечным индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых гомеопатических средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии. Молва народа и устойчивое мнение подавляющего большинства посетителей определяет качественный результат, как некое сотворчество, сотрудничество, начало которому полагает импульс от матушки, но последующие шаги к оздоровлению и успеху, настойчиво и методично должен делать сам человек, находящийся в тех же жизненных условиях, что и раньше. Этот оптимизирующий фактор и является основным смыслом «получения» помощи свыше и использованием её в дальнейшей жизненной коррекции. Наверное, всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что рядом на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струится живой звук горнего собеседования. Общаются двое. Понятно: кто и с Кем. И, каждый из нас, где-то неподалёку. И, всяк, услышавший, что ему предназначено, да будет утешен вовеки.