Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий

Кооперация - интеграция субъектов в виде объединения и координации их действий, которые подчиняются общим интересам. В этом случае действия каждого участника способствуют или, как минимум, не препятствуют действиям других по решению задач. Для кооперации характерны такие сочетания способов взаимодействия, как содействие-содействие и содействие-бездействие. Кооперация является необходимым условием осуществления и эффективного выполнения любой совместной деятельности. Признаками кооперация являются: отсутствие выраженного противоречия интересов, взаимозависимость, взаимоответственность, взаимопомощь, высокая включенность и вклад людей в процесс взаимодействия. Конкуренция - дезинтеграция субъектов в виде противоположно направленных или несогласованных действий, которые подчиняются собственным интересам субъектов. Для конкуренции характерны такие сочетания способов взаимодействия, как противодействие-противодействие, противодействие-бездействие, противодействие-уклонение от взаимодействия.

В межличностном взаимодействии между двумя крайними вариантами (чистая кооперация и конкуренция) находятся ситуации со смешанной мотивацией. В этом случае перед индивидом ставится проблема выбора одной линии поведения из множества возможных, за которыми стоят различные, более или менее равноценные мотивы. Наиболее показательным примером такого рода ситуаций являются социальные дилеммы - сложные ситуации, в которых человек может выбрать или то, что в наибольшей степени соответствует его интересам или то, что отражает интересы группы, к которой он принадлежит.

Исследования влияния кооперации и конкуренции на эффективность группы показали неоднозначные результаты, свидетельствующие о наличии как положительной, так и отрицательной детерминации. В частности, такое влияние пытались обнаружить в сочетании внутри- и межгрупповых отношений. Так, было установлено, что конструктивная межгрупповая конкуренция может эффективно усилить внутригрупповое сотрудничество как в условиях лабораторного эксперимента, так и в реальной жизни. Причем такое влияние интрагрупповой конкуренции на взаимодействие членов групп связывается с повышением действенности мотивационных факторов. Усиление групповой производительности под влиянием межгрупповой конкуренции происходит только в тех ситуациях, где от результатов деятельности соревнующихся групп зависит вознаграждение за работу, тогда как простое информирование команд о результатах работы соперника не производит этого эффекта. Существует и обратное влияние: внутригрупповой конфликт усиливает внешнегрупповую кооперацию и снижает производительность группы.

Внутригрупповая конкуренция также рассматривается как детерминанта повышения эффективности решения группой задач разного типа. Это влияние происходит в результате структурных и мотивационных изменений в группе. Структурные изменения выражаются, прежде всего, в ситуации, когда условия работы группы побуждают ее членов увеличивать индивидуальные усилия по выполнению заданий (например, при рейтинговой системе распределения вознаграждения). Постепенное повышение темпа или качества работы каждого из участников, в конечном итоге, предопределяет увеличение общегрупповой результативности. К мотивационным изменениям относят повышение значимости корпоративных ценностей и норм, снижение мотивационных потерь, в том числе, нивелирование социальной лености или «эффекта безбилетного проезда».

Любопытно, что влияние указанных форм внутригруппового взаимодействия индивидов на продуктивность работы группы проявляется дифференцированно: конкуренция усиливает скорость, а кооперация - точность решения поставленных задач. Кооперация, вне зависимости от типа задач и внешнегрупповой конкуренции, оказывает положительное влияние на показатели, связанные с социально-психологической эффективностью группы: межличностную аттракцию, социальную поддержку, удовлетворенность членов группы. В то же время, связь между кооперацией или конкуренцией в группе, с одной стороны, и успешностью групповой деятельности, с другой, имеет неоднозначный характер и опосредована рядом переменных: количеством членов в группе и их пространственной близостью, особенностями решаемых группой задач, сплоченностью и деловым общением в группе и др.

Кроме того, эффективность стратегии отношений членов группы зависит от их личностных особенностей: группы с преобладанием экстравертов и конформистов лучше работают в условиях интергрупповой кооперации, а с превалированием интровертов и индивидуалистов - в условиях конкуренции. Гендерная принадлежность членов группы также играет роль в выборе стратегии поведения: женщины в большей степени склонны к кооперативному, а мужчины - к конкурентному взаимодействию.

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Тема 6.

Интерактивная сторона общения: общение как взаимодействие

Цель – формирование представлений об интерактивной стороне общения.

1. Характеристика интерактивной стороны.

2. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция.

3. Конфликты как следствие проявления конкуренции во взаимодействии.

4. Формы организации взаимодействия в совместной деятельности.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социлаьная психология. М., 2005.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002. – 213 с.

3. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1983.

Характеристика интерактивной стороны

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основесоциальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми.

В психологии под ролью понимается модель поведения, следование которой предписывается каждому, кто занимает ту или иную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам). Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли послушного сына и т.п. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына, и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается. Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция

Взаимодействие людей в процессе деятельности может быть разным: от взаимопомощи и работы на единый результат, до конфронтации, открытой борьбы за определенные ресурсы, сферы влияния. При всем многообразии форм взаимодействия людей можно описать два принципиально противоположных типа:

· кооперация и

· конкуренция.

Кооперация – вид взаимодействия, основанный на координации единичных сил участников совместной деятельности, сопровождающийся упорядоченностью действий, осознанием включенности в общее дело, единения.

Противоположные характеристики отличают конкуренцию , характеризующуюся соперничеством людей в достижении целей и средств, стремлением реализовать собственные интересы в ущерб другой стороне. Нередко следствием конкурентых отношений становится конфликт.

Конкуренция как процесс взаимодействия .

Из четырех типов взаимодействия – конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции – конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как мы видели, ведет к взаимодействию. А конкуренция, строго говоря, есть взаимодействие без социального контакта. Если это кажется, учитывая сказанное, чем-то парадоксальным, то потому, что в человеческом обществе конкуренция всегда осложняется другими процессами, а именно конфликтом, ассимиляцией и аккомодацией.

Только в растительном сообществе мы можем наблюдать процесс конкуренции изолированным, не осложненным другими социальными процессами.

Члены растительного сообщества сосуществуют в отношениях общей взаимозависимости, которую мы называем социальной, потому, наверное, что хотя она и является тесной и жизненно необходимой, но не является биологической. Это отношение не биологическое, потому, что оно только внешнее, и, растения, входящие в него, не принадлежат даже к одному виду. Они не скрещиваются. Члены растительного сообщества приспосабливаются друг к другу, как и все живые существа приспосабливаются к окружающей их среде, но между ними не возникает конфликта, поскольку они не обладают сознанием.

Конкуренция принимает форму конфликта или соперничества, только тогда когда она становится осознанной, когда конкурирующие стороны идентифицируют друг друга как соперника или врага.

Это позволяет предположить, что может означать утверждение о конкуренции, как о взаимодействии без социального контакта. Можно сказать, что собственно социальный контакт существует, только тогда когда встречаются два разума, только когда значения одного разума передаются другому разуму так, что они оказывают взаимное влияние друг на друга .

С другой стороны, социальные контакты не ограничиваются прикосновением, ощущением, речью; они, вероятно, более сокровенны и более распространены, чем мы себе представляем. Несколько лет назад японцы – желтые – нанесли поражение русским – белым. В течение нескольких следующих месяцев известие об этом выдающемся событии проникло, как впоследствии выяснилось, в самые отдаленные уголки земли. Эта сенсация потрясла всю Азию и стала известна в самых глухих закоулках Центральной Африки Везде она побудила неведомые до селе фантазии. Вот это и означает социальный контакт.

А) Конкуренция и соревновательная кооперация.

Социальный контакт, который неизбежно ведет к конфликту, аккомодации или ассимиляции, непременно создает также и симпатии, предрассудки, личные и моральные отношения, которые видоизменяют, усложняют и контролируют конкуренцию. С другой стороны, в пределах, образованных культурным процессом и устанавливаемых обычаем, законом и традицией, конкуренция

Неизменно стремится создать безличный социальный порядок, в котором каждый индивид, будучи свободен в преследовании своей собственной выгоды, и, в некотором смысле, вынужден к этому, делает всякого другого индивида средством для достижения своей цели. Однако, таким образом он неизбежно способствует всеобщему благополучию посредством взаимного обмена услугами. Природа торговой сделки как раз и заключается в том, что изолируется стремлением к прибыли, и оно закладывается в основу организации дела; деловые отношения неизбежно приобретают безличный характер, приписываемый им повсеместно.

«Конкуренция, — говорит Ф.Уокер, — противопоставляется чувству. Как только какой-либо деятель экономике делает или воздерживается от чего-либо под влиянием какого0-либо чувства, отличного от желания дать как можно меньше, а получить взамен как можно больше, будь то чувство патриотизма или благодарности, или милосердия, или тщеславия, заставляющее его поступать иначе, нежели под воздействием личного интереса, — в этом случае он отступает от правила конкуренции. В этом случае он замещается другим правилом ».

В этом и заключается смысл известных выражений, что «не должно смешивать чувство с делом», что «дело есть дело», «корпорации бессердечны» и т.п.

Именно потому, что корпорации «бессердечны» , так сказать безличны, они и представляют собой наиболее передовую, эффективную и ответственную форму организации предпринимательства.

Но и в силу этой же причины они должны регулироваться в тех интересах сообщества, которые не могут быть немедленно переведены в понятия прибыли и убытка для индивида.

Растительное сообщество – наилучшая иллюстрация того типа социальной организации, которая образована соревновательной кооперацией (конкурентным сотрудничеством), потому что в растительном сообществе конкуренция не ограничена.

Б) Конкуренция и свобода.

Экономическая организация общества в той мере, в какой она является результатом свободной конкуренции, есть экологическая организация. Помимо экологии растений и животных, существует еще человеческая экология.

Если предположить, что экономический порядок является изначально экологическим, т.е. создан борьбой за существование, организацией наподобие растительного сообщества, где отношения между индивидами, если это можно себе представить, полностью внешние, то вполне обоснованно может встать вопрос, почему вообще конкуренция и созданная ею организация, должна рассматриваться как социальная. По сути дела, социологи вообще приравнивали социальный и моральный порядок; Дьюи в работе «Демократия и образование» приводит утверждения, полагающие, что чисто экономический порядок, в котором человек становится скорее средством, нежели целью для другого человека, является не- социальным, если не анти- социальным.

Тем не менее, факт заключается в следующем: это внешний характер человеческих отношений является фундаментальным аспектом общества и социальной жизни. Это просто еще одно проявление того, что мы называем дистрибутивным аспектом общества. Общество складывается из индивидов пространственно разделенных, распределенных территориально и способных независимому передвижению. Эта способность к независимому передвижению – основа и символ любой другой формы независимости. Свобода – это, в сущности, свобода передвижения, а индивидуальность немыслима без способности и возможности приобретать индивидуальный опыт в результате независимого действия.

С другой стороны, не менее верно и то, что общество можно считать существующим постольку, поскольку эта независимая активность индивида контролируется в интересах группы в целом. Вот почему проблема контроля, если употреблять это понятие в его очевидном смысле, неизбежно становится центральной проблемой социологии.

В) Конкуренция и контроль.

Конфликт, аккомодация и ассимиляция, отличаемые от конкуренции, самым тесным образом связаны с контролем. Конкуренция представляет собой процесс, посредством которого создается дистрибутивная и экологическая организация общества. Конкуренция обусловливает территориальное и профессиональное распределение населения. Разделение труда и обширная организованная экономическая взаимозависимость индивидов и групп индивидов, характерная для современной жизни, является продуктом конкуренции. С другой стороны, моральный и политический порядок, довлеющий над этой конкурентной организацией, является продуктом конфликта, аккомодации и ассимиляции.

Конкуренция универсальна в мире живых существ. В обычных условиях она проходит незаметно даже для тех, кто более всего интересуется ею. И только в периоды кризисов люди прилагают новые и осмысленные усилия проконтролировать условия их совместной жизни; тогда силы, с которыми они конкурируют, идентифицируются с личностями, и конкуренция превращается в конфликт. Именно в том, что мы описываем как политический процесс, общество осознанно пытается преодолеть свои кризисы. Война - это политический процесс par excellence *. Великие решения принимаются именно в войне. Политические организации существуют для того, чтобы заниматься конфликтными ситуациями. Партии, парламенты и суды, публичное обсуждение и голосование должны рассматриваться просто как заменители войны.

Г) Аккомодация, ассимиляция и конкуренция.

Аккомодация, с другой стороны, - это процесс, посредством которого индивиды и группы внутренне приспосабливаются, насколько это необходимо, к социальным ситуациям, созданным конкуренцией и конфликтом. Война и выборы изменяют ситуацию. Когда происшедшие изменения существенны и приняты, конфликт затухает, и созданные им напряжения разрешаются в процессе аккомодации, глубоко преобразуя конкурирующие единицы, т. е. индивидов и группы. Человек, однажды потерпевший сокрушительное поражение, как замечено, «уже никогда не будет тем же человеком». Завоевание, порабощение и поражение - как психологические, так и социальные процессы. Они устанавливают новый порядок, изменяя не только статус, но и установки участвующих сторон. В конечном счете, новый порядок закрепляется в привычке и обычае и затем передается последующим поколениям как часть установленного социального порядка. Ни физический, ни социальный мир не сотворены так, чтобы удовлетворить сразу все желания человека естественного. Права собственности, различного рода имущественные права, организация семьи, рабство, каста и класс, социальная организация в целом фактически представляют собой аккомодации, так сказать, ограничения естественных желаний индивида. Можно предположить, что эти социально унаследованные аккомодации появились в страданиях и борьбе предшествующих поколений, но они были переданы последующим поколениям и восприняты ими как часть естественного, неизбежного социального порядка. Это все формы контроля, в которых конкуренция ограничена статусом.

Конфликт, поэтому, следует отождествить с политическим порядком и с осознанным контролем. Аккомодация же ассоциируется с социальным порядком, закрепленным и установленным в обычае и нравах.

Ассимиляция , будучи отличной от аккомодации, предполагает более глубоко проникающую трансформацию личности - преобразование, происходящее постепенно, под воздействием социальных контактов, наиболее конкретных и интимных.

Аккомодацию можно рассматривать как подобие религиозного обращения, как вид мутации. Желания остались те же, но их организация уже другая. Ассимиляция происходит не столько в результате изменений в организации, сколько в содержании, т. е. в воспоминаниях личности. Индивидуальные образования в результате тесных связей, так сказать, взаимопроникают и, таким образом, становятся обладателями общего опыта и общей традиции. Устойчивость и сплоченность группы основывается в конечном счете на этой совокупности общего опыта и традиции. Роль истории заключается в том, чтобы сохранить эту совокупность общего опыта и традиции, пересматривать и заново интерпретировать их в свете нового опыта и изменяющихся условий, и, таким образом, сохранять непрерывность социальной и политической жизни.

Отношение социальных структур к процессам конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции схематически можно представить следующим образом:

Социальный процесс

Социальный порядок

Конкуренция

Экономическое равновесие

Конфликт

Политический порядок

Аккомодация

Социальная организация

Ассимиляция

Личность и культурное наследие

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль

1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида взаимодействия: кооперация (от лат. cooperatio -- сотрудничество) и конкуренция (от лат. сопсигго -- сталкиваюсь). Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения двух различных типов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация , или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), проявляется во взаимопомощи и взаимовлиянии и предусматривает совместное достижение целей. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому для кооперации важны вклады участников взаимодействия и степень их включенности в него.

Конкуренция - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике и предполагает создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей. По определению И.М.Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация. Степени конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Во взаимодействии принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой и происходят эти типы взаимодействия. Так кооперативный тип взаимодействия возможен не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены.

2. Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа

Позиции взаимодействия в общении представлены в трансактном анализе - направлении, разработанном в 50-е годы XX века американским психологом Эриком Берном и предполагающем управлять действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно обозначают как Родитель, Взрослый, Ребенок . Эти позиции не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус собеседника. Эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (таблица 1).

Таблица 1. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый

Характеристики

Родитель

Взрослый

1. Характерные слова и выражения

Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен... и т.д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

2. Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

3. Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информации

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное

4. Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Открытые глаза, максимум внимания

Угнетенность, удивление

Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

Позиция Родителя может быть определена как позиция "Надо!", родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает, придерживается системы ценностей, передающихся из поколения в поколение, ориентирован на воспитание.

Позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный, является источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости, ему свойствен детский эгоцентризм.

Позиция Взрослого может быть определена как объединение позиций "Хочу" и "Надо", взрослый реально анализирует и перерабатывает информацию, не поддается эмоциям, логически мыслит, эффективно взаимодействует с окружающим миром, является посредником между Родителем и Ребенком.

Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции совпадают, например, если партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает с такой же позиции. В случаях, если трансакции не совпадают, взаимодействие может нарушаться или может вообще прекратиться. В данном случае трансакции являются "пересекающимися".

3. Ориентация на понимание и ориентация на контроль

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с похожих позиций, выделяя две основные, с их точки зрения, ориентации, возможные для участников взаимодействия. Это - ориентация на контроль и ориентация на понимание .

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сочетается с желанием доминировать во взаимодействии с преследованием своих, не связанных прямо с взаимодействием целей.

Ориентация на понимание включает стремление понять ситуацию и поведение других людей и связано с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров в общении и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения.

«Контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно различных стратегий в разговоре относительно говорения и молчания.

«Контролеры» много говорят, значительно больше, чем другие партнеры, они как бы пытаются монополизировать взаимодействие, полностью связать его своими целями и своими темами. Довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием, ориентируя его в сторону своих нужд.

«Пониматели» обычно больше молчат в разговоре, им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они активно вовлечены во взаимодействие, однако внешне более пассивны, так как заняты внутренней работой по пониманию взаимодействия.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении.

Стратегия «контролера» характеризуется неравными вертикальными (доминирующими) взаимодействиями и направлена на то, чтобы заставить партнера принять свой план взаимодействия, свое понимание ситуации. И довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» характеризуется равными горизонтальными (равными) взаимодействиями и направлена на адаптацию к партнеру по общению, «пониматели» в основном демонстрируют стремление адаптироваться (подстроиться) к партнеру по общению. Разговор двух «контролеров» часто будет напоминать псевдосоответственное общение, когда каждый партнер будет пытаться навязать другому свой план и не реагировать на его план.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем, если бы он был внизу. Поскольку положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Авторы указывают, что выделенные ориентации нельзя считать целиком и полностью отграниченными друг от друга, взаимоисключающими. Наоборот, они довольно часто могут сосуществовать, пересекаться, границы между ними стерты.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Контрольные вопросы:

  • 1. Назовите типы взаимодействия людей в процессе общения и охарактеризуйте их.
  • 2. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуациях и приведите примеры.
  • 3. Назовите позиции взаимодействия в русле трансактного анализа и дайте их характеристику.
  • 4. В чем заключается специфика взаимодействий с позиции ориентации на понимание и с позиции ориентации на контроль?