Взыграние угрешская. Николо-угрешскому монастырю переданы частицы мощей николая чудотворца

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В день праздника святителя Николая Чудотворца Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово передал в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском икону и складень с частицами мощей святителя Николая XIX века.

Директор объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова вручила святыни лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, который совершил во вторник Божественную литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешской обители.

Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика с изображениями Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких и многих других святых. В икону вложены также частицы Гроба Господня, Гроба Божией Матери и ризы святителя Николая.

Складень-мощевик содержит частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших.

Николо-Угрешский монастырь основал святой князь Дмитрий Донской на месте явления ему иконы Николая Чудотворца и в благодарность Богу за последовавшую победу русского воинства на Куликовом поле в 1380 году.

"Он увидел образ святителя Николая и утром своему окружению сказал: "Сие угреша сердце мое". То есть, это видение согрело его сердце", - так патриарх объяснил название Николо-Угрешского монастыря на торжествах по случаю 625-летия Куликовской битвы.

По его словам, в течение всех этих лет, за исключением периода советской власти, когда обитель была осквернена, она являлась одним из крупнейших духовных центров России и "в ней возносились молитвы за наше Отечество и наш многострадальный народ".

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.

Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

Николо-Угрешский монастырь – это старинный монастырь с более чем шестивековой историей, в котором сохранились постройки с 17 века, и в настоящее время он является жемчужиной среди московских обителей. Откуда бы мы ни подошли к нему, как бы ни взглянули на него, он кажется нам удивительно удачно вписавшимся в окружающий ландшафт. Притягательными для всех, кто когда либо хоть раз видел эту обитель являются: колокольня с боем курантов, купола Преображенского собора, монастырский пруд и причудливая «Палестинская стена» («Одно из наиболее оригинальных сооружений второй половины XIX века. В архитектурных формах стены использованы мотивы изображения городов в произведениях древнерусской живописи», - гласит сохранившаяся на плите надпись). Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с историей обители.

Появилась Николо-Угрешская обитель в 14 веке на том месте, которое, по преданию, «угрело сердце» великого князя Московского, святого благоверного Димитрия Ивановича Донского. Когда, получив благословение прп. Сергия Радонежского на битву, Дмитрий Донской остановился на ночлег и совершал моление, то в утешение ему, на дереве явился образ Святителя Николая Чудотворца, и слышан был ободряюще-вдохновляющий глас. Именно там, в 1380 году, в Благодарность Господу и Николаю Чудотворцу за победу в Куликовской битве, был основан Николо-Угрешский монастырь. На месте моления Дмитрия Донского - появился источник чистейшей родниковой воды, который радует всех приходящих к нему и по сей день.

История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители Святителя Николая на Угреше. С тех давних времен и до 21-го века, монастырь пережил довольно много различных событий. Как и многие другие монастыри Подмосковья, Угрешский монастырь не раз разрушался и снова отстраивался на протяжении всего своего существования. В 1521 году был сожжен полностью крымским ханом, но снова восстановлен в течение нескольких десятилетий. В восемнадцатом веке, с переводом столицы в Санкт-Петербург, монастырь потерял свое значение, и поднимался вопрос о его упразднении. В середине 19 века монастырь пережил небывалый рассвет, тогда же были построены величественный Преображенский собор и Палестинская (Иерусалимская) стена. В советские годы монастырь был опять разорен. На территории Угрешской слободы находилась трудовая коммуна, к закрытию которой в 1938 году насчитывалось порядка 14 тысяч человек. Многие монастырские постройки были снесены, монастырское кладбище было осквернено и ликвидировано. Но милостью Божией, в конце 1990 года в обители появились первые монахи и снова началось восстановление монастыря.

Святыни Николо-Угрешского монастыря.

В настоящее время, главными святынями обители являются: частица мощей святителя Николая, переданная обители в 2000 году из монастыря св. Иоанна Предтечи, что на острове Пелопоннес, а также мощи преподобного Пимена Угрешского, которые находятся в Спасо-Преображенском соборе. Кроме того, в соборе располагаются: чтимый список образа Божией Матери «Взыграние» и копия чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская». Во время богослужений, в соборе, для молитвенного поклонения из алтаря износится ковчег с частицей ризы Божией Матери и мощевик, в котором собраны частицы тернового венца Спасителя и мощей святых апостолов. На правой храмовой колонне собора находится большая почитаемая икона «Всех Угрешских святых». С лета 2014 года, от этой иконы началось обильное мироточение, которое продолжается до сих пор.

В Успенском храме расположен чтимый список «Тихвинской» иконы Божией Матери, переданный возрождающемуся монастырю в 1992 году, как знак патриаршего благословения. В храме хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: святого Иоанна Предтечи, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Антипы Пергамского, святителя Игнатия Кавказского, святителя Иннокентия Пензенского, святителя Иосифа Астраханского, преподобного Германа Аляскинского, праведного Симеона Верхотурского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского, преподобных отцов Киево-Печерских, блаженной Матроны Московской, святой Людмилы Чешской, и многих других святых.

В Никольском соборе помещен список с чудотворного «Угрешского» образа святителя Николая, чтимая икона Божией Матери «Влахернская» с частицами мощей святых угодников Божьих, а также частица древа Креста Господня.

Кроме того, обитель славится двумя музеями: Музеем – ризницей и Музеем Императора - страстотерпца Николая II и царской семьи. Первым в монастыре был открыт музей-ризница, в котором хранятся различные церковные древности и предметы искусства. Настоящим событием для всего Подмосковья стала передача весной 2008 года А.В. Ренжиным собранной им коллекции, посвященной Императору-страстотерпцу Николаю II и его семье. В этом музее можно посмотреть и ознакомиться с уникальным собранием документов и различных предметов, повествующих о жизни царской семьи и России на протяжении XIX-XX вв.

Посещение Николо-Угрешской обители оставляет в памяти паломников яркое, теплое и неизгладимое впечатление, а еще желание снова и снова побывать в этом историческом святом месте.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Николо-Угрешский мужской монастырь

Адрес Николо-Угрешского монастыря: Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1
Как проехать к Николо-Угрешскому монастырю - на общественном транспорте: от м."Кузьминки" автобус № 470 или от м."Люблино" автобус № 305 до конечной остановки "Площадь Святителя Николая".
Или с Казанского вокзала до станции «Люберцы-1»; далее автобусом № 20, 21.
Расписания автобусов - в полезных ссылках.
Как проехать к Николо-Угрешскому монастырю на автомобиле: поворот с МКАД на г. Дзержинский, далее по указателям на Николо-Угрешский монастырь.
Сайт Николо-Угрешского мужского монастыря : http://www.ugresha.org/
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.
Фотоальбом: апрель 2009 г. август 2009 г. Рассказ о поездке в Дзержинский.
План Николо-Угрешского монастыря.

Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году великим князем Московским, святым благоверным Димитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако в народной молве издревле бытовало устное предание, позднее, в XVIII столетии, записанное. Но прежде чем поведать его, обратимся к тем событиям, которые свершились в конце XIV века.


Николо-Угрешский мужской монастырь.

Димитрий Иванович Донской (1350-19.05.1389) - великий князь московский с 1359 г., великий князь Владимирский и Московский в 1362-1389гг., православный святой. Он был сыном великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры, внуком великого князя Ивана Даниловича Калиты. На московский престол Димитрий вступил в девятилетнем возрасте, после смерти отца. В 1362 году, в борьбе с князем Димитрием Константиновичем Суздальским, получил ярлык на великое княжение владимирское. В годы малолетства великого князя его воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий.


Храм во имя иконы Божией Матери ”Всех Скорбящих Радость ” (1857-1860 гг).

Купола храма.

Для замирения с суздальским князем, в 1366 году юный Димитрий Иванович сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, из-за того что годом раньше Москва выгорела в страшном пожаре, названном в летописях «Великим». В 1367-1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль. Новый белокаменный Кремль значительно превосходил своими размерами Кремль, построенный при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.


Часовня в память чудесного явления иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Дмитрию Донскому (1893 г.).

В конце 60-х - начале 70-хгг. XIV в. Димитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем за великокняжеский ярлык. Несколько раз тверичи вместе с соседними литовцами разоряли московские земли и осаждали Москву.

Но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 году Димитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 году Димитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь. Был заключен мирный договор, который значительно урезал самостоятельность Тверского княжества.



Часовня в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших (2001 г.).

В 1382 году Димитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное русское войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву. В резне, устроенной татарами, погибло свыше 20-ти тысяч человек. Во время пожара сгорело огромное количество книг, свезенных в город. Тохтамыш вновь установил дань. В качестве залога и гарантии выплаты дани Димитрий Иванович оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия.


Храм во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1857 г.).

К концу правления Димитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены Московское и Владимирское княжества.

У Димитрия Донского было восемь сыновей. По своему завещанию Димитрий Иванович передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как «отчину», т.е. как наследственное владение московских земель. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву. Московские великие князья более не зависели от ордынских ханов и решали вопросы о наследии самостоятельно.


Храм во имя преподобного Пимена Угрешского.

В 1988 году великий князь Московский Димитрий Донской был причислен к лику святых. День его поминовения - 19 мая (1 июня).

А ко времени основания Николо-Угрешской обители Московское княжество, ставшее главным центром собирания разоренных ордынским игом русских земель, крепло и ширилось. Уже был построен в Москве белокаменный Кремль. Уже сиял куполами в центре Кремля Успенский собор, возведенный еще великим князем Иваном Даниловичем Калитой. Уже стояли необоримой духовной стеной вокруг Москвы монастыри, основанные митрополитом Московским, Святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским - Спасо-Андроников монастырь , Чудов монастырь и Симоновский монастырь в Москве, Высоцкий монастырь и Введенский Владычный монастырь в Серпухове , и, конечно же, Свято-Троицкий монастырь , ставший главным центром монастырского строительства в Московском княжестве.


Храм-часовня в честь страстей Господних (2004 г.).

И не было у Руси более важной задачи, нежели борьба с Золотой Ордой за свободу и независимость. В 1374 году внук Ивана Калиты, великий князь Московский Димитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, он сумел сплотить их для совместной борьбы.

В те времена в Орде всем заправлял ханский темник Мамай. В 1378 году в битве на реке Воже рати великого князя Димитрия Ивановича наголову разгромили татарское войско под командованием Бегича, посланное Мамаем. Разгневанный Мамай собрал новую огромную армию. В ее состав, кроме конных полков различных степных народов, вошла и генуэзская пехота. Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло. Летом 1380 года войско Мамая, численностью до 100 тысяч человек, двинулось в поход.

На Руси давно готовились к решительному сражению. По призыву Димитрия Ивановича к Москве стали собираться воинские отряды из многих княжеств. 23 князя со своими отрядами влились в состав объединенного русского войска, в том числе полки братьев Ягайло, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, псковское ополчение. Отсутствовали только тверские, смоленские и новгородские войска. Рязанский князь Олег Иванович выжидал, кто окажется сильнее - Орда или Москва? Но и он содействовал общей победе - предупредил Димитрия Ивановича о приближении татарского войска.

Как рассказывает предание, сохранившееся в «Сказании о Мамаевом побоище», перед выступлением на битву великий князь Димитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому.

Преподобный Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) (1314 или 1322-25.09.1392) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой.

В ночь с 7 на 8 сентября Димитрий Иванович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле. В центре - Большой полк, главные силы. По флангам - полки Правой и Левой руки, впереди - Передовой, чуть сзади, за левым флангом Большого полка - Запасной. С востока, скрытый в Зеленой дубраве, стоял Засадный полк численностью 10-16 тыс. человек под командованием Дмитрия Михайловича Боброка, князя Волынского и Владимира Андреевича, князя Серпуховского. Общая численность русского войска достигала 70 тысяч человек.

Утром 8 сентября 1380 года началась битва. В «Сказании о Мамаевом побоище», которое было написано в конце XV в., "сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. Позднее богатыря-печенега именовали Темир-мурзой или Челубеем. Андрей Ослябя первым ринулся в бой и первым пал на поле брани.

Основные силы татар устремились на Передовой полк, разбили его и ударили в центр Большого полка. Три часа продолжался этот бой. Татары рвались к знамени великого князя, под которым стоял боярин Михаил Бренок в доспехах Димитрия. Боярин погиб, но полк устоял. Великий князь в это время в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дерева, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Не добившись успеха в центре, татары ударили по полку Правой руки, но потерпели неудачу. Тогда они обрушились на полк Левой руки, в тяжелом бою оттеснили его и стали обходить с тыла главные силы. Но они не знали о Засадном полке. Начав окружение Большого полка, татары подставили под удар свои тылы. В этот момент свежая русская конница из засады нанесла разгромный удар в тыл и фланг татарам. Немногим из них удалось в панике бежать. В наступление перешли остальные русские полки и гнали татар на протяжении 30-40 км до реки Красивая Меча, захватили обоз и богатые трофеи. Разгром татар был полный, войско Мамая перестало существовать. Малое число татар добралось до Орды, а сам Мамай бежал в Крым и был там убит.

Русские войска потеряли около 20 тысяч убитыми и ранеными. Восемь дней собирали и хоронили убитых воинов, а затем войско двинулось к Коломне. 28 сентября войско победителей вступило в Москву, где его ожидало все население города.

Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых - «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Димитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь серпуховский Владимир Андреевич - прозвание Храбрый.

А на обратном пути в Москву великий князь Димитрий Иванович вновь оказался на том же месте, ознаменованном чудесным явлением иконы Николая Чудотворца. И повелел Димитрий Иванович устроить здесь храм во имя Святителя Николая и основать монастырь в его честь.

О первых годах бытия Николо-Угрешского монастыря история, к сожалению, не сохранила никаких свидетельств. Однако известно, что в первой половине XV в. обитель существовала, а во главе ее стоял игумен Иона.

Неизвестно, как выглядел Николо-Угрешский монастырь в первые годы своего существования. Но, по аналогии с другими монастырями того времени, можно предположить, что постройки его были деревянными. Неизвестно и то, сколько храмов было первоначально освящено в обители. Скорее всего, в центре обители поначалу стоял деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Впрочем, относительно недавно было высказано мнение, что уже в конце ХIV века Никольский храм был сразу же возведен из белого камня.

Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Димитрию Донскому икона Святителя Николая.

Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в XIV-XVII вв. были русские государи, а первым - великий князь Московский, святой благоверный Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная судя по всему, в первой половине XVII века.

Устроенный чаянием великого князя Московского Димитрия Ивановича Донского, Николо-Угрешский монастырь сызначала находился под доброй и внимательной опекой и самого святого благоверного князя, и его потомков, правителей Московского государства. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за XIV-XV вв. и не сохранилось, скорее всего, Никольский монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же, по основании своем, пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии. Свидетельство тому - последующие богоугодные заботы великих князей и царей московских о Николо-Угрешской обители, не оставлявших ее своим вниманием.

Во второй половине XV века Николо-Угрешский монастырь пользовался большим уважением и почетом и у великого князя Ивана III Васильевича. В конце XV столетия, а, может быть, и с более раннего времени монастырь имел свое подворье в Кремле с храмом Святителя и Чудотворца Петра. Угрешское подворье располагалось в кремлевском Подоле, т.е. под горою.

Год 1519 годом мы встречаем первое летописное сообщение о том, что в Николо-Угрешском монастыре побывал великий князь Московский, - правивший тогда на московском престоле государь Василий III Иванович. Вполне возможно, что московские правители и ранее посещали монастырь, однако об этом не сохранилось никаких свидетельств. А тогда, в мае 1519 года, великий князь Василий III отправился в родовое село Остров и по дороге остановился в Угрешской обители, расположенной неподалеку. С тех пор великокняжеские, а затем и царские выезды в село Остров были регулярными - здесь находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. Само село Остров издавна принадлежало московским великим князьям и упоминается еще в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты, написанной в 1328 году. Как раз при князе Василии III в селе был поставлен первый княжеский терем.

А через два года и Москву, и подмосковный Николо-Угрешский монастырь постигла страшная беда. Летом 1521 года в Москве стало известно, что крымский хан Махмет-Гирей с огромным войском стремительно движется к русским границам. У Оки войско, посланное великим князем Василием III, оказалось наголову разбито крымчаками. Орда захватчиков ринулась разорять Коломенские и Московские земли. В этом безжалостном грабительском набеге были сожжены и село Остров, и Николо-Угрешский монастырь.

Окрестности Москвы были сильно разорены, а крымчаки увели с собой огромный полон. Но стольный город Махмет-Гирей взять так и не смог. И православный народ знал почему - Сама Божия Матерь явила Москве Свое заступничество от Владимирской иконы Божией Матери. Недаром, несколько позднее, в память о чудесном спасении столицы от крымского нашествия был установлен еще один праздник в честь этой главной русской святыни - 21 мая (3 июня).

А Николо-Угрешский монастырь, претерпев ужас разорения и пожара, вскоре уже отстроился заново. И вновь московские государи не оставляли обитель своим участием, даруя новые вотчины или же подтверждая права на владения вотчинами старыми. Известно, что в 1540-е годы монастырь владел многими селами в Московском, Коломенском, Переяславском и Костромском уездах. Кроме этих сел, монастырю принадлежала и Дюдикова пустынь в предместьях Вологды.

В 1545 году великий князь и государь Иван IV Васильевич даровал Николо-Угрешскому монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право на владение четырнадцатью селами в четырех уездах и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки.

Спустя шесть лет, в мае 1551 года уже ставший к тому времени царем Иван IV Васильевич подтвердил верность данной Угрешской обители жалованной грамоты.

Русские государи в XVI-XVII вв. придавали большое значение процветанию Николо-Угрешского монастыря, заботились о его состоянии и содержании, неоднократно выдавая или же подтверждая жалованные грамоты.

Во многом это было связано с тем, что русские государи того времени были искренне верующими православными людьми и заботу о душе и спасении ставили, зачастую, намного выше сиюминутных материальных интересов. В XVI-XVII столетиях общей государственной практикой стали выезды московских правителей на богомолье в различные духовные центры России, в том числе и в монастыри. Одним из таких монастырей был и Николо-Угрешский монастырь. А впервые как место государева богомолья Угрешская обитель упоминается в 1546 году. Тогда на Руси ожидали нападения крымского хана Девлет-Гирея. Иван IV Васильевич решил сам возглавить отпор врагу. Но государь хоть и был тогда еще молод - ему не исполнилось и 16 лет, - однако был богобоязлив и всегда в делах своих полагался на Божию волю.

Поэтому 6 мая 1546 года, под Николин день (9/22 мая), перед тем как выехать в полки, он отправился по Москве-реке в Николо-Угрешский монастырь. Видимо, он хотел помолиться у иконы Николая Чудотворца, даровавшей в свое знамя надежду на победу предку русского царя, великому князю Димитрию Донскому. А уже из Угреши Иван IV отправился в Коломну, к своему войску. До августа простояли русские полки под рукой своего государя, но крымчаки так и не появились. Искренняя молитва в Угрешской обили помогла молодому великому князю. Позднее, уже в XVII веке, подобные богомолья в Николо-Угрешском монастыре станут частой и обычной практикой у русских государей из рода Романовых.

В апреле 1555 года к царю Ивану IV Васильевичу пришли священники и лучшие земские люди из Вятки и били челом, чтобы он велел обновить находящийся в их крае чудотворный образ Николы Великорецкого, крайне к тому времени обветшавший. Царь приказал привезти этот образ по рекам в Москву. Так и сделали. Икону везли реками - Вяткой, Камой, Волгой и Окой до Коломны. От Коломны образ Святителя Николая Великорецкого везли по Москве-реке на струге до Николо-Угрешского монастыря. Гак встретились две русские святыни - образ Святителя Николая из Угрешского монастыря и образ Святителя Николая Великорецкого.

29 июня 1555 года в монастыре икону встретил младший брат государя Юрий Васильевич и отправился с ней в Москву у Симонова монастыря торжественную процессию с чудотворным образом встречал уже сам государь Иван IV Васильевич, а у Фроловских ворот Кремля - митрополит Московский и всея Руси Макарий со множеством народа. Над обновлением образа трудились сам Святитель Макарий, известный своим иконописным мастерством, и благовещенский протопоп Андрей «со многим желанием и верою, постом и молитвою». Царь приказал соорудить у собора Покрова Божией Матери надо Рвом деревянную церковь во имя святого Чудотворца Николы Вятского и в ней поставить точную копию с чудотворного образа, принесенного с Вятки. Саму же икону, богато украшенную золотом, жемчугом и драгоценными камнями, через год отпустили обратно, но везли уже не через Угрешу, а иным путем.

В XVI веке игумены Николо-Угрешского монастыря пользовались немалым уважением в высших кругах тогдашнего русского общества. Oни неоднократно были участниками различных государственных деяний Церковных и Земских соборов. Их подписи стоят под важнейшими государственными документами, в том числе под грамотами о выборе русских царей и русских патриархов.

Так, в XVI веке все более и более значимым становилось положение Николо-Угрешского монастыря в русской духовной и государственной жизни.

Новый, XVII век поначалу принес всей России и Николо-Угрешской обители тяжелые испытания - началось печально знаменитое Смутное время. И вновь Угрешская обитель не раз оказывалась в центре важнейших исторических событий.

Так, в июне 1606 года угрешский игумен (правда, без упоминания его имени) назван среди участников чина венчания на царство Василия Шуйского. В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время скрывался Лжедмитрий II. Сюда приходили польские послы, склоняя нового самозванца отказаться от притязаний на русский престол, но Лжедмитрий II не отказался. Тогда к Никольской монастырю направились соединенные русские и польские рати. самозванец в страхе бежал из Угрешской обители в Калугу. Угрешский игумен Иона был в числе русских послов, отправленных в сентябре 1610 года к польскому королю. То посольство возглавлял митрополит Ростовский Филарет Романов, будущий русский патриарх. Доля послов оказалась тяжела - они решительно отказались от притязай польского короля Сигизмунда на русский трон. Потому практически все послы оказались в польском плену. И если митрополиту Филарету удалось спустя много лет вернуться на Родину, то угрешский пимен Иона умер в заточении.

А когда весной 1611 года на спасение Москвы двинулись рати родных ополчений, то одним из мест сбора русского войска стал Николо-Угрешский монастырь. 27 марта 1611 года сюда сошлись отряды изо всех русских городов: Ляпунов - из Рязани, Заруцкий - из Тулы, пришли и другие воеводы со своими отрядами. Соединившись, русские рати двинулись из Угрешской обители на Москву. Так под стенами Москвы появилось Первое ополчение.

Однако Первое ополчение так и не смогло спасти столицу от поляков. Да и вожди его перессорились между собой, а Прокопий Ляпунов был убит. Спасти Москву смогло только Второе ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде и собравшее под свои знамена все оставшиеся русские силы. Осенью 1612 года Москва была очищена от захватчиков. А 21 февраля 1613 года омский собор избрал нового русского царя - Михаила Федоровича Романова.

Именно в годы правления первых русских царей из династии Романовых Николо-Угрешский монастырь вступил в пору своего первого настоящего расцвета. В XVII столетии Николо-Угрешский монастырь представлял собой внушительное архитектурное собрание. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около З м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма - Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней.


Свято-Никольский собор. Был основан в конце XIV века, в 1614 г. значительно перестроен, в 1841-1849 гг. - капитально отреставрирован. В 1925 г. храм был закрыт, а в 1940 г. полностью уничтожен. Восстановлен в 2006 г.

К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келлии. Кроме того на территории монастыря располагались несколько каменных хозяйственных построек (поварня, квасоварня, солодовня, житницы и др.), а за стенами - конюшенный и скотный дворы. Для размещения царских особ и высших церковных иерархов, часто бывавших в монастыре в XVII веке, были построены каменные Государевы (Царские) и Патриарший палаты, к которым примыкала игуменская келия.


Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Преподобной Марии Египетской (1763 г.).

Одной из главных святынь обители оставалась икона Святителя Николая Чудотворца в житии, к тому времени уже покрытая серебряным золоченым окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а золотая митра Святителя была украшена алмазами, изумрудами и жемчугом.


Колокольня.

В конце XVII века в четырехъярусный резной золоченый иконостас Никольского собора была включена местная икона «Господь Вседержитель на Престоле», писанная знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1672 году. В обители была еще одна икона кисти Симона Ушакова - «Алексий, человек Божий», - написанная в 1665 году. Монастырскими святынями были и частицы мощей Святителя Николая и других святых.


Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и колокольня.

Но особую сердечную заботу о любимой Угрешской обители проявляли русские государи. И царь Михаил Федорович, и его сын, царь Алексей Михайлович , многократно бывали в ней, и, как истинные православные государи, часами стояли вместе с иноческой братией в молитве перед иконами.

Важнейшие изменения в процедуре и значимости Угрешских походов произошли во второй половине 60-х гг. XVIll в. и были вызваны рядом обстоятельств жизни страны, Русской Православной Церкви и самого монастыря.

В это время Николо-Угрешский монастырь вступил в один из самых благополучных периодов своего развития, связанный с именем игумена Викентия (игумен монастыря в 1666-1672 гг.). Игумен Викентий пользовался особым доверием царя Алексея Михайловича.

Именно при игумене Викентий в 1671 году, в знак особого внимания, царь подарил Николо-Угрешскому монастырю Лицевое «Житие Святителя Николая Чудотворца Мирликийского». Подобные подношения делались не чаще, чем раз в царствование, могли не делаться вовсе.

Рассказ о жизни Николо-Угрешской обители в XVIII - первой трети XIX вв. необходимо предварить некоторыми общими сведениями, поясняющими суть изменений в положении Русской Православной Церкви в этот исторический период. В XI-XVII вв. Русская Православная Церковь играла выдающуюся роль в жизни России, но в XVIII веке положение Русской Православной Церкви изменилось - светские власти стремились к ограничению роли Церкви и духовенства в жизни русского общества. Главной задачей было поставлено полное подчинение Церкви светской власти царя и изъятие материальных ценностей Церкви. Поэтому Петр I и его наследники стали проводить политику ограничения церковной власти и секуляризации церковных владений.

Престольные праздники.

1 / 14 апреля - преподобной Марии Египетской.
12 / 25 апреля - епископа Василия Парийского, исповедника.
28 октября /10 ноября - великомученицы Параскевы Пятницы.
16 / 29 ноября - Святого апостола и Евангелиста Матфея.
6 / 19 декабря - преставление Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

С использованием материалов из книги «Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь».

В городе Дзержинский Московской области находится настоящая жемчужина — известный православный архитектурный комплекс Николо-Угрешский православный мужской ставропигиальный монастырь.

Монастырь был торжественно открыт и освящен в 1380 году по инициативе великого князя Дмитрия, прозванного в народе Донским. Государь приказал возвести храм на том месте, где было явление иконы Святого Николая Чудотворца. Согласно народному преданию, здесь дружина князя остановилась для того, чтобы отдохнуть перед марш-броском по направлению к Куликовскому полю. Явление иконы для Дмитрия Донского послужило знаком божьим и укрепило его сердце и дух надеждой и твердой верой. Пребывая в приподнятом настроении, Святой князь произнес знаменитые слова: «Сия вся угреша мое сердце» («Это всё согрело сердце моё»). С тех самых пор эта местность стала именоваться Угреша («согревающая»), а монастырь получил имя Николо-Угрешского.


Дорожка к монастырской стене...


В 1521 году незадолго до начала правления Ивана Грозного монастырь был сожжен дотла в результате набега великого крымского хана Мехмеда Первого Гирея. Православная святыня неоднократно горела и разграблялась, но каждый раз восстанавливалась.


Никольский собор справа. Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился по всей вероятности в XVI веке после пожара 1521 года. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв. В 1925 г. Никольский собор был закрыт, а в 1940 г. разобран. В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века.

Колокольня


Главный вход Никольского собора


Спасо-Преображенский собор Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 г., в год 500-летия монастыря. Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г. Высота центрального купола собора − 68 м, вместимость − до 7000 человек. В годы, последовавшие за закрытием собора в 1925 г., ему был нанесен значительный ущерб: снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия. Работы по восстановлению собора проходили с 1991 по 2000 г. Освящение состоялось в мае 2000 г.


Купола Спасо-Преображенского собора

В 1812 году храмовый комплекс стал объектом нападения со стороны французских сил Наполеона. На некоторое время в Угрешском монастыре был организован гарнизон французских мушкетеров.

В 1917 году в зданиях монастыря основали детскую колонию Наркомфина. Чуть позже Дзержинский ходатайствовал о преобразовании объекта в трудовую коммуну. Летом 1919 года монастырь был переквалифицирован в трудовую монашескую артель, а сам комплекс получил новое имя Николо-Угрешская трудовая община. В 1925 году комплекс закрыли.

1


Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" Храм строился в 1857-1860 гг. как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Строился в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды. Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв. Восстановлен в 2004 г.

До передачи (в начале 1990-х годов) территории монастыря Церкви территория и постройки, в том числе собор и церкви монастыря активно использовались тогда ещё посёлком Дзержинский; там находились начальная школа № 34, летний городской детский оздоровительный лагерь, родильный дом, детская поликлиника, молочная кухня, станция скорой медицинской помощи, кожно-венерологический диспансер, городской рынок, общественная столовая, коммунальные квартиры (проживали более 400 человек), детская площадка, частные бревенчатые дома, огороды и сады; общежитие НИХТИ (Научно-исследовательский химико-технологический институт), цех озеленения НИХТИ и посёлка, затем города, с инфраструктурой (свинарник, теплицы, огороды, сад и питомник плодовых деревьев, где выращивали овощи, цветы и т. д.). В самом здании монастыря располагались мастерские, деревообрабатывающие, металлорежущие станки и другое оборудование городского жилищно-коммунального отдела, спортивные секции тяжёлой атлетики, бокса, настольного тенниса, борьбы.

Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, брёвнами, и на нём были возведены бутафорские постройки. Купола собора, купол и верхние этажи колокольни были снесены, так как они являлись ориентирами для налётов вражеской авиации на Москву.

В 1991 году святая обитель была возвращена Русской Православной Церкви.


Храм-часовня Страстей Господних В 2002 году на территории Николо-Угрешского монастыря началось строительство храма-часовни во имя Страстей Созданный в древнерусском стиле по проекту одного из насельников обители, храм гармонично вписался в архитектурный монастырский комплекс, украшая собой уникальный природный ландшафт Николо-Угрешского монастыря. Располагаясь на некотором возвышении, он является частью большого замысла создания на Угреше уголка Святой земли, напоминая о Голгофе, где Христос претерпел крестные страдания и смерть. Об этом евангельском событии говорит не только название часовни, но и Распятие, расположенное внутри храма.

К основным святыням монастыря можно отнести: фрагмент мощей Николая Чудотворца, мощи Пимена Угрешского, чтимый список образа Богоматери под названием Взыграние, копию чудотворной иконы Богоматери Феодоровская, чтимый список знаменитой Тихвинской иконы Богоматери.


Николо-Угрешский монастырь, что в г Дзержинском Московской области, (официальный сайт) появился еще в конце XIV века. За свою историю он столкнулся с несколькими разорениями, ВОВ и советской властью. После распада СССР его открыли заново.

Вконтакте

История

Обитель была основана Дмитрием Донским. Легенда гласит, что проезжая Куликово поле, Дмитрий увидел образ иконы Николая Чудотворца.

Важно знать: название «Угрешский» пошло от выражения князя «Угреша сердце мое» — «Видение иконы согрело мне сердце».

Монастырь несколько раз разоряли, но царские посещения и богомолье позволяли быстро собрать деньги и восстановиться. Однако это мало помогло: в первой половине XIX века на его территории остались всего 6 человек, встал вопрос о закрытии. Спасло только вмешательство митрополита Филарета, который вместо упразднения назначил нового настоятеля.

В 1917 году обитель перешла в руки Советской власти и была переоборудована в монашескую артель труда. Ею руководил митрополит Макарий. Тут располагалась колония для детей, подчиняющаяся Народному финансовому комиссариату. Через несколько лет трудовую колонию переоборудовали в коммуну, а через некоторое время полностью закрыли.

Обратите внимание : в 40-м году XX столетия пострадал древнейший Никольский собор (XVI век) – его полностью разобрали.

В ВОВ для дезориентации врага и защиты от авиационных атак убрали купола соборов с верхушкой колокольни, которые могли стать ориентирами. Последующее восстановление провели только в 70-х годах.

Возрождение

Второе открытие произошло после распада СССР, когда место передали РПЦ и начали реставрацию. Это позволило восстановить многие здания, а также построить новые. В то же время началось возрождение монашества.

Через 7 лет после передачи на территории обители появилось духовное училище, на следующий год ставшее семинарией. Также был создан паломнический центр, который занимается экскурсиями и размещением паломников.

Современное состояние

Сегодня мужской монастырь является действующим и считается одним из самых важных и красивых в России. Помимо прекрасных храмов и церквей XVIII-XIX веков, тут расположены несколько церквей конца XX — начала XXI веков, колокольни и часовни, а также палаты патриарха, игумена и государя. Сохранились стены, в том числе Палестинская (Иерусалимская), Святые ворота, несколько башен и другие хозяйственные постройки.

Обитель ведет значительную социальную и просветительскую деятельность:

  1. Проводит духовные беседы и принимает участие в благотворительных акциях для детей, страдающих онкологией;
  2. Работает с детьми из школы-интерната;
  3. Для детей организован летний лагерь, а также специальные программы: хоровая и творческая студии, военно-патриотическое движение для мальчиков;
  4. Проводятся занятия для тяжело-больных детей;
  5. Тут есть своя воскресная школа, телепередача и газета.

Архитектурный ансамбль монастыря

Дадим описание некоторым зданиям обители:

  • Спасо-Преображенский собор

Начало строительства пришлось на 80-й год XIX века. Внешняя отделка была закончена на 5 лет раньше, чем внутренняя. После закрытия монастыря сильно пострадал: у него снесли купола, прорезали дополнительные окна. Восстановление началось только в конце прошлого столетия, новый иконостас поставили в 2000 году.

Возьмите на заметку: реставрация была начата в юбилей обители – 500-летие основания.

Здание довольно нарядное: оно выполнено из белого камня с 5 куполами — центральным золотым и синими боковыми. Его высота почти 70 метров, внутри может находиться до 7 тысяч прихожан;

  • Никольский собор

Впервые появился в конце XIV столетия и, по мнению исследователей, изначально являлся деревянным. Вариант из камня возвели в начале XVI века, когда собор пострадал в пожаре. Здание пережило несколько перестроек – по окончании Смутного времени и в XIX столетии. В 1940 году его снесли полностью.

Интересный факт: если бы храм не снесли, он был бы самой древней постройкой.

В XXI столетии приняли решение восстановить собор, используя оставшиеся изображения от строения XVI века. Сегодня на месте старого здания стоит однокупольный храм белого цвета;

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы

Второй название – Успенская церковь. Возведена на месте Государевых палат после их сноса. После ремонта к зданию пристроили придел преподобной Марии Египетской. Несмотря на закрытие и разорение, в храме сохранились росписи XIX века.

  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы

Расположена на нижнем этаже храма Успения. Выглядит как двухэтажное строение из темно-красного кирпича. Имеет белые украшения и зеленую крышу, а также пристройку в 3 этажа, которую венчает 1 купол.

Имейте в виду : под алтарем был расположен склеп с могилами супругов Александровых, занимавшихся благотворительностью в пользу обители, но после закрытия монастыря их могилы разграбили.

  • Церковь Пимена Угрешского

Посвящена настоятелю Пимену, построена же в конце XIX века. Первое время на этом месте стояла часовня с прахом настоятеля, но после ее расширили и перестроили. После закрытия здание снесли, на освободившейся земле расположилось кладбище. Восстанавливать сооружение начали после распада Советского Союза.

Это маленькая, скромно украшенная белоснежная церковь, имеющая 1 купол. Оно имеет некоторое сходство с церковью Покрова, возвышающейся на реке Нерли;

  • Церковь Петра и Павла

Второе название – Петропавловская. Возведена в середине XIX века, являлась скитской – принадлежавшей скиту, занимавшему северо-западную часть территории. Отреставрирована в конце XX столетия.

Полезно знать: скит – это монашеское поселение, имеющее более строгие правила.

Церковь ярко выделяется на фоне остальных строений. Это деревянное здание в 2 этажа, выполненное «кораблем». Окрашена в ярко-синий цвет и имеет золотой купол;

  • Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Время постройки — 50-е годы XIX века, территориально расположена на северо-востоке возле больницы и предназначалась для посещения пациентов. Как и другие здания, была разграблена и закрыта, после восстановлена.

Интересно знать : главными иконами являлись «Спас Нерукотворный» и Богоматери «Всех скорбящих Радость».

Строение выглядит как высокая церквушка желтого цвета, расположенная возле больничного корпуса. Имеет кровлю-шатер и 5 куполов;

  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Найти его можно на втором ярусе колокольни, его разместили там в 40-х годах позапрошлого столетия. Закрыт одновременно со всем монастырем с приходом советской власти. Восстанавливать начали только в начале XXI столетия: установили иконостас, отремонтировали внутри.

Обратите внимание : в церковь вернули часть икон, ранее принадлежавших обители.

  • Часовня явления образа Николая Чудотворца

Также называют часовней святителя Николая. Это важное место монастыря: внутри хранится кусок соснового ствола, на котором князю Дмитрию явился образ святой иконы. С закрытием обители часовню полностью разорили и восстановили только в 98-м году ХХ века.

Небольшое строение очень красиво, оно напоминает экзотический восточный фонарь. В его основании лежит многоугольник, на каждой стороне – высокие окна-арки. Полукруглая крыша окрашена синим, на ней изображены золотые звезды. Внутри источник освященной воды.

Помните : фотографировать часовню внутри запрещено.

  • Колокольня

Возведена в XVIII столетии, позднее возле нее возвели больничный корпус, перестроили и отдали второй ярус под храм. С приходом СССР колокольню закрыли.

Строение реконструировали только в начале XXI века. Сегодня возле нее расположены Успенская церковь, Никольская часовня и просфорная;

  • Часовня «Взыскание погибших»

Возведена в память одноименной иконы Богоматери возле монастырского пруда в начале нашего века.

Обратите внимание: до 20-го года ХХ столетия на ее месте стояла другая часовня, которую разрушили.

Нынешняя постройка небольшая, каменная, белоснежная, имеет огромные окна во всю стену. На невысоком шатре установлен простой золотой крест;

  • Храм-часовня Страстей Господних

Это современная постройка: возведение и малое освящение прошли в начале XXI столетия. Невысокая белоснежная часовня выполнена в древнерусском изобразительном стиле и возведена на возвышении. Внутри здания висит Распятие — это символизирует Голгофу и страдания Христа.

Важно знать: архитектором стал один из насельников монастыря – благодаря тщательной работе часовня органично вписалась в ансамбль.

  • Палестинская стена

Также ее называют «Иерусалимской». Проект был разработан настоятелем Пименом Угрешским и сохранился в отличном состоянии. Он представляет собой красно-белую стену, на которой вырезан символический Святой Иерусалим: дома с окнами, башни, лестницы и другие «кусочки» города.

  • Музей монастыря

Сегодня тут работают 2 музея:

  1. Ризница: является хранилищем старинных предметов церковного быта и произведений искусства;
  2. Императора Николая Второго: он был открыт несколько лет назад на базе коллекции документов и вещей императорской семьи, которые передал даритель Ренжин.

Оба музея открыты ежедневно, в них проводятся экскурсии по предварительной записи.

Совет: записаться можно через паломнический центр.

Детские служения монастыря

Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

  • Военно-патриотический клуб «Дозор»

К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт .

  • Музыкально-хоровая студия

Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

Совет: записать ребенка можно и на индивидуальные занятия.

  • Творческая студия «Сфера»

Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

Святые и святыни

Среди особо важных реликвий значатся.