Идея как основа создания инноваций. методы поиска инновационных идей егорова а.а

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение явлений. Явления в науке бывают:

* нормальные, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Их можно объяснить, уточнить и совершенствовать путем построения моделей.

* аномальные, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и не укладываются в рамки действующих концепций.

При столкновении нормальных и аномальных идей возникает период неразберихи в науке, когда противоположные теории и модели соревнуются между собой. В этом случае необходим поиск новых путей, который является творческих процессом. В творческом процессе можно выделить три этапа:

* замысел, т. е., появление самой идеи. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Идея инновации - общее понятие об использовании определенных новшеств для пре­творения в жизнь какого-то замысла. Причиной появления идеи инновации являет­ся, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

* превращение идеи в план работы по устранению выявленного противоречия (изменению данного продукта или операции) на основе знаний, своего и чужого опыта, интуиции. Использование чужого опыта означает, что данный этап твор­ческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, па­тенты, на анализ и переработку информации, доступной для ис­следователя.

* реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе анализируется резуль­тативность ранее намеченного плана мероприятий и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В процессе создания инновации важная роль принадле­жит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономичес­ких показателей и явлений, интуиции.

Для поиска идей инноваций могут использоваться следующие методы:

1. Метод проб и ошибок . Сущность его – в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. Всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика ново­го продукта.

2. Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усо­вершенствованный метод проб и ошибок. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом заранее составленном списке, рас­сматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Каждый вопрос является пробой или серией проб. Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов.



3. Метод мозгового штурма («мозговая атака», «конфе­ренция идей») заключается в коллективной атаке воз­никшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи.

4. Морфологический анализ . Термин морфологический означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает воз­можность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы. Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо­ящей из шести последовательных этапов:

1 формулировка проблемы.

2 постановка задачи.

3 составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

4 составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, на­зываемую «морфологическим ящиком».

Морфологический ящик - это многомерная таблица. В простей­шем случае при методе морфологического анализа составляется дву­мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак­теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли­цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Условный пример. В качестве осей берем части продукта или эта­пы операции. Обозначаем их буквами А, Б, В, и т. д. Затем записыва­ет возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т. д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом:

А-1;А-2;А-3;А-4

Из этого ящика извлекаем сочетания элементов, например: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее число вариантов в морфологическом ящике рав­но произведению числа элементов на осях. В нашем примере коли­чество вариантов равно 4x3x2x2 = 48. Из этих 48 вариантов выбираем один вариант. А для этого надо все их перебрать, т. е. проделать трудоемкую работу.

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов выбираем только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения.

5. Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно по семи эта­пам:

1. анализ имеющейся проблемы. Здесь изучается проблемная ситуация, пересматривается различная информация, ставится главная цель нововведения в данной области.

2. анализ характеристик имеющихся аналогов но­вых продуктов или операций. Здесь выявляются оптимальные усло­вия хозяйственной ситуации для потребления инновации и опреде­ляются ее основные функции и характеристики.

3. формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. выбор основополагающих идей. На этом этапе генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика представляет собой совокуп­ность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. контроль идей.

6. оценка выбора одной оптимальной идеи.

7. превращение выбранной идеи в инновацию.

6. Метод фокальных объектов основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, кото­рый лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов со­стоит в следующем:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор 3 и более случайных объектов наугад из словаря, катало­га, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объек­ту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетания путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а за­тем совместно отобрать полезные решения.

7. Синектика - метод поиска идеи путем атаки воз­никшей проблемы постоянно действующими группами предварительно обученных специалистов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Он основан на принципах мозгового штурма. Тер­мин «синектика» - «совмещение разнородных элементов»..

В синектике используются следующие виды аналогий:

* прямая - означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями;

* личная - означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пыта­ясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у по­купателя этого нового продукта (операции);

* символическая - это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой.

2. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.

3. Решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд на нее с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, так как она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

В ряде учебных изданий можно найти различные подходы к описанию процедур и методологических основ создания инноваций и даже их прогнозирования. Не вдаваясь в многочисленные описания данных процессов и исходя из практики инновационной деятельности, можно и необходимо выделить в самостоятельную область знаний методы поиска идей. Они перекликаются с методами научного познания и в то же время достаточно специфичны, так как касаются четких задач поиска идей для их материального воплощения в инновации. При этом в основе идеи уже лежат как новые, так и сложившиеся к этому моменту научные знания и технологии.

При этом, если найдена рабочая идея, то дальнейший процесс создания на ее базе инновации уже хорошо отработан, во многом нами изучен и ему еще будут посвящены следующие главы данного учебника. Поэтому в данном разделе мы сосредотачиваемся на методах поиска идей.

Создание инновации, как мы уже выяснили, связано с творческой деятельностью в ходе реализации этапов поисковой и прикладной НИР. С точки зрения творчества ключевым является этап разработки и материализации идеи в модели.

Главное - отыскать реализуемую идею

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и социально-экономической ситуацией.

Основой для появления инновационной идеи являются уже имеющиеся знания и технологии. Поэтому, чтобы раскрыть идею, т.е. понять, как можно по-новому использовать все имеющиеся знания, образно говоря, «необходимо встать на плечи гигантов и выйти за пределы тех знаний и технологий, которыми они до этого оперировали».

Поэтому в процессе создания инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, нередко научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

Начнем с того, что анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного познания, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части.

Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstractio - отвлечение) предполагает мысленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения, поиск других комбинаций.

В общем случае формирование новой идеи начинается с построения гипотезы.

Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение, которое тесно связано с интуицией. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Интуиция (лат. inteor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Многие авторы считают, что это приводит к кратковременному неожиданному озарению и нуждается в сознательной фиксации решения.

Для поиска инновационной идеи используют следующие группы методов:

- Эвристические методы (от др.-греч. ег)р(аксо (heurisko), лат. evrica - «отыскиваю», «открываю»). Это наиболее распространенные методы творческой деятельности.

В условиях неполноты и нечеткости исходной информации применяют приемы и правила научного и инженерно-технического исследования, адаптируемые к исходным неопределенным условиям и не являющимися четкой программой.

Если невозможно применить какие-то приемы и правила, то считается, что реализуется интуитивный поиск, при котором решение задачи приходит в результате внезапного «озарения». Успех применения зависит от знаний и опыта - на «пустом месте» никакие озарения не способны привести к реализуемой полезной идее.

- Алгоритмические (формальные) методы основываются на логической обработке, в том числе с применением компьютерных программ, на полностью или почти полностью заданной исходной информации (базе знаний), содержащей сведения о патентах, научно- технических эффектах и основных приемах устранения научно-технических противоречий.

Все эти методы хорошо изучены и представлены в источниках, специально посвященных методам ведения исследований, разработки проблем и поиска управленческих решений. Желающие их подробно изучить могут воспользоваться соответствующими изданиями и материалами, в том числе в сети Интернет.

Рассмотрим наиболее часто используемые четыре метода поиска идей:

  • - метод проб и ошибок (эвристический);
  • - метод морфологического анализа (алгоритмический);
  • - метод фокальных объектов (эвристический);

Метод интуитивного поиска (эвристический);

и три перспективных подхода к поиску идей и инновационных решений:

  • - теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) (алгоритмический);
  • - методологию инновационного брокерства (эвристический);
  • - модифицированный мозговой штурм (эвристический, интуитивный).

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. Нет правил поиска верной идеи и ее оценки. Нередко этот метод называют Monkey patch method (от англ. - обезьяна видит результат и повторяет попытки с частичными изменениями, пока не найдет подходящий вариант). Эта поговорка впервые была отнесена к учебному процессу без понимания того, почему это работает. Результативность этого метода вполне очевидна.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвикки в 1942 г. Термин «морфологический» (греч. morph - форма) означает внешний вид. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации. Благодаря этому методу он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Основан на методологии эсхатологической системности - целевое управление, индикативность принятия решения.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

  • 1- й этап - формулировка проблемы;
  • 2- й этап - постановка задачи;
  • 3- й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
  • 4- й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком» или «кубом Цвикки» (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Куб Цвикки. Такое представление вариантов решений позволяет комбинировать различные параметры объекта или из различных составляющих комбинировать разные конечные продукты наиболее рациональным образом. Соответствующая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений 1

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

  • 5- й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;
  • 6- й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Пример 2.2.

Идея нового средства передвижения по снегу (снегохода)

Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к снегоходу как транспортному средству морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода, приведенные в матрице («Морфологическом ящике»):

Свойства

Конструкция

Двигатель

внутреннего

сгорания

реактивный

двигатель

электродвигатель

Движитель

воздушный винт, лыжи

гусеницы

гусеница,

Кабина

отделяемая

без кабины

Грузовые

возможности

отсек в кабине

багажник

Управление

гидравлика

металл.тяги

эл. приводы

смешанное

Обеспечение заднего хода

для маневра

усиленный для работ

Каждая характеристика (параметр) обладает определенным числом различных независимых свойств. Так, двигатели: Б 1 - внутреннего сгорания, Б 2 - газовая турбина, Б 3 - реактивный двигатель, А 4 - электродвигатель и т.д.; движители: В 1 - воздушный винт + лыжи, В 2 - гусеницы, В 3 - гусеница + лыжи, В 4 -шнеки и т.д.

По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике) фиксируются наиболее существенные параметры. Например, для снегохода матрица будет иметь вид:

  • (А, А 2)
  • (Б-i Б 3 Б 4)
  • (В 1 В 2 В 3 В 4) и т.д. Отбрасываются сразу малореальные варианты.

Затем комбинируют их исходя из назначения. В частности, для мотоснегоходов на 1-2 человек будет сочетание А 2 Б 1 В 3 Г 4 Д 5 Е 2 Ж 3 .

(Заимствовано с доработкой: «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Mopcpo- логический_анализ_(изобретательство)).

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

  • 1) выбор фокальных объектов (продукта или операции);
  • 2) выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т.п.;
  • 3) составление списка признаков случайных объектов;
  • 4) генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
  • 5) развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;
  • 6) оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Достоинства:

  • - простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме;
  • - нешаблонность выдвигаемых идей;
  • - универсальность метода.

Недостатки:

  • - непригодность при решении сложных задач;
  • - метод и все его разновидности дают только простые сочетания;
  • - отсутствуют правила отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример 2.3.

Совершенствуемый объект - фонарик (автономный свет)

Случайные объекты: очки, светофор, варежки. Их свойства и признаки:

  • 1) очки: солнечные, защитные, модные;
  • 2) светофор: цветной, яркий, регулирует движение;
  • 3) варежки: теплые, мягкие.

Новые сочетания:

  • 1) фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный;
  • 2) фонарик разноцветный, фонарик мигающий, фонарик предупреждающий;
  • 3) фонарик теплый (согревающий), фонарик мягкий.

Новые идеи:

  • 1) фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик в виде украшения;
  • 2) фонарик-маячок для автомобилистов (с желтым или красным), фонарик с цветными фильтрами, фонарик-жезл для автоинспекции;
  • 3) фонарик ударопрочный, фонарик с теплоизлучением, аккумуляторный .

Метод фокальных объектов очень часто используется в мозговом штурме, который в наибольшей мере относится к интуитивному методу эвристики в поиске идей.

Метод интуитивного поиска идей и решений. Реализуя возможности интуитивного поиска идей квалифицированными и талантливыми изобретателями и учеными, все же наукой предлагаются некоторые алгоритмы наиболее оптимального использования возможностей этих людей и привлечения к обработке информации квалифицированных, но не обладающих интуицией людей.

Первоначально стал реализовываться вариант направленного опроса экспертов, обобщения и анализа результатов опроса, который разбивался на 4 этапа:

  • - организация процедуры экспертного опроса;
  • - формирование группы экспертов;
  • - проведение экспертного опроса;
  • - обработка результатов экспертного опроса.

Для эффективного решения проблемы важна рациональная организация проведения экспертами ее анализа с количественной оценкой их суждений и математико-статистической обработкой получаемых результатов. Итоговое мнение экспертов принимается в качестве решения проблемы.

Главное - правильно организовать опрос экспертов

Общая схема организации процедуры прогнозирования на основе экспертного опроса выглядит следующим образом (рис. 2.3).


Рис. 2.3.

В данной схеме отражен процесс экспертного опроса высококвалифицированных специалистов по решаемой проблеме в любом применимом режиме: письменного, устного, с использованием любых коммуникационных средств и т.п., конечно, в пределах времени, отведенного на поиск варианта решения проблемы. При этом:

  • - модератор (руководитель работы над прогнозом), являясь высококвалифицированный специалистом не только в области проблемы, но и в области методов планирования и прогнозирования, методов экспертного поиска решения, разрабатывает общий план проведения опроса и руководит организационной группой;
  • - организационная группа, состоящая из 2-3 специалистов экспертного опроса, разрабатывает вопросы и общие подходы к анализу данных экспертного опроса;
  • - группа обработки материалов, состоящая из 3-5 специалистов со знаниями в области решаемой проблемы, занимается обработкой материалов с применением насколько возможно всех методов и приемов формализованной обработки материалов.

В зависимости от решаемой проблемы может быть задействовано до 100 и более экспертов.

В этом методе самым важным является не организация всей работы, а подбор экспертов и четкость задаваемых им вопросов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что для поиска инновационных идей наиболее целесообразно привлекать в качестве экспертов только что состоявшихся исследователей и творцов нового, находящихся в периоде развития своих возможностей, т.е. в возрасте 30-50 лет. Только для поиска идей в сфере организации и управления наиболее результативными оказываются эксперты в возрасте от 40 до 65 лет.

По поводу четкости формулирования вопросов к экспертам можно воспользоваться широко известной поговоркой: «Хочешь получить умный ответ - задай умный вопрос».

В процессе работы с экспертами действует категорический запрет критически высказываться в адрес других экспертов до тех пор, пока не обращаются ко всем ним с просьбой всесторонней критики всех обработанных предложений.

Заочная работа с экспертами малопродуктивна и трудоемка. Поэтому обязательно организуются дискуссии и иные варианты групповой работы.

После обработки высказанных предложений экспертами (заочно или предварительно в индивидуальном интервьюировании) организуется групповая работа. В первую очередь уточняются систематизированные идеи и потом подвергаются всесторонней критике, конечно, с доводами и аргументами. При этом уместно напомнить о таком правиле: «Не убивайте сразу самую идиотскую идею - она может оказаться единственным выходом на реальную пионерскую идею».

  • Zwicky F. Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan,1969.
  • Кузьмин A.M. Метод фокальных объектов // Методы менеджмента качества. 2003. № 7. С. 32.

Возникновение методов поиска новых идей всегда связано с кризисом в науке.

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение того, что происходит в человеческом мозгу после того, как он собрал все данные о данном явлении.

Явления в науке бывают:

  • нормальные;
  • аномальные.

Нормальные явления – это такие явления, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Их можно объяснить, уточнить и совершенствовать путем построения моделей. Одновременно с нормальными явлениями в науке постепенно накапливаются аномальные явления, т.е. такие явления, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и которые совершенно не укладываются в рамки действующих концепций. Когда происходит выброс аномальных явлений наружу и они сталкиваются в науке с нормальными явлениями, возникает кризис. А это означает, что возник период неразберихи (хаос и замешательство в науке), когда явно противоположные теории и модели соревнуются между собой. Для разрешения такого кризиса нужен поиск новых путей.

Идея (от греч. idea – понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь какого-то замысла. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности – как материальные, так и нематериальные.

В творческом процессе можно выделить три этапа:

  • 1) замысел, т.е. появление самой идеи;
  • 2) превращение идеи в план работы;
  • 3) реализация плана работы, т.е. воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последовательности этапов нет. Каждый этап – это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими элементами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты или явления отражают имеющиеся знания. Новые условия хозяйствования или новая ситуация отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (т.е. старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устранения несоответствия старого объекта новым факторам.

Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т.е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возникшей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

При наблюдении человек ограничивается только чувствительным познанием и инструментальным изучением определенного явления.

Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – это метод научного исследования какого- либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Анализ, идя от конкретного к абстрактному, разлагает изучаемое явление на его составные части, каждая из которых может рассматриваться или исследоваться самостоятельно. Синтез, идя от абстрактного к конкретному, соединяет родственные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что отдельные элементы изучаемого явления находятся в неразрывном единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство анализа и синтеза проявляется в том, что операция выступает как совокупность отдельных элементов и признаков.

Важным методом исследования технико-экономических отношений является научная абстракция.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – это мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.

Исходным пунктом для научной абстракции является объективная реальность. Сам процесс абстрагирования выступает как последовательное отвлечение от несущественного, с тем чтобы выявить в нем основу его реальности, всех его связей.

Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере инновации, так и на уровне количественного исследования всех процессов для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между отдельными показателями инновационного процесса.

Роль научной абстракции в исследовании инноваций весьма велика, так как при анализе отношений в инновационном процессе нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук. С помощью приема научной абстракции можно полнее раскрыть сущность явлений и глубже понять их особенности.

Прием научной абстракции воспроизводит какой-либо конкретный процесс отношений в абстрактном виде.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы.

Гипотеза (от греч. hipothesis – основание, предположение) означает научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее проверки на опыте и технического обоснования. Другими словами, гипотеза – это предположение, требующее подтверждения. Гипотеза является формой перехода от известного к неизвестному. Всякая гипотеза должна объяснить определенное явление. В случае, когда она не дает такого объяснения, данная гипотеза заменяется на другую. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

С гипотезой тесно связано предвидение нового, т.е. его прогнозирование.

Прогноз (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) основывается на результатах познания человеком объективных законов и носит вероятностный характер . Самой простой формой прогноза является предсказание на основе простой повторяемости событий. Существует также форма прогноза, в основе которой лежит предвидение по аналогии, т.е. установление сходства между различными явлениями, и форма прогноза, основанного на познании объективных законов.

При прогнозах большую роль играет воображение. Воображение – это способность построения субъектом наглядных образов и моделей на основе преобразования представлений о ранее не воспринимающихся предметах и явлениях.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Психология рассматривает интуицию во взаимодействии с чувствительным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) – это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод "Метра" и др.

Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают:

  • метод проб и ошибок;
  • метод контрольных вопросов;
  • мозговой штурм;
  • морфологический анализ;
  • метод фокальных объектов.

Метод проб и ошибок. Самым древним и наименее эффективным является метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

Метод контрольных вопросов. Этот метод по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой или серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение финансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Данный метод применяется в творческом исследовании с первой четверти XX в. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т.е. слабых, несущественных вопросов.

Метод мозгового штурма. Метод заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как "мозговая атака", "конференция идей", был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

  • в решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты – это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков;
  • при генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п.

Таким образом, основа метода – это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

Философская основа мозгового штурма – теория 3. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой топкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание "запрограммировано" привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, нарушение запретов, всякие иррациональные (от лат. irrationalis – неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном. Поэтому для изобретения нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 мин. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждаются постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, внедрение идеи в практику).

Также существует и "обратный штурм". Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого- либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

Морфологический анализ. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является одновременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного многообразия комбинаций возможных решений.

Метод фокальных объектов. Метод возник в 1926 г. и был значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 1950-х гг.

Метод основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов состоит в следующем:

  • 1) выбор фокальных объектов (продукта или операции);
  • 2) выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т.п.;
  • 3) составление списка признаков случайных объектов;
  • 4) генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
  • 5) развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;
  • 6) оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать полезные решения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Методы поиска новых идей. Метод случайных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Заключительный отбор наилучшего варианта. Идеализация как метод моделирования в науке. Построение модели идеальной системы.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Принятие эффективных решений как одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации, основные этапы и специфические признаки данного процесса, его значение. Методы поиска новых идей и решений, их описание и особенности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Понятие, виды и классификация инноваций как объектов менеджмента. Основные источники инновационных идей. Этапы и организация инновационного процесса. Способы и формы преодоления сопротивления нововведениям. Управление инновациями в организации.

    презентация , добавлен 15.11.2013

    Виды классификации и жизненные циклы инноваций. Процесс генерирования идей и его закономерности. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли. Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2013

    Понятие инновации, формы инновационных организаций. Эффективность инновационных проектов, содержание этапов их экспертизы, методы их оценки, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Критерии их отбора, основные экономические показатели.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Роль малых инновационных предприятий в развитии научно-технического потенциала, их формы, стадии формирования. Типы инновационного поведения фирм. Методологическая основа классификации научных и инновационных предприятий, сущность венчурного бизнеса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово-экономический институт
Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики
Методы поиска инновационных идей и их
характеристика
Выполнила:
Студентка 3-го курса
Направления ГМУ
Группа 26ГМУ133
Егорова М.В

Инновация характеризуется, как нововведение,
в области техники, технологические процессы,
управление организацией, основанное на
достижениях науки и прогресса. Что касается
идеи, то идея - это уникальная идея, которая
имеет определенную цель и общественную
потребность. Из приведенных выше
определений следует, что большинство новых
идей содержат инновационные элементы.

Цель: изучить методы поиска инновационных
идей и их характеристики.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность
инновационной идеи;
проанализировать источники инновационных
идей;
изучить методы поиска инновационных
идей;

Объектом исследования данной работы
являются методы поиска инновационных
идей.
Предмет – процесс совершенствования
поиска инновационных идей.
Методы исследования:
сбор информации;
синтез и анализ информации.

Инновационная идея - это концепция изменения в
любой сфере человеческой жизни, направленная
на достижение результата в общественной жизни.
Главными признаками инновационной идеи
являются, во - первых, ее соответствие
современному
модернизированному
миру,
который развивается во всех сферах общества; во
- вторых, востребованность в этих направлениях
жизни. Только в этих случаях идея становится
инновационной.

Источники инновационных идей

Методы поиска инновационных идей

С определенной степенью условности их можно
разделить на три категории:
Методы психологической активизации мышления.
Методы систематизированного поиска.
Методы направленного поиска.

Наиболее известные методы психологической активизации: Метод «мозгового штурма»

Основной особенностью данного метода является
разделение участников на "генераторов" и критиков, а
также распределение процесса генерации и критики идей
во времени.

Обратная мозговая атака

Процесс данного метода разделен на 3 этапа:
Первый этап - выявление недостатков объекта. На основании
недостатков следует формулирование задач.
Второй и третий этап обычно подразумевает метод «мозгового
штурма».

Теневая мозговая атака

Этот метод является процессом организации коллективного
генерирования новых идей, Он разработан преимущественно в
целях развития и тренинга творческих способностей.
Метод фокальных объектов
Автором данного метода считается Чарльз Вайтинг. Он
заключается в том, чтобы объединить в одном предмете
признаки разных объектов
Синектика
Этот метод был разработан американским ученым Уильямом
Гордоном. Он считал, что новые идеи обычно появляются на
основе аналогий с природными явлениями или другими
аспектами жизни.

Наиболее известными методами систематизированного поиска являются:

Функциональный анализ

Этот метод представляет собой анализ, который рассматривает
объект как комплекса выполняемых им функций, а не как
материально-вещественных структур. Функциональный анализ
дает возможность отвлечься от конкретного исполнения
объекта, и сконцентрировать внимание на его функциях. Поиск
реализации
функций
альтернативных
вариантов
осуществляется с целью уменьшения затрат и повышения
уровня выполнения функции.

Известными методами направленного поиска являются:

Метод поискового конструирования
Р. Коллера
В основе метода лежат три компонента:
анализ элементов и функций технических
систем;
классифицированный фонд физических
эффектов;
программа поиска новых физических
принципов действия объекта и их
реализация.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В основе теории лежит инженерная теория Генриха
Альтшуллера. Он считал, что использование метода проб и
ошибок при поиске новых решений задач – неуспешно.
Альтшуллер установил 40 стандартных приемов, которые
подходят для решения большинства задач.
Чтобы применить тот или иной прием, необходимо:
1)
Определить
вид
задачи:
исследовательская
или
изобретательская.
2) Сформулировать противоречие
3) Применить принципы и приемы решения задач.

Вывод

Таким образом, методы поиска инновационных идей
имеют три категории: методы психологической активизации
мышления, методы систематизированного поиска, методы
направленного поиска. В данных категориях имеется
несколько самых распространенных и наиболее эффективных
методов поиска инновационных идей.
С помощью приведенных известных методов можно не
только изменить какую – либо инновационную идею, но и
найти наиболее новые эффективные инновационные идеи,
которые будут развивать инновацию, ориентированную на
современных потребителей.