Дом занимательной науки в ленинграде. Дом занимательных наук, погибший в блокаду

В городе Казань есть замечательное место, где каждый желающий может не только поближе познакомиться с физикой, но даже потрогать её. В Доме занимательной науки и техники посетителей ждут увлекательные экспозиции на научную тему.

Данное заведение ориентировано прежде всего на детей, чьи молодые умы находятся в поисках новых фактов и сведений об этом мире. Физика — это как раз та самая наука, которая описывает все принципы и законы, связанные с материей и взаимодействием с ней. Здесь нет запретов, которые традиционно сковывают возможности юного поколения: в этом месте можно не только все трогать руками, но даже забираться на некоторые экспонаты.

Благодаря этому интерактивному центру можно зародить интерес и любовь к науке у ребенка. В процессе взаимодействия дети полностью погружаются в мир физики. Здесь их ждет наглядная информация о явлениях и эффектах: магнетизм, оптические иллюзии, механика и электрика, техника и многое другое. Ребенок может заново открыть себе законы химии и физики не только на страничках учебника, но и в реальной жизни, собственноручно поставив все опыты и эксперименты.

В Доме техники в Казани гостей ждут детские кружки для любых возрастов, обучающий центр, интерактивный музей, команда профессиональных гидов-энтузиастов. Это единственное в своем роде заведение для детей в городе Казань, которое имеет сугубо научный и экспериментальный уклон. Здесь собрано все, что необходимо для прививания детям любви к знаниям и науке.

Цены в Доме занимательных наук в Казани в 2019 году

Стоимость посещения:

  • входной билет в зал экспозиции для взрослых — 200 рублей;
  • входной билет в зал экспозиции для детей до 16 лет — 350 рублей;
  • посещение шоу — 250 рублей для детей от 3 до 16 лет и взрослых;
  • комплексная программа — 300 рублей для взрослых;
  • комплексная программа — 500 рублей для детей до 16 лет;
  • детям до трех лет вход совершенно бесплатный.

В музее действуют льготы для ветеранов ВОВ, ликвидаторов аварии на ЧАЭС, участников боевых действий, инвалидов I, II и III групп, многодетных семей и пенсионеров.

Цена мастер-класса составляет 250 рублей. Аренда помещения обойдется в 12 000 рублей + дополнительно 250 рублей с каждого ребенка, сопровождающие взрослые — бесплатно. При этом время аренды составляет 2.5 часа.

Празднование Дня рождения обойдется в 8 тысяч рублей, если количество гостей не превышает 10 человек, далее — 500 рублей с каждого ребенка. Длительность аренды также ограничена 2.5 часами. Каждые дополнительные 30 минут будут стоит 1 тысяча рублей.

Экскурсии в Доме занимательной науки и техники

Дом занимательных наук Казани отлично подходит для посещения всей семьей. В отличие от других музеев, здесь разрешено трогать экспонаты руками. Экскурсоводы с радостью расскажут гостям о принципе работы конкретного экземпляра, научных аспектах и значении в жизни физического эффекта, на основе которого экспонат построен. Коллектив заведения трудится над тем, чтобы преподносить информацию на доступном языке. В комнатах царит своя особая атмосфера, что располагает детей к общению и взаимодействию с гидами. Каждая научно-развлекательная программа индивидуально подбирается под возраст гостей. Демонстрация экспериментов и шоу всегда являет собой уникальное зрелище, поэтому посещать это заведение всегда интересно даже повторно.

В этом интерактивном музее посетители не найдут времени скучать, поскольку их ждут тематические экспозиции и развлекательный научный подход гидов. В выставку включены 50 стендов и экспонатов, где каждый лично сможет провести физические опыты, выполнить настоящие эксперименты. Чтобы помочь гостям, около каждого стенда имеется инструкция с подсказками и описанием. Посетители могут потрогать любые элементы конструкции экспонатов, это абсолютно безопасно и интересно. Здесь можно провести время не только очень весело, но и с пользой.

В музее есть не только масса экспозиций, но даже отдельная «Черная комната», где каждый посетитель может вообразить себя настоящим богом неба — Зевсом.

В ней взрослые и дети своими руками смогут «метать молнии» и «извергать гром» в буквальном смысле этих фраз. Местные экскурсоводы — это более чем простые учителя физики из школы. Работать здесь гидом гораздо труднее, поскольку приходится ежедневно отвечать на сотни детских вопросов, начинающихся со слов «А почему?». Именно из-за этого и был основан Дом занимательной науки и техники в Казани, чтобы рассказать подрастающему поколению о всех физических явлениях, с которым он может столкнуться в этой жизни. Такая увлекательная экскурсия, возможно, поможет подтолкнуть юных школьников к выбору правильного направления развития. Вполне реально, что однажды кто-то именно в стенах этого заведения пообещает себе стать новым выдающимся ученым в области физики или химии.

Формат проведения экскурсии весьма нестандартен. Здесь нет определенной программы, повторяющейся изо дня в день. Представители высших учебных заведений, консультанты, гиды и экскурсоводы ходят за посетителями, а не ведут их по залу. Таким образом, гости могут узнать подробную информацию именно о том объекте, который ему действительно интересен. В Доме науки и техники в Казани можно понять принципы таких явлений: мираж, акустическая волна, оптический эффект и многое другое. Удивить своего ребенка нестандартным и полезным развлечением — это значит помочь ему осознать, как устроен этот мир.

Видео «Дом занимательной науки и техники в Казани»

Мероприятия

В заведении проводятся тематические обучающие мастер-классы, разнообразные научные шоу-программы, праздники и другие мероприятия, на которых гости могут почувствовать себя в роли настоящих ученых. Программы постоянно обновляются и совершенствуются, чтобы радовать посетителей интерактивной экспозиции. Дом занимательной техники в Казани с легкостью объединяет развлечение и науку, позволяя детям в игровой манере осваивать различные явления, физические процессы и эффекты.

Желающие могут арендовать залы для проведения праздничных мероприятий. Еще никогда день рождения ребенка не был настолько увлекательным! Здесь ребята смогут не только повеселиться, но и почерпнуть много нового. Взрослым также есть чем заняться, сюда можно приходить целой компанией, чтобы интересно провести время и при этом узнать что-то полезное. Гости любых возрастов найдут для себя интересные экспозиции. находится в 1,5 километрах от музея.

Добраться оттуда или с любой части города можно с комфортом на такси «Союз», Taxiline, «СЗТ Поехали» или заказав автомобиль через приложения Gett, Yandex taxi, Uber, Maxim taxi.

Дом занимательной науки - музей, открытый 15 октября 1935 года в Ленинграде с целью популяризации научных знаний среди детей и взрослых и закрытый 29 июня 1941 года, с началом Великой Отечественной войны.

Открытие

Летом 1934 на Елагином острове, в ЦПКиО им. Кирова был открыт «Павильон занимательной науки». Затем павильон продолжил работу летом 1935, а 15 октября 1935 Дом занимательной науки (ДЗН) открылся на Фонтанке, д. 34 - в правом флигеле дворца Шереметьевых (Фонтанного дома). Здесь ДЗН просуществовал до начала Великой Отечественной войны, заняв к 1941 году большую часть здания и деля его с Главным управлением Севморпути.

Организация

Основными создателями ДЗН были: Я. И. Перельман (он подготовил отделы физики, математики и астрономии), В. А. Камский - директор Комбината наглядной агитации и пропаганды (КНАП), Л. В. Успенский (отдел геологии и географии), художники А. Я. Малков и Б. Б. Вельте, и конструктор Н. Г. Тимофеев.

Директором музея стал В. А. Камский, научным руководителем - Перельман, а позже - Ленгауер. Секретарем была Л. М. Мескина. В работе музея также принимал участие В. Д. Никольский.

Я представления не имею, на какие средства Камскому удалось создать ДЗН. Но, едва встав на ноги, Дом превратился в хозрасчетное учреждение, которое ни от кого не получало дотации, но росло, приносило доход, и немалый.

В методический совет ДЗН входили академики С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, Д. С. Рождественский, А. Е. Ферсман, физики М. П. Бронштейн, Э. П. Халфин, астрономы В. И. Прянишников и Г. Г. Ленгауэр, оптик М. Л. Вейнгеров.

«Щупальца» Дома занимательной науки простирались далеко за его пределами. Сотрудники Дома усердно «экспортировали» занимательную науку. Лекторы ДЗН Б. И. Елуферьев, Э. П. Халфин, Ф. Я. Соболь и другие часто выступали на предприятиях, в школах, воинских частях. В ДЗН работало более полусотни кружков, в которых занимались учащиеся разных школ. Регулярно проводились математические, физические и географические олимпиады, конкурсы, диспуты. В районных Домах пионера и школьника устраивались уголки ДЗН.

Экспозиция

«Предисловием» к ДЗН был и его двор. Прямо от великолепной чугунной решетки ворот на мостовой белой эмалевой краской нанесли широкую полосу. У её конца, возле входной двери, поставили каменный столбик с табличкой: «Собственный меридиан Дома занимательной науки. Координаты: 59°57" сев. широты, 30° 19" вост. долготы».

ДЗН пропагандировал науку в игровой форме, большинство экспонатов были интерактивными и наглядными (доска Гальтона, катапульта Гроховского, аэродинамическая труба, маятник Максвелла, двухметровая модель ракеты «по собственноручному эскизу Циолковского»).

Экспонаты, по глубокому убеждению Перельмана, должны быть доступны посетителю, их можно трогать, рассматривать со всех сторон, вникать в их устройство, наглядно видеть их конструкцию и осмысленно с ними работать. У экспонатов и приборов не должно быть категорических надписей: «Руками не трогать!», «За ограждение не заходить!».

В музее насчитывалось свыше 500 крупных экспонатов и множество мелких (диапозитивы, макеты, приборы, схемы и диаграммы). Все они были сгруппированы в четырёх отделах (1939):

  • астрономии (с отделом метеорологии),
  • географии (с отделом геологии),
  • математики
  • физики (с комнатой оптики).

В 1940 году были открыты отделы:

  • Электричество
  • Зал Жюля Верна.

Планировался зал занимательного языкознания.

Закрытие

29 июня 1941 года музей был закрыт. На фронт ушли сотрудники: директор В. А. Камский, лекторы В. И. Прянишников и Л. В. Успенский, художник А. Я. Малков. В марте 1942 года на Волховском фронте погиб В. А. Камский, 16 марта умер в блокадном Ленинграде Я. И. Перельман.

Во время блокады экспозиция, по всей видимости, была полностью уничтожена. «Имеются сведения, что часть экспонатов ДЗН была эвакуирована на Урал, часть сдана на хранение в Управление культуры Ленгорсовета, остальное было закопано в саду Фонтанного дома».

Публикации

Дом занимательной науки издавал серию миниатюрных (8×12 см) научно-популярных книжек по различным отраслям науки и техники. Всего вышло около 40 брошюр, каждая тиражом 100-200 тысяч экземпляров (даны ссылки на библиографические карточки РНБ):

1936

Дом занимательной науки. Планы тематических экскурсий. - Л.: ДЗН, 1936. 8 с. 1 000 экз.

1938

Астрономический календарь на 1939 г. - Л.: ДЗН, 1938.

Выездные вечера занимательной науки. Примерная тематика и планы лекций-бесед. - Л.: ДЗН, 1938. 31 с. 1 100 экз.

1939

Выездные вечера занимательной науки в 1939-1940 году. - Л.: ДЗН, 1939. 30 с.

Ленгауэр Г. Г. Подвижная карта северного звездного неба. - Л.: ДЗН, 1939.

Миллион и миллиард. Числовые великаны 3-ей пятилетки. - Л.: ДЗН, 1939. 16 с. 6 000 экз.

Перельман Я. И. Вечные двигатели. Почему они невозможны? - Л.: ДЗН, 1939.

Перельман Я. И. Дважды два - пять! (Математические софизмы). - Л.: ДЗН, 1939.

Перельман Я. И. Обманы зрения. - Л.: ДЗН, 1939.

Успенский Л. В. Как Ваше имя? Словарик имен. - Л.: ДЗН, 1939. 16 с. 200 000 экз.

1940

Бронштейн М. П. Наука и оборона. Краткий (аннотир.) указатель литературы. - Л.: ДЗН, 1940. 12 с. 5 000 экз.

Восход и заход Солнца. (Номограмма). - Л.: ДЗН, 1940.

Дом занимательной науки. - Л.: ДЗН, 1940.

Дом занимательной науки. Выездные вечера занимательной науки. (Научно-популярные лекции и беседы.) 1940-41 г. - Л.: ДЗН, 1940.

Камский В. А. (ред.) 10 задач о подводной лодке. - Л.: ДЗН, 1940.

Камский В. А. (ред.) 10 задач о пушке. - Л.: ДЗН, 1940. 20 с. 100 000 экз.

Ленгауэр Г. Г. Фазы Луны на 100 лет. - Л.: ДЗН, 1940.

Ленгауэр Г. Г. Карманный солнечный компас-часы. - Л.: ДЗН, 1940. 4 с.

Мамаев Г., Павлов Э. 10 задач о самолете. - Л.: ДЗН, 1940.

Перельман Я. И. Алгебра на клетчатой бумаге. - Л.: ДЗН, 1940.

Перельман Я. И. Задачи Эдисона. - Л.: ДЗН, 1940.

Перельман Я. И. Магические квадраты. - Л.: ДЗН, 1940.

Перельман Я. И. Найдите ошибку. (Геометрические софизмы). - Л.: ДЗН, 1940.

Перельман Я. И. Одним росчерком. (Вычерчивание фигур одной непрерывной линией). - Л.: ДЗН, 1940.

Сергеев Я. Из окна вагона. - Л.: ДЗН, 1940. (djvu)

Степанов П. П. Как была открыта Америка. - Л.: ДЗН. 1940. 32 ст. 80 000 экз.

Трехзначные логарифмы. - Л.: ДЗН, 1940.

Успенский Л. В. (сост.) Карта СССР (Альбом). - Л.: ДЗН, 1940.

Успенский Л. В. Что означает Ваше имя? Словарик имен. - Л.: ДЗН, 1940.

1941

Быков Б. Правда и ложь. Стихи-загадки. (Занимательная зоология). Худ. Н.Давиденков. - Л.: ДЗН, 1941. 12 с. 100 000 экз.

Выездные вечера занимательной науки. Научно-популярные лекции и беседы. - Л.: ДЗН, 1941. 40 с. 20 000 экз.

Дом занимательной науки. В помощь школе. - Л.: ДЗН, 1941.

Ленгауэр Г. Г. Карта Луны. - Л.: ДЗН, 1941. 10 с. 25 000 экз.

Перельман Я. И. Арифметические ребусы. - Л.: ДЗН, 1941.

Перельман Я. И. Арифметические фокусы. - Л.: ДЗН, 1941.

Перельман Я. И. Быстрый счет. 30 простых приемов устного счета. - Л.: ДЗН, 1941. 5 000 экз. (djvu)

Перельман Я. И. Геометрические головоломки со спичками. - Л.: ДЗН, 1941.

Перельман Я. И. Задумай число. Математический отгадчик. - Л.: ДЗН, 1941.

Перельман Я. И. Квадратура круга. - Л.: ДЗН, 1941. (djvu)

Перельман Я. И. Сильны ли Вы в арифметике? - Л.: ДЗН, 1941.

Перельман Я. И. Солнечные затмения. - Л.: ДЗН, 1941.

Перельман Я. И. Юный физик в пионерском лагере. - Л.: ДЗН, 1941. (djvu)

Перельман Я. И. Я знаю, как Вас зовут? Математический отгадчик имен. - Л.: ДЗН, 1941.

Признаки погоды. - Л.: ДЗН, 1941.

Прянишников В. И. Путешествие по глобусу. - Л.: ДЗН, 1941. 20 с. 100 000 экз.

Умей ориентироваться. - Л.: ДЗН, 1941.

Видеозаписи

  • В мире чудес. Киножурнал «Пионерия». 1936, № 1.
  • Залы астрономии и физики. Союзкиножурнал. 13 апреля 1939, № 34.
  • Из глубины веков. Киножурнал «Пионерия». 1941, № 7.

О Якове Исидоровиче Перельмане, талантливом «неучёном учёном», популяризаторе науки, авторе замечательных учебников «Занимательная математика», «Занимательная физика» и многих других, материал на «Военном обозрении» уже был. Однако основной акцент в этом материале я делала на биографии Якова Исидоровича. А вот о его главном детище - Доме занимательных наук в Ленинграде - написала довольно скупо. Но ведь этот музей, погибший в годы блокады, был настоящим сокровищем знаний, талантливо, если не сказать, гениально преподнесённых детям и взрослым.


Есть версия, что идея создания такого необычного музея пришла Перельману в 1925 году, когда он выступал в суде в качестве эксперта. Рассматривали дело машиниста паровоза Микрюкова: тот сбил корову, которая случайно забрела на железнодорожную насыпь. Машинист утверждал, что сделал всё для экстренного торможения, однако состав по неизвестной причине проехал значительно больше предполагаемого тормозного пути. Микрюкову не верили, считали, что он допустил непростительную халатность и теперь даёт ложные показания. И тогда слово предоставили Перельману. Он положил на стол судьи доску с бильярдными шарами - своеобразный макет товарного состава. Перельман доказал, что во время формирования поезда неправильно распределили груз, сосредоточив его в хвосте, оттого и торможение замедлилось. «Судить надо не Микрюкова, а второй закон Ньютона!» - сказал тогда Перельман. Опыт был настолько нагляден и убедителен, что обвинение было единогласно снято в ту же минуту.

Вот как писал о музее Яков Исидорович: «Находить в старом новое умеет далеко не всякий и далеко не всякий склонен глубоко задумываться над тем, что постоянно совершается перед глазами. Чтобы привлечь внимание к таким обыденным явлениям, надо показать в них новые, неожиданные стороны. Подобный метод пропаганды научных знаний и был положен в основу своеобразного просветительского учреждения - Дома занимательной науки...»

Располагался Дом в бывшем дворце графа Шереметьева - большом красивом здании, которое на шесть лет стало источником чудес для детей и взрослых (правда, первые несколько месяцев музей располагался в павильоне на Елагином острове Центрального парка культуры). Открыл музей свои двери летом 1934 года. Сначала здесь было около двух десятков экспонатов. Но уже осенью 1935 года - более трёхсот пятидесяти, а вскоре - более пятисот.

«Далёкие страны, исчезнувший лес
И недра морозной Сибири
Вам будут показаны в Доме чудес,
Фонтанка, тридцать четыре!» -

гласила яркая афиша. А рядом другая:

«Когда в Гонолулу настанет полночь,
В Ленинграде наступает полдень.
В этот час в Ленинграде,
Фонтанка, 34,
Ежедневно открываются двери
Дома занимательной науки,
В котором вам расскажут
О времени, о земле, о небе,
О числах. О цвете, о звуке
И о многом другом».

И от решётки ворот - широкая белая полоса. Собственный меридиан!

Первое, куда попадали экскурсанты, - зал ожидания и научной самодеятельности. «Трогайте, пожалуйста, сколько угодно!» - гласили надписи на экспонатах и установках.

Посетителей встречало чудесное зеркало. Приближаешься к нему, а видишь чужое усатое лицо. Вот и простой закон в действии: угол падения равен углу отражения.

В стеклянной мензурке, завязанной резиновой плёнкой, в воде передвигался чёртик-водолаз. В маленький бинокль предлагали посмотреть на свои ноги. При этом - о чудо! - стоило попытаться сделать шаг одной ногой, вторая тут же поднималась сама.

В зале астрономии посетители совершали почти настоящий полёт в макете звездолёта (сделанному по проекту К.Э Циолковского). В одном из отсеков звездолёта были... свежие овощи. Циолковский считал, что в каждом космическом корабле должен быть свой огород, где овощи и зелень начнут расти вопреки отсутствию силы тяжести. У входа в звездолёт - плакат со стихами Байрона:
Проложенная Ньютоном дорога
Страданий облегчила тяжкий гнёт;
С тех пор открытий сделано уж много.
И верно мы к Луне когда-нибудь
Благодаря парам, проложим путь...

Ребята могли сравнить размеры планет Солнечной системы, но как необычно! К примеру, арбуз и просяное зерно - Солнце и Земля.
Все удивлялись огромному (5,5 метров в диаметре) искусственному небу с планетами и звёздами. В саду летом работал «трёхгрошовый планетарий» - кстати, первый в Ленинграде. Рефрактор подарила Дому наук Пулковская обсерватория. Здесь работал и кружок юных астрономов. Ребята наблюдали лунные горы и кратеры, кольца Сатурна, звёздные скопления, туманности.

В отделе математики гостей встречали обычные торговые весы, отгадывающие фамилию одного из шести задуманных писателей. Чучело филина с распахнутыми крыльями с помощью светового табло предлагало загадать трёхзначное число, потом совершить с ним несколько арифметических действий и без ошибки сообщало «секрет».

Много было задач в стихах. К примеру...
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян в той роще было?

А потолок? Тёмно-синий с жёлтыми кружочками, он представлял собой наглядный миллион. Все спрашивали: как же маляры не устали столько рисовать и считать? А дело было устроено по-другому: Перельман заказал синие в жёлтый горошек обои. В заказе чётко прописали: оклеить потребуется 250 квадратных метров, на каждом - ровно четыре тысячи горошин. Сделали клише и с его помощью отпечатали на фабрике.

На стене в том же зале висела таблица «Миллионы в плане пятилетки»: сколько намечено к выпуску метров тканей, пар обуви, головных уборов... А ещё надпись: «От начала нашей эры до открытия Дома занимательной науки не прошло ещё одного миллиона дней».

Гипсовый фриз из семисот семи цифр наглядно представлял число «пи» (в те годы это был самый длинный вариант числа). На стенде - стихотворение на немецком языке. По числу букв в каждом слове можно было узнать цифру за цифрой числа «пи». Так получалось 25 знаков после запятой. Имелся и русский вариант, правда, он давал лишь десять знаков: «Кто и шутя и скоро пожелает пи узнать число - уж знает. В цифрах это: 3,1415826525.

Зал географии. Здесь под потолком медленно вращался глобус (диаметр - 4 метра) - такой бы увидел нашу Землю человек, поднявшийся в космическое пространство на 45 тысяч километров.

В стены зала вмонтированы цветные панно с изображением того, что происходит в разных уголках планеты, когда в Ленинграде наступает полдень (помните стихи на афише: «Когда в Гонолулу наступает полночь...» Их автор и автор экспозиций этого зала - Л.В.Успенский). Одно из панно - «Вечер на Ниле» - с хитрецой. Здесь смешаны правда и ложь. Каноэ, берёзы, а на них орангутанги, в реке - крокодил, бегемот и морж, на берегу - страус, тигр и пингвин. На стене - плакат со стихами. Старый моряк рассказывает молодом о своём путешествии по «стране, где струится извилистый Нил». Предлагалось угадать, что в строках правда, а что вымысел.

Можно было увидеть макет Земли, какой её представляли в старину, стоящей на слонах, черепахах и китах. Карта Кольского полуострова называлась «Карта полуострова сокровищ». Она вспыхивала разноцветными огнями - то сверкали месторождения железа, никеля, апатита.

Замечательная по своему остроумию задача в макетах - «Мосты Ленинграда». Здесь перед гостями представала часть города с семнадцатью мостами. Надо было пройти по всем, но при этом нигде не повториться. Справлялся с заданием только тот, кто знал геометрическое правило вычерчивания ломаных одной непрерывной чертой.

Или необычная экспозиция о геологическом прошлом Ленинградской области. Экскурсанты усаживались на рояльные стулья, в зале гасили свет. Поочерёдно вспыхивали диорамы на стенах, стулья поворачивались в эту сторону. Получалось своеобразное путешествие в машине времени.

Зал физики. В разных концах этого зала стояли параболические зеркала. Скажешь шёпотом около одного из них какую-нибудь фразу - в фокусе второго она зазвучит усиленно. Зажжёшь около одного спичку - в фокусе другого она загорится сама.

«Пейте на здоровье!» - гласила надпись на табличке над небольшим фонтанчиком. Но наклонишься над ним - и струя иссякнет. Падающая тень заслоняла луч свете, падавший на фотоэлемент. А он-то и приводил в движение краник.

В стакан с водой экскурсовод предлагал положить иголки так, чтобы он плавали. Ничего не получалось - иглы тонули. Но потрёшь их между пальцами - и всё в порядке. В качестве подсказки рядом висела большая фотография водомера и картина, на которой матросы, застигнутые штормом, выливали за борт масло, пытаясь справиться со стихией.

Известнейшая задачка о том, что тяжелее: килограмм свинца или пуха, родилась именно у Перельмана. Гениальный популяризатор науки знал, что люди частенько путают понятия веса и массы.

Панно изображало героев знаменитой басни Крылова: лебедя, рака и щуку. Согласно ей, «воз и ныне там». Но Перельман убедительно доказывал, что этого просто не может быть, ибо Иван Андреевич не учёл силу тяжести.

Завершала экскурсию по этому залу комната оптических чудес. Ребята и взрослые становились перед экраном, видели свою тень. Отходили от экрана, а тень словно приклеивалась к нему. Портрет девочки на свете в зависимости от освещения то плакал, то улыбался. Экскурсовод менял цвет лампы - и одна картина превращалась в другую, совершенно не похожую на первую. Меняли свой цвет и стулья: то они были зелёными с разводами, то красными...

А теперь - об авторах этого замечательного музея. Первый, конечно, Перельман - идейный вдохновитель, «душа». Он, казалось, никогда не уставал, и наряду с заботами о музее успевал издавать свои знаменитые книги и даже отвечать на корреспонденцию, которая приходила просто-таки тоннами (в книгах Перельман указывал свой домашний адрес). Когда началась Великая Отечественная война, Яков Исидорович в силу своего возраста не мог уйти на фронт.
29 июня 1941 года музей закрылся, но «неучёный учёный» свою просветительскую деятельность не оставил. Он читал лекции-инструкции, посвящённые подготовке войсковых разведчиков. Разработал несколько тем по ориентированию в незнакомой местности в любую погоду, не пользуясь никакими техническим средствами. Чтобы читать эти лекции людям, ему приходилось идти пешком, и порой очень далеко. Бывало, во время пути заставала бомбёжка, и тогда Перельман читал лекции прямо в бомбоубежище - тем, кто в тот момент там был. Когда силы совсем истощились, Яков Исидорович консультировал людей по телефону, однако в начале января 1942 года взрыв снаряда разбил уличный телефонный шкаф. А 16 марта 1942 года Перельман умер от истощения...

Директор музея, Виктор Алексеевич Камский, бывший армейский политработник, философ по образованию (он работал в Ленинградском комбинате наглядной агитации и пропаганды). Именно к нему пришёл Яков Исидорович, когда создание Дома было только мечтой. Виктор Алексеевич подхватил идею «с налёта». Талантливый финансист, редкий организатор, он не ценил расстояний, когда речь шла действительно о находке. Так, однажды Виктору Алексеевичу кто-то рассказал, что на окраине Ленинграда живёт старик, у которого есть деревянные часы. Камский исколесил весь город, но старика нашёл.
В первые дни войны Камский стал добровольцем. Он служил на Волховском фронте, погиб в марте 1942 года.

Лев Васильевич Успенский - лингвист, филолог, публицист, переводчик, придумщик весёлых стихов и плакатов. Он вёл экскурсии в зале географии - правда, не все шесть лет существования музея, так как стал заведовать научно-познавательным отделом журнала «Костёр».

Но, по его собственному признанию, «от Дома отходил не далее, чем на пару километров», всегда помогал советом и делом. Лев Васильевич тоже ушёл добровольцем на войну, в звании интенданта третьего ранга флота получил направление на Кронштадтские береговые посты. Работал и военным корреспондентом. В январе 1943 года его командировали на правый берег Невы, он был участником прорыва блокады. Успенский прошёл всю войну, вернулся в Ленинград и выпустил свою самую известную книгу «Слово о словах», отрывки из которой, к счастью, до сих пор используются в учебниках русского языка (сама встречала и радовалась).

Василий Иосифович Прянишников - астроном, профессор, популяризатор занимательной географии и космогонии, преподаватель Ленинградского Высшего военно-морского училища, подполковник. Его книга «Занимательное мироведение» так понравилась К.Э.Циолковскому, что тот написал Прянишникову письмо: «Дорогой друг! Никогда не забуду Ваших услуг по распространению идей звездоплавания...» к началу войны ему было пятьдесят лет. Но Василий Иосифович всё-таки ушёл на фронт и прошёл всю войну. Послевоенные годы посвятил педагогической и методической работе, писал научно-занимательные статьи, брошюры, книги для ребят и взрослых.

Александр Яковлевич Малков - главный художник Дома занимательных наук. Когда музей только создавался, Александр Яковлевич вошёл в здание, в котором были посетители арктического НИИ. Он, внимательно изучивший материалы о будущих экспонатах, становился в каждом зале, осматривал, несколько минут молчал, а потом объявлял: «Это - география! Это - физика!» Посетители удивлёно оглядывались, ничего не понимая.
Александр Яковлевич тоже ушёл добровольцем в первые дни войны. Остался жив.
Эх, сколько бы чудес сегодня было в Доме занимательных наук...

«Древние знали семь чудес света. Ленинградским мальчишкам и девчонкам предвоенной поры было доподлинно известно восьмое чудо: с 15 октября 1935 года оно находилось в правом (если смотреть лицом к фасаду) флигеле Фонтанного дома (особняка, некогда принадлежавшего графу Шереметьеву) по адресу: Фонтанка, 34, и называлось Дом занимательной науки (сокращенно ДЗН).

Вряд ли нужно говорить о том, что посещение ДЗН не возбранялось и взрослым, которых среди посетителей было ничуть не меньше, чем детей. Вообще, запреты и ограничения были совсем не в духе ДЗН: это был, пожалуй, единственный музей в мире, где вместо привычных ограничительных канатов и примелькавшихся табличек «Руками не трогать!» гостей встречало непривычно приветливое приглашение «Руками трогать!» (Специальные мастерские при ДЗН восстанавливали те экспонаты, которые выходили из строя по причине чрезмерного зрительского интереса: «рукоупорность» экспонатов явно уступала любознательности посетителей ДЗН!).

Впрочем, слово «музей» не передаёт всю специфику этого уникального просветительного учреждения. Где ещё, скажите на милость, можно было увидеть «ленинградский меридиан»? Взглянуть в волшебное зеркало, почему-то упорно не желавшее отражать лицо стоявшего перед ним человека, а упорно показывавшее чью-то усатую физиономию? (Магия объяснялась просто: как и все зеркала мира, волшебное зеркало отражало лучи света по закону «угол падения равен углу отражения», но поверхность его была наклонена под таким углом, что отражала стоявший в стороне портрет усача и никак не могло отражать лица, стоявшего перед зеркалом посетителя.) Где ещё можно было «прочувствовать», сколь велико число «миллион», повернув миллион раз рукоять, приводящую в движение входную шестерню зубчатой передачи с передаточным числом 1:1000000, после чего выходная (последняя) шестерня поворачивалась на один зуб? Где ещё... Впрочем, перечислить все экспонаты ДЗН не представляется решительно никакой возможности, ибо все они от первого до последнего были не простыми, а волшебными.

Творцами восьмого чуда света были директор В.А. Камский, заведующие отделами В.И. Прянишников и Л.В. Успенский, художники А.Я. Малков и Б.Б. Вельте, а инициатором и главным выдумщиком, лишь прикрывавшимся официальной должностью научного руководителя, Я.И. Перельман . ДЗН просуществовал на радость посетителем вплоть до Великой Отечественной войны. К великому сожалению, после войны он так и не смог возобновить свою работу.

Славное имя Якова Исидоровича Перельмана (22.11.1882-16.03.1942) вряд ли нуждается в представлении - его знают и любят не только те, кому посчастливилось побывать в ДЗН, учиться у Я.И. Перельмана или слышать его выступления, но и миллионы читателей в нашей стране и за рубежом. Книги Я.И. Перельмана открыли перед ними красоту мира, указали путь в увлекательный мир науки, позволили свежим взглядом, по-новому, увидеть то, что казалось привычным и неинтересным, ощутить ни с чем не сравнимую радость первого, пусть крошечного и незначительного, самостоятельного открытия, почувствовать притягательность научного поиска.

По прочтении книг Я.И. Перельмана, подлинного учителя миллионов, некоторые из читателей стали инженерами, космонавтами, математиками, физиками, астрономами.

Развивая и продолжая богатые традиции отечественной и зарубежной научно-популярной литературы, Я.И. Перельман создал свой особый жанр - так называемую «занимательную науку» (это не совсем точно – аналогичными публикациями до Я.И. Перельмана занимался Гастон Тисандье – Прим. И.Л. Викентьева). Мы начинаем наши пёстрые беседы с эскизного наброска к портрету признанного патриарха и создателя занимательного жанра в знак признательности и глубокого восхищения».

Данилов Ю.А., Что такое занимательная наука / Прекрасный мир науки, М., «Прогресс-Традиция», 2008 г., с. 336-337.