Блок – жизненный и творческий путь; основные темы творчества (образ России и лирической героини). Ранняя гражданская лирика А.А

Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике Блока несколько ключевых слов. Так, К.И.Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока - «туманы» и «сны». Наблюдение критика соответствовало профессиональным «наклонностям» поэта. В «Записных книжках» Блока есть такая запись: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». Для всего корпуса лирики Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Они, эти образы и слова, наделяются не только словарными значениями, но и дополнительной смысловой энергией, впитывают новые семантические оттенки из ближайшего словесного окружения. Но не только контекст конкретного стихотворения определяет семантику таких слов-сигналов. Решающим для формирования значений отдельных слов в творчестве Блока оказывается цельный корпус его лирики.

Можно, конечно, прочитать и как-то понять любое отдельное стихотворение Блока. Но чем больше его стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения, потому что каждое произведение излучает «заряд» собственного смысла и одновременно «заряжается» смыслом других стихотворений. Благодаря сквозным мотивам лирика Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения».

С чем же связана такая позиция автора множества прекрасных лирических стихотворений? Прежде всего с тем, что в центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношениях со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Такая проблематика до Блока традиционно воплощалась в жанре романа. Вспомним, что в качестве жанрового обозначения «Евгения Онегина» А.С.Пушкин использовал словосочетание «роман в стихах». В стихотворном романе Пушкина - отчетливый, хотя и незавершенный сюжет, многогеройная композиция персонажей, множество внесюжетных элементов, позволявших автору свободно «отступать» от повествовательных целей, «напрямую» обращаться к читателю, комментировать сам процесс создания романа и т.п.

В лирическом «романе» Блока тоже есть своеобразный сюжет, но не событийный, а лирический - связанный с движением чувств и мыслей, с разворачиванием устойчивой системы мотивов. Если содержание пушкинского романа во многом определяется меняющейся дистанцией между автором и героем, то в блоковском лирическом «романе» такой дистанции нет: личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Вот почему по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин, сегодня широко используемый и по отношению к творчеству других лириков, появился в работах замечательного литературоведа Ю.Н.Тынянова - в его статьях о поэзии Блока.

Теоретическое содержание категории «лирический герой» - синтетический характер субъекта лирического высказывания: в местоименной форме «я» неразделимо сливаются мировоззренческие и психологические качества биографического «автора» и разнообразные «ролевые» проявления героя. Можно сказать об этом иначе: герой блоковской лирики может представать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощения одной души - одного мироощущении, одного способа мышления.

Введение нового термина было вызвано тем, что «самой большой лирической темой» Блока, по словам Тынянова, стала сама личность поэта. Вот почему при всем разнообразии тематического материала, составляющего «предметный» фон блоковского «романа», лирическая трилогия от начала до конца остается моно-центричной. В этом отношении цельный корпус блоковской лирики можно сравнить с такими образцами прозаических моноцентрических романов, как «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака. Для всех трех художников важнейшей категорией художественного мира была категория личности, а сюжетно-композиционные особенности их произведений прежде всего подчинены задаче раскрытия мира личности.

Какова внешняя композиция блоковского «романа в стихах»? Поэт делит его на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения». «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона: в христианской традиции оно обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. Важно, что в поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности - художника, артиста, всей своей жизнью служащего пересозданию мира на основах добра и красоты, совершающего подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов.

Путь такой личности - лирического героя романа - стал основой сюжета трилогии. В рамках каждого из трех этапов общего движения - множество частных эпизодов и ситуаций. В прозаическом романе, как правило, конкретный эпизод составляет содержание главы, в лирическом романе А.Блока - содержание стихотворного цикла, т.е. нескольких стихотворений, объединенных общностью ситуации. Для «романа пути» вполне естественно, что самой распространенной оказывается ситуация встречи - встречи лирического героя с другими «персонажами», с разнообразными фактами и явлениями социального или природного мира. На пути героя - реальные преграды и обманчивые миражи «болотных огней», соблазны и испытания, ошибки и подлинные открытия; путь изобилует поворотами и перекрестками, сомнениями и страданиями. Но главное, что каждый последующий эпизод обогащает героя духовным опытом и расширяет его кругозор: по мере движения пространство романа расширяется концентрическими кругами, так что в конце пути взор героя объемлет пространство всей России.

Помимо внешней композиции, определяемой делением на книги (тома) и разделы (циклы), трилогия Блока организована и более сложной внутренней композицией - системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, - категория формально-содержательная: мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое (генетически термин «мотив» связан с музыкальной культурой и поначалу использовался в музыковедении. Впервые зафиксирован в «Музыкальном словаре» (1703) С. де Броссара).

Поскольку прямые сюжетные связи между стихотворениями отсутствуют, мотив восполняет композиционную цельность стихотворного цикла или даже всей лирики поэта. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, символами, цветовыми обозначениями). Ассоциативный пунктир, прочерчиваемый в лирике поэта благодаря этим повторам и вариациям, выполняет структурообразующую функцию - объединяет стихотворения в лирическую книгу (эта роль мотива стала особенно важной в поэзии XX века).

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии - первого этапа пути поэта - «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С.Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Смысл любви, по Соловьеву, состоит в обретении личностью идеальной цельности, которая приблизит человека к высшему благу - «абсолютной солидарности», т.е. слиянию земного и небесного. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу.

«Стихи о Прекрасной Даме» принципиально многоплановы. В той мере, в какой они говорят о реальных чувствах и передают историю «земной» любви - это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе - они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном». «Способ восприятия» мира и соответствующий ему способ символизации в поэзии Блока этого времени - это способ всеобщих, универсальных аналогий и мировых «соответствий», - отмечает известная исследовательница Л.А.Колобаева.

Каковы же эти аналогии, каков символистский «шифр» ранней лирики Блока? Вспомним, что такое символ для поэтов блоковского поколения. Это особый тип образа: он нацелен не на воссоздание явления в его материальной конкретности, но на передачу идеальных духовных начал. Составные части такого образа отчуждены от бытовых условий жизни, связи между ними ослаблены или опущены. Символический образ включает в себя элемент тайны: эту тайну нельзя логически разгадать, но можно вовлечь в интимное переживание, чтобы интуитивно проникнуть в мир «высших сущностей», прикоснуться к миру божества. Символ не просто многозначен: он включает два порядка смыслов, на равных началах свидетельствует о реальном и сверхреальном.

Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта Встреча преобразит мир и героя, соединит землю с небом. У частники этого сюжета- «он» и «она» . Драматизм ситуации ожидания - в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, поведение героя определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» - влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» - безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

Поэт широко использует прилагательные с семантикой неопределенности и глаголы с семантикой безличности или пассивного созерцания: «неведомые тени», «нездешние видения», «непостижимая тайна»; «вечер придвинется», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю», «направляю взор» и т.п. Литературоведы часто называют первый том лирики Блока «стихотворным молитвенником»: в нем нет событийной динамики, герой застывает в коленопреклоненной позе, он «молча ждет», «тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения - упоминаниями лампад, свечей, церковной ограды, - а также господством белого, алого и золотого цветов в живописной палитре.

Основной раздел «Стихов о Прекрасной Даме» был в первом издании (в форме лирического сборника) назван «Неподвижность». Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется драматической сменой его настроений: светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью ее крушения, нарастают настроения несовместимости земного и небесного. В хрестоматийном стихотворении «Предчувствую Тебя...» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит важный мотив боязни Встречи. В миг воплощения Прекрасная Дама может превратиться в греховное создание, а ее нисхождение в мир - оказаться падением:

Весь горизонт в огне, и близко появленье.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

Особой напряженностью отмечен завершающий первый том цикл «Распутья». Светлая эмоциональная атмосфера влюбленного ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. В поле зрения героя попадают приметы « повседневности »: быт городской бедноты, людское горе («Фабрика», «Из газет» и др.). «Распутья» предвосхищают важные перемены в судьбе лирического героя.

Эти перемены отчетливо проявились во втором томе лирической трилогии. Если первый том лирики определялся мотивами ожидания Встречи и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан прежде всего с мотивами, погружения в жизненные стихии, или, используя формулу самого Блока, «мятежа лиловых миров». Сознание лирического героя обращено теперь к непридуманной жизни. Она является ему в стихиях природы (цикл «Пузыри земли»), урбанистической цивилизации (цикл «Город») и земной любви («Снежная маска»), В конечном счете череда встреч героя со стихиями приводит его к встрече с миром действительности. Изменяется само представление героя о сущности мира. Общая картина жизни резко усложняется: жизнь предстает в дисгармонии, это мир множества людей, драматических событий, борьбы. Важнее всего, однако, что в поле зрения героя теперь - национальная и общественная жизнь страны.

Второй том лирики, соответствующий второму периоду творчества поэта, - самый сложный по структуре мотивов и многообразию интонаций (трагических и иронических, романтических и «балаганных»). Стихия - ключевой символ второго тома лирики. Этот символ в сознании поэта близок тому, что он называл «музыкой», - он связан с ощущением глубинной творческой сути бытия. Музыка в представлении Блока пребывает в природе, в любовном чувстве, в душе народа и в душе отдельного человека. Близость к стихиям природы и народной жизни обеспечивает человеку подлинность и силу его чувств. Однако сближение с многообразными стихиями становится для героя не только залогом наполненности жизни, но и серьезнейшим нравственным испытанием.

Стихия не существует вне земных воплощений. Крайними воплощениями «земного» начала становятся в лирике поэта персонажи народной демонологии из цикла «Пузыри земли» (чертенята, колдуны, ведьмы, русалки), одновременно влекущие и пугающие. Среди «ржавых болот» постепенно исчезают былые порывы ввысь, к золоту и лазури: «Полюби эту вечность болот:/ Никогда не иссякнет их мощь». Пассивное растворение в стихиях может обернуться самодовлеющим скепсисом, забвением идеала.

Меняется и облик героини любовной лирики - Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, неотразимо-притягательной «посюсторонней» женщиной, шокирующей и одновременно очаровательной. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) контрастно соотнесены «низкая» действительность (дисгармоничная картина пригорода, компания завсегдатаев дешевого ресторана) - и «высокая» мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки). Однако ситуация не исчерпывается традиционным романтическим конфликтом «мечты и действительности». Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале, - и порождение «страшного мира» реальности, женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов». Образ оказывается двуликим, он строится на соединении несоединимого, на «кощунственном» совмещении прекрасного и отталкивающего.

По мнению Л.А.Колобаевой, «двуплановость теперь иная, чем в «Стихах о Прекрасной Даме». Там образное движение направлено на то, чтобы в видимом, земном, человеческом, в любви прозреть чудо, нечто бесконечное, божественное, от «вещей» подняться «ввысь», к небу... Теперь двойственность образа не мистически возвышающая, а, напротив, развенчивающая, горько-отрезвляющая, ироническая». И все же эмоциональный итог стихотворения - не в сетованиях на иллюзорность красоты, а в утверждении ее тайны. Спасение лирического героя - в том, что он помнит - помнит о существовании любви безусловной («В моей душе лежит сокровище,/ И ключ поручен только мне!»).

Стихотворения Блока с этих пор часто строятся как исповедь о том, что сквозь «мерзости» переживаемого дня пробивается - либо укором и сожалением, либо болью и надеждой - память об идеале. «Попирая святыни», лирический герой Блока жаждет верить; бросаясь в вихрь любовных измен, - тоскует о любви единственной.

Новое мироощущение лирического героя повлекло за собой изменения в поэтике: резко возрастает интенсивность оксюморонных сочетаний, особое внимание уделяется музыкальной выразительности стиха, метафоры последовательно развиваются в самостоятельные лирические темы (один из характернейших образцов такого «плетения» метафор - стихотворение «Снежная завязь»). Вот как высказывался об одном из циклов второго тома («Снежная маска») Вяч. И.Иванов - крупнейший теоретик среди символистов 1900-х гг.: «По-моему, это апогей приближения нашей лирики к стихии музыки... Звук, ритмика, ассонансы пленительны; Упоительное, хмельное движение, хмель метели... Дивная тоска и дивная певучая сила!».

Однако мир стихий способен полонить лирического героя, прервать его движение. Блок ощущает необходимость искать какие-то новые пути. В самом многообразии стихий необходим выбор. «Не значит ли понять все и полюбить все - даже враждебное, даже то, что требует отречения от самого дорогого для себя, - не значит ли это ничего не понять и ничего не полюбить? » - пишет он в 1908 г. Возникает потребность приподняться над стихийностью. Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл « Вольные мысли», знаменующий решающий переход к трезвому и четкому отношению к миру. Что же выносит лирический герой из опыта приобщения к стихиям? Главное - это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. От «антитезы» безверия и субъективности герой возвращается к вере, но его вера в идеальное начало жизни наполняется новыми смыслами по сравнению с ранней лирикой.

Одно из принципиальных стихотворений второго тома - «О, весна без конца и без края...». В нем развивается один из важнейших мотивов лирики Блока - «и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь». Жизнь открывается лирическому герою во всей неприглядности («томления рабьих трудов», «колодцы земных городов», «плач», «неудача»). И все же реакция героя на все проявления дисгармонии далека от однозначного неприятия. «Принимаю» - вот волевое решение лирического героя. Но это не пассивное смирение перед неизбежностью: герой предстает в облике воина, он готов противостоять несовершенству мира.

Каким же выходит лирический герой из испытаний стихиями? Ему свойственно смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, испытать все напряжение страстей - во имя полноты познания жизни, принять ее такой, какая она есть - в сопряжении «прекрасного» и «страшного» начал, но вести вечный бой за ее совершенство. Лирический герой теперь «мужественно глядит в лицо миру». «В конце пути», как писал поэт в предисловии к сборнику «Земля в снегу», для него «расстилается одна вечная и бескрайная равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия».

В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух частей трилогии. Он открывается циклом «Страшный мир». Ведущий мотив цикла - омертвение мира современной городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации представлен знаменитым стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека...». В орбиту этих сил духовной смерти попадает и лирический герой: он трагически переживает собственную греховность, в его душе нарастает ощущение смертельной усталости. Даже любовь теперь - чувство мучительное, оно не избавляет от одиночества, а только обостряет его. Вот почему лирический герой осознает как греховные поиски личного счастья. Счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Ощущение безысходности приобретает у героя всеохватный, космический характер:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь который раз?

Образ огромной обобщающей силы создан в заключающем весь цикл стихотворении «Голос из хора». Здесь - апокалиптическое пророчество о грядущем торжестве зла:

И век последний, ужасней всех,

Увидим и вы и я.

Все небо скроет гнусный грех,

На всех устах застынет смех,

Тоска небытия...

Вот как комментирует эти строчки сам поэт: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться не сказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

Полюс «страшного мира» вызывает в сознании лирического героя мысль о грядущем возмездии - эта мысль развивается в двух небольших циклах «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, настигает человека за измену идеалу, за утрату памяти об абсолютном. Это возмездие - прежде всего суд собственной совести.

Логическое развитие сюжета пути лирического героя - обращение к новым, безусловным ценностям - ценностям народной жизни, Родины. Тема России - важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все - о России», - ответил Блок. Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина».

Перед этим важнейшим в «трилогии вочеловечения» циклом Блок помещает лирическую поэму «Соловьиный сад». Поэма воссоздает ситуацию решающего распутья в сюжете лирического романа. Она организована непримиримым конфликтом, исход которого не может не быть трагическим. Композиция строится на противопоставлении двух начал бытия, двух возможных путей лирического героя. Один из них - повседневный труд на скалистом берегу, томительное однообразие существования с его «зноем», скукой, обездоленностью. Другой - завлекающий музыкой «сад» счастья, любви, искусства:

Не доносятся жизни проклятья

В этот сад, обнесенный стеной...

Поэт не пытается найти примирения «музыки» и «необходимости», чувства и долга; они с подчеркнутой суровостью разделены в поэме. Однако оба жизненных «берега» являют собой несомненные ценности для лирического героя: между ними он и блуждает (с «каменистого пути» сворачивает в соловьиный сад, но оттуда слышит призывный шум моря, «далекое рычанье прибоя»). В чем же причина ухода героя из соловьиного сада? Вовсе не в том, что он разочарован «сладкой песнью» любви. Эту чарующую силу, уводящую с «пустого» пути монотонного труда, герой не судит аскетическим судом и не лишает прав на существование.

Возвращение из круга соловьиного сада - не идеальный поступок и не торжество «лучших» качеств героя над «худшими». Это трагический, подвижнический выход, связанный с потерей действительных ценностей (свободы, личного счастья, красоты). Лирический герой не может быть удовлетворен своим решением, как не мог бы обрести духовной гармонии, останься он в «саду». Его участь трагична: в каждом из необходимых, дорогих для него миров есть своя «правда», но правда неполная, односторонняя. Поэтому не только замкнутый «оградой высокой и длинной» сад рождает в душе героя ощущение сиротства, но и возвращение к скалистому берегу не избавляет его от тоскливого одиночества.

И все же выбор сделан в пользу сурового долга. Это подвиг самоотречения, определяющий дальнейшую судьбу героя и позволяющий многое понять в творческой эволюции автора. Смысл своего пути и логику лирической трилогии Блок наиболее четко определил в одном из писем Андрею Белому: «...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, « возмездию » и... - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру... получившего право изучать формы... вглядываться в контуры «добра и зла» - ценой утраты части души».

Выйдя из «Соловьиного сада», лирический герой трилогии расстается со «сладкой песнью» любви (важнейшая до сих пор любовная тема уступает место новой верховной ценности -- теме родины). Сразу вслед за поэмой в третьем томе «лирического романа» - цикл «Родина» - вершина «трилогии вочеловечения». В стихах о России ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики Блока составляет цикл « На поле Куликовом ». Куликовская битва в восприятии поэта - символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому столь важна в этих стихах лексика с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...»; «Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла...». Тем самым обнажаются нити, связывающие историю с современностью.

Стихотворения строятся на противопоставлении двух миров. Лирический герой предстает здесь безымянным воином войска Дмитрия Донского. Тем самым личная судьба героя отождествляется с судьбой Родины, он готов погибнуть за нее. Но в стихах ощутима и надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль».

Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока - стихотворение «Россия» - начинается все тем же наречием «опять». Эта лексическая частность заслуживает комментария. Лирический герой трилогии уже прошел огромный путь - от неоформленных предчувствий грандиозных свершений - к ясному пониманию своего долга, от ожидания встречи с Прекрасной Дамой - к реальной встрече с «прекрасным и яростным» миром народной жизни. Но сам образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. «Нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами. Подробности лирического пейзажа «перетекают » в портретные детали: «А ты все та же - лес да поле, / Да плат узорный до бровей». Выразительны портретные штрихи облика Руси в другом стихотворении цикла - «Новая Америка»: «Шопотливые, тихие речи, / Запылавшие щеки твои...».

Для лирического героя любовь к Родине - не столько сыновнее, сколько интимное чувство. Потому образы Руси и Жены в лирике Блока очень близки. В облике России оживает память о Прекрасной Даме, хотя эта связь логически не явлена. Предыстория лирического «я» входит в структуру стихов о Родине, а сами эти стихи ретроспективно обогащают раннюю любовную лирику Блока, подтверждают мысль поэта о том, что все его стихи - о России. «...Две любви - к единственной женщине и к единственной на земле стране, Родине - два высших божественных зова жизни, две главные человеческие необходимости, которые, по Блоку, имеют общую природу... И та, и другая любовь драматичны, в каждой свое неизбежное страдание, свой «крест», и поэт «бережно» несет его через всю жизнь...» -подчеркивает Л. А.Колобаева.

Важнейший мотив стихов о Родине - мотив пути («До боли / Нам ясен долгий путь!»). В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь. Чтобы подвести итоги трилогии, воспользуемся формулой одного из крупнейших блоковедов - Д.Е.Максимова: «Путь Блока предстает... как некое восхождение, в котором «отвлеченное» становится «конкретнее», неясное - яснее, уединенное срастается с общенародным, вневременное, вечное - с историческим, в пассивном зарождается активное».

Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А. Блока. Как символист в раннем творчестве он рассматривает три темы: Жизнь, Смерть, Бог. В том или ином виде эти темы интерпретируются в разные периоды творчества и возникают то в туманных образах-символах цикла «Стихи о Прекрасной Даме», то в иронических строках поздних стихов. Типичными образами-символами раннего Блока были звезда, весна, туманы, ветер, полумгла, тени и сны. Все это, употреблено в метафорическом смысле, становилось символами, с помощью которых поэт познает вечную тайну жизни. Но после синих туманов раннего творчества приходят романтическое восхищение сугубо земными чертами жизни. Так появляется Незнакомка - воплощение Женственности, доступной не только Душе Мира, а и реальной женщине.

Интересно, что и Родину А. Блок изображает именно как женщину. Так в стихах «Русь», «Россия», «На поле Куликовом» встречаем образ России-Женщины, Росси-жены. Родина для него надежда и утеха. Он верит в ее жизнестойкость, как верит в стойкость и мужество русской женщины, способной любить безрассудно, прощать великодушно и достойно терпеть жизненные испытания. Так тема Родины переплетается с вечными темами Жизни, Смерти, Бога.

Так же много говорит Блок о любви как основе бытия. Поэт возражает грубому вмешательству в поэзию любви любых расчетов, любовь - это стихия, это буря. Не случайно именно этими образами-символами передана она у Блока. С образами любви связаны поиски гармонии в жизни поэта. Проблемы морали в обществе решаются через поиски единства с миром. Раздвоенность, поиски равновесия приводят временами к печальным выводам: «Что счастья не нужно было, что сей несбыточной мечты и на полжизни не хватило». Однако связь с миром найдена. И в поздних стихах А. Блока снова решаются вопрос о смысле бытия, о Жизни, Смерти и Боге. Эти темы вечные, в каких бы образах они не возникали в творчестве А. Блока.

«Ведь тема моя, я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Александр Александрович Блок полностью, целиком, безмерно любил Россию, отдавал ей душу как любимой женщине. Его жизнь навеки переплелась с Родиной, он приносил ей в жертву частичку себя, а она исцеляла его душу своим «целительным пространством».

Блок видел Россию такой, какой ее видел Гоголь - надоблачной и прекрасной. Она - дитя Гоголя, его творение. «Она открылась ему в красоте и музыке, в свисте ветра и в полете сумасбродной тройки», - писал А.А. Блок в статье «Дитя Гоголя». В эту же самую тройку и садится поэт, в ней он летит безграничными полями, размытыми и грязными путями России. И по дороге Блок видит то, что сжимает его сердце - убогость и униженность Отечества.

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Душа поэта голая, так как голая страна. «Это - стройный танец России, которой уже незачем терять; все тело свое она подарила миру и теперь, свободно бросив руки на ветер, пошла в танец по всему своему бесцельном раздолье», - писал Блок в статье «безвременье». И именно бесцельным раздольем лечит Россия человека. Надо полюбить ее, «надо поездить по России», - писал перед смертью Гоголь.

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Приюти ты в далях необъятных!

Нас и жить и плакать без тебя.

А.А. Блок создал свою собственную заповедь любви: «Если только полюбит россиянин Россию - полюбит и все, что есть в России. Без болезней и страданий, которые в таком количестве накопились в ней и в которых виновны мы сами, не ощутил бы никто из нас сострадание к ней. А сострадание уже является началом любви…» Блок жил любовью к России, и это придавало ему сил.

В поэзии Блока звучит пророческое предсказание и ощущение судьбы Отечества в прошлом. Огромное значение имеют стихи «скифы» и «На поле Куликовом». Стихотворение «Русь» пропитано магическими и сказочными мотивами. Перед нами возникает такая Русь, какой ее создал Гоголь, полная обрядов и тайн. Россия для Блока - это особая страна, обреченная перенести ужасы и унижение, но полу победительницей. Ключ к победе А.А. Блок видел в революции, в ней, как он считал, высокие идеалы. Он рассматривал революцию как стихию, способную переменить мир. Но этого не произошло, и поэта мечта развеялась, как наваждение, оставив в душе лишь горький осадок надежд, которые не оправдались.

«Отечество - это жизнь или смерть, счастье или гибель». Жизнь по такому принципу для Блока - не фанатизм, а отменило полного преданность России. Поэт верил, что настанет время, когда на страну упадет луч солнца, и она заиграет всеми цветами радуги. Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, только мы можем выбирать между жизнью и смертью и тем самым определять свою судьбу.

Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы.

Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных переживаний, которые происходили в его жизни. Сам мастер поэтического слова называет свои стихи «трилогией вочеловечения».

Первый том – это ожидание Прекрасной Дамы. Первый цикл «Ante lucem» являет собой предчувствие вечной женственности, которая через тьму приведет мир к гармонии. Вообще тема любви в лирике Блока представлена, пожалуй, шире всего. Твердя о картонности женщин, которых он любил, поэт видит в них звезды и нездешние дали. Недаром второй цикл носит название «Стихи о Прекрасной Даме».

Прекрасная Дама для него является воплощением вечного идеала красоты, а лирический герой – ее служителем, ожидающим будущего преображения жизни. Года проходят мимо поэта в этом предчувствии, а неизменная в совершенстве и дивной прелести Прекрасная Дама изменяет свое обличье, являясь то «девой», то «женой, облеченной в солнце».

Любовь для поэта – божественное чувство, а значит его возлюбленная – не простая земная девушка, а небесная сущность. Поэтому и звучат в его стихах слова о бессмертии, безграничности, всемогуществе, непостижимой премудрости.

Даже если в лирическом произведении речь идет о сугубо личном, все равно в нем ощущается «единство с миром». Этот мотив очень важен для понимания творчества Блока.

В третьем цикле «Распутья» стихи приобретают трагическое звучание. Основными мотивами становятся забвенье и сон. Душа лирического героя разрывается между высоким и низким, трагедией и фарсом, в его мир вторгается стихия балагана. Происходит подготовка к трагическому перелому в жизни и разрушению идеалов.

Вторая книга стихов Блока – это отражение перехода от божественной гармонии к земному хаосу. Балаганчик и «адская свита» приобретают устойчивые черты. Цикл «Город» – показ сосуществования двух реальностей: неземной гармонии и бесчеловечности города Петра. С одной стороны это находящаяся в городе Незнакомка – призрачный идеал, «сокровище», которое находится в душе поэта. С другой – «пьяницы с глазами кроликов», кричащие об истине в вине. Появляется и мотив смерти, постоянное предчувствие остановки жизни и прихода хаоса.

Цикл «Снежная маска» – это олицетворение стихии, вихря, в котором человек лишается своего лица, становящегося маской. Мировой вихрь, появляющийся здесь, затем в полной мере реализует себя в поэме «Двенадцать».

Возвращение лирического героя к жизни происходит в цикле «Фаина». Однако реальность – уже не та, что была ранее. В ней удивительно сливаются противоречия, что хорошо видно в стихотворении «Осенняя любовь». Так исподволь зреет мысль о несовершенстве мира, который изменить невозможно, а нужно приложить все усилия, чтобы его понять.

Последняя книга стихов Блока – это исследование человеческой души. Название цикла «Страшный мир» и стихов, входящих в него, «Пляски смерти», «Песнь ада», «Унижение» говорят само за себя.

Обращается поэт и к теме памяти в цикле «Возмездие». Забытье напоминает смерть («О доблестях, о подвигах, о славе…»), однако память – это всегда расплата, которой не избежать («Шаги командора»).

Цикл «Ямбы» представляет собой символ явления нового мира. Его лирический герой стремится постичь космос, но, придя к убеждению невозможности этого, возвращается к жизни общества. В основе цикла лежит стремление переделать жизнь согласно законам добра и справедливости («О, я хочу безумно жить »).

Исследование собственного мира и мира своей отчизны через познание чужой страны происходит в цикле «Итальянские стихи». «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки» – эти циклы стихотворений продолжают исследовать тему памяти, в частности, исторической. А в «Кармен» еще и вплетается тема двоемирия, также характерная для творчества Блока.

Одним из заключительных циклов третьей поэтической книги является «Родина». У Блока образы женщины и отчизны тесно связаны между собой. Русь для него – это жена, возлюбленная. В ней совмещены европейские и азиатские черты, высокое и будничное начало. Родина поэта объединяет поэтичность, одухотворенность с нищетой и тоской. Чувство любви к отечеству помогает поэту верить в ее светлое грядущее, в то, что тяготы и препятствия на своем пути она обязательно преодолеет.

В духовном пути Блока-поэта видится путь человека, который жил в переломное, кризисное время. Его лирическая дорога пролегла от прекрасного идеала к постижению вечности.

    • А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы». Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души - идеала, присутствующего почти в каж­дом […]
    • Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины. Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души. Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько […]
    • Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом: И с […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время […]
    • Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в […]
    • Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и […]
    • Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы». Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием […]
    • Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель? В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев. Автор […]
    • Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на […]
    • Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал к «натуральной школе». Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод […]
    • Великий Шёлковый путь – путь к самому себе Что определяет характер отдельно взятого человека или целого народа? Что формирует мировосприятие и даёт возможность выделить себя или свой народ из бесконечного мира, простирающегося вокруг? В первую очередь для решения подобных задач человеку необходимо иметь возможность сравнивать. Сравнивать себя с другими людьми, свою страну с другими странами. А для того, чтобы сравнивать, нужно обладать информацией о мире. В наше время информация легкодоступна, её много, иногда […]
    • Во всех учебниках пишут, что история – это наука о прошлом. История – это записи о том, что происходило в мире, в нашей стране или в нашем родном городе много лет назад. Даже то, что происходит с нами сейчас, когда-то станет историей и попадет в школьные учебники. Знать историю своего народа также важно, как и разбираться в том, что происходило во всем мире давным-давно. История учит нас положительным и отрицательным примерам. Мы можем сделать выводы на ошибках прошлого и больше их не совершать. Или узнать […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Наконец-то мы смогли перевернуть листок календаря, на котором прочно обосновался месяц февраль, и начали готовиться к приходу радостной весны, ведь уже наступил март. Хотя в самом начале месяца везде еще лежат сугробы, а в некоторых областях до сих пор сильные морозы, душа уже застыла в радостной предвкушении тепла и весеннего ласкового солнышка. Робкие лучики небесного светила уже потихоньку набирают силу, поэтому тут и там сугробы начинают подтаивать, но до настоящей оттепели еще далеко. Ранняя весна - […]
  • Александр Блок вошёл в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик. В его несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для потомков нежное лирическое озаренье, искренность, накал драматичных ситуаций, патриотизм.

    Александр Блок разделил участь тех, кто жил и «глаголил» на рубеже двух эпох. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на два периода: До и После. Именно в это переломное время творил поэт. Глобальные революционные изменения, происходящие в обществе, не могли не оказать влияния на жизнь и творчество стихотворца.

    В творчестве Александра Блока чётко прослеживаются мотивы классической поэзии, и в то же время налицо элементы новаторства. Тончайший лиризм, «правильность» и чёткость стиха перемежаются у автора со свободным стихотворным размером.

    Характерные для поэзии в целом напевы одиночества и любви соседствуют в его творчестве с темой «страшного мира» и патриотическими стихами.

    Поэтические сборники Блока – , — по-разному воспринимали современники. От его вознесения к вершинам поэтического олимпа («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость»), до не понятой критиками третьей книги «Земля в снегу». А затем – вновь победа. Знаменитый сборник «Ночные часы», в который вошёл цикл итальянских стихов. «…меня как бы вторично прославили» , — писал Блок.

    Театр Блока – особенный. Выступая в роли драматурга, автор поражает нас удивительными переплетениями сценических моментов и стихов. Театр – это продолжение, мощное развитие лирики на высших ступенях искусства. «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — «драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла». Сам автор подчёркивает: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений» . Главные герои пьес персонифицируют «как бы разные стороны души одного человека», «ищут жизни прекрасной, свободной и светлой».

    Выдающиеся произведения Блока «Роза и крест» (вершина драматургии литератора, 1912 год), и поэма «Двенадцать», ставшая воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей, характеризуют его как несомненного новатора, творца, великого мастера поэтического слова.

    Обращаясь к творчеству Блока, нельзя обойти вниманием одну из его последних работ. Она написана 11 февраля 1921 года и называется «Пушкинскому дому». Необычна история появления этой работы. Пятого февраля 1921 года одна из служащих Пушкинского дома Е.П.Казанович обратилась к Александру Блоку с просьбой написать ей в старинный альбом стихотворение. Поэт согласился. Но женщина заболела, и смогла передать альбом поэту лишь спустя полтора месяца. «Каково было мое смущение, восхищение и радость, когда, открыв альбом, я увидела на первых трёх страницах его большое, написанное прекрасным блоковским почерком новое стихотворение. Оно называется «Пушкинскому дому». В этом стихотворении Блок подтверждает верность идеалам Пушкина. И его главным лозунгам: Гармонии, Красоте, Радости…

    Пушкин! Тайную свободу
    Пели мы вослед тебе!
    Дай нам руку в непогоду,
    Помоги в немой борьбе!

    Не твоих ли звуков сладость
    Вдохновляла в те года?
    Не твоя ли, Пушкин, радость
    Окрыляла нас тогда?

    Вот зачем, в часы заката
    Уходя в ночную тьму,
    С белой площади Сената
    Тихо кланяюсь ему.

    В сокращённом варианте «Пушкинскому дому», Александр Блок

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    открытого урока по литературе

    на тему:

    «А.А. Блок. Мотивы лирики».

    Екатерина

    Александровна,

    Учитель русского

    Языка и литературы

    МОУ Гимназия №56»

    П. Красково

    Тема урока

    А.А.Блок. Мотивы лирики.

    Цели урока:

    Образовательные

    1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
    2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

    Развивающие

    1. Способствовать

    Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

    Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

    2) Закрепить навык

    По систематизации материала,

    Участия в дискуссии,

    Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

    Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

    Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

    Воспитательные

    Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

    Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

    Формировать представление о вечных ценностях,

    Воспитывать любовь к Родине,

    Воспитывать высокое отношение к женщине.

    Технологии:

    Проектная технология,

    Технология опережающего обучения,

    Технология группового обучения,

    Блочно-модульная технология,

    Технология исследовательского обучения.

    Межпредметные связи:

    История,

    Музыка,

    Живопись,

    Кино,

    Философия,

    Психология.

    Оборудование:

    Портрет Блока,

    Репродукции картин русских художников,

    Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

    Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

    Ярцевой,

    Схемы, опорные конспекты,

    Компьютер и мультимедийная доска.

    Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

    1) «Стихи о Прекрасной Даме».

    2) Цикл «Город».

    3) Тема Родины в поэзии Блока.

    4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

    План урока

    1. Слово учителя
    2. Проверка домашнего задания:

    Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

    Беседа по проекту «Город»

    3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

    4) Проверка домашнего задания:

    Проект «Родина в лирике Блока»,

    Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

    5) Итоги урока:

    Образы,

    Мотивы,

    6) Домашнее задание

    А.А. Блок. Мотивы лирики.

    Слово учителя

    Когда под забором в крапиве

    Несчастные кости сгниют,

    Какой-нибудь поздний историк

    Напишет внушительный труд…

    Вот только замучит проклятый,

    Ни в чём неповинных ребят

    Годами рожденья и смерти

    И ворохом скверных цитат…

    Печальная доля – так сложно,

    Так трудно мучительно жить,

    И стать достояньем доцента,

    И критиков новых плодить…

    Зарыться бы в снежном бурьяне,

    Забыться бы сном навсегда!

    Молчите, проклятые книги!

    Я вас не писал никогда.

    Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

    Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

    Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

    Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

    (Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

    Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

    Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

    Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

    Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

    (Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

    Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

    (Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

    Вопрос выступившей группе

    Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

    (Многое непонятно)

    Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

    (Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

    Вопрос классу

    Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

    (Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

    Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

    (Это Петербург)

    В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

    (В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

    Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

    (У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

    Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

    Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

    (Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

    Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

    Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

    (Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

    - «тлетворный дух»,

    - «детский плач»,

    - «кривится диск»,

    - «пьяное чудовище».

    Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

    Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

    Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

    (Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

    В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

    Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

    (Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

    Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

    (Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

    Вопрос классу

    Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

    Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

    (1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

    2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

    3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

    Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

    (Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

    Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

    Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

    Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

    Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

    Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

    (1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

    О любви,

    О Родине,

    О женщине,

    О России,

    О революции.

    2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

    Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

    Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

    Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

    (В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

    В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

    Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»