Народный праздник Юрьев день: значение и традиции. Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников

В статье мы расскажем о том, что такое Юрьев день, какова история этого праздника, а также о том, в честь кого он отмечается. День св. Георгия, который на Руси назывался Юрьевым днем, связывается у многих из нас с историей крепостного права. И действительно, этот праздник был особым для крестьян. Ни у кого из них не возникал вопрос: "Что такое Юрьев день?" Его значение для них было огромным. Заинтригованы? Читайте эту статью, и вы узнаете, что такое Юрьев день в истории нашей страны.

Когда отмечался Юрьев день, как он был связан с крепостным правом

Это праздник по старому стилю отмечался 26 ноября, а по новому - 9 декабря. В период с 16 по 17 век он выпадал на 6 декабря.

Кратко ответить на вопрос о том, что такое Юрьев день для русских крестьян, можно следующим образом. Во-первых, именно в этот день помещики рассчитывались с ними. Расчет происходил по результатам собранного урожая, тогда, когда в деревне заканчивался финансовый год. Именно от Егорьева дня, как назывался Юрьев день, произошло слово "объегорить", которое означало нечестно рассчитаться. Во-вторых, именно тогда был разрешен уход от помещика. Крестьяне в 15 веке отлично знали, что такое Юрьев день, ведь в этот праздник они могли свободно оставить свою землю и уйти к другому землевладельцу. Для этого, однако, требовалось уплатить долги прежнему помещику, а также пошлину за пользование земельным наделом и двором (пожилое). Те, кто прожил 4 или более лет у землевладельца, уплачивали в случае перехода "все пожилое". Другие, находившиеся в его подчинении менее четырех лет, отдавали только часть, в зависимости от того, какое время они прожили у него. Расскажем о том, что такое Юрьев день в истории России дальнейших лет.

Судебники Ивана III и Ивана Грозного

После того как русские земли были объединены под властью московского князя, установился единый порядок на всей территории государства. В 1497 году был принят Судебник (при Иване III). В соответствии с ним право крестьян уйти от помещиков в течение года было ограничено. Теперь они могли покинуть их лишь после окончания полевых работ, то есть за неделю до Юрьева дня и еще 7 дней после. В изданном при Иване Грозном (портрет его представлен выше) Судебнике 1550 года сохранилось право "выхода". Вот что такое право Юрьева дня - возможность уйти от помещика.

Режим заповедных лет

Слово "заповедь" в переводе означает "запрет". по инициативе Б. Годунова запретил крестьянам и в Юрьев день переходить от одного хозяина к другому. Но не всегда, а только в определенные годы, когда создавались писцовые книги, в которых была представлена опись земельного фонда и населения. Этот запрет стал неожиданным для Появилась следующая поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

"Урочные лета"

Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось "урочными летами". Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. "Урочные лета" распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под "заповедные лета". При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.

Итак, мы ответили на вопрос: "Что такое Юрьев день?". Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий - покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Символы в чуде о змие

Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над "древним змием", то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

Определение по истории, заданное учителем, или просто интерес к традициям нашей страны побудил вас познакомиться с этим праздником? Надеемся, что в любом случае вы нашли необходимую информацию. О том, что такое Юрьев день на Руси, можно рассказывать долго, но мы постарались отобрать лишь самые важные сведения.

Егорьев день - праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца . В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий - Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно - Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря - Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля - день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же - основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему - завершаются.

Егорий Вешний - суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» - так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней - обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников - еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего - ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений - чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо - жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала - их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета - если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей - проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки - плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров - к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо - в этом году его вырастет много. Снег, град и иней - к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась - урожайными будут поздние. Южный ветер - к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру - ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет - рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний - традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой - на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных - напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки - «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция - парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие - в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета - к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви - чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе - сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего - слушать воду в колодцах . По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода - к теплу, шумная - к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия - к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет - к сильному ветру, вьюге. Ветер - к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

В воскресенье 24 марта 2019 года в квалификации группового этапа Евро-2020 встретятся футбольные сборные России и Казахстана .

В текущем отборочном турнире это будет второй матч российской команды. Напомним, в первой встрече Россия встречалась с Бельгией, которой уступила со счетом 1:3.

Встреча Россия - Казахстан состоится 24 марта 2019 года в столице Республики Казахстан - городе Астане (который 20 марта буквально за пару часов был переименован в Нур-Султан по решению депутатов парламента). И как уж тут не вспомнить одну из шуток, посвященных переименованию города, и не сказать применительно к сборной России по футболу что она "Улетела в Астану, а прилетела в Нур-Султан". Официально город сменил название с 23 марта 2019 года, после подписания соответствующего Указа новым главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

Проведен матч будет на стадионе "Астана Арена" ("Нур-Султан Арена"). Начало - в 17:00 по московскому времени (в 20:00 по местному времени).

То есть:
* Место проведения матча - Казахстан, г. Астана (г. Нур-Султан), "Астана Арена".
* Время начала трансляции - 17:00 мск.

Где смотреть в прямом эфире матч Россия - Казахстан:

В России прямую трансляцию футбольного поединка покажет федеральный телеканал "Матч!" . Передача, посвященная игре, начнется в 16:35 мск., сама прямая трансляция - в 17:00 мск.

В Казахстане прямой эфир игры сборных по футболу можно будет увидеть на канале "QAZAQSTAN" в 20:00 по местному времени.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Егорьев день или, как еще называют этот праздник, Егорий Вешний, который отмечают 6 мая, посвящен святому Георгию Победоносцу. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием.

Традиции празднования Егорьева дня

Особое почитание Георгия Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после воинской победы основал Юрьевский храм недалеко от Новгорода.

А в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. Во время освящения культового сооружения 26 ноября княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать праздник Георгия Победоносца по всей Руси. Его иконы хранятся во многих православных церквях.

Образ этого святого считается символом высочайшей воинской доблести, покровителем нашей армии. Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. К нему обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений.

В народе его почитают также как покровителя землепашцев, скота. Неслучайно Егорьев день на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище.

Люди читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Крестьяне верили, что в Егорьев день этот святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует. Хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.

В Егорьев день пастухов одаривали подарками и кормили в поле яичницей. К этому празднику пекли каравай, первый кусок которого давали пастуху, а оставшийся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту.

К праздничному столу хозяйки готовили обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

Поверья и приметы на Егорьев день

Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым. А если выгнать на рассвете на луг веткой вербы скотину, то это пойдет ей на пользу. При этом приговаривали:

«Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Верба – первое растение, которое оживает с наступлением весны, крестьяне верили, что ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота.

С Егорьевым днем также было связано немало погодных примет. Считалось, что в этот день весна на землю сходит. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок».

По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.

На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;





«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,

Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,

Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.