Роль художественной детали в рассказе А. Чехова «Хамелеон» (1)

Тема: «А.П.Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как средство характеристики героя»

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А.П.Чехова, с рассказом «Хамелеон»; выявить роль художественной детали в создании образа героя; выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова, подтекста,способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к двуличности,приспособленчеству.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и задач урока.

3.Слово о А.П.Чехове.

Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П.Чехова. Каким представляется вам писатель по этому снимку? (Добрый, скромный,внимательный) Об А.П.Чехове писали многие. Прекрасные воспоминания о нем оставили К.И.Чуковский и И.Бунин. Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря в уездном городке Таганроге в 1860 году в мещанской небогатой семье. Что можно сказать о его детстве? Отец был строгий, имел лавку и требовал, чтобы сыновья по очереди сидели в лавке в качестве «хозяйского ока» И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу заметил его исполнительность. Сидение в лавке ему дало раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и монахов.Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с 16 лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб. Помогла и профессия врача,которую он получил, поступив в Московский университет на медицинский факультет. Чуть ли не с первых курсов А.П.Чехов стал работать в земских больницах. С самых первых лет студенчества взял на свои плечи всю семью. В письме к своему двоюродному брату он писал: «Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, надо быть одинаковыми.Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми, среди людей надо сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай во мне честного человека». Чехов больше всего любил веселиться. Чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. К проказливости его тянуло всегда. Он мог сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать с деловито озабоченным видом: «Бомба! Неси в участок, да смотри, осторожнее»; или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой,живущей в том же дворе, так как шерсть у этой кошки той же окраски; или нарядить хулиганом жену брата и написать ей медицинское свидетельство, что она «больна чревовещанием». И, как это бывает в сплоченных семьях, в школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял их имена прозвищами. Многие из этих прозвищ прилипали к людям навсегда. Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияни Янос, то граф Черномордин, то Повсекакий, то Дон Антонио, то академик Тото. Всех изумляла свобода и легкость Чехова,бьющая в нем через край могучая энергия творчества, которая воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов.

2.Вопросы к классу:

С какими рассказами вы уже познакомились? Какие рассказы Чехова читали?

Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова А.П.Чехова: «Краткость-сестра таланта». Как реализовался этот тезис в творчестве Чехова?

Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Дома вы прочитали рассказ «Хамелеон». Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст.

3.Чтение рассказа «Хамелеон» учителем.

4.Викторина с элементами анализа художественного текста.

О чем этот рассказ, тема?

(Суд над бездомной собакой)

Вспомните фамилию полицейского надзирателя.

(Очумелов)

Фамилии у Чехова все не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях фамилии. О чем говорит фамилия «Очумелов»?

(Очуметь - потерять соображение, одуреть)

Какие еще говорящие фамилии есть в рассказе?

(Хрюкин - хрюкать, говорить непонятно. Сам похож на свинью).

Почему рассказ называется «Хамелеон»?

(Хамелеон - пресмыкающееся отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. Человека,приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду,называют хамелеоном.)

Кто в рассказе хамелеон?

(Очумелов)

А.П.Чехов - мастер художественной детали. С понятием детали мы познакомились, изучая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Давайте вспомним, что это такое? Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хамелеон». Найдите ее. (Шинель) Как эта деталь помогает понять состояние героя?(Он ее то снимает, то надевает. Меняется его отношение к собаке в зависимости от того, чья она)

Назовите отрицательные черты, присущие полицейскому надзирателю Очумелову.

(Двуличность, приспособленчество)

Человек подчиненный, но обладающий хоть маленькой властью, часто бывает двуличен: с подчиненными он ведет себя так, с начальством -иначе, то есть превращается в хамелеона, легко меняя свои взгляды, поведение.

Какие еще детали из мира вещей помогают нам охарактеризовать Очумелова?

(Конфискованный крыжовник, узелок, новая шинель - он пользуется своей властью, но пресмыкается перед начальством)

Какие детали помогают нам охарактеризовать Хрюкина?

(Расстегнутая жилетка, окровавленный палец, полупьяное лицо)

Как речь героев помогает нам охарактеризовать их?

(Речь Очумелова - говорит короткими, неправильными предложениями: «Почему тут? Это ты зачем палец?» Использует бранные слова: «Мерзавец», «шельма», «черти», «свинья». Малообразованный. Использует просторечия, уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Братец ихний, шустрая собачонка» - проявление лести, подобострастия.Речь Хрюкина - строит неправильные конструкции: «Я человек, который работающий», но в то же время что-то слышал о суде, законе: «Пущай мировой рассудит, этого в законе нет, нынче все равны». Просторечные слова).

Какую роль в рассказе играет городовой Елдырин?

(От его слов меняется точка зрения Очумелова - генеральская собака или бездомная собака)

Как изображается толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

(Она собралась из любопытства. Смеется над Хрюкиным. Сочувствует собаке.)

Найдите слова, подтверждающие это.

Итоги урока.

Викторина завершилась, но урок продолжается. Чехов был хорошим доктором. Никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но и выше этого. Как деятель, которому доверяют самое дорогое - здоровье и жизнь». До наших дней сохранилась «История болезни», заполненная Чеховым.Сам доктор Чехов эти истории называл «Скорбными листами».

Попробуем и мы составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хамелеон»

«СКОРБНЫЙ ЛИСТ НА ОЧУМЕЛОВА»

Итак, какой диагноз мы поставим герою рассказа?

(Диагноз-болезнь приспособленчества, двуличности)

Какие ее симптомы показал писатель?

(Признаки: невежество, солдафонство, грубость, чинопочитание)

Можем ли мы назвать причины заболевания?

(Причины заболевания: низкий уровень воспитания, образования,культуры)

Давайте поразмышляем о лекарстве против болезни, об ее профилактике

(Лекарство против болезни: культура, самовоспитание, уважение ко всем людям независимо от чина)

Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает жизнь, но и лечит многие пороки. А есть ли общее между профессиями врача и писателя?Писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей». А.П.Чехов скромно предполагал, что его будут читать 6-7 лет. Прошло столетие. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театре. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову». Встречи с другими рассказами Чехова у нас впереди.

7.Оценивание.

8.Домашнее задание.

Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить акценты так, чтобы читатель как можно более точно понял его замысел.

Ярким подтверждением этому может служить рассказ «Хамелеон».

Развитию действия дает начало обычный житейский случай: борзой щенок дерзнул покуситься на золотых дел мастера Хрюкина - «цапнул» его за палец. Это событие, само по себе незначительное, собирает большое количество зевак, и в считанные минуты на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собирается целая толпа. Пострадавший Хрюкни демонстрирует собравшимся окровавленный пален, а «и центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа Всем телом») сидит «виновник скандала - белый борзой щенок». Полицейский надзиратель Очумелов, который в это время с узелйом в руке чинно шествовал через площадь в сопровождении городового, почувствовал свою значительность и решил разобраться в ситуации. Разгневанный нарушением постановления «о бродячем скоте », он не собирается терпеть такого беспорядка и приказывает составить протокол. При этом он не забывает поинтересоваться, чья же это собака. И тут события приобретают неожиданный поворот.

На первый план выступают диалог и отдельные реплики из толпы,-а описание сводится к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель - «в новой шинели», пострадавший - «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»). Именно такие и подобные им детали помогают нам понять, кто есть кто в этой ситуации и чего от них можно ожидать.

Рассмотрим одну из выразительных деталей, использованных Чеховым в этом рассказе, - новую шинель полицейского надзирателя. Очумелов то снимает ее, потому что ему становится «ужас как жарко!», то надевает вновь, то запахивается в нее, потому что от услышанной новости как будто «ветром подуло». И так несколько раз. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств.

В сложной ситуации, когда он должен определить свое отношение и к собаке, и к Хрюкину, и к хозяину щенка, и к толпе обывателей, Очумелов постоянно меняет свои оценки, легко переходя от холопства к произволу, от ругани к лести. Словно хамелеон, он меняет свою окраску. Известно, что хамелеоны - искусные мастера камуфляжа. В ответ на воздействие различных раздражителей они могут менять цвет от серого до коричневого и зеленого, а иногда и желтого. Очумелов, которого Чехов заклеймил словом, вынесенным в название рассказа и ставшим обозначением психологической и социальной приспособляемости, демонстрирует такую же перемену реакций.

Одной этой деталью Чехов раскрывает сущность характера Очу-мелова: полицейский надзиратель - «хамелеон», воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. Любопытно, чтоиХрюкин, и толпа обывателей ведут себя точно так же. Становится понятно, что в рассказе на примере единичного случая Чеховым дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

В письмах и записях Антона Павловича Чехова часто встречаются такие высказывания: «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»... Он считал, что лаконизм заставляет читателя самостоятельно критически мыслить, самому о многом догадываться. И действительно, в произведениях Чехова нет ничего лишнего. Как нет и ничего случайного.

Каждое слово писателя, каждая подробность, каждая деталь продуманы и использованы для полного и точного выражения мысли и чувства. И рассказ «Хамелеон» стал ярким тому подтверждением.

Если домашнее задание на тему: » ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ «ХАМЕЛЕОН» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      А. П. Чехов - великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на недосягаемую высоту 1 вариант Чехов - мастер маленького рассказа. В маленьком рассказе писатель научился передавать всю жизнь человека. Одна точная и меткая деталь, Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.

Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова «несравненным художником жизни». Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен. Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине», возможно, генеральская собака, значимость куда‑то пропадает: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними‑ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…» Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью. Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: «Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».

В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается. Это можно объяснить, во‑первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во‑вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем‑то у него не такой уж важный чин. Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.

Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

    • Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не […]
  • Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.

    Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова «несравненным художником жизни». Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

    О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен. Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине», возможно, генеральская собака, значимость куда‑то пропадает: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними‑ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…» Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью. Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: «Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».

    В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается. Это можно объяснить, во‑первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во‑вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем‑то у него не такой уж важный чин. Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.

    Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

    Роль художественной детали в рассказе Чехова "Хамелеон" Проект Романовой Виктории, 8 класс


    Удивительное это животное хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А.П.Чехов в своем рассказе «Хамелеон».


    В основе сюжета лежит обыкновенный жизненный случай: щенок укусил за палец человека. Это событие в считанные минуты привлекло большое количество зевак, и на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собралась целая толпа. Сборище привлекло внимание полицейского надзирателя Очумелова, который чинно шествовал через площадь в сопровождении городового. Пострадавший, а им оказался «золотых дел мастер» Хрюкин, демонстрировал собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидел сам «виновник скандала белый борзой щенок». Очумелов, чувствуя свою значительность, решил разобраться в ситуации.






    В начале рассказа мы видим в руках Очумелова узелок, а у городового - решето с крыжовником. Роль крыжовника и узелка в том, что полицейский надзиратель и городовой уже успели от кого -то получить взятку, несмотря на ранний час. Эти две детали характеризуют этих персонажей как пронырливых и предприимчивых людей.


    Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы.


    Деталь окровавленный палец показывает нам, что ювелир Хрюкин не сможет работать. Интересно, а вовремя ли выполнял заказы господин Хрюкин? И насколько качественными были изделия? Теперь у него есть оправдание, и он может не работать, пока палец не заживёт.


    Действие рассказа происходит во второй половине лета, летом шинель не носят. То, что Очумелов именно в это время надел шинель и она новая, говорит о том, что он недавно получил должность. Благодоря ей, Очумелов имеет власть, и об этом тоже говорит шинель. Распахнутая шинель как бы увеличивает и придаёт большую значимость Очумелову в глазах окружающих. На протяжении всего рассказа Очумелов то снимает, то надевает шинель.


    В конце рассказа полицейский надзиратель уходит, запахнувшись в шинель. Из этого можно сделать вывод: Очумелов становится душевно закрытым для всех окружающих, как и власть. Мы также можем сказать, что народ пойдёт за вышестоящим чином (в наше время ничего не изменилось). Мы доказали, что художественная деталь в рассказе А. П. ЧЕХОВА Хамелеон помогает понять и раскрыть образы. Он волнуется и боится потерять власть, и поэтому его бросает то в жар, то в холод.