Те ке. Оценка боевого применения

Тип 97, "2597", "Те-Ке".

Танк разработан в 1937 году фирмой "Мицубиси" и является дальнейшим развитием "Тип 92". От своего предшественника он получил практически неизменной ходовую часть, включающую в себя четыре малых попарно сблокированных опорных катка на борт с горизонтально расположенными пружинами в качестве упругих элементов и подрессоренные направляющие колеса, используемые в качестве дополнительных опорных катков. Компоновка же танка была изменена радикально.

Силовое отделение было размещено в задней части корпуса. Здесь был установлен четырехцилиндровый двухтактный дизель воздушного охлаждения. Боевое отделение находилось в средней части корпуса. Вооружение было смонтировано в цилиндрической башне и состояло из одной 37-мм пушки с ручным наведением по вертикали и механическим - по горизонтали. В передней части корпуса слева была устроена выступающая вперед рубка механика-водителя. Для обеспечения обзора она была снабжена двумя люками со смотровыми щелями. Броневой корпус "Те-Ке" так же, как корпус "Тип 92", имел каркасную конструкцию, то есть сначала собирался из уголков каркас, а затем к нему с помощью болтов и заклепок крепились катаные броневые листы. Толщина броневых листов составляла 12-16 мм. Цилиндрическая башня была изготовлена с использованием сварки. Малый танк "Те-Ке" выпускался серийно с 1939 по 1940 гг. и широко использовался в военных действиях против Китая для непосредственной поддержки пехоты.

На основе "Тип 92" компания "Токио Гасу Денки" построила два прототипа новой боевой машины - с передним и задним расположением двигателя. Выбран был второй вариант: в кормовой части корпуса устанавливался двухтактный рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель "О.Н.V." и коробка передач, в передней - механизм поворота и бортовые редукторы. Танк получил обозначение "Тип 2597" ("Те-Ке" - не следует путать со средним "Тип 97", "Чи-ха").

Танк отличала небольшая высота, рациональные углы наклона бронелистов корпуса, цилиндрическая башня. Корпус и башня собирались клепкой и на болтах, хотя при сборке корпуса частично использовалась сварка. Рубка механика-водителя была перенесена влево и получила более выгодную полуконическую форму. Наклонные и изогнутые бронедетали повышали защищенность. Для той же цели многие смотровые лючки заменили просто смотровыми щелями, хотя сохранились передний и левый лючки механика-водителя с бон-крышками. Для посадки-высадки экипаж имел люки в крыше башни и рубки. Для защиты от перегрева и ударов служил асбестовый подбой.

Вооружался 37-мм пушкой "Тип 94", заимствованной от легкого "Ха-Го", или 7,7-мм пулеметом в одноместной цилиндрической башне. Рамка для установки пушки в виде бронекоробки крепилась к башне болтами, люлька пушки устанавливалась в рамке на горизонтальных цапфах. Длина ствола пушки - 37 калибров, затвор - клиновый вертикальный. Снаряд весом 0,7 кг при начальной скорости 575 м/с пробивал броню толщиной 35 мм с расстояния 300 м. Боекомплект укладывался на бортах под башней. Механизм поворота башни - с ручным приводом от маховика. Часть танков позже перевооружили удлиненной 37-мм пушкой "97" с начальной скоростью снаряда 675 м/с.

Дизель позволил повысить габаритную мощность, увеличить подвижность и до 250 км запас хода. Двигатель развивал 65 л.с. при 2300 об/мин, так что удельная мощность составляла 15,2 л.с./т (у "94" - 9,1). Диаметр цилиндра - 115 мм, длина хода поршня - 150 мм, расход топлива - 7 л в час. Пуск двигателя производился 12-вольтовым электростартером мощностью 6 л.с. Система охлаждения двигателя включала два вентилятора, питания - два топливных бака на 59 и 32 л., топливный насос "Икегаи", автоматические инжекторы типа "Бош". Для доступа воздуха служили жалюзи в крыше моторного отделения. Выхлопная труба двигателя выводилась через кожух с правого борта вперед, глушитель прикрывался сеткой. Благодаря лючкам и съемному кормовому листу двигатель был легко доступен для обслуживания. Для ремонта трансмиссии служил люк в верхнем лобовом листе.

Подвеска - по схеме "94", но со сдвоенными сплошными опорными катками и сдвоенными поддерживающими роликами. Скелетообразная гусеница с осевым гребнем заметно отличалась от "Тип 94". Бортовая электросеть напряжением 24 В включала 300-ваттный генератор, две 12-вольтовые батареи емкостью 120 Ач. Световое и звуковое оборудование было практически тем же, что у "Тип 94". ЗИП возился на надгусеничных полках и корме. Задний буксирный крюк.также крепился на рессоре, хотя "снабженческая" роль "Тип 97" уже не была основной.

Производство танка также наладила фирма "Икегаи Джи-доса". Выпуск продолжался до 1942 г. "Тип 97" был неплохим разведывательным танком, если не считать скудного оснащения средствами связи - только часть танков снабжалась радиостанцией с поручневой антенной на корпусе.

Однако, кроме разведки, малые танки, начиная с боев в Маньчжурии, использовались для сопровождения пехоты в бою, в качестве бронетягачей, машин передовых наблюдателей. "Те-ке" участвовал в боях в Китае, Бирме, Малайе, на Филиппинах и других тихоокеанских островах. Поскольку в начале войны в распоряжении командования было мало танков, "Тип 97" поштучно и попарно распределяли по пехотным подразделениям для решения задач непосредственной поддержки. Большинство к 1943 г. было выведено из боевых подразделений или вкопано в качестве неподвижных огневых точек ("пилюльных коробок") при организации обороны на тихоокеанских островах. "Тип 94" и "Тип 97" включались и в состав специальных военно-морских десантных отрядов. Именно в составе десантного отряда "Тип 94" оказались в 1944 г. на атолле Кваджалейн.

На шасси "Те-Ке" были разработаны самоходные 37- и 47-мм противотанковые пушки, грузовые и специальные транспортеры - например, полубронированный транспортер "97" для прокладки кабеля. Несколько "Тип 97" переделали в БТР передовых артиллерийских наблюдателей.

Подобно ряду других воюющих стран, японцы прекратили производство малых танков в середине войны, но попытались вернуться к ним ближе к ее концу - на этот раз, надеясь оснастить ими свои воздушно-десантные части. В Японии в 1945 г. построили макет авиадесантного танка. Танк, получивший обозначение "№ 3" ("Ку-ро"), был крайне ужат. Экипаж располагался по оси корпуса: механик-водитель (он же -пилот в планирующем полете) в рубке, командир в одноместной башне. В башне должна была устанавливаться автоматическая пушка. По бокам к корпусу крепились две несущие плоскости, сзади - ферма с однокилевым оперением. Дальше макета работы по "Ку-ро" не пошли.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

В 1938 году фирма «Хино Дзидоша Когио» разработала «скоростной» лёгкий танк «2598» («Ке-ни», то есть «лёгкий четвёртый», упоминается также как «98А»). В отличие от «Ха-го» механик-водитель располагался в нём по оси корпуса. Вместо рычагов он получил штурвал. Бронезащита была улучшена за счёт некоторого утолщения листов и более рациональной формы корпуса и башни. В конической двухместной башне устанавливалась 37-мм пушка «Тип 100» (длина ствола - 45,9 калибра, начальная скорость снаряда - до 700 м/с), а справа от неё - пулемёт. Бронебойный снаряд пушки при начальной скорости 675 м/с пробивал на дистанции 500 м броню толщиной 25 мм. Лобового пулемёта и купола башни не было. Трансмиссия включала в себя 6-скоростную коробку передач. В ходовой части добавили одну тележку на борт, упругие элементы убрали внутрь корпуса; катки и траки остались прежней конструкции. В результате уменьшились продольные колебания корпуса на ходу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА «98» («КЕ-НИ»)

БОЕВАЯ МАССА, т: 7,2.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 4,11, ширина - 2,12, высота - 1,82, клиренс - 0,35.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка «Тип 100» калибра 37 мм, 1 пулемёт «97» калибра 7,7 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 110 выстрелов, 1400 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 16, борт - 12, корма - 10, башня - 16–12.

ДВИГАТЕЛЬ: «Тип 100», 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 130 л.с. при 2100 об/мин.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть сдвоенных опорных катков, сблокированных по два на балансирах, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара, третий балансир - с собственной спиральной пружиной; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30, ширина рва, м - 2,1.

Параллельно с этим танком фирма «Мицубиси» создала опытный «98В» со звездообразным двигателем и ходовой частью «типа Кристи». На каждый борт приходилось четыре опорных катка большого диаметра, каждый из которых через коленчатый рычаг был связан со своей спиральной пружиной; поддерживающих роликов не было, ведущее колесо - заднего расположения. Корпус и башня - по типу «Ке-ни».

Впрочем, обоим прототипам не удалось вытеснить «Ха-го». «98» («Ке-ни») образца «Хино» пошёл в производство только через четыре года после принятия его на вооружение - в 1942 году, уже в ходе войны на Тихом океане. Всего в 1942–1943 годах построили 22 машины (по другим данным - около 100). Поэтому в ряде изданий «Ке-ни» упоминаются как опытные танки.

«ТИП 2» («КЕ-ТО»)

В том же 1942 году «Ке-ни» модернизировали, установив удлинённую 37-мм пушку «Тип 1» и двигатель мощностью 150 л.с. Бронебойный снаряд пушки с начальной скоростью 785 м/с пробивал 25-мм броню с 1000 м. Танк получил обозначение «Тип 2» или «Ке-то» («лёгкий седьмой»), но его производство задержалось до 1944 года и ограничилось несколькими машинами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА «ТИП 2» («КЕ-ТО»)

БОЕВАЯ МАССА, т: 7,2.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 4,11, ширина - 1,82, высота - 2,12, клиренс - 0,35.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка «Тип 1» калибра 37 мм, 1 пулемёт «97» калибра 7,7 мм.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 16, борт - 12, корма - 10, башня - 16.

ДВИГАТЕЛЬ: «Тип 100», 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 150 л.с. при 2000 об/мин.

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА: бортовые фрикционы.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть сдвоенных опорных катков, сблокированных по два на балансирах, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара, третий балансир с собственной спиральной пружиной; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм.

МАКС. СКОРОСТЬ, км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30–35, ширина рва, м - 2,1.

«ТИП 3» («КЕ-РИ»)

В 1943 году был модернизирован «2595» («Ха-го»). Новая - «штурмовая» - модель «Тип 3» «Ке-ри» («лёгкий девятый») имела 57-мм орудие «Тип 97» (длина ствола 18,5 калибра), аналогичное орудию среднего танка «Чи-ха». Орудие устанавливалось в несколько увеличенной клёпаной башне с небольшой конусностью и развитой кормовой нишей. В задней стенке башни размещался пулемёт в шаровой опоре. «Ке-ри» оснащали радиостанцией со штыревой антенной. Эти танки были выпущены опытной серией.

«ТИП 3» («КЕ-РИ»)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА «ТИП 3» («КЕ-РИ»)

БОЕВАЯ МАССА, т: 7,4.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка «Тип 97» калибра 57 мм, 2 пулемёта калибра 7,7 мм.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: корпус - 12, башня - 12.

ДВИГАТЕЛЬ: «Мицубиси» А6120 VD, 6-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 1800 об/мин.

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА: бортовые фрикционы.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 210.

«ТИП 4» («КЕ-НУ»)

Небольшой серией в 1944 году была выпущена модификация «Ке-ну» («лёгкий десятый») с 47-мм пушкой, аналогичной пушке среднего «Шинхото Чи-ха» (см. «Средние танки»).

«ТИП 4» («КЕ-НУ»)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА «ТИП 4» («КЕ-НУ»)

БОЕВАЯ МАССА, т: 8,4.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 4,3, ширина - 2,07, высота - 2,28, клиренс - 0,4.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 47 мм, 2 пулемёта «97» калибра 7,7 мм.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 25, борт - 12, башня - 12.

ДВИГАТЕЛЬ: «Мицубиси», 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 1800 об/мин.

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА: бортовые фрикционы.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре сдвоенных опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков - 97.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

ОПЫТНЫЙ ТАНК «ТИП 5» («КЕ-ХО»)

В 1944 году фирма «Хино Дзидоша» выпустила опытный танк «Ке-хо» («лёгкий пятый»), разработка которого велась с 1942 года (откуда и такое обозначение). Танк был скомпонован и вооружён по типу среднего «Чи-хе» (см. «Средние танки»). Дизель с наддувом заимствовали от лёгкого «Ке-то». «Ке-хо» прошёл испытания, привлёк внимание военных и даже успел получить обозначение «Тип 5», но поставить его в производство до капитуляции Японии не удалось.

История создания

Очевидная слабость вооружения малого танка Тип 94 заставила японцев искать возможности его усиления уже вскоре после начала серийного выпуска. В 1935 году был построен прототип с 37-мм пушкой , но рассчитанная на пулемёт башня оказалась слишком тесной, а орудие - слишком мощным для столь лёгкой машины. В сентябре 1937 года фирмой «Мицубиси » был построен первый прототип нового танка, сохранявший компоновку танка Тип 94 с передним расположением двигателя. Несмотря на то, что испытания показали значительное его превосходство над предшественниками, было решено отказаться от переднемоторной компоновки из-за того, что размещение командира и механика-водителя в разных отсеках мешало координации действий экипажа. К ноябрю того же года был готов второй прототип танка, с размещением двигателя в кормовой части танка, а механика-водителя и командира - в объединённом переднем отделении. Также, перемещение моторного отделения позволило изменить конструкцию двигателя, повысив его мощность с 60 до 65 л. с. По результатам испытаний обоих прототипов, лучшим был признан вариант классической компоновки, который и был принят на вооружение под обозначением Тип 97.

Серийно «Те-Ке» выпускался с по 1942 год ; общий выпуск, по разным данным, составил от 593 до 616 машин, не считая конструкций на его базе, подавляющее большинство из которых было произведено в - годах .

Конструкция

На танках «Те-Ке» устанавливались рядные 4-цилиндровые двухтактные дизели «Икегаи» воздушного охлаждения, мощностью 60 л. с. Трансмиссия танка состояла из главного редуктора, четырёхступенчатой коробки передач , карданного вала , бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.

Ходовая часть выполнялась по схожей с Тип 94 поздних серий схеме, с четырьмя опорными катками и опущенным на землю ленивцем, но, в отличие от Тип 94, опорные катки были сдвоенными, а ленивец значительно увеличился в диаметре. Подвеска была выполнена по стандартной для японских танков конструкции Т. Хара - попарно подвешенные на балансирах опорные колёса при помощи системы рычагов соединялись с укрытыми в расположенных вдоль корпуса продольных трубах спиральными пружинами. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые с открытым шарниром, с шагом трака 76 мм и шириной 200 мм.

Машины на базе «Те-Ке»

В ходе японских довоенных экспериментов с радиоуправляемыми танками, на базе «Те-Ке» была построена машина для управления радиоуправляемыми танкетками «Нагаяма» на поле боя, но до серийного выпуска дело так и не дошло.

Тип 98, «Со-Да»

Поскольку использовать довольно совершенный «Те-Ке» в качестве бронированного тягача , как старые Тип 94 , было нерационально, на его базе в 1938 году был создан бронетранспортёр , предназначенный для перевозки грузов или личного состава, а также для использования в роли бронированного тягача. Двигатель был перенесён в переднюю часть слегка удлинённого корпуса, в результате чего в открытом сверху корпусе «Со-Да» мог перевозить 4-6 человек десанта . Было построено около полусотни машин. На базе «Со-Да» выпускались также специализированные машины, такие как машина артиллерийских наблюдателей, кабелеукладчик, машина для запуска разведывательных аэростатов и импровизированная 37- или 47-мм противотанковая САУ , подобная по конструкции САУ «Со-То».

Боевое применение

Первое боевое применение «Те-Ке» состоялось уже в 1939 году , когда 4 машины из состава 3-го танкового полка приняли участие в боях на Халхин-Голе . «Те-Ке» участия в лобовых атаках на советские позиции не принимали, а использовались по назначению, вследствие чего остались в числе немногих уцелевших в тех боях японских танков.

  • В экспозиции Парка "Патриот" , Кубинка , Московская область .
  • В экспозиции Национального Военного музея . Сустерберг , Утрехт . Этот экземпляр после капитуляции Японии был захвачен индонезийцами, а в 1947 году был отбит у них голландскими войсками.
  • В открытой экспозии Музея Вооруженных сил Мьянмы . Зейя Тири, Нейпьидо . Ранее находился в запущенном состоянии в Военном музее в Кокопо , .
  • Кокопо . Разбитый.
  • В открытой экспозии Военного музея в Кокопо . Кабелеукладчик на базе Те-Ке .
  • Частная коллекция Адамс Бразерс Корпорейшн, Колониа , Понпеи . В ходовом состоянии.
  • В экспозиции музея Королевского Австралийского Бронетанкового корпуса . Пакапунял, штат Виктория .
  • В собрании Национального Музея бронетанковых войск и кавалерии. Форт-Беннинг , Джорджия .
  • В открытой экспозиции Батаанского мемориала. Кэмп Сан Луис Обиспо, Калифорния .
  • Частная коллекция. Некомплектный. В ходовом состоянии.

Еще один танк лежит на морском дне.

Примечания

Литература

  • П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. - Киров, 2000.
  • С. Л. Федосеев. Бронетанковая техника Японии 1939-1945. - М. : Моделист-конструктор, 1995. - 36 с. - (Бронеколлекция № 3 / 1995).
  • IJA Lieutenant-General (Retd) T. Hara. Japanese light tanks, cars and tankettes. - 1973. - (AFV/Weapons Profiles, № 54).
  • L. Ness. Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles: The Complete Guide. - London: Jane’s Information Group / Harper Collins Publishers, 2002. - 237 p. - ISBN 0-00711-228-9.

Ссылки

  • Japan’s Type 97 Te-Ke (англ.) . World War II Vehicles . Дата обращения 9 сентября 2007. Архивировано 28 февраля 2012 года.
  • Type 97 Tankette «Te-Ke» (англ.) . IJA Page . Дата обращения 10 сентября 2007. Архивировано 28 февраля 2012 года.
3-й танковый полк (Япония)

3-й танковый полк - бронетанковый полк Императорской армии Японии, находившийся на территории Манчжурии во время Второй мировой войны.

Mitsubishi Magna

Mitsubishi Magna - автомобиль, выпускавшийся с 1985 по 2005 год Mitsubishi Motors Australia Limited (MMAL), австралийским подразделением Mitsubishi Motors. Разработанные в качестве замены Mitsubishi Sigma, каждое поколение Magna, основанное на японских платформах, было модернизировано для австралийского рынка.

Дебютировала модель в 1987 году. Изначально Magna оснащалась рядными четырёхцилиндровыми двигателями и кузовами седан и универсал. С годами каждая новая серия увеличился в размерах, и со вторым поколением в 1991 году ассортимент дополнился роскошным вариантом под названием Mitsubishi Verada с двигателем V6. За это время Mitsubishi Verada и Mitsubishi Magna стали первыми австралийскими автомобилями, экспортируемыми по всему миру в больших количествах, в основном под названием Mitsubishi Diamante. Третье и последнее поколение Mitsubishi Magna запущено в серию в 1996 году, полноприводная (AWD) версия добавлена в 2002 году. Значительное обновление третьего поколения состоялось в 2003 году. В 2005 году Mitsubishi Magna был заменён моделью Mitsubishi 380.

Magna была разработана в качестве замены заднеприводной модели Chrysler Sigma. Ранее в линейке австралийского отделения Mitsubishi был большой семейный автомобиль в виде шестицилиндровогоChrysler Valiant, перешедший MMAL по наследству после операции покупки Chrysler Australia в 1980 году. Тем не менее MMAL решило, что ширина автомобиля будет решающим фактором для австралийских покупателей, которые традиционно предпочитают большие автомобили. В результате, чтобы более эффективно конкурировать против больших заднеприводных соперников, а именно Ford Falcon и Holden Commodore, бывшие инженеры Chrysler, перешедшие на MMAL, разработали более широкий автомобиль среднего класса, характерный для австралийского рынка. Эта модель была основана на основе пятого поколения японского переднеприводного Mitsubishi Galant (Sigma), выпущенного в августе 1983 года. Инженеры внесли изменения в кузов Galant: расширили на 65 мм и укрепили для австралийских дорожных условий. Чтобы подчеркнуть размер и преимущество над другими автомобилями Mitsubishi среднего класса, он был назван Magna - производное от латинского слова Магнус, что означает «большой, важный, великий». Такой подход оказался удачным для австралийского рынка, делая Magna сильным конкурентом Toyota Corona, Holden Camira, Nissan Bluebird, Ford Telstar. Расширение платформы также повлияло на Honda, Mazda, Nissan, и Toyota, которые сделали то же самое для своих среднеразмерных моделей на международных рынках, например, в случае «широкофюзеляжного» Тойота Camry (XV10) 1991 года.

Mitsubishi Motors Australia Limited производил Mitsubishi Verada и Mitsubishi Magna на её заводе Кловелли Парк в Южной Австралии. Большинство двигателей - в первую очередь оригинальный четырёхцилиндровый Астрон II (модель 4G54) и последующие двигатели V6 (модель 6G72 и 6G74)-были изготовлены в Лонсдейле, Южная Австралия.

PzKpfw I

Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Pz.I; транслитерируется как Панцеркампфваген I) - германский лёгкий танк 1930-х годов. В западной литературе распространено также название Panzer I (Панцер I), в советской литературе традиционно обозначался как Т-1. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.101. Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I был разработан в 1930-1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1574 танка этого типа.

В середине - второй половине 1930-х годов Pz.Kpfw.I составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли вплоть до 1937 года, когда началось массовое производство более совершенных танков. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. К 1941-1942 годам он был полностью заменён более современными танками и по причине крайней устарелости снят с вооружения, однако в роли учебно-тренировочной машины Pz.Kpfw.I использовался вплоть до конца войны. Помимо вермахта, Pz.Kpfw.I поставлялся, в основном в незначительных количествах, в ряд других стран, в том числе в Испанию, где танки этого типа продолжали эксплуатироваться вплоть до конца 1940-х годов.

Военная техника Второй мировой войны

Военная техника Второй мировой войны - вооружение и боевая техника (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года). Поскольку общее число видов боевой техники, выпускавшейся в тот период было очень велико, здесь представлены только наиболее распространенные (по объёму выпуска) виды или те образцы, которые оказали значительное влияние на ход войны. Из государств-участников Второй мировой войны представлены в основном те, кто активно вел боевые действия и разрабатывал собственные образцы боевой техники. Во время Второй мировой войны боевая техника развивалась достаточно быстро. У всех воюющих сторон постоянно появлялись новые образцы, отличавшиеся улучшенными боевыми характеристиками. Особенно бурно в этот период развивались бронетехника и авиация. Значительные изменения произошли также в артиллерии, стрелковом оружии и военно-морской технике.

Военная техника Японии периода Второй мировой войны

Военная техника Японии периода Второй мировой войны - вооружение и боевая техника Японии (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года).

Производство бронетехники в Японии во время Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны, Япония не входила в число ведущих производителей бронетехники, но тем не менее, имела собственную развитую танкостроительную промышленность и производила большинство основных видов бронетанкового вооружения и техники. Всего в годы войны в Японии было произведено около 7 000 единиц бронетехники. Кроме этого, к началу Второй мировой войны на вооружении Японии имелось порядка 2 000 единиц бронетехники, большей своей частью крайне устаревшей.

Со-Да

Тип 98 (яп. 九八式装甲運搬車), «Со-Да» (яп. ソダ) - японский бронетранспортёр периода Второй мировой войны. Создан в 1937 году на шасси малого танка «Те-Ке» и предназначался, помимо перевозки личного состава и грузов, также и на роль тягача. «Со-Да» активно использовался японскими войсками в Бирме и Малайе, но из-за малого числа выпущенных машин их применение было ограниченным.

Т-37А

Т-37А - советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А - первый серийный плавающий танк в мире.

По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» являлся основным танком типа разведывательный танк.

Создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменён в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2566 танков Т-37А, включая прототип.В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939-1940 годов. Т-37А также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.

Т-38

Т-38 - советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, советско-финской войны 1939-1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.

Танкетка

Танке́тка - лёгкая боевая одно- или двухместная броневая машина 20-30-х годов XX века на гусеничном ходу, массой до 4 тонн, предназначавшаяся для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, к повышению тактической подвижности пехоты - обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перехода станковых пулемётов во время боя, с одной огневой позиции на другую, а также и для снабжения (подвоза) боевыми припасами во время боя.

В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток - недостаточную огневую мощь, для задач разведки, боевого охранения и связи (например, Т-27).

Танки Японии в 1918-1945 годах

Танки в Японии появились впервые ещё в 1918 году, будучи закуплены за рубежом, а в 1920-е годы Япония смогла создать и первые подразделения, укомплектованные импортными танками. Уже во второй половине 1920-х годов в Японии начались работы по созданию собственных образцов, завершившиеся запуском первого танка в серийное производство в 1929 году. В 1930-е годы и в начале Второй мировой войны, производство танков в Японии всё возрастало, хотя их развитие тормозилось нехваткой финансирования, вызванной низким приоритетом, отводившимся бронетанковым войскам японским военным командованием вплоть до 1945 года. К 1945 году Япония занимала пятое место в мире по производству танков, однако она многократно отставала количественно от любого из четырёх основных мировых производителей - СССР, США, Германии и Великобритании. Танки активно использовались японскими войсками в Японо-китайской войне и Второй мировой войне, в том числе в ряде операций начального периода последней - с немалым успехом. Однако, продолжавшаяся нехватка финансирования и медленное внедрение новых образцов привели к тому, что к 1943 года Япония значительно отстала от ведущих мировых производителей бронетехники не только количественно, но и качественно, в результате чего в боях второй половины войны танковые войска Японии уже не смогли добиться сколько-нибудь значительных успехов. После капитуляции Японии в 1945 году, всякие разработки вооружения, в том числе и танков, в ней были прекращены, чтобы возобновиться уже только с 1954 года, в значительной степени с нуля.

Те

Те может означать:

Тё, японская меру длины или площади

Официальное обозначение: Тип 97 “Te-Ke”
Альтернативное обозначение: 2597
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Эволюция танкетки Тип 94 закономерно привела к появлению новой модели, оснащенной модернизированной ходовой частью и усиленным бронированием. Необходимость в более полноценном лёгком танке императорская армия ощущала постоянно, поскольку ни зарубежные образцы (FT-17 и NC-27), ни отечественные модели (Тип 94 и кавалерийский танк Тип 92) не отвечали полностью предъявляемым требованиям.

По сути, обновленная спецификация на лёгкий танк, выданная Генеральным Штабом в 1935 году, предполагала получение боевой машины класса «танкетка», но выполненной на более высоком технологическом уровне. Задание на разработку было выдано специалистам фирмы Hino Motors, которые решили пойти по пути наименьшего сопротивления и взялись за радикальную модернизацию танкетки Тип 94 модели 1936 года. Новый легкий танк получил обозначение Тип 97 «Те-ке» и проектировался сразу в двух вариантах – с передним и задним расположением двигателя (построили оба прототипа).

Ходовая часть танка Тип 97 заимствовала схему и ряд элементов конструкции от танкетки Тип 94. Применительно на один борт она состояла из четырех обрезиненных опорных катков соединенных попарно в две тележки с подвеской типа Хара. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие колеса были опущены на грунт и размещались позади тележек с опорными катками. Гусеница мелкозвенчатая, с одногребневыми траками цевочного зацепления.

Корпус танка Тип 97 второго варианта, который в конечном итоге был выбран как эталон для серийного производства, имел следующую компоновку. Спереди размещались агрегаты трансмиссии (механизм поворота и редукторы), за которой находилось отделение управления. Над местом механика-водителя устанавливалась небольшая коробкообразная рубка с тремя смотровыми щелями и передним люком, откидывавшимся на петлях вверх. Верхний лобовой бронелист получил значительный угол наклона, в то время как вертикальный бронелист устанавливался почти вертикально.

Боевое отделение, находившееся в средней части корпуса, фактически было совмещено с отделением управления. На крыше устанавливалась башня конической формы новой конструкции, в передней части которой был сделан вырез под установку 37-мм пушки Тип 94 с длиной ствола 1359 мм и одного 7,7-мм пулемета Тип 97 в общей передней нише. Орудие имело углы вертикального наведения от -15° до +20° и боекомплект из 96 выстрелов. Башня оснащалась задним эвакуационным и верхним командирским люком, а также двумя смотровыми щелями по бортам. Средства связи отсутствовали.

В кормовой части корпуса устанавливался, 4-цилиндровый дизельный двигатель O.H.V. воздушного охлаждения, развивавший мощность 65 л.с. при 2300 об/мин, а также коробка передач. Система охлаждения двигателя включала два вентилятора, причем входные отверстия для подачи воздуха были расположены по бортам и защищались бронированными коробами. Рядом с двигателем устанавливалось два топливных бака на 59 и 32 л. Выхлопная труба выводилась вперед вдоль правой надгусеничной полки.

Как уже было сказано ранее, наиболее оптимальной была выбрана компоновка с кормовым расположением силовой установки. Впрочем, в 1935 году были проведены испытания опытного образца танка Тип 94 с переднем расположением силовой установки, оказавшейся не слишком удачной. После модернизации прототипа, проведенной в ноябре 1937 года, лёгкий танк Тип 97 был принят на вооружение японской армии. Серийное производство началось в первые месяцы 1938 года, а всего было собрано 557 экземпляров. Первые 56 танков были сданы заказчику в 1938 году, затем в 1939-м и 1940-м гг. было собрано ещё 217 и 284 танка соответственно. Серийные танки оснащались дополнительными подрессоренными крюками на нижнем кормовом бронелисте, позволявшими транспортировать дополнительную цистерну с топливом.

На основе «Те-ке» было создано несколько машин другого назначения:

Тип 97 – кабелеукладчик с демонтированной башней и закрытым транспортным отсеком с кабельной катушкой.

Тип 98 «Со-да» – бронетранспортер с демонтированной башней и десантным отделением вместо боевого;

Тип 98 «Ки-то» – зенитная самоходная установка с удлиненным шасси и 20-мм автоматической пушкой;

Тип 100 «Те-ре» – бронемашина наблюдателей, выпускалась в 1940 году ограниченной партией, отличалась демонтированной башней и дополнительным оптическим оборудованием, экипаж мог составлять 6-8 человек;

Несомненно, что по большинству параметров лёгкий танк Тип 97 превосходил танкетку Тип 94, на замену которой он создавался. Новая машина обладала сопоставимыми ходовыми качествами при возросшей массе. Выбор основного вооружения для танка Тип 97 оказался удачным. При начальной скорости 600 м\с бронебойный снаряд 37-мм орудия на дистанции до 300 метров мог пробить вертикально установленную бронеплиту толщиной 45 мм. Учитывая, что основными американскими танками в те годы были различные модификации лёгких М1 и М2, а колониальные британские силы располагали в лучшем случае Light Tank Mk.II и Mk.III, японский танк Тип 97 имел несколько больше шансов на победу.

Впрочем, часть недостатков, доставшихся от танкетки Тип 94, так и не была устранена. В частности, посадка и высадка из машины могла производиться только через башенные люки. Кроме того, танк не оснащался какими-либо средствами связи, а лёгкое бронирование выдерживало лишь попадания пуль из лёгкого стрелкового оружия.

Первоначально танки «Те-ке» передавались в распоряжение пехотных дивизий дислоцированных в Китае. Наиболее активный период боевого применения пришелся на 1938-1940 гг., когда японская армия успешно продвигалась вглубь китайской территории. При этом, на начальном этапе «Те-ке» использовались довольно ограниченно и даже в ходе так называемого Номаньганского инцидента летом 1939 года полностью проверить их боевую эффективность не удалось, хотя часто указывается обратное. На самом деле, в 3-м танковом полку имелось всего 4 танка этого типа, а 4-й танковый полк не располагал ими вообще. Впрочем, уже тогда было отмечено, что пули советских 12,7-мм пулеметов ДШК пробивают башенную броню японских лёгких танков, что стало весьма неприятным «откровением». Впоследствии аналогичная ситуация имела место в ходе боёв на территории Юго-Восточной Азии, где союзники вполне успешно использовали крупнокалиберные пулеметы Colt-Browning. После серии неудачных боёв 3-й танковый полк был полностью разгромлен 3-го июля 1939 года, в ходе бомбардировок советской авиацией. В общей сложности был потерян 21 средний танк Тип 97, один новейший средний танк Тип 89 и 7 танкеток без указания типа.

Таким образом, успешно действовать танки «Те-ке» могли только в условиях полного отсутствия противотанковой обороны, преследования противника или используя фактор внезапности, что было подтверждено боями в Китае. Тем не менее, с 1939 года их всё чаще стали использовать в качестве бронированных тягачей и для ведения разведки. Лишь острая нехватка бронетехники заставила японское командование выделить несколько десятков «Те-ке» для поддержки десанта в Малайе и Филиппинах, где в течении зимы 1941-1942 гг. были полностью уничтожены войска союзников. Единичные экземпляры «Те-ке» также находились на оккупированных островах Тихого океана.
и впослежствии участвовали в их обороне в течении 1944-1945 гг., где были уничтожены практически в полном составе. Другая часть танков «Те-ке» была захвачена в Китае после капитуляции японской армии.

В настоящее время одни из немногих сохранившихся экземпляров танка «Те-ке» находится в California State Military Museum и Patton Museum.

Источники:
П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000
С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939-1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003
Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»
Tanks Encyclopedia: Type 94 Te-Ke
Army Work Equipment
Axis History Forum: Knocked out Japanese tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

Тип 97 «Те-Ке» образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 3400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3950
Ширина, мм 1630
Высота, мм 1860
Клиренс, мм 290
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет Тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ 1650 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм
борт корпуса — 8 мм
корма корпуса — 10 мм
лоб башни — 10 мм
борт башни — 8 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Тип 94, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 32-35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-скоростная коробка передач, бортовые передачи и дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); гусеницы мелкозвенчатые скелетообразные с двумя гребнями шириной 160 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,51
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

, Малайе и на островах Тихого океана до самого конца войны.

В войсках «Те-Ке» применялся обычно для разведки, связи и задач охранения, но высокие для своего класса характеристики позволяли порой использовать его и для поддержки пехоты. Помимо этого, как и большинство танкеток, он использовался в роли бронированного тягача .

История создания

Очевидная слабость вооружения малого танка Тип 94 заставила японцев искать возможности его усиления уже вскоре после начала серийного выпуска. В 1935 году был построен прототип с 37-мм пушкой , но рассчитанная на пулемёт башня оказалась слишком тесной, а орудие - слишком мощным для столь лёгкой машины. В сентябре 1937 года фирмой «Мицубиси » был построен первый прототип нового танка, сохранявший компоновку танка Тип 94 с передним расположением двигателя. Несмотря на то, что испытания показали значительное его превосходство над предшественниками, было решено отказаться от переднемоторной компоновки из-за того, что размещение командира и механика-водителя в разных отсеках мешало координации действий экипажа. К ноябрю того же года был готов второй прототип танка, с размещением двигателя в кормовой части танка, а механика-водителя и командира - в объединённом переднем отделении. Также, перемещение моторного отделения позволило изменить конструкцию двигателя, повысив его мощность с 60 до 65 л. с. По результатам испытаний обоих прототипов, лучшим был признан вариант классической компоновки, который и был принят на вооружение под обозначением Тип 97.

Серийно «Те-Ке» выпускался с по 1942 год ; общий выпуск, по разным данным, составил от 593 до 616 машин, не считая конструкций на его базе, подавляющее большинство из которых было произведено в - годах .

Конструкция

На танках «Те-Ке» устанавливались рядные 4-цилиндровые двухтактные дизели «Икегаи » воздушного охлаждения, мощностью 60 л. с. Трансмиссия танка состояла из главного редуктора, четырёхступенчатой коробки передач , карданного вала , бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.

Ходовая часть выполнялась по схожей с Тип 94 поздних серий схеме, с четырьмя опорными катками и опущенным на землю ленивцем, но, в отличие от Тип 94, опорные катки были сдвоенными, а ленивец значительно увеличился в диаметре. Подвеска была выполнена по стандартной для японских танков конструкции Т. Хара - попарно подвешенные на балансирах опорные колёса при помощи системы рычагов соединялись с укрытыми в расположенных вдоль корпуса продольных трубах спиральными пружинами. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые с открытым шарниром, с шагом трака 76 мм и шириной 200 мм.

Машины на базе «Те-Ке»

В ходе японских довоенных экспериментов с радиоуправляемыми танками, на базе «Те-Ке» была построена машина для управления радиоуправляемыми танкетками «Нагаяма » на поле боя, но до серийного выпуска дело так и не дошло.

Тип 98, «Со-Да»

Поскольку использовать довольно совершенный «Те-Ке» в качестве бронированного тягача , как старые Тип 94 , было нерационально, на его базе в 1938 году был создан бронетранспортёр , предназначенный для перевозки грузов или личного состава, а также для использования в роли бронированного тягача. Двигатель был перенесён в переднюю часть слегка удлинённого корпуса, в результате чего в открытом сверху корпусе «Со-Да» мог перевозить 4-6 человек десанта . Было построено около полусотни машин. На базе «Со-Да» выпускались также специализированные машины, такие как машина артиллерийских наблюдателей, кабелеукладчик, машина для запуска разведывательных аэростатов и импровизированная 37- или 47-мм противотанковая САУ , подобная по конструкции САУ «Со-То».

Боевое применение

Первое боевое применение «Те-Ке» состоялось уже в 1939 году , когда 4 машины из состава 3-го танкового полка приняли участие в боях на Халхин-Голе . «Те-Ке» участия в лобовых атаках на советские позиции не принимали, а использовались по назначению, вследствие чего остались в числе немногих уцелевших в тех боях японских танков.

После 1945 года большинство «Те-Ке», наряду с другой бронетехникой, захваченной советскими войсками при разгроме Квантунской армии , были переданы Народно-освободительной армии Китая , в которой они использовались до конца 1950-х годов.

Оценка машины

Конструкция

«Те-Ке» был довольно типичным продуктом японского танкостроения периода Второй мировой. Корпус машины был крайне ужат даже по японским меркам, что, хоть и позволило увеличить защищённость танка, значительно ухудшало условия работы экипажа. Например, для открытия люка механика-водителя приходилось отворачивать башню, потому как в противном случае люк блокировался стволом пушки. В случае пожара танка заклинивание башни могло стоить механику-водителю жизни. Из-за одноместной башни на командира ложились также обязанности по обслуживанию орудия, что отнюдь не облегчало выполнение его основных обязанностей. Ещё одним следствием крайне ужатой компоновки являлось также отсутствие какой-либо радиостанции даже на машинах позднего выпуска, что серьёзно снижало эффективность танка в разведывательно-связной роли. Помимо этого, бедой «Те-Ке», как и другой японской бронетехники, было отсутствие смотровых приборов, поскольку открытые смотровые щели создавали большой риск поражения экипажа свинцовыми брызгами или даже случайными пулями.

Недостатком «Те-Ке» раннего выпуска являлось и отсутствие пулемёта , но на более поздних машинах это было исправлено, причём пулемёт был размещён в спаренной с пушкой установке - очень необычное решение для японских танков, даже на поздних образцах которых сохранялась установка пулемёта в корме башни, несмотря на продемонстрированную на практике неудачность такого решения.

Оценка боевого применения

Во Второй мировой японцы сравнительно успешно использовали свои малые танки, собирая их в отдельные роты и отдельные взводы штабного резерва, предназначавшиеся для разведки, а в ходе войны и в качестве связных машин, из-за недостаточно налаженной в войсках системы связи. Также танк поступал в роты бронеавтомобилей в составе кавалерийских и пехотных частей.