Административно территориальные единицы в вкл. Административно-территориальная реформа в середине XVI века

В территория Литовской ССР делилась на 41 район, 89 городов, 25 посёлков городского типа.

В последние годы существования Литовской ССР территория делилась на 44 сельских района и 11 городов республиканского подчинения (в 1960-е их насчитывалось 9, без Алитуса и Капсукаса). Самые крупные города Вильнюс и Каунас , кроме того, делились на городские районы (всего 7). Сельские районы делились на апилинки и включали 22 посёлка городского типа и 81 город районного подчинения.

Города республиканского подчинения

  • Капсукас (в 1989 г. переименован в Мариямполе)

Районы

Литовская Республика

  • 10 уездов
    • Уезды образуют территории 60-ти самоуправлений:
        • 7 городских (города: Алитус , Вильнюс , Каунас , Клайпеда , Паланга , Паневежис и Шяуляй)
        • 43 районных
            • 10 новообразованных самоуправлений (Бирштонское, Висагинское, Друскининкайское, Казлу-Рудское, Калварийское, Мариямпольское, Нерингское, Пагегяйское, Ретавское и Электренское)
          • Самоуправления делятся на 546 староств
            • Староства подразделяются (с 2009 года) на формирующиеся, в настоящее время, сянюнайтии

              Самоуправления крупных городов (Алитус , Вильнюс , Каунас , Клайпеда , Паневежис , Шяуляй) охватывают территорию одного города (в некоторых случаях с предместьями).

              Самоуправления курортов (Паланга и Неринга) включают расположенные рядом с ними населённые пункты.

              Таким образом уезд включает в себя различные административные единицы. Например, Вильнюсский уезд охватывает самоуправление города Вильнюса, самоуправление Вильнюсского района, Электренское самоуправление, а также самоуправления Тракайского, Укмергского, Шальчининского, Швенчёнского и Ширвинтского районов; в свою очередь, например, Вильнюсский район включает в себя город Неменчине, местечки Бяздонис , Майшягалу, Мицкунай, Шумскас, деревни и поделён на 23 староства.

              Каждый уезд возглавляет начальник уезда, назначаемый правительством Литовской Республики. Его основная задача - гарантировать соблюдение на территории уезда Конституции Литовской Республики и законов.

              Напишите отзыв о статье "Административное деление Литвы"

              Примечания

              Отрывок, характеризующий Административное деление Литвы

              – Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
              – И тебе не стыдно будет писать ему?
              Соня улыбнулась.
              – Нет.
              – А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
              – Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
              – А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
              – Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
              – Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
              Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
              – Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
              Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
              Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
              – C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
              Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
              – О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
              Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
              Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
              – Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
              Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

              12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
              Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
              Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.


Административно-территориальное устройство Великого княжества Литовского во второй половине XIV - cередине XVI веков

Во второй половине XIV - cередине XVI века Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское представляло собой достаточно сложное образование. Состояло оно из удельных княжеств, а также областей (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), находившихся в федеративных отношениях с центральной властью, а также из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская провинции. Ими управляли князья-наместники из числа Гедиминовичей. После ликвидации уделов эти земли вошли в состав государства под полную юрисдикцию великого князя.

В XIV - первой половине XVI века Великое княжество Литовское развивалось с учетом белорусских политических традиций, хотя все без исключения великие князья по линии отцов были литовского происхождения. Руководящая политическая роль также принадлежала крупным феодалам-землевладельцам литовского происхождения, которые назывались панами. Из них, а также из родственников великого князя состоял и высший орган - рада. Они же занимали и высшие государственные и придворные посты.

Главная обязанность великого князя состояла в защите целостности государства. Он стоял во главе войска, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд, он поддерживал дипломатические отношения с соседями, объявлял войны, заключал мирные договоры с воюющими сторонами. Он назначал на государственные должности, распоряжался государственным имуществом, осуществлял руководство государственными имениями, раздавая их за верную службу своим подчиненным.

В подчинении великого князя находились города, которым он выдавал грамоты на магдебурское право. Теоретически власть князей считалась наследственной, но установилась традиция признания каждого очередного великого князя высшим феодалом. Вассалы великого князя имели своих вассалов, что свидетельствовало о существовании обычной феодальной иерархии. Власть великого князя была ограничена, с одной стороны, крупными феодалами, с другой - местными привилегиями отдельных территорий. Как правило, великие князья считались с мнением рады.

В 1413 году Городельским актом существование великокняжеской рады было оформлено юридически. За ней закреплялся статус государственного органа, который обязан был давать рекомендации великому князю. В привилеях государя 1492 и 1506 годов, связанные с ограничением великокняжеской власти права, подтверждались и расширялись. Со временем повышалась роль и значение рады. повышалась. Состав рады определял ее большое значение в управлении государством. В XV веке в нее входили епископы, канцлер, воеводы и каштеляны виленские и трокские, воеводы смоленские, витебские, полоцкие, киевские, старосты жемайтский и луцкий, должности которых приравнивались к воеводским, наместник гродненский.

Позже в состав рады стали входить воевода подляшский, подскарбий земский и маршалок земский. Рада принимала участие в раздаче земель, назначением на должности, вопросами дипломатических отношений, обороны и финансов. Важнейшие вопросы государственной жизни великие князья обсуждали не только с радой, но и с боярством. На него великие князья опирались в тех случаях, когда не находили понимания с высшей аристократической властью и с удельными князьями. Уже при первых великих князьях собиралась вече, совещения, сеймы.

Сеймы затем становятся общегосударственными, порядок их созыва сложился в начале XV века. Великий князь приглашал на них служебных лиц, князей, представителей поветовой шляхты всех регионов. Постепенно компетенция сеймов расширялась. Они стали созываться для избрания великих князей, обсуждения вопросов войны, налогов, заключения уний и др.

В первой половине ХVI века деятельность сеймов приобретает более широкий размах. Сейм стал выполнять законодательные функции. Со временем он стал представительным учреждением, то есть на него избирались послы (делегаты) местными уездными сеймиками. Вальные сеймы созывались не только в столице Великого княжества - г. Вильно, но и в Гродно, Бресте, Новогрудке, Минске. Позднее вальный сейм состоял из Государственного совета, которые стал называться Сенатом, а также из поветовых послов-депутатов, которые составляли Посольскую избу.

Центральную администрацию - исполнительную власть в Великом княжестве Литовском возглавляли три человека. Первым из них был канцлер, который хранил государственную печать и заведовал центральной канцелярией. За ним следовал гетман, который в отсутствие великого князя командовал во время войны армией, и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Эти три человека подчинялись непосредственно великому князю. При дворе был также ряд должностей, которые позднее стали скорее почетным, чем реальными. Это маршалок дворный, чашник, стольник, мечник, конюший и др. При дворе великого князя находился также значительный штат государственных урядников и слуг из шляхты. Они выполняли поручения великого князя, членов рады и высших должностных лиц государства, осуществляли надзор за выполнением решений суда, вводили во владение государственными имениями, проводили следствия и ревизии, взыскивали задолженность по налогам, следили за строительством дорог, замков, сопровождали посольства за границу и др.

По административному делению XV века в великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и два староства - Жемайтское и Волынское. Руководителями администрации в воеводствах были воеводы, а в поветах - старосты. Воеводы назначались великим князем и радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Однако местные феодалы в случае необходимости имели право требовать их отставки. Обязанности и полномочия воевод были очень широкими. Практически им принадлежала вся полнота власти в воеводстве.

Заместителями воевод являлись подвоеводы. В их ведении находились административно-судебные дела, они руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском суде. Военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, командовали каштеляны. Они являлись заместителями воевод и представляли интересы воеводства в раде.

Державцы - руководители государственных и великокняжеских имений - замков, дворов - являлись низшим звеном местного государственного управления. Как воеводы и старосты, они несли ответственность перед правительством и великим князем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд на местным населением. Руководителями администрации в поветах являлись старосты. Староства вошли с XVI века. Чтобы осуществлять надзор над крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников, которые следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей.

Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники - на территории волости, десятники - в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 года эти должности были заменены сельскими войтами. В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления - сельские сходы и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Они наблюдали за строительством дорог, мостов, замков, собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия.

Великокняжеский суд являлся высшим судербным органом. Судом панов рады, сейма являлся комиссарский суд. Во второй половине XVI века сеймом был принят закон о создании Главного суда - Трибунала, который состоял из выбранных на поветовых сеймиках шляхты судей. Заседал он в Минске, Вильне и Новогрудке попеременно. Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах. В состав высшего суда входили воевода или староста, либо державцы и местные феодалы. Низший состав суда состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Судьями могли быть только шляхтичи, умеющие писать, знающие право и имеющие недвижимость.

Для шляхты судом был земский поветовый суд. В этот суд судьи избирались шляхтой и утверждались великим князем пожизненно. Дела о земельных спорах рассматривал подкоморский суд. В городах, обладающих магдебурским правом, судопроизводство осуществляли войтовско-лавницкие или бурмистерско-радецкие суды. Судебные дела крепостных крестьян рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли представители вотчинной администрации - державцы, старосты, соцкие. Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины. Среди духовенства, татар, евреев действовали свои суды, основанные на религиозном праве, - Библии, Торе, Коране.

Белорусские земли в составе Великого княжества занимали неодинаковое положение. Виленскому, а также трокскому князьям были подвластны в военно-политическом и судебно-административном отношении Принеманье, Минская, Брестская земли, Полесье, часть Подрепровья и часть Литвы. В этих землях литовские князья, потомки Гедимина, постепенно вытеснили большинство князей династии Рюриковичей. По воле великого князя здесь часто происходила перегруппировка владений, создавались новые удельные княжества.

Каждая часть великого княжества сохраняла свой государственный строй, который, как правило, действовал на основе древнерусских правовых норм. Удельный князь приносил «покору» великому князю, предполагавшую обязательство оказания великому князю военной помощи, верной службы и платы дани. Но фактически отношения великого князя с удельными характеризовались еще и «братством». Удельный князь мог давать великому князю советы, заседать в его раде.

Удельное княжество управлялось исключительно местным князем. При нем действовали боярская дума и вечевое собрание. В Полоцкой, Витебской и Смоленских землях государственный строй имел свои особенности. С давних времен в них были князья, которые придерживались древнерусского вечевого уклада. Выборы князя и признание его власти зависело от вече. Каждая земля отдельно признавала власть великого князя. Этот порядок был изменен лишь в 1492 году, когда великий князь Александр был избран на общем сейме. Древние обычаи в отношениях центральной и местной (вечевой) власти соблюдались еще в XV и XVI веках.

Например, часто приезжали в отдаленные области великие князья Казимир и Александр, где они определенное время жили и помогали местным князьям и вече принимать управленческие решения. Великим князьям иногда приходилось принимать декреты, чтобы все слои населения жили между собой в согласии и решали дела сообща.

Все земли управлялись на основе уставных грамот, своеобразных законов, которые регулировали различные стороны жизни. Уставные грамоты предусматривали наличие у земель своей казны, присутствие городских выборных на суде великокняжеского наместника, устанавливали другие нормы уголовного и гражданского права.

Великий князь гарантировал жителям земель личную неприкосновенность и безопасность. В области имущественных прав граждан грамотами определялись права владения имущества, получения наследства. Грамоты обеспечивали также процессуальное право и защищали личность от ущемления со стороны местной администрации. Жемайтия и Подляшье такой самостоятельности не имели. Только в 1446 году Жемайтия получила дарственную грамоту от великого князя Казимира, в которой Жемайтии представлялась широкая автономия. Для Подляшья привилей не давал статуса земли-княжества. Автономия в области судебных отношений предоставлялась только шляхте.

Территориально-государственное оформление собственно литовских земель было также специфичным. В них выделялась территория, центром которой была старая столица Литвы - Троки. Это были древние родовые земли Гедиминовичей. Второе территориальное образование представляло собой земли вокруг новой столицы Вильно. Сюда входили владения литовских феодалов, а такжеж белорусские территории, которые были включены в Великое княжество Литовское уже при первых его князьях. Преимущественно это были западные части полоцких земель и северо-восточные районы Турово-Пинского княжества. Эти территории со временем обрастали белорусскими волостями, которые обычно среди удельно-княжеских земель размещались черезполосно. Поэтому Ольгерд и Кейстут заключили между собой договоренность о том, что одна половина присоединявшися земель приписывалась к Трокскому княжеству, а другая к Виленскому.

Во второй четверти XVI века земли, составлявшие собственное Великое княжество Литовское, включали в себя Вильно, Троки, Браслав, Новогрудок, Гродно, Брест, Слоним, Бобруйск, Мозырь, Минск, Пинск, Рогачев, Могилев, Гомель.

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение . Как правило, два противоположных процесса - центробежный и центростремительный - поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Процесс эволюции АТД России делится на 13 этапов :

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами - прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости , фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200 .

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний - Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую ), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую . Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года , была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции , а те, в свою очередь, - на дистрикты . Были вновь образованы две губернии - Нижегородская и Ревельская ; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую .

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами . Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250 уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине - Малороссийская . В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии - Могилевская и Псковская , а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского , в то время как другие казачьи земли - Запорожская Сечь - были присоединены к Новороссийской губернии.

Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

4. Екатерининская реформа , начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний» , ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами ) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды . Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных - Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское , Тамбовское , Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством. Старая Слободско-Украинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии - новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, Новгородско-Северское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи - Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями - Тобольской и Томской . В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую ).

На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение - Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).

В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское , Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых - Волынское и Подольское .

5. Павловская реформа , следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии , император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская - в Белорусскую губернию (центр - Витебск), Виленская и Слонимская - в Литовскую (центр - Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42 .

6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую , а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую . Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

В течение XIX–ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское . В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генерал-губернаторствам - Западно-Сибирскому (центр - Омск) и Восточно-Сибирскому (центр - Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов) .

В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.

К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского . В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости .

7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века) . В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую , возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска . Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр - Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей.

В 1856 году из приморских частей Восточно-Сибирского генерал-губернаторства образована новая Приморская область, к которой присоединили бывшее китайское левобережье Амура. Вскоре на вновь присоединенной части левобережья была образована Амурская область (центр - Благовещенск). В 1884 году Сахалин был выделен из Приморской области в качестве особого отдела.

В 1860–1870-е годы к Российской империи были присоединены земли современного Казахстана и Средней Азии. Наэтих территориях организовывались главным образом области (а не губернии)- Акмолинская, Семипалатинская, Оренбургских киргизов, Уральская, Тургайская, Семиреченская, Туркестанская, Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская . Вассальную зависимость от России признали Бухарское, Кокандское иХивинское ханства .

8. АТД Российской империи в начале XX века. В последние предреволюционные годы произошло сравнительно немного изменений АТД России: вновь получила самостоятельность Камчатская область, а также появилась новая Сахалинская область. На юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край .

9. Сосуществование старых и новых единиц АТД (1917–1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии - Букеевскую губернию.

Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий , главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, Кубано-Черноморская , атакже несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке. Вгуберниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918–1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша . В1919–1922 годах на Дальнем Востоке и вСибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика ).

На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР , начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, Иваново-Вознесенская, Северо-Двинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская , Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую ), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население. В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии - Рыбинская губерния.

В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национально-государственное образование - Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в мае-июне 1920 года появились еще три национальных автономии - Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР). Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казакскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года - Удмуртская ), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР. При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Северо-Осетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский . Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована Бурят-Монгольская АО, а вИркутской губернии - Монголо-Бурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну Бурят-Монгольскую АССР. В августе 1921 года была образована Народная республика Танну-Тува , которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.

В начале 1920-х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.

10. Первая советская реформа (1923–1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в1923году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями , разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы . Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область , вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).

В октябре-ноябре 1924 года было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.

В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край - Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. Вянваре1926 года на востоке страны был образован третий край- Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. Вмае1927года возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области ). Вмае1928года были образованы сразу три новых советских области- Центрально-Черноземная (центр- Воронеж), Средне-Волжская (центр - Самара) и Нижне-Волжская (центр - Саратов).

Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области - Западная (центр - Смоленск), Ивановская Промышленная (центр - Иваново), Нижегородская (центр - Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр - Москва) и Северный край (центр- Архангельск). Втечение1929–1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ , в январе 1930 года Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.

Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц - шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР - Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.

11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930–1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.

В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов- Остякско-Вогульский (нынешний Ханты-Мансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) , Витимо-Олёкминский , Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский . В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована Центрально-Черноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.

С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также Кара-Калпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская). Из«больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.

В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая Карело-Финская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.

12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943–1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская . На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.

В 1944–1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика , которая получила статус АО, Южно-Сахалинская область , которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область , переименованная в Калининградскую .

В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская ) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая ) существуют и поныне.

Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.

13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения - ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР . Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР .

Последующие изменения носили лишь«косметический»характер: в1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все10национальных округов стали называться автономными округами.

После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в АТД - Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики .

В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы АТД , предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов . Преобладают два подхода к проведению реформы - унитарный и дифференцированный . Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.

Использованы материалы Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 15, 21, 28).

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим терми-ном «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взымалась основная часть го-сударственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно - территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском пре-жнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию.16 век Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформ-лению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти). На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Государственно-правовое положение глав княжеств-анексов и удельных княжеств в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Анекс – как пристройка,дополнение. В начале правления Витовта, в 1390-е гг. были сделаны существенные шаги к централизации власти в руках великого князя. Ряд удельных княжеств преобразован в наместничества. Правда, этот процесс не был бесповоротным. Время от времени создавались новые уделы, но в целом государственное управление все увереннее строилось на новых основах. На месте ряда упраздненных уделов (в том числе в Полоцке, Витебске, на Волыни, в новоприобретенном Смоленске) наместничества получили права отпределенной автономии, закрепленные в так называемых «земских привилеях». Позднее такой же статус получила Жемайтия, возвращенная в состав ВКЛ после победы над Тевтонским орденом. Такие полусамостоятельные единицы традиционно назывались «землями» в отличие от остальной территории, в 1413 г. разделенной на два воеводства: Виленское и Трокское. Удельные князья управляли своими княжествами самостоятельно и самодержавно, кроме княжеств Полоцкого и Смоленского, в которых искони существовали вече и княжеские советы, помогавшие князю в его государственных делах. Все удельные князья Великого Княжества Литовского признавали над собою власть великого князя. В случае войны великий князь становился во главе войска и был главнокомандующим всех военных сил. Под его командой находились удельные князья со своими войсками. Монарший титул Гедымина был: "Великий князь литовский и русский" - "Rex Litvinorum ruthenorumque". Его преемники величались: "Великий князь Литвы и Руси" или "Великий князь Литвы, Руси, Самогитии и Киева". Александр титуловался: "Божией милостью великий князь Литовский, Руский, Жомойтьский и иных".

Трансформация социальной структуры общества ВКЛ в течение второй половины XIII - первой половины XVI в.

Социальная структура Великого княжества Литовского - структура общественных отношений в Великом княжестве Литовском, по мере развития закреплявшаяся правовыми актами.

До XV века крепостного права в Великом княжестве Литовском не существовало. Земским привилеем 1457 года великий князь Казимир IVзапретил переход крестьян с частных земель на казённые. Тогда же начал постепенно развиваться и вотчинный суд помещика, к концу XV - началу XVI веков он стал принадлежностью землевладения.

В большинстве поветов, которыми управляли наместники-державцы, велось господарское хозяйство , то есть земли и различные угодья эксплуатировались на великого князя. Порядок этот был особенно развит в собственной Литве, где проживал великий князь. В других областях господарское хозяйство было распространено слабее вследствие трудности надзора и контроля над ним. Этим хозяйством заведовали наместники-державцы. Рабочую силу в господарских имениях образовали невольная челядь (паробки и женки) и тяглые люди, называвшиеся в Полоцке пригонными . Признаком тяглой службы, по мнению М. К. Любавского, служил барщинный труд, а не уплата особой подати сверх службы (дякла), как думал С. А. Бершадский. В разгар работ на помощь призывались и нетяглые разряды крестьян, а также мещане.

Все землевладельцы, обязанные службой, несли её лично с известным числом слуг сообразно размерам имений. С земель, находившихся в общем владении родов, семей или сябров, военная служба отбывалась сообща. Она была обязательна со всякого рода имений: отчин, дедин, прадедин, купленных, пожалованных на разных условиях великим князем.Отчиною называлось имение, перешедшее по наследству от отца к сыну; если наследство шло от деда или прадеда, то называлось дединою, прадединою. Сначала великие князья считали боярские отчины своими и нередко отбирали, жалуя их князьям и панам; боярам оставалось, таким образом, покинуть свои земли или же служить новым панам.

Обязанность бояр нести с земли военную службу ограничивала их право собственности на землю: они не могли отчуждать её без разрешения господаря или его урядников; право наследования жены было ограничено, установлен особый порядок наследования сыновей и дочерей; при покупке имений давалось преимущество родственникам перед чужеродцами и т. п.

Генезис шляхецтва вкл

В ВКЛ господствовал феодальный строй. Основным занятием населения было земледелие. Земля при этом находилась в собственности крупных и средних землевладельцев (феодалов). За право пользования ею крестьяне были обязаны феодалу отработкрй или оброком.

Шляхта - привилегированное сословие землевладельцев (феодалов). Окончательно консолидировалось оно лишь в XVI в.

Формирование единого шляхетского сословия связано с изданием великими князьями ряда земских привилеев (16 привилеев до Люблинской унии). В результате к XVI в. сложился комплекс прав и привилегий шляхетского сословия ("шляхетские вольности"):

Неприкасаемость личности и имущества;
- освобождение от государственных податей;
- равенство шляхты перед законом;
- право на выборы великого князя;
- участие в государственном управлении;
- право на протест против действий администрации.

Крупнейшие землевладельцы из шляхты в XVI - XVIII вв. назывались магнатами. Согласно войсковой описи 1567 г., в ВКЛ было 29 магнатов, владевших более 1000 крестьянских дымов каждый. Как правило, они же занимали высшие государственные должности. Наиболее богатые магнатские роды: Кезгайлы, Радзивиллы, Олельковичи, Кишки, Гольшанские и другие.

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2. СТРОЙ УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕНИЙ

3. КОНСТИТУЦИИ ЗЕМЕЛЬ-АННЕКСОВ

4. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ВКЛ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское представляло собой монархию во главе с великим князем ("господарем") -- носителем законодательной, исполнительной, судебной, военной власти. Первоначальной резиденцией великих князей являлся древний белорусский город Новогородок (совр. Новогрудок). С 1323 г. официальной столицей Великого княжества Литовского, Русского Жемойтского был город Вильно (совр. Вильнюс). Гербом этой державы являлась "Погоня". В летописях герб "Погоня" впервые упоминается в конце XIII в. В качестве официального государственного символа Великого княжества Литовского "Погоня" в виде серебряного цвета всадника на щите красного цвета была принята в 1384 г.

Государственным языком Великого княжества Литовского был старобелорусский ("русский"). На нем говорил великокняжеский двор, это был язык судов, государственных актов, в одном из которых -- Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., закреплялся его государственный статус: " А писар земский маеть по руску литерами и словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншим езыком и словы...".

В своей внутренней и внешней политике великокняжеская власть опиралась на феодальную знать. Тому подтверждением существование при великих князьях литовских совещательных органов, куда входили представители великокняжеской семьи и наиболее богатых и влиятельных родов. Свидетельства о деятельности подобных органов относятся к временам Миндовга, Гедимина, Ольгерда, Кейстута, Ягайло, Витовта.

Так, в грамоте великого князя Витовта, датированной 1388 г., отмечается, что свои решения он согласовывал с Радой ("умыслили с паны-радами"). Великокняжеская Рада первоначально выступала в качестве совета при "господаре", не имея определенного состава и конкретно очерченных функций.

Выделение Рады в самостоятельный, особый орган власти происходило на протяжении 30-40 гг. XV в. Именно во время гражданской войны 30-х гг. в. значительно усилились позиции феодальной знати, именно в их среде искали опору кандидаты на великокняжеский пост.

1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Соединение земель литовской, Жмуди и белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права и с точки зрения аналогичных примеров средневековья, устройство. Большой сложностью отличается территориальное устройство. Все государство слагается из следующих самостоятельно живущих земель: из удельных княжений, из областей-аннексов, находившихся в состоянии федерации или унии с центральным княжением, т.е. из земель Витебской, Полоцкой, Смоленской и Жмудской и, в известной мере, Подляшской, наконец, из территории собственно Литвы с прилегавшими к ней частями бывших русских областей. Но в смысле государственного устройства части собственно Литвы находились не в одинаковом положении. Земли собственно Литвы в смысле управления притягивали к себе и отдельные русские волости. Наконец, к этим трем частям государства надо прибавить три южные провинции его, не вошедшие в состав Белоруссии, именно земли Киевскую, Волынскую и Подольскую, имевшие особое автономное устройство. Необходимо тут же в кратких словах выяснить положение южных провинций государства, впоследствии составивших польские провинции и положивших начало Южной Украине. Эти земли в древнейшее время имели князей-наместников из числа Гедиминовичей и по уничтожении уделов вошли в состав государства: Волынь в 1444 г. по смерти бездетного Свидригайлы и Киевская земля в 1471 г. по смерти Олельковича. Обе земли получили особое провинциальное устройство с автономным управлением, но без признаков сохранения государственной самостоятельности. Восточная Подолия управлялась винницкими и браславльскими; старостами, не имея значения даже автономной провинции.

Все эти провинции до присоединения их в 1569 г. к Польше несли на себе еще последствия татарского разорения были слабо заселены, здесь почти незаметно торгового движения. Частые нападения татар сдерживали колонизацию этих южных провинций. Центральные города имели лишь значение крепостей (Киев, Черкассы, Канев, Браслав, Винница, Луцк, Владимир), охраняющих юг от татар. Немногочисленное население их ютилось под крепостными стенами, ища здесь защиты. Только Волынь была гуще населена и имела весьма развитое частное землевладение. Напротив, Киевщина и Подолия ждали еще колониста и заселение их началось только после 1569 г.

Общий принцип, исторически заведенный в эту сложную конструкцию государства, состоял в признании "старины", то есть из старинного уклада жизни каждой обособленной части государства, и в признании господства древнерусских правовых норм.

Это значит, что каждая часть сохраняла свои права и государственное устройство. По тогдашним понятиям, в Смоленске или в Полоцке, например, княжил князь, "который у Вильни и на Троках"! Некоторые ученые называют такое соединение земель федерацией под главенством князя собственно Литвы. Это определение верно с точки зрения современного права, но люди 15 в. углубляли это понятие федеративного устройства в смысле понимания этого строя как личной унии, причем князь Вильны объединял в своем лице остальные земли-княжения. Поэтому литовский князь одновременно рассматривался как князь смоленский, полоцкий и витебский, что иногда выражается в документах. Но наряду с князем Литвы, объединявшим ряд княжений, были и особые удельные князья, находившиеся в вассальной зависимости от великого князя .

2.СТРОЙ УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕНИЙ

В удельных княжениях сидели частью Рюриковичи, частью Гедиминовичи. Рюриковичи со своими княжениями или сами переходили в вассальную зависимость от великого князя, или принуждаемы были к тому великими князьями. В положении Рюриковичей и Гедиминовичей замечается немалая разница: в смысле большей зависимости от великого князя и в смысле большей легкости, с которой великие князья лишали уделов непокорных им Гедиминовичей. Однако внутренняя жизнь удельных княжений не терпела изменений от этих различий. Удельный князь приносил "покору" великому князю, то есть акт подчинения, обычно выражавшийся в особой присяжной записи. Верная служба и военная помощь великому князю составляли обязанность удельного. К этому присоединялся платеж дани. Но удельный князь связан с великим "братством". Он имеет право давать советы великому князю -- заседать в его раде, то есть в совете. Но внутри удел управляется по старине, великокняжеская власть в нем не действует. Жизнь удела протекает в нормах древнерусского права. При удельном князе есть боярская дума, состоящая из управителей областей, придворных чинов, вообще из боярства. С этой думою князь решает все дела и она скрепляет своим согласием и присутствием акты его правительственной деятельности. Дело суда, раздача земель, устроение военной службы и прочее находится всецело во власти удельного князя. Наряду с боярством бытуют и вечевые собрания !

В смысле территориальном уделы были разбросаны в различных частях государства. В границах собственно Литвы были разбросаны преимущественно уделы Гедиминовичей, которые с течением времени вошли в состав собственно Литвы. Таковы, например, уделы: Городенский, Новгородский, Минский, вошедшие в состав собственно Литвы во второй четверти 14 в., Мстиславский (на Соже) с Могилевом и Мглином (Черниговская губ.), просуществовавший до 1527 г.; Подляхия во главе с Берестьем была уделом при Гедимине и Витовте; Турово-Пинское княжество имело князя до 1524 г.; тогда же закончило свое существование княжество Городецкое (Давыд-Городок на Припяти); Слуцкое и Копыльское княжества просуществовали до начала 17 в. Все эти княжения были вкраплены в территорию земель, находившихся в непосредственной власти великого князя. Густой ряд княжений, составлявших почти сплошную территорию, находился на востоке. Здесь были почти исключительно княжения Рюриковичей. По территории этих княжений легко видеть, как далеко, даже за пределы белорусской народности, заходила власть великого князя в первый период истории Литвы и Руси.

Так, в пределах бывшей Смоленской земли важнейшими уделами были: Вяземский, Торопецкий, Вельский. В пределах Чернигово-Северской земли важнейшими уделами были: на землях древних радимичей разделившиеся с 1356 г. на Трубчевский и Новгород-Северский и потерянный Литвою в 1499 г. Стародубовский уезд с городом Гомелем, бывшим в составе Литвы по 1432 г., причем, однако, Гомель остался за Литвою. На крайнем юго-востоке были уделы Новосильский, Белевский, Одоевский, Воротынский, Мазецкий, Тарусский (в Калужской губ.) и др., отошедшие к Москве большею частью в 15 и начале 16 в .

3.КОНСТИТУЦИИ ЗЕМЕЛЬ-АННЕКСОВ

Очень интересно устройство земель Полоцкой, Витебской и Смоленской, из которых первые две очень рано вошли в состав Великого княжества. Сначала у них были князья. Но в этот ранний период сложения государства даже право избрания удельных князей, признававших власть великого князя, и даже признание власти великого князя зависело от согласия веча каждой отдельной земли, т.е. держался еще древнерусский вечевой уклад. Так, в половине 13 в. в Полоцке водворился не без помощи военной силы литовский князь Мингайло, но его внук Борис княжил в Полоцке только потому, что держался старины: "Пануючи ему в Полоцку, был ласков на подданных своих и дал им, подданным своим, вольности и вечу мети и в звон звонити и потому ся родити как у Великом Новгороде и Пскове". При сменах великих князей в Вильне каждая земля в отдельности признавала над собой власть великого князя. Власть Витовта в 1404 г. утвердилась в Смоленске только потому, что здесь великий князь имел свою партию и сверх того приказал смольнянам "лготу многу чинити". В 1440 г. паны литовские посадили в Вильне великого князя Казимира, но каждая земля в отдельности признавала его не без переговоров и уступок со стороны великого князя. Этот порядок отдельного признания великого князя закончился только в 1492 г. с избранием Александра великим князем на общем сейме в Вильно. В ранний период общегосударственной жизни местные земские веча, каждое в отдельности, решали вопросы войны и мира и не всегда согласно с тем, как решал великий князь. Местные же веча сами определяли уплату экстраординарных налогов на военные нужды. Наконец, местное законодательство находилось во власти областного веча, напр., вопросы торгового, гражданского права, вопросы о местных финансах и т.п. Деятельность местного веча в области правосудия продолжалась до половины 16 в., т.е. тогда уже, когда веча превратились в местные сеймы шляхты .

Древние обычаи в отношении власти к населению сохранялись долгое время настолько, что даже великие князья Казимир и Александр, отправив государственные дела в собственно Литве, переезжали в области-аннексы, жили здесь некоторое время и управляли областями совместно с местным вечем.

Земли управлялись на основании уставных грамот, то есть местных конституционных актов. В основу этих законов, регулирующих местную жизнь, положен принцип, что "мы (то есть господарь) старины не рушаем, и новины не вводим". Действительно, грамоты закрепляли за собой политический, социальный и правовой порядок, выработанный в этих землях в течение предшествующих веков. Ведь Полоцк и Витебск представляли собой народовластие, в которых всеми делами управляло вече. И теперь собрание добрых и малых людей, всех горожан являлось высшим органом в делах, касающихся местного управления. Оригинальной особенностью древнерусского города было его единение с землей, то есть с целой областью. Город был центром и на вече принимали участие жители области и города, отчего не существовало строгого различия между городскими и сельскими классами общества. С таким же характером город являлся и в уставной грамоте. Город имел свою казну, городские выборные присутствовали на суде наместника. Нормы уголовного и гражданского права, выработанные обычаем, были закреплены теперь законом. Постановления уставных грамот указывают на высокое политическое развитие древнерусского земства. Так, великий князь гарантировал областям личную безопасность жителей (именно неприкосновенность личности: никто не мог быть лишен свободы и казнен без суда и следствия), свободу женщин, остающихся без опекунов, от принудительных по желанию великого князя браков, право передвижения в соседние области и за границу государства, неответственность семьи за преступление одного из ее членов, сохранение личных привилегий и "чести" шляхетства. В области имущественных прав граждан были подтверждены права владения имуществом, завещания, наследования. Наконец, грамоты обеспечивали старинное процессуальное право, торговый суд, личность и имущество граждан от притеснения со стороны местной администрации и определенные обязательства населения по отбыванию государственных податей и повинностей. По объему и важности обязательств, принимаемых государем по отношению к каждой отдельной области, видно, что земские грамоты были конституционными грамотами отдельных земель. Земли Полоцкая, Витебская и Смоленская оставались обособленными государствами. Они в действительности сохраняли и внешний облик отдельных княжений: в каждой земле сохранялись придворные должности, занимаемые местными уроженцами, например, должность маршалока, конюшего, ловчего, окольничего, сокольничего, бобровничего, ключника и др. На случай своего приезда великий князь имел полный придворный штат в каждой земле, как это было при удельных князьях. Город даже сам сносился, правда, только по торговым делам, с соседними государствами и городами, например, с Ригой и другими. В городе был великокняжеский наместник, но он назначался господарем из местного боярства и с согласия всего поспольства, то есть всех жителей. Наместник, вступая в управление, приносил присягу, подобно древнерусскому князю. Вообще в грамотах много интересных моментов, встречаются выражения и определения, соответствующие не только духу, но и по архаичности текста древним присяжным княжеским грамотам, которые витебские и полоцкие князья выдавали населению в древнейшее долитовское время .

При таких условиях жизнь земли приобретала характер жизни обособленного государства на основах древнерусского права. Земля управлялась своим вечевым собранием, имела свои финансы и прочее. Высшим органом суда, управления и законодательства было местное вече, иногда теперь называемое "сеймом". Как и в древности, этой жизнью живет вся земля, без различия классов общества. Но в ней есть уже некоторые особенности, указывающие на постепенное проникновение новых взглядов. В литовское время на вечах замечаются признаки классовой борьбы, борьбы партий, так что иногда самому великому князю приходится издавать декреты о том, чтобы партии жили между собой "сгодно", чтобы на вече сходились все для решения общих дел, то есть как это бывало в старину. О древних порядках приходилось вспоминать, потому что появились новые явления в жизни. Заметно разделение партий на основе классовых интересов.

Партийное разделение, соответствующее классовому делению, указывает на зарождающуюся дифференциацию сословий, которая повела с течением времени, как увидим, к полному отделению сословий и к обособлению в политической жизни.

Сказанное характеризует уклад Полоцкой, Смоленской и Витебской земель. Жмудь и Подляхия не имели строго выработанной традиции обособленной государственной самостоятельности. Правда, в 1446 г. Жмудь получила от великого князя Казимира жалованную грамоту, дающую этой земле широкую автономию. Подляшская земля в 1444г. также получила от великого князя привилей, но эта грамота придавала Подляшью не характер земли-княжения, но давала только одному сословию - шляхте автономные права, главным образом, в области судоустройства .

4.ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Великое княжество Литовское в собственном смысле имело очень сложное территориальное устройство. Сообразно историческому происхождению своей территории и ее этнографическому составу в территории Литвы можно различить следующие части. Прежде всего, части, центром которых была старая столица Литвы - Троки. Это - старинные родовые земли Гедиминовичей. Вторая часть земель составляла округ новой столицы - Вильно, куда входила небольшая часть литовских дворов, то есть центров экономии, и те русские дворы и волости, которые принадлежали собственно Литве и при первых же князьях вошли в ее состав. Это - западные части полоцких земель, частью северо-восточной части Турово-Пинского княжества. Таким образом, в основе этой территории лежат земли Виленского и Трокецкого княжений древнейшего состава. С течением времени к земельному фонду княжений присоединились новые земли из территорий бывших русских княжений. От Подляхии до Днепра тянулась, как мы указали выше, полоса удельных княжений, занятых преимущественно Гедиминовичами. При присоединении русских княжений и при передаче их Гедиминовичам великие князья литовские часть территории этих княжений оставляли за собою, присоединяли к своим землям .

Таким образом, территория Виленского и Трокского княжений обрастала русскими волостями, расположенными чресполосно среди удельно-княжеских земель. Ольгерд и Кейстут заключили между собой условие, по которому половина присоединяемых земель приписывалась к Трокскому княжению, половина - к Виленскому. Следы этого договора сохранились и тогда, когда всякое разделение между трок-скими и виленскими князьями не имело реального значения. Иногда даже волости делились на две части, Виленскую и Трокскую (например, Бобруйская волость и в половине 16 в. делилась на Виленскую и Трокскую половины). Когда уничтожались по мотивам политическим или за прекращением династии удельные княжения, то земли их также присоединялись к Виленскому княжению. Так получился своеобразный комплекс земель, составивших Великое княжество Литовское. Географически эту своеобразную территорию Литвы и Литовской Руси можно обозначить следующими крупнейшими центрами ее управления: на западе - Вильно, Троки, Браслав (Ковенская губ.), Новогрудок, Гродно, Берестье, Слоним; в центре - Бобруйск, Мозырь, Минск, Пинск, Клецк; на востоке - Гомель, Могилев, Рогачев. Так разновременно составилась эта территория, начало которой было положено в 13 в. и окончательное формирование которой завершилось к началу второй четверти 16 в.

Трокское и Виленское княжества - старинные вотчины князей литовских. Поэтому на территории обоих княжений великий князь чувствовал себя прежде всего князем-вотчинником. Поэтому и управление этими землями сложилось по типу вотчинного, с несомненным присоединением таких черт, которые были свойственны древнелитовским правовым понятиям, расходившимся в данном случае с древнерусским правовым укладом. Последний признавал демократический строй и участие всех свободных граждан в управлении страной. Центром каждой волости является город - отсюда и значение городового веча. На территории Виленско-Трокского княжения различались такие группы населения: крупное княжье и паны, лично зависящие от великого князя. Это большею частью потомки литовских старейшин или родственники Гедиминовичей, утерявшие права удельных князей. Все это владельцы крупных латифундий, на территории которых совершенно не простиралась власть великого князя. Это были потомки крупных землевладельцев литовских, которые расширяли свои частные владения посредством дальнейших приращений, по мере успеха своих князей, которые делились своими землями с ближайшими сотрудниками-помощниками. Это была литовская знать, пользовавшаяся привилегиями и отличавшаяся богатством. В своих местностях они были такими же вотчинниками, каким был князь в своем княжении. Затем на землях великокняжеской вотчины жили мелкие землевладельцы, составлявшие военнослужилый класс. Они назывались слугами, позже - боярами, впоследствии вошли в состав шляхты. Это были свободные военнослужилые люди, первоначально не принимавшие участия в политической жизни земли. Кроме военнослужилых людей, знатных и незнатных, на территории господарской вотчины жили многочисленные его подданные, то есть крестьянский класс, обязанный своему вотчиннику многими повинностями и податями .

Однако замечается разница в устройстве и управлении господарских подданных. Конечно, все они не участвовали в политической жизни. Но та часть их, которая раньше была присоединена к княжеству, не пользовалась уже никакими правами местного самоуправления. Географически - это господарские дворы и села в западных частях очерченной выше территории, то есть на территории Трок, Вильно, Подляхии, Новогрудка, Минска. Восточные области были позже присоединены и для них был удержан великокняжеским правительством принцип нерушимости старины. Поэтому эти волости сохранили основы своего местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пользовавшиеся автономией восточнорусские области на тогдашнем языке обычно назывались русскими волостями. Жители волостей не сохранили политических прав, но удержали основы самоуправления, весь уклад исстаринной жизни. Каждая волость представляла собою любопытный уголок древнерусского строя. Центром каждой волости был один из старинных городов (таковы были главнейшие: Бобруйск, Рогачев, Могилев, Гомель, Мозырь и др.). Город и волость составляли одно целое, без различия классов и населения. Вся волость собиралась на волостное вече, состоявшее из мужей волости, где решались все дела волости. Волость выбирала представителей и исполнителей своих постановлений - старцев, рядцев, присяжников. Волость обладала своим судом - копою. Волость ведала раскладкой податей, разрубами и разметами. В ее руках была административная власть. Вообще, эти волости были любопытным оазисом страны, который волошане очень стойко охраняли.

Данники сохраняли тип старинных поселений и формы землевладения. Они сидели на земле, обычно ими же разработанной из-под векового леса и считавшейся их собственностью. Сидели они службами и дворищами, т.е. отдельными хуторами, разбросанными среди лесов и болот. Большей частью двориша и службы состояли из одного дыма, но иногда дворище разрасталось естественным путем и превращалось в поселение из нескольких дымов, хотя число их редко превосходило 10 и только в немногих случаях доходило до 27. Количество земли под дворищем, службою не одинаково, оно составлялось постепенно по мере разработки лесных островков, вследствие расширения потребностей дворищной семьи. Принцип, соединявший людей в одно дворище, был принцип сябринной или долевой семейно-общинной организации. Сябры - древнейшая форма общинной жизни, свойственная глубокой древности не только русской, но и общеславянской. Сябринная община состояла из родственников, а иногда и из чужеродцев. Все они вместе работали, сообща пользовались имуществом, но в случае раздела каждый член семьи получал право на принадлежавшую ему долю имущества в соответствии с правом наследования. Когда дворище разрасталось, из него выселялась часть совладельцев на соседние земли, но, разделив пахотные поля и другое имущество, эти выселки продолжали совместно владеть промысловыми угодьями, сенокосами, лесами, т.е статьями хозяйства, допускавшими общее пользование большого круга лиц. Впрочем, эти угодья могли также подлежать разделу и переходить в частное владение. В этой форме общего владения был зародыш общинных форм землевладения, но эти формы никогда не получали у нас признания и развития, как это было в Московском государстве. В основе своей сябринское землевладение носит характер частного землевладения!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Любавский, М.К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого литовского статута / М.К.Любавский. - Москва, 1934. - 248 с.

2. Леонтонович, Е.И. К истории административного строя Литовского государства / Е.И.Леонтонович. - Варшава, 1899. - 167 с.

3. Бутромеев, В.П. Корона Великого Княжества / В.П.Бутромеев. - М.: "Олма - пресс" , 1999, 336 с.

4. Довнар-Запольский, М.В. История Беларуси / М.В.Довнар-Запольский. - Мн.: Беларусь, 2005. - 680 с.

5. Бохан, Ю.В. Беларусь в период Великого Княжества Литовского / В.Н.Голубев. - Минск: Экоперспектива, 2008, - 688 с.