Морковное суфле рецепт диетический стол 5. Мясное суфле

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р. Х.), антиохийская (5969 год до Р. Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р. Х.).

Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н. э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н. э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.

Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 -1048 гг. н. э.) восклицал: «Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира».

Что же касается непосредственно эры «от сотворения мира», или «от Адама», то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.

По словам учёного, «хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры… но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа».

Однако далее И. Спасский счёл необходимым отметить: «Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжён с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное» (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3–4).

Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод её на греческий язык (т. н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершённый в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н. э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для «всех прочих, во Вселенной сущих». Затем на рубеже IV–V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществлённый с еврейского учёным пресвитером Иеронимом Стридонским (т. н. Вульгата).

Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н. э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с неё переведённой славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.

Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н. э.). Поэтому при подсчёте лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.

В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре «от сотворения мира» имел объёмный труд Иосифа Флавия (37–95 гг. по Р. Х.) «Иудейские древности», в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.

Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда ещё не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.

Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчётам начало эры «от сотворения мира» должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р. Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие 5507 год до Р. Х.). Это - так называемая антиохийская эра.

Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р. Х. (по другим источникам - к 5624 году).

Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.

Описывая события последних до Христа 500–700 лет, Секст Юлий Африкан в своей «Хронографии» упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т. д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н. э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.

В «Хронике» Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.

Вплоть до IX века н. э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская , созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р. Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.

Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р. Х. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчётами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.

Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545–1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одному из сокращённых вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.

Уже в первых веках н. э. некоторые христианские писатели и историки стремились «перебросить» хронологический мост от описанных в Библии событий к тем, которые происходили на их глазах. Они и начали подсчеты числа поколений «от Адама до Авраама», «от Авраама до Давида» и т. д. (независимо это делали и еврейские книжники), надеясь «поточнее» установить число лет, истекших от описанного в Библии «сотворения мира». Так было создано около 200 эр от «сотворения мира», по которым промежуток времени от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывает от 3483 до 6984 годов. Но почему в среднем около 5500 лет? И почему на основе одних и тех же данных в Библии их создано так много?

Почему 5500? Определенную роль во всех проводившихся в то время хронологических «изысканиях» сыграли представления евреев и первых христиан о тесной связи между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования и, в частности, такое содержащееся в Библии утверждение: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний...» (Псалтирь, 89, 5), которое встречается и в новозаветном «Втором послании апостола Петра»: «...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (3, 8). Потому-то в Талмуде вполне однозначно утверждается, что «шестидневное число творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6 тысяч лет». На этом же основании раввин Елиезер утверждал, будто 84-летний период и составляет «1 час дня Господня» и по истечении его Солнце и Луна возвращаются к тому самому пункту, из которого вышли при творении.

И вот, исходя из предпосылки, будто «Адам был создан в середине шестого дня творения», христианские богословы и пришли к выводу, что «спаситель мира Христос» снизошел на Землю в середине 6-го тысячелетия, т. е. около 5500 г. от «сотворения мира». Подсчет же времени по продолжительности жизни упомянутых в Библии патриархов и царей приводил к некоторому «уточнению» этой даты.

Почему 200? Для ответа на этот вопрос мы сначала приведем слова одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского: «Хотя в священных книгах лета событий не считаются от одной какой-либо эры..., но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам священного писания, можно приходить к общему определению времени, протекшаго от начала рода человеческого до Иисуса Христа». Но... «Как ни прост, по-видимому, метод исследования Библейской хронологии, однако он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное».

А теперь напомним, что к началу нашей эры, кроме еврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже был ее перевод на греческий язык («Септуагинта»), осуществленный в г. Александрии по инициативе царя Птолемея VIII около 130 г. до н. э. как для нужд большого количества проживавших там эллинизированных евреев, так и для «всех прочих во вселенной находящихся». Тысячелетием позже именно с текста «Септуагинты» был произведен перевод Библии на славянский язык. В IV в и. э. епископ Иероним перевел еврейский текст Библии на латинский язык («Вульгата»).

Ну и, наконец, немалое влияние на попытки упорядочить события мировой истории в эре от «сотворения мира» имел многотомный труд Иосифа Флавия (ок. 37 - ок. 95) «Иудейские древности», в котором дано изложение истории еврейского народа и его соседей «от Адама» почти до конца I в. н. э.

И, как оказалось, в тексте Библии, которым пользуется еврейский народ по крайней мере с конца II в. н. э., и в латинском переводе с нее продолжительность жизни «древних патриархов», правления царей и др. указана совершенно иная, чем в греческом переводе II в. до н. э. и, естественно, в славянской Библии. Приведем несколько примеров (в скобках даны числа славянской Библии): Адам до рождения Сифа жил 130 (230) лет, Сиф до рождения Еноса - 105 (205) лет, Енос до рождения Каинана- 90 (190) лет и т. д. Продолжительность правления Иисуса Навина указана в 14 (32), царя Кира 9 (32) лет и т. п. Легко вообразить, сколь бурными были взаимные обвинения христиан и евреев в порче «священного текста». Утверждалось, что сделано это было христианами (увеличены промежутки времени) для обоснования того, что после «сотворения мира» уже прошло «предсказанное» число лет - 5500 и Христос-Мессия уже пришел. И, наоборот, с точки зрения христиан, евреи, полагая, что время Мессии еще не наступило, где-то в начале II в. н. э. сократили упомянутые выше промежутки времени, так что к началу нашей эры насчитывают всего 3760 лет.

К тому же библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения евреев (586 г. до н. э), поэтому при подсчете лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам. Именно поэтому христианские историки, каждый по-своему оценивая тот или другой промежуток времени, и создали около 200 различных вариантов эры от «сотворения мира»...

Несколько других важнейших эр . Очевидно, что при сопоставлении упоминаемых церковными историками событий конца I тысячелетия до н. э. и первых десятилетий н. э. важно следующее: на какой год той или другой независимой эры - счета лет по олимпиадам или от «основания Рима» - они относят «рождество Христово». После этого можно определить, насколько удалена эпоха эры от «сотворения мира» от эпохи нашей эры.

Едва ли не первым из христианских богословов, создавших эру от «сотворения мира», был антиохийский епископ Феофил. Эпоха эры, которая получила название антиохийской,- 1 сентября 5969 г. до н. э. (впрочем, некоторые источники указывают число 5515, другие - 5507 г. до н. э.). Составлена она была около 180 г. н. э. Климент Александрийский (190 г.) «нашел» другое число - 5472 (впрочем, указывают и число 5624). Римский епископ Ипполит (200 г.), а вслед за ним и Секст Юлий Африканский (221 г.) определили этот промежуток времени ровно в 5500 лет. Описывая события последних 500 - 700 лет, Секст Юлий Африканский в своей «Хронографии» упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500-й год по этой эре приходится на 2-й год до н. э. В хронике Евсевия Кесарийского от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитано всего 5199 лет.

Широкую известность в свое время получили эры двух александрийцев - Панодора и Анниана. Около 400 г. н. э. Панодор отнес дату «рождества Христова» на 5493 г. от «сотворения мира», причем первый год по этой эре начался 29 августа. Через несколько лет Анниан перенес начало отсчета на полгода вперед - на 25 марта. Внешне эти эры как будто различались между собой незначительно. Однако сопоставление упоминаний об исторических событиях последних лет до и после «рождества Христова» показало, что Анниан отнес «рождество Христово» на 5501-й г. своей эры, который соответствовал консульскому году Сульпиция Камерина и Гая Поппея, а это 9-й год н. э., тогда как на 1-й год н. э. приходился 5493 г. эры Анниана. Чтобы уложить дальнейшие события в своей эре, Анниан, уменьшал на один-два года годы правления римских императоров вплоть до конца I в. н. э....

Эру Анниана использовали многие византийские историки до IX в. н. э., однако почти сразу после ее «изобретения» ее эпоху перенесли обратно на 29 августа 5493 г. до н. э., а вскоре передвинули и на два дня вперед - на 1 сентября 5493 г. до н. э. Начало года с 25 марта византийские хронологи посчитали неудачным, так как в каждые 532 года пасха 20 раз приходится перед 25 марта, и поэтому столько раз в одном году эры Анниана приходилось по две пасхи, тогда как в других - ни разу. Эру Анниана с эпохой 29 августа 5493 г. до н. э. было принято называть александрийской.

Широкую известность в средние века получила «Пасхальная хроника» - труд анонимного византийского писателя, составленный вскоре после 628 г. н. э. В эту хронику включены сведения из Библии и «житий святых», но по мере перехода к более поздним временам ее автор все больше обращается и к документальному материалу. Свое название «Хроника» получила от того, что в ней давалось руководство по установлению даты пасхи. Исходной датой здесь принято 21 марта 5509 г. до н. э.

Дошла на Русь и так называемая болгарская эра, по которой «сотворение мира» имело место в 5504 г. до н. э. Однако наиболее важное место в хронологических расчетах на Руси на много столетий заняли две византийские эры. По первой из них летосчисление велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э. Эта эра была создана при императоре Констанции (правил с 337 по 361 гг.), но так как он в своих религиозных взглядах не был «последовательным христианином», то в дальнейшем и его и составленную при нем эру некоторое время стремились как бы «забыть». С VI в. в Византии начала использоваться другая эра от «сотворения мира» с эпохой 1 марта 5508 г. до н. э. (эта эра имеет также название константинопольской и еще - древнерусской). Данная эра выглядит «лучше согласованной» с Библией: счет в ней вели «от Адама», который «был сотворен» в пятницу. На пятницу и приходилось 1 марта 1 года этой эры.

Католическая церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже в конце IX в. ее взгляды изменились. Так, архиепископ вьенский (Франция) Адои (около 879 г.) в своем труде отдал предпочтение хронологии латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора (1545 г.), на котором этот перевод Библии был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одной из эр от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывают 4713, по другой - 4004 года.

В основе эры - циклы. Интересно проследить, как был получен промежуток в 5861 год, отделявший 69 год эры Диоклетиана от «исходного момента», найденного в 353 г. составителями византийской эры.

Напомним, что христианская церковь связала годичный цикл своих «передвижных» праздников с лунно-солнечным календарем и что в комбинации юлианского календаря с лунно-солнечным имеются такие важные циклы: 28-летний (солнечный), после которого дни недели приходятся на те же календарные даты, и 19-летний (метонов), после которого фазы Луны (как мы уже знаем, не очень точно) приходятся на те же даты солнечного календаря. Годы в каждом цикле пронумерованы. Так же ведется счет лет и в 15-летнем цикле по индиктам.

В то время, когда начались попытки установить византийскую эру от «сотворения мира», определенная система счета лет в упомянутых циклах уже сложилась. В частности, 69-й год эры Диоклетиана был 9-м годом в 28-летнем солнечном цикле, 9-м годом в лунном («сирийском») 19-летнем цикле и, наконец, 11-м годом в 15-летнем цикле индиктов. Перед составителями новой системы летосчисления стояла задача - найти год, на который приходится начало всех трех циклов одновременно. «Убедительным доводом» должен быть такой: «не может быть, чтобы мир был создан не в начале циклов»...

Математически это можно изобразить так. Обозначим год искомой эры через R. Далее учтем, что к 69-му году эры Диоклетиана истекло неизвестное число х солнечных, у лунных и г индиктовых циклов. Учитывая порядковые номера 69-го года эры Диоклетиана во всех трех циклах, можно записать год R поочередно в 28-летнем солнечном, 19-летнем лунном и 15-летнем индиктовом циклах так:

R = 28х + 9, R = 19y + 9, R = 15z + 11.

Эти уравнения говорят о том, что от начала летосчисления прошло х 28-летних циклов и еще 9 лет, у 19-летних циклов и 9 лет, z 15-летних циклов и 11 лет. Это дает возможность найти соотношение между количеством циклов в виде так называемых диофантовых уравнений:

28х = 19 у, 28x - 15z = 2.

Задача решается методом проб: подбираются целые (!) числа х, у и z так, чтобы выполнялись приведенные здесь равенства. Это имеет место, если x = 209, у = 308, z = 390.

Тогда R = 28*209 + 9 = 5861.

Отсюда и следует, что 69-й год эры Диоклетиана был 5861-м годом эры начала трех упомянутых сложившихся циклов, которая и была принята в качестве эры от «сотворения мира».

Отметим, что совпадение начала всех трех циклов повторяется через каждые 28 *19 *15 = 7980 лет. И, конечно же, составители упомянутой выше эры приняли 5861-й год, а не, скажем, 7980 + 5861 = 13 841-й, потому, что они ориентировались и на непосредственные подсчеты числа поколений «от Адама»...

Любопытно, что в древней Грузии для целей летосчисления использовался цикл в 532 года под названием хроникой или короникон. При датировке событий указывали число целых корониконов, истекших от начала эры, и порядковое место данного года в текущем корониконе, которое также именовалось корониконом. Впервые летосчисление по корониконам было введено в Грузии в 780 г. и использовалось на протяжении более чем тысячи лет.

Наше летосчисление

Сегодня почти во всех уголках нашей планеты летосчисление ведется от «рождества Христова». Эта эра была введена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению, Дионисием Малым. Часто год по этой эре обозначают буквами AD, что на латинском языке означает Anno Domini - «года Господа», но чаще всего говорят «такого-то года нашей эры», так как эта эра является совершенно условной.

Факты и домыслы. Заслуга Дионисия перед церковью заключается в том, что как только Западная церковь начала использовать составленную им пасхалию, расхождений по вопросу о праздновании пасхи между Восточной и Западной церквами вплоть до реформы календаря в 1582 г. не было. Достиг этого Дионисий следующим образом: во-первых, он вслед за Викторием Аквитанским рассчитывал фазы Луны, используя 19-летний метонов цикл во вторых же, и это самое главное, он, по обычаю Восточной церкви, относил пасху на 15 Нисана, если только оно приходилось на воскресенье (а этого как раз раньше в Риме не допускали!).

Во времена Дионисия техника расчета даты пасхи была уже надежно разработана. Возьмем к примеру 1988 г. Отняв от числа года 284 (номер года эпохи эры Диоклетиана; ведь мы ведем расчет так, как его должен был бы делать Дионисий) и разделив остаток на 19, находим в остатке порядковый номер года в 19-летнем александрийском цикле - золотое число. Оно равно 13. Из табл. следует, что весеннее полнолуние в 1988 г. приходится на 24 марта ст. ст. Пасха будет в ближайшее воскресенье - 28 марта ст. ст. = 10 апреля н. ст.

Обычно александрийские епископы составляли таблицы пасхи на 95 лет (так называемый малый пасхальный круг) и рассылали их всем христианским церквам. В новом 95-летии в каждых трех из четырех лет пасха приходится на те же даты, что и в предыдущем, в четвертом же году (из-за несовпадения високосных лет) она передвигается на одно число вперед, а один раз примерно в каждые 27 лет - на 6 дней назад. Поэтому составитель новой пасхалии вносил поправки, проверяя соответствие фаз Луны и дней недели. Именно так александрийский патриарх Кирилл составил пасхалию на время от 153 до 247 г. эры Диоклетиана, т. е. по 531 г. н.э. включительно.

Дионисий Малый решил следующее: «Так как осталось от этого круга всего лишь шесть лет, то мы решились продлить на последующие 95 лет». При этом он отказался от эры Диоклетиана (дескать, не приличествует христианам вести летосчисление от прихода к власти императора, который их жестоко преследовал) и ввел счет лет от «рождества Христова», а по другим данным - ab incarnatio Domini- от «воплощения Господа», т. е. от «праздника благовещения» (уже тогда он отмечался 25 марта).

Но Дионисий нигде не объяснил, из каких соображений, на основании каких расчетов он отнес начало своей эры именно на то, а не на другое место в непрерывной смене лет. По этому поводу историки высказывают различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Так, существует предположение, будто при составлении своей эры Дионисий принял во внимание предание о том, что Христос умер на 31-м году жизни и воскрес 25 марта. Следовательно, на этот день приходилась «первая пасха». Ближайшим годом, в котором, по расчетам Дионисия, пасха приходилась снова на 25 марта, был 279-й год эры Диоклетиана. Сопоставив свои расчеты с евангелиями, Дионисий мог предположить, что и на самом деле «первая пасха» отмечалась 532 года назад от 279 г. эры Диоклетиана. Прибавив к числу 532 еще 31 год (предполагаемый возраст Христа) и отсчитав от 279 г. эры Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий будто бы и «установил» начало эры от «рождества Христова», т. е. что 279 г. эры Диоклетиана = 563 г. от «рождества Христова».

Нами, однако, уже отмечалось ранее, что предание, будто Христос воскрес 25 марта, популяризовалось восточными церковными писателями. Представители же западной церкви, в частности римский епископ Ипполит, христианский писатель Тертулиан (ок. 150 - 222 гг. н. э.) и др. утверждали, что Христос был распят 25 марта, а воскрес он будто бы 27 марта. Это различие во взглядах отражено, в частности, в следующих документах, принадлежащих соответственно христианскому Востоку и Западу: «Константинопольском списке консулов 395 г.» (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV) и «Хронографическом сборнике 354 г.» (Chronogra-phus anni CCCLIIII). Оба документа опубликованы в 9-м томе сборника «Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum. - Berolini, 1892».

В первом документе после проставленного позже числа года - 29 г. н. э.- и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина имеется приписка: «His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem»-«при этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день», т. е. пострадал 23, а воскрес 25 марта. В «Хронографе 354 г.» под тем же годом после указания консулов читаем: «His consulibus dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII» - «в их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней», а в разделе XIII «Римские епископы» находим дополнительные сведения: «Imperante Tiberio Caesare passus est do-minus noster Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.» - «во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ». Следовательно, смерть Христа здесь отнесена на 25 марта, воскресенье - на 27.

Однако с помощью таблиц Приложений I и III нетрудно убедиться, что оба варианта - «первая пасха 25 или 27 марта» - являются неприемлемыми с «чисто календарной» точки зрения. Прежде всего, 25 марта в 29 году приходилось на пятницу, и уже поэтому «восточный вариант» не проходит. Но что самое главное - еврейская пасха (15 Нисана) приходилась в 29 г. на воскресенье 17 апреля, следовательно, почти месяцем позже субботы 24 марта, где ей следовало быть для согласия с евангелиями...

Более того, составляя свою пасхальную таблицу, Дионисий не мог не заметить, что на основе 19-летнего метонова цикла «в исторически реальном промежутке времени жизни Иисуса Христа» пасха на 27 марта вообще не приходится (согласно формальным расчетам в I в. н. э. христианская пасха приходилась на 27 марта трижды: в 12, 91 и 96 гг.). Таким образом, Дионисий волей-неволей вынужден был принять восточнохристианскую точку зрения, согласно которой «первая пасха» («воскресенье Христово») имела место 25 марта.

Увы, и здесь Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что «первая пасха» была 25 марта 31 года н. э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный метонов цикл назад на 28 кругов. На самом же деле 15 Нисана- еврейская пасха - в 31 г. н. э. было не в субботу 24 марта (где, повторим еще раз, ему следовало бы находиться для соответствия с евангелиями), а во вторник 27 марта!

По «календарю 354 г.»? Согласно Дионисию, эпохой нашей эры является 1 января 753 г. от «основания Рима», 43-го года правления Августа, 4-го года 194-й олимпиады, в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 21 апреля 1 г. н. э. начался 754 г. от «основания Рима», с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год правления Августа. Нелишне напомнить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, а 25 декабря 1 года принятой им эры будто бы родился Христос.

Любопытно проверить, а не мог ли Дионисий при установлении эпохи своей эры воспользоваться чьими-то уже готовыми расчетами или предположениями. В частности, что говорили о годе «рождения Христа» христианские писатели III - IV вв.?

Оказывается, лионский епископ Ириней и Тертулиан считали, что «Христос Господь пришел в мир около года 41-го правления Августа». Евсевий Кесарийский говорит конкретнее: «это был 42-й год царствования Августа, а властвования над Египтом 28-й». «Святой» Епифаний указывает даже консулов и год от «основания Рима»: 42-й год Августа, 752 г. от «основания Рима» при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. Секст Юлий Африканский пишет: «около года 29-го после битвы при мысе Акций». Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491 - 578) отнес «рождество Христово» на год (01. 193.3), 752-й от «основания Рима», 42-й Августа, а «Пасхальная хроника» - на 28-й год властвования Августа в Египте, «в консульство Лентула и Писона».

Упомянутый выше документ от 395 г. «Consularia Constantinopolitana», как и Епифаний, относит это событие на год консульства Августа и Сильвана: «His conss. natus est Christus die VIII Kal. Ian.» - «при этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ» (т. е. 25 декабря).

Как видно, все перечисленные авторы указывают на 3-й или 2-й год до н. э., «Пасхальная хроника» - на 1 г. до н. э. И все они противоречат евангелию от Матфея, в соответствии с 2-й главой которого Христос будто бы родился во время правления иудейского царя Ирода. Ведь Ирод умер в 750 г. от «основания Рима», т. е. в 4 г. до н. э.

Можно предполагать, что упомянутые писатели (как и многие другие не названные здесь) пользовались каким-то одним источником. Вероятно, им были следующие указания евангелиста Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее,... был глагол Божий к Иоанну...» (Лк. 3, 1-2). Иоанн будто бы начал свою проповедь и вскоре крестил Христа в Иордане. При этом «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати...» (Лк., 3, 23). Император Тибе-рий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 г. Тертулиан и другие писатели, по-видимому, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 14+14 (число полных лет правления Тиберия) = 28 г. н. э., в начале 29-го он крестил Иисуса, которому «было около 30 лет». Отсюда и следовало, что Христос родился во 2 г. до н. э. По-видимому, никто из упомянутых выше писателей не знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, не был знаком с евангелием от Матфея).

Имеется указание на год «рождества Христова» и в «Хронографе 354 г.». Здесь это событие отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т. е на 1 г. н.э. (!!). Запись о «рождестве Христовом» в «Хронографе 354 г.» звучит так: «Нос cons, dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV» - «при этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны».

«Хронограф 354 г.» (рис.) - это серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 245 г. от «основания Рима» (с 509 г. до н. э.) по 354 г. н. э., списки префектов Рима за сто лет (251-354 гг. н. э.) и римских епископов от апостола Петра до Юлия (умер в 352 г.). И, конечно же, Дионисий, занимая к тому же должность папского архивариуса, не мог не знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. Ну, а если он знал о «Хронографе 354 г.», то вполне мог использовать цитированное выше упоминание о годе «рождения Христова» при установлении исходной точки отсчета своей эры (быть может, эта запись и натолкнула его на мысль ввести счет годов от «рождества Христова»?).

Рис. Заголовок сохранившегося в копии римского календаря 354 г. н. э. содержит следующие пожелания некоему Валентину: процветай в боге, живи процветая, живи радуясь и управляй счастливо

Конечно, нельзя исключить и другую возможность. Ведь упоминание о рождестве Христовом «при консульстве Цезаря и Павла», содержащееся ныне в копиях «Хронографа 354 г.» (оригинал давно потерян), может быть вставкой, сделанной уже после Дионисия. Следует, однако, думать, что это не так. В пользу предположения о подлинности обсуждаемой записи говорит уже отмеченное выше упоминание в «Хронографе 354 г.» о дате смерти Христа. Ведь после пасхальных расчетов Дионисия, проведенных им на основе 19-летнего метонова цикла, вряд ли было возможным возвращаться к грубо ошибочному утверждению о 29 годе!

Напомним, что у Дионисия был еще один предшественник: на тот же год (1 г. н. э.) полагал «рождение Христово» и Панодор.

Как было отмечено, существует предположение, будто Дионисий «установил» год «рождения Христова» после определения года и даты «первой христовой пасхи» - 25 марта 31 г. н.э. Увы... В этом как раз не повезло не только ему, но и многим другим христианским писателям и «отцам церкви». Ведь «календарная ситуация» такова, что 15 Нисана (еврейская пасха) приходилось на субботу (а канун пасхи - «день распятия Иисуса Христа» - на пятницу) лишь в 26 г. н. э. (23 марта), в 33 г. (4 апреля) и в 36 г. (31 марта). Не случайно поэтому сегодня (и, по-видимому, с относительно недавних времен, уже в XX в.) христианская церковь в качестве наиболее вероятной даты «первой пасхи» принимает воскресенье 5 апреля 33 г. н. э. . В 28 же году, на который относит «первую пасху» аквитанский епископ Виктор, 15 Нисана приходилось на вторник 30 марта, в 29 - на воскресенье 17 апреля, в 30 г.- на четверг 6 апреля. А ведь если говорить о годе смерти Христа, то со времен Тертулиана и Ипполита Римского ее позже 29 г. на Западе не ставил никто. И, следовательно, ошибались, не умея достаточно надежно проводить расчеты фаз Луны...

Ошибся и Дионисий, если он действительно исходил из того, что «первая пасха» («воскресение Христово») была 25 марта 31 г. И не только потому, что на самом деле весеннее полнолуние в указанном году было во вторник 27 марта. Даже если бы метонов цикл, использованный Дионисием при расчетах, был идеально точным, то все же 25 марта 31 г. в принципе не могло быть принято за дату «воскресения Христова», так как по александрийскому 19-летнему кругу получалось, что оно соответствует 15 Нисана (первому дню еврейской пасхи), тогда как, согласно евангелию от Иоанна, Христос воскрес «в 16-й день Луны». Именно из этих соображений столь упорно настаивал на своей дате - 25 марта 42 г. н. э. Анниан: в этом году на 25 марта приходился «17-й день Луны», а это вполне соответствовало первым трем евангелистам, хотя и было грубейшим анахронизмом, так как Пилат из Иудеи был отозван еще в 37 г., да и римским императором в 42 г. был уже не Тиберий, а Клавдий.

Кстати, в средневековой литературе очень много «изысканий» было проведено для выяснения взаимного расположения на небе планет, которые могли бы «позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии». Ведь, как говорил еврейский раввин Абарванела (XV в.): «Наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна. Моисей родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб...».

Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб было в 747 г. от «основания Рима» - 7 г. до й. э., причем расстояние между ними в это время составляло около полградуса (что равно диаметру Луны). В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. И в качестве курьеза отметим, что на основании расчетов положений упомянутых планет на небе Кеплер сделал «вывод», будто Иисус Христос родился в 748 г. от «основания Рима». Стремясь отстоять свое представление о возможной эпохе эры от «рождества Христова», Кеплер датировал свою книгу «Новая астрономия» так: «Anno аегае Dionisianae 1609», подчеркивая тем самым полную условность введенной Дионисием эры.

Для удобства расчетов? Вполне возможно, что Дионисий ввел свое летосчисление исключительно для удобства расчетов даты пасхи. Как мы сейчас убедимся, это летосчисление позволяет проводить такие расчеты, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Исходным в этом летосчислении является предположение о том, что в году, непосредственно предшествовавшем 1 г. н. э., новолуние пришлось на 21 марта (но это новолуние расчетное, повторяющееся каждые 19 лет в соответствии с метоновым циклом; на самом же деле астрономическое новолуние - конъюнкция - в 1 г. до н. э. было 24 марта).

Возьмем к примеру 1986 год. Разделив число года на 19, находим, что от начала введенной Дионисием эры прошло 104 полных 19-летних цикла (они нас не интересуют) и в остатке имеем а =10. В последнем году до н. э., а следовательно, и в последнем году 19-летнего «дионисиева» цикла новолуние (расчетное!) наступило 21 марта, а весеннее полнолуние - на 15 дней позже, т. е. 5 апреля. За каждый год весеннее полнолуние смещается на 11 дней назад или (берем очередное) на 19 дней вперед. Величина 19а +15 указывает, на сколько сместилось полнолуние в интересующем нас году. Разделим ее на 30 - число дней в одном лунном месяце. Остаток и покажет, как далеко отстоит ближайшее, весеннее полнолуние от 21 марта (от весеннего равноденствия).

Конкретно для 1986 г. находим 19а + 15 = 205, 205: 30 = 6 и в остатке d = 25. Следовательно, весеннее полнолуние приходится в этом году на 21 +25 = 46 (-31)= 15 апреля ст. ст. = 28 апреля н. ст. В ближайшее воскресенье 21 апреля ст. ст. = 4 мая н. ст. и будет пасха. Этот вывод, остающийся верным для любого года, можно проверить, используя точный метод Гаусса.

Как видно, все здесь очень просто, нет даже необходимости смотреть в таблицы фаз Луны, сверяться с пасхалиями, составленными другими авторами. По существу, все здесь проделанное - это первый этап определения даты пасхи по формуле Гаусса: так находится расстояние полнолуния от даты весеннего равноденствия. Конечно, Дионисий рассчитывал не конъюнкции, а неомении. Но результат тот же самый. Как раз в 1 г. до н. э. расчетная неомения приходилась на 23 марта (строго говоря, она наблюдалась 23 марта в 532 г. н. э.). Значит, возраст Луны на 23 марта в последнем году до н. э. принят равным 1-лунная эпакта EL = 1 (обозначалась и так: luna I). Расчетное пасхальное полнолуние, которое обозначали как luna XIV, приходилось на 13 дней позже неомении. Это как раз тождественно утверждению, что оно приходится на 15 дней позже конъюнкции.

Итак, не исключено, что свое летосчисление Дионисий мог ввести для наибольшего упрощения «пасхальной арифметики», хотя он, возможно, неожиданно для себя вступил в конфликт с историей... Ведь, как мы знаем, Ирод, царь иудейский, при котором будто бы родился Христос, умер в 4 г. до н. э.

Заканчивая этот обзор различных предположений о возможной дате рождения Иисуса Христа, имеющий, как мы видели, непосредственное отношение к проблемам календаря, отметим: сегодня наши отечественные ученые все более склоняются к мнению, что Христос как историческая личность реально существовал. Вот что по этому вопросу пишет академик Б. М. Кедров: «Защитники христианского учения долгое время пытались объединить вопрос о реальности Христа с утверждением о его божественной сущности. А в истории атеизма у некоторых авторов опровержение христианской легенды опиралось на то, что ряд исторических свидетельств о Христе представлялся как интерполяции, как позднейшие вставки, сделанные защитниками христианской доктрины». В настоящее время на основании исследований ученые стремятся четко «отделить вопрос о Христе как реальной личности от христианской легенды о его божественной природе. Представления о Христе как о реальной личности нашло свое отражение не только в современных исторических исследованиях, но и в художественной литературе. Вопрос о реальности личности Христа непосредственно ведет к представлению о его человеческой природе и тем самым позволяет свести христианскую легенду о божественной природе Христа к ее земной основе».

Апробация эры . Эра, введенная Дионисием Малым, была вскоре использована некоторыми историками и писателями, в частности современником Дионисия Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, а еще позже - Бедой Достопочтенным. На протяжении VIII-IX вв. она получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы. Эта эра была апробирована в 607 г. папой Бонифацием IV, она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965-972). Но лишь со времен папы Евгения IV (1431 г.) эра от «рождества Христова» используется в документах папской канцелярии регулярно. Что же касается Восточной церкви, то она, по свидетельству Э. Бикермана, избегала пользоваться ею, так как споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV в. Впрочем, по-видимому, бывали исключения. Так, в таблице дат пасхи, составленной в IX в. на весь 13-й индиктион (877-1408) Иоанном Пресвитером, рядом с годом от «сотворения мира», кругами Солнца и Луны, эпактами проставлен также и год от «рождества Христова».

Характеризуется прежде всего ограничением в суточном рационе жира до 70–80 граммов, а при ярко выраженных симптомах – тошнота, изжога, горечь во рту, вздутие живота – суточное количество жира следует снизить до 50 граммов. При этом количество белков и углеводов остается в пределах физиологической нормы: 80–90 граммов белков, 300–350 граммов углеводов.

Основной способ кулинарной обработки продуктов – отваривание или приготовление их на пару, при этом пищу готовят преимущественно в протертом виде. Категорически исключаются любые жареные продукты.

Сохраняется дробный режим питания: не менее 5 раз в день и небольшими порциями.

Важно обращать внимание на температуру блюд: пища должна быть теплой, но не слишком горячей или слишком холодной.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРЕШЕННЫХ ПРОДУКТОВ И БЛЮД :

вегетарианские супы с протертыми овощами или с крупами, а также молочный суп; нежирные сорта мяса, из которого готовят суфле, кнели, паровые котлеты;

мясо курицы или индейки отваренное, но птицу разрешается готовить куском; свежая нежирная рыба, приготовленная на пару или отварная;

некислый творог (можно домашнего приготовления);

белковые омлеты; сливочное масло, молоко; сыры неострых сортов;

кроме растительного масла разрешается исключительно сливочное (коровье) масло; фрукты в сыром виде, сладкие и спелые, обязательно протертые, в очень малых количествах; блюда из фруктов; овощи в сыром виде, протертые; хлеб исключительно белый, подсушенный.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРОДУКТОВ И БЛЮД:

жареные блюда;

жиры – бараний, свиной, кроме сливочного и растительного масла; свежий хлеб и сдоба; алкоголь;

богатые эфирными маслами овощи и зелень, в том числе лук, чеснок, редис, редька; бобовые – фасоль, горох, чечевица; пряности, острые приправы.

ПРИМЕРНОЕ ОДНОДНЕВНОЕ МЕНЮ

Первый завтрак

каша молочная из хлопьев «геркулес»,

Второй завтрак

одно печеное яблоко с сахаром

Обед

суп вегетарианский протертый из сборных овощей со сметаной, отварная рыба (треска), пюре картофельное,

фруктовый кисель из сливового или яблочного сока

Полдник

отвар шиповника, сухари из белого хлеба

Ужин

мясные паровые котлеты,

морковь, тушенная в молочном соусе

На ночь: стакан кефира

Перечень блюд и технология их приготовления

Первые блюда

суп молочный манный,

суп-пюре из риса с картофелем и морковью,

суп овсяный молочный протертый

суп-пюре из овсяной крупы с кабачками,

суп-пюре из цветной капусты,

суп вегетарианский с вермишелью – без лука (+ диета № 5),

суп рисовый с овощами вегетарианский – без лука (+ диета № 5),

суп картофельный вегетарианский

Вторые блюда

из мяса

использовать говядину 1-й категории: боковые и наружные куски тазобедренной части суфле паровое из отварной говядины, кнели мясные отварные из говядины, рулет мясной, фаршированный омлетом, из говядины,

язык отварной (+ диета № 5),

суфле паровое из отварной курицы из рыбы

биточки (котлеты) рыбные паровые из трески (+ диета № 5),

кнели рыбные отварные из трески,

суфле паровое из отварной трески,

суфле паровое из отварной рыбы с растительным маслом,

филе из окуня морского отварное (+ диета № 5)

Блюда из яиц

омлет белковый паровой

Блюда на основе молока

суфле творожное паровое из творога с сахаром (+ диета № 5)

Блюда из круп и макаронных изделий

каша манная молочная вязкая (+ диета № 5),

каша рисовая молочная вязкая протертая,

каша из «геркулеса» молочная вязкая (+ диета № 5),

пудинг из гречневой крупы с творогом протертый (+ диета № 5),

вермишель отварная (+ диета № 5)

Блюда из овощей

пюре картофельное,

пюре морковное,

пюре из свеклы

Напитки

отвар шиповника,

компот из свежих протертых яблок,

кисель из виноградного сока,

мусс из фруктового сока

1. Суп молочный протертый овсяный

Ингредиенты: овсяные хлопья «геркулес», пастеризованное молоко, яйцо, масло сливочное, сахар, соль, вода.

Способ приготовления. Хлопья всыпать в кипящую воду и варить до готовности, затем вместе с оставшейся жидкостью протереть. В готовый отвар добавить сахар, соль, горячее молоко и довести до кипения, но не кипятить, отставить. Из яйца и горячего молока приготовить яично-молочную смесь, которой заправить суп.

2. Суп-пюре рисовый с картофелем и морковью

Ингредиенты: рис, картофель, морковь, яйцо куриное, сметана, масло сливочное, молоко пастеризованное, соль, вода.

Способ приготовления. Рис залить горячей водой и варить в течение 40–60 минут, затем протереть через сито. Морковь и картофель нарезать на дольки и отварить в небольшом количестве воды, затем протереть. В подготовленный рисовый отвар влить 2/3 горячего молока, затем добавить протертые овощи и сливочное масло, посолить. Суп довести до кипения, не кипятить, отставить. Из яйца и горячего молока приготовить яично-молочную смесь, которой заправить суп.

3. Суфле паровое из отварной говядины

Ингредиенты: говядина, пшеничная мука, молоко пастеризованное, яйцо куриное, соль.

Способ приготовления. Мясо освободить от костей и сухожилий, сварить, охладить и 2–3 раза провернуть через мелкую решетку мясорубки. Приготовить белый соус из молока. Небольшими порциями ввести его в мясное пюре, одновременно тщательно вымешивая массу. Далее яичные белки отделить от желтков, желтки добавить в пюре, посолить, вымешать массу. Белки отдельно взбить в густую пену и добавить, перемешивая порции, в мясное пюре. Всю подготовленную массу выложить в смазанную маслом емкость и готовить на пару. Перед подачей к столу полить маслом.

4. Суфле паровое из курицы

Ингредиенты: курица потрошеная, молоко пастеризованное, яйца, пшеничная мука, сливочное масло, соль.

Способ приготовления. Мясо курицы отварить, отделить мякоть от костей. Мякоть дважды пропустить через мясорубку. Приготовить молочный соус. Белки яиц отделить от желтков. Затем в фарш медленно добавить молочный соус, полученную массу взбить, в нее ввести сначала желтки, затем белки, постоянно помешивая. Всю подготовленную массу выложить в смазанную маслом емкость и готовить на пару. Перед подачей к столу полить маслом.

Технология приготовления белого (молочного) соуса: в подсушенную на сковороде пшеничную муку вливать тонкой струйкой горячее молоко, размешивая до получения однородной массы.

5. Отварной язык

Ингредиенты: говяжий язык парной или мороженый, репчатый лук, морковь, корень петрушки, соль.

Способ приготовления. Язык залить горячей водой, посолить, добавить коренья и варить на слабом огне до готовности. Затем поместить в холодную воду, снять кожу и нарезать на порционные куски. Куски положить в сотейник, залить бульоном, в котором язык варился, довести до кипения.

...

Внимание ! Блюдо соответствует диете № 5, готовить спустя 3–4 недели после начала обострения.

6. Рулет мясной, фаршированный омлетом

Ингредиенты: говядина, пшеничный хлеб, пастеризованное молоко, вода, яйцо куриное, сливочное масло, соль.

Способ приготовления. Говядину дважды пропустить через мясорубку, смешать с размоченным в воде и отжатым хлебом, пропустить через мясорубку еще раз, добавить соль, хорошо перемешать. Приготовить паровой омлет из молока и яиц, охладить. Подготовленный фарш выложить тонким слоем на смоченную водой ткань, на середину положить омлет, свернуть фарш в виде рулета, переложить на противень, смоченный водой, и готовить на пару или в воде. Перед подачей к столу полить маслом.

7. Рыбные котлеты паровые из трески

Ингредиенты: филе трески, яйцо куриное, пшеничный хлеб, вода, сливочное масло, соль.

Способ приготовления. Филе опустить в холодную кипяченую воду на 10–15 минут. Хлеб замочить в воде и отжать. Рыбу вместе с хлебом пропустить через мелкую решетку мясорубки, посолить, добавить яйцо, тщательно вымешать, сделать котлеты, приготовить их на пару. Перед подачей к столу полить растопленным маслом.

8. Рисовая молочная вязкая каша

Ингредиенты: рис, пастеризованное молоко, сливочное масло, сахар, соль, вода.

Способ приготовления. Рис всыпать в кипящую воду, затем уменьшить огонь и дождаться загустения, затем влить кипящее молоко, сахар и соль, размешать. Закрыть кашу крышкой и на слабом огне довести до готовности. Кашу протереть и вновь прогреть до 80 °C. Перед подачей к столу полить растопленным маслом.

9. Пюре картофельное

Ингредиенты: картофель, молоко пастеризованное, сливочное масло, соль.

Способ приготовления. В подсоленной воде сварить картофель до готовности, воду слить. Картофель протереть, влить в него горячее вскипяченное молоко, перемешать до однородной массы. Подавать к столу с маслом.

10. Белковый паровой омлет

Ингредиенты: белок куриного яйца, молоко пастеризованное, сливочное масло, соль.

Способ приготовления. Отделить белок от желтка. К белку добавить молоко, смесь посолить, тщательно размешать, вылить в смазанную маслом посуду и приготовить на пару.

«Стол № 5» - специальная лечебная диета, разработанная в 20-30-х годах ХХ века основоположником отечественной диетологии Мануилом Певзнером. Считается одной из лучших диет для людей, страдающих от заболеваний печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря.

Общими принципами лечебных диет, в том числе и диеты «Стол номер 5», являются: баланс основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), дробный режим питания, уменьшение количества поваренной соли и тугоплавких жиров, обильное потребление жидкости и щадящие способы приготовления пищи - отваривание, варка на пару, запекание. То есть знакомые всем нам принципы правильного питания.

Дарья Русакова

«Стол №5»: режим питания и суточный рацион

Один из важнейших принципов этой диеты - дробность питания. «Лучшим средством, противодействующим застою желчи, является частый прием пищи... каждые 3-4 часа», - писал М. И. Певзнер. Что касается энергетической ценности, то «Стол №5» - это полноценная диета (2500-2900 ккал в сутки) с оптимальным содержанием белков, жиров и углеводов, исключением продуктов, богатых пуринами, азотистыми экстрактивными веществами и холестерином, щавелевой кислотой, эфирными маслами, продуктов окисления жира, образующихся в процессе жарения.

Рацион обогащен липотропными веществами (нежирное мясо и рыба, яичный белок, нежирный творог), пектинами (например, яблоки), а также содержит значительное количество и жидкости.

Количество белков в рационе должно соответствовать физиологической норме: 1 г на 1 кг идеальной массы тела, из них 50-55% должны составлять белки животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молочные продукты).

Рекомендуемое количество жиров - 70-80 г. Жиры животного происхождения должны составлять 2/3, растительного - 1/3 от общего количества. Из животных жиров лучше всего использовать сливочное масло - оно хорошо усваивается и содержит витамины А, К, арахидоновую кислоту. А вот количество тугоплавких жиров (бараний, свиной, говяжий) необходимо ограничить: они трудно усваиваются, содержат много холестерина и насыщенных жирных кислот, могут способствовать образованию холестериновых камней и развитию жировой дистрофии печени.

Что касается количества углеводов в диете для больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей, то оно неоднократно пересматривалось. Изначально диета «Стол 5» содержала 300-350 г углеводов, из них 60-70 г простых. Позже количество углеводов было уменьшено за счет простых (всего 300-330 г, простые - 30-40 г).

В настоящее время столы Певзнера не используют в лечебных учреждениях: по приказу №330 с 2003 года в России вместо номерной введена безномерная система лечебных столов в стационарах - она включает 6 вариантов стандартных диет

Дарья Русакова

к.м.н., научный сотрудник ФГБНУ «НИИ питания» РАМН, научный консультант клиники «Питание и здоровье», научный консультант ГКБ№ 29

«Стол №5»: что можно и что нельзя

В лечебное питание входят запеченные, отварные (в том числе и ) и тушеные блюда. Для того чтобы составить правильное меню для диеты «Стол номер 5», нужно знать, какие продукты можно и нельзя есть.

Продукты питания, которые МОЖНО употреблять при диете:

Напитки : слабый чай с лимоном, полусладкий или с заменителем сахара (ксилитом), молоком; отвар шиповника; фруктово-ягодные соки без сахара, протертые компоты из свежих и сухих фруктов; желе; муссы на заменителе сахара (ксилите) или полусладкие на сахаре.

Супы : вегетарианские - на воде или овощном бульоне, протертые с картофелем, кабачками, тыквой, морковью, манной, овсяной или гречневой крупой, рисом, вермишелью. Разрешается добавить 5 г сливочного масла или 10 г сметаны. Фруктовые супы; молочные супы с макаронными изделиями; борщ (без бульона); щи вегетарианские; свекольник; гороховый суп. NB! Никакой пассеровки! Муку и овощи для заправки не поджаривают, а подсушивают.

Мясо/рыба/морепродукты : нежирная говядина, телятина, крольчатина, курятина, индейка (вся птица без кожи). Только в отварном или паровом виде, протертое или рубленое (котлеты, суфле, пюре, кнели, бефстроганов, мягкое мясо куском); голубцы, молочные сосиски (очень ограниченно); нежирные сорта рыбы (судак, треска, хек, минтай, тунец), свежие устрицы; креветки, кальмары, мидии - ограниченно; слабосоленая семга, лосось – ограниченно по содержанию жиров и в качестве закуски, а не основного блюда; пельмени с телятиной или курицей (тесто, нежирное мясо, вода соль) - очень ограниченно по содержанию жиров и обязательно(!) - не жареные.

Идеальный обед – паровые голубцы с нежирным мясным фаршем

Каши : протертые и полувязкие из гречневой, овсяной, манной крупы, а также риса, сваренные на воде или пополам с молоком; различные изделия из круп – суфле, запеканки, пудинги пополам с творогом, запеканки из вермишели, творога; плов с сухофруктами; мюсли (без запрещенных в диете добавок), овсяные хлопья (без добавок).

Хлеб : отрубной; ржаной; пшеничный из муки 1-го и 2-го сортов подсушенный или вчерашней выпечки, сухари; несладкое сухое печенье, галетное печенье; выпечные несдобные изделия с вареным мясом и рыбой, творогом, яблоками; сухой бисквит.

Кисломолочные/молочные продукты: Сметана и сыр (не слишком острые и в очень ограниченном количестве); не более 2% жирности кефир, йогурт и полужирный или нежирный творог, молоко – 200 г. Можно также и творожные блюда, суфле и запеканки, вареники ленивые и ватрушки, простокваша, пудинги.

Овощи : крахмалистые овощи, отварные и запеченные в протертом виде: картофель, цветная капуста, морковь, кабачки, тыква, свекла, зеленый горошек, пекинская капуста; салаты (ромен, корн, айсберг и другие нейтральные по вкусу салаты) в ограниченном количестве; болгарский перец, морская капуста, огурцы, помидоры (в очень ограниченном количестве, при обострении – желательно исключить).

Отлично вписываются в меню диеты «Стол №5» паровые куриные котлеты с картофельным пюре

Фрукты : спелые, мягкие и некислые яблоки (протертые сырые или запеченные); 1 банан в день, протертые компоты из свежих и сухих фруктов, желе и муссы на сахарозаменителях; чернослив, 2 небольших куска арбуза.

Яйца : в виде белковых омлетов – до двух белков в сутки, желтков не более ½ в блюдах;

Жиры : сливочное масло (до 30 г); рафинированные растительные масла (до 10–15 г), добавляемые в блюда.

Соусы и приправы: овощные неострые соусы, молочные соусы и сметанные; фруктовые подливки. Соль на диете номер 5 ограничена – не более 10 грамм в день (!); соевый соус.

Сладкое : в очень ограниченном количестве и ; мармелад и конфеты без какао и шоколада; варенье (некислое и не очень сладкое и лучше растворять в легком чае или горячей воде), пастила, мёд; сахар в небольших количествах.

На диете «Стол № 5» иногда можно есть зефир

Продукты питания, которые НЕЛЬЗЯ употреблять при диете:

Напитки : кофе, какао; газированные и холодные напитки, виноградный сок, Алкогольные напитки (категорически запрещены все, включая слабоалкогольные).

Супы : бульоны, сваренные на мясе, рыбе и грибах, а также бульоны на основе бобовых, щавеля или шпината; окрошка в любом виде.

Каши : исключаются бобовые; перловая, ячневая, кукурузная крупы, ограничивается пшено.

Макароны : жирные пасты; паста с запрещенными в диете ингредиентами, а также с острым, сливочным или томатным соусами.

Мясо/рыба/морепродукты : почки, печень, язык, все колбасные изделия, копченые изделия, а также мясные консервы; кулинарные жиры, наряду с говяжьим и бараньим полностью исключаются; рыбные консервы, соленая и копченая рыба, жирные сорта рыбы (семга, форель, сазан, угорь, осетрина, севрюга, белуга, сом и пр.), икра зернистая (красная, черная), суши.

Хлеб : все изделия из слоеного и сдобного теста; пончики жареные; свежий хлеб; блины; жареные пирожки.

Показания к назначению

  • Острый холецистит или обострение хронического
  • Острый панкреатит или обострение хронического при затихании процесса
  • Хронический холецистит при наличии язвенной болезни, гастрита или колита
  • Первые дни болезни Боткина
  • На 5-6-й день после операции на желчных путях

Цель назначения

Способствовать восстановлению нарушенной функции печени, накоплению гликогена в печени. Стимулировать желчеотделение. Ограничить механическое раздражение желудка и кишечника.

Общая характеристика

Диета с ограничением жиров; белки и углеводы - в пределах нормы; содержание липотропных факторов повышено. Исключают экстрактивные вещества и продукты расщепления жиров, получающиеся при жарении. Все блюда готовят из протертых продуктов в вареном или паровом виде.

Наименование продуктов Продукты и виды пищи
Рекомендуемые Исключаемые
Мясо и птица Нежирные сорта (говядина, телятина) и куры в виде протертых паровых блюд
Отварной цыпленок, очищенный от кожи.
Жирные сорта мяса и птицы
Дичь
Мясо в жареном и тушеном виде
Мясо непротертое
Рыба Нежирная в отварном виде
Паровые блюда
Заливная на вегетарианском отваре
Жареная или тушёная
Яйца Белковый паровой омлет
Яйца в небольшом количестве, добавляемые в блюда не более 1/4 или 1/2 штуки
Яичные желтки
Молочные продукты Молоко, добавляемое в блюда
Кефир и простокваша
Свежий нежирный творог в протертом виде
Суфле творожное
В натуральном виде
Творог с повышенной кислотностью
Сметана
Сливки
Жиры Сливочное масло в ограниченном количестве Другие жиры
Крупы, макаронные изделия и бобовые Каши на молоке пополам с водой: манная, хорошо разваренная рисовая, протертые гречневая, геркулесовая и из крупы "Артек".
Суфле манное, рисовое, гречневое
Отварная вермишель
Пшено и перловая крупа
Макароны
Бобовые
Овощи Овощи в виде пюре из моркови, свеклы, цветной капусты
Кабачки и тыква, нарезанные кусочками, вареные и тушеные
Картофельное пюре
Суфле овощное
Суфле морковное с яблочным пюре
Овощи с грубой растительной клетчаткой: квашеные, соленые и маринованные овощи
Лук
Супы Вегетарианские из протертых овощей, заправленные бешамелью и сливочным маслом
Суп-крем на молоке из геркулеса или перловой крупы; этот же суп с добавлением протертой моркови или других овощей
Борщек протертый со сметаной
Мясные, куриные больоны, грибные навары
Молочные
Хлеб и мучные изделия Пшеничный, выпечки предыдущего дня
Печенье несдобное типа «Мария»
Свежий
Ржаной
Сдобное тесто
Фрукты, ягоды. Сладкие блюда и сладости Мягкие некислые сорта ягод и фруктов в сыром виде
Яблоки печеные, пюре из яблок
Кисели, желе, муссы из некислых ягод и фруктов
Мед, варенье, сахар, мармелад
Твердые фрукты, ягоды с жесткими зернами, кислые ягоды (клюква и другие)
Шоколад
Напитки Чай
Чай с лимоном
Кофе-суррогат с молоком
Натуральный кофе
Какао

Примерное меню диеты № 5А:

  • Первый завтрак: творожное суфле на пару, рисовая протертая каша на молоке с водой + чай
  • Второй завтрак: 1 яблоко, запеченное с сахаром
  • Обед: перловый вегетарианский суп с протертыми овощами, мясные котлеты на пару с пюре из моркови + кисель
  • Полдник: отвар шиповника
  • Ужин: рыбные паровые кнели, картофельное пюре, запеканка из манки со сладкой подливой + чай
  • Перед сном: кефир