Методы работы с детскими страхами. Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи .

В настоящее время термин "психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в практике работы, как школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.

Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи).

Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, особенно в дошкольном периоде, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения. Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру. Поэтому, если мы хотим добиться успеха в коррекционной деятельности, будем исходить из психологической структуры нарушений и их генезиса.

Предметом коррекции чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

Успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения, принципы положены в основу ее. К таковым относят прежде всего, принцип единства диагностики и коррекции, согласно Д.Б. Эльконин, и И.В. Дубровина и др., принцип "нормативности" развития, принцип коррекции "сверху вниз", принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других значимых для ребенка лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс .

Таков, в частности, и принцип коррекции "сверху вниз", выдвинутый Л.С.Выготским. Он раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания педагога, опирающегося на данный принцип, - "завтрашний день развития" ребенка, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" воспитанников.

Если целью коррекции "снизу вверх" являются упражнения и закрепление уже достигнутого ребенком, то коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований .

Выделим и деятельностный принцип коррекции, который определяет сам предмет приложения коррекционных действий, выбор средств и способов достижения цели. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребенка в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий, в конечном счете - социальной ситуации развития. Сама же коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка навыков и умений (предметных, коммуникативных и др.), а как целостная осмысленная деятельность ребенка, естественно, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений .

Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.

Важное место в коррекционной работе отводится художественной деятельности. Основные направления коррекционных воздействий средства­ми искусства:

1) увлекающие занятия;

2) самораскрытие в творчестве.

Широко применяются в коррекционной работе с дошкольниками и занятия физической культурой. В конце дошкольного возраста в этих целях могут быть использованы и зарождающиеся новые виды деятельности - учебная и трудовая.

Компоненты готовности к коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. д.); практическая (владение методами и методиками коррекции); личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка).

Коррекция посредством рисования. Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее модели­рование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно сопри­касается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. К сожалению, некоторые родители считают игру и рисование несерьезным делом и односторонне заменяют их чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Фактически же нужно то и другое. Детям с художественными задатками, эмоциональным и впечатлительным, как раз и подверженным страхам, нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудочных занятий, включая компьютерные игры и шахматы. Но даже и при так называемой левополушарной ориентации необходимы как можно большее разнообразие в играх и рисование для расширения творческого диапазона и мира воображения ребенка.

Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает. Уже сознательно ищется правильная форма, композиция, появляются сомнения в достоверности рисунка, натурализм в изображении предметов. Подростки даже стесняются своего умения рисовать так, как им хочется, опасаясь выглядеть неловкими и смешными в представлении окружающих, и тем самым лишаются естественного способа выражения своих чувств и желаний.

Коррекция посредством игротерапии . В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия - нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности.

По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностичес­кую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.

Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра - это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал.

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал способствует сублимации.

Структурированный игровой материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию коммуникативных действий). По своей сути структурированный игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоению способов поведения.

Коррекция посредством сказкотерапии . В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочи­нение новых сказок.

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота».

Коррекция посредством куклотерапии . Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию.

На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, то это­го иногда может быть вполне достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого те­атра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими деть­ми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются. Однако встречаются ситуации, когда ребенок, сдружившись со своей куклой, не хочет с ней расставаться.

Кроме катартического эффекта, кукла может нести и обучающий, например в ситуации болезненных медицинских процедур. Детям трудно отличить лечебные процедуры (уколы, переливание крови, сверление зубов и т. д.) от наказания. Именно здесь может помочь предварительное обыгрывание болез-ненных процедур на куклах. Такая система была описана в работе А.И. Тащевой и С.В. Гридневой по психологической коррекции страхов у дошкольников.

Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений . «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат не­правильно сложившихся отношений в семье».

Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка».

Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.

Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, при­обретению ими чувства собственной значимости.

Коррекция посредством индивидуально-групповых занятий . Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой и Т. Шишовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы относят этот метод к разряду индивидуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Другими словами, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Обязательным условием применения данного метода является активное участие родителей.

В некоторых аспектах драматическая психоэлевация имеет сходство с театрализованными методиками типа психодрамы Якоба Морено . Главное отличие методики драматической психоэлевации состоит в преимущественной опоре на сознание и сверхсознание. В процессе работы авторы стремятся актуализировать желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация - от лат. elevare - поднимать, возвышать). Также отличием является то, что метод драматической психоэлевации основное внимание уделяет особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.

Тактикой работы эта методика кардинально отличается от других психотерапевтических методик. В нескольких словах ее можно описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.

Исключительное значение в данном методе придается метафорической форме театральных этюдов, так как эта форма является наиболее эффективной и наименее травмирующей в работе с детьми. Наиболее сильный терапевтический эффект достигается путем взаимосочетания трех компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия в качестве персонажей вполне реальных людей, прежде всего, самого ребенка и его близких.

Основным инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют самораскрытию маленьких актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую функцию.

Авторы акцентируют внимание на том, что сам по себе театральный антураж и, в частности, куклы не несут лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы ребенок получил возможность осознать свою проблему и решить ее без психического ущерба для себя. С нашей точки зре­ния, драматическая психоэлевация - интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.

Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи .

Страх... Какую роль он играет в жизни человека? С одной стороны, он может уберечь от необдуманных, рискованных поступков. А с другой - продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребенка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.

Наиболее часто встречается страх темноты, связанная с ним боязнь разных фантастических существ (черной руки, привидений, динозавров и т.д.). Возраст детей, у которых возникает такой страх, от 7 до 12 лет. Иногда страх темноты напрямую связан со страхом смерти, в других случаях эта связь менее очевидна. Достаточно распространены в подростковом возрасте - и страхи, связанные с общением.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

На первом этапе работы со страхами проводится беседа с ребенком. При этом отслеживается внутреннее состояние ребенка, выявляется место локализации страха, его размер, цвет: «Закрой глаза. вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера». Затем проводится обсуждение ощущений ребенка. Если страх не имеет определенного образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?» На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться». Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал. Если ребенок осуществляет подобный выбор, то работа продолжается. Например, ему предлагается нарисовать образ своего страха совсем нестрашным.

На следующем этапе работы со страхами использую технику «Два стула». Ребенок может поговорить со своим страхом. В результате дети могут определить для себя причину возникающих страхов, помириться, подружиться со своим образом страха, заключить с ним определенный договор. В ходе выполнения упражнения и после него обязательно нужно провести обсуждение с ребенком его состояния. Затем я предлагаю прослушать терапевтическую сказку, отражающую индивидуальные особенности ребенка. Далее необходимо отслеживать внутреннее состояние ребенка с целью проверки результатов работы: «Закрой глаза, вспомни ту ситуацию, когда у тебя возникал этот страх. Что чувствуешь сейчас? Посмотри на то место, где он располагался. Есть ли он сейчас там? Изменилось ли что-нибудь (форма, размер, цвет)?» Если наблюдаются остаточные явления, то проводится работа и с ними: «Закрой глаза. Посмотри на то место, где располагался страх. Сейчас ты можешь изменить цвет на тот, который тебе более приятен, или ты можешь его уменьшить в размерах до такой степени, как тебе хочется, или до полного исчезновения. Ты можешь поместить на освободившееся место то, что приятно тебе, какой-нибудь образ, или закрасить это место приятным тебе цветом, или сделать что-то другое - то, что тебе хочется».

Для снижения внутреннего напряжения у детей, испытывающих различные страхи, полезно включать в физминутки упражнения на напряжение и расслабление.

Часто такие дети страдают от реального отсутствия теплоты дома, поэтому вожатому или воспитателю необходимо уметь устанавливать с ними теплый эмоциональный контакт. Если ребенок позволяет, периодически поглаживать его. На коррекционных занятиях ребенок, испытывающий страхи, стремится к играм, в которых можно бояться. В них он выбирает роль боящегося, пугается на самом деле (визжит, сжимается).

Первым этапом работы по коррекции страхов должна стать аффективная стимуляция ребенка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребенком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Здесь необходимо использовать задания, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Могут включаться упражнения на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу. Коррекция страхов должна основываться прежде всего на использовании естественных способов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами состоит из двух стадий. Сначала ребенок постигает объект страха. А затем либо уничтожает его, либо преобразовывает так, чтобы он перестал быть страшным. Следовательно, второй этап коррекции страхов включает в себя актуализацию страха. То есть ребенку нужно создать возможность для проявления страха (вербально или невербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха, поскольку узнавание по имени означает, что этот объект становится как бы своим и близким.

Третий, собственно коррекционный этап должен помочь ребенку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразования их. При этом уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребенка на героический идеал. Чтобы уничтожить пугающий объект, ребенок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность. Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: первая основывается на идентификации с объектом, вторая - на дистанцировании от него. Идентификация ребенка с пугающим объектом означает включение его во внутренний мир ребенка. То есть ребенок теперь имеет возможность осуществлять контроль над этим объектом, что делает его менее страшным. Дистанцирование же от объекта страха может быть осуществлено разными способами:

через деролеизацию - постановку объекта страха в необычную для него роль;

через гротескизацию - усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным;

через создание ситуации сопереживания страшному герою.

Схематически коррекционный этап можно представить следующим образом.

Четвертый этап коррекции должен быть направлен на усиление «Я» ребенка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.

АФФЕКТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ РЕБЕНКА

Петушиный бой

Ведущий и ребенок - петушки. Они, стоя на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Покажи страшного

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их и старается изобразить страшного персонажа с помощью движений и голоса.

Кто больше?

На полу расставляются маленькие пластмассовые игрушки. Ведущий и ребенок по очереди бросают мяч так, чтобы он сбил как можно больше игрушек. Побеждает тот, кому удается сбить за один раз большее количество игрушек.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВА СТРАХА

Маленькие человечки

Для проведения упражнения ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагается раскрасить их, придумать имена, а затем разыграть какую-нибудь историю.

Ведущий играет роль дрессировщика, а ребенок изображает дрессированных собачек, лошадей, тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика. Но он заставляет их слушаться. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

Дом ужасов

Ребенку предлагается нарисовать дом ужасов и его обитателей.

Чего я боялся, когда был маленьким (для детей старше 8 лет)

Ведущий рассказывает ребенку о своих собственных детских страхах, тем самым показывая ему, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем он просит ребенка представить себя маленьким и вспомнить, чего он тогда боялся.

Лабиринт страхов

Ребенку дается рисунок пустого лабиринта и предлагается его «заселить» страшными персонажами.

Чужие рисунки

Ребенку показывают рисунки «страха» других детей, предлагают придумать, чего боялись эти дети и как им можно было бы помочь.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА СТРАХА

Азбука страхов

Цель - идентификация с объектами страха.

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листках и дать им имена. Затем нужно расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке. На следующем занятии можно предложить ребенку сыграть кого-либо из этих героев.

Страшные маски (необходимы резиновые маски страшных героев)

Цель - идентификация с объектами страха, деролеизация объектов страха.

Ребенок и ведущий по очереди надевают страшные маски и пугают друг друга. Пугаться необходимо как можно громче. Можно кроме масок использовать черную ткань: в нее заворачивается пугающий. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа. При последующих повторениях можно предложить ребенку пожалеть побежденного, а затем с ним подружиться.

Красивый рассказ про страшное (необходим диктофон)

Цель - деролеизация страха.

Ребенку предлагается не просто сочинить рассказ о чем-либо страшном, но и рассказать его грамотно и красиво. Для этого ребенок составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребенок прослушивает ее, находит свои речевые ошибки, записывает на диктофон снова.

Прогони Бабу-Ягу

Цели - предоставление ребенку возможности побыть в позиции победителя, проявление агрессии в конструктивных целях.

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-яга, ее необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по стулу пустыми полиэтиленовыми бутылками.

Страшная сказка по кругу

Ребенок и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1–2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

ПРЕОДОЛЕВАЕМ СТРАХИ

Придумай веселый конец

Цель - деролеизация объектов страха.

Взрослый читает ребенку (9 лет и старше) какую-либо страшную сказку (одна из таких сказок приведена ниже) и просит придумать к ней веселое окончание.

Жила-была девочка, и были у нее мама и папа. Однажды пошли родители в магазин, купили кучу ананасов и две черные перчатки. Вскоре одна перчатка потерялась. А оставшуюся мама положила на подоконник. Ночью девочка долго не могла заснуть, ее мучили дурные предчувствия. Вдруг в полночь она услышала душераздирающие крики, доносящиеся из родительской спальни. Девочка немедленно побежала туда, чтобы оказать помощь родителям. Когда она вошла в комнату, то услышала сдавленный крик мамы. Это черная перчатка душила ее за горло. Мама дернулась и затихла. Тут девочка с ужасом заметила, что черная перчатка приближается к ней...

Нарисуй страшного веселым (добрым)

Цель - деролеизация объектов страха.

Для игры необходимо заранее приготовить черно-белые рисунки страшных персонажей. Ребенку дается задание - дорисовать их так, чтобы страшные персонажи превратились в смешных либо в добрых.

Регрессия в детство

Упражнение основывается на теоретических положениях Лоуэна.

Взрослый предлагает ребенку поиграть - представить то время, когда он был совсем маленьким, только родился. Ребенок ложится на матрасик (лучше на столе), ведущий просит его представить себя маленьким, хаотично дергать ручками и ножками, кричать «уа». Сам же берет в свои руки его ноги и раскачивающими движениями старается добиться их расслабления. Если работа ведется двумя взрослыми, второй расслабляет ребенку руки. Далее ребенок «подрастает» - ползает по матрасику (его кладут теперь на пол), а затем учится вставать. Стоя на коленках, он руками держится за стол и пытается подняться. Взрослый раскачивает его колени и сдергивает его назад так, чтобы ребенок упал. Так он падает два-три раза и наконец встает. Ведущий сообщает ему, что ребенок еще «подрос»: теперь он начинает учиться ходить, но еще часто падает. И ребенок совершает два-три падения уже из положения стоя. Далее ребенок еще немного «подрос»: он умеет говорить. Он снова ложится на матрасик, как будто мама его укладывает спать. Но ему не хочется спать, поэтому ведущий просит его громко кричать: «Не хочу! Не буду!», а сам берет в свои руки его ноги и ступнями ребенка колотит матрасик. После того как ребенок накричится, психолог говорит ему, что он еще немного «подрос»: теперь он учится драться. Взрослый и ребенок берут в руки по подушке и энергично дерутся. В этот момент можно спросить у ребенка, с кем он дерется, кого хочет наказать.

Бежал и упал

Цель - преодоление страха перед опасностью.

Упражнение основывается на теоретических положениях Лоуэна. Ребенку нужно вспомнить какие-либо случаи из своей жизни, когда он быстро бежал, а затем упал и ударился. После этого психолог предлагает ему попробовать немного разбежаться и упасть на матрасик так, чтобы совсем не удариться. Естественно, что взрослый страхует падение ребенка.

Книга моих подвигов

Ведущий вместе с ребенком разыгрывает ситуацию, в которой ребенок совершает подвиг: побеждает какое-либо злое существо. Затем ребенок рисует свой подвиг. После окончания рисования он еще раз вспоминает с помощью ведущего свой подвиг, ведущий записывает этот рассказ. При этом рассказ может несколько отличаться от разыгранного ранее подвига. Ведущий обещает ребенку после занятия красиво оформить его рассказ, чтобы из рисунков и рассказов потом составить книгу подвигов. На следующем занятии ребенок рассматривает свой рисунок, ведущий читает ему напечатанный рассказ о подвиге. Затем опять разыгрывается ситуация, ребенок ее рисует и составляет рассказ.

Я - очень хороший

Цель - укрепление «Я» ребенка.

Ведущий предлагает ребенку повторять по очереди несколько раз слова разным способом: шепотом, громко, очень громко. Таким образом ведущий и ребенок прошептывают, проговаривают, прокрикивают слова «Я», «очень», «хороший».

Скажи мишке добрые слова

Цель - укрепление «Я» ребенка.

Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребенок придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты - ...». Затем ведущий и ребенок по очереди берут мишку в руки, так каждый из них превращается в мишку, придумывает для другого добрые слова.

ПРЕОДОЛЕВАЕМ АГРЕССИВНОСТЬ

Здесь прежде всего требуется скорее работа психолога с семьей по снижению гиперопеки, сверхконтроля. Без взаимопонимания с семьей помочь ребенку трудно. Поэтому задача вожатого в лагере здесь усложняется.

Следует иметь в виду, что у таких детей, как правило, присутствует амбивалентное отношение к родителям. Внешне они проявляют привязанность к родителям и зависимость от них. При выполнении диагностики и на коррекционных занятиях у детей проявляется чувство гнева по отношению к родителям. Это чувство является следствием ограничения родителями свободы ребенка. У ребенка формируется стереотип сдерживания своих истинных чувств в присутствии значимых лиц. Поэтому агрессию он проявляет по отношению к людям, которых считает малозначимыми, например, к более слабым сверстникам или к педагогам незначимых предметов.

Диагностика

При описании картинок КАТ дети рассказывают о возможных вариантах нарушения поведения, шалостях героев рассказов. Иногда нарушения поведения пресекаются родителями, герой «навсегда» становится хорошим и послушным ребенком. При описании нарушений поведения ребенок может приписывать герою пол, противоположный своему. При описании некоторых картинок могут встречаться слова так называемой туалетной тематики.

Пример

3-я картинка. Жил-был богатый кот. Он был чемпионом по шалостям. И был лев, который тоже хотел быть чемпионом по шалостям. Лев победил кота и так гордился этим, что дал мышке сыра. А потом ему приснился сон, что он обыграл по шалостям весь мир. И он после этого в себя поверил, а кот стал диким.

5-я картинка. Жил призрак. И жил маленький мальчик 5 лет. И он все время боялся призраков. Как-то раз призрак хотел напугать мальчика. Но мальчик посветил - и призрак оказался кошкой. А когда он уснул, кошка легла рядом и пукнула.

8-я картинка. Жила-была обезьянка, она любила всех передразнивать. Когда пришли гости, он стал кривляться и кричать и сказал мамочке: «Какая у тебя противная рожа». Мама выставила его из-за стола, и обезьянка навсегда забыла, как смеяться и кривляться.

При выполнении нескольких диагностических заданий последовательно, может наблюдаться такая динамика: в первых заданиях ребенок скован, говорит о запретах на проявление гнева; далее постепенно оживляется, появляются сцены нарушения правил поведения; затем веселится, в рассказах появляется агрессивная и анальная тематика. В качестве примера приведем выдержки из протоколов.

Агрессивные дети, как правило, отрицают наличие у себя чувства гнева по отношению к своим родителям и компенсируют это через агрессивные действия по отношению к более слабым. Поэтому первым этапом психологической работы с такими детьми должно стать предоставление им возможности проявить чувство гнева по отношению к членам семьи. При этом ребенок должен понять, что гнев - это нормальное чувство и его периодически испытывают все люди. Содержанием второго этапа должно стать усиление «Я» ребенка. Гиперопекающие родители часто стимулируют у ребенка инфантильные формы поведения, поэтому необходимо в противовес этому содействовать укреплению его чувства взрослости.

Фантастическая семья

Цель - дать ребенку возможность проявить гнев по отношению к членам своей семьи. Детям предлагается разыграть фантастический фильм - сериал о фантастической семье. Нужно придумать роли и распределить их.

Плохой-хороший

Ведущий обозначает каким-либо образом (можно листами бумаги разного цвета) место, где будет сидеть плохой мальчик, а где - хороший. Далее он задает ребенку различные значимые для него ситуации, например, на уроке, дома утром и т.п. Ребенок проигрывает эти ситуации из двух позиций поочередно. Ребенок выбирает сам, каким он будет сначала - плохим или хорошим.

Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)

Цель - содействовать проявлению истинных чувств ребенка.

Это упражнение проводится аналогично предыдущему. Ребенок сам выбирает, день из жизни какого ребенка он будет проигрывать сначала. Затем он ложится на стулья - спит, просыпается, идет в школу, возвращается, ложится спать. Ведущий при этом помогает наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играет роли мамы, учительницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулирует проявление агрессии.

Скажи «нет» по-разному

Скажи «нет» ногами

Ребенок ложится на спину на коврик. Колени сгибает так, чтобы ступни стояли на полу. Ему предлагается энергично стучать ногами по полу, чтобы это было похоже на слова «Нет, нет».

«Я горжусь тем, что я...»

Цель - усиление «Я» ребенка.

Ребенок закрывает глаза и представляет лист бумаги, на котором написана фраза: «Я горжусь тем, что я...» Ребенку необходимо мысленно дописать эту фразу, затем рассказать о ней ведущему. Далее идет обсуждение того, какими качествами и поступками человек может гордиться. Ведущий помогает ребенку увидеть в себе как можно больше таких качеств.

Я - ребенок. Я - взрослый

Цель - содействовать укреплению чувства взрослости.

Ребенку нужно: сначала походить так, как ходит ребенок, потом - как взрослый (по возможности описать словами отличия в походке).

Кто ты? (для проведения этого упражнения необходим ассистент)

Цель - развитие рефлексии.

Ребенок и ассистент становятся около стены. Ведущий кидает мячик по очереди: то ребенку, то ассистенту. Каждому при этом задает вопрос: «Кто ты?» Тот, кто получил мячик, должен быстро ответить на этот вопрос (например, я - ученик, сын, личность и т.п.) и сделать шаг вперед. Если быстро ответить не удается, участник остается на месте. В конце игры определяется, кому - ребенку или ассистенту - удалось продвинуться дальше.

Цель - укрепление самостоятельности.

Ведущий и ребенок перебрасываются мячиком и заканчивают предложение «Я сам делаю...». Этот вариант для младших детей. Детям постарше предлагают закончить предложение «Я сам решаю...».

ПРЕОДОЛЕВАЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Важнейшая характеристика этих детей - зависимость. Педагогу не следует отвечать на вопросы детей «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?» Нужно побуждать таких детей к собственным попыткам найти решение: «Думай сам!» Можно давать побольше заданий, требующих свободы выбора, например: «Выполни одно из двух упражнений, придумай сам к нему грамматическое задание и сделай его». Естественно, что очень полезно для неуверенных детей выполнение различного рода творческих заданий.

Очень внимательно нужно относиться к оцениванию таких детей. Сильное порицание вероятнее всего приведет к ухудшению качества деятельности. Им достаточно взгляда учителя, чтобы понять его недовольство. Кроме того, следует учитывать, что они воспринимают отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда. Им необходимо разъяснить, за что они получили ту или иную отметку.

Очень важно развивать у таких детей навык самооценивания, причем не только по внешним, но и по внутренним критериям, поскольку дети склонны пользоваться только внешними критериями. Хорошо, если во внеучебное время педагог будет побуждать ребенка к проявлению спонтанного поведения, чтобы ребенок мог позволить себе быть самим собой. Такие дети не проявляют стремления к лидерству, но с радостью принимают ответственность за поручения, не связанные с социальными контактами, например уход за цветами в классе.

ДИАГНОСТИКА

При очень сильно выраженных страхах ребенок может отказаться придумывать рассказы по картинкам в КАТе или же выполнять рисунок «Несуществующее животное». Он соглашается рисовать только что-то хорошо знакомое, поэтому, как правило, рисует «Дом-дерево-человек». Может использовать линейку. Если после этого предложить свободный рисунок, то скорей всего он будет повторять элементы уже нарисованного ранее. Сочиненные такими детьми истории наглядно показывают их приверженность слишком «правильному» поведению.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Дети с социальными страхами с трудом выполняют задания, требующие нестандартных действий, например залезть на стол. Возражают против того, чтобы велся протокол занятия, или же с осторожностью спрашивают, что там записывается и кто потом будет это читать. На первых занятиях выбирают себе только хорошие роли и правильные линии поведения, могут сопротивляться тактильным контактам или воспринимать их с осторожностью.

ОБЩАЯ ЛОГИКА РАБОТЫ

Поскольку эти дети привыкли проявлять социально желательное поведение, то у них присутствует запрет не только на проявление, но и на чувствование гнева. Они убеждены в том, что они никогда и ни на кого не злятся. Не умеют проявлять агрессивные реакции даже тогда, когда они действительно необходимы. Поэтому первым этапом должно стать побуждение детей к проявлению своих истинных чувств, в особенности чувств гнева и страха. Такие дети всячески стремятся получить одобрение взрослых, они чаще всего абсолютно послушны, стараются поступать всегда правильно, так, как нужно. За счет этого приобретают некоторое мышечное напряжение, теряют спонтанность. В целях расширения их поведенческого опыта необходимо обучение их вариантам «антиповедения». Поэтому содержанием второго этапа должно стать расширение ролевого репертуара за счет ролей непослушных, невоспитанных детей. Эти дети чаще всего находятся в слиянии со значимыми взрослыми, чаще с мамой. И не видят разницы между своими желаниями и желаниями взрослых, точнее - принимают желания взрослых за свои собственные. Поэтому третий этап должен быть посвящен осознанию детьми мотивов своего поведения («Я делаю потому, что хочу сам» или «Я делаю потому, что этого от меня хотят другие»). Для того чтобы выйти из слияния со значимыми взрослыми, ребенок должен обладать достаточно сильным «Я». Поэтому четвертый этап должен быть направлен на усиление «Я» ребенка.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕДЯНАЯ СТЕНА»

Это упражнение помогает устранять внутренние преграды, мешающие нормальной жизни и взаимоотношениям с людьми.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Обратите внимание на то, как во время вдоха воздух заполняет ваши легкие, а при выдохе выходит из них. Переключите внимание на дыхательную паузу - небольшой промежуток времени между вдохом и выдохом. Что происходит в этот момент? Двигаетесь ли вы куда-нибудь? Просто отметьте и перестаньте думать об этом. Дыхание ваше ровное и ненапряженное, вы расслаблены, мысли приходят и уходят, не задерживайте свое внимание на них.

Представьте себе, что вы в теплой белой одежде сидите в санях на Северном полюсе. До самого горизонта простираются снежно-ледяные поля. Но вам совсем не холодно. Ярко светит солнце, в прозрачном воздухе искрится снежная пыль. Лицо немного пощипывает от свежего, чистого морозного воздуха. Отчетливо представьте себе эту картину, свои ощущения, местоположение.

Сидя в санях, посреди царства чистоты и света, ощутите, как с каждым вдохом (через нос) ваше тело наполняется сверкающим прозрачным воздухом. Обратите внимание: этот воздух насыщен светом. Вы купаетесь в сиянии, вдыхаете сияние.

Некоторое время побудьте в этом состоянии. Пусть мысли приходят и уходят, для вас не существует «правильных» и «неправильных» мыслей и ощущений. Следует лишь отметить, что испытывает ваше тело, что приходит на ум. Продолжая оставаться в тепле и комфорте, сидя в санях посреди снежного сияния, представьте себе ледяную стену, медленно вырастающую из-под земли. В этой стене заключены все ваши внутренние преграды, все ваши страхи и тревоги, все то, что мешает вам жить.

Внимательно присмотритесь к этой стене. Какая она - дымчатая или прозрачная? Высокая или низкая? Какова ее толщина? Возможно, стена в некоторых местах толще, чем в других? Где она толще - у основания или наверху? Нет необходимости беспокоиться о том, что все эти особенности могут означать. Вашему сознанию не стоит себя этим утруждать, доверьтесь подсознанию.

Обратите внимание на то, как ярко светит солнце. Его горячие лучи, освещающие ледяную стену, падают прямо на вас. Вы купаетесь в солнечных лучах, нежитесь в солнечных лучах. Вам хорошо и приятно. Солнце светит так ярко, что стена льда начинает таять. Отчетливо представьте себе, что вся она состоит из ваших внутренних преград, страхов, тревог. Внимательно следите за тем, как ледяная стена тает под палящими лучами солнца - кап, кап, кап. На это потребуется время. Могут возникнуть неприятные ощущения. Не исключены и более неприятные чувства. В этом случае следует просто отметить их мысленно, дав им уйти. Под лучами солнца стена тает, становится все меньше и меньше, пока полностью не растает. Когда ледяная преграда полностью растает, вы ощутите разливающееся по телу тепло. Еще бы, удалось растопить столько внутреннего «льда». Все то, что мешало нормальной жизни, ушло навсегда.

Взгляните на слякоть, на воду, оставшуюся от растаявшей ледяной стены. Под вашим взглядом вода начинает приобретать определенные очертания. Из нее возникают сильные добродушные собаки. Это белоснежные эскимосские лайки, они отряхиваются от грязи, они готовы везти ваши сани. Сделайте глубокий вдох, а выдохнув, натяните поводья, и лайки отправятся в путь. Вы летите в санях все быстрее, и чистый прохладный ветер все сильнее дует вам в лицо, освежает тело.

Ощутите, как отныне свободное тело наполняется бодростью и весельем в преддверии новой жизни. Сделайте глубокий вдох. На выдохе представьте себе, как ваши сани рвутся вперед, преодолевая последние метры и мгновения, отделяющие вас от настоящего. Еще несколько раз глубоко вдохните, начиная на выдохе возвращаться в «здесь-и-сейчас».

Делайте это медленно, подобно кошке, потягивающейся после сна. Вы можете побыть в этом состоянии столько, сколько вам необходимо, а затем открыть глаза.

Галина Сустретова
Работа со страхами у детей

План-конспект образовательной деятельности

Тема : Работа педагога-психолога со страхами у детей старшего дошкольного возраста в старшей группе МБ ДОУ ЦРР 33

Цель : помочь детям старшего дошкольного возраста справиться со страхами , которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, развитие творческого потенциала.

Задачи :

Развитие внимания, воображения и координации движений;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Воспитание уверенности в себе;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Снятие страха замкнутого пространства , темноты, состояния тревожности;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

Регулирование поведения в коллективе;

Профилактика агрессии.

Материалы и оборудование : музыкальный центр, записи со спокойной, релаксационной и активной музыкой, рисунки сказочных персонажей, бумага, краски, кисти, трубочки для сока, бумажные салфетки и тарелочки (с синим и желтым дном, покрывало, палочка (помело, круг, вырезанный из бумаги, спортивный туннель, арки, мешочек с конфетами.

Вводная часть :

Педагог-психолог сообщает детям, что им предстоит интересная, но непростая работа . Прежде чем мы с вами приступим к основной образовательной деятельности, давайте настроим наше тело на работу .

Работа на саморегуляцию :

Представьте себе, что в вашей левой руке зажат целый лимон. Сожмите его сильно, постарайтесь выжать из него весь сок. Потом медленно расслабьтесь. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его, постарайтесь сжать его еще сильнее, чем предыдущий, вот так очень сильно и медленно-медленно отпустите. Почувствуйте расслабление. Посмотрите, насколько хорошо вы себя чувствуете, когда расслаблены. Теперь возьмите лимон в другую руку и выжмите из него весь сок, ни одной капли не оставляйте. Жмите сильно-сильно. То же самое сделайте с еще одним лимоном.

Представьте себе, что у вас во рту твердая (крепкая) жвачка, которую трудно разжевать. Попробуйте укусить ее (разжевать) сильно-сильно, пусть шейные мышцы вам помогают, затем расслабьтесь. Попробуйте снова раскусить, сжать жвачку между зубами и снова расслабьтесь. Упражнение повторяется 2-3 раза.

А сейчас прилетает надоедливая муха, и садиться на ваш носик, попробуйте избавиться от нее, не используя рук. Наморщите нос, поднимите его вверх, напрягите его – соберите в морщинки – расслабьте все лицо. Обратите внимание, когда напрягается нос, то напрягается все лицо, а когда расслабляется нос, то все лицо тоже расслабляется.

В завершении саморегуляции детям предлагается заново «слепить лицо» - дети проводят руками по краю лица; «лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям; «лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз, моргают глазами; «лепят носики» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз; «лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши; «лепят подбородок» . Произносят хором : «Я хороший, добрый, красивый» , гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.

Основная часть :

Педагог-психолог предлагает ребятам сесть за столы и нарисовать свои страхи .

«Рисунок кляксы-чудовища. Включается страшная музыка . Дети на чистых листах бумаги, используя метод кляксографии, изображают свои страхи , а затем подрисовывая бантики, цветочки, используя трубочки для сока превращают страшную кляксу в веселую и красивую.

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки» .

Педагог-психолог предлагает детям поиграть и проверить, насколько они могут быть внимательны.

Инструкция : нужно внимательно следить за рисунками, которые показывает педагог-психолог : Если увидите портрет бабы яги – можно прыгать, бегать и кричать, если золотую рыбку – можно только шептаться, а если - портрет василисы-прекрасной – нужно замереть на месте и замолчать. Психолог показывает портреты, дети выполняют инструкцию.

После игры психолог показывает детям птичку, которая прилетела к ним, чтобы сообщить, что сюда летит баба-яга и хочет вас поймать. Педагог-психолог предлагает детям перехитрить бабу-ягу.

Упражнение-игра «Цветочек»

Включается спокойная музыка. Педагог-психолог предлагает детям стать по кругу как можно ближе друг к другу, взяться за руки, наклониться, руки вытянуть в круг вниз-вперед – и вот мы бутон цветка. Будем раскрываться : ручки-лепестки, спинки – стебельки. Медленно выпрямляемся, плавно, легко поднимаем руки вверх, наклоняемся спинкой назад, ручки отводим в стороны назад мягко, нежно. Спинка мягкая, ручки нежные. Ветерок дунул – мы покачались влево, вправо, ручками влево-вправо. Только ноги твердо стоят. Вверху тело все тело свободное, мягкое. И вот за дверью слышится какой-то шум. В зал вбегает баба-яга с помелом в руках, смотрит то направо, то налево, ищет детей , кого бы схватить? Вот баба-яга что-то почуяла и начала кружить около цветочка. Все опять дружно медленно наклоняемся вперед, закрылся цветочек, не найти нас бабе-яге. 2 раза бутон закрывается и раскрывается. А баба-яга ищет нас, злиться, прыгает. То и дело останавливается, замирает, прислушивается, вот-вот нас учует. Опять прыгает. Снова застыла, слушает : где топот, где мы прячемся? Вот к столу поворачивается Баба-яга, еле-еле шевелиться, мало-мало двигается, боится спугнуть нас. Бросается к стулу, падает на пол, руки запускает под стул : «Хвать! А там никого и нет никого. Опять вскакивает баба-яга, снова замирает, назад крадется, пятиться. «Грох!» - под другой стул, «Хвать!» - а там тоже никого (3 раза шевеления-застывания) . Так и не нашла баба-яга никого. Стала топать ногами от злости. Противные ребятишки, вот я вас! Разошлась баба-яга, все сильнее и сильнее топает ногами, быстрее-быстрее. А теперь все медленнее и медленнее. У-ух! – устала баба-яга, упала на стул, руки-ноги повисли, как макароны : устала баба-яга искать и злиться. Разлеглась на стуле и хнычет. Так тебе и надо, злая Баба-яга. Педагог-психолог говорит детям : «Ребята, посмотрите какая баба-яга несчастная, жалкая и, по-моему, совсем не страшная . Психолог : «Ребята, а давайте с ней поиграем! Баба-яга, ты согласна с нами поиграть?» Баба-яга в восторге от такого предложения.

Игра «Баба-яга» . Баба-яга становиться в центр вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят : «Баба-яга – костяная нога. С печки упала, ногу сломала, пошла в огород, испугала народ. Побежала в баньку, испугала зайку». Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается «помелом» запятнать детей . Кого она коснется, тот замирает на месте, игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут запятнаны.

Игра «Не спеши» . Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул, на который садиться баба-яга. Дети поочередно подходят (не подбегают) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место. После того, как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.

Игра «Кто смелый» . На ковре устанавливается спортивный туннель, большие и маленькие арки, которые сверху накрываются покрывалом. Дети, становясь на четвереньки, по очереди проползают внутри этих препятствий и возвращаются к старту. При этом баба-яга хватает детей за ноги , одежду, пытается их приостановить.

После игры баба-яга хвалит детей за их смелость , ловкость и дарит детям «волшебные конфеты» , которые навсегда сделают ребят смелыми и сильными. А ребята в свою очередь дарят бабе-яге свои рисунки. Баба-яга говорит детям, что все их страхи забирает с собой в лес и больше дети с ними никогда не встретятся. Баба-яга прощается и уходит.

Заключительная часть :

Релаксация «Путешествие в волшебный лес»

Педагог-психолог предлагает детям после столь нелегкой работы отдохнуть . Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите журчание лесного родника, голоса птиц, стук дятла, шорохи трав. Почувствуйте запахи : пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Заканчивая работу , педагог-психолог предлагает детям взять по одному стеклянному камешку и если им понравилось сегодня играть, то камешек кладется в тарелочку с желтым донышком, а если не понравилось, то с синим.

Для снижения внутреннего напряжения у детей, испытывающих различные страхи, полезно включать в физминутки упражнения на напряжение и расслабление.
Часто такие дети страдают от реального отсутствия теплоты дома, поэтому психологу или педагогу необходимо уметь устанавливать с ними теплый эмоциональный контакт. Если ребенок позволяет, периодически поглаживать его.
На коррекционных занятиях ребенок, испытывающий страхи, стремится к играм, в которых можно бояться. В них он выбирает роль боящегося, пугается на самом деле (визжит, сжимается).

Первым этапом работы по коррекции страхов должна стать аффективная стимуляция ребенка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребенком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Здесь необходимо использовать задания, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Могут включаться упражнения на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу.
Коррекция страхов должна основываться прежде всего на использовании естественных способов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами состоит из двух стадий. Сначала ребенок постигает объект страха. А затем либо уничтожает его, либо преобразовывает так, чтобы он перестал быть страшным.
Следовательно, второй этап коррекции страхов включает в себя актуализацию страха. То есть ребенку нужно создать возможность для проявления страха (вербально или невербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха, поскольку узнавание по имени означает, что этот объект становится как бы своим и близким.

Третий , собственно коррекционный этап должен помочь ребенку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразования их. При этом уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребенка на героический идеал.
Чтобы уничтожить пугающий объект, ребенок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность. Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: первая основывается на идентификации с объектом, вторая - на дистанцировании от него.
Идентификация ребенка с пугающим объектом означает включение его во внутренний мир ребенка. То есть ребенок теперь имеет возможность осуществлять контроль над этим объектом, что делает его менее страшным.
Дистанцирование же от объекта страха может быть осуществлено разными способами:

    через деролеизацию - постановку объекта страха в необычную для него роль;

    через гротескизацию - усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным;

    через создание ситуации сопереживания страшному герою.

Схематически коррекционный этап можно представить следующим образом.

Четвертый этап коррекции должен быть направлен на усиление «Я» ребенка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.

АФФЕКТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ РЕБЕНКА

Петушиный бой

Ведущий и ребенок - петушки. Они, стоя на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Покажи страшного

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их и старается изобразить страшного персонажа с помощью движений и голоса.

Кто больше?

На полу расставляются маленькие пластмассовые игрушки. Ведущий и ребенок по очереди бросают мяч так, чтобы он сбил как можно больше игрушек. Побеждает тот, кому удается сбить за один раз большее количество игрушек.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВА СТРАХА

Маленькие человечки

Для проведения упражнения ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагается раскрасить их, придумать имена, а затем разыграть какую-нибудь историю.

Примеры

Семен (8 лет)

Его зовут Ничто. Он ничего не умеет делать, только пакостить, ругаться, обзываться. Он всех пожирает. А тетенька будет его мамой. Она будет ведьмой. Она его хлещет больно по попе веником. А он орет «Ооо!..»

Миша (9 лет)

Однажды сын приходит к маме и говорит:
- Извини, мамаша, на улице очень жарко, мне хочется в холодильник.
А мама отвечает:
- Ты что, сыночек, у тебя с мозгами все в порядке?
А сын стал на нее наезжать.

Цирк

Ведущий играет роль дрессировщика, а ребенок изображает дрессированных собачек, лошадей, тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика. Но он заставляет их слушаться. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

Дом ужасов

Ребенку предлагается нарисовать дом ужасов и его обитателей.

Пример

Дима

Здесь будут жить привидения. Привидения собак, зверей, птиц. Это шабаш. Они там шумят, кричат, пугают людей. Этот человек испугался. Это - Дракула. Он инвалид с деревянной ногой. Он таким родился. На чердаке есть окно, оно не светится. Там темно. Дом будет страшный. Он будет кричать: «Я тебя съем!»

Чего я боялся, когда был маленьким (для детей старше 8 лет)

Ведущий рассказывает ребенку о своих собственных детских страхах, тем самым показывая ему, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем он просит ребенка представить себя маленьким и вспомнить, чего он тогда боялся.

Пример

Дима (10 лет, сильная тревожность, социальные страхи, нормативность)

Я в детстве боялся собак - сенбернаров. Боялся темноты. Казалось, что из шкафа кто-то вылезет. Казалось, что занавески качаются, как живые. Любил засыпать со светом, да и сейчас я так сплю. И не могу в комнате оставаться один.

Далее ведущий рассказывает о своих детских страхах и о том, что сейчас их нет. Вместе с ребенком ведущий приходит к выводу, что все дети боятся темноты и одиночества и это нормально и совсем не стыдно. А со временем эти страхи проходят. Я «разрешаю» Диме бояться до тех пор, пока он не станет шестиклассником. А в 6-м классе ему захочется иногда побыть одному. И он не будет никого пускать в свою комнату.

Лабиринт страхов

Ребенку дается рисунок пустого лабиринта и предлагается его «заселить» страшными персонажами.

Примеры

Олег

Мальчик рисует чудовищ, долго задумывается о том, чем эти чудовища занимаются. После описания одного чудовища вдруг говорит: «Ой, неужели это у меня в голове все творится ?»

Дина (10 лет, повышенная тревожность, сложная семейная ситуация)

Рисует много одинаковых домов, чтобы всех запутать.
В домах живут страшные призраки. У призраков отрублены головы и туловище. Они разъединились. Призраки спрятали старшую сестру в кладовку (вырыли яму и закопали). Она пытается выбраться. А это многоглазница с туловищем в виде зубов. Все заключено в общий глаз на ножках. Она отбирает у людей глаза, вытаскивает специальными приспособлениями. Есть и большой глаз, который видит весь мир и может спасти девочку - старшую сестру.

Чужие рисунки

Ребенку показывают рисунки «страха» других детей, предлагают придумать, чего боялись эти дети и как им можно было бы помочь.

Пример

Артем (9 лет)

Этот рисунок, наверное, нарисовал мальчик. Он боится чудовищ ужасных с кровищью из ушей и носа .

СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА СТРАХА

Азбука страхов

Цель - идентификация с объектами страха.
Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листках и дать им имена. Затем нужно расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке. На следующем занятии можно предложить ребенку сыграть кого-либо из этих героев.

Пример

Саша (7 лет, сильные страхи внешней агрессии)

Саша просит разрешения закончить задание дома, а затем через некоторое время приносит тщательно сделанную книжечку.

Страшные маски

(необходимы резиновые маски страшных героев)

Цель - идентификация с объектами страха, деролеизация объектов страха.
Ребенок и ведущий по очереди надевают страшные маски и пугают друг друга. Пугаться необходимо как можно громче. Можно кроме масок использовать черную ткань: в нее заворачивается пугающий. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа. При последующих повторениях можно предложить ребенку пожалеть побежденного, а затем с ним подружиться.

Пример

Сережа (7 лет)

Больше всего мне нравится побеждать. Ведь правда, я победитель?

Красивый рассказ про страшное

(необходим диктофон)

Цель - деролеизация страха.
Ребенку предлагается не просто сочинить рассказ о чем-либо страшном, но и рассказать его грамотно и красиво. Для этого ребенок составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребенок прослушивает ее, находит свои речевые ошибки, записывает на диктофон снова.

Прогони Бабу-Ягу

Цели - предоставление ребенку возможности побыть в позиции победителя, проявление агрессии в конструктивных целях.
Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-яга, ее необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по стулу пустыми полиэтиленовыми бутылками.

Страшная сказка по кругу

Цель - деролеизация объектов страха.
Ребенок и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1–2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук