Самый лучший светляк по мнению игроков. World of Tanks

Разработчик: КБ завода им.Кирова (ЛКЗ)
Год начала работ: апрель 1941
Год постройки первого прототипа: недостроен
Причина завершения работ: изменение требований.

Как это не редко бывает, получив в своё распоряжение уникальный по боевым характеристикам образец вооружения заказчик тотчас инициирует развёртывание обширной программы его модернизации и создания на его базе улучшенных моделей. Впрочем, далеко не все подобные инициативы приводили к положительным результатам, и ещё более часто случалось, что эффект от таких «улучшений и модернизаций» оказывался обратным. В Советском Союзе такая участь постигла штурмовые танки массой более 60 тонн, проектировавшиеся на базе КВ в предвоенный период.

А вначале ничто не предвещало беды. Началось всё с того, что в течении 1940-го года проводились активные работы по улучшению бронирования и вооружения танков типа КВ. Первое направление привело к созданию прототипа Т-150 – именно эта машина с усиленной до 90 мм бронёй и двигателем В-5, но с тем же вооружением, должна был прийти на замену обычным КВ-1 в 1941 году. Для неё даже успели зарезервировать обозначение КВ-3. Производство танка сначала планировали наладить на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ), что было закреплено в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) №548–232 от 15 марта 1941 года, но позднее работы решили перенести на Челябинский Тракторный завод (ЧТЗ).

Второе направление относилось к созданию танков, которые можно было бы отнести к сверхтяжелой категории, поскольку их масса выходила далеко за пределы 60 тонн. Первым из них стал Т-220, вышедший на испытания в январе 1941 года, но так и не дошедший до стадии серийного производства. Причин для этого было по меньшей мере две: изменение требований в плане общей защищенности, а также многочисленные проблемы с силовой установкой. Вновь увеличить толщину брони потребовалось не просто так – в конце марта из Германии пришли агентурные сведения о проектировании немецкими фирмами тяжелых танков с мощными орудиями. Позднее выяснилось, что полученные данные являются дезинформацией, но тогда в ГАБТУ восприняли этот «тревожный звонок» очень серьёзно. После ряда внутренних совещаний в апреле 1941 года развернулись работы по созданию ещё более тяжелого танка, получившего на ЛКЗ чертёжный номер 223 (сейчас более часто встречается обозначение Объект 223 ). Официальные требования к этой машине были определены в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) №827–345сс от 7 апреля 1941 года.:

«О танке КВ-3.

1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю:

а) установить броню КВ-3: лоб 115–120 мм, башни 115 мм;

б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.

2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:

а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;

б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.

3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.

4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:

а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;

б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;

в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;

г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:

август — 80

сентябрь — 110

октябрь — 110

ноябрь — 110

Как видно, тогда же сверхтяжелому танку присвоили индекс КВ-3 (соответственно, Т-150 в серии должен был производится под индексом КВ-6). На ЛКЗ была организована конструкторская бригада под руководством старшего инженера Л.Е.Сычева, которого позднее сменил Б.П.Павлов. Работы по КВ-3 продвигались достаточно быстро, поскольку за основу были взяты наработки по Т-220. Первый вариант предполагал использование удлиненного корпуса и ходовой части с 7 опорными катками на каждый борт, а также аналогичной по конструкции башни с 85-мм орудием Ф-30 от «220-го», но дальнейшие события внесли существенные коррективы.

Дело в том, что в конце 1940 года Ижорский завод должен был отгрузить на ЛКЗ корпус для опытного танка с чертежным номером 221 (он же Объект 221 и Т-221), который конструктивно представлял собой удлиненный корпус от Т-150. Поставка этой детали ожидалась в декабре, но фактически она состоялась только 10-го февраля 1941 года. Поскольку к тому моменту работы по Т-221 были приостановлены, его корпус решили использовать для сверхтяжелого КВ-3. Это решение вряд ли можно было считать удачным, поскольку требованиям соответствовала только толщина бортов. Кроме того, из-за проблем с двигателем В-2СН, который в процессе испытаний Т-220 показал крайне низкую надежность, было принято «временное решение» об установке двигателя В-5 мощностью 700 л.с.

Чтобы изрядно потяжелевший танк не «рвал» трансмиссию этот узел был переработан заново инженером Н.Ф.Шашмуриным, который в качестве основы взял трансмиссию от опытного танка Т-220. Очевидно, даже в усиленном виде потенциальная надежность оценивалась невысоко, в связи с чем в конце апреля 1941 года специалистам Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) была поручена разработка электрической трансмиссии, а во Всесоюзном Институте Гидромашиностроения начались работы по гидравлической трансмиссии. До начала войны с Германией ни одна из этих разработок не дошла до стадии практической реализации.

Отдельного упоминания заслуживает башня и вооружение. В процессе работ по Т-220 выяснилось, что для установки 107-мм орудия его башня не годится. Таким образом, вариант с усиленным до 115 мм бронированием для КВ-3 утратил актуальность, что привело к появлению проекта абсолютно новой башни, которая должна была изготовляться методом штамповки. По форме она была близка к усеченному конусу с закругленными верхними гранями, но форма её основания и крыши больше соответствовала прямоугольнику. Борта башни немного выходили за габариты бортов корпуса, а на крыше были сделаны вырезы под установку смотровых приборов, верхнего люка (справа) и командирской башенки с шестью смотровыми щелями (справа). Также с каждого борта имелось по одному дополнительному смотровому прибору. Основное вооружение, включавшее 107-мм пушку Ф-42 (позднее переименованную в ЗИС-6) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, монтировалось в лобовом башенном бронелисте и защищалось массивной маской. Ещё по одному пулемету планировалось установить в корме башни и в лобовом бронелисте корпуса слева от механика-водителя.

Полноразмерный макет КВ-3 был готов к 26 апреля 1941 года – учитывая дату издания постановления СНК срок просто рекордный. Итоги предварительного осмотра оказались весьма благоприятными, однако полностью военную комиссию проект не удовлетворил. В качестве рекомендаций указывалось:

— заменить кормовой пулемет ДТ на гнездо с заглушкой для стрельбы из ППШ;

— установка досылателя снаряда;

— изготовление унитарного 107-мм выстрела;

— увеличение боекомплекат до 60 выстрелов;

— установка кормового устройства для крепления пушки «по -походному»;

— доработка конструкции башни;

— уменьшение ширины танка до 3410 мм (требование от железнодорожников).

Повторное рассмотрение макета и ознакомление с технической документацией по КВ-3 состоялось 7-го мая, после чего была внесена новая порция требований для доработок, включавшая установку огнемета конструкции завода №174 вместо курсового пулемета ДТ. В целом же проект можно было считать утвержденным, а кроме прочего, артиллерийским КБ под руководством Грабина был представлен проект спаренной установки 45-мм и 107-мм орудий, что по составу вооружения фактически уравнивало КВ-3 и перспективный КВ-4 проекта Н.Духова. Впрочем, данная разработка так и осталась на проектной стадии.

После резкого старта дальнейшие работы по КВ-3 явно забуксовали. Если корпус от Т-221 принимался для прототипа как временная мера, то его серийный выпуск вызывал ряд вопросов. Перераспределение производства между ЛКЗ и ЧТЗ не вызвало особого восторга у представителей ГАБТУ, которые справедливо полагали, что логичнее было бы именно в Ленинграде развернуть выпуск модернизированного Т-150 с длинноствольным орудием калибра 76,2-мм (видимо, предполагалась Ф-27) и усиленным до 120 мм бронированием лобовой части корпуса и башни, а не наоборот, но у Народного Комиссариата Тяжелой Промышленности (НКТП) были свои планы. Башня для КВ-3 так и не была изготовлена в срок, поскольку на 13-е мая 1941 года оснастка для её изготовления была готова лишь частично, а первые штамповки получили только в середине июня. Чуть лучше обстояли дела с орудием Ф-42, первый образец которого был отгружен на ЛКЗ в конце января, а второй – в мае. За отсутствием готового прототипа КВ-3 установку Ф-42 произвели в пониженную башню КВ-2, после чего произвели огневые испытания.

На 22-е июня 1941 года по факту имелся только корпус от Т-221 с усиленным лобовым бронированием, несколько пробных штамповок башен и два опытных орудия Ф-42. Сборка прототипа на ЛКЗ была остановлена и приказом №253сс от 26-го июня перенесена на ЧТЗ. Аналогичный приказ о свертывании работ по сборке КВ-3 30-го июня получил ЛКЗ. Одновременно начался процесс эвакуации сотрудников ЛКЗ в Челябинск. Поскольку ситуация на фронте диктовала новые условия, был принят очередной компромиссный вариант – прототип КВ-3 должен был получить элементы ходовой части от серийных КВ и двигатель В-5 от Т-220. Полусобранный танк в начале июля 1941 года погрузили на две платформы и по железной дороге отправили на ЧТЗ.

Дальнейшая судьба КВ-3 выглядела вполне логичной, но вплоть до 1942 года этот танк ещё находился в плане работ под первым номером. Подразумевалось, что будет изготовлен хотя бы один полноценный прототип, со сроком сдачи 1 мая, причем к июлю ожидалось появление электротрансмиссии, а к декабрю должен был появиться 2-тактный дизельный двигатель на базе В-2 мощностью 1200 л.с. При условии сохранения вооружения и работоспособности основных агрегатов у КВ-3 были неплохие шансы стать серийной машиной… если бы эти события развивались до войны. На самом же деле, уже в ходе испытаний 62-тонного Т-220 выявилась масса сложностей с техническим обслуживанием и опытной эксплуатации, что уж говорить про танки с оценочной массой 67-68 тонн. В добавок к этому, выпуск орудий Ф-42 (ЗИС-6) так и не был налажен, а без них ценность КВ-3 как боевой единицы существенно падала. Ну и наконец, ещё в конце весны 1941 года был произведен отстрел из приобретенной в Германии 105-мм зенитной пушки FlaK 39, который показал, что 90-120 мм броня советского сверхтяжелого танка для неё не является большой преградой. В таких условиях дальнейшие работы по КВ-3 были полностью свёрнуты, а имеющиеся заготовки пошли в переплавку.

В настоящий момент было бы некорректно утверждать, что сверхтяжелые танки типа КВ-3 были не нужны Красной Армии. Этого не стоит делать хотя бы потому, что время и ситуация, при которых производилось проектирование подобных машин, кардинальным образом отличались от нашего настоящего. Если вспомнить боевое применение танков СМК, Т-100 и КВ в тяжелейшых условиях Зимней войны, а также опыт грамотного боевого КВ-1 летом-осенью 1941 года, выводы напрашиваются совершено противоположные. Другое дело, что на направлении вероятного удара на Запад для КВ-3 просто не было достойных соперников в виде танков противника и долговременных укреплений, а эксплуатация и доставка на нужный участок фронта вызывали бы массу затруднений. Тем не менее, развитие тяжелых танков в СССР шло вплоть до появления таких «монстров», как ИС-4, ИС-7 и Т-10, причем последний из них никто не считает плохой или ненужной машиной. Относительно проекта КВ-3, то из всего задела очень пригодилась работа по новой трансмиссии, элементы которой Шашмурин впоследствии использовал для КВ-1с.

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть I». (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.)
Ю.Пашолок «КВ-3: набор танковой массы»

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ШТУРМОВОГО ТАНКА

КВ-3 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 67000-68000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7850
Ширина, мм 3410
Высота, мм 2950
Клиренс, мм 450
ВООРУЖЕНИЕ первый вариант: одна 106,7-мм пушка Ф-42\ЗИС-6 и три 7,62-мм пулемета ДТ (курсовой, спаренный с пушкой и задний башенный)
финальный вариант: одна 106,7-мм пушка Ф-42\ЗИС-6, два 7,62-мм пулемета ДТ (курсовой, спаренный с пушкой), возможность установки огнемёта
БОЕКОМПЛЕКТ 60 унитарных выстрелов
~4000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ башня — 115 мм
лоб корпуса — 115-120 мм
борт корпуса — 115 мм
крыша корпуса — 40 мм
днище — 30-40 мм
корма — 75 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ основной вариант: В-2СН, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, мощностью 850 л.с.
резервный вариант: В-5, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, мощностью 700 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 7 сдвоенных основных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; подвеска — индивидуальная, тормионная, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ~30 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~150 км по шоссе
~100 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной

Тяжелый танк КВ-3 являлся очередной попыткой отечественных конструкторов усилить мощь машин данного типа за счёт использования более толстой брони и более мощного орудия. Основой для проекта стал танк КВ-2, который по сути являлся самоходным орудием. Несмотря на то, что 152-миллиметровая пушка-гаубица М-10 обладала отличными баллистическими характеристиками, была слишком тяжелой для монтажа во вращающуюся башню, установленную на обычное танковое шасси. В итоге Д.П. Павлов, начальник АБТУ, рекомендовал прекратить в 1941 году производство КВ-2 в пользу танка, который будет оснащен 122-миллиметровой пушкой. Однако орудия данного калибра, приспособленного для монтажа в танковую башню, в то время просто не существовало. Выбор сделали в пользу разработанной недавно 106,7-миллиметровой пушки Ф-42 (ЗиС-6).


В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 548-232сс от 15.03.1941 г. предписывалось разработать тяжелый танк башня и лобовая часть корпуса которого будут иметь бронированием 115-120 миллиметров. Планировалось, что башня будет штампованной, углы наклона более 30 градусов и приспособленная под установку 107-миллиметровой пушки. Более конкретные требования сформулировали в постановлении № 827-345сс. В данном постановлении определялись параметры КВ-3 а также ставилась задача по проектированию сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5:

"О танке КВ-3.
1. Во изменение Постановления Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП (б) № 548-232сс от 15.03.1941 г. приказываю:
а) установить броню танка КВ-3: башня 115 миллиметров, лоб 115–120 миллиметров;
б) вооружить танк КВ-3 107-миллиметровой пушкой ЗИС-6, начальная скорость снаряда – 800 метров в секунду.
2. Башни танков КВ-3 изготавливать при помощи штамповки с углами наклона более 30 градусов под монтаж 107-миллиметровые пушки ЗИС-6. Для чего товарищу Зальцману директору Кировского завода:
а) к 15.04.1941 г. изготовить совместно с Ижорским заводом и подать ему чертежи на измененные башни и корпус танков КВ-3;
б) к 25.04.1941 г. предъявить совместно с Ижорским заводом макет башни танка КВ-3 на утверждение Народный комиссар обороны СССР.
3. Кировскому заводу разработать план по созданию в 1941 г. 500 КВ-3 оснащенных 107-миллиметровыми пушками ЗИС-6.
4. Товарищу Зальцману, директору Кировского завода, принять к руководству и сведению что:
а) Ижорский завод должен до 20.05.1941 г. передать Кировскому заводу первый корпус КВ-3 и штампованную башню с полной бронировкой артиллерийской системы и механической обработкой. Ижорский завод в дальнейшем обязан обеспечить выпуск и обработку данных корпусов и башен по графику выпуска КВ-3, который утвержден Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (товарищ Ванников), завод № 92 (товарищ Елян) в также главный конструктор завода № 92 (товарищ Грабин) совместно с Кировским заводом должны разработать чертежи монтажа 107-миллиметровой пушки ЗИС-6 в башню танка и к 30.05.1941 г. предъявить в Народный комиссар обороны СССР для утверждения;
в) к 25.05.1941 г. завод № 92 должен передать Кировскому заводу 107-миллиметровую пушку ЗИС-6 оснащенную установочными деталями, установить в башне КВ-3 и отработать совместно с Кировским заводом бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ должен обеспечить передачу Кировскому заводу 107-миллиметровых пушек ЗИС-6 на программу 41-го года в следующие сроки:
июль - 45 шт.
август - 80 шт.
сентябрь – 110 шт.
октябрь - 110 шт.
ноябрь - 110 шт.
и до 15 декабря – 65 шт."

общие виды КВ-3 со 107-мм пушкой

Новый танк по документации проходил под обозначением "Объект 223", однако позднее было использовано обозначение КВ-3.

Изготовление первого прототипа танка КВ-3 было начато весной 1941 года. Для новой артиллерийской системы, которая не вмещалась в башню серийного танка КВ-1, пришлось начать разработку новой, имеющей уширенный погон. Кроме того, башня приобрела коническую форму, которая повышала снарядоустойчивость башни. Из-за возросшего веса пришлось удлинить ходовую часть, за счет добавления одного опорного катка и четвертого поддерживающего ролика. При этом, важнейшие агрегаты танка такие, как подвеска, двигатель, трансмиссия, а также системы охлаждения и смазки почти без изменений перешли от танка КВ-1. Для значительно потяжелевшей машины данная "преемственность" на пользу не пошла бы, особенно если учесть проблемы с эксплуатацией танков КВ первых серий, однако на проектирование и ход постройки данный фактор влиял косвенно.

Развязка со штурмовым КВ-3, имеющим на оснащении 106,7- миллиметровое орудие, произошла крайне неожиданно. Когда шасси и ходовая часть были практически готовы, было выдано распоряжение свернуть работы. В Автобронетанковом управлении посчитали, что ЗиС-6 – пушка большой мощности – не подходит для танка КВ, так как в достатке имеются 76,2-миллиметровые пушки различных типов. Информация разведки подтверждали, что немцы не располагает танками, которые сопоставимы с КВ, а значит "тройка" достойных противников в ближайшее время не будет иметь. Как бы ни доказывал В. Грабин, разработчик ЗиС-6, что тяжелый штурмовой танк должен оснащаться орудием большого калибра, руководством бронетанковых войск мнение изменено не было. Предложенный позднее вариант, имеющий 122-миллиметровую гаубицу, разработанный группой инженеров руководимой Н. Куриным, также оказался невостребованным. Главным аргументом являлось наличие тяжёлого КВ-2 в войсках, который оснащался 152,4-миллиметровой гаубицей М-10.

продольный разрез КВ-3 со 107-мм пушкой

Таким образом, советского варианта "тигра" в 41-м году так и не создали. Чем обернулся данный шаг, руководство бронетанковых войск узнало уже в 1942 г., когда на фронте появились немецкие танки, оснащенные 75- и 88- миллиметровыми длинноствольными орудиями.

В результате танк КВ-3 не имеющий башни остался на ЛКЗ ожидая дальнейшую участь. Когда началась война, предложили установить на него башню от танка КВ-1 оснащенную Ф-32. Перед началом войны на танк КВ-3, учтя опыт эксплуатации тяжелых танков серийного производства, планировали установить новые двигатель и КПП, однако сделать этого не успели. Результатом стал интересный "гибридный" КВ имеющий более толстую броню и стандартным вооружением. Танк 16 октября 1941 г., проходивший в документации военной приёмки под обозначением КВ-220-2, был отправлен в распоряжение 124-й танковой бригады. Вот что произошло с ним в дальнейшем (из воспоминаний Д. Осадчего, командира бригады):

"Наша бригада осенью 1941 г. получила на пополнение танки КВ. Один из них был назван "За Родину". Этот танк изготовили на Кировском заводе в единственном экземпляре. Он имел те же возможностями, что и стандартный КВ, но оснащался усиленной броневой защитой, массу более 100 т. и более мощный двигатель оснащенный турбиной. Во время движения на высших передачах мотор танка свистел и данный свист был похож на свист пикирующего "юнкерса". Первое время после того как танк получили на вооружение во время его движения в бригаде даже подавался сигнал "Воздух!". Танк был получен моей ротой и сначала его командиром хотели назначить меня, однако потом его командиром назначили моим заместителем, лейтенант Яхонин – опытный танкист. Танк для артиллерии противника считали практически неуязвимым. Его основным предназначением был штурм укрепленных позиций.

В декабре 41-го года (к сожалению точной даты не помню) нашей бригаде было предписано прорвать немецкую оборону на участке Усть-Тосно – Ж/Д мост, форсировать реку Тосна и развить наступление на Мгу взаимодействуя с частями 43-й стрелковой дивизией. Первый эшелон атаки составляли: 2-й танковый батальон (командир – майор Панкина), танковый взвод 1-го батальона моей роты, а также танк "За Родину". В этом бою перед танком поставили задачу по захвату железнодорожного моста через реку Тосна и удерживать плацдарм до момента подхода основных сил. Сражение развернулось на открытой местности. Верхний слой торфяника ели выдерживал танк. Когда танк "За Родину" подошел к мосту вплотную, немцы встретили его огнем тяжелых орудий, после чего с танком пропала радиосвязь. В это время я находился на командном пункте батальона. Когда прервалась связь, я предпринял попытку пробраться вдоль железнодорожной насыпи к месту сражения. Когда мне это удалось, я увидел, что весь экипаж погиб, а с танка сбита башня".

Осадчий, определяя массу танка, ошибся – 100-тонных КВ не построили, хотя он был очень близок к истине. Что касается потери КВ-3, то, скорее всего, танк поразил 150-миллиметровый снаряд, в результате чего сдетонировал боекомплект. В любом случае данное упоминание об этой машине является последним. После этого к проектам тяжелых танков, имеющих на вооружении 107-миллиметровую пушку, не возвращались.

Т-150 был построен на базе серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса, которая была увеличена с 75 до 90 мм. Поскольку утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины остались прежними. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и тремя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили двигатель В-2, форсированный до 700 л.с.

С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (всего пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3- и 4-й передачах при температуре наружного воздуха -9°...-12°, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод №75 в Харькове получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.

Деревянный макет в натуральную величину танка КВ- 3 со 107-мм пушкой ЗиС-6.

КВ-220 внешне отличался от прочих КВ большой длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода №92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л.с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, которые уже на следующий день прекратились из-за поломки двигателя.

15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) своим постановлением № 548-232сс обязывали Кировский завод с июня перейти на серийное производство танка Т-150, получившего обозначение КВ-3. Для него устанавливались следующие характеристики:

"Боевой вес - 51-52 тонны, длина - 6760 мм, ширина - 3330 мм, высота - 3000 мм, клиренс - 400 мм, броня - 90 мм, вооружение - одна 76-мм пушка Ф-34, три пулемета ДТ, один пистолет-пулемет ППШ, боекомплект - 114 снарядов, 2900 патронов, максимальная скорость по шоссе - 35 км/ч, боевая скорость по местности - 15-20 км/ч, максимальный подъем 40 градусов, запас хода - 250 км (10 часов), двигатель В-5 мощностью 700 л.с., башня с командирской башенкой, радиостанция КРСТБ (с возможностью установки 71-ТК-З), гарантийный километраж 2000 км".

В отличие от артиллеристов, танкисты сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 тонн - расчетной массы КВ-3 - вышел на испытания. К концу мая 1941 года он прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка "плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает".

20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л.с. С 30 мая танк снова вышел на испытания и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км. Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.

Заводом началась подготовка к серийному производству танка, но тут вмешался "его величество случай". Дело в том, что в марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием, и они уже поступают в войска. Причем в разведдонесениях особо подчеркивалось, что советские танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Много позже выяснилось, что советская разведка пала жертвой немецкой дезинформации, что все это не соответствовало действительности - разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего, дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких "панцерваффе" стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 80 мм. Кроме того, по опыту Франции танки V-1 и Matilda уничтожались огнем немецких противотанковых пушек (много позже стало ясно, что это были не противотанковые, но 88-мм зенитные пушки Flak-18 и Flak-36). Видимо, это и стало причиной слухов о "новых немецких танках с мощной броней".

Но тогда высшее руководство СССР и Красной Армии, обеспокоенное этой информацией, решило принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняло постановление №827-345сс в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом №231 по наркомату тяжелого машиностроения:

"О танке КВ-3.
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115-120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.
4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107- мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:

Июль - 45
август - 80
сентябрь - 110
октябрь - 110
ноябрь - 110
и до 15 декабря - 65.

О танке КВ-4.

1. Спроектировать и изготовить по тактико-техническим требованиям, утвержденным НКО СССР, танк КВ-4 (с удлиненной базой), вооруженный 107-мм пушкой ЗИС-6 и основной броней 125-130 мм, предусмотрев возможность увеличения толщин брони в наиболее уязвимых местах до 140-150 мм.
2. К 1 октября 1941 года изготовить один опытный образец, для чего:
а) изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-4;
б) к 15 июня 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР макет и технический проект танка КВ-4;
в) учесть, что Ижорский завод обязан к 15 августа 1941 года изготовить и подать на Кировский завод корпус и башню КВ-4.

О танке КВ-5.
Директору Кировского завода т.Зальцману:
1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:
а) броня - лобовая 170 мм, борт - 150 мм, башня - 170 мм;
б) вооружение - 107 мм пушка ЗИС-6;
в) двигатель - дизель мощностью 1200 л.с.;
г) ширина не более 4200 мм.
Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения.
2. К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5.
3. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ- 5.
4. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ- 5.

Артиллерийское вооружение танков КВ-3, КВ-4, КВ-5.
1. Директору завода № 92 т.Елян и главному конструктору т. Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 года опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.
2. Народный комиссариат боеприпасов обязан:
а) к 1 июня 1941 года отработать выстрел с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами;
б) к 15 мая 1941 года изготовить 2000 выстрелов с лафетопробным снарядом, к 10 июня 1941 года - 2000 выстрелов с осколочно-фугасным снарядом и к 15 июня 1941 года - 500 выстрелов с бронебойным снарядом.
3. Директору Кировского завода т.Зальцману и главному конструктору отдела №5 Кировского завода т.Яковлеву спроектировать и изготовить к 15 октября 1941 года для танков КВ два опытных дизеля мощностью 1200 л.с. на базе двигателей М-40 или М-50. Принять к сведению, что аналогичное задание дано и заводу №75 Наркомата среднего машиностроения.

Народный комиссар тяжелого машиностроения /подпись/"

Здесь интересно добавить, что анализируя небоевые потери танков КВ оказалось, что они сопоставимы с боевыми потерями, и не в последнюю очередь из-за поломок перегруженного двигателя и коробки передач. Поэтому при проектировании "Объект 223" (КВ-3) было особо оговорено, что новая коробка передач должна была вставать на место старой (для замены их в будущем на танках КВ-1). К сожалению, новую КПП создать в срок не удалось.

Компоновка КВ-220: копия с заводского чертежа.

Лёгкие танки , чаще именуемые светляками, вовсе не так никчёмны, как о них принято рассказывать. Светляки – это глаза всех тяжей. Это гроза вражеской артиллерии. Это главный претендент на захват вражеской базы. Прорвавшийся в не прикрытый тыл светляк, может наделать там такого шуму, что мало не покажется никому. Нередко, на танках типа Т-50 или Chaffee игроки брали «Воина», находясь, естественно, в относительном топе. В общем, светляки всячески достойны похвалы и более подробного ознакомления.

Да будет свет!

У танкиста-тяжелоатлета, имеется больше возможностей для оттачивания своих танковых навыков. Подумаешь, – попали. Подумаешь, – рикошет. А даже если и пробили немного, то не беда: сейчас я буду совершать возмездие. В некоторой степени то же самое касается и средних танков. Другой Т-54 за бой может получить больше рикошетов, чем тот же Е-100, и взять в итоге медаль «Невозмутимый». Что касается артиллерии, то её всегда ругали, ругают и будут ругать. Как бы арта грамотно не стреляла, обязательно найдётся тот, кто упрекнёт оную в оленизме. Следовательно, играть на артиллерии можно как угодно. Спокойно постреливая куда глаз ляжет, игрок постепенно нарабатывает опыт. Его неумелые действий мало кто заметит. С лёгкими танками совсем другая ситуация. Коллеги по боевому крещению, за те тридцать секунд, что предшествуют началу боя, могут дать светляку столько указаний, что едва успевай записывать. В случае провала команды винить будут светляков, наравне с тяжами. В случае победы, могут и похвалить наиболее отличившийся ЛТ. Данное обстоятельство вовсе не так маловажно, как может показаться. В конце концов, мы играем в видеоигры именно для получения положительных эмоций, от похвалы брата по оружию в том числе.

Итак, какие же требования будут к хорошему светляку? В первую очередь – жить и ещё раз жить. Рвануть с места в карьер со старта, пролетев пару километров за четверть минуты, засветить половину вражеских позиций и быть благополучно расстрелянным – это вовсе не то, чего ждут от светляка. Толку с того будет ноль, если ЛТ засветит вражескую арту или тяжи, не успевшие ещё начать движение. Пока союзная артиллерия не встала на позиции и не свелась, а тяжёлые танки и танки поддержки не въехали в зону досягаемости радиопередачи, светить врагов нет смысла. Хороший светляк обязан барражировать на границе двух позиций, стараясь быть недоступным для вражеских снарядов. Ни в коем случае нельзя останавливаться. Движение для светляка – жизнь. Если на карте происходит встречный или стандартный бой, то есть смысл прорваться по флангу во вражеский тыл. Перед этим необходимо убедиться, взглянув краем глаза на карту, в направлении основного удара противника. Если тяжи врага массово прут по одному из флангов, то прорываться нужно по противоположному. Прикрываясь естественными ландшафтными укрытиями, передвигаясь внутри складок местности, светляк должен избегать узких коридоров, где, несомненно, его уже ждёт ТТ или ПТ. В итоге, если в условиях стандартного или встречного боя, ЛТ проникнет во вражеский тыл, то это уже весомый вклад в итоговую победу. Если в команде будут несколько грамотных артиллерий, то они не замедлят воспользоваться предоставленной возможностью и превратят несколько вражеских танков в груду металлолома. Кроме этого и сам светляк может вполне настрелять парочку артиллерий, особенно если это артиллерии до 5-6 уровня. Иногда светляку удаётся попасть на танковый «неактив». Спящий, как правило, внутри круга базы. В итоге, светляк может получить двойное удовлетворение от игры, захватывая вражеский флаг, одновременно расстреливать уснувшего соперника.

Немного об оленях-светляках.

Часто бывает так, что уцелевший к эндшпилю поединка лёгкий танк, становится тем козырём, который решает весь исход боя, засветив надёжно укрывшихся врагов. Однако чаще бывает так, что обладатель ЛТ отписывает в чате, что-то типа «Свечу по центру!!!111», после чего, включает пятую скорость и улетает в сторону вражеских позиций. Это выдающийся представитель вида оленей-светляков. Светляки-олени живут на поле боя не больше минуты. Как правило, их главнвя цель – первому обнаружить максимальное количество танков, возможно, получив при этом медаль «Разведчика». Тот факт, что вся техника противника на момент засвета находилась в слепой для обстрела зоне – оленя-светляка не волнует. Лёгкий танк в руках такого игрока – гоночная машина на гусеницах. Если при старте такой танк начинает стрелять в воздух, землю или ближайшие постройки, можете быть уверены, что перед вами классический олень на гусеничном ходу. Толку от таких помощников будет мало.

Настоящий светляк, поймавший кураж игры, может не сделать ни одного выстрела, но при этом получить больше опыта, чем у иного отличившегося тяжа. Настоящий светляк знает, как светить и куда стрелять. Такие игроки иногда берут «Воина» на всяких Т-62 и Чаффи. К сожалению, большинство легководов используют пресловутую тактику «Олололо-свет», закономерно сдыхая на первых же секундах боя. Однако есть ещё одна отдельная каста светляков. Судя по всему, их обладателям надоело погибать в первые же минуты боя и они начинают избирать диаметрально противоположную тактику, которая больше присуща ТТ или ПТ, но никак не светлякам. Эти горе-танкисты часто занимают высоты или иные укреплённые и защищённые позиции, терпеливо выжидая своего момента. Такие светляки начинают принимать участие в обороне базы и прикрытии артиллерии. Дело, конечно нужное, но не в самом же начале боя. Таким образом, обладатели светляков рушат самую главную заповедь: быть впереди планеты всей.

Несколько наиболее известных лёгких танков.

Легенды-светляки World of Tanks: Т-50, Pz.Kpfw. II Luchs, VK 16.02 Leopard, M5 Stuart, M24 Chaffee, а также ELC AMX и AMX 12 t. Данная техника является представителем ветки СССР, Германии, США и Франции соответственно. Появившаяся гораздо позже великобританская ветка и китайская к динозаврам WoT причислить нельзя, но и среди них существуют вполне достойные светляки типа Crusader или M5A1 Stuart.

К слову говоря, достаточно много лёгких танков, которые не могут полноценно справляться с ролью светляков, поскольку не обладают соответствующей скоростью. Тот же AMX 40 и Валентайн II больше похожи на урезанные копии тяжёлых танков, чем на своих скоростных сородичей.

Один из наиболее грозных представителей ЛТ – Chaffee, ELC AMX (ёлка) и Т-50 (Т-50-2). Все эти три танка обладают отличными ходовыми характеристиками, а «Ёлка» ещё и максимально низким профилем и вообще самыми субтильными габаритами. При этом разгоняется он, словно гоночный автомобиль. Попасть в такой очень непросто, а сама «Ёлка», в свою очередь, обладает достаточно грозной пушкой, которая пробивает большинство средних танков пятого уровня и некоторых из представителей ТТ. А вот на Чаффи, частенько берут «Поддержку» или «Воина». При должном управлении – это один из наиболее эффективных танков. Среди премиумных, кстати, единственный лёгкий танк, который нашёл своё применение в ротных боях – это T2 lt (Он же «Бронемопед», он же «Блоха»). Этот танчик способен разогнаться до внушительных 72 км/ч, что приблизительно равно скорости советского А-20, хотя между ними существенная разница в два уровня. А вот «леопардовцы», являющиеся обладателями немецкого VK 1602 Leopard, считают свой танк самым лучшим светляком в мире WoT. Несмотря на то, что он немного медленнее того же А-20, зато он короче его в полтора раза. Кроме этого, наличие отличной лобовой наклонной брони, заставляет метаться в припадках многих соперников, которые управляя танками шестого-седьмого уровня, не могут пробить «Леопарда», получая один рикошет за другим. В качестве закономерного последователя этого танка, в последнем патче WoT выпустила продолжение в лице VK 2801. Среди ветки лёгких танков из Китая, обращает на себя внимание Т-59-16 и Т-62. Хотя, тот же Т-62 по стилю игры больше подойдёт не тем, кто хочет посветить, а тем, кто хочет пострелять.

Пару слов о боевом применении лёгких танков.

Лёгкие танки не часто вступают в дуэли , ограничиваясь одиночными выстрелами по позициям противника, часто делая это на полном ходу, ибо останавливаться никак нельзя. Однако когда светляк вынужден принять бой, то он должен придерживаться определённой тактики, которая вполне может принести ему победу над более неповоротливым соперником. Не секрет, что именно средние и тяжёлые танки часто пытаются навязать бой малышам. Будучи уверенными в лёгкой победе, они иногда получают болезненный урок. Лёгкий танк ни в коем случае не должен играть по типу: выстрелил, спрятался, перезарядился, выехал, выстрелил. Удел ЛТ – быстрое сближение и вихрь вокруг неповоротливого врага. Если в противниках ПТ или САУ, то уничтожить его лучше, заехав сзади. А, когда два лёгких танка, управляемых грамотными танкистами, встречают одноуровнего тяжа, то завидовать неповоротливому врагу не придётся. Малыши мигом разберут его на запчасти.

В итоге, всем обладателям светляков можно посоветовать светить с умом, не погибать в дебюте, оставаться не подбитым до конца боя, охотиться за вражеской артиллерией и грамотно участвовать в дуэлях. Лёгкий танк – не такая уж бесперспективная техника, как может показаться на первый взгляд.

Формально в Wold of Tanks есть только один общий класс легких танков (ЛТ), но на деле среди машин этого класса выделяются «обычные» и «светляки». Первые, как правило, исторически предназначались для поддержки пехоты, а в игре выполняют примерно ту же роль, что и средние танки их уровня. «Светляками» же в Wold of Tanks принято называть разведывательные машины, которые имеют повышенный обзор , хорошие рации и замечательную подвижность , расплачиваясь за это, прежде всего, особым балансным распределением. Если стандартом сейчас считается диапазон +/-2 уровня (на танке 4 уровня вы не должны видеть никого выше 6 уровня), то для «светляка» этот разброс обычно вдвое больше. И только в сторону повышения.

До недавнего времени большинство «чистых светляков» вообще не могли попасть в «топ» команды, и не факт, что нынешние поблажки останутся надолго. Как правило, на танках-разведчиках играют фанаты этого класса, которые не скупятся на прокачку экипажей и дополнительные модули, да и игровой опыт у них повыше среднего. И когда такой монстр попадает в «топ», у него есть все шансы вырезать команду противника, не давая себя даже обнаружить.

Есть еще некие «переходные» машины, которые считались, вроде как, «светом», но не очень опасным, поэтому им всегда позволяли попадать в «топ». Классика жанра — Pz.38nA и А-20 . Первый был в свое время лучшим «подкустовым» разведчиком, а второй отличался самой высокой скоростью. Впрочем, после постоянных правок баланса и ввода множества новых ЛТ самых невероятных конструкций прежняя граница между «боевыми ЛТ» и «разведывательными ЛТ» размылась окончательно. Дело дошло до того, что в игре появился гибрид ЛТ и ПТ, который почти одинаково хорош в обоих ролях. Но об этом ниже.

А пока ограничим выборку для этого топа легкими танками с 4 по 7 уровень. Танки 1-3 уровня не имеют достаточных радиусов обзора и связи, чтобы работать полноценным «светом», а ЛТ 8 уровня уже не могут ограничиваться только разведкой — их балансный вес и мощные орудия обязывают наносить урон врагу напрямую.

Порядок рассмотрения танков будет основываться на выборке по данным wot-news.com (http://wot-news.com/stat/server/ru/norm/ru) за последний месяц. Это у других классов можно судить об эффективности по нанесенному урону, точности, выживаемости… А для разведчика главный критерий — победа. И даже выживаемость не так уж и показательна, поскольку почти в каждом бою имеет смысл отвлечь на себя противника перед решающей атакой союзников — правило первого залпа никто не отменял. Так что, ранжируем ЛТ по проценту побед и отдельно выносим те, которые по сути «светляками» не являются.

T2 Light Tank

Уровень: 2;

Страна: США;

Побед: 53.57%;

Всего машин: 14956.

И сразу же — исключение. Этот танк не попадает в наше ограничение по уровню, обзор и рация у него никудышние, балансит его стандартно — не выше 4 уровней. Но именно Т2 LT является каноничным ротным «светляком». Суть в том, что в ротах не актуальны дальние рейды по тылам, да и пассивный свет тоже малоэффективен. Чаще всего требуется быстро проскочить перед предполагаемой позицией врага, чтобы понять, есть ли там вообще кто-нибудь. И тут невероятная скорость Т2 в сочетании с отличной маневренностью и малыми размерами перевешивают все недостатки. Кроме того, Т2 занимает всего два очка, что критично для ротных боев.

Кстати, было бы ошибкой считать, что высокий процент побед Т2 Light Tank является следствием одних только ротных боев. Не забывайте, что это премиумная машина, которая остается у игрока надолго. И, в отличие от «проходных» танков, на Т2 катется прокачанный экипаж. Добавим сюда сочетание «барабана» с отличной подвижностью, и получим настоящий кошмар «песочницы».

1. M24 Chaffee

Уровень: 5;

Страна: США;

Побед: 51.33%;

Всего машин: 5274.

Когда в Wold of Tanks вводили первую тройку ЛТ пятого уровня, разразилась нешуточная форумная баталия, мол Т-50-2 — имба, а VK28.01 ни на что не годится! За всеми спорами о скромном американце с несуразно большой топовой башней как-то позабыли. Ну да, обзор хороший — может светить из кустов. Ну да, пушка отличная — может быстро разобрать арту. Ну да, маневренность превосходная, но толку с нее при такой динамике? Стабилизатор дают поставить? А зачем? Тогда еще мало кто понимал, что уникальное сочетание подвижности, огневой мощи и точности на ходу позволяет «Чаффи» запросто расправляться как с коллегами-ЛТ, так и с «толстокожими» ТТ, которых немец не в состоянии «закаруселить», а Т-50-2 просто не пробивает. Ну и с обязанностями разведчика М24 справляется отлично. Да, скорость слабовата и разгон вялый, но с такой маневренностью можно буквально уворачиваться от вражеских снарядов. А еще лучше — вообще не лезть на рожон и пользоваться отличным радиусом обзора.

Теперь-то об этом знают все, но эффективная игра на M24 Chaffee все равно требует большого опыта, знания карт и игрового чутья.

Valentine

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 50.62%;

Всего машин: 7751.

Премиумный «Валентайн» — еще одно исключение в этом топе. По сути это даже «антипод светляка», поскольку с прошлого года его не балансит выше 4 уровней, а значит, он постоянно находится «в топе». Но, как ни странно, именно тактика боя на «Валентайне» больше всего напоминает то, что называется «разведка боем». Пушка у этого танка никогда не считалась хорошей, а сейчас и подавно, но зато сочетание приличного обзора и хорошей брони позволяет ему идти первым и «подсвечивать» противников союзной артиллерии и ПТ-САУ.

Впрочем, не будем обманывать себя, высокий процент побед на «Валентайне» — это следствие того, что на этих уровнях часто встречаются новички с необученными экипажами. Премиумные машины тут всегда будут в выигрыше.

2. T71

Уровень: 7;

Страна: США;

Побед: 50.37%;

Всего машин: 47233.

Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять, почему этот танк настолько эффективен. Высокая подвижность, обзор и скромные габариты позволяют ему без каких-либо оговорок отлично выполнять роль как пассивного, так и активного «светляка». Но в дополнение к «разведывательным» характеристикам он оснащен просто великолепной пушкой с барабаном заряжания, которая имеет 175 мм бронепробиваемости обычным и 220 мм «золотым» снарядом (на уровне ТТ того же уровня!), а также позволяет отгрузить до перезарядки в среднем 900 единиц урона. Успокаивает лишь то, что благодаря популярности этого монстра, не так уж и часто встретишь за его рычагами опытного игрока.

3. Т-50-2

Уровень: 5;

Страна: СССР;

Побед: 50.13%;

Всего машин: 29613.

«Мопед», «НЛО», «Полтинник» или «Сорок восьмой» не нуждается в особых представлениях. До ввода физики Т-50-2 перемещался на поле боя по таким траекториям, которые не снились даже болидам «Формулы 1». Полный разворот на скорости 70 км/ч с радиусом метров 15? Запросто! И на выходе скорость почти не упадет!

С вводом физики Т-50-2, конечно, немного сдал. Теперь в резких поворотах его заносит, а на перекопанных картах очень легко потерять гусеницы. Но он по прежнему остается основным ротным «светом», если сетап позволяет выделить пять очков.

Кстати, броня у Т-50-2 не так уж и плоха, игроки то и дело жалуются на аномальные рикошеты и непробития об это НЛО. То же самое можно сказать и про 57 мм пушку, позаимствованную у Т-34. Вроде, ничего особенного, у «Чаффи» орудие гораздо лучше, но если зазеваешься, то не успеешь оглянуться, как Т-50-2 нафарширует твою корму снарядами.

4. Aufklärungspanzer Panther

Уровень: 7;

Страна: Германия;

Побед: 50.06%;

Всего машин: 17980.

Новичок из патча 0.8.5 уверенно заслужил звание самой ужасной машины в стоке, да и в топовой конфигурации не тянет на звание хорошего разведчика. Мало того, что у него огромные габариты, слабый (для такой массы) двигатель и неважная маневренность — ему даже 400 метров обзора не дали! Однако любителям немецкой техники не привыкать, они заранее запаслись свободным опытом для вывода «Разведпантеры» в топ и готовы каждый бой разоряться на премиумные снаряды, изображая из себя нормальную «Пантеру» , у которой есть L100, пробивающая 200 мм обычными бронебойными... Одна радость — когда удается подловить вражеского «светляка» на таран. Частенько бывает так, что добивать бедолагу уже не нужно.

Но пускай вас не обманывают высокие результаты «разведпантеры». Сейчас ее катают только те, кто знал, на что шел. Дождитесь следующего теста, опробуйте эту машину сами, и только тогда принимайте решение о покупке. Очень уж специфичен этот аппарат.

T-80

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 49.82%;

Всего машин: 168046.

Еще один новичок, но на этот раз не разведчик, а самый обычный танк поддержки пехоты. На первый взгляд, ничего особенного он из себя не представляет, всего 35 мм брони, почти та же пушка, что и на предыдущем танке… Но посмотрите на углы наклона этой самой брони! Да и пушка, прямо скажем, для 4 уровня очень хороша.

Т-80 не ставит рекорды подвижности, обзор у него тоже немного не тот, чтобы «светить», но все же на фоне коллег по уровню, имеющих аналогичное балансное распределение, этот танк смотрится очень прилично.

5. ELC AMX

Уровень: 5;

Страна: Франция;

Побед: 49.6%;

Всего машин: 91051.

Французская «Елка» — уникальная машина. Реальный прототип был легким десантным танком, который можно было сбрасывать с парашютом. Правда, необходимость выдержать минимальные габариты привела к тому, что расположение мехвода мешало вращению башни, поэтому круговой обстрел был возможен только с места. Разработчики из Wargaming решили не морочить игрокам голову башней, которая крутилась бы только в стоячем положении, и просто сделали угол вращения сильно ограниченным, превратив ELC AMX , по сути, в ПТ-САУ. А если вспомнить, что топовая пушка D 914 имеет аж 170 мм бронепробиваемости при 240 единиц разового урона обычным снарядом, получится, что «Елка» — это хорошая ПТ-САУ. Погодите, но ведь это ЛТ! С очень низким силуэтом и бонусом к масикровке! Вдобавок, у ELC AMX феноменальная скорость заднего хода, которая позволяет отступить после выстрела еще до того, как противник успеет получить от сервера информацию о вашем засвете. В общем, «Елка» была бы великолепна в роли ПТ, если бы не очень уж медленная перезарядка и убогие углы вертикальной наводки.

Что касается разведки, то тут подводит не самый лучший обзор, но главное — совершенно никудышняя рация. С другой стороны, попасть в ELC AMX даже сложнее, чем в Т-50-2, так что, в умелых руках француз способен составить конкуренцию признанному «НЛО». Ну а если придется забежать в такие дали, где не будет добивать рация, можно вспомнить про пушку, выносящую почти любую артиллерию с пары выстрелов. Главное — избегать таранов. Даже несильные столкновения с другими легкими танками чреваты потерей большей части здоровья.

6. VK 28.01

Уровень: 6;

Страна: Германия;

Побед: 49.29%;

Всего машин: 24873.

Когда-то игрокам удалось вытребовать для «Толстопарда» максималку в 72 км/ч и гаубицу калибром 10.5 см. Но похоже, что после ввода продажи премиумных снарядов за серебро VK 28.01 стал слишком уж круто гнуть рандом. 150 мм бронепробиваемости, 350 единиц урона — и все это на шустрой машинке, которую ни один СТ не догонит. 2-3 тысячи урона за бой на нем стали вполне обычным делом, а расходы на снаряды… Да кто их считает, когда идет такой экшн!

Довоевались. В патче 0.8.5 «Толстопарда» перевели с 5 на 6 уровень, вместе с тем обрезав ему скорость с 72 км/ч до 60, а обзор с 400 до 390 метров. Следующий патч, судя по предварительным данным, принесет нерф премиумных снарядов.

В общем, VK 28.01 пока еще жив, но ровно до тех пор, пока его гаубицу можно заряжать волшебными кумулятивами.

7. M5

Уровень: 4/4;

Страна: Китай/США;

Побед: 49.24%/49.08%;

Всего машин: 88091/85818.

Эти два танка формально являются одной и той же машиной, но разработчики выдали им разные топовые башни с разными орудиями. Американец получил открытую башню с «фугасницей», которая позволяет больно кусаться 75-мм кумулятивами. Китаец может позволить себе закрытую и намного лучше бронированную башню с хорошим «дыроколом», но вместе с тем имеет радиус обзора на целых 20 метров меньше, чем у заокеанского родственника. Мало того, американец лучше поворачивает, но у китайца мощнее двигатель, да и максимальная скорость выше. В итоге один лучше проявляет себя в качестве пассивного «света», а второму ближе активная роль. Но, как видно из таблицы, эффективность обоих машин очень близка.

Вот только сохранится ли статус-кво после ожидаемого ослабления премиумных снарядов? Огневая мощь американского М5 может из-за этого сильно пострадать.

8. WZ-131

Уровень: 7;

Страна: Китай;

Побед: 49.09%;

Всего машин: 20637.

Формально WZ-131 — тоже легкий разведчик, у которого все характеристики принесены в жертву подвижности и незаметности. Это действительно так, но помимо всех достоинств хорошего разведывательного танка, WZ-131 имеет 100-миллиметровое достоинство, способное пристыдить некоторые СТ того же уровня. Собственно, ровно такая же пушка стоит на премиумном СТ восьмого уровня Type 59 , который многие считают «имбой» и лучшей машиной для заработка кредитов в Wold of Tanks.

При этом WZ-131, в отличие от «барабанщиков», совсем не обязательно торчать на виду у врага, чтобы реализовать свою огневую мощь. Выстрелил — и убежал на перезарядку. Так гораздо надежнее и безопаснее чем пытаться улучить момент, когда можно будет забежать в корму противнику.

9. VK 16.02 Leopard

Уровень: 5;

Страна: Германия;

Побед: 48.73%;

Всего машин: 30708.

Переезд на пятый уровень преобразил старого доброго «Лео» . Ему, правда, немного срезали максимальную скорость, не добавили брони, да и здоровья могли бы побольше дать, но все искупает чудо-пушка 3 cm M.K.103 . Этот пулемет заряжается кассетами на 4 очереди по 3 снаряда по 30 единиц здоровья. Итого в среднем — 360 урона, которые можно выписать буквально за пару секунд. Если учесть бронепробиваемость в 95 мм (обычным ББ) и 110 (подкалиберным снарядом), а также вспомнить про обожаемый всеми леоводами таран, получается практически гарантированный мгновенный вынос всех танков пятого уровня в ситуации 1 на 1. Исключение — только тяжелые танки, которые лучше не таранить, а по старинке «каруселить».

В качестве разведчика «Лео», пожалуй, тоже стал лучше. Больший запас здоровья позволяет переживать хотя бы одно попадание из Д-25Т и других крупнокалиберных орудий, которые раньше гарантированно ваншотили. Но с новой пушкой геймплейный акцент все же сместился в сторону активного боя. В конце концов, «Лео» стал снова попадать в топ, а это значит, что надо «тащить».

10. PzKpfw II Luchs

Уровень: 4;

Страна: Германия;

Побед: 48.7%;

Всего машин: 61734.

Свято место пусто не бывает. С переездом VK 16.02 Leopard на уровень выше его прежнюю позицию занял PzKpfw II Luchs (он же «Рысь»), который был одним из самых веселых танков 3 уровня. Замена не может похвастать такой прочной и рикошетной броней (а ведь от «Лео» частенько рикошетили снаряды «Фердинандов» и даже 704-х объектов!), но зато «Рысь» заметно шустрее старшего брата. Да, советский Т-50 все еще заметно быстрее набирает скорость и круче закладывает виражи, но даже при такой разнице PzKpfw II Luchs можно запросто ввести в скольжение. А это значит, что большая маневренность попросту не нужна. Чего не скажешь о базовом обзоре. Тут «Рысь» — почти чемпион среди ЛТ 4 уровня, уступая только Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. и американскому M5 Stuart, признанным мастерам «подкустового света».

Не будем забывать и о пушке. «Рысь» получил тот же дезинтегратор, что и «Леопард», только с другой «формулой барабана». Вместо четырех очередей по три снаряда «Рысь» выдает пять очередей по два. Итого — в среднем 300 урона за один присест. Добавить тараном уже не получится (при такой массе получается себе дороже), поэтому 1 на 1 «Рысь» не такой страшный противник, как новый «Лео». Но при использовании подлой тактики добивания подранков и внезапных набегов можно спокойно набивать тысячу-полторы урона. При этом чем крупнее дичь, тем лучше, ведь PzKpfw II Luchs способен закрутить даже «Черчилля», который славится своей шустрой башней.