Обучение гигиене полости рта малыша и взрослого человека. Гигиена полости рта у детей (профессиональный подход) Гигиены ротовой полости у детей

Все кто хоть раз в жизни лечил зубы, знает – процесс этот не самый приятный, зачастую сопровождается болевыми ощущениями, да и стоит недешево. Не леченные же зубы кроме дискомфорта и боли, становятся для организма настоящей бомбой замедленного действия, являясь постоянным очагом инфекции. Именно поэтому все родители мечтают о том, чтобы у их деток зубы были здоровыми и красивыми. Самый простой и действенный способ надолго сохранить здоровье зубов у детей – это обучение их правилам гигиены полости рта.

Правила гигиены полости рта

1. Начинать дружбу с зубной щеткой нужно с момента прорезывания самого первого зуба. Конечно, малышам чистить зубки должны родители, но с 3-4 лет дети вполне могут справиться с этой задачей самостоятельно.

2. Гигиена полости рта у детей включает в себя ежедневную чистку зубов два раза в день: утром и вечером. Абсолютно не важно, будет ли ребенок чистить зубы до или после завтрака, главное чтобы после приема пищи прошло не менее 30 минут. Дело в том, что сразу после еды в ротовой полости повышается кислотность, и зубная эмаль немного размягчается. Вечером же зубы чистить лучше непосредственно перед сном.

3. Зубы нужно чистить правильно – разные поверхности требуют чистки разными движениями:

  • жевательную поверхность зуба нужно чистить движениями «вперед-назад», ориентируя щетку поперек зубного ряда;
  • щечную (обращенную к щекам и губам) поверхность чистят круговыми движениями, массируя при этом десны;
  • язычную (обращенную к языку) поверхность также чистят круговыми движениями, уделяя особое внимание передним зубам, где чаще всего образуется камень;
  • небную (обращенную к небу) поверхность чистят круговыми движениями, расположив щетку вертикально.

Основные средства (предметы) гигиены полости рта

К предметам гигиены полости рта относятся и . Чтобы ребенок чистил зубы регулярно и с удовольствием, зубная щетка должна ему нравиться – быть удобной, красивой и не сильно жесткой. Для самых маленьких нужна зубная щетка с длинной ручкой, двумя рядами щетины длиной в 2 см и узкой головкой. Детям, осваивающим самостоятельную чистку зубов, щетку следует выбирать с объемной ручкой и небольшой головкой. Пасты нужно выдавливать немного, примерно с ноготь мизинца малыша.

13319 0

Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание.

Взрослый, осуществляющий эту процедуру, должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью.

Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т.д. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день.

По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого. Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка стоматологом или стоматологическим персоналом заранее — во время бесед акушера и стоматолога с беременными, педиатром и его патронажной сестрой сразу после рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам контроля полноты удаления отложений с зубов ребенка.

Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте основным способом ухода за полостью рта является чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют родители, постепенно привлекая к этому ребенка. Ребенок и родитель располагаются возле умывальника перед зеркалом, взрослый стоит за спиной у ребенка. Для чистки зубов ребенка родители используют мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям).

В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит процедуру и т.д.), электрические ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные. Гигиеническую пасту в дозе «с ноготок мизинца ребенка» или «с горошину» используют тогда, когда руки родителей совершают движения щеткой автоматически, при этом не требуется полного зрительного контроля. В случаях высокого риска раннего детского кариеса стоматолог может рекомендовать использование фторсодержащих детских паст, которые в этом случае будут играть роль и местного, и системного фторпрепарата.

Предпочтительнее пасты, не содержащие ПАВ, способных повредить здоровью слизистой оболочки желудочного тракта. Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить выплевывать ротовую жидкость после чистки зубов, полоскать рот.

Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию. Заинтересовав ребенка личным примером, родители предлагают ему почистить зубы самостоятельно детской щеткой. Родители помогают ребенку освоить элементы метода KAI, взяв руку ребенка в свою. Обучение должно проводиться посредством игры, продолжающейся не более 3—5 мин, так как в этом возрасте дети быстро утомляются.

Следует помнить, что дети в возрасте 1—3 лет не способны полноценно очищать свои зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей.

Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет

Основными средствами для ухода за полостью рта детей этого возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений, в том числе налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса. Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие пасты.

При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских фторсодержащих паст, однако родителей предупреждают о соблюдении мер безопасности:
. такие пасты регулярно могут применять дети, умеющие контролировать глотание;
. на щетку наносят минимальное количеств пасты (с горошину и менее);
. процесс чистки осуществляют при участии родителей.

Ребенок продолжает осваивать метод KAI, родители контролируют качество чистки (родителей необходимо научить самостоятельно выявлять зубные отложения при помощи окрашивания!) и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

У детей 5—6 лет прорезываются первые постоянные моляры, которые требуют повышенного внимания: с одной стороны, на прорезывающихся зубах скорость образования налета максимальна (зубы не участвуют в окклюзии), а с другой стороны — интенсивность движений щеки ограничена присутствием на жевательной поверхности десны и близко расположенной ветвью нижней челюсти. Поэтому родителям рекомендуют начинать чистку зубов ребенка именно с этих, наиболее проблемных зубов, используя мануальную щетку (головка щетки располагается поперек участка зубной дуги, несущего постоянный моляр!) или электрическую ротационную щетку. Чистку завершают при помощи элементов стандартного метода.

В этом возрасте для адекватной профилактики кариеса временных зубов (в частности — кариеса проксимальных поверхностей временных моляров) необходимо проводить флоссинг. Процедура выполняется руками взрослых, поэтому удобнее использовать флосетты. Для того, чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается по отношению к ребенку «на 12 часах», укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

Для основной гигиены полости рта младших школьников применяют среднежесткие щетки, фторсодержащие детские или взрослые пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты). Усвоенные ребенком элементы метода KAI постепенно трансформируют в более эффективные элементы метода Марталлера. И в этом возрасте значительная часть детей все еще не имеет ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной степени ответственности для того, чтобы выполнять эту процедуру абсолютно самостоятельно: родители должны постоянно поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями.

Гигиена полости рта подростков 10-14 лет

Основными средствами для гигиены полости рта подростков являются среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые фторсодержащие пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!); обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг. Психический и физический уровень развития подростка принципиально позволяет ему качественно выполнять чистку зубов щеткой по методу Марталлера и ручной флоссинг, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи — в том числе и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые моляры, чистка которых представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, так как наличие в полости рта съемного, а особенно несъемного аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых и/или малопучковых щеток, ершиков, флоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

Гигиена полости рта молодых людей 15-18 лет

Юноши и девушки с нормальным психическим и физическим здоровьем в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы. Роль родителей в гигиене полости рта этих детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической самопомощи подросшего ребенка.

Гигиена полости рта взрослых людей

Основными средствами ухода за полостью рта взрослого человека являются зубная щетка и зубная паста, средства для чистки межпроксимальных поверхностей. Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

Гигиена полости рта пожилых людей

При выборе предметов, средств и методов для механического контроля зубных отложений у пожилых людей обращают внимание на выраженность рецессии десны (оголенные корни требуют использования атравматичных щеток и низкоабразивных паст методами Басса, Стилмана или Чартера, зияющие амбразуры — применения зубочисток, ершиков и т.д.), адекватность саливации (при ксеростомии избегают применять средства гигиены, содержащие спирт и ПАВ), на возможности самообслуживания (обсуждают возможности применения электрической щетки для самопомощи или ухода за зубами пожилого человека при помощи членов семьи). Для повышения эффективности контроля зубных отложений активно используют средства химического контроля.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Введение 3
Глава 1. Гигиена полости рта детей дошкольного возраста 5
1.1 Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев 5
1.2 Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет 6
1.3 Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет 7
Глава 2. Стоматологическое обследование полости рта детей дошкольного возраста 9
2.1Исследование гигиены полости рта детей дошкольного возраста 9
2.2 Профилактика гигиены полости рта детей дошкольного возраста 21
Заключение 27
Список литературы 30

Введение

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Шестые зубы уязвимы более остальных. Прорезываются они быстрее других и часто дистальные бугры поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.
Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать. В гигиене полости рта есть одно золотое правило, которое актуально как для взрослых, так и для малышей: поел – почисти зубы. Однако следовать ему удается далеко не всегда, особенно, если дело касается перекусов на ходу, в гостях или в транспорте. Дома же эту правилу нужно следовать неукоснительно. Самое главное – не забывать об этой важной процедуре и довести ее до автоматизма.
Самостоятельно ухаживать за зубами и соблюдать гигиену полости рта и гигиену зубов нужно с самого юного возраста. Такая привычка будет залогом здоровья полости рта.
Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.
Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.
Целью курсовой работы является анализ особенностей гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— проанализировать особенности гигиены полости рта у детей от 0 до 6 лет;
— изучить основные мероприятия при проведении стоматологического профосмотра детей дошкольного возраста;
— проанализировать особенности диспансеризации детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М., «Рост и развитие ребенка» краткий справочник, 5-е изд., Изд.дом «Питер», 2013г.
2. Привес А.М., Лысенко Н.К., Бушкович В.И., «Анатомия человека», 11-е изд., СПб, изд.дом «Гиппократ», 2012г.
3. Грошков М.М., Некариозные поражения тканей зуба. М., Медицина, 1985г.
4. Федоров Ю.А., Дрожжина В.А., Клиника, диагностика и лечение некариозных поражений зубов. Новое в стоматологии, №10, 2007г.
5. Журнал: “Вестник стоматологии” 2005г №3
6. Журнал: “ Гигиена и санитария” 2014г №6
7. Журнал: “Медицинская консультация” 2014г №2

Общий объем: 29

Год: 2017

Молочные и постоянные зубы у детей прорезываются с незаконченной минерализацией. Завершается минерализация («созревание эмали») в течение следующих нескольких лет за счет поступления в эмаль из слюны ионов кальция, фосфора, фтора и др. При этом большую роль играет свободный доступ слюны ко всем поверхностям зуба. Если зубной налет постоянно препятствует контакту слюны с эмалью зуба, то это приводит к формированию участков незавершенной (пониженной) минерализации, в которых в дальнейшем может развиться кариес.
Известно, что зоны повышенной растворимости эмали находятся в участках, наименее доступных слюне (пришеечные области, центральные и прикорневые точки контактных поверхностей). Эти зоны наиболее часто поражаются кариесом и поддерживают воспаление прилегающей десны.
Установлено, что избыточный прием легкоусвояемых углеводов приводит к значительному накоплению зубных отложений, которые играют значительную роль в патогенезе кариеса и заболеваний пародонта. Об этом факте следует помнить, пропагандируя рациональное питание ребенка. Сладости ребенок должен получать в незначительном количестве соответственно его возрасту. После их приема следует прополоскать рот водой. До 2 лет у детей высокая естественная очищаемость зубов за счет обильной саливации. Затем самоочищаемость снижается вследствие вязкости слюны и завершения формирования молочного прикуса. Плотные контакты между зубами вызывают необходимость в искусственном очищении зубов с помощью зубной пасты.
Уже в дошкольный период после прорезывания зубов нужно обучать детей навыкам рационального ухода за зубами и полостью рта. Особенно это важно в период сменного прикуса, когда создаются благоприятные условия для усиленного образования налета, зубного камня. Поэтому обучение детей уходу за зубами является важным и существенным в профилактике болезней пародон- та, так как именно с образованием зубного налета связывают высокую частоту гингивитов у детей этого возраста.
С 1,5 года - 2 лет ребенка следует учить полоскать зубы водой после приема пищи, с 2 лет - 2,5 года чистить зубы зубной щеткой. Вначале ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, какие выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помочь ему выполнить эти движения.
После закрепления у ребенка навыков ежедневной чистки зубов (после завтрака и перед сном) и освоения им методики чистки (направление движений, последовательность очищения отдельных поверхностей и групп зубов и т.д.) можно разрешить использовать зубные пасты или порошок. Помочь в выборе этих средств должен врач. Необходимо помнить, что при неумелом пользовании зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
Чистить зубы ребенок старше 4-5 лет должен не менее 2-3 мин, производя при этом 200-250 движений. При наклонности к образованию налета за содержанием зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненным содовым раствором, протирают зубы после приема пищи.
Степень очищения зубов необходимо контролировать. При очередных осмотрах ребенка стоматолог определяет индекс гигиены полости рта (по Федорову- Володкиной и др.) и рекомендует родителям проводить подобное определение (окрашивание зубов йодистым раствором) 1-2 раза в месяц.
Особое внимание следует уделять детям с 7-9 лет в период сменного прикуса, когда условия гигиены полости рта несколько ухудшаются. При наличии зубочелюстных аномалий, кариеса, воспалительных заболеваний пародонта необходимо индивидуальное обучение гигиене полости рта с учетом особенностей сложившейся ситуации, способствующей избыточному образованию зубного налета. Стоматолог должен показать ребенку окрашенный налет и научить его очищать труднодоступные участки зубов.
Детей, находящихся на ортодонтическом лечении, обучают правилам ухода за ортодонтическими аппаратами: промывать их после еды струей воды из-под крана; 1-2 раза в день очищать с помощью зубной щетки пастой или порошком. При ношении несъемных ортодонтических аппаратов целесообразно назначить зубные эликсиры дезодорирующего и антимикробного действия. В период ортодонтического лечения рекомендуют чередовать зубные пасты с противокариозными и противовоспалительными свойствами.
Профессиональную чистку зубов осуществляет лечащий врач. Удалять зубную бляшку, над- и поддесневые зубные отложения необходимо регулярно 1 -2 раза в год в зависимости от интенсивности образования зубного камня. Такая чистка предшествует всем другим лечебным манипуляциям.
Обучение гигиене полости рта. Состояние гигиены полости рта у населения тесно связано с гигиеническим воспитанием, в первую очередь обучением детей. Врач-стоматолог, выполняя задачи по гигиеническому воспитанию, должен помнить о следующих основных положениях.

  1. Эффективной гигиена полости рта может быть лишь в случае регулярной чистки зубов, правильного выбора щетки, достаточного количества движений и положения щетки, затрат времени на очищение поверхности зуба.
  2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит в обязанность медицинского персонала.
  3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должен периодически контролировать медицинский персонал.
Обучение детей уходу за полостью рта должно начинаться с раннего возраста. С 1,5 года-2 лет детей учат полоскать рот водой, с 2 - 3 лет-чистить зубы зубной щеткой, с 4-5 лет - применять зубную пасту.

Обучать малышей необходимо в игровой форме, доброжелательно, постепенно. Главный мотив обучения - «прогоним червячков». Учить детей чистке зубов следует поэтапно.
Сначала надо научить ребенка держать в руке щетку и на крупных игрушках освоить вертикальные движения. Начинают чистить зубы с верхней челюсти, затем чистят вестибулярные поверхности фронтальных зубов движениями от десны к краю зубов.
Только после освоения ребенком этого этапа переходят к следующему: чистить вестибулярную поверхность Рис. 387. Модель нижней челюсти, группы жевательных зубов слева, разбитая на сегменты затем справа. Следующий этап -
обучение чистке окклюзионной поверхности зубов возвратно-поступательными и круговыми движениями. В последнюю очередь подметающими движениями очищают нёбные и язычные поверхности зубов. Форсировать обучение детей раннего возраста не следует, так как при этом будет упущено качество.
К трем годам ребенку необходимо привить желание и выработать умение ежедневно чистить зубы: утром перед завтраком, вечером после ужина перед отходом ко сну. Желательно приучить ребенка к чистке зубов и полосканию полости рта после каждого приема пищи.
Кроме того, у ребенка должна быть закреплена последовательность манипуляций: мою руки с мылом, полощу рот водой, промываю зубную щетку, выдавливаю на щетку зубную пасту, чищу зубы со всех сторон (по 10 движений на каждом участке), полошу рот, мою щетку, намыливаю и ставлю ее щетиной вверх в стаканчик.
У детей 4-5 лет и старше должны быть выработаны навыки ухода за полостью рта, правильная техника, хорошее качество. С этого возраста следует проводить контролируемую чистку зубов. Она заключается в определении гигиенических индексов до и после чистки зубов (качество), фиксации времени, затраченного на чистку, наблюдении за движениями во время чистки зубов (техника).
Неорганизованных детей (не охваченных стоматологической диспансеризацией в организованных коллективах) навыкам гигиены полости рта учат родители или медицинский персонал комнаты гигиены полости рта в стоматологической поликлинике (детской консультации). Стоматолог обеспечивает их соответствующей памяткой в детской консультации, и прежде чем попасть на прием к стоматологу (при отсутствии зубной боли), ребенок должен посетить кабинет гигиены.


Рис. 388. Положение и движения зубной щетки при чистке зубов

Детей, посещающих детские дошкольные учреждения, уходу за полостью рта должен обучать воспитатель. Полоскание рта после еды, чистка зубов после завтрака или обеда признаны режимным моментом детского дошкольного учреждения; дети должны их выполнять ежедневно под руководством воспитателей. Раз в месяц воспитатель проводит в группе контролируемую чистку зубов в виде конкурса «Самые чистые зубы», «Кто лучше всех чистит зубы?» и т.п. Для закрепления навыков в группах ежегодно проводят уроки гигиены, напоминая детям правила чистки зубов.
Стоматолог обучает этой работе персонал, контролирует их работу; в отведенное время для санации полости рта он определяет у детей гигиенический индекс, при необходимости проводит индивидуальное обучение, показательные уроки гигиены полости рта (уроки здоровья в группах и др.). Стоматолог помогает воспитателям профессионально оформить уголки гигиены полости рта в каждой группе, информационный листок для родителей.
В школах обучение детей проводится на специальных уроках гигиены, включенных в общее расписание: для детей 1-х классов - 3 ч в учебном году, 2-3-х классов -2 ч, 4-10-х классов - 1 ч. Сначала рассказывают, лучше в классе, о том, для чего, как и с помощью каких средств надо ухаживать за полостью рта, какие продукты полезно употреблять, чтобы зубы были крепкие и красивые. Необходимо продемонстрировать стандартные методы чистки зубов.
Для обучения гигиене полости рта удобно использовать модель нижней или верхней челюсти, поделенную на сегменты (рис. 387). На модели демонстрируют способы очистки различных групп зубов скребущими, возвратно-поступательными, подметающими, круговыми движениями (рис. 388).
Обучение детей удобнее проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, набором индивидуальных средств по уходу и контролю (рис. 389). В комнате должно быть 5-10 (в уголке гигиены - 1-2) раковин

Рис. 389. Класс гигиены:
1- шкафы или полки для хранения средств гигиены; 2 - санитарно-просветительные стенды; 3 - раковины; 4 - зеркала; 5 - столы и парты; 6 - экран

с зеркалами, шкафы для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки хранят в маркированных штативах. Необходимы часы (например, песочные), зубные пасты и другие средства.
В кабинете должен быть диапроектор (проектор), экран, шторы для затемнения, стенды, таблицы, витражи и т.д. Если размеры комнаты позволяют, в ней следует установить столы для занятий.
В методике обучения гигиене полости рта необходимо обращать внимание на контроль за качеством чистки зубов и коррекцию индивидуальных навыков. С учетом возрастных психологических особенностей на процедуру одновременно приглашают 7-10 учеников начальных или 4-5 средних классов. После контролируемой чистки зубов обязательно следует провести оценку качества очистки и высказать советы и замечания. Во время профилактических осмотров и плановой санации полости рта врач-стоматолог определяет гигиенический индекс, обращает особое внимание на детей с кариозным процессом; если необходимо, назначает индивидуальный комплекс гигиенических процедур.
В осуществлении гигиенического воспитания учащихся стоматологу содействует педагоги начальных классов, учитель биологии, заведующий учебной частью по воспитательной работе, медицинская сестра и воспитатель школы, медицинская сестра стоматологического кабинета.
Обучение чистке зубов детей старших возрастных групп проводят в комнате гигиены в поликлиниках, учебных заведениях, в процессе лечения больных по обращаемости.

… предупреждение раннего инфицирования полости рта малыша кариесогенной микрофлорой должно стать самой ранней заботой его семьи в связи с профилактикой кариеса зубов.

Одной из причин широкого распространения кариеса гингивита ) является недостаточная гигиена полости рта у детей первого и второго года жизни. Отсутствие регулярного ухода за зубами у детей в период прорезывания зубов и формирования жевательного аппарата приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания эмали. Бактерии, участвующие в возникновении кариеса передаются от человека к человеку - от родителей детям), инфицирование обычно происходит в раннем возрасте, зачастую обнаруживаются во рту ребенка еще до прорезывания первых зубов. Исследования показывают, что в 90% случаев зубы ребенка заселяются стрептококками, генетически идентичными тем, которые выделяются из полости рта мамы, бабушки или няни - всех, кто осуществляет уход за ребенком. Как правило, микрофлора попадает в рот ребенка со слюной матери, целующей ручку ребенка, или пробующей, не горяча ли каша в ложке, с оброненной пустышкой, которую «с целью дезинфекции» облизывает бабушка. Стрептококки способны организовать зубной налет сразу же, как только над десной покажется режущий край первого резца. Вряд ли можно быть свободным от кариесогенной микрофлоры в течение всей жизни, однако важна отсрочка колонизации хотя бы на год - два. За это время временные зубы успевают укрепиться в процессе вторичного созревания; появляются реальные возможности для рационализации режима питания и выбора продуктов для эффективного гигиенического ухода за зубами ребенка - кариес дошкольников может быть снижен в 2 - 3 раза.

!!! Несмотря на то, что со временем молочные зубы заменяются постоянными, важно сохранить их здоровыми: кариес молочного зуба может негативно повлиять на зачаток постоянного зуба. В идеальном варианте родители должны быть обучены способам ухода за полостью рта ребенка заранее: во время визита беременной к акушеру и стоматологу, при посещении педиатра и его патронажной сестры сразу после рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов семьи к стоматологу.

Физиологическое развитие челюстей и зубов у ребенка первого года жизни характеризуется следующими признаками:

    после рождения рот беззубый (выражены зубные валики), альвеолярные отростки челюстей имеют полукруглую форму (иногда дети рождаются с уже прорезавшимся зубиком; известен случай, когда в 1961 году в Германии на свет появился ребенок с шестью зубками); нижняя челюсть как бы несколько смещена кзади (до 1,5 см);
    язык в покое свободно располагается за челюстными валиками; у здорового, своевременно родившегося ребенка сразу после рождения рефлекс сосания сформирован; глотание свободное, дыхание не затруднено (спит с закрытым ртом);
    в 4 - 6 месяцев прорезываются 2 нижних центральных резца, кончик языка располагается позади них;
    в 6 - 8 месяцев прорезаются нижние и верхние центральные резцы, угасает функция сосания; ребенок хорошо ест с ложки, начинает пить из чашки; начинает формироваться функция жевания;
    в 10 - 12 месяцев прорезаются по четыре резца на верхней и нижней челюстях; зубы белые, поверхность их гладкая и блестящая, форма – лопатообразная; в боковых участках альвеолярных отростков увеличиваются валикообразные утолщения в связи с формированием и перемещением жевательных зубов, т.е. молочных моляров; к концу первого года жизни функция сосания практически угасает;
    к концу первого года жизни здоровый малыш должен иметь 8 зубов; но даже если их будет 6 или 10 - это тоже нормально и не является поводом для беспокойства.
Начинать заботиться о состоянии детских зубов надо уже на этапе вынашивания беременности. Качество тканей, из которых формируются зубы, а значит и здоровье и внешний вид зубов, напрямую зависят от того, насколько полноценно мама снабжала своего малыша витаминами, минералами (фтором, фосфором, кальцием), белками и другими необходимыми веществами в период его внутриутробного развития. Рациональное питание во время беременности устраняет до 50% всех возможных проблем с зубами, которые могут возникнуть у ребенка в первые годы жизни. Поэтому, рацион будущей мамы должен быть обогащен необходимыми для малыша веществами за счет фруктов, овощей, молочных и мясных продуктов. Дополнительную пользу приносит прием специальных поливитаминов для беременных.

Другим важным фактором, влияющим на состояние зубных тканей у малыша, является прием беременной женщиной медикаментозных препаратов: некоторые лекарственные средства обладают прямым повреждающим действием на зачатки зубов, в связи, с чем от приема этих препаратов вовремя беременности следует воздержаться. Врачи знают о том, какие именно препараты дают такой побочный эффект и не назначают их беременным женщинам. Поэтому, прежде чем начать прием какого-либо лекарства, беременная женщина должна обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

Для того, чтобы уменьшить вероятность ранней колонизации зубов ребенка, нужно вылечить кариозные зубы, обеспечить высокий уровень гигиены полости рта будущей матери в течение беременности, используя наряду со стандартными средствами антисептические препараты. Доказано, что эти меры обеспечивают редукцию кариеса зубов ребенка.

После рождения ребенка уход за полостью рта приобретает еще более определенный характер. Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание. С 3 - 4 месяцев и до прорезывания первых 7 - 8 молочных зубов (обычно такое количество зубов имеется у годовалого малыша) стоматологические гигиенические процедуры должны заключаться в регулярной (1 - 2 раза в день) очистке десен, языка и зубов от образовавшегося налета (!!! чистить необходимо даже один зуб; нерегулярный уход практически не эффективен, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное действие пищевых остатков и микробов сохраняется). Делать это можно при помощи кусочка марли, смоченного в кипяченой воде и намотанного на палец мамы, либо с помощью специальной зубной щетки-напалечника - силиконовое изделие с мягкими выступами, безопасно очищающее ротовую полость (использовать зубную пасту в этом возрасте ненужно, поскольку она будет попросту съедена ребенком, что может быть опасно; до недавнего времени не имелось зубных паст для детей столь раннего возраста, сегодня такие пасты начинают появляться, например, зубная паста R.O.C.S. baby, формула которой практически полностью построены на био-компонентах растительного происхождения, она не содержат фтор , отдушки, красители, лаурилсульфат натрия и парабены). Взрослый, осуществляющий эту процедуру должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю зуба. По мере привыкания ребенка к процедурам начинают применять щетку, предпочтительно с маленькой головкой, мягкой щетиной. Щетку увлажняют. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю. Есть также специальные детские щетки торговой марки Pierrot, которые можно использовать малышам уже с 6 месяцев – зубная щетка «Детская». Ее экстрамягкие щетинки с закругленными концами мягко и аккуратно чистят молочные зубы малыша, а эргономичная ручка отлично вписывается в ручку ребенка.

Значительное влияние на состояние зубов у ребенка до 1 года оказывает характер питания. Пища является основным источником строительных материалов для формирующихся зубов. Потребность детского организма в витаминах и минералах в первые 6 месяцев прекрасно покрывается грудным молоком – оптимальным продуктом питания для детей этого возраста. Дети, получающие грудное молоко в течение первого полугода, имеют меньше проблем с зубами всю последующую жизнь. После 6 месяцев необходимо уделить особое внимание процессу введения прикорма, контролируя характер, качество и количество пищи, степень ее полезности для организма малыша. Взрослым необходимо научиться сдерживать порывы угостить ребенка чем-то сладеньким-вкусненьким – конфеты и кондитерские изделия совершенно лишены веществ, необходимых ребенку этого возраста и, кроме того, оказывают прямое повреждающее действие на эмаль молочных зубов.

Педиатр, обучая мать рациональному кормлению ребенка, должен обратить внимание на необходимость следить за введением сладкой пищи. Излишнее поступление рафинированных углеводов в организм ребенка создает условия для возникновения кариеса. При этом перегружается незрелый инсулярный аппарат, что приводит к нарушению углеводного обмена в организме и снижению устойчивости к кариесу тканей зуба ребенка. После прорезывания зубов богатая рафинированными углеводами пища ферментируется во рту до молочной кислоты, которая действует непосредственно на незрелые ткани зуба, увеличивая их проницаемость. Такое сочетанное действие углеводов на развивающиеся ткани молочных зубов способствует раннему возникновению и прогрессирующему развитию кариеса с быстрым разрушением зубов.