Попадет ли животное в рай с человеком. Душа у животных и человека: в чем отличие


…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи . Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, - сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать - обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ().

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы . Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла - сама тварь освобождена будет… св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама ? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет , - говорит апостол, - от рабства тлению , то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше - растительная, затем - животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, - это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

Сегодня, пожалуй, мало найдется таких семей или домов, где бы не обитала какая-нибудь домашняя зверушка. Любовь к животным часто приобретает необычные формы, превосходя пределы благоразумия и приравнивая данных «домочадцев» к членам семьи, что вовсе не является похвальным. Однако не только такая привязанность, но и обыденное любопытство заставляет задуматься о том, что же ожидает всех этих кошек и собачек после смерти. Суждено ли человеку встретиться с ними после всеобщего воскресения? Поразмышлять на эту тему мы и предлагаем вам далее.

Имеют ли звери душу?

Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)

Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их (Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.

Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.


Посмертная участь зверей

В то же время это вовсе не означает, что жизнь наших домашних любимцев обязательно ограничится только их земным существованием. О том, что в раю будет место и для зверей, нам ясно возвещают пророческие картины из Книги пророка Исайи:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. (Ис. 11:6-7)

Апостол Павел также утверждал, что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:23).

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1 Кор. 15:53-54)

Отсюда делается вывод: животные в раю будут наверняка. Вместе с преображенным человеком они тоже обретут некую бессмертную плоть, воскреснут. Однако как именно это произойдет, и главное — будет ли это личным воскресением каждого конкретного домашнего питомца — мы не знаем. На этот вопрос существуют только некоторые частные мнения богословов, но общего взгляда Церкви на него нет.

Например, есть мнение, согласно которому в вечность попадут только те звери, которые жили и общались с людьми, именно через соприкосновение с бессмертной душой своих хозяев они и смогут преодолеть тление. Согласно другому взгляду, весь тварный мир преобразится после Страшного Суда как вид. А вот Нектарий Оптинский, большой любитель котов, например, считал, что первыми в рай войдут именно кошки.

По мнению Феофана Затворника, души зверей сольются в некую одну «мировую душу». Но все это только предположения, и точного ответа мы знать не можем. Наверняка мы знаем только одно: «вся премудростию» сотворивший Господь, и в этом деле все решит премудро и несказанно, по глубокой любви к Своему творению. Мы же не должны интересоваться посмертной участью домашних любимцев больше, чем своей собственной.

Связь между людьми и животным миром

Из вышесказанного следует сделать вывод: место зверей в вечности напрямую зависит от человека. Нужно понимать, что и сегодня звери страдают и умирают по причине растления человеческой природы, а не по своей вине. Апостол Павел упоминает об этом в своих Посланиях:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23)

Человек был поставлен хозяином над всем тварным миром. Подтверждением тому служит еще следующий факт: Бог дал повеление Адаму наречь имена всем животным. Это был своеобразный знак владычества над ними. Однако после грехопадения первых людей ситуация изменилась. Из гармоничных отношений она перешла в такую, когда звери стали даже нападать на своего хозяина.

Можно предположить, что между животными в раю и человеком возобновятся те же гармоничные взаимоотношения, какие были прежде грехопадения, о чем свидетельствует и пророк Исайя: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа. (Ис. 11: 8-9)

Известно, что до Великого потопа не только люди не вкушали мяса, но и не существовало хищников — все были травоядными. Впоследствии Бог благословил человека использовать в качестве еды мясо некоторых зверей.

Мы знаем также о том, как многие святые проявляли ласку и любовь к животным, даже к хищникам, которую те очень хорошо чувствовали. Известен лев, который в благодарность за избавление от занозы всю жизнь дружил с преподобным Герасимом Иорданским и умер от горя рядом с ним в один день. Вместе они даже изображаются на иконах. Другой лев вырыл могилу для святой Марии Египетской.

Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из рук медведей, других диких зверей. Из жития Германа Аляскинского мы узнаем также, как рядом с ним жили горностаи. Преподобному Брендану Мореплавателю всегда сопутствовал кит. Все это свидетельствует о том, что животные, по слову священника Константина Пархоменко, «чувствуют духовную атмосферу Рая», поэтому и посмертная участь их не может остаться без приобщения к вечности.

Как правильно относиться к домашним питомцам?

Любить своих домашних зверушек, как и вообще любую живность, безусловно, надо, независимо от того, будут животные в раю или нет. В этом проявляется любовь человека ко всему сотворенному Богом миру. С другой стороны, так можно воспитать в себе сострадательность ко всему живому, милосердие, ответственность и другие положительные качества.

Паисий Святогорец утверждал: для животных нет иного утешения, кроме нашей любви: Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека. Однако же и в этом деле нужно проявлять элементарное благоразумие. Никогда не стоит забывать об установленной Богом иерархии. Из всего сотворенного (тварного) мира звери, безусловно, ближе всего находятся к человеку, но не они являются венцом творения.

Слишком частое, к сожалению, сегодня явление, когда люди проявляют невиданное милосердие к зверушкам — чаще всего они-то и интересуются их посмертной участью, — но при этом презрительно относятся к людям, своим ближним. Нежно сюсюкаясь с кошечками и собаками, они в то же время являются настоящими тиранами для своей семьи. Понятно, что ничего нормального в этом нет.

Еще более распространенная ошибка: когда из домашних любимцев создаются идолы или кумиры. Люди становятся настоящими кото- или собакоугодниками вместо того, чтобы быть их хозяевами. Это нарушение второй заповеди Декалога: не сотвори себе кумира. О тех же случаях, когда на кошках или собаках женятся или на них переписывается наследство, мы и вовсе говорить не будем. Все это противоречит не только христианским нормам, но и здравому уму. Одним словом, любовь к животным должна быть рассудительной, благоразумной и целомудренной.

Можно ли молиться о любимцах?

В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.

Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.

Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.

Является ли грехом убийство зверей?

Понятно, что убивать зверушек без необходимости или для развлечения — это признак жестокости и хладнокровия. Очевидно, за любое такое преступление каждый должен будет дать ответ на Страшном Суде. Убийство же определенных животных для употребления в пищу, мы помним, было разрешено Богом.

Более сложный вопрос: можно ли усыплять питомцев в случае неизлечимой болезни? Никаких канонических правил на этот счет не существует, так как данное средство было изобретено относительно недавно.

Большинство священников все же склоняется к мнению, что можно. Поскольку животные не очищаются через болезнь или страдания, душа зверей не склонна к покаянию. Все это оставляется на волю человека, он сам может решить, стоит ли усыплять питомца или нет, так как поставлен хозяином над ним.

На вопрос о кошках в раю отвечает протоиерей Андрей Ткачев:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На протяжении всей жизни человека волнует очень важный вопрос — есть ли жизнь после смерти и куда попадает после окончания земного существования наша бессмертная душа? И что это такое — душа? Дана ли она только людям или этим даром обладают и наши любимые домашние животные? С точки зрения атеиста душа — это личность человека, его сознание, опыт, эмоции. Для верующих это тонкая нить, связывающая земную жизнь и вечность. Но присуще ли это животным?

Очень многих любителей кошек интересует, есть ли у их пушистых спутниц душа? Ведь в кошках, как ни в каких других домашних животных, можно увидеть четкие личностные признаки. Они независимы и требовательны, обладают чувством собственного достоинства, понимают речь хозяев, имеют индивидуальный характер и испытывают яркие эмоции. Все это в совокупности указывает на наличие души. Но куда попадает душа кошки после смерти, так и остается загадкой. Есть ли шанс у нас повстречать в лучшем мире своих любимиц? Рассмотрим разные мнения, поскольку однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни ученые, ни религия, ни даже проникающие в тайны бытия экстрасенсы.

Есть ли у кошки душа с научной точки зрения?

Многие из нас твердо уверены, что современная наука отвергает тезис о существовании души как таковой даже у человека, не говоря уже о низших формах жизни. Однако же наукой признано существование у человека психики, отображающей окружающую реальность и являющейся формой восприятия субъектом реального мира. Но на древнегреческом языке слово «психика» означает «душа». Иными словами, обладая психологическими признаками, субъект, по логике, обладает и душой. У такого загадочного домашнего животного, как кошка, зоологи однозначно фиксируют наличие психики и ее влияние на поведение животного. По мнению ученых, душа кошки, человека или другого живого существа — это некие электромагнитные импульсы, энергетический сгусток, особая аура, которая не пропадает после окончания срока земного существования, а возвращается в общее энергетическое поле планеты Земля либо даже в поле Вселенной.

Мнение ученых

Так куда попадают кошки после смерти, по мнению ученых? Этот энергетический сгусток, по их убеждению, после высвобождения из тела умершей кошки преобразуется в иную энергетическую форму, которая питает все живое на земле. Как полагают ученые умы, эта новая энергия удерживается в этом мире мощным электромагнитным полем, посему души кошек не переселяются в иное измерение, а остаются рядом с нами, существуя уже в другом качестве.

Куда попадают кошки после смерти. Православие

В религиозных канонах тоже ничего, прямо отвечающего на вопрос, обнаружить не удалось. В православной Библии упоминается множество различных животных и птиц, но упоминаний о кошке практически не встречается — только единожды она вскользь упоминается в Послании Иеремии 1:21. Но это отнюдь не означает негативного отношения церкви к этому изумительному животному. Просто израильтян очень раздражал культ кошек в Египте и их раболепное поклонение этому животному. Но, несмотря на это, церковь весьма благосклонно относится к кошкам и считает их чистыми перед Богом. К ним относятся с почтением, их нельзя изгонять из церкви, им даже разрешено спать на алтаре.

Однако насчет возможности загробного существования животных к единому мнению богословам прийти пока не удалось, и все еще неясно, куда уходит душа кошки после смерти. Рай для них приготовлен, или это место только для душ людских — об этом до сих пор ведутся яростные споры. С одной стороны, Святое Писание уведомляет о том, что души кошек и людей — две совершенно разные материи и существуют по отдельности. Человек при достойном поведении попадает в рай небесный, а душа животного всего лишь прекращает существовать. Исходя из этого утверждения, можно предположить, куда попадают кошки после смерти, прекращая свое существование. Душа кошки никуда не уходит, а растворяется в общем энергетическом источнике, чтобы подпитывать другие живущие на земле души.

Но и тут не все так просто. Ибо хоть и говорят Святые Писания об отсутствии рая для животных, однако многие святые изображаются в соседстве с разными животными и птицами, даже некоторые описания Рая Небесного содержат упоминание о животных. Стало быть, им есть место в раю. Священники об этом не заявляют отчетливо, но исследования данного вопроса церковнослужителями не прекращаются.

Мнение Нектария Оптинского

Куда отправляются кошки после смерти? В развитие дискуссии об исключительности положения кошек следует упомянуть слова иеромонаха Нектария Оптинского. Он утверждал, что все кошки попадают в рай в благодарность за заслуги этого животного во время Великого Потопа. По преданию, мышь собиралась прогрызть дно Ноева ковчега, чем могла погубить все оставшееся на земле живое, взятое Ноем на ковчег. Но своевременное вмешательство кошки спасло всех обитателей ковчега от гибели, за что ее потомки удостоились вечной привилегии пребывать в Раю. Но это утверждение официальной церковью не подтверждалось и не опровергалось. На данный момент так никто из церковных деятелей внятно не ответил на вопрос о том, куда попадают кошки после смерти. Православие не в состоянии прояснить этот вопрос.

Возможно, больше ясности внесут другие известные религии. Рассмотрим точки зрения самых крупных и популярных религиозных течений — индуизма, буддизма, ислама - и постараемся вычленить рациональное зерно из весьма различных позиций.

Индуизм

Как считают индуисты, куда уходят души кошек после смерти? По их верованию, душа кошки, как и любого иного существа, попадает либо в рай, либо в ад — иного пути не существует. А вот куда именно направится душа, целиком зависит от ее кармы. Если карма светлая и позитивная, душа в награду за свои благие деяния поселяется в раю, а недобрая энергетика, накопленная за время жизни, карается помещением в ад и вечными муками. Иными словами, рай для человека и кошки один, поскольку индуисты считают душу не принадлежащей человеку или животному. Она может поселиться в любом из 8,5 миллиона различных воплощений, став растением, камнем, насекомым, животным, человеком, мельчайшим микроорганизмом и даже неодушевленным (по христианским канонам) предметом. Ответ индуизма более четкий — рай есть, душа кошки после пребывания в раю или аду снова возвращается в этот мир, только уже в другом качестве.

В буддизме

Буддистов тоже не беспокоит вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, но по совершенно другой причине. Кошка в буддизме тоже рассматривается как всего лишь одно из воплощений, однако не души, поскольку эта религия ее существование напрочь отрицает. По буддизму вместо души существует только могучий поток Сознания, который и принимает самые различные формы как живых существ, так и неживых предметов. Частички этого Сознания помещаются в смертную оболочку и находятся там до того времени, пока физически оболочка не придет в негодность.

Для кошек и других существ раем или адом является некое психологическое состояние, которое каждый сам для себя создает, выбирая свой жизненный путь. На вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, буддизм отвечает, что они перерождаются и попадают в один из миров — мир ада, животных, голодных духов, людей, низших божеств асуров, высших божеств дэва. А место их будущего воплощения тоже зависит от чистоты кармы.

В исламе

Куда уходят кошки после имеется своя интересная трактовка. В общем ислам очень лоялен к животным в целом и учит своих последователей справедливости, терпимости и милосердию по отношению к животному миру. Сама мире весьма почитаема, ведь сам великий пророк Мухаммед разрешал ей сидеть у него на коленях, когда читал свои проповеди, а также пил с ней воду из одной посуды и даже отрезал свой рукав, когда на нем заснула кошка — не желал ее тревожить.

Однако по Корану рай кошкам не положен, хоть у них имеется душа, ибо это божественная награда для мыслящих праведных людей, которые выбирают правильный жизненный путь. Поскольку у кошки выбора нет, она за свои поступки не отвечает и в прощении Аллаха не нуждается. Их душа смертна, и когда земной путь пройден, она обращается в прах вместе с телесной оболочкой.

Красивый миф

Существует красивый миф, который придется по душе владельцам кошек. Считается, что пришел он из Скандинавии, но точно этого никто не знает, хотя переводилась эта трогательная легенда на многие языки мира и пользовалась неизменным успехом. Любящие владельцы ушедших из этого мира дорогих им животных хотят верить в счастливую жизнь их питомцев в другой реальности, поэтому верят в нее свято и надеются на встречу со своим любимцем после своей смерти. Суть легенды состоит в следующем.

Если умирает животное, которое было очень любимым кем-то в земной жизни, оно перемещается на Мост Радуги. В этом волшебном месте прекрасные природные виды, бескрайние поля и луга, холмы и горы. Там кошки и иные животные резвятся на просторе, не имея проблем с пищей, водой, солнечным светом. Там им тепло и уютно. Больные и старые животные становятся молодыми и энергичными. Время для них не имеет значения, и они его не замечают, если здесь их помнят и продолжают любить. А однажды ваш любимец покинет своих товарищей, увидев на Мосту Радуги своего хозяина, и вы радостно встретитесь и наконец воссоединитесь, чтобы уже никогда не расставаться. Это очень утешает скорбящих владельцев умерших животных и дает им надежду на счастливую загробную встречу.

Есть ли душа у кошек и куда она девается после смерти? Мнения экстрасенсов

Сегодня все больше стали доверять людям с особенными возможностями — экстрасенсам, которые зачастую выступают связующей нитью между миром живых и мертвых. Уже мало кто сомневается в том, что эти люди наделены особыми знаниями и сверхвозможностями, поэтому к ним обращаются по разным темным вопросам, связанным с потусторонними силами. Можно по-разному относиться к словам экстрасенсов. Ведь очень часто нашей доверчивостью в таких щекотливых вопросах пользуются разные самозванцы и шарлатаны, но обязательно нужно учесть их мнение в выяснении ответа на вопрос, куда попадает душа кошки после смерти. Экстрасенсы считают, что кошка — это особенное животное, способное спокойно переходить из одного мира в другой.

Неслучайно в леденящих кровь историях о ведьмах и их перевоплощении в черных кошек веками передается информация от предков потомкам. И пусть эти истории значительно приукрашены рассказчиками, все же какое-то рациональное зерно в них имеется. Ясновидящие считают, что жизнь после физической смерти присуща не только человеческим существам, но и различным животным. Их мнение поможет нам лучше понять, куда попадают кошки после смерти. Экстрасенсы уверены, что эти удивительные животные, уходя из земной жизни, могут совершать обратные переходы в наш мир и помогать своим хозяевам либо преследовать их в зависимости от их отношения к кошке во время совместной жизни.

Ощущение кошек в момент перехода

Ясновидящие, общаясь с кошками, завершившими свой земной путь, описывают их ощущения в момент перехода. По их словам, это похоже на скатывание с крутой горки, и никаких неприятных ощущений в этот момент они не испытывали. Экстрасенсы уверяют, что смерть — это просто переход из одного измерения в другое, эти измерения существуют в основном параллельно, но иногда могут пересекаться, и тогда умершие души могут оказаться с нами рядом. Мы их, конечно же, не можем видеть, ибо наше зрение не приспособлено к тому, чтобы видеть энергетические тела, но их можно почувствовать, иногда даже погладить с полным ощущением реальности.

Если поверить в существование параллельных миров, становится понятно, куда уходят кошки после смерти. Экстрасенсы в этом не только уверены, но и советуют подготовить своих меньших братьев — домашних любимцев - к переходу из нашего измерения в соседствующее. Они утверждают, что кошки хорошо понимают человеческую речь, только ответить не умеют. Если ваш любимец оказался на пороге смерти, расскажите ему, что ждет его в параллельной жизни. О том, как ему там будет хорошо и весело, кого из ушедших родственников он там встретит и как радостна будет их встреча. Упомяните о том, что вы любите и будете помнить и что, когда пробьет ваш час, вы встретитесь в лучшей жизни. Им будет легче уходить, и это скрасит им ожидание встречи.

Мнение хозяев кошек о том, куда попадают их любимцы после смерти

Поскольку в человеке заложено стремление к вере в лучшее, заядлые кошатники, которые души не чают в своих питомцах, конечно же, склонны верить в жизнь после смерти и в возможность встретиться со своей кошечкой в другой, более совершенной жизни. Поскольку вразумительного ответа на вопросы о том, есть ли у кошек душа и куда она девается после их смерти, никто пока дать не смог, то мнение хозяев в этом вопросе перекликается с представлениями той религии, которую они исповедуют. В любом случае выбор остается за ними, но каждый из них убежден в том, что сможет еще погулять в райских садах со своим любимым котиком, иначе какой тогда смысл во всех наших земных привязанностях?

Заключение

Какой из вариантов принимать и верить ли на слово религиозным деятелям или экстрасенсам — решать каждому из нас самостоятельно. Но горечь утраты всегда легче переживать, когда уверен, что дорогое тебе существо не растворилось в глубинах вселенской энергетики, а осталось индивидуальностью, и если его даже нет здесь, то оно существует в другом мире, где вы рано или поздно встретитесь.

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.