Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция. Нейрокорекция, как эффективный способ при реабилитации аутистов

В настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм.

Термин «аутизм» от (греческого autos – сам) был введен Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Учёный подчёркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями. В 1943 году Л. Каннер в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта сделал вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества» и назвал его синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.

Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.

Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.

По данным исследований, у детей с РДА часто выявляются структурны е изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы детей с аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело , также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у детей с аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Примерно у 50% аутистов на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с детьми, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Преодоление аутизма - длительная и кропотливая работа. Необходима комплексная коррекция аутизма с точки зрения системного подхода: это не просто изменение плохого поведения, не просто «заставить его говорить», а помощь в понимании ребенка родителями, организации развивающего пространства вокруг ребенка, помощь в коррекции нейропсихологических параметров, которые и определяют «странности» сенсорной системы, восприятия мира, эмоционально-волевых проблем.

Дети обладают разными исходными способностями в обработке сенсорной и двигательной информации. У многих детей с аутизмом имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении. Наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции.

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции , разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Больше чем 80% проблем развития детей связанны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития - во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие коррекционной программы направленно изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа пероеходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга. Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции доступен детям с 5 летнего возраста

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных, постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом всегда имеют нарушение восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Постоянная работа специалистов с аутичным ребенком и, желательно, его семей является залогом успешного развития и положительной динамики у такого ребенка. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с аутизмом может сложиться совершенно по-разному. Если много лет подряд с ним будут заниматься специалисты различного профиля, если его родители будут осознавать, что, ничего не делая, невозможно надеяться на положительные изменения, и что «сам собой» он не станет другим, то это один вариант. Если же всего вышеперечисленного нет - совсем другой.

Помощь аутичному ребенку «растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый - пусть даже самый малый - шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е.Каган).

1. Каган В.Е. Аутизм у детей. М:Медицина, 1981.

2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция», М., 1990 год.

3. Морозов С.А. «Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии». Москва, Издательство РБОО «Общество помощи аутичным детям «Добро», М., 2010 год. Специалист Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии

В настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм.

Термин «аутизм» от (греческого autos - сам) был введен Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Учёный подчёркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями. В 1943 году Л. Каннер в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта сделал вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества» и назвал его синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Аутизм- нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.

Аутизм - заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра - 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано - с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.

Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.

Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.

По данным исследований, у детей с РДА часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы детей с аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе - появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у детей с аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Примерно у 50% аутистов на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с детьми, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Преодоление аутизма — длительная и кропотливая работа. Необходима комплексная коррекция аутизма с точки зрения системного подхода: это не просто изменение плохого поведения, не просто «заставить его говорить», а помощь в понимании ребенка родителями, организации развивающего пространства вокруг ребенка, помощь в коррекции нейропсихологических параметров, которые и определяют «странности» сенсорной системы, восприятия мира, эмоционально-волевых проблем.

Дети обладают разными исходными способностями в обработке сенсорной и двигательной информации. У многих детей с аутизмом имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении. Наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции.

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции, разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Больше чем 80% проблем развития детей связанны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития - во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие коррекционной программы направленно изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа пероеходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга. Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции доступен детям с 5 летнего возраста

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных, постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом всегда имеют нарушение восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции - научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция - один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Постоянная работа специалистов с аутичным ребенком и, желательно, его семей является залогом успешного развития и положительной динамики у такого ребенка. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с аутизмом может сложиться совершенно по-разному. Если много лет подряд с ним будут заниматься специалисты различного профиля, если его родители будут осознавать, что, ничего не делая, невозможно надеяться на положительные изменения, и что «сам собой» он не станет другим, то это один вариант. Если же всего вышеперечисленного нет — совсем другой.

Помощь аутичному ребенку «растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е.Каган)

Нейропсихолог

Овчинникова Светлана Владимировна

katya_men wrote in March 21st, 2011

Мы тут с одним прекрасным психиатром немножко это обсуждаем. Кое-что из нашей переписки тоже процитирую. Так вот. Я уж давно про это думаю,но вот посещение семинара американского невролога меня убедило в этих соображениях. Когда я увидела полупустой череп одной из его пациенток (в 3 года резекция головного мозга, удалено полностью правое полушарие), которая знает и говорит на двух языках, заканчивает технологический колледж (вероятно, программист, то есть математический интеллект тоже высокий).
Я поняла такую вещь. Несмотря на признание всей силы нашей отечественной нейропсихологии, я поняла, в чем ее главный прокол. Они все дети Лурии - это, с одной стороны, делает им честь, с другой же, упускает важное обстоятельство - Лурия все-таки работал и теоретизировал вокруг взрослого травмированного мозга. Экстраполяция буквальная его достижений и пониманий на травмированный детский мозг в корне не верна. То есть она практически не учитывает тем многих обстоятельств, которые открыты и поняты сегодня, и по-моему до сих исходят из поговорки, что "нервные клетки не восстанавливаются":)) (Доктор Филипс, в частности, приводил такой пример. Взрослый человек, потерявший зрение в зрелом возрасте, обучается языку Брайля, и когда он "читает", включаются те зоны мозга, которые отвечают за чувствительность пальцев. Ребенок, потерявший зрение в раннем детстве, обучаясь языку Брайля, начинает читать - и включаются те зону мозга, которые отвечают за зрение. То есть буквально не чувствует пальцами, а ВИДИТ ими.) Это все к вопросу нейропластичности мозга. И к тому, что травмированный детский мозг (а при аутизме тоже мы имеем травмированный детский мозг) надо тренировать без оглядки на какие-то там "канонические" зоны, ибо мы даже не знаем, как в этом "идеальном коллективе", каким является мозг, будут перепрофилироваться зоны и брать на себя разные "неположенные" функции.
Дальше. Давайте не забывать про те новые обстоятельства, что нарушение сенсорики может быть причиной моторной задержки. Раньше как считали (да при том же ДЦП) - если не может двигать, это моторные и миопатические проблемы. Был такой эксперимент - у обезьяны удалили нервные окончания на лапе, то есть сделали ее ладонь нечувствительной (ну как примерно у вас бы залепили пальцы толстым скотчем или ввели анестезиотик). И обезьяна прекратила пользоваться рукой. То есть - у нее никаких двигательных нарушений, она прекрасно ею двигает, поднимает достает, сгибает пальцы, то есть вообще никаких нарушений, но одна лишь потерял чувствительности ладони вызвала полный отказ от употребления руки. Это один аспект. А второй. Что выведя руку из употребления, у обезьяны чрезвычайно развились мышцы лица, крайне усложнилась моторика и способности и мимические, и использования мышц лица. То есть лицо начало забирать на себя функции «выброшенной» руки. (Это все объясняет те «чудеса», примеры которых мы знаем очень много, когда ДЦПшные дети прекрасно рисуют, держа кисточку в зубах или ногах. И нам кажется, что человек рисует ртом. На самом деле, с точки зрения его мозга, он рисует руками, и задействованы те зоны, которые отвечают за управление руками, просто «во плоти» это выражается через рот, это в НАШЕМ представлении человек рисует ртом, по сути же руками). Вообще, по последним данным, роль сенсорики - ключеваяв в нейрогенезе, т.е. в новообразовании нейронов мозга. Основные факторы стимуляции нейрогенеза, как ни странно, очень простые: научение (обучение) и физическая активность. То есть даже если мы, взрослые, читаем сложную книжку (производящую в итоге новое для нас знание) и делаем гимнастику - мы растим нейроны. Это мы, старые и усталые, а что говорить о детях??
Есть еще одно обстоятельство. Эпигенетика. Не знаю, что об этом знают наши нейропсихологии. Но мне не очень (пока чисто интуитивно) нравится вся эта система уровней - отрабатываем тут, «под коркой», потом тут «за коркой», а потом «перед коркой». Мне трудно представить, как можно открытия эпигенетического направления не принимать в расчет именно в нейропсихологической практике. Эпигенетика сравнительно недавно оформилась в самостоятельную область исследований. Но уже сегодня очевидны очень многие вещи. Одна из вдохновляющих эпигенетических гипотез о том, что активность многих генов подвержена влиянию извне, сейчас находит подтверждение во множестве экспериментов на модельных животных. Исследователи осторожны в комментариях, но уже никто не спорит с тем, что и животное Homo sapiens не в полной мере зависит от наследственности, а значит может на нее целенаправленно воздействовать. (Чтобы было понятно - эпигенетика - эта генетика, которая осуществляется вне буквальных изменения последовательности ДНК, но другие генетические факторы регулируют активность генов. Раньше учёные думали, что те гены, которые мы получили от матери и отца, сохраняются в течении всей жизни, не меняясь. Но сейчас они кардинально поменяли своё мнение в этом вопросе. Сейчас считается, что в течение всей жизни у человека постоянно меняется свой генетический статус. Это означает, что наши гены под влиянием принимаемой еды, режима питания, физической активности, стресса, вредных привычек и окружающей среды постоянно меняются, переходя из неактивной формы в активную и из активной в неактивную.) Так вот, по Уоддингтону (этот гениальный английский генетик предложил термин «эпигенетика» еще в 47ом году - согласитесь, довольно символично, почти в те же годы, когда Каннер «открыл» аутизм) процесс онтогенеза - это пространство возможностей - "эпигенетический ландшафт", представляющий собой набор эпигенетических траекторий, ведущих от зиготы (одной-единственной зачаточной клеточки) к взрослому состоянию организма. Под воздействием различных факторов (внутренних и внешних, генетических и негенетических) возможен переход с одной траектории на другую, в связи с чем, на основании одной и той же генетической программы возможно формирование множества траекторий онтогенеза (поливариантность онтогенеза).На фоне этого обстоятельства всякие "поэтажные" проработки мозга выглядят, по меньшей мере, схематично.
Один из известных эпигенетических процессов - это метилирование ДНК. Это все хитро довольно для простого изложения, пока не придумала, как это описать популярно (да, наверно, и сама не до конца разобралась). Но смысл в том, что целый ряд генов, которые у вас есть, «завернуты в одеяло» и спят там, метильная группа присоединяясь к одному из белков, заставляет это одеяло открывать и ген «выскакивает», экспрессируется то бишь. Например, вы можете иметь ген музыкальной одаренности, но он может проспать всю жизнь, если метилирование не поспособствовало его активации. Был эксперимент с крысами - одних детенышей постоянно держали при мамке и она их вылизывала до бесконечности, а других кормили и ухаживали за ними, но в сторонке от матери. Лизание изменяло активность процесса метилирования, и зализанные крысята экспрессировали гораздо большее количество генов, чем просто ухоженные. Клонированные особи живут существенно меньше, чем материнские (это, конечно, связано и с принципом клеточной информации, но это уже дебри).Вот вам и влияние среды, воспитания, а также тактильной коммуникации. Элементарное зацеловывание ребенка может работать нейропсихологической терапией.
Вот я спрашиваю хорошего врача, не видит ли он ущербности в экстраполяции методов преодоления «взрослой травмы» на травму детскую (особенно, ранне-детскую). Он пишет, в частности: «Трижды "да" про неверность переноса патологии взрослых на детский возраст. Я как психиатр в общем с этим сталкиваюсь регулярно, это допущение заложено в основы нашей психиатрической практики - во всем, что касается так называемых органических расстройств. Эта "органика" ставится налево и направо только по тому, что взрослые после травм в ДТП могут демонстрировать проблемы поведения похожие на проблемы тех же СДВГ детей. А раз похожи - значит и у детей тоже когда-то была травма, а если и не было, то значит обязательно была во время беременности и родов.
Это очевидно допущение, которое опровергается многими качественными наблюдениями... Но это столп детской психиатрии - аморфная и бессодержательная концепция "органики", которая очевидно нужна не для того, чтобы помогать хорошо, а для каких-то внутренних системных целей».
Далее я уточняю (ибо тоже считаю, что фактор травмы при том же аутизме существует), что понимается неверно в отчественной школе «концепции органики». Он пишет: «Органика - это не совсем про аутичных детишек. Просто ввернул как иллюстрацию неверности переноса опыта взрослых на детей. Эта идея - то, что иногда лучше известно под синонимом "минимальной мозговой дисфункции", то есть сборной солянки из нескольких разных проблем детского развития - СДВГ, дислексия, инертный темперамент, агрессивное поведение, задержки без умственной отсталости и т.п. Это самый популярный диагноз в детской психиатрии и вся его суть, вся его база основывается на том, что кому-то когда-то показалось, что эти расстройства похожи на те расстройства, которые наблюдаются у взрослого, перенесшего травму головного мозга (в ДТП, после инсульта, после менингита и т.п.). Такие травмы называли органическими и по аналогии детские проблемы стали называть органическими, предполагая наличие травмы во время беременности и родов.
И не важно, что уже как лет двадцать-тридцать появились прекрасные исследования, доказывающие роль наследственности, воспитания, социальных и психологических факторов в развитии этих нарушений, у нас это все целиком "органика", то есть проблема биологическая. Из этого масса последствий, не только теоретических.
представляете, когда мать кладет ребенка в больницу, обследуется в поликлинике и получает вот этот бессодержательный диагноз, что она вообще должна узнать о своем ребенке? Диагноз органического расстройства в итоге получают дети не похожие друг на друга совершенно - один тихий, другой возбудимый, один глупый, другой гений, но агрессивный. Лечение, естественно ноотропное, исходя из идеи, что ноотропы лечат орган мозг, залечивают последствия травм. И все. Никакой информации о сильных и слабых сторонах ребенка, о его затруднениях, о том, как с ним следовало бы поступать, как воспитывать, как учить в школе. И невозможно по этому диагнозу проводить нормальных исследований, в том числе фармакологических, психологических, психотерапевтических - группа невероятно разнородна.
И все это только из-за одного наблюдения о похожести проблем взрослых и проблем детей и неверного вывода об этиологической однородности этих проблем.
В англоязычной психиатрии уже 30 лет как отказались от концепции минимальной мозговой дисфункции, Rutter, английский психиатр, который поучаствовал и в создании самых известных диагностических инструментов для РАС, назвал ММД - "нейромифологией, созданной чтобы скрывать нашу безграмотность, неосведомленность". Ну а у нас то, от чего отказались давно и то, что вызывает усмешку, является предметом гордости, особым путем глубокого "аналитического" подхода к детской психике. По сути миф, но у нас вся психиатрия из мифов».
То есть, исходя из всех этих моментов, что я хочу сказать. Нейропсихологическое тестирование, которое по, допустим, остаточным, неинтегрированным рефлексам или по какой-то моторной, координационной «негладкости» тестирует у ребенка «травмированные лобные доли» и формирует программу на «вызревание лба» - это большая условность. Можно стараться, чтобы «вызрел лоб», а можно делать то, что тренирует гипоталамус, который насекретирует столько окситоцина, что и без лба человек станет сверхкоммуникабельным, или столько эндорфинов, что его поведение станет сильно ориентированным на социальную ценность. Или гипокамп возьмет на себя не только функцию памяти и пространственной ориентации, но ни с того ни с сего и речи. Я очень схематично говорю, разумеется. Но - мы ничего не знаем. Это с одной стороны, грустно признавать, с другой очень полезно. Ибо все установки «примите ребенка таким, какой он есть, он никогда не сможет ходить/говорить/читать/рисовать/играть на флейте» - это не только малодушная позиция. Это позиция по-научному в корне неверная. Я перечислила только несколько факторов, которые развенчивают предопределенность исхода ранней детской травмы. Их еще больше.
Например, при одной из недавних консультаций с одним из ведущих патофизиологов из Военмед академии, он сказал примерно такую вещь - его наблюдения за подобными случаями (в частности, мы обсуждали и поствакцинальную «неврологию» и одну из причин ее возникновения) говорят о том, что выздоровлению сильно способствует пубертат. То есть, с одной стороны, гормональная активность усложняет внешнюю картину, с другой же, сильно способствует глубинному восстановлению. Ибо гормональная система - мощнейший биохимический фактор. То есть маленький ребенок - это не полностью запущенный биохимический механизм (посему, вероятно, и последствия токсической травмы столь велики именно в раннем детстве - нейтрализующая токсический удар защита сформирована не до конца, а у совсем малышей даже ГЭБ еще не работает). Включение гормонального механизма - это как привлечение тяжелой артиллерии к героической пехоте, державшей до этого удар самостоятельно, без подмоги. И, как говорит этот профессор, не думайте, что пубертат заканчивается в 16 лет, или даже к совершеннолетию. Гормональная система выстравивается до 25 лет (это, в частности, объяснило мне признания ряда взрослых аутистов, что после 25 лет вдруг стало легче жить).
Если мы уже знаем, что букет факторов запускает сочетанный диагноз, то букет же и преодолевает его. В этом всем становится абсолютно логичным комплект мер, которые мы принимаем - нутрциологические и экологические (питание и «химическая» среда относится к эпигенетическим факторам), обучающие, физические. Наши дети - набор неограниченных потенциальностей. И то, что сегодня нога моего ребенка «криво сгибается», не означает безнадежного нарушения отвечающей за сгиб ноги зоны мозга, но даже если и означает, то никак не гарантирует, что начнет сгибаться «красиво» даже если «сгибающая зона» таки не захочет в будущем этой ногой заниматься. Возможно, эту работу на себя возьмет добрый "сосед" по мозгу:))

В мире детей с аутизмом больше, чем с диабетом, онкологией и синдромом Дауна - вместе взятых.

Аутизм (в переводе с латинского означает «сам») проявляется как отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контакте со средой. У детей с аутистическими чертами присутствует стереотипность, которая выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка тревогу, агрессию. Дети с РАС начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестаёт пользоваться речью. Поэтому чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни!».

Методы психологической коррекции детей с РАС, которые имеют отставание в формировании основных психических функций, традиционно разделяются на два основных направления: когнитивные методы, ориентированные на формирование психических функций, методы двигательной коррекции и телесно-ориентированной психотерапии, направленные на формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятия мышечного напряжения, улучшения психического самочувствия, развитие невербальных компонентов общения. Одним из методов в работе с аутистами применяется метод нейропсихологии.

Метод «замещающего онтогенеза предполагает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза. Так как сенсомоторика является фундаментом для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Как диагностическая, так и коррекционная работа представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.

Программа направлена на развитие отстающих в формировании психических функций у ребенка с РАС и применяться специалистами дошкольного учреждения. Программа разделена на 2 курса.

Каждый курс включает в себя 24 занятия. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут, занятия проводятся в микрогруппе (2 ребенка) или индивидуально по 1 занятию 2-3 раза в неделю на протяжении на 3 месяцев. Программа упражнений составляется индивидуально для каждого ребенка учетом его особенностей и возраста. Неизменной остается только структура занятия. Допустимо проведение повторных занятий, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения. Следует также помнить, что качество выполнения заданий может ухудшаться на 6-8 занятиях.

После прохождения первого курса нейропсихологической коррекции, проводится динамическое нейропсихологическое обследование ребенка и решается вопрос о необходимости проведения второго курса занятий.

Занятия показаны ребенку, имеющего следующие проблемы:

Родовая травма; повышенный или пониженный тонус;

Частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;

– в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

– мало ползал или не ползал совсем; ходил на цыпочках; поздно начал говорить;

– гиперактивен или излишне медлителен; импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;

– быстро утомляется, с трудом засыпает; плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

– рисует левой рукой; имеет задержку формирования мелкой моторики рук; двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);

– с трудом высиживает 15 минут на одном месте; невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

Ограничения и противопоказания:

– эпилепсия; психические заболевания и генетические синдромы;

– с осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.

Данная программа предполагает:

  • предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по ее завершению;
  • обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);
  • постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
  • все дыхательные, глазодвигательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленном темпе 4–6 раз.

Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы. Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу.

Используется комплекс нейропсихологических методов диагностики (А.В. Семенович, Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с: ил.).

Диагностика включает в себя:

  • двигательные функции; тактильные и соматогностические функции; зрительный гнозис; пространственные представления; слуховой гнозис; память; речевые функции; письмо, чтение, счет; интеллектуальные функции.

В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется опрос родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия и начала занятий.
  2. Разминка.

Всего даны 4 варианта разминок. Разминка включает упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общего соматического баланса.

  1. Блок упражнений, направленных на формирование

психомоторных координаций.

Упражнения этого блока меняются каждую неделю в процессе проведения программы.

Основные блоки упражнений, направленных на развитие психомоторных координаций и их задачи.

  1. Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка
  2. Глазодвигательные упражнения Направлены на расширение объема зрительного восприятия, устранения патологических синкинезий

III. Растяжки и упражнения двигательного репертуара направлены на оптимизацию и стабилизацию тонуса, выработку правильного двигательного стереотипа, регуляцию вегетативных нарушений, освоение пространства собственного тела и пространства вокруг

  1. Блок упражнений, направленных на формирование познавательных компетенций .
  2. Игра.
  3. Ритуал завершения занятий, подведение итогов и прощание.

Примеры конспекта занятий. Занятие 1

  1. Знакомство. Ритуал приветствия. Маркировка левой руки.
  2. Разминка

1) Растяжки: Растяжки для тела;

  • Растяжки для ног, перекаты;
  • Растяжки и расслабление рук;
  • Разминка и расслабление плеч;
  • Растяжка и расслабление мышц шеи.

2) Пальчиковая гимнастика с применением Су- Джок терапии

  • Черепаха;

3) Артикуляционная гимнастика

  • Трусливый птенчик;
  • Акула;
  • Покусывание / почесывание губ зубами;
  • Одновременное и попеременное надувание щек;
  • Улыбка – поцелуй;
  • Заборчик – трубочка;
  1. Психомоторные координации.

1) Дыхание

  • Воздушный шарик

2) Растяжки:

  • Пассивные растяжки;
  • Массаж и самомассаж;
  • Ходьба на руках

3) Общий двигательный репертуар

  • Зоопарк

4). Глазодвигательный репертуар

  • Догонялки руками;
  • Крестики;
  • Конвергенция
  1. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на

графическую деятельность

  • Обводилки
  1. Познавательные компетенции.

Использованная литература:

  1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М.: Дрофа, 2014.
  6. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
  7. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис, 2007.

Алибаева Дана Жанатовна,

психолог первой квалификационной категории,

Ткаченко Людмила Александровна,

психолог второй квалификационной категории

ГККП «Ясли-сад «Батыр»,

г. Петропавловск, СКО

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССТРОЙСТВ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Н.Г. Манелис

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва

Работа посвящена попытке построения психологической модели аутизма. Под словом модель в данном случае понимается некоторая логическая конструкция, которая позволяет непротиворечиво объяснить максимально возможное количество клинических фактов и экспериментальных данных, касающихся аутизма. Основанием для построения модели будут служить результаты нейропсихологического исследования больных аутизмом, поскольку именно этот подход дает возможность выявить так называемый первичный дефект, связанный с повреждением определенных отделов мозга.

Анализ результатов экспериментального нейропсихологического исследования 124 детей с расстройствами аутистического спектра свидетельствует о наличии специфического нейропсихологического синдрома. Обобщая полученные результаты, можно охарактеризовать нейропсихологический онтогенез обследуемых детей следующим образом:

1. Наиболее грубо у детей с расстройствами аутистического спектра страдает перцептивная сфера, что проявляется в ошибках при опознании предметных изображений, трудностях описания одноактных сюжетных картин и сужении объема зрительной памяти. Специфика перцептивной деятельности проявляется также в использовании «негештальтной» фрагментарно-хаотической стратегии копирования фигуры Рея-Тейлора.

2. Длительно сохраняющиеся трудности при выполнении проб на праксис позы (в том числе в обеих руках) сочетаются с отсутствием нарушений динамического праксиса (по сравнению с нормой).

3. Первичные расстройства реципрокной координации наиболее грубо выражены в 5-6 лет, однако сохраняются до 10 лет включительно.

4. С возрастом нарастают трудности при выполнении двигательных дает возможность оценить роль различных мозговых структур на разных этапах нормального онтогенеза. Нейропсихологический подход проб (пракис поз и реципрокная координация) в левой руке.

5. Типичны высокие показатели в тестах на слухоречевую память практически по всем параметрам.

Описанный симптомокомплекс указывает на то, что в наибольшей степени у этих детей страдает правое полушарие, особенно его задние отделы.

Как известно, эти структуры обеспечивают возможность выделения самых простых зрительных «гештальтов». Кроме того, для них характерны наиболее высокие коэффициенты наследуемости.

По мнению У.Найссера определенная часть «гештальтов» зафиксирована, во врожденных или рано приобретаемых предвосхищающих схемах, которые обеспечивают возможность с момента рождения воспринимать вполне определенные параметры среды и специфическим образом на них реагировать.. Повреждение задних отделов правого полушария, которое выявляется у больных аутизмом и сходными с ним состояниями, приводит к тому, что эта возможность у них отсутствует. Именно этот специфический когнитивный дефицит является первичным дефектом, лежащим в основе аутизма.

Часть симптомов аутизма в этом случае можно рассматривать как непосредственное проявление этого первичного дефицита. К этим симптомам относятся, прежде всего, особенности восприятия этих детей. Этологически значимые стимулы, такие как человеческое лицо, глаза, не вызывают той реакции, которая типична для здоровых детей. Очень часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи. Наличие врожденных предвосхищающих схем обеспечивает нормальному младенцу возможность с момента рождения выделять вполне определенные параметры среды, т.е. окружение уже на самых ранних этапах онтогенеза является структурированным. Если подобные схемы отсутствуют, то окружающая среда воспринимается как хаотичная, что с одной стороны должно вызывать страх, а с другой стремление к поддержанию ее постоянной. Это объясняет частые аффективные взрывы детей аутистов в новой среде и стремление сохранять окружение неизменяемым. Подобными компенсаторными механизмами можно объяснить и некоторые другие проявления аутизма. Существует еще целый ряд специфичных для аутизма проявлений, которые также могут быть объяснены как следствие специфического когнитивного дефицита. К ним относятся особенности игровой деятельности, непонимание метафор, нарушение понимания намерений других людей. Понимание нейропсихологических механизмов аутизма не только позволяют лучше понять разнообразные проявления этого состояния, но и может служить хорошей основой для разработки методов диагностики и коррекции детей, страдающих аутизмом.

Www.ksu.ru