Если приемный ребенок имеет инвалидность. Усыновление ребенка с ограниченными возможностями

Зачем усыновлять ребенка? Что чувствуют дети, от которых отказались и приемные родители? Кто усыновляет детей-инвалидов? Интервью со специалистом службы подготовки и сопровождения приемных семей.

Татьяна Дорофеева, специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей. Фото с сайта aquaviva.ru

В Санкт-Петербурге всего 4 школы приемных родителей, однако специалисты говорят, что и это уже хорошо, так как специалистов в этой области сравнительно немного. О том, как специалисты работают с мотивациями кандидатов в приемные родители и о других нюансах рассказывает ведущий специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей Северо-Западного благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

– Чем меньше времени тратится на обучение приемных родителей, тем разнообразнее могут быть результаты. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет максимальный срок обучения, а также срок с момента подачи человеком заявления в органы опеки и попечительства, в течение которого он должен обратиться и в школу приемных родителей.

Но с момента обращения в школу приемных родителей может пройти и год, прежде чем человек возьмет ребенка. Это похоже на беременность. Срок подготовки кандидата – от полугода до 9 месяцев. Как бы ни хотел человек взять приемного ребенка, у него должно образоваться пространство, куда этот ребенок может поместиться – и в эмоциональном, и в социальном плане.

Например, люди должны подумать, как они будут работать – ведь ребенок очень сильно изменит их образ жизни. Эмоциональное состояние приемных родителей тоже не должно мешать адаптации ребенка. Так что школа приемных родителей – это для них процесс изучения самих себя.

У нас проводится психологическое консультирование. Если кандидат нуждается в психотерапевтической работе, то проводится и она. Это касается людей, переживающих утраты – либо смерть родственников, либо смену места жительства, и людей, имеющих другие серьезные психологические нарушения, например, ненормативно протекающие возрастные кризисы. Но для психотерапии должен быть запрос – человек должен быть к ней готов. Если в процессе психологического консультирования семьи в ней выявляется человек с некоторыми трудностями, готовый работать, то психотерапия возможна.

– Смена места жительства – это тоже утрата?

Люди иногда с трудом адаптируются на новом месте, и усыновление ребенка может стать способом избавиться от одиночества. Даже если переезжает семья, то ей нужен новый круг знакомств, новые занятия.

– А такая мотивация, как попытка пережить таким образом какую-то утрату – это плохо?

Попытка замены – это не конструктивная мотивация. Замена разрушительна и для ребенка, и для приемного родителя. У приемного родителя в таком случае нет сил на то, чтобы услышать реальные потребности конкретного ребенка – он слышит в основном свои нужды. И тогда он не эффективный родитель – рассеянный, невнимательный, напряженный. Он хочет быть очень хорошим родителем, но у него на это нет ресурсов.

Есть еще такой миф у кандидатов в приемные родители: якобы хорошо, когда ребенок – сирота, у которого родители погибли, например, в автокатастрофе, что в таком случае он будет лучше адаптироваться в приемной семье. Но это самые тяжелые детки, потому что они очень любили своих кровных родителей, и когда они попадают в приемную семью, им долго никто не нужен. Таких детей мало в сиротских учреждениях, чаще их берут к себе другие члены их кровной семьи.

Созидательная, конструктивная мотивация – это когда кто-то хочет не взять, а отдать, когда кто-то хочет помочь ребенку. Например, некоторые мамочки сидят дома и готовы воспитывать много детей – им это нравится, у них это получается. Или когда муж и жена между собой хорошо ладят, но своих биологических детей иметь не могут, а хотят испытать родительские чувства, хотят растить ребенка.

Мы говорим родителям: «Ребенок – это отдельное существо, которое вам не принадлежит полностью, он вам дается на время». Родители сами проходят предварительные тесты на предполагаемый тип воспитания, а результаты этого тестирования мы потом с ними обсуждаем индивидуально – так они понимают свои тонкие места.

– Есть случаи, когда бездетные пары приходят в школу приемных родителей и после психологической или психотерапевтической работы у них появляются свои биологические дети. Такие пары все-таки берут и приемных детей? Или отказываются от этого намерения?

Да, у нас после каждого тренинга случаются беременности. Потому что снимаются тревоги, люди начинают больше обдумывать свою жизнь. И мы поддерживаем любые положительные изменения. Иногда в таких случаях люди отказываются от намерения взять приемного ребенка, но это тоже хороший результат – ведь у них появился свой ребенок.

Однако тема детей-сирот многих из них не перестает волновать, такие пары – очень хорошие волонтеры, они помогают детям адресно, конкретно, не ожидая от детей благодарности. Некоторые из них потом берут и приемных детей – через несколько лет, когда уже подрастут и их кровные.

– Вы формулируете основные задачи вашей школы?

Задача наших кандидатов: научиться строить долгосрочные принимающие честные отношения в семье, в том числе и с ребенком. У нас есть принципы, на которых мы строим обучение – то, как мы понимаем гармоничное воспитание ребенка. Эти принципы основаны на гуманистическом подходе к развитию личности.

Во-первых, это принцип надежды – то, что в человеке уже заложено все, что в нем есть замечательного. Никто не может никого кардинально переделать, мы только можем поспособствовать проявлению тех или иных черт и сочетать их со своими чертами. В каждом человеке есть нечто драгоценное. И родителей, и детей мы настраиваем на то, чтобы изучить себя и найти свои сильные и слабые стороны, научиться объяснять другим про свои слабые стороны, а сильные стороны выращивать и сочетать их с миром.

Никакой доктор не покажет пальцем – вот это хорошо, а это плохо, это придется изучать самим. Со специалистами можно проконсультироваться, но работать придется самим.

Во-вторых, это принцип баланса в мире . Мы исходим не из абсолютных понятий о добре и зле, а из конкретных семейных правил, и говорим о том, что равное количество внимания надо уделять четырем аспектам личности: психологическому, биологическому, духовному и социальному.

То есть родители должны заботиться об эмоциях ребенка, о его внутреннем мире, о его общении с другими людьми, о его играх или другой деятельности, о его здоровье. И так же они должны обращать внимание на эти аспекты своей жизни. То есть это личностно ориентированный подход.

И в-третьих, принцип семьи, как системы . Семья – это динамическое образование, которое живет своей жизнью, но на которое влияют внешние факторы. У некоторых родителей есть представление о том, что когда-то наступит некая стабильность, какой-то покой наступит. Мы развенчиваем этот миф – я сразу говорю приходящим к нам кандидатам: «Вы сегодня выходите из зоны комфорта». Потому, что на самом деле всегда есть динамика, всегда что-то происходит. Вообще с любым человеком всегда что-то происходит.

А здоровая предсказуемость появляется, когда есть конкретика: с одной стороны, что-то происходит, с другой стороны, у нас есть выработанный тип поведения. И что бы в семье ни случилось, все подлежит рассмотрению, из всего можно сделать какие-то полезные выводы.

– Вы считаете, что семейные отношения нельзя рассматривать сквозь призму чьей-то вины?

Да, мы не ищем виноватых, мы рассматриваем ситуацию, смотрим, что каждый может сделать для того, чтобы ее исправить или как-то разрешить. Конечно, мы пытаемся понять причины происходящего, но главная причина проблемы: кто-то кого-то не понял, есть неправильное послание.

Есть такой расхожий термин – «зеленая лампочка»: кто-то что-то сделал, а у нас в сознании «загорелась зеленая лампочка», то есть мы придумали объяснение поступку другого человека, которое вообще никак не связано с его мотивами. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы послания людей были понятными, чтобы люди научились не думать за других.

Ко мне или к другим специалистам нашей школы может обратиться любой член семьи с просьбой поговорить – не дать совет, а именно поговорить. Почему я за долгосрочные и искренние отношения? Если что-то происходит, я настраиваю и родителей, и детей говорить об этом – что мы чувствуем, что мы будем с этими чувствами делать, как мы будем их проявлять.

– Разве это не очевидно, что нужно говорить об этом?

Это не очевидно. Бывают долгосрочные, но неискренние семейные отношения. У нас большинство людей не умеют осознавать свои чувства. Есть такой термин в психологии – алекситимия. Это когда человек чувствует, но выразить свои чувства словами не может, и, соответственно, ему трудно понять, что чувствует другой человек. То есть это такая зацикленность на себе. Потому сейчас так много тренингов развития эмоционального интеллекта.

– Но ведь и человек, который говорит о своих чувствах, может быть зацикленным на себе.

Конечно. И если мы узнаем это о ком-то из наших кандидатов, мы обращаем его внимание на это, выясняем, почему он говорит только о себе и не может слушать других. Но основная проблема детей – то, что они не осознают и не могут выразить свои чувства. И взрослый должен, во-первых, подавать пример ребенку, во-вторых, давать ему понять, что он примет его с любыми эмоциями и будет ему помогать с ними что-то делать.

Например, ребенок может сказать: «Я злой». Взрослый говорит ему: «Давай подумаем, откуда эта злость взялась, что с ней делать, как ее выразить так, чтобы никому не было больно».

Мы не делаем принципиальной разницы между семьей обычной, где есть родители и их кровные дети, и семьей, где есть приемные дети. Но наши кандидаты получают дополнительные знания об особенностях приемных детей, о том, чем приемный ребенок будет отличаться от их кровного. И кандидаты получают возможность измерить свои ресурсы, подумать, смогут ли они адаптировать этого ребенка.

Приемный ребенок гораздо хуже осознает свои эмоции и потребности. Из-за этого у него нарушено поведение, из-за этого он может подвергать свою жизнь опасности, из-за этого ему страшно, из-за этого он меняет всю жизнь семьи. У меня самой есть приемный ребенок, я стараюсь ему помогать. Мои кровные дети спрашивают: «А когда-то будет получше?» Я отвечаю: «Не знаю. Он может так, как может».

– К вам приходят и люди, которые не просто захотели взять какого-то ребенка из детского дома, а у которых уже есть история отношений с конкретным ребенком.

Бывает. Мы изучаем историю этих отношений. Если позволяют условия, я знакомлюсь с ребеночком, с персоналом учреждения, где он находится. Мы смотрим на ситуацию и решаем, как поступить наилучшим образом в интересах ребенка.

Если обратившийся к нам взрослый почему-то все-таки не может стать приемным родителем этого ребенка, то он может стать его помощником – тьютором, волонтером… И параллельно для этого ребенка все-таки будет подыскиваться семья. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что есть какие-то универсальные схемы. Очень многое зависит от личностного роста кандидата, который происходит во время занятий в школе приемных родителей: люди либо готовы многое менять в своей жизни, либо понимают, что не готовы, и отказываются от своего намерения. И мы считаем, что это тоже хороший результат. То есть важно, чтобы отношения были минимально травматичными для ребенка и максимально понятными для взрослого.

– Что вы делаете, если к вам обращаются приемные родители, которые хотят отказаться от ребенка?

Мы приглашаем всю семью, смотрим на ребенка, выясняем у родителей, что происходит – так, чтобы ребенок слышал. Чаще всего всплывают и какие-то позитивные истории, к этому позитиву мы обращаемся и начинаем его выращивать. Чаще всего это желание – такой крик души, и после нашей работы реального отказа может не случиться.

Даже если отказ происходит, то перед этим – месяца три мы с людьми работаем. Если это обращение было просто следствием усталости, то такая работа приносит огромную пользу ребенку, потому что его не ругают, и огромную пользу родителям, потому что их тоже не ругают, каждый член семьи получает поддержку.

Отказы все-таки бывают. Вот в прошлом году был случай, когда пара отказалась от ребенка – за три месяца мы не смогли найти ничего, чтобы их объединило. Ребенок снова оказался в сиротском учреждении, но не настолько травмированный, так как получил поддержку во время работы с нами, а взрослые осознали свои истинные мотивы и продолжают с ним общаться.

Да, для всех участников ситуации это был болезненный опыт, но он не стал для них таким разрушительным, каким мог бы быть. Я работаю и в сиротских учреждениях и могу сказать, что дети после вторичного отказа часто очень снисходительно относятся к их несостоявшимся приемным родителям, говорят: «Ну, не получилось». Им, конечно, потом очень трудно снова идти в какую-то семью, но некоторые превозмогают эту историю и идут, некоторые какое-то время не идут – и это понятно.

– Поддерживаете ли вы связь с теми, кто прошел вашу школу и уже взял приемного ребенка?

Да, у нас предполагается полное сопровождение с момента первичного обращения к нам кандидатов до совершеннолетия ребенка. Мы обсуждаем с людьми все вопросы – и на этапе поиска ребенка, и когда люди забирают его из учреждения, и в период его адаптации. Есть сложные периоды в жизни, есть нормативные кризисы. Но у нас многие родители – люди понимающие, и они, обращаясь к нам, говорят: «Мы понимаем, что происходит, но хотим проверить, все ли так».

Наша школа работает сравнительно недавно – с марта 2015 года, и у нас уже 24 семьи, которые взяли детей. И дети очень разные – от младенцев до 16-летних подростков. И приемные родители уже не задают нам первичных вопросов, они хорошо ориентируются в ситуации.

– С подростками ведь сложнее – в том числе и потому, что у них могут сохраняться связи с биологическими родителями…

Мы работаем с этим. Я могу поехать в любое учреждение и после согласования со специалистами этого учреждения и с родителями подростка, подписав с ними соглашение, познакомиться с молодым человеком, с ситуацией и выяснить у кандидата в приемные родители, готов ли он поддерживать ребенка в его общении с кровными родственниками.

Чаще всего люди оказываются к этому готовы – они понимают, что это история человека и уважительно к ней относятся. Для ребенка очень важно, когда его приемные родители принимают его кровных родителей. И у нас не было случаев перебежки из одного лагеря в другой.

Если ребенок сам не хочет идти в приемную семью, объясняя, что любит своих кровных маму и папу, наши кандидаты это понимают и не стараются его переубедить.

– Если к вам приходит кандидат и говорит, что хочет усыновить ребенка с инвалидностью, что тогда?

С ним проводится индивидуальная работа. У нас уже есть несколько семей, которые взяли детей-инвалидов. Мы с ними регулярно взаимодействуем, составляем для каждого ребенка индивидуальные реабилитационные программы. И кандидату, который заявляет о желании взять именно ребенка с инвалидностью, мы предлагаем встретиться с родителями, которые уже имеют такой опыт.

Эти встречи проходят в тех формах, которые людям удобны и не нарушают их границ. Но иногда ездим и к кому-то домой, как к кандидатам, так и к уже состоявшимся приемным семьям. Говорим о возможных последствиях, смотрим на имеющиеся ресурсы. Ведь одно дело, когда дети-инвалиды маленькие и их воспитывают еще не старые люди, другое дело, когда эти дети вырастают, и родителей рядом с ними уже не оказывается. Значит, в семье должен быть кто-то, готовый их сопровождать и дальше. Поэтому, например, с одинокими женщинами, которые хотят взять детей-инвалидов, проводится особенно долгая работа по изучению их ресурсов.

– И многие пожелавшие взять ребенка-инвалида, отказываются от этого намерения после ваших тренингов?

Как правило, только очень разумные, трезвомыслящие люди берут детей-инвалидов. Некоторые из них – уже с соответствующим опытом. Например, у нас есть женщина, у которой свой ребенок сложный, и она взяла еще и приемного с таким же диагнозом. И у них большая семья, приемный ребенок чувствует себя хорошо. Также это люди, работавшие или работающие в соответствующих учреждениях и хорошо представляющие себе проблематику.

– Среди тех, у кого нет такого опыта, но кто все-таки хочет взять ребенка-инвалида, много ли у кого мифологизированные представления о тех или иных диагнозах?

Нет. Все-таки чаще всего на такую сложную задачу замахиваются люди знающие. Кроме родителей, уже имеющих опыт воспитания своих детей-инвалидов, это либо работники социальной сферы, либо психологи.

Да, встречаются люди, которые говорят: «Я хочу спасти…» Но на первом или втором занятии, посвященном мотивации, они понимают, что спасти они могут только себя, оценив свои реальные возможности.

Мы взращиваем в человеке принятие, смирение и умение не торопиться. При воспитании ребенка-инвалида важно понимать и принимать ситуацию, понимать темпы его развития и соблюдать свои границы – чтобы ребенок понимал, что если он сделает так, будет то и то.

Это важно с любым ребенком, но с инвалидом это должно быть выражено особенно четко, потому что, если эти границы не установлены, инвалид может дать откат назад в развитии.

Например, должно быть правило: «Нельзя бить маму». Никогда нельзя разрешать ребенку бить маму, даже если он инвалид. Какая-то определенная линия поведения у родителей должна быть – чем четче поведение родителя, чем он понятнее себя ведет, чем он надежнее, тем легче ребенку-инвалиду.

В надежной среде любому ребенку легче развиваться. На наших занятиях мы даже репетируем какие-то моменты – я изображаю разных детишек, кандидаты в приемные родители играют в свою реакцию на их поведение. В процессе игры становится понятным, насколько все это сложно даже в смоделированной ситуации.

Ребенок-инвалид тяжело переносит перемены. Поэтому мы предупреждаем, чтобы, забрав ребенка из детского дома, родители какое-то время побыли с ним дома, не ехали сразу на юг или куда-то еще. Стараемся оговорить все, что, может ухудшить адаптацию ребенка. Я всегда говорю родителям: «Можно задавать любой вопрос, даже если он кажется очень глупым». Иногда очень глупый вопрос влечет за собой очень подробный и важный ответ.

Готовы ли россияне усыновить «особенного ребенка» и почему растет интерес к малышам с синдромом Дауна, рассуждает эксперт по усыновлению Галина Семья.

О том, как изменилась ситуация с усыновлением детей-инвалидов за последние годы в рамках проекта «Все включены!» «Росбалту» рассказала доктор психологических наук, эксперт в вопросах усыновления, сопредседатель экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Координационного совета при президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» Галина Семья.

— Галина Владимировна, за последние годы законодательство в сфере усыновления претерпело кардинальные изменения. Как это сказалось на практике?

— Статистику интересно смотреть с 2007 года. Это такая точка отсчета. Тогда впервые семейное устройство детей-сирот попало в фокус внимания первых лиц страны. Это было знаменитое послание президента губернаторам и правительству РФ (кажется, 2005 год): сократить число детей-сирот в организациях, найти механизм за счет семейного устройства. Это все подкрепилось — такого раньше не было — как изменением законодательства, так и финансовой поддержкой с федерального уровня. До этого момента ни о каких деньгах, которые шли бы в регионы, разговора не было — семейное устройство сирот всегда было расходной статьей регионов.

Когда с федерального уровня пошли деньги, губернаторов заставили подписать соглашение, поднять выплаты на содержание ребенка до 4 тысяч в месяц, размер вознаграждения родителям — до 2,5 тысяч. Пошли субвенции и субсидии из федерального бюджета в регионы. Речь шла о достаточно больших суммах, поскольку была введена единовременная выплата всем, кто брал детей на любую форму семейного устройства (10 тыс. рублей — с индексацией).

— Иными словами, государственная политика нацелилась на развитие института приемной семьи.

— Да. Получая эти деньги, регионы сами стали развивать систему стимулирования кандидатов и поддержки замещающих семей. Кто-то существенно увеличил размер единовременной выплаты. Например, Калининград поднял эту сумму до 600 тыс. рублей — при усыновлении.

Да, основной акцент делали именно на усыновлении. Этот институт в России всегда развивался не слишком активно. Дело в том, что есть другая форма — опека и попечительство, при которой ребенок не теряет своих прав на жилье, поступление в вуз. Как только вы усыновили — все, государство становится в позицию контролирующего.

Чтобы институт усыновления развивался, регионы за счет бюджета стали увеличивать единовременные выплаты. Некоторые стали платить усыновителям пособия. Например, Белгородский регион установил ежемесячную выплату в размере 50% той суммы, которая тратится на содержание ребенка в детском доме. Давали служебные квартиры, если жилищные условия не позволяли взять ребенка.

Все это заработало еще и потому, что в отчетность губернаторов ввели показатель, связанный с семейным устройством детей-сирот.

В результате, с 2007 по 2012 год произошел резкий скачок устройства детей в семьи.

Тогда же регионы стали вводить свои собственные небольшие добавки — 100-200 рублей в месяц для тех, кто взял из приюта ребенка-инвалида.

— Небольшие деньги, хочу заметить. А что произошло потом?

— В 2012 году выходит «закон Димы Яковлева» и одновременно указ президента об упрощении процедуры усыновления. В этом же году, 1 июня, утверждается Национальная стратегия действий в интересах детей.

В результате существенно увеличивается единовременная выплата: с 10 тысяч (13 тысяч к 2012 году с учетом инфляции) до 100 тысяч, если вы берете ребенка-инвалида.

Упрощается процедура семейного устройства. Это означает отказ от жестких требований к жилью, доходам, удлинение срока действия различных справок. В 2013 году создается рабочая группа в Госдуме, которую возглавляет Неверов. Туда входят депутаты от разных фракций, большое количество экспертов и НКО.

Заседали долго, криков было много, общественники тут же вытаскивали на поверхность все случаи, когда закон не работал или работал не так. Хочу сказать, что такой продуктивной работы я не видела никогда. За два года было принято около 40 поправок. Причем, если поправка не срабатывала, ее корректировали.

Например, Минздрав составил список тех, кто не может взять детей на воспитание. Туда попали семьи, в которых есть ВИЧ-инфицированные. Получилось, что, взяв ребенка с ВИЧ, взять второго — с таким же диагнозом — вы уже не могли. Где-то в июне пошли первые сигналы, и уже к сентябрю — октябрю необходимые поправки были внесены.

Как раз тогда, когда единовременные выплаты подняли до 100 тысяч, регионы вступили со своим бюджетом, чтобы усилить эту позицию. Есть регионы, например, Краснодарский край, которые в течение трех лет платят по 250 тысяч за усыновление ребенка-инвалида. Конечно, самая большая выплата на Сахалине: за усыновление ребенка-инвалида, проживающего в регионе, платят миллион рублей.

В Московской области в приемной семье, которая берет ребенка-инвалида, каждый из родителей получает вознаграждение в размере 25 тысяч рублей в месяц (регулярно). Чуть больше 20 тысяч — это пособие на содержание ребенка. Причем, если в других регионах за второго ребенка-инвалида добавляют сравнительно небольшую сумму, то в Подмосковье вы получаете ровно такую же — на каждого взятого из приюта ребенка с инвалидностью. Когда в области эту меру ввели, у них в 2,5 раза за год выросло устройство детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Москва запустила пилотный проект по выделению приемным семьям квартир. Так, если вы берете пять детей, и из них трое — инвалиды, вам предоставляется служебная квартира. Если в течение 10 лет вы сотрудничаете, воспитываете детей, получаете услуги по сопровождению, то по истечении этого срока город предоставляет вам свое собственное жилье — по нормам. Любой гражданин мог стать участником проекта. Сейчас его планируют расширять. Насколько мне известно, речь идет уже о 100 квартирах.

Московская область ввела у себя нечто подобное. Проект называется «Семейный городок», в котором квартиры предоставляются приемным семьям, воспитывающим в том числе детей с инвалидностью.

— Каких результатов добились в итоге?

— Детей стали активно стали разбирать в семьи. На малышей стоят очереди. Белокурых и голубоглазых — классика жанра — уже не найти. Сейчас в региональном банке данных остались: 70% — дети подросткового возраста, 25% — дети-инвалиды.

За это время произошло еще две революции. В частности, из Семейного кодекса исчез пункт «определение в организацию для детей-сирот» как форма устройства. Раньше детский дом был альтернативой опеке или усыновлению. Сейчас, согласно закону, приют — лишь временная мера. Определив его в детский дом, рано ставить точку. Понятно, что сразу всех мы не устроим, но этот пункт принципиально изменил все. В первую очередь, направление деятельности организаций для детей-сирот. Они никогда активно не занимались семейным устройством, теперь же обязаны это делать. То, сколько времени находится ребенок в приюте — один из новых показателей работы детских домов. Это в том числе относится к детским домам — интернатам (ДДИ), где живут очень сложные дети.

Вторую революцию произвело постановление правительства РФ № 481, которое связано с требованием о создании условий, приближенных к семейным, в организациях для детей-сирот, с выводом детей на обучение вне учреждения. В Москве в прошлом году все дети, включая воспитанников ДДИ, ушли учиться в систему образования. В регионах для многих ДДИ это стало открытием. Москва сделала следующим образом: если ребенок не может ходить в школу, ему организуют «надомное» обучение. То есть, для разных категорий детей можно найти разные формы включения их в образовательный процесс. Они все должны получать образование, по возможности — вне интернатов.

— А как меняется сегодня формат сиротских учреждений?

— Детские дома переименовывают в центры содействия семейному устройству, школы-интернаты закрываются. У нас много регионов, где нет уже ни одной. Интернаты для сложных детей объединяют с обычными детскими домами, пытаясь таким образом сделать так, чтобы дети-инвалиды не были изолированными. Эти дети показывают потрясающие успехи в социализации и развитии, когда идут в обычную среду. Если посмотреть на начало 2015 года, у нас было 270 коррекционных детских домов и школ интернатов, в которых воспитывалось 21,5 тыс. детей-сирот с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. В обычных детских домах на тот момент воспитывалось 8,6 тыс. детей-инвалидов.

— Не кажется ли вам, что все это — временный эффект?

— Конечно, когда идет изменение политики, вливание денег, мы видим всплеск. Но рано или поздно он затихает. Чтобы не потерять темпы, нужно придумывать что-то новое. Сейчас это создание института профессиональной семьи. Это то, что в законодательстве будет называться «социальное воспитание». Это поправки в Семейный, и главное — в Трудовой кодекс. Правда, пока чиновникам из Минтруда пока не очень понятно, что является предметом труда. Это и тормозит процесс.

Речь идет о том, что регион, если ему это нужно, может по трудовому договору нанимать социальных воспитателей — семью. У нас приемные и патронатные родители заключают гражданско-правовой договор. Здесь речь идет именно о трудовом, что влечет за собой все трудовые обязательства — отпуск, больничный, стаж, пенсия. Регион будет сам определять, для какой категории детей ему нужны социальные воспитатели. Это, конечно, дети-инвалиды, подростки, дети-сиблинги. То есть, как только вы выявили ребенка, его сразу же можно будет передать на воспитание в такую подготовленную семью, минуя детский дом.

Схема такая: в начале устанавливается опека или попечительство над ребенком, то есть, семья 24 часа в сутки является опекунами этого ребенка. В дополнение к этому она заключает трудовой договор о том, что родители будут реализовывать специальную программу реабилитации ребенка. За это они будут получать зарплату. У них будет отпуск, который будет компенсироваться деньгами, они смогут оформить больничный и так далее. Они работают 8 часов в сутки, все остальное время они — опекуны, поэтому никаких разговоров о переработках в воскресные дни (то, на что наткнулась Белоруссия, реализуя у себя похожую схему), не будет.

При этом если вы больше не хотите «работать», вы можете отказаться от трудового договора, и по-прежнему оставаться просто опекунами.

— Я знаю, что существует школа приемных родителей, через которую проходят все кандидаты. К тому, чтобы взять в семью ребенка с инвалидностью там готовят как-то по-особому?

— Для семей, которые готовы взять ребенка с инвалидностью, важна специальная подготовка. Поэтому сейчас Минобр разрабатывает рекомендации по дополнительному модулю в рамках школы приемных родителей. Я сейчас не готова сказать, каким будет объем этого модуля, вместо чего-то он будет идти или дополнительно. Все это мы узнаем уже в конце года.

С 2012 до 2014 года численность детей в банке данных сократилось на 31%, при этом, число детей с инвалидностью увеличилось на 60%. У нас очень мощно инвалидизируется банк данных, поскольку таких детей устроить в семьи сложнее всего.

Кстати, очень хорошо «разбирают», если можно употребить такое слово, детей с синдромом Дауна. Во многом это происходит благодаря хорошей работе Даунсайд Ап, который оказывает помощь таким семьям. Кроме того, очень важно, что те медийные лица, у которых свои дети с синдромом Дауна, не отказываются от них, не стесняются их. Очевидно, это тоже имеет свой эффект.

— И все же, несмотря на серьезную подготовку, нередко родители не справляются, и дети вновь оказываются в приютах…

— Да, по результатам 2015 года возврат слегка вырос. Это очень настораживающий фактор. Причем, каждый четвертый родитель, который вернул ребенка, прошел школу приемных родителей. Почему это произошло, нужно разбираться. Возможно, дело в том, что не в полную силу пока работает служба сопровождения. Она пока тоже добровольная.

— Как вы считаете, то, что в банке данных растет доля инвалидов, как-то связано с «законом Димы Яковлева»?

— Про этот закон уже можно забыть. Он, конечно, имеет свою моральную сторону. Но в то же время именно он стал катализатором тех процессов, которые начали происходить здесь, в России.

Усыновители начали брать инвалидов. Конечно, многие не справляются. Но это еще не означает, что они их возвращают, хотя приходится сложно. Плохо другое. На мой взгляд, благодаря сильной поддержке со стороны государства у некоторых семей начала формироваться иждивенческая позиция. Выплаты большие, детей взяли, в руках оказались хорошие деньги, возросли аппетиты — оформить ипотеку, взять в кредит машину получше. А нужно ведь и детей содержать. И вот многие приходят и говорят: «А дайте нам еще детей-инвалидов, нам нужно гасить кредит».

А некоторые говорят: «Не хотите делать того, о чем я прошу — я отдам ребенка». В таких случаях я всегда говорю — отдавайте!

Вот это иждивенчество и наглость стали проявляться, особенно в спецпроектах, где сулят немалые деньги.

Выход — социальное сопровождение, усиление контроля и дотошный отбор кандидатов. Мы уже несколько лет бьемся за то, чтобы ввести обязательное психологическое обследование.

А то ведь как удобно взять детей, например, с расстройством аутического спектра, которые ничего не скажут, и предъявлять их в случае проверки.

— С нового года материнский капитал разрешили тратить на реабилитацию детей-инвалидов. Поможет ли это сократить число отказов?

— Думаю, да, процент отказов сократится. У нас есть определенный процент родителей, которые вынуждены сдавать детей государству только потому, что нет денег. Ведь дети-инвалиды — это намного сложнее, чем обычные, здоровые.

Чем мы в этом отношении отличаемся от Штатов? Мы быстрее устраиваем детей в семьи — у них это очень сложный и длительный процесс. Но там вообще крайне мало детей-инвалидов в системе, потому что поддержка семей с детьми-инвалидами очень сильная. А у нас, увы, нет. То есть, с этим нам тоже придется поработать.

Фото - фотобанк Лори

Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

К ноябрю 2016 года в новые семьи уже устроены более 90 процентов столичных детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. сайт рассказывает, на какие льготы могут рассчитывать новые папы и мамы, чем отличается усыновление от опеки и как взять ребёнка в семью.

Число москвичей, небезразличных к судьбе воспитанников детских домов, увеличивается с каждым годом. Количество приёмных семей только за девять месяцев 2016 года возросло на 4,3 процента — с 2537 до 2646 семей, а новый дом в приемных семьях обрели 240 детей.

За последние шесть лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обрели новую семью, увеличилось на 48 процентов.

Центры содействия семейному воспитанию

Все школы-интернаты, детские дома и дома ребёнка, а также интернаты для умственно отсталых детей города Москвы к концу 2015 года были преобразованы в центры содействия семейному воспитанию. Здесь жители могут пообщаться детьми, узнать, как оформить опекунство или патронат, стать приёмными родителями или усыновить ребят.

В Москве работает 31 государственный центр и ещё 7 частных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом число детей, воспитывающихся в них, с начала 2016 года сократилась на 20 процентов — с 2473 до 1980 человек. В основном это ребята старше 10 лет и с ограниченными возможностями здоровья, в том числе страдающие синдромом Дауна. В целом за шесть лет число воспитанников в интернатных учреждениях сократилось более чем в два раза.

Более 18,7 тысячи ребят воспитываются в замещающих семьях. Самая распространённая форма семейного устройства — безвозмездная опека (попечительство), далее следуют усыновление, приёмная семья.

Опека и попечительство

Сейчас в городе 7,6 тысячи опекунских семей, в которых воспитываются почти 8,6 тысячи ребят.

Опекунами и попечителями становятся совершеннолетние дееспособные граждане, чаще всего родственники детей. При этом учитываются нравственные качества человека и желание самого ребёнка.

Опекуны назначаются для несовершеннолетних граждан до 14 лет. Они становятся законными представителями и могут действовать от их имени, обязуются воспитывать детей, дать им образование, заботиться и защищать их интересы. Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекун становится попечителем. Попечительство прекращается, когда воспитаннику исполняется 18 лет либо когда он вступает в брак.

Опекунам (попечителям) выплачиваются денежные средства на содержание ребёнка, оказывается поддержка в организации его обучения, отдыха и лечения.

Проживая у опекунов, ребёнок может при желании видеться с кровными родственниками. А вот сменить фамилию или дату рождения детей при опеке не удастся.

Усыновление (удочерение)

С начала года в Москве усыновили 187 детей. Всего в городе сейчас более 5,1 тысячи семей, где воспитываются 5,7 тысячи усыновленных детей.

При усыновлении лица, принявшие в свою семью ребёнка, приобретают все родительские права и обязанности. Усыновители дают ребёнку свою фамилию и воспитывают как собственного.

Разница в возрасте между будущими родителями и ребёнком должна быть больше 16 лет. Усыновителями могут стать только дееспособные граждане, не имеющие судимостей по тяжким статьям, при условии, что у них есть жильё и необходимый доход. Не отдадут детей в семьи, где родители употребляют алкоголь или наркотики, являются носителями инфекций, страдают психическими заболеваниями или ранее лишались родительских прав либо были отстранены от исполнения обязанностей опекуна.

Приёмные семьи

За девять месяцев 2016 года в столице появилось 109 приёмных семей, в которые взяли 240 детей. Всего в городе насчитывается 2,6 тысячи приемных семей. В них воспитываются 4412 ребят.

Такая семья создаётся по договору, заключаемому с органами опеки и попечительства. Приёмные родители становятся официальными опекунами ребёнка и его законными представителями. Но в отличие от обычных опекунов они за свои услуги получают вознаграждение.

Родителями могут стать как супружеские пары, так и одинокие граждане. Главное — не иметь тяжёлых заболеваний и судимостей, не употреблять наркотики и алкоголь, а также быть в состоянии обеспечить ребёнка всем необходимым для жизни и учёбы.

Научиться быть родителем

Супруги, которые хотят усыновить или взять под опеку детей, могут получить консультации специалистов в школах приемных родителей. Здесь подскажут, какие документы необходимо подготовить, на какие льготы можно рассчитывать, как помочь ребёнку адаптироваться в новой семье и избежать конфликтных ситуаций, а также как необходимо воспитывать ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в городе работает 57 школ приёмных родителей. Только за девять месяцев этого года в них прошли подготовку 2637 человек. Ещё 54 организации осуществляют сопровождение замещающих семей. Договоры о сопровождении заключены с 1149 семьями, где воспитываются 1754 ребёнка.

Социальные выплаты семьям с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей

При передаче ребёнка на воспитание в семью столичными органами соцзащиты выплачивается единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Пособие выплачивается при всех формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приёмную семью). Размер пособия составляет:

— для лиц, усыновивших ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, — 118 529 рублей 25 копеек;

— для лиц, принявших ребёнка-сироту, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в приёмную семью или под опеку (попечительство), а также для лиц, усыновивших ребёнка-сироту, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не являющегося инвалидом, ребёнка младше семи лет или ребёнка, не усыновлённого одновременно с братом (сестрой), — 15 512 рублей 65 копеек.

В прошлом году пособие выплачено на 2304 детей, переданных на воспитание в семью, в том числе родители 106 детей получили максимальный размер пособия. С начала этого года его получили родители 1855 детей. Семьи 100 ребят — по 118,5 тысячи рублей.

Кроме того, семьям начисляется ежемесячная выплата за счёт столичного бюджета. С 1 января этого года размер ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов, попечителей, приёмных родителей, патронатных воспитателей, а также ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 года ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, увеличен на 10 процентов и составляет от 16,5 тысячи до 27,5 тысячи рублей в месяц в зависимости от возраста, числа детей и состояния их здоровья.

С 01 января также увеличен размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого приемным родителям (патронатным воспитателям).

Приёмные родители и патронатные воспитатели ежемесячно получают вознаграждение в размере 16,7 тысячи рублей за каждого приёмного ребенка, а выплата за ребёнка-инвалида увеличена до 28 390 рублей. При этом в семьях с одним-двумя детьми выплаты получает только один из родителей, а при воспитании более трёх детей ежемесячное вознаграждение полагается обоим супругам за каждого ребёнка.

Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребёнка в Москве зависит от очередности усыновления детей и составляет 76,9 тысячи рублей, 107,7 тысячи рублей или 153,8 тысячи рублей.

Кроме того, город возмещает семьям расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и телефона, обеспечивает бесплатный проезд на общественном транспорте. Детям ежегодно предоставляются путёвки для отдыха, а раз в два года они могут отдохнуть вместе с приёмными родителями. Также с 2014 года приёмным семьям компенсируют часть стоимости — до 45 тысяч рублей — самостоятельно приобретённых путёвок.

После достижения совершеннолетия сиротам или детям без попечения родителей, не имеющим закреплённого за ними жилого помещения, предоставляется жильё, соответствующее установленным социальным нормам.

Новой семьёй — в новый дом

С 2014 года в столице запущен проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста и (или) детей-инвалидов.

Семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей-сирот, трое из которых старше 10 лет и (или) являются инвалидами, получают жильё для комфортного проживания большой семьи. Площадь дома или квартиры рассчитывается по норме от 10 до 18 квадратных метров на каждого члена семьи (родители, их родные несовершеннолетние дети и приёмные дети).

Если супруги состоят в браке не менее трёх лет и успешно проходят психологическую диагностику, то с ними заключается договор безвозмездного пользования жилым помещением на 10 лет. После этого срока семья вправе получить квартиру по договору социального найма.

Участниками проекта стали 34 приёмные семьи, в которые были переданы 203 ребёнка. Из них 63 ребёнка-инвалида, 93 ребёнка — старше 10 лет.

По-настоящему семейная премия

За значительный вклад в развитие семейного устройства жители и организации отмечаются премией «Крылья аиста». Лауреаты получают памятный знак — статуэтку, изображающую летящего аиста и ребёнка.

Лауреатами премии «Крылья аиста» в одной из самых значимых номинаций «Усыновителям, опекунам (попечителям), приёмной или патронатной семье за особый личный вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» стала семья Наталии и Валерия Журавлёвых. Они воспитывают трёх родных и 15 приёмных детей, у шести из которых синдром Дауна. При этом супруги оказали содействие в передаче на воспитание в другие семьи ещё 38 детей с таким диагнозом.

А премию среди общественных организаций получил Свято-Софийский детский дом, ставший одним из первых в России негосударственных детских домов для инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Сейчас в нём 22 ребёнка. Сотрудники ищут им семьи. А о тех, кто останется в этом учреждении, будут заботится даже после их совершеннолетия.

Здесь у детей есть возможности не только для обучения, но и для социальной адаптации — в этом им помогают волонтёры.

В этом году появилась новая номинация — «Персона». Премию в этой номинации вручают за особый личный вклад в развитие семейного устройства. Её получил доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ Галина Семья.

В Российской Федерации приоритетным считается воспитание детей в семье. Государством разрабатываются и выполняются мероприятия, направленные на стимулирование граждан к усыновлению, то есть принятию сирот в свои ячейки общества. Немаловажной их частью являются льготы при усыновлении ребенка. Рассмотрим, на какие виды льгот усыновители могут рассчитывать в 2019-2020 году.

Общее понятие

Усыновлением называют процесс принятия в семейство малыша, оставшегося без родительского попечения. Термин воспринимается в общем порядке, безотносительно к его полу. В процессе усыновления обе стороны обретают права и обязанности по отношению друг к другу, ничем не отличимые от правоотношений в обычной семье.

Усыновитель берет на себя обязанность в отношении ребенка:

  • по его материальному обеспечению;
  • по созданию условий для получения образования, в том числе профессионального;
  • по обеспечению комфортных условий проживания.

Усыновленный малыш получает все права родного. Кроме того, у него появляются те же обязанности в отношении новых родителей.

Важно! Органы опеки и попечительства обязаны следить за исполнением родителями-усыновителями долга. В случае выявления серьезных нарушений и злоупотреблений, они обращаются в суд за отменой усыновления.

Государственная поддержка усыновления


В федеральном законодательстве содержится ряд преференций для родителей - усыновителей.
Их можно условно разделить на следующие группы:

  • социальная поддержка;
  • налоговые льготы;
  • преференции в области трудовой деятельности.
Важно! Местные льготы для усыновителей более разнообразны. Однако они сводятся к мерам социальной поддержки семей, воспитывающих сирот.

Семейство, принявшее чужого ребенка, может претендовать на такие меры социальной поддержки:

  • декретный отпуск со всеми выплатами (если взяли малыша до 3 месяцев от роду);
  • получение сертификата на материнский капитал (при условии, что в семье двое и более детей);
  • единовременное пособие при усыновлении;
  • ежемесячные выплаты матери до достижения ребенком 1,5 лет;
  • льготное зачисление и бесплатное питание в детсадах и школе;
  • бесплатные лекарства на деток до 3-х лет;
  • возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ;
  • возмещение 50% стоимости расходов на детсад.
Льготы положены только в том случае, если ребенок усыновлен из детдома. Если усыновляют детей супруга от предыдущего брака, льготы не предоставляются. Кроме отпуска по уходу за малышом.

Законодательство не делает разницы между родителями. Декрет и ежемесячные выплаты могут предоставляться и отцу по желанию.

На кого распространяется действие государственных программ поддержки

Назначение преференций и их материальное выражение зависит от условий усыновления, в том числе здоровья детей. Так, единовременное пособие при приеме в семейство таково:

Вместе с тем льготы в области трудовых отношений распространяются исключительно на людей, имеющих официальное место службы. Например, к ним относятся такие преференции, как:

  • ограничения по привлечению к ночным сменам, сверхурочным работам;
  • запрет на работу в выходные и праздничные дни;
  • предоставление отпуска в летний период.
Внимание! Преференции для работающих родителей описаны в ст. 264 Трудового кодекса (ТК). Они одинаковы для биологических родителей и усыновителей.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Меры финансовой поддержки усыновителей

Выплаты людям, принявшим на воспитание неродных детей, можно еще разделить на:

  • общие;
  • специальные.

Под первыми имеются в виде те пособия и льготы, которые положены биологическим родителям. В то же время существуют выплаты, начисляемые только усыновителям.

Декретные деньги

Если малышу, переданному в семейство, менее трех месяцев, то один из родителей имеет право оформить декрет. На практике это делается в том же порядке, что и при рождении дитя:

  1. Следует обратиться в женскую консультацию с документами.
  2. Доктор поставит женщину на учет и выдаст больничный лист.
  3. Этот документ передается в администрацию предприятия.
  4. Бухгалтерия начислит и выплатит обычное пособие по беременности.
Важно! При усыновлении двойни срок запроса на пособие продлевается до 110 дней, обычно он равен 70 суткам.

Единовременная выплата усыновителю


Данный вид выплат производится единожды. Право на него возникает у семейства сразу после оформления всех документов на принятого ребенка (на практике - решения суда). Сумма зависит от возраста и состояния здоровья усыновленного, количества принятых детей.

Выше приведены суммы пособия, выплачиваемого в 2018 году, на здорового ребенка и дитя, имеющего ограничения по здоровью.

Кроме того, повышенные выплаты (124 929,83 руб.) положены, если:

  • ребенку более 7 лет;
  • в семейство принимают братьев или сестер (платится на каждого).
Внимание! Если малыша усыновляют вторично, и данный вид пособия получен предыдущим семейством, то следующим родителям его не выплачивают.
Как получить


Единовременная выплата автоматически не назначается. За ней следует обратиться персонально человеку, которому суд установил родительские права. Для этого следует подготовить копии таких официальных бумаг:

  • судебное решение о легитимации факта усыновления (должно быть в силе);
  • если у ребенка есть установленные ограничения по здоровью, их подтверждают соответствующей справкой, выданной медико-социальной экспертизой;
  • когда семья приняла братьев или сестер, нужны бумаги, подтверждающие таковой факт.
Важно! За выплатой пособия необходимо обратиться в течение полугода со дня вступления в силу судебного решения. Иначе придется опять обращаться в судебный орган.

Документы нужно отнести в местную администрацию (органы опеки). Выплаты производятся через десять дней, при условии предоставления достоверных и полных сведений.

Важно! Если в судебном решении указаны обстоятельства, увеличивающие выплаты (ребенок-инвалид, возраст усыновленного или прием в семейство братьев и сестер), то дополнительных бумаг не требуется.

Пособие по уходу до полутора лет


Размер данного вида выплат вычисляется обычным способом: на основании среднего заработка за последние два года. Величина его составляет 40% от показателя. Минимальные суммы с 1 февраля 2017 года составляли:

  • на первого малыша (считаются все дети в семье: родные и усыновленные) - 3056,69 руб.;
  • на второго и последующих - 6131,37 руб.
Внимание! Выплаты производятся предприятием, оформившим отпуск по уходу за малышом родителю - усыновителю (маме или папе) на основании свидетельства о рождении (решение суда предоставлять необязательно).

Материнский капитал


В Федеральном законе № 256-ФЗ заложена возможность выделения семьям, усыновившим второго и последующих детей, материнского капитала. Размер его в 2017 году составлял 453 026 рублей.

Внимание! Условия получения сертификата следующие:

  • факт усыновления должен датироваться периодом с 01.01.2007 до 31.12.2018;
  • в семействе должно воспитываться двое и более детей (независимо от степени родства).

Потратить средства маткапитала разрешено только в четырех направлениях:

  • приобретение или реконструкция (возведение) жилья;
  • детское образование;
  • пенсионное обеспечение мамы;
  • реабилитационные и абилитационные мероприятия для детей с ограничениями по здоровью.

Налоговые льготы


Разбираясь, что положено при усыновлении ребенка, не стоит забывать о порядке снижения налогового бремени гражданам с детьми. Он одинаков для биологических и приемных мам с папами.

Сумма налогооблагаемого дохода уменьшается:

  • на 1,4 тыс. руб. при усыновлении первого и второго малыша;
  • на 3 тыс. руб. - третьего и последующих;
  • на 12 тыс. руб. - за прием в семейство ребенка-инвалида (за каждого).

Внимание! Преференция предоставляется по месту службы. Для ее получения необходимо обратиться в администрацию предприятия с соответствующими документами:

  • свидетельствами детей о рождении;
  • справкой об инвалидности сына или дочери.
Скачать для просмотра и печати:

Нужен ли отчет об использовании госпомощи


Отечественное законодательство приравнивает институт усыновления к биологическому родству. Это означает, что родители имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей, независимо от кровных уз.

Государство оказывает дополнительную помощь усыновителям для того, чтобы те больше заботились о детях, испытывали меньше трудностей. Отчитываться за бюджетные деньги не нужно.

Внимание! Исполнение родителями обязанностей контролируется органами опеки и попечительства. Это касается всех сфер жизни, в том числе и материального обеспечения ребят.

Региональные меры поддержки усыновителей


Каждый субъект федерации принимает собственные программы, позволяющие помогать семьям, принимающим детей.
К примеру, в столице и области им предоставляется право получить региональный капитал. Его размер составляет 100 000 рублей.

Кроме этого, усыновитель в Москве получает:

  1. Единовременно 30 тыс. руб. Деньги могут быть переведены на счет либо одного из родителей, либо ребенка.
  2. Ежемесячную выплату в размере 10 000 руб. Эта выплата положена только гражданам, успешно выполняющим родительские обязанности, что подтверждает служба опеки.

Внимание! О конкретных преференциях для усыновителей в регионах следует справляться в органах опеки местной администрации.

Вместо заключения


Описанные права и преференции не носят обязательного характера. Получить их граждане могут по заявлению
. Однако никто не обяжет раскрыть тайну усыновления, если родители того не желают.

  1. От выплат можно отказаться, если это связано с моральным аспектом воспитания детей в семействе.
  2. Только этот поступок не отменит проверок специалистов опеки, которые обязаны контролировать условия проживания детей в семьях, принявших их на воспитание.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последнее обновление 07.09.2019

Государство стимулирует граждан к усыновлению, опеке и попечительству детей-сирот. Все три понятия схожи по смыслу, но имеют разный порядок оформления и разные федеральные и региональные выплаты.

Обязанности приёмных родителей и опекунов:

  • обеспечить ребенка материально: одежда, игрушки, и другие необходимые вещи;
  • создать условия для получения образования;
  • создать уютные условия проживания;
  • следить за здоровьем опекаемого, развивать его нравственные и моральные качества;
  • сохранить имущество опекаемого.

В регионах размер пособий и льгот различаются, некоторые из них зависят от величины прожиточного минимума в регионе.

  • Федеральный закон №48 «Об опеке и попечительстве »;
  • Статьи , , Гражданского кодекса РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году »;
  • Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей »;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ п. 2 ч. 1 ст. 219 НК РФ ;
  • Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям ».

Какие выплаты и пособия положены усыновителям, опекунам и попечителям

Родители, усыновившие ребенка или нескольких детей из детского дома, могут рассчитывать на следующие пособия и льготы:

  • со всеми , если малышу меньше трёх месяцев;
  • , если в семье двое и более детей;
  • или опекунстве;
  • льготное зачисление и бесплатное питание в детсадах и школе;

Пособие не выплачивают, если один из супругов усыновляет малышей от предыдущего брака, кроме отпуска по уходу за ребенком. Декрет до 3 лет и ежемесячные выплаты может оформить и усыновитель.

Усыновители имеют право на все пособия и гарантии, такие же как при рождении собственных детей, кроме пособия по беременности и родам. При усыновлении малыша в возрасте до 3 месяцев пособие по беременности и родам выплачивается:

  • при усыновлении одного - со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка;
  • в случае одновременного усыновления двух и более - со дня их усыновления и до истечения 110 календарных дней со дня рождения детей.

Выплачивать пособие будет предприятие, оформившее отпуск по уходу.

Если усыновленный второй в семье или последующий, то семье полагается в размере 453 026 рублей.

С 2018 года на второго малыша до полутора лет в размере . Право на выплату возникает, если доход семьи не превышает 1,5 размера прожиточного минимума.

Для опекунов и попечителей, помимо льгот и пособий, дополнительно установлены ежемесячные выплаты на содержание опекаемого. Размер выплат зависит от .

Оформление опекунства не дает права на материнский (семейный) капитал, в этом его отличие от усыновления, размер доплат будет зависеть от региона РФ. Все выплаты за опекунство должны идти только на нужды опекаемого, их нельзя потратить на себя.

Вид пособия Размер пособия
Выплаты усыновителям
Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением).
  • 5500 - при рождении/усыновлении первого;
  • 14500 - при рождении/усыновлении второго и последующих.
Единовременная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением.
  • на первенца - 5 прожиточных минимумов (93 905 рублей);
  • на второго - 7 прожиточных минимумов (131 467 рублей);
  • на третьего и последующих - 10 прожиточных минимумов (187 810 рублей).
Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим ребенка в Москве после 1 января 2009 года:
Выплаты опекунам и попечителям
Пособия на содержание опекаемого.
  • 16 500 руб. - на малышей в возрасте от 0 до 12 лет;
  • 22 000 руб. - от 12 лет до 18 лет;
  • 19 800 руб. - до 12 лет, если в семью устроены трое и более;
  • 25 300 руб. - от 12 до 18 лет, если в семью устроены трое и более опекаемых.
  • 27 500 руб. - на каждого ребенка-инвалида.
Ежемесячная компенсационная выплата опекуну (попечителю) на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный. 928 рублей
Ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей. 3 000 рублей

В Ивановской области

О конкретных пособия и льготах для усыновителей, опекунов и попечителей в регионах нужно узнавать в органах опеки местной администрации.

Алименты на усыновленного ребенка

Существует три вида усыновления:

  1. Супружеская пара может усыновить малыша из приюта или детского дома.
  2. Если родного родителя лишили родительских прав, но мать/отец вновь создают семью, то новый супруг/супруга может усыновить ребенка.
  3. Если один из родителей умер, но мать/отец вновь создают семью, то новый супруг/супруга может стать приемным родителем.

В случае развода или потери родительских прав, усыновители должны платить алименты на усыновленного до его совершеннолетия. Так как после оформления усыновления приемные родители/родитель приобретают те же обязанности, что и родные родители/родитель и от алиментов отказаться не могут.

Размер алиментов на усыновленного такой же, как и на родного:

  • на одного - 25 % общего дохода алиментщика;
  • на двоих - 33 % общего дохода;
  • на троих и более - 50 % общего дохода.

Безработные дееспособные родители должны платить алименты, в этом случае сумму алиментов фиксируют и оформляют порядок выплаты через суд или добровольное соглашение.

Как оформить выплаты

Единовременное пособие при оформлении усыновления/опекунства/попечительства назначает и выплачивает соцзащита по месту жительства, для этого нужно предоставить в отделение следующие документы:

  • заявление;
  • копию решения суда об усыновлении;
  • при усыновлении ребенка-инвалида справку, подтверждающую инвалидность;
  • при усыновлении братьев и/или сестер документы, подтверждающие родственные отношения.

В течение 10 дней с даты приема заявления, начнут выплачивать пособия. Заявление и все необходимые документы можно переслать по почте, тогда днем приема заявления считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления.

Пособие назначают, если его оформили не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Для оформления декретного отпуска по уходу за усыновленным ребенком до 3 месяцев и получения всех положенных выплат, нужно обратиться в женскую консультацию с документами об усыновлении: врач оформит больничный лист, на основании которого бухгалтер начислит пособия.

Ежемесячные выплаты опекунам/попечителям начисляют из средств бюджета субъекта. Для оформления выплаты орган опеки передает необходимые документы и сведения в органы соцзащиты, ФСС или ПФР:

  • паспорт опекуна и свидетельство о рождении опекаемого;
  • реквизиты расчетного счета заявителя;
  • заявление опекуна о назначении социальных выплат;
  • решение суда об установлении опекунства/попечительства;
  • справку о прохождении опекаемым обучения в ВУЗе;
  • справку об инвалидности, если ребенок инвалид;
  • документальные свидетельства о совместном проживании опекуна и ребенка.

В течение 10 дней с даты приема документов должны назначить выплаты.

Органы опеки и попечительства внимательно следят за исполнением обязанностей родителями-усыновителями, если будут выявлены серьезные нарушения прав ребенка, то они обратятся в суд за отменой усыновления.

Если ребенка вернули в детский дом, то все выплаты за него также нужно будет вернуть. Если родители потратили средства не на ребенка, этот процесс проходит в судебном порядке.

Какие льготы положены усыновителям, опекунам и попечителям

Вместе с денежными пособиями опекуны имеют право на трудовые и налоговые льготы, а в случае оформления опеки над детьми-инвалидами еще и льготы для улучшения жилищных условий.

К трудовым льготам относятся:

  • декретный отпуск до 3 лет;
  • больничный по уходу за ребенком;
  • право на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
  • право не работать в ночное время, если есть дошкольники до 5 лет;
  • право получить четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, если опекаемый имеет инвалидность;
  • право получить ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное время, если ребенок инвалид;
  • право на часть (не менее 14 дней) ежегодного оплачиваемого отпуска для сопровождения опекаемого при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, которое расположено вне населенного пункта проживания опекуна. Отпуск предоставляется для каждого из детей по одному разу.

При усыновлении ребенка, работающий родитель вправе получить

Сумма налогооблагаемого дохода уменьшается:

  • на 1400 рублей на первого и второго;
  • на 3000 рублей - третьего и последующих;
  • на 6000 рублей - при опеке ребенка-инвалида;
  • на 12 000 рублей - при усыновлении ребенка-инвалида (за каждого).

Чтобы получить льготу, нужно обратиться в бухгалтерию предприятия со свидетельством о рождении ребенка и справкой об инвалидности (при необходимости).

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному опекуну.

Родители-усыновители на работе имеют дополнительные льготы:

  • их нельзя привлекать к работе в ночное время и к работе сверхурочно;
  • привлекать к работе в выходные и праздничные дни;
  • ежегодный отпуск должен быть предоставлен летом.

Льготы для опекунов детей-инвалидов:

  • предоставление жилья за государственный счет;
  • 50% скидка на оплату ЖКХ;
  • возможность получить земельный участок для строительства дома или подсобного хозяйства безвозмездно.

Главное

Усыновление - это принятие ребенка в семью. Лица, усыновившие ребенка, становятся его законными родителями с возложением на них всех юридических прав и обязанностей. Усыновление регулируется Семейным кодексом Российской Федерации глава 19.

Опекунство - это воспитание ребенка из другой семьи в возрасте до 14 лет. Опекуны не получают родительских прав, предполагается, что настоящие биологические родители не лишаются своих прав.

Попечительство - это форма опекунства, только возраст опекаемых от 14 до 18 лет.

  • в случае усыновления, ребенок получит такие же права, как и родной, родители смогут претендовать на все виды детских пособий и льгот в своем регионе;
  • в случае опеки или попечительства, за биологическими родителями остается право забрать своего ребенка из приемной семьи или периодически видеться с ним;
  • опекуны также могут рассчитывать на детские пособия, кроме материнского капитала. Усыновители обязаны будут платить алименты в случае развода или лишения родительских прав до совершеннолетия ребенка;
  • порядок оформления документов и перечень пособий и льгот для желающих усыновить ребенка или взять его под опеку можно узнать в органах опеки по месту регистрации.

Если ребенка вернули в детский дом, органы опеки могут через суд вернуть выплаченные пособия.