Психические расстройства – факторы риска. Психическое здоровье и факторы, влияющие на психическое здоровье

Ст преподаватель Малышева Н.И.
Факторы риска нарушения психологического здоровья

младших школьников.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения : основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития (И.В.Дубровина). Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Какие условия приводят к нарушению психологического здоровья младших школьников? Что становится факторами риска? Риск может исходить извне (объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).

Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы именно для младшего школьного возраста, т.к. с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки. Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы:


  • Семейные.

  • Связанные с детскими учреждениями .
Первые годы обучения в школе становятся своего рода «лакмусом» для выявления ранних нарушений развития. Тогда выходят на поверхность семейные факторы. Ранние аномалии личностного развития при переходе в школу имеют тенденцию заново активизироваться.

Нередко корни школьных проблем ребенка лежат в одном из ранних возрастных периодов.

Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития? (3.15)

Младенчество (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявится много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящие к сверхстимуляции ребенка.

Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. (5.206)

Ранний возраст (от года до трех лет)

В раннем детском возрасте взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознаёт себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторые удаления от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребёнком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации. (5.224)

Дошкольный возраст (от трёх до шести лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка. Факторы риска в дошкольном возрасте:

а) Стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме. Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идёт им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации- одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать, в своём поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет обращаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.

б) Родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создаёт предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны , следствие чрезмерной потребности в явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать своё поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.

в) Связь с детскими учреждениями. Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым- воспитателем - во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми.

В детском саду у ребенка может возникнуть серьёзный внутренний конфликт в случае раздоров со сверстниками.

Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при жестком взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. И ещё раз повторим, что для развития психологически здоровой личности безусловно необходим опыт борьбы, приводящий к успеху. (5.240)

Младший школьный возраст.

Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. Если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции. (2.11)

О.А. Лосева отмечает, что процесс адаптации к учебному заведению может протекать по-разному у детей с различным состоянием здоровья: легким, средним и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти . При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация проходит тяжело, при этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начало учебного года к концу.

Адаптированным же чаще всего называют того ребенка, который вписывается в школьную систему норм и требований , кающихся в первую очередь- овладение учебным материалом, и межличностных отношений в классе. М.Р. Битянова отмечает, что «иногда более гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьёзных внутренних потерь, ухудшение самочувствия, настроения, самооценки» (1.5)

«Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде (сфера деятельности), но и способность к дальнейшему личностному (сфера самосознания), социальному (сфера общения) развитию» (А.Л. Венгер)

Г.В. Овчарова отмечает, что понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей , возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. К таким трудностям автор относит:


  1. Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, поскольку у ребенка наблюдаются недостаточно интеллектуальное и психомоторное развитие.

  2. Неспособность произвольно управлять своим поведением.

  3. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречаются у соматически ослабленных детей , детей с задержкой развития, со слабым типом нервной системой).

  4. Неумение разрешить противоречия между семейным и школьным «мы», т.е. школьный невроз или «фобия школы».
Анализируя перечисленные Р.В. Овчаровой трудности, можно заключить, что решение второй и третей проблем будет зависеть от способностей развития сферы общения.

Из выше сказанного следует, что основные сферы дезадаптации младших школьников - это:

Трудности в школе - ожидание неудачи, неверие в свои силы , страх наказания;

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками;

Трудности во взаимоотношениях с родителями – опасение не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказания;

Депрессивная симптоматика

Реальные и ирреальные страхи и другие эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, замкнутость). (1.30)

Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.

Примечание:


  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1998, с.112.

  2. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. – М., 1990, с. 166.

  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М., 1997, с. 162.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996, с. 372.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., Сфера, 1996, с. 238.

Фактор риска - это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Здоровье: определение

Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности. Относительно состояния человеческого организма применяется понятие «норма» - соответствие значения определенных параметров в диапазоне, выработанном медициной и наукой.

Любое отклонение является признаком и доказательством ухудшения здоровья, что внешне выражается как измеримое нарушение функций организма и изменение его адаптивных возможностей. Вместе с тем здоровье - это состояние не только физического благополучия, а также социального и духовного равновесия.

Фактор риска: определение, классификация

Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции.

По степени влияния на здоровье различаются следующие факторы риска заболеваний:

1. Первичные. Обусловлены:

  • неправильным образом жизни. Это злоупотребление алкоголем, курение, несбалансированное питание, неблагоприятные материально-бытовые условия, плохой моральный климат в семье, постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, употребление наркотиков, слабый образовательный и культурный уровень;
  • повышенным содержанием холестерина в крови;
  • отягощенной наследственностью и генетическим риском;
  • загрязненной окружающей средой, повышенным и магнитных излучений, резкой сменой атмосферных параметров;
  • неудовлетворительной работой служб здравоохранения, заключающейся в низком качестве оказываемой медицинской помощи, несвоевременности ее предоставления.

2. Вторичные основные факторы риска, сопутствующие таким болезням, как атеросклероз, сахарный диабет, артериальная гипертензия и прочие.

Внешние и внутренние факторы риска

Факторы риска заболеваний различаются:

Внешние (экономические, экологические);

Личностные (внутренние), зависящие от самого человека и особенностей его поведения (наследственная предрасположенность, повышенное содержание в крови холестерина, гиподинамия, курение). Сочетание двух и более факторов в разы усиливает их эффект.

Факторы риска: управляемые и неуправляемые

По эффективности устранения основные факторы риска заболеваний различаются по двум критериям: управляемые и неуправляемые.

К неуправляемым, либо неустранимым, факторам (с которыми приходится считаться, но изменить их нет возможности) относится:

  • возраст. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, в большей степени подвержены появлению различных болезней в сравнении с молодым поколением. Именно в период осознанной зрелости происходит практически одновременное обострение всех болезней, которые человек успел «накопить» за годы жизни;
  • пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояние продолжительной ограниченности движений и обездвиженность в сравнении с мужской половиной человечества;
  • наследственность. Каждый человек имеет определенную предрасположенность к заболеваниям в зависимости от унаследованных генов. По наследству передаются гемофилия, муковисцидоз. Наследственная предрасположенность имеется у таких болезней, как атеросклероз, диабет, язвенная болезнь, экзема, гипертония. Их возникновение и протекание происходит под влиянием определенного

Управляемый фактор риска: определение

Управляемый фактор - тот, который при желании человека, его целеустремленности, настойчивости и силе воли может быть устранен:

Курение. Люди, привыкшие регулярно дышать табачным дымом, в два раза чаще умирают от болезней сердца, чем некурящие. Фактор риска - это одна сигарета, способная повысить давление на 15 минут, а при постоянном курении увеличивается тонус сосудов и понижается эффективность лекарственных средств. При выкуривании 5 сигарет в день риск смерти повышается на 40 %, пачки - на 400 %.

Злоупотребление спиртным. Минимальное потребление алкоголя существенно снижает риск заболевания сердечно-сосудистой системы. Вероятность смертельного исхода повышена у людей, злоупотребляющих спиртными напитками.

Чрезмерный вес. Не только повышает риск заболевания, но и крайне негативно влияет на уже присутствующие болезни. Опасность несет так называемое центральное ожирение, когда откладывание жира происходит на животе. Наиболее распространенной причиной избыточного веса является семейный фактор риска. переедать, малоподвижность (недостаточная физическая активность), рацион с повышенным содержанием углеводов и жиров.

Постоянная тяжелая физическая нагрузка. Таковой считается тяжелая работа, выполняемая на протяжении большей части дня и связанная с активным движением, сильной усталостью, поднятием или ношением тяжестей. Профессиональные занятия спортом, связанным с хроническими чрезмерными нагрузками на опорно-двигательный аппарат (бодибилдинг, в несколько раз увеличивают риск возникновения остеопороза из-за постоянных нагрузок суставов.

Недостаточная физическая активность - тоже управляемый фактор риска. Это отрицательное воздействие на тонус тела, понижение выносливости организма, уменьшение сопротивляемости воздействию внешних факторов.

Неправильное питание. Может быть обусловлено:

  • приемом пищи без чувства голода,
  • употреблением в больших количествах соли, сахара, жирных и жареных продуктов,
  • приемом пищи на ходу, в ночное время, перед телевизором либо за чтением газеты,
  • употреблением еды в слишком больших или слишком малых количествах,
  • недостатком в рационе фруктов и овощей,
  • неправильным завтраком либо его отсутствием,
  • сытным поздним ужином,
  • отсутствием примерного режима питания,
  • употреблением недостаточного количества воды,
  • изнурением организма различными диетами и голоданием.

Стресс. В таком состоянии организм функционирует неполноценно, обусловливая тем самым развитие различного рода болезней, а острый стресс способен стать толчком к возникновению сердечного приступа, несущего опасность для жизни.

Присутствие хотя бы одного из упомянутых факторов риска повышает смертность в 3 раза, сочетание нескольких - в 5-7 раз.

Болезни суставов

Наиболее распространенными у человека заболеваниями суставов являются:

Остеоартроз. Риск возникновения болезни увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет остеоартрозом поражены 87 % людей, в то время как до 45 лет - 2 %;

Остеопороз - системное заболевание, сопровождающееся снижением прочности костей, что повышает риск переломов даже при минимальной травме. Чаще всего встречается у женщин старше 60 лет;

Остеохондроз - заболевание позвоночника, при котором возникает дегенеративно-дистрофическое поражение тел позвонков, межпозвонковых дисков, связок и мышц.

Основные факторы риска заболеваний суставов

Помимо общих факторов риска (наследственность, возраст, избыточный вес), несущих опасность всему организму, обусловить заболевания суставов могут:

  • нерациональное питание, провоцирующее дефицит микроэлементов в организме;
  • бактериальная инфекция;
  • травмы;
  • чрезмерная физическая активность или, наоборот, гиподинамия;
  • операции, проведенные на суставах;
  • избыточный вес.

Болезни нервной системы

Самыми распространенными заболеваниями центральной нервной системы являются:

Стресс - постоянный спутник современного образа жизни, особенно это относится к жителям крупных городов. Усугубляется данное состояние неудовлетворительной финансовой ситуацией, социальным упадком, кризисными явлениями, личностными и семейными проблемами. С постоянным стрессом живет около 80 % взрослого населения развитых стран.

Синдром хронической усталости. Привычное явление современного мира, особенно актуальное для трудоспособного населения. Крайней степенью синдрома считается синдром выгорания, выражающийся усталостью, слабостью, вялостью, отсутствием психологического тонуса, сменяющегося ощущением безразличия, безысходности и полного отсутствия желания что-либо делать.

Невроз. Обусловленный жизнью в мегаполисах, конкурентным характером современного общества, стремительностью производства, торговли и потребления, информационной перегрузкой.

Факторы риска болезней нервной системы

Основные факторы риска заболеваний органов нервной системы следующие:

  • затянувшиеся болезни и частые рецидивы приводят к нарушению слаженной работы иммунной системы и истощению жизненных сил, нагружая тем самым деятельность нервной системы;
  • частые депрессии, чувство тревоги, мрачные мысли, вызывающие переутомление и постоянную усталость;
  • отсутствие отпусков и выходных;
  • ведение неправильного образа жизни: стабильное недосыпание, длительное физическое или умственное перенапряжение, недостаток свежего воздуха и солнечного света;
  • вирусы и инфекции. Согласно существующей теории в организм попадают вирусы герпеса, цитомегаловирусы, энтеровирусы, ретровирусы, вызывающие чувство хронической усталости;
  • воздействия, вызывающие ослабление организма, иммунной и нервно-психической сопротивляемости (оперативные вмешательства, наркоз, химиотерапия, неионизирующее облучение (компьютеры);
  • напряженная однообразная работа;
  • психоэмоциональные хронические нагрузки;
  • отсутствие интереса к жизни и жизненных перспектив;
  • гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, хронические заболевания половых путей;
  • климакс.

Факторы, вызывающие болезни дыхательных органов

Одними из наиболее массовых считаются заболевания органов дыхания, страшной разновидностью которых является рак легких. Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких - перечень далеко не полный, но очень опасный.

Факторы риска заболеваний органов дыхания:


Факторы риска болезней кроветворной и иммунной систем

Серьезной проблемой настоящего времени является дефицит иммунитета, определяемый во многом нерациональным и несбалансированным питанием, неблагоприятными и вредными привычками. Если работа иммунной системы четко налажена, дорога вирусам и микробам заказана. Сбой в работе иммунной системы обусловливает возникновение заболеваний разных систем, в том числе и кроветворной. Это лейкозы, анемии, заболевания, связанные с нарушением свертывания крови.

Нарушения психологического здоровья по поведенческим признакам

Ребенок должен учиться обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. Важно гармоничное взаимодействие человека с окружающей средой. Это предполагает гармонию между умением челове-ка адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соот-ветствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью к среде и при-способлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать при-способление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление че-ловека во взрослую жизнь характеризуется тем, что начинают преобладать процессы приспособления к среде, происходит освобождение от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации.

Основываясь на таком понимании нормы, как динамичес-кая адаптация, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта . Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологичес-кого стресса. Для разрешения конфликтов используется ог-ромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принци-пами семейной психологии индивида. По типу разре-шения и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт характеризуется максималь-ным развитием конфликтных структур, он является одним из механизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекват-ной самооценки, самореализации и источником положитель-ных переживаний. М. Кляйн отмечает, что «конфликт и потребность в его преодолении — это фундамен-тальные элементы творчества». Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолют-ного эмоционального комфорта полностью противоречат зако-номерностям нормального развития ребенка.

Деструктивный конфликт приводит к раздвоению личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти-ческих реакций, угрожает эффективности деятельности, тормо-зит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест-рукции существующих межличностных отношений, агрессивно-сти. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротичес-кой тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чув-ства беспомощности и бессилия, а также парализует способ-ность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт. Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем на-личия деструктивного внутреннего конфликта, показателем на-рушения психологического здоровья. Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу-боком изучении личности ребенка.

Рассмотрим причины появления деструктивного внутреннего конфликта . Ряд авторов считают, что определя-ющими в возникновении и содержании внутреннего конфлик-та ребенка являются трудности, возникающие на разных ста-диях созревания его Я. Развитие на этих стадиях понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) мо-жет явиться причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обусловит появление страха новых си-туаций и самостоятельных действий. Однако то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых.

В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблаго-приятными влияниями внешней среды, то есть совпадением со-держания конфликта, вызываемого внешними факторами, с со-держанием уже имеющегося внутреннего конфликта. Тем самым осуществляется усиле-ние внешними факторами внутренних трудностей ребенка и их последующее закрепление. Таким образом, именно резонанс можно считать определяющим в возникновении и содержании внутреннего конфликта ребенка

Какие внешние причины можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Для до-школьников определяющей является семейная ситуация, по-скольку влияние детского сада ею опосредуется. К примеру, ребенок, даже абсолютно неуспешный в детском саду, при поддержке семьи и создании ситуаций успеха в других облас-тях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного с теми или иными трудностями в саду.

Соответственно все семейные факторы риска можно услов-но разделить на три группы:

  • нарушения психологического здоровья самих родителей, и
    в первую очередь их повышенная тревожность или эмоциональная холодность;
  • неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль;
  • нарушения механизмов функционирования семьи, и в первую очередь конфликты между родителями или отсутствие
    одного из родителей.

Неблагоприятное влия- ние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а субъективное восприятие ее ребенком, его отношение к ней. Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых или жизнестойких де-тей, выросших в трудных условиях, но сумевших состояться в жизни. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказала на них негативного влияния? Было проведено доста-точно глубокое изучение личностных особенностей молодых незамужних беременных женщин. Все они выросли в ситуа-ции материнского и отцовского отвержения, некоторые из них подвергались сексуальному и физическому насилию. Однако часть женщин продемонстрировала очень высокий уровень тревоги, другая — низкий, адекватный ситуации, причем вто-рая группа отличалась от первой тем, что женщины принима-ли свое прошлое как объективный факт, а родителей как ре-альных фигур, которые таковы, какие они есть. Уних отсутствовал разрыв между субъективными ожиданиями и объективной реальностью. Таким образом, вто-рая группа женщин отличалась от первой не прошлым опы-том, а отношением к нему. Эти выводы можно распространить на детей. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том слу-чае, если она субъективно воспринимается им как неблагопри-ятная, если она служит источником страдания, чувства рев-ности или зависти к окружающим.

Если внутренний конфликт имеет своим источником пробле-мы младенчества, то есть формирования недоверия к окружа-ющему миру, то резонанс — усиление и закрепление внутреннего конфликта — будет вызываться наличием высокого уров-ня тревоги у самих родителей, что внешне может проявляться как повышенное беспокойство по поводу ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или как тревога в связи со своей профессиональ-ной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуа-цией в стране. Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищенности, ощущением небезопасности окру-жающего мира. Усиливают его педагоги, обладающие этим же чувством. Но они, как правило, прячут его под маской автори-тарности, иногда доходящей до открытой агрессии.

Если внутренний конфликт сформировался в раннем воз- расте (1—3 года), то есть у ребенка не появилась автоном-ная позиция, то к резонансу приведут гиперопека и сверхкон-троль, имеющийся в актуальной семейной ситуации. Под ав-тономной позицией понимается формирование потребности и умений чувствовать, думать, действовать самостоятельно. Ре-бенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чув-ства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать проявления самостоятельных действий. Усиливают это, как и в предыдущем случае, педагоги, сами имеющие тот же внутренний конфликт. Понятно, что внешне они научи-лись его не проявлять, хотя их стремление быть первыми, лучшими, а также супераккуратность, повышенная ответствен-ность и чувство времени могут свидетельствовать о наличии проблем, берущих начало в раннем детстве.

В дошкольномвозрасте ребенок проходит через норматив-ный эдипов конфликт, важный для личностного развития. Мальчики направляют большую часть нежных «обладательных» стремлений на мать, девочки — на отца, соответственно однополый родитель становится соперником. При благоприятных обстоятельствах эдипов конфликт завершается идентифи-кацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием сверх-Я. Особенно важно, что в процессе идентификации с родителями ребенок включает в свое еще неокрепшее Я сильное Я родителей, тем самым существенно укрепляя собственное Я.

Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения. Однако конф-ликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к нарушению эдипова развития. Так, в случае раз-вода родителей или конфликтов между ними он заменяется на конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор в книге «Дети разведенных родителей...» (1995), конфликт лояльности заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: на маминой или на папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказы-ваются его отношения с другим. Следствием конфликта лояль-ности может явиться развитие тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей го-товности к реагированию, излишней покорности, недостаточ-ности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоцио-нальных трудностей ребенка. Более того, нередко нарушения в развитии ребенка в той или иной степени используются ро-дителями в ссорах, а его душевные страдания вменяются в вину друг другу. Возможен несколько иной вариант, когда ро-дители частично переносят на ребенка свои негативные чув-ства к партнеру, что делает их отношения довольно противо-речивыми, имеющими существенный агрессивный компонент. Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагопри-ятные последствия, а только тогда, когда родители бессозна-тельно или осознанно привлекают детей в качестве союзников вборьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приво-дит рождение в семье второго ребенка, в особенности, если до этого старший являлся кумиром семьи. У ребенка появляется чувство оди-ночества. Однако оно нередко возникает у дошкольника и в полной семье, если у ребенка нет возможности вступать с родителями и эмоционально близкие отношения. Причинами этого может быть сильная занятость родителей или стремление заниматься собственной жизнью. Достаточно часто такой ребенок живет рядом с эмоционально холодной матерью, замкнувшейся в собственном одиночестве. Нередко такую семью дополняет одинокий отец. По сути дела, одинокий ребенок страдает от отсутствия сопричастности к людям, поэтому ощущает свою слабость и малоценность.

Однако один и тот же внутренний конфликт по-разному проявляется внешне в зависимости от стиля поведения ребен-ка в конфликте. Современные исследователи выделяют два основных дест- руктивных стиля поведения в конфликте : пассивный и ак- тивный . Пассивный стиль поведения характеризуется стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоя-тельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Некон-структивность проявляется в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Ребенок с преобладанием активных средств, на-оборот, занимает активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктив-ность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

От чего зависит выбор ребенком активных или пассивных средств? По мнению Л. Крейслера, «пара "активность — пассивность" появляется на сцене уже в первый период жизни» (см. Мать, дитя, клиницист, 1994, с. 137), то есть даже младенцев можно различить по преобла-данию активного или пассивного поведения. Более того, уже в младенчестве дети с линией активности и линией пассивностипроявляют различные психосоматические симптомы, напри-мер, пассивные дети склонны к тучности. Можно предположить, что склонность ребенка к активным или пассивным средствам во многом определяется темпераментными особен-ностями, закрепленными, естественно, условиями развития. Ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стили, например, в детском саду и дома. По-этому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведе-ния для конкретного ребенка. Основываясь на стиле поведения в конфликте и его содержании, можно со-ставить классификацию нарушений психологического здоро-вья детей.

Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам

Время появле-ния проблем развития

Личностные нарушения

Нарушение поведения

Активная форма

Пассивная форма

Младенчество

Чувство незащищенности

Защитная агрессивность

Ранний возраст

Чувство несвободы, зависимости

Деструктивная агрессивность

Социальные страхи

Дошкольный

Чувство одиночества

Демонстративная агрессивность

Страх самовыражения

Подростковый возраст

Чувство неполноценности

Компенсатор-ная агрессивность

Страх взросления

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья, представленное на данной схеме, подробно.

Так, если следствием резонанса проблем развития в мла-денчестве и актуальной тревожности родителей является за-крепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего мира, то при наличии у ребенка активной позиции в поведе-нии отчетливо проявится защитная агрессивность . Поясним, что будем понимать под ней, разведем ее понимание с поняти-ем нормативной агрессивности. Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возра-стные периоды — раннем и подростковом возрастах — агрес-сивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления само-стоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие аг-рессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессив-ности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть норма-тивной.

Ненормативнаяагрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного пове-дения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной кото-рой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функ-ция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, кото-рый представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, кото-рый они, как правило, отрицают.

Итак, мы рассмотрели детей с выраженной линией актив-ности, которые используют агрессивное поведение как защит-ный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реаги-рования на окружающую действительность, то в качестве за-щиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи . Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, становится понятным, почему снятие страха одного объекта, например, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов у самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из иссле-дований показало, что коэффициент корреляции между выра-женными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего под-вержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоциональ-ного костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

раннем возрасте . Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоя-тельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном вари-анте у него проявляется деструктивная агрессивность , в пассивном — социальные страхи : не соответствовать обще-принятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия яв-ляются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности — предпосылкой его последующей успешнойсоциализации. Агрессивные действия ребенка — это сооб-щение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодоб-рением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмо-ция, как пишет В. Оклендер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем, чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрес-сивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функ-ция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желани-ях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо. Это позволяет на-звать такую агрессивность деструктивной.

Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассив-ном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведе-ния в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева ими от-рицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осто-рожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова по-ощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими же-ланиями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установ-ленным нормам, требованиям значимых взрослых

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в дошкольном возрасте . В это время для ребенка особо значимы стабильные внутрисе-мейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей, либо их эмоциональная холодность мо-гут привести к депривации потребностей в сопричастности, нарушению эдипова развития. Дети с активным стилем реа-гирования в конфликте могут использовать различные спо-собы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их в отличие от уже описанных нами вариантов — не защита от окружающе-го мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение вни-мания к себе. Поэтому возникает демонстративная агрессивность . В связи с демонстративной агрессивнос-тью можно вспомнить работу Р. Дрейкурса (см. Помощь ро-дителям в воспитании детей, 1992), в которой он описывает четыре цели плохого поведения детей. Первая цель плохого поведения, выделяемого Р. Дрейкурсом, — получение внима-ния — вполне могла бы быть названа демонстративной агрес-сивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя гак, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) со-здается впечатление, что ребенок хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекается от него, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). В формуле жизненного стиля таких детей существует запись: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, отметить первым у доски или даже использовать такие соци-ально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно за-метить существенные изменения в их поведении, хотя родители обращаются за помощью только в том случае, когда у ре-бенка появляются уже те или иные невротические или психо-соматические проявления или ухудшается успеваемость в шко-ле. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения , то есть боязнь по-казать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недо-оценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в це-лом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения сво-его Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокированности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными те-лесные изменения: скованность движений, монотонность голо-са, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Рассмотрим нарушения психологического здоровья детей подрост- кового возраста. Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стре-мится компенсировать это чувство через проявление агрессии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстни-ки и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненорма-тивной лексики. Основная цель этого — унижение другого че-ловека, и негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность , которая по-зволяет ему в момент ее проявления почувствовать собствен-ную силу и значимость, поддержать чувство собственного достоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрес-сивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте при-нимает форму страха взросления , когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

У ребенка может присутствовать несколько нарушений, что затрудняет их различение.

Попробуем пофантазиро-вать. А что, если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоро-вым? Какую личность мы получим в случае полного отсут-ствия внешних стрессогенных факторов? Опасаемся, что до-вольно скучную, малоинтересную и к тому же абсолютно не-жизнеспособную. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внут-ренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы мо-гут модифицировать внешние воздействия. И еще раз под-черкнем, что для психологически здоровой личности необхо-дим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

(Использованная литература: Хухлаева О . В ., Хухлаев О . Е ., Первушина И . М . Тропинка к своему Я: каксохранить психологическое здоровье дошкольников. —М.: Генезис, 2004. 175 с.)

Статья в рамках Сетевой ГЭП

«Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения

через создание единого здоровьесберегающего пространства округа»

Тема экспериментальной работы в ЦПМСС «Ново-Переделкино»:

«Трансдисциплинарный подход в создании

адаптивной среды в образовательном учреждении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье: факторы риска нарушения

и оптимальные условия для его становления.

В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований - гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).

В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как " психически не болен, но психологически уже не здоров".

Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.

"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).

При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).

Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.

Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:

  • типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
  • семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).

В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.

Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:

  • наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
  • наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
  • наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
  • наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).

Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.

Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).

В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.


Мы провели собственное исследование, в основу которого было положено изучение корреляций психологического здоровья с другими личностными характеристиками. В результате были получены основные десять факторов психологического здоровья. Каждым из них можно так или иначе управлять. Ниже представлены эти десять факторов, от более значимых к менее.

1. Тревожность

Тревожность очень сильно понижает уровень психологического здоровья. На даже малозначительные события в личной жизни человек реагирует тревогой: «А вдруг?..», «А что если?..» Тревожность понижает настроение. Она разрушает деятельность, заставляя человека постоянно отвлекаться на разного рода сомнения (часто не относящиеся к делу). Тревожность вселяет пессимизм («Что ни делай, все равно будет плохо»). Тревожность заставляет больше верить в плохое, чем в хорошее. Тревожность заставляет избегать людей, ожидая от них угрозы.

Тревожность во много связана с неумением контролировать свои мысли, с низкой самодисциплиной. Мир вероятностен, в нем всегда есть место разного рода опасностям. Никто полностью не застрахован, например, от того, что прямо сейчас ему на голову не упадет метеорит, но стоит ли бояться этого?

Тревожный человек склонен переоценивать вероятность негативных событий. Поэтому борьбу с тревожностью надо начинать с . Важно уметь трезво оценить опасность.

Второй важный шаг – самодисциплина. Надо учиться распределять свои занятия во времени. Если очень хочется, например, переживать за собственное здоровье, для этого надо выделить специальное время. В это время можно переживать, думать о своем здоровье. В другое время нельзя. В другое время другие заботы.

Третий важный шаг – борьба с собственным малодушием. Многие тревожные люди проявляют это малодушие, что называется, на ровном месте: «Я не хочу сегодня идти на работу: меня там отругают, а я этого не перенесу». Хорошим советом будет здесь – последовательно развивайте собственную смелость, не преувеличивайте «психологический вред», который получаете.

2. Целеустремленность

Люди с высоким уровнем психологического здоровья отличаются целеустремленностью. Это проявляется как в общей целеустремленности (человек ясно видит то, что хочет, что ему предстоит преодолеть), так и ситуативной (человек обычно собран, настроен на деятельность, его сложнее сбить с этого настроя).

Люди с низкой целеустремленностью обладают меньшей цельностью поведения: сегодня они что-то активно делают, завтра же валяются в постели и придумывают себе всяческие отговорки. Такие люди часто становятся жертвами .

Поскольку вся жизнь человека состоит из деятельности, то важность этого обстоятельства, как говорится, сложно переоценить. Человек с низкой целеустремленностью всю жизнь проводит во внутренних конфликтах, самооправданиях, метаниях из одной крайности в другую.

Целеустремленным человеком стать не так просто, но и не так сложно. Для начале не надо от себя ждать каких-то резких изменений. Никакая «крутая психотехника» не поможет вам стать целеустремленным за час. Целеустремленность это тоже своего рода привычка. Надо, значит, ждать и последовательно развивать в себе эту хорошую привычку.

Как? Той же самодисциплиной, личными стандартами поведения. Для важного отводите больше времени (денег, иных ресурсов). Для второстепенного отводите времени и иных ресурсов меньше. Третьестепенное старайтесь вовсе исключить из жизни.

Перестаньте сомневаться в своих целях. Вы решили – и точка. Вы будете преследовать именно эту цель. Если вы все же понимаете, что рано или поздно придется пересмотреть цель, то поставьте определенные сроки. Скажем, пересматривать свои главные жизненные цели можно только на Новый год.

Избегайте тотального гедонизма. Если надо что-то делать, а не хочется, все равно это делайте. В конце концов, как гласит пословица, аппетит приходит во время еды. Вы втянетесь в деятельность, и она начнет вас радовать.

3. Обидчивость

Обида очень коварное чувство. Энергетически оно питается из (отложенной, скрытой агрессии). Обида заставляет человека делать что-то против собственной воли и разума. Обида может тлеть годами и становиться при этом еще ярче. Твоя выплеснувшаяся обида (словами, действием) может повлечь ответную обиду, в результате отношения с самым близким человеком могут быть навсегда испорчены. Обида заставляет подозревать окружающих в злом умысле. Обидчивость может способствовать формированию параноидальных черт характера. Хроническая обида наносит характерный отпечаток на поведение человека: он становится раздражительным, вспыльчивым, преобладает злобная и отталкивающая мимика. Обиженные склонны ощущать свой социальный статус приниженным. На них, как говорится, «воду возят». Обиженные склонны часами подряд вспоминать былые обиды и представлять свою месть: как и что можно сказать, что сделать для наказания. В реальной жизни обидчику может и сотой части не перепасть тех слов, которые ему говорит в своем воображении обиженный.

Чувство обиды, как уже было отмечено, может существовать годами. Питается, поддерживается оно именно переживаниями по этому поводу: чем больше переживаний, разных фантазий на эту тему, тем дольше это чувство существует. В этом и таится ключ к разгадке: надо просто перестать думать про свою обиду, и она со временем сама растает.

Считается, что можно человека просто простить за все его былые проступки. Есть даже специальный религиозный праздник, когда все друг друга прощают. Простить это, конечно, хорошо, но это ничего не изменит, если обиженный будет продолжат вспоминать былые обиды, былые переживания.

Если неприятные образы продолжают будоражить ваше сознание, самым хорошим будет для вас приучить себя к формуле вытеснения. В такие моменты просто давайте себе приказ позабыть неприятное и говорите ключевую фразу: «Да ну его!», «Наплевать!», «Надоело!» или тому подобную. Со временем эта формула вытеснения будет работать все лучше и лучше.

4. Склонность к невротическим состояниям

Возможно, у вас на самом деле не все в порядке с нервной системой. Возможно, проблема даже еще тяжелее. Не забывайте и не стесняйтесь обращаться к врачам-специалистам. Это, в конце концов, их работа.

Если вы чувствуете серьезные отклонения в своем здоровье, не надо заниматься самолечением.

А для профилактики невротических состояний можно посоветовать вести разумный, рациональный образ жизни. Не следует мучить свою нервную систему перегрузками на работе или учебе, алкоголем, никотином, наркотиками, кофеином и т.д. Надо высыпаться. Если в будние дни не получается выспаться, это можно сделать хотя бы в воскресенье. Питание должно быть сбалансированным. Большую часть времени лучше пребывать в спокойном состоянии.

5. Подверженность стрессам

Люди, часто испытывающие стресс, имеют меньший уровень психологического здоровья. Это легко объясняется: нервная система перенапрягается, выходит из равновесия, становится неуправляемой.

Стресс связан не только с уровнем внешней нагрузки, но и вашей собственной готовностью перенести эти нагрузки. Для профилактики стрессов, получается, самое хорошее это... испытывать стресс. Только делать это надо дозированно, осторожно.

Стресс может быть связан, например, с работой: когда, например, за один день надо сделать столько, сколько не успел сделать за две недели. Естественный вывод: надо равномерно распределять нагрузку.

Огромное разрушающее действие на психику оказывает сильный эмоциональный стресс: погиб любимый человек, на ваших глазах трамвай переехал человека, пожар дома, неожиданно уволили на работе и т.д. Во многих таких ситуациях люди просто «теряют голову», они неспособны регулировать свое состояние. В таких ситуациях хорошо, если найдется рядом кто-то близкий, который поможет пережить событие: скажет несколько успокаивающих слов, отвлечет внимание, вызовет специалиста, сам нальет успокоительного и т.д.

Тем не менее и к такого рода событиям тоже можно быть готовым. Приучайте себя к спокойствию, к поиску рациональных выходов из ситуации. Самое главное – не доверяйте свою жизнь эмоциям. Эмоции основаны на слепых инстинктах. Эти слепые инстинкты к тому же часто между собой слепо конфликтуют.

6. Самоуверенность

Хорошее качество для психологического здоровья. Самоуверенность помогает человеку ощутить в себе в полную меру свои собственные силы. Самоуверенность не дает унывать в сложных ситуациях. Самоуверенность вселяет оптимизм.

Что можно посоветовать для развития самоуверенности? Подходите к жизни с позиции силы: плачем, жалобами вы многого не добьетесь. Ощущайте в себе власть над жизненными обстоятельствами. Реальную, конечно, власть, а не выдуманную. Понимайте, что вы можете изменить, а что не можете. Последовательно накапливайте свои силы: и физические, и интеллектуальные, и собственнические, и социальные. Не беритесь сразу за много дел. Лучше делать что-то одно, но хорошо. Старайтесь найти свою нишу в обществе. Понимайте, какую реальную пользу вы можете оказать людям, чтобы они взамен вам дали деньги или иной ресурс.

7. Утомляемость

Плохое качество для психологического здоровья. Утомляемые люди часто не доводят начатое до конца, теряют интерес и т.д. В том числе это порождает многие внутренние конфликты.

Для снижения утомляемости, естественно, первое средство это физкультура и спорт. Также не следует забывать про здоровое питание, самодисциплину и в целом здоровый образ жизни.

8. Проблемы с настроением

Здесь имеются в виду две особенности: склонность к сниженному настроению и склонность к перепадам настроения.

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Вообще склонность к сниженному настроению это скорее симптом плохого психологического здоровья. Но все-таки оно может рассматриваться и как причина оного: сниженное настроение, как и тревожность, разрушает деятельность, общение, заставляет метаться из стороны в сторону и т.д.

Сниженное настроение во многом является следствием утомляемости (см. предыдущий пункт).

Проблемы с настроением часто возникают из-за низкой целеустремленности.

Другая причина – неполадки в отношениях с другими людьми, частые ссоры и конфликты.

9. Социальная фрустрированность

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Каждый человек нуждается в общении (хотя в разной степени), в некотором социальном статусе. Когда он чувствует себя изгоем, то сильно меняется Я-концепция, резко понижается самооценка, развиваются внутренние конфликты.

Не всякое общение одинаково полезно. Здесь можно посоветовать, с одной стороны, иметь хорошего друга (друзей), с которыми можно обсудить любые волнующие вопросы. С другой стороны, попробуйте заняться общественной деятельностью, пусть даже не очень значительной. Социальная активность и расширит круг ваших контактов, и позволит почувствовать себя полноценным субъектом общественной жизни.

10. Чувствительность

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Чувствительность (сенситивность) делает вас уязвимым по отношению к разного рода вербальной агрессии. Люди часто говорят просто какие-то вещи, которые пришли им на ум. Или они просто хотят повеселить себя и окружающих. Не следует чувствительно на все реагировать.

Можно себе говорить фразы вроде такой: «Я за бетонной стеной, меня это не касается».