Эмоциональные и волевые психические процессы. Общая психологическая характеристика деятельности

Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F7 Умственная отсталость

F8 Расстройства психологического (психического) развития

F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное психическое расстройство

4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.


Похожая информация.


Выше в связи с разными вопросами уже говорилось о психической деятельности. Здесь, в специальной главе, нам придется повторить важнейшие определения.

Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека.

Психическая деятельность это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность (ВНД) – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Представление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.

Таким образом, материальной базой психической деятельности являются физиологические процессы в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сигналов. Прообразом психической деятельности человека является психонервная (рассудочная) деятельность животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей). Животное может правильно решать задачу в ситуации, в которой оказалось впервые, при этом используется предыдущий опыт. Примером может служить экстраполяционная деятельность. Например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л. В. Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который некоторый период времени двигался за перегородкой. Животное определяло, где должен появиться предмет без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объектов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей, т.е. на поверхности тела и в окружающей среде.

Восприятие (от лат. perceptio – восприятие) – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые.

В основе опознания лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от них доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется новый образ, но и в этом случае происходит сличение поступающей в данный момент информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях мы их узнаем.

Представление формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память – это способность организма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление является одним из видов психической деятельности.

Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие по сравнению с другими животными способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов памяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации, что наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обработки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.

Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры относительно положения тела в пространстве, от зрительной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лим-бической системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с помощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.

Внимание состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания есть начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полушарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некоторые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты, учение о которой разработал А.А. Ухтомский.

Выделяют два вида внимания : непроизвольное и произвольное (волевое). Непроизвольное внимание – это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. В процессе общественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, и проявляется в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможении остальных зон коры. Электрофизиологически внимание выражается в локальном подавлении α-ритма или же в изменениях поздних вызванных потенциалов (Р 300).

Воля степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.

Эмоция как одна из форм психической деятельности рассмотрена в разделе 7.3.

Раздел 1. Введение

Понятие о психической деятельности

Психика человека – это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой. Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т. п.).

Психика человека в отличие от психики животных приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.

1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5. Преломляется через индивидуальность человека.

6. Носит опережающий характер.

У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам.

Высшим уровнем развития психики является сознание – свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает эти знания. К ним относят ощущения, восприятия, представления, память, мышление, эмоции, воображение и др. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности и включает в себя многообразие неосознанных тенденций – побуждений его непроизвольной деятельности. В XVIII – XIX вв. представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного.

Бессознательное – это сфера психического отражения, не осознаваемая субъектом. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Психическая жизнь любого человека проявляется чрезвычайно разнообразно. Выделяют 3 группы психических явлений.

1. Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющих начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Окончание одного психического процесса связано с началом нового, что приводит к непрерывности психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, представление, внимание); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. п.). Они обеспечивают первичное формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

2. Психические состояния – это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. д.). Выделяют 4 вида психических состояний:

1) мотивационные (желания, стремления, интересы, страсть);

2) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

3) волевые (инициативность, целеустремленность, решимость, настойчивость);

4) состояние различных уровней организованности сознания (внимательность, наблюдательность).

3. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

Биологической основой, субстратом психической деятельности является нервная система, представленная иерархической структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Работа нервной системы обеспечивает контакты с внешним миром; реализацию намеченных целей; координацию и согласование работы внутренних органов; целостную адаптацию организма. В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нервная клетка – нейрон.

Выделяют центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы.

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер. Рефлекс – это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении, называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.

1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр – спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.

2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в железы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизни) и безусловные (врожденные).

Безусловные рефлексы можно назвать также прирожденными, видовыми, постоянными, стереотипными. Сложность их очень различна. Они могут быть весьма примитивными и представленными двухнейронной дугой и могут быть образованы весьма сложной системой нейронов и представлять собой безусловные специальные сложнейшие рефлексы, или инстинкты, анатомическим субстратом которых являются ближайшие к большим полушариям подкорковые узлы (центральные, или базальные, ганглии).

Биологическое значение безусловных рефлексов очевидно – они необходимы для достижения уравновешенности организма с внешней и внутренней средой.

Условные рефлексы, в отличие от безусловных, постоянно образуются во время индивидуальной жизни и отвечают на какой-либо постоянный раздражитель не стереотипно, как безусловные рефлексы, а реагируют в зависимости от многообразных изменений окружающего мира.

Химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма преобразуют в нервные импульсы специальные нервные образования – рецепторы (от лат. receptor – принимающий). По месту своего расположения и по выполняемым функциям рецепторы могут быть разделены на экстерорецепторы, интерорецепторы и проприоцепторы. В соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механо-, термо-, фото-, хемо– и электрорецепторы.

Прием и анализ сенсорной информации осуществляет функциональная единица нервной системы, обозначаемая как анализатор . Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный и другие анализаторы.

В каждом анализаторе можно выделить три отдела.

1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в нервный импульс.

2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому нервные импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.

3. Центральный отдел, состоящий из релейных (переключательных) подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.

Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших отделов.

Кора больших полушарий представляет собой орган высшего синтеза и анализа получаемых организмом раздражений. Речь идет при этом об анализе и синтезе не только раздражений, приходящих из окружающей среды, но и раздражений, исходящих из внутренней среды самого организма. Кора больших полушарий регулирует не только приспособление организма к внешней среде, но и нормальную работу внутренних органов и тканей. Таким образом, кора больших полушарий объединяет и регулирует все функции организма.

Анализ и синтез конкретных, непосредственных раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды, составляют функцию первой сигнальной системы, свойственной всем животным, в том числе и человеку. Но у человека имеется и вторая сигнальная система, осуществляемая словом, значение которой огромно, так как только эта система сделала человека человеком, сделала возможными речь, отвлечение от конкретного, обобщение и мышление.

Нервную деятельность, как безусловнорефлекторную, так и условнорефлекторную, характеризуют основные физиологические процессы – возбуждение и торможение, причем и возбуждение, и торможение представляют собой, по И. П. Павлову, лишь разные стороны одного и того же процесса.

Большое значение имеет для клиники учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основу классификации типов составляют три основных свойства нервной системы: сила основных процессов (процессов возбуждения и торможения), уравновешенность их между собой и их подвижность. По силе основных процессов животные делятся на сильных и слабых, сильные – на уравновешенных и неуравновешенных, сильные уравновешенные – на подвижных и инертных.

Сила определяется как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивно протекающих процессах; подвижность – как способность быстрого перехода от одного процесса к другому; уравновешенность – как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.

В последующем к этим свойствам были добавлены динамичность (способность мозговых структур к быстрому ответу при формировании условных реакций), лабильность (скорость возникновения и окончания нервных процессов) и активированность (индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения). Свойства нервной системы в основном генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении.

Распространение тормозного процесса в коре больших полушарий создает гипнотическое состояние, или сон. Различают два вида сна: сон активный и сон пассивный. Активный сон обусловливается активным процессом торможения, возникающим первично в коре больших полушарий и ограничивающимся корой или отдельными ее частями или же распространяющимся на подкорку и нижележащие центры. Пассивный сон обусловливается ослаблением притока импульсов к коре с периферии или их блокированием. Биологическое значение сна очень велико, поскольку он представляет собой охранительное торможение.

Структурные и функциональные основы мозговой деятельности

Современные гипотезы, касающихся этиологии и патогенеза психических расстройств, механизма действия лечебных средств, напрямую связаны со структурными и функциональными основами функционирования нервной системы. При этом важное значение придается особенностям развития мозга, нейрохимическим аспектам деятельности синапсов и рецепторов.

Важнейшие функции мозга, связанные с восприятием, переработкой и проведением информации, в соответствии с которой осуществляется взаимодействие организма с внешней средой, обеспечиваются около 10 млрд нервных клеток, определенным образом организованных, образующих специализированные структуры, для которых характерна высокая оперативность, специфичность и пластичность.

Основными структурными элементами нервной системы являются нервные клетки и их отростки. Кроме этих основных элементов, составляющих паренхиму нервной системы, ее образуют и элементы глии, которая частично образуется, как и нервные клетки, из эктодермы (эктоглия), а частично из мезодермы (мезоглия).

Глиальные клетки включают астроглию, олигодендроглию, микроглию. Функции микроглии мало изучены. Астроглия способствует нормальному функционированию нервных клеток, принимает участие в воспалительных процессах и ликвидации их последствий. Олигодендроглие отводится важная роль в миелинизации нервных волокон, регуляции водного обмена.

Желудочковые поверхности головного мозга покрыты эпендимными клетками, которые содержат многочисленные микроворсинки и реснички. Клетки эпендимы принимают участие в процессах ликворообмена.

Сосудистое сплетение мозга представлено «гроздьями» ворсинок, состоящих из капилляров, покрытых эпителиальными клетками. Их основная функция связана с обменом веществ между кровью и цереброспинальной жидкостью.

Опорную ткань мозга представляют также сосуды и соединительная ткань мезодермального происхождения, располагающиеся в веществе головного и спинного мозга и в периферических нервах, формирующие оболочки, окружающие спинной и головной мозг и фиксирующие их в позвоночном канале и в черепной коробке, а также соединительнотканные периневральные и эндоневральные образования периферических нервов.

В процессе эволюции центральной нервной системы позвоночных ведущим моментом является завоевание первенства конечным, или большим, мозгом, у низших позвоночных имеющим незначительные размеры, а у высших, в частности у приматов и особенно у человека, далеко превышающим все остальные отделы центральной нервной системы вместе взятые. В самом же большом мозге имеет место все большее развитие коры – органа условнорефлекторной деятельности – по сравнению с центральными узлами или ближайшей подкоркой – органом высшей безусловяорефлекторной, или инстинктивной, деятельности. Завоевание в процессе эволюции первенства большим мозгом, а в пределах большого мозга его корой тесно связывается с соответствующими изменениями и в остальных отделах центральной нервной системы.

Верхним слоем полушарий головного мозга является кора головного мозга, содержащая нервные клетки, пучки афферентных и эфферентных нервных волокон. Филогенетически выделяют новую кору (неокортекс), старую (архикортекс), и древнюю (палеокортекс).

Развитие борозд, извилин, слоев, мозговых ядер происходит в результате целого ряда процессов: специфической клеточной миграции, специфического роста нервных отростков, участия «маркеров места» мозговых структур и т. д.

Области коры больших полушарий развиваются в последовательности, соответствующей порядку дифференцирования и усовершенствования органов чувств, обогащения рецепторов и прогрессирующего усовершенствования форм движения.

Долгое время существовали лишь два основных структурных уровня изучения организации мозга: клеточный (характеризующийся цито– и миелоархитектоникой) и макроанатомический.

Макроанатомический уровень выделяет ядра – большие обособленные группы клеток и слои – в экранно организованных отделах нервной системы, а также тракты, соединительные пучки волокон. Гистологическое строение коры хорошо изучено и характеризуется наличием горизонтальных слоев, содержащих нервные клетки различного строения, размеров, формы.

В мозге высшего позвоночного насчитывается около 260 мозговых ядер и 80 трактов. Расшифровка топического представительства в различных ядрах и слоях мозга точек тела (сомы), полей сетчатки, звуковых тонов, различных запахов, обнаружение упорядоченных проекций неизвестной природы явились крупнейшим достижением последних лет. По классификации К. Бродмана в коре головного мозга выделяют 11 областей и 52 поля, в зависимости от особенностей цитоархитектоники.

В последние годы был выделен еще один структурный уровень организации мозга – уровень модулей. Модуль является функциональной единицей, строительным блоком, регулярно повторяющейся структурой, объединяющей от десяти до тысячи нейронов, выполняющих определенную функцию, и имеющей в мозге различные пространственные формы (J. Szentagothai и соавт., 1981, J. Eccles, 1981). В «модули» выделяются отдельные функциональные группы нейронов, объединяющие от десяти до тысячи клеток и имеющие в мозге различные пространственные формы. Таким образом, функционально целостный модуль характеризует система соединений.

По мнению Rockel A. et al. (1980), если условно выделить в коре цилиндр диаметром 30 мкм, проходящий через все слои коры и включающий 110 нейронов, то примерно он будет соответствовать 1 модулю.

Модульный уровень организации мозга обеспечивается процессами образования разных типов нервных клеток, клеточной дифференциацией и установлением внутри модуля синаптических связей; дегенерацией функционально «избыточных» нейронов, уменьшением количества синапсов в последующем развитии.

По функциональным особенностям в коре головного мозга можно выделить три типа областей. Сенсорные зоны обеспечивают прием и анализ афферентных сигналов, идущих от специфических ядер таламуса. Моторные зоны связаны внутрикорковыми связями с сенсорными областями. Выделяют также ассоциативные зоны, не имеющие прямых афферентных или эфферентных связей с периферией, но связанные с сенсорными и моторными зонами.

Нервная клетка – нейрон – является основной структурной единицей нервной системы. Нервные клетки отличаются чрезвычайным разнообразием и по своей величине, и по своей форме, и по характеру своих отростков. Нейроны динамически поляризованы: одни их отростки, аксоны, являются эфферентами, т. е. проводят возбуждение только в направлении от клетки, другие, дендриты, представляют собой афференты, т. е. проводят возбуждение только в направлении к клетке. Каждый нейрон обладает только одним аксоном. Количество же дендритов весьма различно у различных типов нейронов.

По характеру аксонов нервные клетки делятся на клетки первого типа и на клетки второго типа. Клетки первого типа характеризуются длинным аксоном, отдающим на своем протяжении боковые ветви, коллатерали, посредством которых он вступает в контакт со многими другими нейронами. Коллатерали, так же как и сам аксон, на своем конечном этапе распадаются на конечные ветвления, которые образуют контакты, или синапсы (в форме пуговок или колечек), с шипиками, покрывающими дендриты других нейронов (аксодендритические синапсы), или же с самим телом других нейронов (аксосоматические синапсы).

Аксоны, покидая серое вещество, направляются на периферию в составе периферического нерва, или же вступают в белое вещество спинного или головного мозга, направляясь к тем или иным скоплениям клеток и образуя проводящие пути центральной нервной системы, восходящие или нисходящие в зависимости от их направления.

Клетки второго типа характеризуются коротким аксоном. Если в клетках первого типа аксон сохраняет на большом протяжении свою самостоятельность и только отдает боковые коллатерали, то в клетках второго типа он делится вблизи от клетки на свои концевые ветвления. Такие клетки обозначаются как вставочные клетки, так как значение их сводится в основном к переключению получаемых импульсов на многие соседние нейроны.

Размеры нервных клеток могут быть различны – от 5 до 100 мкм в диаметре. Тело нервной клетки содержит ядро, которое большей частью светлое, поскольку весь хроматин сосредоточен в сильно окрашенном и резко выступающем ядрышке. В цитоплазме нервной клетки выявляются различные органеллы: ядро, митохондрии, эндоплазматический ретикулум (гладкий и шероховатый), расположенные на цистернах эндоплазматического ретикулума и в свободном пространстве рибосомы и полисомы, комплекс Гольджи и различные внутриклеточные включения (гранулы гликогена, липидные капли, скопления частиц пигмента в особых нейронах и др.), везикулы, а также лизосомы. В цитоплазме содержится субстанция Ниссля (тигроидное вещество), которая представляет собой группы параллельно расположенных цистерн шероховатого эндоплазматического ретикулума, а также нейрофиламенты и нейротрубочки.

Как уже указывалось, от тела нейрона отходят отростки – аксон и многочисленные ветвящиеся дендриты. Длина аксонов различных нейронов колеблется от 1 мм до почти 1 м. Аксон заканчивается, разделяясь на терминали, которые участвуют в образовании синапсов на телах и дендритах других нейронов. Синапсы, нейрофиламенты и нейротрубочки по современным представлениям являются субстратом проведения нервного импульса. Синапсы могут быть аксосоматическими, когда аксон одной клетки заканчивается на теле (соме) другой клетки, аксодендритными – аксон одной клетки контактирует с дендритом другой, аксо-аксональными – когда аксон одной клетки заканчивается на аксоне другой клетки.

Типичный синапс представлен пресинаптической мембраной, постсинаптической мембраной и расположенной между ними синаптической щелью. Пресинаптическая мембрана (терминаль) является окончанием аксона, содержит нейрофиламенты, нейротрубочки, митохондрии, а также синаптические пузырьки. В синаптических пузырьках содержатся медиаторы (нейротрансмиттеры). Постсинапс характеризуется наличием постсинаптического утолщения, представленного мембраной клетки с расположенными на ней рецепторами.

Взаимодействие пресинапса и постсинапса обеспечивается благодаря переносу нейротрансмиттера через синаптическую щель. Нейротрансмиттер (медиатор) выделяется из пресинапса, связывается с рецепторами постсинаптической мембраны, частично инактивируясь в синаптической щели.

Распознавание рецепторами медиаторов обеспечивается специфичностью структурного соответствия их молекул. В результате запускается комплекс внутриклеточных реакций, приводящих к изменению функционального состояния нейрона.

Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И.П.Павлов отмечал, что физиология и психология изучают общий объект - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению данных функ­ций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.

Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопро­вождаться физической работой. Психическая деятельность -функция целого организма. При психической деятельности про­исходит переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному, что получило отражение в понятии интериоризации. Потребности и вызываемые ими мотивы выступают как цели деятельности, содержание и формы которой определяются об­щественно-историческими факторами, общественными соотно­шениями и опытом человека. Цель деятельности выступает как концептуальная модель желаемого, возникающая в сознании человека, где личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальной базой психической деятельно­сти человека являются физиологические процессы в виде пат­тернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нерв­ных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сиг­налов. Основное значение психических процессов состоит в при­способлении человека и животных к окружающей среде. Прообра­зом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), на­правленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место экстраполяционная (рассудочная) деятельность: например, предвидение местоположе­ния объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в ка-



кой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстриро­вано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение опре­деленного времени двигался за перегородкой. Животное опреде­ляло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта. Психическая деятельность - составная часть ВИД, поскольку ВИД может протекать осознанно и подсозна­тельно, а психическая деятельность является осознаваемой.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля.

А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной дейст­вительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психи­ческой деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возмож­ность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде.

Б. Восприятие (от лат. регсер(ю - восприятие) - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.

Важным звеном восприятия является опознание предмета, яв­ления. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциа­тивных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее уз­навание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осозна­ваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, воспри­ятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся пред­меты, явления, то формируется их образ. При повторных воздейст­виях мы их узнаем.

В. Представление - идеальный образ предмета, явления, кото­рые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.Г. Мышление - это процесс познания и накопления информа­ции и опыта и оперирование знанием, т.е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией. Мышление - один из видов психической деятельности.

1. Виды мышления.

Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адек­ватном поведении, направленном на удовлетворение биоло­гических потребностей. Оно свойственно человеку и живот­ным. Физиологическую основу элементарного мышления со­ставляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигналь­ной системы (см. раздел 6.11.1). Оно свойственна только че­ловеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мыш­ления, основанная на рассуждении, состоящем из последова­тельного ряда логических звеньев, каждое из которых зави­сит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов па­мяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно - уве­личением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку инфор­мации. Оно наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обра­ботки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.

2. Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсор-ной коры относительно положения тела в пространстве, от зри­тельной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интер­претировать специфическую информацию от органов чувств. Наи­более сложная часть ин тегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимби-ческой системой, которая придает эмоциональный характер пе­рерабатываемой информации. Получая разнообразную инфор­мацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с по­мощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное

значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отде­лами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обу­словливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долго­временной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятельно­стью височной коры.

Д. Внимание - состояние активного бодрствования, характери­зующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в на­правленности психической деятельности на определенный объект. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к дру­гому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания - это начало исследова­тельского поведения, приспособительной осознаваемой деятель­ности организма, отбора необходимой информации. В физиоло­гическом плане в основе внимания лежит ориентировочный реф­лекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полу­шарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некото­рые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Для понимания механизма внимания привлекается концепция о доминанте (А.А.Ухтомский).

Выделяют два вида внимания - непроизвольное и произволь­ное (волевое). Непроизвольное внимание - это врожденный про­цесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий организма. В процессе об­щественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием; внимание, подчиняющееся воле че­ловека, называется волевым (произвольным). Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социаль­ного развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека.

Е. Воля - степень выраженности стремления в достижении це­ли. Важнейшими волевыми качествами личности являются реши­тельность, выдержка, настойчивость, способность к самостоя­тельным действиям и поступкам.Ж. Влияние сенсорного притока на психическую деятельность,

У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музы­ки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вер­бальный и невербальный интеллект, улучшает умственную рабо­тоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного раз­вития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследо­вания; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нараста­ние целенаправленной двигательной активности, коммуникабель­ности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии «1-ритма и усиление внутри- и межполушар-ной когерентности для 6- и а-ритмов.

Психическая деятельность –это субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – это базисный элемент других форм психической деятельности. С помощью ощущений имеется возможность определить качество раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный и др.), а также определить локализацию раздражителей. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность.

Восприятие – оно заключается в узнавании предмета, явления, а также в формировании нового образа предметов или явлений. Предметы или явления действуют на рецепторы, затем информация поступает в проекционные зоны коры, а затем в ассоциативные. Там поступающая информация или сопоставляется (сличается) с хранившейся в памяти и происходит узнавания, либо формируется новый образ.

Система двусторонних связей ассоциативных областей коры, в особенности лобных отделов, с лимбическими и ретикулярными регуляторными структурами определяет высокую пластичность процесса восприятия и его адекватность текущей ситуации.

Нейроны ассоциативной коры обладают важнейшими отличительными особенностями: 1) конвергенцией стимулов разной модальности (нейроны полимодальны), что нреобходимо для полного описания и опознания объекта; 2) высокой пластичностью, обеспечивая вовлечения в реакции в зависимости от конкретных условий; 3) способностью реагировать избирательно на сложные объекты, приобретающие определенную значимость.

Внимание состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности. Появление внимания – это есть начало исследовательской деятельности, отбора информации. В физиологическом плане – внимание лежит в основе ориентировочного рефлекса. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, переходу от одного уровня бодрствования к другому более высокому. Внимание может быть непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание – врожденное, осуществляемое при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Произвольное (волевое) внимание выражается в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, это продукт социального развития человека. Ведущая роль принадлежит лобным отделам коры больших полушарий и в физиологическом плане это проявляется в локальной активации определенных участков коры и торможении остальных зон коры больших полушарий.

При внимании структуры, ответственные за анализ и обработку информации, испытывают облегчающее влияние со стороны модулирующей системы мозга, с которой они связаны. Важнейшая закономерность организации внимания – регуляция этого взаимодействия со стороны структур лобной коры. В лобных отделах обработанная информация о стимуле интегрируется с информацией о состоянии мотивационно-эмоциональных структур, поступающей от лимбической коры, ствола и таламуса.


Внимание облегчает все этапы осуществления познавательной деятельности. Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания и регуляции активационных влияний. Это достигается регулирующими влияниями лобной коры через ассоциативные ядра таламуса. В механизмах локальной активации значительная роль принадлежит структурам лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лимбическая кора) и их связям с лобной корой.

Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Характеризуется такими качествами, как решительность, выдержка, настойчивость и т.д.

Мышление – процесс накопления информации и навыков, а также оперирование этими знаниями.

Мышление бывает элементарным (конкретное) и проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным, и физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление свойственно только человеку и развивается со становлением второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обуславливает последующее.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Направленность мышления на решение определенных задач определяется потребностью, которое осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации. Затем принятие решения и выбор оптимального пути достижения поставленной цели; в конце – решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос, что сопровождается сличением полученных результатов. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления.

Отсюда ясно, что в обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, как корковые, так и подкорковые образования. Нейропсихологическими исследованиями выявлена специализированная роль переднее- и заднеасоциативных областей коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности. Выполнение вербально-логических операций вовлекает переднеассоциативные отделы. Больные с нарушением функций лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученные результаты с исходными условиями задачи.

Лобные доли имеют обширные связи с лимбической системой мозга, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами ЦНС, особенно с височной корой, которая участвует в процессах памяти. Патология лобной коры ведет к нарушению составлению планов на будущее, что связано с извлечением информации из долговременной памяти, а это как раз обеспечивается височной корой.

В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. Для левого полушария характерна роль в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, а правого – в решении пространственных задач. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. Но следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

Эмоции

Эмоции (чувства) – выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия.

Имеется несколько критериев для классификации эмоций по интенсивности и длительности. Выделяют положительные и отрицательные эмоции, из них основные такие, как радость, страх, гнев, интерес, удивление, горе, отвращение, презрение, вина, стыд и т.д.

Известны три основные теории возникновения эмоций:

1. Биологическая – эмоция связана с появлением потребности. Если потребность удовлетворена, то могут возникнуть положительные эмоции, если нет – возникают отрицательные пока не будет достигнута цель.

2. Потребностно-информационная теория – в основе появления эмоций лежат потребности и информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Если объем информации достаточен, то возникают положительные эмоции, а если нет – отрицательные эмоции.

3. Для удовлетворения потребности необходима информация, время и энергия.

Если у организма недостаточно информации, времени и энергии, то возникает состояние напряжения.

Ни одна из данных теорий не может объяснить все причины возникновения тех или иных эмоций. Обобщающим фактором, вызывающем эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются лимбическая система мозга, лобные и височные доли коры больших полушарий.

Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводит к стремлению животных к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центы удовольствия и неудовольствия.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Важную роль в организации поведенческих реакций и регуляции активационных процессов играют лимбические структуры со связями с ассоциативными областями коры.

В нейрофизиологических исследованиях выявлена роль лобной и височной коры. При поражении лобных долей отмечаются глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. При височном поражении, особенно справа. Нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Показано, что при правостороннем поражении ассоциативных отделов коры возникает состояние эйфории и беспечности. Левостороннее поражение приводит к преобладанию озабоченности и тревожности. Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательными эмоциями, а левого – с позитивными.

Особенности высшей нервной деятельности человека
Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенность его ВНД.

И.П. Павлов считал. Что специфика ВНД человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения.

Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом простой ассоциации по типу «слово-предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реальным физическим раздражителем, оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Эта система конкретных, непосредственных чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира становится более совершенной - с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. Слово выделяет существенные признаки предмета, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным.